Open
Close

Римские поэты: римская драма и поэзия, вклад в мировую литературу. Лирическая поэзия древнего рима

Римская литература возникла под греческим влиянием ещё в III веке до нашей эры. А прославил её величайший оратор, писатель и философ Цицерон. Стоит отметить, что он был не только выдающимся оратором и писателем, но и видным государственным деятелем. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н.э. Современниками Цицерона в то время были такие великие римские поэты как Лукреций и Катулл.


Лукреций был автором философской поэмы«О природе вещей», которая полностью раскрывала понятие теории эволюции. Полное имя поэта– Тит Лукреций Кар. Родился он в 98 году, но подробности его жизни не известны. Возвращаясь к поэме, хочется отметить, что она является не только философским трактатом, «приправленным» поэзией, но и подлинным художественным произведением, открывающим своим чётким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе.


1. Обращение к богине Венере «Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судьбоносное море, И плодородные земли; тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят» 2. Вселенная – безграничное пространство, по которому носятся атомы. …Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем…


3. Когда мы есть- смерти нет, и наоборот. …И потому вещество, состоя из плотного тела, Может быть вечным, хотя разлагается всё остальное. Далее, если б нигде никакой пустоты не встречалось, Плотным являлось бы всё; и напротив, коль тел бы известных Не было, чтобы заполнить места, что они занимают, Всё б оказалось тогда и пустым, и порожним пространством, Значит, везде пустота, очевидно, сменяется телом, Ибо ни полности нет совершенной нигде во вселенной, Ни пустоты, а тела существуют известные только, Что полнотой разграничить способны пустое пространство. 4. Ощущения – материальные отображения реальных предметов. …Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.


5. О происхождении мира. 6. Объясняет явления природы Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери. Твердой рукою никто не работал изогнутым плугом, И не умели тогда ни возделывать поле железом, Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких Острым серпом отрезать отсохшие старые ветки. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает В силу того, что, летя высоко в пространствах эфира, Тучи сшибаются там под натиском ветров противных. Ведь не доносится звук из части безоблачной неба, Там же, где тучи, толпой собравшись, сплотятся, оттуда Чаще всего раздаются раскаты громовых ударов…


Гай Валерий Катулл- родился в 57 году, а умер примерно в 54 году. Родился поэт в Вероне. О жизни поэта также ничего не известно, но кое что можно узнать из его произведений. Например, он был любовником замужней женщины по имени Лесбия, по- крайнее мере так он называл её в своих лирических произведениях. Будем, Лесбия, жить, пока живы, И любить, пока любит душа; Старых сплетников ропот брюзгливый Пусть не стоит для нас ни гроша. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей: 1)Большие произведения в «ученом» стиле; 2)Мелкие стихотворения, «шутки; 3)Стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии).


Стихи: лирическая сила; простота, простонародность; использовал ругательства; Искренность; сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям; обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах. Поэмы: хорошо знал литературу греков Был последователем Каллимаха, противником классического искусства


Альбий Тибулл (1-й век до н.э.) – считался одним из наиболее известных поэтов периода расцвета Римской литературы. О жизни поэта можно узнать из его художественных произведений. Исходя из описания деревенской жизни в его художественных произведениях, можно сделать вывод, что он родился в сельской местности. Семья поэта жила в достатке, но при распределении земли ветеранам ничего не получила. (41 г.до н.э.)


Большинство произведений Тибулла были на тему любви. Содержание этих произведений легче понять т.к. оно построено на чувствах, эмоциях и желаниях поэта. Некоторые из них посвящены девушке по имени Немезида, которую Альбий любил до самой смерти. Поэт ушёл из жизни совсем молодым, но его художественные произведения сохранились до наших дней и выпускаются под названием Элегии.


Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) Вергилий Марон Публий – был одним из самых значительных поэтов Древнего Рима, так как именно он открыл новый вид эпической поэмы. Родился поэт в небогатой семье. Уже с 16-ти летнего возраста он начал создавать маленькие стихотворения, наиболее достоверное из которых – Culet.


Гай Луцилий (родился около 180 г. до н. э) Луцилий Гай – римский поэт и сын крупного рабовладельца. Родился в области Кампань, недалеко от Неаполя. Любовь к поэзии появилась ещё с самых ранних лет. В своих произведениях Луцилий затрагивал тему религии, политики и философии. Умер поэт в 102 г. до н. э.


Гораций (65 8 до н. э.) Гораций Квинт Флакк в 42 году был поклонником Брута, ярого республиканца. Это побудило его войти в сражение при грандиозной филиппинской битве. После проигранного сражения он возвращается в Италию. Потеряв всё свое состояние и полностью разорившись, Гораций решает стать писателем. Его творчество начинается с «Сатиров» и «Эподов». Первая книга посвящена любимым философским беседам Горация. Вторая книга содержит занимательные письма в литературном жанре. Также Гораций писал лирические произведения, которые ещё называл одами. В некоторых поэт рассказывает о своих любовных романах, а в некоторых восхваляет Августа и его подвиги.


Петроний Арбитр (родился примерно в 14 году– умер в 66 г.) Петроний Арбитр - древнеримский писатель, а также автор романа «Сатирикон». Его имя «звучит» во всех частях романа. О нём отзывались и писали изречения многие деятели. Все эти отзывы подтверждали существование писателя, но не давали подробностей его жизни.



1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

2. Ранние формы римской прозы

3. Первые римские поэты

3.1. Плавт

3.2. Теренций

3.3. Сатиры Луцилия

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

1.2. Гай Саллюстий Крисп

1.3. Марк Теренций Варрон

2. Римская поэзия I в. до н.э.

2.1. Тит Лукреций Кар

2.2. Гай Валерий Катулл

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь эпохи Августа

2. Вергилий

3. Творчество Горация

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

2. Марциал

3. Ювенал

V . Литература поздней Римской империи

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

XII . Список литературы

I .Зарождение литературы в Риме

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen ), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основнымвидом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

3. Первые римские поэты

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическоепроизведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм –тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulae praetextae .

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales »), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться слюдьми, принадлежавшими к самым разнообразнымпрослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влияниемновоаттической комедии, которая в отличиеот политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. ГероиПлавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

3.2. Теренций

К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий, Публий Теренций Африканец (около 190-159 гг.). Он был родом из Карфагена и ещё в раннем возрасте попал в Рим в качестве раба. Его господин дал ему образование и отпустил на волю.

Теренций вращался в кругах высшего римского общества, и его комедии рассчитаны на образованных зрителей. Теренций тоже подражал греческим авторам, а больше всего – Менандру, знаменитому автору новоаттической комедии. Все произведения Теренция отличались изяществом языка. В этом отношении они считались образцами и неоднократно комментировались грамматиками.

3.3. Сатиры Луцилия

Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180-102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.

Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий.

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

Видное место в римской литературе конца Республики занимает Гай Юлий Цезарь. За ним утвердилась слава второго, после Цицерона, римского оратора. Замечательными и по форме и по содержанию являются его военные мемуары, известные под названием «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Ему принадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкал к аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными и говорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится в другом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.

Мемуары Цезаря преследовали политические цели. «Записки о Галльской войне» оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. «Записки о гражданской войне» возлагали всю ответственность за войну на противников Цезаря и показывали их военную неспособность.

Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью и ясностью. Суждения его о своих действиях отличаются сдержанностью, нигде не даёт он комментариев тем своим поступкам и мероприятиям, о которых повествует. Живому и непринуждённому рассказу соответствует простой и отточенный язык. Цицерон находил «Записки» Цезаря прелестными; по его словам, они лишены искусственных приёмов, как бы обнажены.

Тот жанр, к какому принадлежат «Записки» Цезаря, нашёл своих подражателей: близкий к Цезарю офицер его Гирций (консул 43 г., погибший при Мутине) продолжил труд Цезаря и написал восьмую книгу «Записок о Галльской войне». Гирцием и другими участниками войн Цезаря описаны были и другие походы Цезаря.

1.2. Гай Саллюстий Крисп

Близко к мемуарной литературе стояли и исторические произведения, посвящённые отдельным событиям римской истории. Из историков того времени особенно прославился Гай Саллюстий Крисп, сторонник Цезаря. Его сочинения «О заговоре Катилины», «Югуртинская война» и даже «Письма к Цезарю» являются не только важными историческими источниками, но и крупными литературными произведениями.

1.3. Марк Теренций Варрон

Одним из самых плодовитых писателей того времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг.). Он изумлял своих читателей разнообразием сюжетов, какие затрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.

Произведения Варрона охватывали, чуть ли не все отрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, ему принадлежит и ряд поэтических произведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших до нас отрывков мы можем сказать, что они преследовали определённые политические и дидактические цели. Бесплодным философским рассуждениям, например, противопоставляется римская житейская мудрость. Касался Варрон и животрепещущих политических вопросов. После установления первого триумвирата он издал сатиру под названием «Трёхглавое чудовище».

2. Римская поэзия I в. до н. э.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, нои выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

2.1. Тит Лукреций Кар

О жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV-V вв. н. э. Иероним говорит, что от употребления любовного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания; версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.

Поэма «О природе вещей» - философское произведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читателю. Излагая своё учение «в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач, «который обмазывает мёдом края чаши, когда даёт детям горький целебный напиток».

Лукреций - убеждённый сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.

Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается и произрастает от мельчайших первичных тел, из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.

В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть - неизбежный конец существования. В книге четвёртой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в своём положении, всё преходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образования земли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей, появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемические болезни.

Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое и механистическое мировоззрение. Автор её - не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.

Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором явлений природы. Одна из основных задач Лукреция - освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира не оставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.

Идеал Лукреция - мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем. Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Она оправдывает индивидуализм, отстранение человека от общественной жизни.

Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённой борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.

Поэма «О природе вещей»-величайшее произведение мировой литературы, оно продолжает поражать глубиной мысли, и не раз являлось источником творческого вдохновения. Учение, в существе своём находящееся в противоречии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностью и суеверием, Лукреций облекал в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а римскому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.

Произведённая Лукрецием реформа стиха Энния имела значение для последующих поэтов, особенно для Вергилия. Ещё около 100 г. до н. э. появляются латинские стихотворения, написанные под влиянием александринизма. Направление это возникло при дворе Птолемеев, и для него характерны следующие черты: 1) подчёркнутая эрудиция автора (особенно в вопросах мифологии); 2) изящество и изысканность формы; 3) исключительное внимание к личным переживаниям, особенно любовным. В конце первой половины I в. александринизм входит в моду и в Риме. Он находит немало сторонников, главным образом среди аристократической молодёжи. Люди консервативного направления стояли за старый энниев стих, и Цицерон пренебрежительно называл новых поэтов неотериками («юноши», «нововводители).

2.2. Гай Валерий Катулл

Первое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87-54 гг. до н.э.) родился в транспаданском городе Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодёжи, среди которой было немало талантливых людей.

Катуллу была хорошо известна греческая и эллинистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе («Свадьба Фетиды и Пелея», две брачные песни -эпиталамии и др.). Катулл отдал дань той подчёркнутой учёности, которая требовалась от поэта александрийской школы, но вместе с тем он дал верные, полные реализма характеристики человеческих чувств и страстей. Особое значение приобрели в мировой литературе лирические стихотворения Катулла, главные из которых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.

Под этим вымышленным именем скрывалась, как это установили ещё в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упоминаемая в произведениях Цицерона. Стихотворения Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводящей его к робости. За первым увлечением и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла появляются подозрения, вызывающие ревность и вскоре подтверждающиеся. Катулл переживает противоположные чувства, с особенной силой запечатленные им в двустишии, начинающемся словами: «Хоть ненавижу, люблю».

В конце концов, Катулл порывает с Клодией, и разрыв этот вызывает у него как бы оцепенение. Он молит богов избавить его от любовной болезни; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вернуться к своей прежней возлюбленной.

Любовь к Клодии - не единственный мотив лирических произведений Катулла. Он пишет стихи о смерти любимого брата и многочисленные и разнообразные стихотворения, посвящённые друзьям. Замечательны стихи Катулла о природе. Стихотворение, обращённое к родному полуострову Сирмию, написано поэтом по возвращении из Вифинии; родные края дороже Катуллу всех других «полуостровов и островов, тинийских и вифинских полей».

Таким образом, лирика Катулла отражает сложную гамму личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы - он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключительные по силе и прелести слова для выражения сложных человеческих переживаний, и его можно с полным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом. В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.

Катуллу не чужды были и политические мотивы. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу антицезарианской молодёжи; ему принадлежит несколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. Правда, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.

В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи - Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времён принципата Августа.

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь в эпоху Августа

Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения - результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа.

Ко времени правления Августа относится расцвет римской поэзии. Гражданские войны не пресекли той линии развития, начало которой относится к середине I в. до н. э. Поэты августовой эпохи продолжали традиции Лукреция и Катулла.

Несомненное значение имел мир, установленный Августом, который особенно благоприятен был для привилегированных слоев италийского общества. Недаром все поэты - италики по своему происхождению. Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию.

Для художественной прозы этого времени характерен исторический жанр. Выдающимся произведением эпохи является «История» Тита Ливия. Другие исторические произведения эпохи Августа до нас не дошли. Многие из них, судя по тем скудным сведениям, какие имеются в нашем распоряжении, по-видимому, носили публицистический характер.

Век Цицерона - расцвет римского красноречия. Риторика сохраняет своё значение в эпоху Августа; ее преподают в школах, она оказывает влияние на самые разнообразные литературные жанры. Но ораторское искусство начинает клониться к упадку, общественные условия не способствовали его процветанию. Тацит так объяснял это явление: «Продолжительное спокойствие, непрерывное бездействие народа, постоянная тишина в сенате и всего более строгие порядки принцепса умиротворили и самое красноречие, как и всё остальное».

Вместе с тем эпоха Августа-время творчества лучших римских поэтов. Старшие из них-Вергилий и Гораций - начали свою поэтическую деятельность ещё во времена гражданских войн.

2. Вергилий

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до к, в.) родился в северной Италии, недалеко от города Мантуи, в семье богатого землевладельца, он получил хорошее образование, изучал литературу, риторику, был знаком с эпикурейской философией. Бурные события эпохи гражданских войн отразились и на судьбе Вергилия. Небольшое имение его должно было перейти к ветеранам. Его спасло, однако, заступничество друзей перед Октавианом. На этот раз Вергилий сохранил свою землю, но ему всё-таки пришлось потерять её при следующем разделе. Однако с помощью Мецената (в круг которого вошёл Вергилий) он стал собственником другого небольшого имения.

Вергилий приобрёл известность своими «Буколиками». Они состоят из десяти стихотворений, эклог, написанных под влиянием идиллий греческого поэта III в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий изображает пастухов, состязающихся на лоне природы в поэтическом творчестве. Они воспевают окружающую природу, свои стада. В некоторых эклогах есть любовные мотивы; уделено значительное место и различным мифологическим образам. Как и у Феокрита, действие в некоторых эклогах происходит в Сицилии, в других же оно развёртывается в родной поэту северной Италии. В этих произведениях, посвящённых природе, мирным стадам и деревенской жизни, отразились и современные автору политические мотивы. В девятой эклоге говорится о безбожных воинах, которые захватывают землю. В первой эклоге (написанной, вероятно, позднее других) один из пастухов вынужден оставить родную пашню, другой же обещает возносить молитвы в честь нового божества, которое находится в Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно, Октавиана.

Несколько особняком стоит эклога четвертая, написанная в 40г., после Брундизийского мира.В ней автор предсказывает рождение божественного младенца, который принесёт на землю мир и счастье людям. Эта эклога не похожа на другие; она носит характер торжественного пророчества. Уже в древности спорили о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным младенцем, рождение которого предсказывал. Комментаторы видели в нём сына Азинния Поллиона, консула 40 г., известного общественного деятеля и писателя, которому посвящена эклога. Но, по всей вероятности, это произведение создалось под влиянием восточных пророчеств, которые под названием Сивиллиных книг получили в то время широкое распространение.

Около 29 г. до н. э. появляется новое произведение Вергилия-«Георгики». Это-дидактическое произведение, дающее наставление сельскому хозяину. Произведение написано по инициативе Мецената; в нём поощрялся почётный труд земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство «Георгик» заключается в том, что это не сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный стихами. Различные отступления, жанровые сцены, описания природы, звучные стихи, умелое пользование образными средствами речи-всё это позволяет отнести «Георгики» к высокохудожественным сочинениям. Вергилий поэтизирует Италию, сатурнову землю, самую плодородную и самую лучшую в мире. Славным прошлым Рима должна гордиться вся Италия. Немало строк посвящено прославлению Октавиана. Главное поэтическое произведение Вергилия по имени легендарного предка рода Юлиев Энея носит название «Энеида». Оно создано по образцу величайших греческих поэм - «Илиады» и «Одиссеи».

Замысел и основная идея «Энеиды» вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспел легендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своей храбрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как в отношениибожеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея дан идеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков. Поэма носит религиозно – дидактический характер. Она должна восстановить старое римское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения и побудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов.

В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.

3. Творчество Горация

К кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.). Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством.Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.

Свои политические настроения Гораций выразил в «эподах», которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.

Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация – не политические темы. Подобно Катуллу Гораций - лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpe diem – «Пользуйся днем» – вот его лозунг.

В знаменитом своем произведении, известном под названием «Памятник», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он «перелил эолийский напев в италийскую песнь».

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

Эпоха Августа отмечена леятельностью римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времен Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.

На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые черты, характерные для художественной литературы I -II веков. Поэзия получила распространение в Риме. Обычай реоцитации, публичного чтения своих произведений, введенныйпри Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих покровителей.

В этот период получили распространение всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект стоихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинальности. Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в «георгиках». Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, а Апулей – африканец.

Из писателей этого времени наибольшую известность приобрели два поэта – Марциал иЮвенал.

2. Марциал

Марк Валерий Марциал(около 40 – 104 г.г.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка – поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости от своих покровителей.

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, Тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

До н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!(Перевод М. Гаспарова.)

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия « » признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид;

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит.(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Если домашнее задание на тему: » Поэты Древнего Рима оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое В. С. Дуров ПОЭТ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Жизнь и творчества Горация (Гораций. Собрание сочинений. - Спб., 1993. - С. 5-20) Выдающийся Іспит: Антична література Настає золоте століття Р. поезії, століття Августа, що відкриває собою новий період (четвертий). Проза відступає, у свою чергу, «Энеида» Ивана Котляревского «гремела» на всю Украину, слухи о ней дошли в свое время и до России. Она будто сосредоточивала Экзамен: Зарубежная литература Западноевропейская литература зрелого Средневековья. Общая характеристика средневекового романа (происхождение, важнейшие циклы). Классический артуровский роман в творчестве Кретьена де

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Литература и поэзия Древнего Рима

Весь мир находился в руках победителей-

римлян. Они владели и морями, и сушей, и

небом, усеянным звездами, но им всего

было мало! Их тяжело нагруженные

корабли бороздили моря. Если им

встречался укромный залив и неизвестная

ранее область, где по слухам, были

золотые рудники, местные жители

объявлялись врагами Рима, и судьба

готовила им опустошительную войну,

чтобы римляне могли завладеть новыми

сокровищами.

Гай Петроний

Это писал римлянин, приятель Нерона, одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.

История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик, монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.

Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.

Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.

Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.

От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.

У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.

Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает... волчица.

Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.

Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина - смелого, сильного и жестокого.

Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.

Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

Побежденная Греция победила

сурового победителя и внесла искусство

в грубый лациум.

Гораций

Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.

Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.

У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..."

Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.

Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.

Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.

до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.

Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.

В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМА

ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ (ок254-184 гг. до н.э.)

О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны "Хвастливый воин", "Менехмы", Горшечная комедия", Псевдол", "Привидение", Выкхиды", "Пленники", Амфитрион".

Подружку выкупил на волю юноша,

Растратив все в отсутствие отца добро.

И вот старик вернулся. Транион сумел

Вкруг пальца обвести его: мол, выехал

Из дома сын, испуган привидением.

Да тут явился ростовщик, потребовал

На те, мол, деньги дом соседний сын купил.

Изобличен был раб. Но собутыльник их

Ему и юноше прощенье вымолил.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (ок.195-159 гг.до н.э.)

Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.

Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.

ЛУКРЕЦИЙ

Рода Энеева мать, людей и бессмертных

услада. О благая Венера! Под небом

скользящих созвездий жизнью ты

наполняешь и все судоносное море, и

плодородные земли; тобою все сущие

твари жить начинают и свет,

родившиеся, солнечный видят.

Лукреций

"О природе вещей"

Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix ("приносящей счастье"). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей, якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.

Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу.

"О благая Венера!" В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.

Венера в поэме Лукреция - поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда, он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в "интермундии" (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.

Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?

С первых же страниц его поэмы "О природе вещей" мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей "долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом". Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них "ликом ужасным". и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.

Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /"Дна никакого нет у вселенной нигде", "нет ни конца ни предела пространству"/, что состояние материи - вечное движение /"Мир обновляется вечно.

Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.

Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /"Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье - вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.

Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается - потребности, нужда:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,

Платье, оружье, права, а также и все остальные

Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:

Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -

Все это людям нужда указала, и разум пытливый

Этому их научил в движенье вперед постепенном.

Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 - 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: " ...в ней много проблесков природного дарования, а также искусства".

ПОЭЗИЯ

Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков - "поэтами новыми".

Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:

Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,

Мы табличками долго забавлялись.

Превосходно и весело играли,

Мы писали стихи поочередно,

Подбирали размеры и меняли.

Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия, как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, "новые поэты".

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ

Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни "литературной богемы".

Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название "неотериков" - новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.

Милый птенчик, любовь моей подружки!

На колени приняв, с тобой играет

И балует она и милый пальчик

Подставляет для яростных укусов.

Когда так моя прелесть, жизнь, отрада

Забавляется, бог весть как смеется,

Чтоб найти утешеньце в заботах,

Чтобы страсть (знаю - страсть!) не так пылала,

Тут и я поиграть с тобой хотел бы,

Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.

(перевод Пиотровского)

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (70 - 19 гг. до н.э.)

Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.

Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -"Буколики", опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.

В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду - "Георгики". Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В "Георгиках" Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.

Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над "Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (65 - 8 гг.до н.э.)

Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.

Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" и названы самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.

Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од" (или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерство поэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.

ОВИДИЙ (43г. до н.э. - 18г. н.э.)

Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственная карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.

Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий ("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.

ФЕДР (конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.)

Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима Вергилий читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники; среди них щегольски одетый, осанистый Меценат, покровитель и друг Вергилия. Остальные присутствующие - поэты, ораторы, ученые, любители искусств. Между ними друг Вергилия поэт Гораций - плотный, бодрый, раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий - тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл, молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций, «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

Вергилий высок, крепок, у него грубое, загорелое крестьянское лицо. Слегка жестикулируя, медленно произносит он стих за стихом. Иногда он смущенно обрывает чтение на середине фразы: поэма еще не отделана, в ней есть начатые и неоконченные строки.

Что же это за поэма и почему с таким вниманием и восхищением встречают ее собравшиеся?

Рим был мировой державой, его власти подчинялось все Средиземноморье. Но литературы, достойной своего могущества, он еще не имел. Римлянам некем было гордиться так, как греки гордились Гомером и Эсхилом. У римлян были лишь старинные комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», замечательные по страстности и силе чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это были только подступы к великому делу - созданию классической национальной римской поэзии. Свершение этого дела выпало на долю поколения Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций были свидетелями того, как погибала в Риме республика и утверждалась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Они не были придворными льстецами. Прославляя в своих произведениях Августа, они славили в его лице величие Рима.

Лучшим из классических произведений римской поэзии была «Энеида» Вергилия.

Когда-то римляне сложили миф о том, что их предком был троянец Эней, сын богини Венеры, приплывший в Италию после падения Трои. Они хотели показать, что история их народа восходит к той же глубокой древности, что и история греков. Этот миф и положил Вергилий в основу «Энеиды».

В поэме повествуется о том, как корабли Энея, спасшись от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская царица Дидона возводит свой город Карфаген. Ласково принятый Дидоной, Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами сел на суда, чтобы плыть к неизвестной земле, где, по велению оракула, они должны были основать новый город, и о том, какие бедствия пришлось испытать им в далеком пути.

Дидона и Эней полюбили друг друга.

Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов Меркурий. Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает от Карфагена. Не в силах вынести разлуку, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и, наконец, достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пещеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам еще придется выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем будет заложен заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги

родится Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий будет прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август.

Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и прославление Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем. Вот что вещает Энею тень его отца Анхиза:

Будут другие ковать оживленную медь совершенней,

- Верю, - и будут ваять из мрамора лики живые,

Лучше защиту вести на суде, и движения неба

Вычертят тростью, и звезд восходы точнее укажут.

Твой же, Римлянин, долг - полновластно народами править;

В этом искусства твои: предписывать мира законы,

Всех покоренных щадить и силой смирять непокорных.

(Перевод Ф. Петровского.)

«Энеида» стала национальным эпосом римского народа. Император Август мог считать, что главное в поэме - восхваление его мифических предков, но простой народ любил «Энеиду» за ее высокий патриотический пафос, понятный и близкий каждому. «Энеиду» изучали в школах, отрывки из нее помнили наизусть всю жизнь. Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо, полюбившимися некогда случайному прохожему. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя поэты Возрождения (см. ст. «Возрождение») и эпохи классицизма (см. ст. «Классицизм во Франции» и «Русская литература XVIII в») подражали творению Вергилия в своих «Лузиадах», «Франсиадах» и «Россиадах».

Вергилий создал классический римский эпос, его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков и призывал современников быть достойными отцов; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Его лирику брали за образец поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания-поэзии. Среди них заключительное стихотворение его «Од» - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид.

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не сокрушит…

(Перевод А. А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Произведения Вергилия написаны торжественным, высоким слогом. С первого раза он может показаться непривычно тяжелым; но чем больше вы будете вчитываться в эти стихи, тем больше красот откроете в них.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию.

Наиболее значительное произведение Овидия - большая поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось богатейшее собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Низвергается с солнечной колесницы сын бога солнца Фаэтон, не совладав с конями своего отца; обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность потерявшая всех своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса, который не сумел оценить искусства бога Аполлона; скульптор Пигмалион, изваяв статую прекрасной девушки, воспламеняется любовью к ней, и статуя оживает… Все эти рассказы сплетаются в единое связное повествование. Для последующих поколений «Метаморфозы» стали неисчерпаемым источником мифологических сюжетов.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Добродушный и легкомысленный, он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город. Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании, создав на чужбине свой последний сборник «Печальные элегии».

Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов об античном поэте» вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Имел он песен дивный дар

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .