Преемственность дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального школьного образования
Проблема преемственности дошкольного образования и образования, получаемого детьми в начальном звене школы, является "вечной" проблемой отечественного образования. Никто не оспаривает необходимость ее решения, но ясности нет. Подходя к рассмотрению, этой проблемы надо честно ответить на ряд вопросов: 1) что понимать под преемственностью (тождество методов, содержания или иное)? 2) кто будет отслеживать эту преемственность (кто такой большой специалист, чтобы успешно разбираться в тонкостях дошкольного образования и современных технологиях обучения младших школьников)? 3) в каких единицах измерять эту преемственность? И совсем уж кощунственный "детский вопрос" - а зачем нужна преемственность?
Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника не простого запаса представлений, именуемого "кругозором" и выражающегося в педагогическом требовании учета уровня общего интеллектуального развития. Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника. Последнее позволяет включить в число значимых факторов такие, как уровень сформированности коммуникативных умений, морально-волевую и эмоциональную готовность, не забывая о качестве высших психических функций (памяти, мышления и воображения). В связи с этим, и к преемственности дошкольного и школьного образования надо подходить с иных позиций, четко определяя основные понятия.
Что же понимать под термином преемственность? Одним из принципов дидактики является принцип последовательности или системности образования. В этом случае преемственность может быть истолкована как соблюдение научно-обоснованной последовательности в приобретении образования, раз уж оно непрерывное.
Есть ли такая преемственность в традиционной школе? Безусловно, есть. Школа прямо продолжает использовать тот опыт, который накоплен ребенком то ли благодаря, то ли вопреки дошкольному образованию. В этом случае школа эксплуатирует, и довольно долго, те психические качества личности, которые сложились в дошкольном детстве, и не гонится за развитием. Так, упор делается на заучивание, повторение, подражание учителю. И это получается, потому что центральной психической функцией, обеспечивающей развитие в дошкольном возрасте, является память. Она ведет за собой все прочие познавательные процессы дошкольника. Но в начальной школе развитие должно уже обеспечивать "новое мышление" - логическое или теоретическое. Конечно, и эта цель ставится, но ее трудно решить в рамках традиционного обучения.
- 1) преемственность "предметная", когда, например, иностранный язык, изучавшийся на протяжении одного-двух лет в детском саду, продолжают изучать в первом классе на основе пройденного;
- 2) преемственность технологическая, когда в образовательной программе ДОУ заложена педагогическая технология, которая не противоречит школьной и может обогащаться в последующем, не вызывая внутреннего протеста у маленького школьника, который почему-то должен забыть то, что он уже все "умел", что уже читает и считает, и вновь долго и упорно выводить крючочки и складывать и вычитать в пределах первого десятка. Если дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) работает по инновационной программе, для технологической преемственности создаются более благоприятные условия, поскольку учителя могут переориентироваться на более высокие цели с учетом иных возможностей выпускников ДОУ.
Кто будет отслеживать преемственность кроме зам. директора по начальной школе? Этим может заниматься школьный практический психолог. Для этого ему необходимо иметь опыт изучения психики дошкольника и младшего школьника, знать программы ДОУ и начальной школы и главное - вести психокоррекционную работу, помогая детям справиться с нормальными трудностями этого периода детства.
Очень важно администрации школы организовать сотрудничество с психологом и воспитателями ДОУ, которые могут со своей стороны дать очень ценную информацию об индивидуальных особенностях личности каждого своего выпускника. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что более высокий эффект в этом плане связан с реализацией принципов развивающего обучения. Так, средние показатели уровня интеллектуального развития у нынешних шестилеток - из инновационных ДОУ существенно выше тех, что демонстрируют дети, приходящие на психологическую диагностику из других ДОУ с традиционной программой. Это, в частности, позволяет реализовывать бесконфликтно педагогическую технологию системы Л.В.Занкова и получать хорошие результаты в обучении практически всех выпускников ДОУ с программой "Развитие".
Что же делать с теми классами, которые формируются из детей, посещавших ДОУ с традиционной программой?
Наблюдения показывают: одна из главных причин сложной адаптации к школе (и, соответственно, трудностей в решении проблем преемственности) состоит в резкой смене стиля общения взрослых с ребенком. Свойственные учителям авторитаризм, назидательная позиция ("Так надо", "Ты должен"), негативные оценки подавляют инициативу детей, рождает у них неуверенность в себе. Поэтому первоклассники теряют интерес к учению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на психике. Кроме того, ведущим видом деятельности детей 6 лет остается игра. Поэтому в первом классе необходимы особые приемы и методы, способствующие постепенному формированию навыков учебной деятельности. И этому важно научить педагогов. Желательно, чтобы шестилетки обучались на базе детских садов, поскольку только здесь можно обеспечить психоэмоциональный комфорт ребенка, его потребностей в полноценном питании, сне, интересном отдыхе и т.д. Не менее важно, что именно в детском саду есть возможность равномерно распределить нагрузку на ребенка в течение дня, обеспечить индивидуальный подход к каждому. К сожалению, в последнее время их все чаще переводят в обычную начальную школу.
Психологи, причисляющие себя к сторонникам личностного подхода к обучению, в том числе И.С.Якиманская и др., подчеркивают особую значимость индивидуального подхода к ребенку и требуют построения совершенно иной, практически новой системы образования, начиная с первого этапа обучения (начальной школы).
Что же еще мешает шестилетнему дошкольнику быть по-настоящему готовым к школе?
Во-первых, как отмечалось еще в первые годы существования классов шестилеток, каждый "лишний" месяц, в особенности для мальчиков, существенным образом влияет не только на психофизиологические характеристики, но и на показатели интеллектуального развития.
Во-вторых, некоторая "недозрелость" психических новообразований проявляется в нестабильных сочетаниях, что приводит к тому, что "сколько шестилетних детей - столько и проблем". Так, детей могут буквально "натаскивать" родители и даже репетиторы не только на соответствующие знания, умения, навыки, но и "разучивать" ответы на вопросы тестов.
В-третьих, нельзя без конца усложнять процедуры тестирования. Ряд тестов могут представляться малоценными, поскольку ориентированы на "вчерашний день" дошкольника, а не на выявление глубины зоны ближайшего развития интеллекта шестилеток.
В-четвертых, известный отечественный психолог П.Я.Гальперин предупреждал о том, что сформированное по изолированной от практики дошкольника программе логическое мышление не выступает фактом развития. Дети могут воспроизводить не только то, что требуется запомнить, но и выполнять некоторые логические операции, тут же "попадая впросак" при выполнении заданий на классификацию или сравнение однородных объектов. Проблема усугубляется также угрозой перегрузки, поскольку растет количество детей ослабленных и часто болеющих. Отрицательно влияют и чисто социальные причины.
Весьма важно выяснить возможности "гибкого реагирования" психолога и определить те основные методологические принципы, на которых должна базироваться современная программа образовательного учреждения. Иначе требования психолога не будут приняты к исполнению воспитателями ДОУ или учителями начальной школы. Если уж дети оказались "условно-зрелыми", надо вводить специальный корректирующий учебный предмет, обеспечивать технологическую сторону преемственности, по сути, в течение уже первого года обучения школьного типа.
Современные дошкольные программы (например, "Радуга", "Развитие", "Детство") ориентированы прежде всего на воспитание и всестороннее развитие ребенка, а также формирование навыков учебной деятельности в игре, экспериментировании, наблюдении и т.д. В программах начальной школы главной целью является обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению и т.д.), накопление знаний по определенным темам. Предполагается, что вопросы воспитания учащихся решаются опосредованно, только через учебный материал и только в урочное время. Вероятно, это тоже является причиной возникающих проблем в преемственности и адаптации детей к школе.
Таким образом, чтобы обеспечить преемственность, нужно:
- 1. скоординировать содержание программ детского сада и школы и создать единые технологии (для воспитателей вводить не искаженные научные знания, но учитывающие возрастные возможности детей, а для учителей - основанные на учете психологических особенностей детей 6-7 лет). Предварительно этим методикам необходимо научить будущих педагогов.
- 2. в организационном плане преемственность эффективнее осуществляется в рамках комплекса единого учреждения типа "школа -детский сад" (один педагогический коллектив выбирает наиболее подходящие программы). В рамках одного учреждения намного легче продумать единые формы урочной и внеурочной работы педагогов с детьми 5-8 лет с учетом их возрастных, а также индивидуальных особенностей.
Итак, преемственность должна строиться:
- *на учете возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;
- *на единых целях воспитания и обучения детей;
- *на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;
- *на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.
Кроме того, в средних и высших учебных заведениях больше внимания должно уделяться психологическим вопросам преемственности.
Преемственность дошкольного и начального общего образования
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс . С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.
Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности , которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Такими основаниями преемственности являются следующие.
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности.
Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Разговор с детьми о Дне знаний;
Праздник День знаний;
Экскурсии в школу;
Встречи с первоклассниками;
Игры в школу;
Чтение художественной литературы о школе;
Интеллектуальные викторины и др.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной проблемы:
Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;
Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
Методическая работа.
Работа с родителями.
Работа с детьми.
Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.
Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных результатов в работе.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.
Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова). Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков). Некоторые – характеризуют преемственность в формах и методах обучения на основе концепции учебно-игровой деятельности (П. М. Якобсон, Е. Д. Маргулис, А. В. Долгополова и др.). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
В 1996 г. Коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования. Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По мнению специалистов, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективные направления развития дошкольного начального образования, в нем преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:
- – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
- – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- – развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
- – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
- – развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- – развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
- – специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
- – индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:
- а) на дошкольной ступени:
- – обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- – формирование элементарных знаний об окружающем мире;
- – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- б) на ступени начальной школы:
- – совершенствование достижений дошкольного развития;
- – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
- – осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Таким образом, преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.
В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:
- – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
- – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
- – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
- – анализу результатов совместной деятельности.
Весьма эффективными стали такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами (Программы первого класса и Программы обучения и воспитания в детском саду), посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
При этом в течение учебного года должна поддерживаться устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы детского сада и учащимися 1 класса. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.
- 1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
- 2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
- 3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
- 4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
- 5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
- 6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
- 7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
- 8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.
- 1. Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития.
- 2. Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением "сквозных" линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
- 3. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы
- 4. С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Большое значение при этом играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
5. Управленческое и структурно-организационное направление определяет необходимость общего руководства образовательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня
То, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,-
писал Л. С. Выготский
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться.
В Советском философском словаре преемственность определяется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Так, деятельность до 1 года – это Непосредственно-эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми
От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность
От 3 до 6 лет - игровая деятельность
От 6 до 10 лет -учебная деятельность
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
Развитие любознательности;
Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Цель преемственности можно сформулировать как:
Создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.
Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:
– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества
(игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Это сопровождается рядом проблем.
1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.
7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.
Учреждение, где я работаю, не зря называется Начальная школа-детский сад и работа по преемственности ведется на хорошем уровне.
Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моей» группой детского сада.
Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсии малышей в школу,участие школьников в утренниках и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.
Я должна иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.
В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:
– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
– анализу результатов совместной деятельности.
Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.
Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.
Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»
О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.
Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Давайте укреплять мосты партнёрства
Содружества, взаимопонимания
Без лишней суеты или актёрства
Проявим и заботу и старание.
Давайте помогать в пути друг другу,
Ведь наша цель, по сути, благородна:
Растить детей. Не уповать на чудо,
А действовать и мудро и свободно.
Выступление на заседании МО учителей
начальных классов по теме:
«Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО»
В.А.Сухомлинский:
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Это - не только ликвидация старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытие, ни в познании.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том что выпускник ДОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения,то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ДОУ. Таким образом, преемственность в учебно – воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный проце сс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Основания для осуществления преемственности :
Состояние здоровья и физическое развитие детей;
Уровень развития их познавательной активности;
Умственные и нравственные способности учащихся;
Сформированность творческого воображения;
Развитие коммуникативных умений
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности. Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем.
Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях. Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.
2. Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений.
3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Условия реализации преемственности ДОУ и начальной школы
Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
Обеспечение возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
Сохранение ведущих видов деятельности;
Устранение дублирования программ;
Сотрудничество учителей и воспитателей;
Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка;
В дошкольном возрасте необходимо уделять внимание формированию психологической готовности детей к школе
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по- настоящему решить проблемы преемственности дошкольного начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным!