Open
Close

Разработка коррекционной программы с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Аналитическая справка по результатам диагностики педагогического процесса

Насколько развит каждый компонет в диаграмме

На первом этапе экспериментальной работы мы исследовали эмоциональный компонент развития эмпатии. Для этого нами была использована диагностическая методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных состояний». Исследование проводилось индивидуально с детьми в двух сериях (приложение 1).

Анализируя результаты диагностики, мы получили данные, позволившие выявить развитие эмоциональной сферы детей. Нами были определены три уровня развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Детей, которые, комментируя картинки с изображением человека, на вербальном уровне затрудняются или неверно различают и обозначают словом эмоциональное было 8 человек.

Детей подробно описывающих действия, изображенные на картинке, мы отнесли к среднему уровню, так как они понимают и различают мимику, жесты основных эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, печаль но при этом они затрудняются при восприятии оттенков эмоций сожаление – 12человек

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у детей знания об эмоциях ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Результаты диагностики эмоционального компонента эмпатии представлены в таблице 1 (см. приложение 1)

Вторым этапом констатирующего эксперимента было определение уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, и исследовался нами с помощью диагностической методики А.Д.Кошелевой «Изучение эмоциональных проявлений детей». Исследование проводилось в двух сериях (полное содержание см. в приложении 1).

В результате проведения диагностики нами были выделены три уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей.

У большинства детей экспрессивно – мимические средства общения при изображении чувств и эмоций персонажей отличаются невыразительностью, недостаточным проявлением. У некоторых детей проявлялась робость, замкнутость, несобранность или агрессия. Этих детей мы отнесли к низкому уровню 6 человек

Дети среднего уровня, верно передают эмоциональные состояния героев – персонажей, но при принятии на себя роли персонажа мимика и жесты мало выразительны – 8 детей.

Дети высокого уровня воплощают эмоциональные состояния героев в сценках, используя богатство экспрессивно – мимических средств общения. Достаточно выразительно изображают чувства и эмоции персонажа, достаточно выразительно передав их настроение. Таких детей было 6.

Данные о результатах диагностики когнитивного компонента оформились в таблицу 2 (см. приложение 1).

На третьем этапе мы исследовали поведенческий компонент развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности (план наблюдения см. приложение 4).

В ходе наблюдений было установлено, что большинство детей в реальных ситуациях совместной деятельности отказываются помогать своим сверстникам, предпочитают индивидуальную работу. Таких детей мы отнесли к низкому уровню. Их было 5человек.

Часть детей стремятся помогать сверстникам только на вербальном уровне, а при внесении реальных ситуаций наблюдается иная картина. Эти дети были отнесены к среднему уровню – 15 детей.

Данные по выявлению уровня поведенческого компонента эмпатии представлены в таблице 3 (см. приложение 2).

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, нами было выявлено три основных уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

1. Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.

2. Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, таким как: переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии.

3. Высокий уровень развития эмпатии характеризуется способностью к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии.

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал, что 30% воспитанников способны к эмпатическим переживаниям. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами. Большинство 70% детей в экспериментальной группе находятся на начальном уровне развития эмпатии.

Наблюдаемое желание детей на вербальном уровне помогать, проявлять сочувствие дает нам основание предполагать, что использование специально разработанной системы педагогических средств, основу которых составит комплекс сюжетно-ролевых игр, позволит им в дальнейшем проявлять эмпатию к людям в реальных ситуациях, так как это обусловлено наличием сензитивного периода, произвольностью психических процессов, стремлением детей к совместности, взаимодействию, принятию позиции другого.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо научить ребенка осознанно относиться к чувствам другого, к своему внутреннему миру и внутреннему миру других, развивать стремление к оказанию действенной помощи другим детям.

Практическая реализация этих проблем сводится к созданию комплекса сюжетно-ролевых игр, способствующих повышению уровня развития эмпатии у старших дошкольников, что станет задачей следующего параграфа нашего исследования.

Марина Птицына
Аналитическая справка по результатам диагностики педагогического процесса

Проводилась диагностика уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям воспитанников старшей группы на начало учебного года.

Количество детей, принявших участие в мониторинге : 25 человек Гендерные особенности : мальчиков – 7, девочек – 18.

Результаты обследования уровня образовательных областей на начало учебного года :

Высокий уровень : 28% (7 человек)

Средний уровень готовности : 72 % (18 человек)

Низкий : 0 чел.

Результаты обследования уровня образовательных областей на начало учебного года

1 - Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие",

2 - Образовательная область "Познавательное развитие",

3- Образовательная область "Речевое развитие",

4 - Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие",

5 - Образовательная область "Физическое развитие".

Анализ показателей позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок усвоения образовательных областей программы : наилучшие показатели - «Познавательное развитие» », несколько ниже – «Речевое развитие» .

Условиями положительных результатов проведенного мониторинга являются :

Систематическая работа по формированию целостной картины мира,

Систематическая работа по развитию речи,

Тесная работа с родителями,

Создание развивающей среды в группе для развития любознательности, активности,

Учитываются интересы детей, в группе сохраняется благоприятная психологическая и эмоциональная атмосфера,

проводятся ежедневные дидактические и словесные игры, направленные на развитие логического мышления, памяти, фантазии детей,

Ведется систематическая индивидуальная работа с детьми :

Диагностика образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» показал, что :

Высоким уровнем обладают 6 воспитанников (24%) . Дети этого уровня имеют представление о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Стремятся выполнять нормы и правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Относят содержащиеся в них требования к себе, четко их формулируют. Понимают важность нравственного поведения. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям. Все больше интересуются проблемами социального характера и обсуждают их. Задают соответствующие вопросы. Используют в общении развернутую речь. Проявляют потребность в сотрудничестве с другими детьми, умеют договариваться, но иногда прибегают к помощи педагога . Стараются использовать развернутую речь, поддерживают общую тему разговора. В повседневной жизни четко соблюдают необходимую последовательность действий, организуют свое рабочее место, убирают за собой. Имеют четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах. Адекватно реагируют на эмоциональные состояния других людей, сопереживают и стремятся содействовать. С интересом участвуют во всех мероприятиях группы, проявляют инициативу. А также имеют устойчивый интерес к разным видам труда. Проявляют бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Со средним уровнем развития – 19 воспитанников (76%) . Дети этого уровня поведение определяют правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях. Моральные нормы формируют слишком обобщенно или слишком конкретно. Могут их нарушать в реальной ситуации, но позитивно реагируют на замечания педагога . Знают и выполняют правила культуры общения в совместной с взрослыми и сверстниками деятельности, могут их нарушать, иногда нуждаются в напоминании взрослого. Стремятся высказывать свои предложения, но они могут быть нереалистичны. В сложных ситуациях обращаются за помощью, но устраняются от решения проблемы, нуждаясь в руководстве воспитателя. Имеют общие представления об эмоциях и чувствах, самостоятельно затрудняются объяснить причины их возникновения. В игре осознают необходимость соблюдения правил и выполняют их, но нуждаются в помощи взрослого, могут нарушать их при преобладании своих собственных предпочтений и интересов.

С низким уровнем развития 0 воспитанников (0%) . Дети с низким уровнем развития по социально-коммуникативному развитию

Диагностика образовательной области

«Познавательное развитие» показала, что :

Высоким уровнем обладают 12 воспитанников (48%) . Проявляют разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытаются понять суть происходящего. Систематически применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Определяют и сопоставляют свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы. Классифицируют объекты по их свойствам, качествам и назначению. Проявляют исследовательское поведение, систематически стремятся самостоятельно получить новые знания об интересующем предмете. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.

Со средним уровнем развития – 13 воспитанников (52%) . Дети этого уровня принимают заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым. Стремятся экспериментировать сами, но нуждаются в помощи взрослого. В речи отражают ход и результат экспериментирования , задают вопросы. Испытывают затруднения в применении знаний и способов деятельности. Содержание игры недостаточно разнообразны. Имеют отдельные представления о своей жизнедеятельности. Выражают свои потребности в отдельных словах, жестах, позах. С помощью взрослого отражают свой практический опыт. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Иногда затрудняются назвать фамилию и профессию своих родителей. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.

С низким уровнем развития - 0 воспитанников (0%) . Дети с низким уровнем развития по познавательному развитию в старшей группе отсутствуют.

Средний показатель по образовательной области- 4,5

Диагностика образовательной области «Речевое развитие» показала, что :

(32%) . Дети этого уровня употребляют слова, обозначающие все части речи, их лексические средства разнообразны, используют синонимы, антонимы. При рассказывании по серии картинок соединяют все части в единое целое, композиция рассказов выдержана, относительно точно пересказывают литературные произведения. Отчетливо произносят звуки, речь отчетлива. Хорошо понимают прочитанное, развернуто отвечают на вопросы по содержанию. Пересказывают индивидуально и коллективно. Имеют предпочтения в литературных произведениях, называют некоторых писателей. Могут выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, могут выучить небольшое стихотворение. Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворение. Выделяют первый звук в слове, сравнивают слова по длительности, подбирают слова с заданным звуком.

(62%) . Дети этого уровня затрудняются в общении с незнакомыми людьми. Лексические средства разнообразны, но не используют или пользуются редко синонимами, антонимами. Допускают немногочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств, в употреблении предлогов. При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяют части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана. По предложению воспитателя дети среднего уровня могут изменить слово, образовать слово. Отчетливо произносят большинство звуков, речь отчетлива.

(0%) «Речевое развитие» в старшей группе отсутствуют.

Средний показатель по образовательной области – 4,1

Диагностика образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» показала, что :

Высоким уровнем обладают 0 воспитанников (0%) . Дети с высоким уровнем развития по художественно-эстетическому развитию в старшей группе отсутствуют.

Со средним уровнем развития – 25 воспитанников (100%) . Диагностика по данной образовательной области показала, что все присутствующие дети в старшей группе имеют средний уровень развития. У воспитанников этого уровня развития интересы неустойчивы. Рассматривают, анализируют по вопросам взрослого. Не всегда способны конструировать по собственному замыслу. Иногда прибегают к помощи взрослого. Способны использовать простые схематические изображения для несложных задач. Ножницы держат правильно. Используют однотипные приемы вырезания.

С низким уровнем развития 0 воспитанников. Дети с низким уровнем развития по художественно-эстетическому развитию в старшей группе отсутствуют.

Средний показатель по образовательной области – 4,0

Диагностика образовательной области «Физическое развитие» показала, что :

Высоким уровнем обладают 8 воспитанников (32%) .

Двигательный опыт ребенка с высоким уровнем усвоения образовательной области

«Физическое развитие» богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих

упражнений спортивных упражнений); в двигательной деятельности проявляет хорошую

выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость; в поведении четко выражена

потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. Проявляет

стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и

инициативу при выполнении упражнений; имеет представления о некоторых видах

спорта, уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения.

Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений;

проявляет необходимый самоконтроль и самооценку. Способен

самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру;

мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его

людей. Умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, готов оказать элементарную помощь самому себе и другому

(промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) .

Со средним уровнем развития – 17 воспитанников (62%) . Двигательный опыт ребенка со средним уровнем усвоения образовательной области «Физическое развитие» беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений); плохо развита крупная и мелкая моторика рук, в двигательной деятельности затрудняется проявлять выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. В поведении слабо выражена потребность в двигательной деятельности; не проявляет интереса к новым физическим упражнениям. Ребенок неуверенно выполняет упражнения. Не замечает ошибок других детей и собственных. Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила, увлекаясь процессом игры ; слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений, не проявляет интереса к проблемам здоровья и соблюдению в своем поведении основ здорового образа жизни. Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни поверхностные. Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, вещами и игрушками.

С низким уровнем развития – 0 воспитанников (0%) . Дети с низким уровнем развития по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе отсутствуют.

Средний показатель по образовательной области – 4,2

Вывод : анализ результатов диагностики в начале учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах диагностики . Таким образом, образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уров

После проведения теста тревожности (Р. Тэммла, В.Амена, М. Дорки) с детьми дошкольного возраста с ТНР были получены результаты, которые отражены в таблицах и диаграмме. Протоколы обследования представлены в приложении.

Таблица 2.1 Результаты определения уровня тревожности дошкольников с ТНР по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

имя ребенка

негативных выборов

индекс тревожности

уровень тревожности

Никита Д.

Ярослава К.

Никита Р.

Диаграмма 2.1

Результаты диагностики: после количественного анализа протоколов обследования было установлено, что у 17 % детей высокий уровень тревожности, у 17% - средний уровень тревожности и у 66 % - низкий уровень тревожности.

Таблица 2.2 Анализ результатов определения уровня тревожности дошкольников с ТНР по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

Негативные выборы

Ярослава

Общее кол-во

1. Игра с младшими детьми

2. Ребенок и мать с младенцем

3. Объект агрессии

4. Одевание

5. Игра со старшими детьми

6. Укладывание спать в одиночестве

7. Умывание

8. Выговор

9. Игнорирование

10. Агрессивность

11. Собирание игрушек

12. Изоляция

13. Ребенок с родителями

14. Еда в одиночестве

Исходя из данных таблицы 2.2 наиболее травмирующими ситуациями для детей исследуемой группы были: «Укладывание спать в одиночестве» - 8 негативных выборов; «Умывание» - 8 негативных выборов; «Изоляция» - 8 негативных выборов и «Объект агрессии» - 7 негативных выборов.

Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве») .

После заполнения воспитателями исследуемой группы детей дошкольного возраста с ТНР анкет по выявлению тревожности (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко ) были получены результаты, которые отражены в таблице и диаграмме. Протоколы обследования представлены в приложении.

Таблица 2.3 Результаты определения уровня тревожности у дошкольников с ТНР

имя ребенка

количество баллов

уровень тревожности

Никита Д.

Ярослава К.

Никита Р.

Диаграмма 2.2



Результаты диагностики: после количественного анализа протоколов обследования было установлено, что у 17 % детей высокий уровень тревожности, у 25% - средний уровень тревожности и у 58 % - низкий уровень тревожности.

Таблица 2.4 Анализ результатов анкетирования воспитателей в группе

Ответы «ДА»

Ярослава

Общее кол-во

1. Не может долго работать не уставая

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о возможных неприятностях

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8. Жалуется, что сняться страшные сны

9. Руки обычно холодные и влажные

10. Нередко бывает расстройство стула

11. Сильно потеет, когда волнуется

12. Не обладает хорошим аппетитом

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

16. Часто не может сдержать слезы

17. Плохо переносит ожидание

18. Не любит браться за новое дело

19. Не уверен в себе, в своих силах

20. Боится сталкиваться с трудностями

Исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать вывод о том, что 8 из 12 обследуемых детей по мнению воспитателей не могут долго работать не уставая, им трудно сосредоточится на чем-либо; у 7 детей любое задание вызывает излишнее беспокойство; половина детей группы (6 детей) спит беспокойно, засыпают с трудом, часто не могут сдержать слёзы, а также не уверены в себе и своих силах.

Таблица 2.5 Сравнение результатов проведения методик диагностики уровня тревожности детей дошкольного возраста

Данные таблицы 2.5 показывают, что результаты двух методик по выявлению уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР практически идентичны: у 17% детей исследуемой группы высокий уровень тревожности; у большинства детей - средний уровень тревожности и у четверти детей группы - низкий уровень тревожности.

Таблица 2.6 Сравнение показателей уровня тревожности у детей исследуемой группы после проведения диагностических методик

(ребенка)

Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (уровень тревожности)

Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) (уровень тревожности)

Никита Д.

Ярослава К.

Никита Р.

Исходя из данных таблицы 2.6, показатели уровня тревожности после проведения диагностических методик отличаются у двоих детей исследуемой группы (в таблице 2.6 отмечены курсивом). Следовательно, данные проведенных методик можно считать объективными.