Open
Close

План урока на тему: «быт и нравы «темного царства». молодое поколение в пьесе островского «гроза

Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать “силу косности”, “онемелости”.

Драматические

Конфликт в “Грозе” (1860 г.) заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душах которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важны сам фон жизни, сама обстановка.

Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса “быть почтительным” с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного “бунта” поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце

Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни: “Да здесь все, как будто из-под неволи”.

Образы самодуров в “Грозе” сложны, они лишены психологической однозначности. Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничего не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался, чувствует себя хозяином жизни и вершителем судеб подвластных ему людей”. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьевича, жена трепещет перед ним.

Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”, и в этом заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает самое себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.

“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!” За этими притворными восклицаниями кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить их мертвящей силе Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.

Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. На самом деле Феклуша является миротворцем и защитником “темного царства”. Смысл ее рассуждений о “салтане махнуте персидском” и “салтане магнуте турецком” в том, что у нас “закон праведный”.

Феклуша предчувствует гибель “темного царства”. Зловещий призрак конца она усматривает в убыстрении хода времени. И действительно, время работает против “темного царства”.

Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические. Примечательна авторская ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. ” Именно в этом обветшалом мире, из самой глубины его звучит признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говорит нам, что жить в “темном царстве” хуже смерти” (Добролюбов).

Необходимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу “косности”, “онемелости”.

Сочинения по темам:

  1. Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим...
  2. Начало XIX века. Город Калинов, стоящий на крутом берегу Волги. В первом действии пьесы читатель видит общественный городской сад. Здесь...
  3. Особое внимание русских писателей в 50-60-е годы XIX века привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы...
  4. Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего “золотого века”. В 1955-1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают...

План урока на тему: « БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ
ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»»

Цели: помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живет по-другому; показать неизбежность крушения «темного царства»; отметить характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»

Критик Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».

Дикой и Кабаниха – типичные представители «темного царства». Это люди-хищники.

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»? Каковы его основные черты?

2. Что значит слово «самодур»?

3. Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»?

4. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?

6. Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково ее отношение к «новым порядкам»?

7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?

8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

9. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

Дикой Савёл Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек .

Власть денег – основа самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха – «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами того не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве» . )

Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения. Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни – страх, возведенный в закон. Закон в «темном царстве» и страх нераздельны, надо бояться , на этом держится порядок.

II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.

Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства».

Тихон – добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Борис – мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье, Борис выбирает путь смирения.

Кулигин талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства».

Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Д ля Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Домашнее задание Рассказ о Катерине (Чем она отличается от других героев пьесы? Круг ее увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини – поражение или победа?)

» была написана в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость экономических и политических перемен, и в произведении Островского отразилась историческая ситуация. В своей пьесе Островский изобразил общество середины девятнадцатого века, его быт и нравы. Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь патриархального купечества, отношения в котором были основаны только на материальных ценностях, а стремление к знаниям, интерес к открытиям в области, науки воспринимались как что-то бесполезное и ненужное. Островский, изображая мир невежд и «самодуров русской жизни», обличал пороки общества. Старый, косный порядок, стражами которого являются Дикой и Кабаниха, господствует в отношениях героев.

Персонажи пьесы оказываются в зловещей среде бессердечности и тупого преклонения перед могуществом старых, давно изживших себя порядков. Так, Кабанова, защитница старых основ жизни, обычаев и обрядов «темного царства», тщетно пытается внушить деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, уважение к старшим, выполнение всех старинных обрядов, а главное - никогда не сметь «свое суждение иметь». Так Кабанова воспитывала своего сына, отбив у него всякое желание самостоятельно мыслить. «Да смеем ли мы... подумать», - подводит Тихон итог «маменькиному» учению. Это общество деградировавших личностей. По выражению Добролюбова, Тихон - «простодушное и пошловатое... существо». Он доверил свои чувства самому близкому человеку, а Кабаниха под прикрытием безграничной «любви» дала ему понять, что он лишь слуга, выполняющий ее прихоти. Она так вошла в роль всемогущей правительницы, что намеревалась сделать из всего своего окружения рабов, «добру научить». Все в этом мире тиранов живут несвободно, «будто из-под неволи». Эта норма жизни утверждается «старшими», которые уверены, что те «глупые», кто «на свою волю хотят». Люди, находящиеся под гнетом таких, как Кабанова, ассоциируются с безвольными крепостными крестьянами. Но и им «хозяева жизни» жить не дают. Ведь свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков, сторонником которых является и Савел Прокофьевич Дикой.

Дикой - главная фигура в Калинове. Его образ - это яркий пример тех нравов, царивших в обществе. Он груб и очень богат. Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время расплаты» то он деньги платит очень неохотно, иногда даже может «обругать» или «прибить». Он либо вообще не платит, либо обсчитывает. «Что ж тут особенного, - объясняет он, - я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им невыгодно с ним ссориться. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него вся жизнь на ругательстве основана. А ярче всего быт Дикого и всего «темного царства» характеризует Кулигин: «А у кого деньги... тот старается бедного закабалить... Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг нд друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных... А те... злостные кляузы строчат на ближних». Таков быт мира самодуров. Главная черта Дикого - грубость. Он также может делать все, что вздумается, ведь раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. А его основной смысл жизни - обогащение. Но и не только его, это принципы жизни любого представителя «темного царства», им всем присущи невежественность и суеверность.

Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних переживаний других. «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», - характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.

Великий русский драматург А.Н. Островский хорошо знал российскую провинциальную жизнь, изображая ее тонко, точно и живо. На примере городка Калинова, в котором происходит действие драмы «Гроза», Островский показал глубокие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним лоском и кажущимся благополучием.

Истинная красота жизни остается в стороне, не попадает в поле зрения большинства жителей провинциального городка. «… Вид необыкновенный! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу»,

– восторгается Кулигин, механик-самоучка, мечтающий о вечном двигателе. Однако, к сожалению, другие жители Калинова не замечают этого великолепия.

«Темное царство» – такую точную характеристику дает калиновцам наблюдательный Кулигин. Он критикует жестокие провинциальные нравы, мещанские грубость и духовную ограниченность; переживает о «бедности нагольной», которая бросается в глаза приезжему; в лице Дикого осуждает зависть, косность, невежество. Героя возмущает, как в его городке на гербовых листах кляузы строгают на ближних, как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку встанет».

О Кабановой Кулигин отзывается так: «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Он рассказывает о том, что в Калинове ворота запирают на замки, и за этими замками «самодуры» истязают своих домашних. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Купцы-самодуры, не боясь Бога, грабят сирот.

Вчитываясь в произведение, мы забываем о красотах природы этого места и постепенно погружаемся в темный мир власти и грубой силы. «Темное царство» – это царство старых невежественных крепостников, в котором расшатаны все нравственные устои.

Савел Прокофьевич Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно издеваться над всеми, кто беден и материально зависим от него. Люди для него ничто.

Однако влиятельный материально, Дикой слаб духовно. Когда на переправе Дикого обругал гусар, он не посмел вступить в открытую борьбу, а всю злобу выместил дома. Однако, хотя и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это убогий, никчемный человек. Недаром Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами».

В отличие от Дикого, Кабаниха скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетельностью. Она – глава дома и уверена, что на этом основании имеет право распоряжаться чужими судьбами. Больше всего от ее самодурства страдает невестка Катерина. Кабанова придерживается старых семейных традиций и обрядов, по которым семья рассматривается как иерархическая система, в которой младший подчиняется старшему, жена – мужу. Однако для нее важны не суть этих традиций, а внешний образ порядка в семье и мире в целом. Кабанова взяла самое плохое, отжившее, косное из вековых традиций, извлекла самые жестокие формы семейных отношений, оправдывающие деспотизм.

Я думаю, А.Н. Островский драмы хотел подчеркнуть, что обществу угрожает не патриархальность как таковая, а самодурство, скрытое под маской закона. Например, Дикой обогащается, обманывая наемных работников. Однако он не считает это преступлением, заявляя: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются».

В городе Калинове царят корысть и жестокость, нет места простым чувствам и живому разуму. Население в основном невежественно, мало того – многие калиновцы видят вред в просвещении. Жители всерьез считают, что Литва, например, упала с неба, а «где был какой бой с ней, там для памятки курганы насыпаны».

Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни калиновцев, калечат их души. Ужасен нехитрый жизненный принцип Варвары: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она лишена чувства ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные искания Катерины. Доброта Тихона не спасает его от трагедии. Безволие этого героя не позволяет ему защитить не только жену, но и себя самого от произвола «самодуров». Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Идеи, заложенные в драме, были вызваны к жизни событиями, происходившими в то время во всей России. Перед обществом стоял вопрос о раскрепощении крестьян и освобождении человеческой личности. Поэтому, чувствуя приближение новой жизни, ощущая конец своей власти, и шумят самодуры в «Грозе».

В драме намечены первые взлеты самосознания простого человека, выражение несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Самоубийство Катерины является одним из этих порывов: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». И все чаще гремят грозы над «темным царством», предвещая полное его разрушение. И мне, современному человеку, хочется верить, что счастье человека – в его руках, что впереди его ждет высокая любовь, если он ее заслужит!

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.

Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.

Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.

“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.

Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки я: изругал, так изругал... чуть не прибил”.

У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.

Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/


Теги: Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Сочинение Литература