Open
Close

Александрийскую библиотеку уничтожили культурные и мыслящие люди. Влияние александрийской библиотеки на научное античное знание

Александрийская библиотека


Вскоре после смерти Александра Македонского виднейшие его полководцы разделили огромную империю. Птолемею Сотеру достался Египет, которым он правил 40 лет. При нём новая египетская столица Александрия превратилась в огромный богатый город. А в дворцовом комплексе, почти на самом берегу Средиземного моря было построено большое здание специально для библиотеки. Здание это получило название Мусейона - Собрания муз. В 307 г. до н. э. оно было торжественно открыто. На полках из кедровой древесины в специальных футлярах лежали папирусные свитки. К каждому футляру прикреплялась табличка с описанием его содержимого.

Первые Птолемеи - отец, сын и внук - не жалели средств, чтобы собрать как можно больше литературных памятников Греции, Рима, Египта, Среднего Востока и даже Индии. Свитки переписывались и распространялись, благодаря этому до нашего времени дошли многие произведения античной эпохи. Птолемей III Евергет, для того чтобы сделать копию, одолжил у афинян принадлежащие государству экземпляры трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, представив в качестве залога 750 кг золота. Потом он так и не вернул эти экземпляры, залогом же просто пренебрёг, да ещё хвастался, что обвёл афинян вокруг пальца. При этом египетском царе в Александрийской библиотеке было уже около 200 тысяч свитков. Мусейон превратился в научный центр мирового значения. В нём постоянно работали около ста учёных и специалистов, находившихся на полном государственном обеспечении.

Здесь занимались философией, историей, географией, астрономией, физикой, математикой, филологией, литературной критикой, медициной. Учёные были свободны в своих научных поисках, однако не должны были посягать на авторитет верховной власти. Так, один поэт высмеял в своих стихах Птолемея II Филадельфа за то, что тот, по обычаям фараонов, женился на своей родной сестре. Царь приказал утопить дерзкого стихотворца.

Поэт Каллимах, возглавлявший Мусейон в начале III в. до н. э., создал, по преданию, 120-томный каталог Александрийской библиотеки, своеобразную культурную энциклопедию античности. Когда недавно проверяли рукописные архивы Национальной библиотеки в Вене, неожиданно обнаружили листок папируса. Это оказался отрывок в 214 строк, содержавший описание коллекции эпиграмм из Александрийской библиотеки с пометками самого Каллимаха.

В Мусейоне великий Евклид написал свои знаменитые «Элементы математики». Механик Герон Старший в середине II в. до н. э. проводил здесь свои опыты с паром, которые были повторены во Франции только два тысячелетия спустя. Больших успехов достигла в Александрии медицина.

Главным библиотекарем Мусейона в начале III в. до н. э. был Эратосфен - философ, математик, астроном и литературовед. Он достаточно точно вычислил длину меридиана, на котором находилась Александрия, и длину земной оси. В последнем случае он ошибся всего на 75 км. Эратосфен создал трёхтомный труд по географии, которым пользовался позднее знаменитый античный географ Страбон. Эратосфен занимался также точным установлением времени исторических событий, тем самым заложив основы исторической науки - хронологии.

Если верить легенде, в Александрийской библиотеке хранилась ещё одна (третья) рукопись Платона об Атлантиде, которая до нас не дошла. Здесь имелись все комедии Аристофана (нам известна лишь четвёртая их часть). Говорили, что там были и другие произведения Гомера, кроме «Илиады» и «Одиссеи».

К середине I в. до н. э. в Мусейоне насчитывалось около 700 тысяч единиц хранения. Но в 48 г. до н. э. в Александрии началась война между легионами Юлия Цезаря, который хотел возвести на трон Клеопатру, и войсками её брата Птолемея Диониса. Бои шли даже в самом дворцовом комплексе. В результате часть знаменитой библиотеки сгорела.

Позднее царица Клеопатра попросила Марка Антония, нового повелителя Египта и своего возлюбленного, возместить то, что было уничтожено. В Александрийскую библиотеку передали богатое собрание свитков из Пергама. Когда Октавиан Август захватил власть, он велел перевезти часть рукописей библиотеки в храм Сераписа в другом районе города.

Александрия и её великолепная библиотека оставались мировым центром учёности и образования ещё более двух веков. В 273 г. войска римского императора Аврелиана захватили Александрию и разрушили здание Мусейона. Учёные переправили уцелевшие рукописи и приборы в храм Сераписа, где продолжали свою работу. В 391 г. этот новый научный центр был разрушен и сожжён христианами-фанатиками с благословения императора Феодосия I.

Наконец, в 642 г. арабский полководец халиф Омар, захватив Александрию, приказал сжечь всё, что ещё уцелело из этого огромного собрания. «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, то они не нужны», - рассудил он. Так окончательно погибла величайшая духовная сокровищница античности и раннего Средневековья.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.

Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.

До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них - закон, который ограничивал роскошь погребений.

В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.

В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.


Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом - зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.

Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.


Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.

Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».

Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».

В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа.

Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.


Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.

Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники - тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.

Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.

В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».

В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».


Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов.

Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода.

Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

link http://storyfiles.blogspot.ru/2015/05/b log-post_2.html

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Библиотека содержала бесценные документы.

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.

Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги . Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.

От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Традиционно считают, что Александрийская библиотека - когда-то самое большое собрание трудов таких величайших мыслителей и писателей древности, как Гомер, Платон, Сократ и многих других - погибла 2000 лет назад при пожаре и ее коллекция безвозвратно утрачена. Эта тайна древнего мира овладела воображением поэтов, историков, исследователей и ученых, которые оплакивают трагическую потерю в области знаний и литературы.

В наши дни идея о существовании Александрийской библиотеки, находившейся в известном интеллектуальном центре древнего мира, приобрела мистическую окраску. Неудивительно, что эта библиотека является извечной загадкой, ведь по сей день не удалось обнаружить ни остатков архитектурных памятников, ни археологических находок, которые возможно было с полной уверенностью отнести к библиотеке, что в известной степени странно, если учитывать всеобщую известность и грандиозность этой постройки.

Недостаточность материальных свидетельств породил вопрос о том, существовала ли Александрийская библиотека вообще в том виде, в котором мы ее можем себе представить.

На родине Фаросского маяка, одного из 7-и чудес древнего мира, находится средиземноморский портовый город Александрия. Который основал в 330 году до н. э., он, как и многие другие города, был назван в его честь. После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. империя оказалась в руках его полководцев. Один из них, Птолемей I Сотер (В переводе с греческого «сотер» - «спаситель»), в 320 году до н. э. захватил Египет, сделав Александрию столицей. С того времени Александрия, некогда маленькая рыбацкая деревушка, стала местом пребывания царей Египта из династии Птолемеев и превратилась в крупный интеллектуальный и культурный центр.


Как видно, это был величайший город древнего мира. История основания легендарной библиотеки до конца не ясна. Около 295 года до н. э. ученый и оратор Деметрий Фалерский, изгнанный афинский правитель, убедил Птолемея I Сотера основать библиотеку. Деметрий желал создать библиотеку, которая способна конкурировать с афинской, где хранились бы копии всех книг в мире. Поздней при поддержке Птолемея I Деметрий организовал строительство Храма муз, или Мусейона, от которого произошло всемирно известное слово «музей». Эта постройка представляла из себя храмовый комплекс, сконструированный по типу Ликея Аристотеля в Афинах - места, где читали интеллектуальные и философские лекции и проводили дискуссии.

Храм муз должен был стать первой частью библиотечного комплекса в Александрии. Он находился в парке, примыкавшем к царскому дворцу, на территории так называемого Брухейона, или дворцового квартала, в северо-восточном, греческом районе города. Мусейон был культовым местом почитания девяти муз. Кроме этого, он был учебным учреждением с лекториями, лабораториями, обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми, а также был собственно библиотекой.

Управляющим Мусейоном Птолемей I назначил жреца. Здесь тоже работали библиотекари, ответственные за коллекции манускриптов. Во времена правления сына Птолемея I Сотера Птолемея II Филадельфа (282–246 гг. до н. э.) была заложена царская библиотека, ставшая главным хранилищем манускриптов в довершение Храма муз, основанного отцом. Пока не понятно, являлась ли царская библиотека отдельным зданием, находящимся около Мусейона, или была продолжением его. В одном исследователи сходятся: царская библиотека в действительности была частью Храма муз.

Похоже, что во времена правления Птолемея II идею о создании универсальной библиотеки воплотили в жизнь. В Мусейоне, предположительно, проживало больше 100 ученых, работа которых была заключена в том, чтобы проводить научные исследования, читать лекции, заниматься изданием, переводом, копированием и сбором не только манускриптов греческих авторов (коллекция якобы включала в себя частное собрание Аристотеля), но и трудов из Египта, Сирии и Персии, а также буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Согласно одной из легенд, Птолемей III был одержим идеей собрать величайшую библиотеку и потому издал указ, в котором было сказано, что все корабли, швартующиеся в порту, должны сдавать имеющиеся на борту манускрипты властям, чтобы переписчики, находящиеся на государственной службе, делали с них копии, которые и вручались законным владельцам. Что до оригиналов, то их передавали на хранение в библиотеку.

Когда говорят о максимальном количестве хранившихся в библиотеке экземпляров, более часто называется цифра в полмиллиона документов. Неясно лишь, относится эта цифра к количеству книг или свитков. Потому как для создания книги было необходимо довольно мною листов папируса, более вероятно, что говорится о количестве свитков. Но некоторые из ученых полагают, что даже 500 тыс. свитков - это очень много, и возведение здания с таким количеством хранилищ было бы очень трудоемким мероприятием, хотя возможным.

Во времена правления Птолемея II коллекция царской библиотеки расширилась до такой степени, что довелось создать «дочернюю библиотеку». Она находилась в храме Сераписа в египетском квартале Ракотис, что в юго-восточной части города. В те времена, когда хранителем библиотеки был греческий писатель Каллимах (305–240 гг. до н. э.), в «дочерней библиотеке» насчитывалось 42 800 свитков, при этом все это были копии, сделанные со свитков главной библиотеки.

Уже много веков не умолкают оживленные дискуссии относительно утверждения о том, что Александрийская библиотека сгорела дотла и самое полное собрание произведений древней литературы утрачено. Что же на самом деле произошло с этой потрясающей сокровищницей древних знаний и кто несет ответственность за ее уничтожение?

Первое, что следует отметить, - это то, что «величайшая трагедия древнего мира» может быть никогда не имела тех масштабов, о которых обычно говорится. Потому как библиотека исчезла бесследно, с ней явно произошло нечто ужасное. Чаще всего обвинения направляют в адрес Цезаря. Считается, что в 48 году до н. э. во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился , стал угрожать египетский флот. Чтобы обезопасить себя, он приказал поджечь египетские корабли, но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив товарные склады, хранилища и ряд арсеналов.

После смерти Цезаря предположение, что именно он разрушил библиотеку, было в особенности популярным. Римский философ и драматург Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, писал, что в огне погибло 40 тыс. свитков. Греческий историк Плутарх указывает, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий (165–235) упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов.

Лучано Канфора в своей книге «Исчезнувшая библиотека» так интерпретирует свидетельства древних авторов: разрушена была не сама библиотека - погибли хранившиеся на складе в порту манускрипты, ожидавшие погрузки. Из трудов великого ученого, философа-стоика Страбона, который в 20 году до н. э. работал в Александрии, становится ясно, что в это время библиотека уже не была всемирно известным центром знаний. По сути Страбон не упоминает о библиотеке вообще. Он пишет о Мусейоне как о «части помещений царских дворцов». Продолжая свой рассказ, Страбон писал: «он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне».

Если великая библиотека была частью Мусейона, тогда ясно, почему Страбон не стал упоминать о ней отдельно. В таком случае становится очевидным один важный факт: потому как Страбон был в Мусейоне в 20 году до н. э., спустя 28 лет после «известной трагедии», значит, Цезарь не сжигал библиотеки. Существование библиотеки в 20 году до н. э., пусть даже в меньшей степени великолепной, означает, что полководец не подходит на роль ее разрушителя, а значит, надо искать другого виновника гибели этого чуда древней Александрии.

391 год — император Феодосий I, проводя политику, направленную на борьбу с язычеством, дал официальное разрешение на уничтожение Серапейона, или храма Сераписа, в Александрии. Операцией руководил александрийский патриарх Феофил. Поздней на месте храма построили христианскую церковь. Предположительно, и «дочерняя библиотека» Мусейона и царская библиотека были разрушены до основания именно в этот период.

Впрочем, как бы правдоподобно не выглядела версия о том, что манускрипты библиотеки Серапейона были уничтожены во время этой чистки, пока нет доказательств того, что царская библиотека сохранилась до конца IV века. По сей день не найдены древние источники, в которых бы были упоминания о разрушении какого бы то ни было хранилища книг в это время, хотя в XVIII веке историк Эдуард Гиббон ошибочно приписывал ее уничтожение именно патриарху Феофилу.

Последний претендент на роль преступника — халиф Омар. 640 год — после продолжительной осады Александрию захватили арабские войска во главе с полководцем Амр ибн ал-Асом. Как гласит легенда, арабы, услыхав об удивительной библиотеке, хранящей знания всего мира, с нетерпением ждали момента, когда смогут ее увидеть. Но халифа огромная коллекция книг не впечатлила. Он заявил: «Либо они опровергают Коран, являясь в этом случае еретическими, или с ним соглашаются, становясь излишними». После этого заявления манускрипты собрали вместе и использовали вместо топлива.

Свитков было до такой степени много, что ими обогревали 4 000 городских бань Александрии на протяжении б-ти месяцев. Эти невероятные события были описаны через 300 лет христианским философом Григорием Бар-Эбреем (1226–1286). Разрушили ли арабы христианскую библиотеку в Александрии или нет, определенно можно сказать только одно: к середине VII века царская библиотека прекратила существование. Этот факт очевиден, потому как об этом трагическом событии не упоминали авторы того времени, в частности христианский хронист Иоанн Никиусский (византийский монах), писатель Иоанн Мосх и иерусалимский патриарх Софроний.

В действительности, стараться установить, каким именно огнем была уничтожена библиотека и все, что в ней хранилось, - напрасный труд. Ситуация в Александрии часто изменялась, в особенности в римский период. Город пережил пожар на кораблях, подожженных по приказу Цезаря, а также ожесточенную борьбу 270–271 гг. между войсками царицы Зенобии из Пальмиры и силами римского императора Аврелиана. Последний в итоге вернул Риму Александрию, захваченную армией королевы Зенобии, но захватчики все же успели разрушить часть города.

Квартал Брухейон, на территории которого располагался дворец с библиотекой, был фактически «сметен с лица земли». А спустя несколько лет город разграбил римский император Диоклетиан. Разрушения продолжались еще в течении нескольких веков. Смена власти и идеологии сопровождалась равнодушием к содержимому библиотеки. Таким образом, трагедия разворачивалась постепенно, на протяжении 400–500 лет.

Последним из известных хранителей легендарной библиотеки был ученый и математик Феон (335–405) - отец христианской проповедницы Гипатии, жестоко убитой толпой христиан в Александрии в 415 году. Может быть, когда-то где-нибудь в пустынях Египта найдут свитки из собрания Александрийской библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться в относительно невредимом состоянии где-то в северо-восточной части города под современными зданиями.

2004 год — появились новости, касающиеся великой библиотеки. Польско-египетская команда археологов заявила о том, что во время раскопок в районе Брухейона была обнаружена часть Александрийской библиотеки. Археологи нашли 13 лекториев с возвышением в центре каждого - кафедрами. Постройки датируются поздним римским периодом (V–VI вв.), а значит, не могут быть прославленным Мусейоном, или царской библиотекой. Исследования в этом районе продолжаются.

1995 год — неподалеку от того места, где когда-то находилось прославленное книгохранилище, началось строительство большой библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 2002 год, 16 октября — произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы пусть частично возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был настоящий центр знаний. Будем надеяться, что пока существует новая универсальная библиотека, дух легендарной библиотеки не утрачен.

Идея библиотеки.

Александрийская Библиотека - пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки - это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.

В античное время имелись также и достаточно обширные частные собрания книг. Например, библиотека Еврипида, которую тот, по словам Аристофана, использовал при написании собственных произведений. Более известна библиотека Аристотеля, которая создавала во многом благодаря пожертвованиямзнаменитого ученика АристотеляАлександра Великого. Однако, значение библиотеки Аристотеля многократно превышает суммарную значимость собранных Аристотелем книг. Ибо с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что создание Александрийской Библиотекистало возможно во многом именно благодаря Аристотелю. И дело здесь даже не том, что книжное собрание Аристотеля составляло основу библиотеки , которая и стала прообразом библиотеки в . Гораздо важнее, что последователями или учениками Аристотеля являлись все, кто в большей или меньшей степени был причастен к созданию Александрийской Библиотеки.

Первым в их числе, конечно, следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной - создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера - наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» - «Александр-царь, порождение Зевса, основал...» , - знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.

К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей , который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.

Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик Феофраста . Пожалуй, то же самое можно сказать и о , который совместно с Деметрием Фалерским являлся одним из основателей . А еговоспитанник после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.

Основание Александрийской Библиотеки.

Создание Александрийской Библиотеки самым тесным образом связано с , основанном около 295 г. до н.э. по инициативе двух афинских философов и , прибывших в по приглашению в самом начале III в. до н. э. Поскольку оба из названных мужей являлись также наставниками царский сыновей, то одной из важнейших функций, а возможно, и первейшей задачей вновь созданного Музейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. Однако, оба направления деятельности Музейона, конечно, были невозможны без существования научной и учебной библиотек. Поэтому есть все основания полагать, что Библиотека как часть нового научно-образовательного комплекса была основана в тот же год, что и сам Музейон, или спустя весьма непродолжительное время после начала работы последнего. В пользу версии одновременного основания Музейона и Библиотеки может свидетельствовать также и то, что библиотека являлась обязательной и неотъемлемой частью Афинского , который, вне всяких сомнений, и послужил прообразом при создании Александрийского Музейона.

Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом , автор которого, приближенный , сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». ( , 9 - 10).

Если согласиться с тем, что александрийский был осуществлен в 285 г. до н.э. в период совместного правления Птолемея I Сотера и его сына Птолемея II Филадельфа , мы можем говорить о том, что первоначальный фонд библиотеки в размере 200000 книг был собран Деметрием Фалерским в первые десять лет функционирования Библиотеки. Тем самым мы получаем достаточно точную количественную характеристику роли Деметрия Фалерского в создании Александрийской библиотеки.

Роль Деметрия Фалерского в создании Библиотеки.

Впрочем, роль отнюдь не сводилась к распоряжению денежными средствами библиотеки и формированию ее книжного фонда. Прежде всего следовало убедить царя Птолемея I Сотера в необходимости существования небывалой по масштабам Библиотеки. По-видимому, это задача являлась более сложной, нежели может представляться спустя более чем два тысячелетия во времена существования широко развитой сети библиотек самого разного размера и статуса: от личной до национальной. Дополнительные сложности, конечно, были сопряжены с тем, что новое дело требовало достаточно крупных денежных средств, которые были нужны молодой монархии для содержания армии и флота, проведения активной внешней и внутренней политики, развития торговли, масштабного строительства в Александрии и других районах страны и пр. и пр. При этом Деметрий Фалерский, безусловно, умело пользовался своим положением ближайшего царского советника и автора законодательства птолемеевской столицы . Используя собственный авторитет, он обосновывал необходимость открытия библиотеки тем, что «какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова» , что для успешного управления многонациональным государством царю недостаточно ввести культ нового синкретического божества, каковым являлся культ Сераписа , но также требуется глубокое знание традиций, истории, законодательства и верований народов, населяющих государство. В других случаях, умышленно принижая собственное значение как ближайшего друга и советника, Деметрий Фалерский говорил, что «в книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо» .

Вне всякого сомнения, для скорейшего открытия Библиотеки Деметрий использовал и свой статус воспитателя одного из наследников царского престола , убеждая в том, что научение мудрости посредством чтения лучших книг, будет способствовать также преемственности власти, процветанию страны и правящей династии. По-видимому, это был достаточно серьезный аргумент для царя, который, будучи другом детства Александра Великого, конечно, имел перед собою весьма убедительный пример благотворного воздействия книг из собрания Аристотеля на величайшего из царей своего времени. Да и опыт Деметрия Фалерского и , выступавших в качестве учителей наследников престола, был, вероятно,оценен как достаточно успешный - поскольку в дальнейшем обязанности наставника наследника престола и руководителя Библиотеки нередко исполняло одно и то же лицо .

Устройство Библиотеки.

Совершенно определенно говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или (видимо, в случаях недостижения согласия в этом вопросе) сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях (вероятно для особо ценных свитков) владельцу книги возвращалась ее копия - тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки. По видимому, доля книг, которые попадали в фонды библиотеки с кораблей была достаточно велика - поскольку книги такого происхождения именовались в дальнейшем книгами «корабельной библиотеки».

Известно также, что лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. В некоторых случаях хозяева Александрийской Библиотеки жертвовали довольно существенными суммами залога - дабы оставить в Александрии оригиналы особо ценных книг, взятых для копирования. Во всяком случае, именно такая история вышла с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, списки которых хранились в архиве театра Диониса в Афинах. Афинам достался залог в пятнадцать талантов серебра и копии древних трагедий, Александрийской Библиотеке - оригиналы бесценных книг.

Впрочем, в некоторых случаях убытки приходилось нести и Библиотеке - поскольку со временем участились случаи приобретения достаточно искусных подделок древних книг, и Библиотека вынуждена была держать дополнительный штат сотрудников, занимавшихся определением подлинности того или иного свитка.

Однако, попытка собрать все книги мира не оказалась абсолютно успешной. Наиболее существенным и досадным пробелом для Александрийской Библиотеки являлось отсутствие в ее хранилищах подлинников книг Аристотеля; Библиотеке не удалось приобрести их у наследников Нелея, которому книги Аристотеля достались по завещанию Феофраста.

Отдельной частью фонда Библиотеки, по-видимому, являлся царский архив, состоявший из записей ежедневных дворцовых бесед, многочисленных отчетов и докладов царских чиновников, послов и иного служивого люда.

Библиотека и библиотекари.

Ведущая роль в деле создания Александрийской Библиотеки во многом предопределила и высокое положение всех последующих руководителей Библиотеки в иерархии чиновников птолемеевского двора. Несмотря на то, что библиотека формально являлась частью , библиотекарь, в отличие от управителя Музейона, который располагал только административными функциями, был гораздо более важной фигурой. Как правило это был известный поэт или ученый, который также возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Музейон. Достаточно часто библиотекарь по совместительству являлся и воспитателем наследника престола; традиция такого совместительства также брала свое начало от Деметрия Фалерского.

Сведения относительно первых руководителей Александрийской Библиотеки, дошедшие до нашего времени, не всегда согласуются между собой - однако наиболее близким к истине представляется следующий перечень библиотекарей первых полутора веков после основания Александрийской Библиотеки :

(годы руководства библиотекой: 295 - 284 г.г. до н.э.) - основатель библиотеки, сформировал основу библиотечного фонда, разработал принципы комплектации и функционирования библиотеки, заложил основы научной критики текста;

Зенодот Эфесский (284 - 280 г.г. до н.э.) - грамматик александрийской школы, издал первые критические тексты Гомера;

Каллимах Киренский (280 - 240 г.г. до н.э.)- ученый и поэт, составил первый каталог Библиотеки - «Таблицы» в 120 книгах-свитках;

Аполлоний Родосский (240 - 235 г.г. до н.э.) - поэт и ученый, автор «Аргонавтики» и других поэм;

Эратосфен Киренский (235 -195 г.г. до н.э.) - математик и географ, воспитатель наследника престола Птолемея IV;

Аристофан Византийский (195 - 180 г.г. до н.э.) - филолог, автор литературно-критических работ о Гомере и Гесиоде, других античных авторах;

Аполлоний Эйдограф (180 - 160).

Аристарх Самофракийский (160 - 145 г.г. до н.э.) - ученый, издатель нового критического текста гомеровских поэм.

Начиная с середины II в. до н.э. роль библиотекаря неуклонно снижается. Александрийскую библиотеку более не возглавляют авторитетные ученые своего времени. Обязанности библиотекаря сводятся к обычному администрированию.

Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки.

Благодаря кипучей и многогранной деятельности первых преемников , а также наследников достаточно быстро сбылся прогноз первого библиотекаря относительно количества книг, которые будут собраны в царской библиотеке. Уже к концу правления , вхранилищах Библиотеке содержалось от 400 до 500 тысяч книг со всего мира, а к I в. н.э. собрание библиотеки насчитывало около 700 тысяч свитков. Дабы вместить все эти книги помещения Библиотеки постоянно расширялись, а в 235 г. до н.э. при Птолемее III Эвергете в дополнение к основной библиотеке, располагавшейся вместе с Музейоном в царском квартале Брухейон, была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа - Серапейоне.

Дочерняя библиотека имела собственный фонд из 42800 свитков в основном учебных книг, в числе которых было огромное количество дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке. Впрочем, главная библиотека также имела огромное количество копий одних и тех же произведений, что обуславливалось несколькими причинами.

Во-первых, библиотекой совершенно сознательно приобреталось огромное количество рукописных копий наиболее известных произведений греческой литературы для выделения наиболее древних и достоверных списков. В наибольшей степени это касалось произведений Гомера, Гесиода, древних трагических и комических авторов.

Во-вторых, сама технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста.

В-третьих, значительную часть библиотечных фондов составляли книги сотрудников Музейона, занимавшихся изучением и классификацией древних и современных им текстов. В некоторых случаях работы по комментированию текстов, а затем и комментированию комментариев принимали поистине гипертрофированные формы. Известен, например, случай Дидима Халкентера, «медноутробного», который составил три тысячи пятьсот томов комментариев.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие верного понимания многих античных терминов (например, в различении «смешанных» и «несмешанных» свитков) не позволяет хотя бы приблизительно оценить количество оригинальных текстов, хранившихся в фондах Александрийской Библиотеки. Очевидно лишь то, что до нашего времени дошли только доли процентов тех литературных богатств, которыми располагал древний мир .

Но если в некоторых своих проявлениях желание собрать все книги мира и могло показаться болезненной страстью - все же Птолемеи имели совершенно четкое представление о том, какие преимущества дает монопольное владение знанием. Именно создание Библиотеки, которая привлекала в Египет лучшие умы своего времени, превратило Александрию на несколько веков в центр эллинистической цивилизации. Именно поэтому Александрийская Библиотека испытывала жесткую конкуренцию со стороны библиотек Родоса и Пергама. Дабы не допустить возрастающего влияния этих новых центров был даже введен запрет на вывоз из Египта папируса, который долгое время оставался единственным материалом для производства книг. Даже изобретение нового материала - пергамента не смогло сколько-нибудь существенно поколебать лидирующих позиций Александрийской Библиотеки.

Впрочем, известен как минимум один случай, когда конкуренция со стороны Пергама оказалась спасительной для Александрийской Библиотеки. Под этим событием мы разумеем дар в 200000 томов из собрания Пергамской Библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием вскоре после пожара 47 г. до н.э., когда Цезарь во время Александрийской войны, дабы не допустить захвата города со стороны моря, приказал поджечь находящийся в гавани флот, и пламя, как утверждают , охватило в том числе и прибрежные складские помещения с книгами.

Долгое время считалось, впрочем, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки. Однако в настоящее время преобладает иная точка зрения, согласно которой Библиотека сгорела значительно позднее, а именно в 273 г. н.э. вместе с Музейоном и Брухейоном, в царствование императора Аврелия, который вел войну против царицы Пальмиры Зиновии.

Малая «дочерняя» библиотека была уничтожена в 391/392 г. н.э., когда после выхода эдикта императора Феодосия I Великого о запрете языческих культов христиане под предводительством патриарха Феофила разгромили Серапейон, в котором продолжались служения Серапису.

Вероятно, какие-то части книжного собрания Александрийской библиотеки сохранялись вплоть до 7 в. н.э. Во всяком случае известно, что после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная и бесконтрольная торговля книгами из собрания Музейона, частично восстановленного после пожара 273 г. н.э. Окончательный же приговор Александрийской Библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, будучи спрошен, как поступить с книгами, ответил: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, онинежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае» .

Вот что пишет М.Л. Гаспаров в своей книге «Занимательная Греция»: «Нам странно это представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека» (Глава Александр и Александрия).

«Аристотель из Стагиры (которого и греки, и средневековые люди называли просто Философом) научил Александра любить Гомера: свиток с текстом Илиады лежал у царя под подушкой рядом с кинжалом. Как сообщает Плиний Старший в Historia Naturalis (VII 21) с подачи Цицерона, огромная поэма была написана маленькими буквочками на одной полосе папируса и - по подтвержденным учеными слухам - помещалась в ореховой скорлупе; не знаю, насколько удобно было ее перед отходом ко сну почитывать. Иштван Рат-Вег указывает, что в Илиаде 15 686 стихов, и не могло быть такого тонкого пера и такого тонкого пергамента, чтобы эти строки уместились в скорлупе. Но однажды епископ Авранша Хюэт поставил эксперимент: он записал всю поэму на кусочке тончайшего пергамента размером 27 х 21 см бисерным почерком с двух сторон. Подлинность сообщения Цицерона была доказана». (А.Пучков. Филадельфа) или 295 г. до н.э., когда все диадохи заключают союз против Деметрия Полиоркета. Поскольку к уже женатому наследнику престола едва ли мог быть приставлен учитель, то заключение первого брака Керавна предпочтительнее датировать 295 г. до н.э. Таким образом, обязанности учителя наследника престола Деметрий Фалерский, по видимому, исполнял лишь в 297 - 295 г. до н.э. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что именно в 295 г. (освободившись от обязанностей воспитателя) Деметрий Фалерский предлагает царю Птолемею организовать Музейон и Библиотеку. XIX столетия папирусом «Государственное устройство Афин», который в настоящее время отождествляютс книгой Аристотеля «Афинская полития », являющей лишь частью всеобъемлющего труда, описывающего государственные устройства 158 греческих городов.

В пользу данной версии приведу следующие соображения. Поскольку «Государственные устройства» (158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические), которое к трудам Аристотеля причисляет Диоген Лаэртский (кн. Y-27 , с. 195-196), скорее всего, является сочинением именно «аристотелевской школы», а не самого Аристотеля, вполне разумно предположить, что найденный в конце XIX в. папирус «Государственное устройство Афин» следует идентифицировать вовсе не с книгой Аристотеля «Афинская полития », но - с текстом философа-перипатетика Деметрия Фалерского «Об афинском государственном устройстве» (см. , данный по книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». - М, 1986, кн. Y-80, с.210) . В пользу этого может говорить как совершенное совпадение найденного текста с названием работы Деметрия Фалерского (у Аристотеля именно такой работы нет), так и соответствие структуры найденного текста, состоящего из двух частей - «История государственного устройства афинян»и «Современный государственный строй афинян» - строению исследования Деметрия Фалерского, состоящего из двух книг. Стиль указанного произведения также гораздо ближе стилю Деметрия Фалерского, нежели стилю Аристотеля. К тому же, если согласиться, что книга Деметрия Фалерского «Об афинском государственном устройстве» является его ранним сочинением, написанным в качестве одной из 158 частей обзорного сочинения аристотелевской школы, становится более понятным достаточно неожиданное возвышение Приведу слова М. Бэттлса из его статьи "Сожженная библиотека" : «История о том, как арабы сожгли величайшую библиотеку эллинистического мира, хорошо известна: Иоанн Грамматик, коптский священник, живший в Александрии во время арабского завоевания (641 год н.э.), завязал знакомство с Амром, мусульманским полководцем, захватившим город. В интеллектуальном отношении собеседники оказались достойны друг друга, и Иоанн, завоевав доверие эмира, стал его советником. Набравшись храбрости, он спросил у своего господина: «Амр, как следует поступить с «книгами мудрости», хранящимися в царской сокровищнице?» И Иоанн рассказал эмиру овеличайшей библиотеке, собранной Птолемеем Филадельфом и его преемниками. Амр ответил, что не может решить судьбу книг, не посоветовавшись с халифом Омаром. Ответ халифа, цитируемый мною по книге Альфреда Батлера «Арабское завоевание Египта» (1902), стал знаменитым: «Что касается упомянутых тобой книг, то, если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, они нежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае». Согласно традиции, свитки были скручены в один огромный сверток и доставлены в городскую баню, где шесть месяцев пролежали в горячей воде».