Open
Close

Формы некоммерческих организаций. Четыре мифа о некоммерческих организациях

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Граждане, имеющие необходимый опыт, знания и оборудование решили создать автошколу в целях обучения вождению будущих автолюбителей. В данной ситуации, как правило, создается негосударственное образовательное учреждение либо автономная некоммерческая организация.

4. Несколько адвокатов, сведения о которых внесены в один региональный реестр адвокатов, в целях совместного осуществления адвокатской деятельности могут зарегистрировать некоммерческую организацию в форме коллегии адвокатов . В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» коллегия адвокатов действует не только на основании устава, утверждаемого ее учредителями, но и на основании заключаемого ими учредительного договора.

Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.

Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.

Фонд

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

Благотворительный фонд

Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.

Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.

Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета - контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.

Учреждение

Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.

Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.

Ассоциация или союз

Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов . В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Общественное объединение

Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

Общественные объединения могут быть созданы в виде:

  • общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
  • общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение , преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
  • общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
  • общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
  • политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).

По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица - общественные объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Коллегия адвокатов

Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.

Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.

Адвокатское бюро

Это некоммерческая организация, созданная двумя или более адвокатами для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Сведения об учреждении адвокатского бюро вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, а его учредители заключают между собой партнерский договор, содержащий конфиденциальную информацию и неподлежащий государственной регистрации. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия и направить их на оказание юридической помощи от имени всех партнеров.

По истечении срока действия партнерского договора члены адвокатского бюро вправе заключить новый партнерский договор. Если в течение месяца со дня прекращения действия прежнего не заключен новый партнерский договор — адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения действия партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам в отношении своих доверителей и третьих лиц.

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.

Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, для кооператива Закон предусматривает осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между участниками кооператива либо идут на иные нужды, установленные общим собранием участников.

Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.

К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.

Наименование кооператива указывает на специфику и виды деятельности данного юридического лица. Так, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы подразумевают, что на момент учреждения кооператива полностью готового к эксплуатации объекта (многоквартирного жилого дома, дачного строения, гаражей и т.п.), на который кооператив впоследствии приобретает права, не существует. В то время как при учреждении жилищного, дачного или гаражного кооператива данные объекты уже существуют.

Паевые взносы используются для ведения торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (например, жилищно-строительные кооперативы), так и в форме потребительского общества (районного, городского и т. д.), и как союз потребительских обществ (районный, областной, краевой и т.д.), представляющий собой форму объединения потребительских обществ. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз». Все эти требования нашли свое отражение в законе.

Религиозное объединение

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.

Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Национально-культурная автономия

Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Некоммерческая организация в форме национально-культурной автономии создается на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Согласно Закону РФ «О национально-культурной автономии», национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными или федеральными.

Различия между формами некоммерческих организаций определяются в Российском законодательствеболее широким набором признаков по сравнению с коммерческими организациями. К числу этих признаклв относится характер

    целей деятельности организации,

    имущественные права учредителей,

    состав учредителей,

    наличие или отсутствие членства в организации.

Запрет на распределение прибыли является единым для всех форм некоммерческих организаций. Вместе с тем законодательство в странах с рыночной экономикой обычно содержит позитивные характеристики возможных целей создания и деятельности данного предприятия. В европейском и американском законодательстве проводятся различия между тремя типами целей, а именно принесение пользы обществу и обеспечения общественых интересов, принесение пользы своим членам и одеспечение взаимной выгоды, религиозные цели.

К числу целей или направлений деятельности , которые рассматриваются в качестве приносящих пользу обществу, как правило, относят следующие: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, просветительство, защита оруж.среды, защита прав человека.

Организации, цели создания которых связанны с обеспечением интересов членов этих организаций являются следующие: профессиональные союзы и общества, ассоциации предпринимателей, торговые ассоциации и палаты, клубы, союзы ветеранов и т.д.

Согласно Российскому законодательству некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, а также образовательных, научных и управленческих целей, целях охраны здоровья, развития физкультуры и спорта. Удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, напрвленных на достижение общественной пользы. К некоммерческим организациям отнрсятся следующие:

    потребительский кооператив

    общественная или религиозная организация

    Некоммерческое партнерство

    автономные некоммерческие организации

    учреждения

    Гос. корпорация

    объединения юридических лиц в ассоциации или союзы.

Данный перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих участников. Создание потребительского кооператива осуществлятся путем объединения имущественных паевых взносов его членов. Члены данного кооператива несут субсидарную ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов и для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Члены общественых и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, передаваемое этим организациям, в том числе и на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качествеих членов. В свою очередь организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство - это организация, созданная для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, передаваемое некоммерческому партнерству его членами является собственнгстью партнерства. Слены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главной особенностью этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе из партнерства или ликвидации организации бывший ее член может получить часть имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при вступлении в данное партнерство.

Фонд используется для различных значений. Фонд как форма некоммерческой организации создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, спортивные и иные общественно-полезные цели. Фонд - это организация, не имеющая членства. Учредители фонда утрачивают свои права на переданное имуществ и имущество принадлежит самому фонду. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своихучредителей. В целях конроля за деятельностью фонда в нем должен быть создан попечительский совет, осуществляющий надзор за его деятельностью, пинятие другими орагнами фонда различных решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства. При этом попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. безвоздмездно.

Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущеатвенных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, а также иных услуг. Данная организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданные ими в собственность данной организации. Учредители не отвечают по обязательствам автономной некомперческой организации, она же в свое время не отвечает по обязательствам своих учредителей. Виесте с тем, учредители осуществляют надзор за деятельностью данной организации в порядке предусмотренном уставными документами. При этом такая организация должна иметь высший коллегиальный орган управления. Формв фонда и автономной неклммерческой организаци очень близки. Различие состоит в целях создания и в порядке управления. Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, науки и т.д. Цели создания фонда являются более общими: социальные, благотворительные, культурные и иныз общественно полезные цели. Функциональнвя роль фондов в странах с рыночной экномикой состоит в том, чтобы аккомулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, шранты, пособия и т.д.

Учереждения представляют собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Учреждения могут быть гос, муниципальными и частными. Собственник полностью или чстично финансирует учреждение и несет субсидарную ответственность по его обязательствам. Учреждение использует имущество собственника в соответствии с целями его создания. Соответствено, учреждение обладает меньшей самостоятельностью чем некоммерческие организации других форм.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основании федерального закона федеральным органом власти для осуществления социальных управленческих и иных общественно- полезных функций. Имущество переданное гос. корпорации становится его собственностью и гос-во не отвечает по обязательствам корпорации.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эти организации не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль.

Благотворительная организация - это особый вид некоммерческих организаций, которые могут создаваться в формах общественной организации, фондов или учреждения. Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Закон предъявляет к благотворительным организациям более жесткие требования, чем к прочим некоммерческим организациям. Но при этом гос-во предоставляет благотворительным организациям дополнительные преимущества в виде налоговых льгот. Благотворительной деятельностью называется добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной или на льготных условиях передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, оказания услуг или предоставления иной поддержки.

Не государственная некоммерческая организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности регестрируется как благотворительная организация, при этом имеет коллегиальный высший орган управления, члены которого выполняют свои обязанности безвозмездно. При этом имеется ряд ограничений на использование имущества благотворительных организаций.

    не допускается участие благотворительной организации в хоз. обществах с другими лицами.

на оплату труда административно-управленческого персонала организация может затрачивать не более 20% от общей суммы средств, расходуемых ею за финансовый год.

  • на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80%, поступивших за финансовый доход от нерелизационных операций,поступления от учреждений иного характера, хоз. обществ и доходов, от разрешенных законом доходов предпринимательской деятельности.

    Не менее 80%сумммы каждого благотворительного пожертвования должны быть израсходовано организацией на ее основные цели в срок не более одного года с момента получения данного пожертвования в случае, если не оговорено иного порядка расходования переданных средств.

    Учредитель благотворительной организации не может приобрести у нее или продать ей какие-либо товары, услуги или работы на условиях более выгодных, чем в сделках с другими лицами. Также благотворительные организации не имеют права использовать свои средства для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Закон устанавливает требования к прозрачности деятельности благотворительной организации, а именно сведения о размерах и структуре доходов, имущества, расходов, оплате труда работников, все это не является коммерческой тайной, а информация об осуществляемой деятельности должна быть доступна для общественности. При рассмотрении различных форм некоммерческих организаций в бюджетном кодексе используется понятие бюджетного учреждения.

В качестве бюджетного учреждения понимается организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и подобных функций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или гос. внебюджетного фонда. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. Бюджетный кодекс требует, чтобы финансирование деятельности бюджетного учреждения из соответствующего бюджета проводилось на основе сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все виды доходов и расходов учреждения. Использование бюджетных средств должно осуществляться на основании данной сметы(на соответствии), при этом за учреждением сохраняется право самостоятельно расходовать лишь те средства, которые были получены за счет внебюджетных источников. В настоящее время для предоставления населению различных видов услуг, ответственность за которые взяло на себя государство, необходимо использовать организацию, имеющей разные экономические формы. В данный момент имеются 2 правовые формы, в которых могут быть созданы государственные некоммерческие организации: гос. корпорации и учреждения. Гос. корпорация может быть использована лишь для создания единичных федеральных организаций. Гос. или муниципальные учреждения относятся к типу государственно-административно-контролируемой некоммерческой организации.

Т. об. в настоящее время отсутствует правовая форма государственной некоммерческой организацией, которая может быть отнесена к типу общественно-контролируемой некоммерческой организацией.

Это обуславливает необходимость создания новой организационно-правовой формы, которая бы имела соответствующие характеристики и отвечала бы следующим требованиям:

    Основная цель деятельности не связана с излечением прибыли, а предмет и цель деятельности должны быть определены в уставе.

    Допускается создание организаций, как одним, так и несколькими учредителями.

    Учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности, при этом прямых заданий собственников переданного имущества организации не предусматривается.

    Ключевую роль в управлении организации выполняет коллективной орган или наблюдательный совет, формируемый учредителями с привлечением общественности. Он контролирует направления и масштабы деятельности данной организации и утверждает ее финансовый план.

    Финансирование деятельности организации со стороны учредителей и покупателей осуществляется на основе договоров.

    Прибыль направляется на развитие организаций и не может быть распределена между учредителями.

Такая форма организации обеспечивает большую ее автономность по отношению к учредителям нежели организация, созданная в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, который осуществляется наблюдательным советом, назначаемым учредителем. Введение новой организационно-правовой формы позволит обеспечить эффективное функционирование государственных и муниципальных организаций, вместе с тем для ряда организаций как то больницы, школы, высшие учебные заведения, клубы, музеи и детские дома целесообразно сохранения статуса учреждения, поскольку важно обеспечить административный контроль за расходованием выделяемых государством средств.

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности .

Классификация предприятий по формам собственности на капитал.

В зависимости от характера собственности на капитал все предприятия и фирмы подразделяются на государственные и частные. На государственном предприятии в качестве организатора производства выступают федеральные или местные органы власти. Как правило, государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекательны для частного бизнеса и государство вынуждено заполнить эту брешь, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики государства. Государственное предприятие находится в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами и в процессе функционирования отставание государственных предприятий от частных, как правило, усугубляется.

Что касается частных фирм, то к их формам относятся:

    Единоличные фирмы. Собственник один человек.

    Товарищество. Собственники несколько человек.

    Акционерное общество. Общество, где пай подтвержден пакетом акций.

    Кооперативы. Представляют собой общество, объединение людей, деятельность которых направлена не столько на получение прибыли, сколько на оказание помощи и содействия членам кооперативов в их общей деятельности. Как правило, такие организации распадаются после осуществления своих функций или превращаются в иные общества.

    Народные предприятия-это производственные кооперативы, собственники которых также являются их работниками. Данная форма привлекательна тем, что соединяет экономические интересы тружеников и собственников, упрощает процесс принятия решений и снижает бюрократизацию процесса управления.

В современной экономике ведущую роль играет акционерное общество, деятельность которых направлена как на национальный, так и на мировой рынки. АО связано в основном с серийным и массовым производством или оказанием услуг в торговой, финансовой и иных сферах.

Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

По закону

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

Формы НКО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

Корпоративные юридические лица (корпорации)
- это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • общественных организаций , к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) , к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
  • казачьих обществах , внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

Унитарные юридические лица - это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (гл. 1 §7 ГК РФ);
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (гл. 2 §7 ГК РФ);
  • автономных некоммерческих организаций (гл. 3 §7 ГК РФ);
  • религиозных организаций (гл. 4 §7 ГК РФ).

Меры поддержки

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

На практике такая мера поддержки развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Собственная предпринимательская деятельность

Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них - это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу - «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача - не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

Кадровый вопрос - Кто работает в НКО

В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело - отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями решать проблемы.

При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем. Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе - необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.


Он и бог, он и жнец, он и жрец.

Выводы

На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

Сами НКО должны больше работать со средой - как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один их механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

Некоммерческое организационное подразделение при государстве - НКОП при государстве, имеет в качестве основной цели своей деятельности, развитие и увеличение положительной энергетики направленной на достижение общепринятых, общественных благ. НКОП при государстве создаваться для достижения общедоступных социальных, благотворительных, культурных, образовательных, оздоровительных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных и материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организационные подразделения не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, даже если данная деятельность направлена на достижение целей организации, тем самым исключаем факт коррупции и мошенничества, со стороны лиц уполномоченным в данной юрисдикции [назначенных физ. лиц на данные пост].

  1. Основы функционирования некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей.

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

    учреждение;

    общественная организация (объединение);

    потребительский кооператив;

    некоммерческое партнерство;

    автономная некоммерческая организация;

    объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединениекак «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы:

    общественная организация;

    общественное движение;

    общественный фонд;

    общественное учреждение;

    орган общественной самодеятельности;

Учредительными документами НКО являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:

    заявление;

    учредительные документы;

    решение о создании организации;

    сведения об учредителях;

    документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

К компетенции органов управления НКО относятся:

    изменение устава;

    образование исполнительных органов;

    утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.

Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.