Open
Close

Как правильно выбрать будущую профессию по душе, если не знаешь, кем хочешь быть? Как выбрать профессию? Советы родителям.

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

Подростковый возраст – нелегкий период в жизни каждого, это время определения своего места в обществе, становления личности. У ребенка, воспитывающегося в семье, всегда есть поддержка, опора, а для воспитанника детского дома подростковый возраст – последний период пребывания в нем. Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.

Перед подростком встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-сирот ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время все возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

Проблемы профессионального самоопределения указывают, что выбор профессионального пути является одним из важнейших факторов образа жизни: именно с интеграцией в социум, нахождением и занятием в нем определенной социальной позиции, связаны основные задачи социализации – личностное и профессиональное самоопределение. Для решения этих задач необходимы дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения, жизненной позиции. Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста занимались многие отечественные ученые. Подростковый период обычно рассматривается разными авторами (А.К. Маркова, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников) в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивации интересы подростков приобретают большую глубину и устойчивость, а некоторые из них преобразуются в постоянное увлечение.

Теория профориентационного вопроса рассмотрена в трудах А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, И. В. Аношкина, Э. Ф. Зеер. Так, Н.С. Пряжников дает понятие профориентации, описывает сущность профориентационной работы в разных возрастах. А.К. Маркова выделила компоненты профессионального самоопределения, само же профессиональное самоопределение рассматривала в качестве результата профориентации. Е.И. Головаха обозначила общепедагогические и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

В научной литературе сегодня достаточно подробно представлена Специфика профессионального самоопределения воспитанников детского дома (Г.И. Аникина, Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.А. Ряхина и др.). Авторы разных исследований указывают на то, что б ольше половины выпускников детских домов не имеют осознанных профессиональных намерений. Зачастую выпускники вступают в самостоятельную жизнь без четких жизненных и профессиональных ориентиров, что приводит к печальным последствиям.

В связи с этим перед педагогами и сотрудниками детских домов возникает необходимость воспитывать в выпускниках готовность к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способностей; способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Очень важно, что такой выбор позволит предотвратить самоопределение в роли сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов.

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома имеет свои особенности и сложности, вытекающие из специфики развития воспитанников детских домов: отставания темпа психического развития, наличия ряда качественных негативных особенностей.

Итак, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим них.

Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта.

Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения.

Обеднение контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом.

У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Отучиться 11 класс, поступить в университет, а дальше будет видно». Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.

У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора («я так хочу», «я мечтаю»). Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений.

Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.

В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются.

Преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации.

У ребенка- сироты отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Из двух уровней отношений между взрослыми и детьми: безусловная любовь со стороны родителей, родственников на первом уровне и объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. У ребят из детского дома нет первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки.

Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот:

Склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому,

Наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе,

Стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.

Из вышесказанного следует, что главным направлением профориентационной работы с выпускниками из детских домов в условиях современной России должна быть помощь ребенку в самоопределении и в адаптации к реальным условиям жизни. Необходимо целенаправленно формировать способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам.

Воспитывая и обучая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Труд должен приносить радость и удовлетворение и был во благо окружающим. Необходимо помочь подросткам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, которая представляет собой систему подготовки к свободному, сознательному выбору профессии, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона.

Понятно, что воспитаннику детского дома, очень сложно сделать правильный выбор. Они имеют лишь смутные представления о профессиях. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. А зачастую выбор профессии осуществляет руководство учреждения, не учитывая ни мнения воспитанника, ни его способностей и возможностей. Не надо объяснять, к какому результату это приводит.

Чтобы каждый воспитанник выбрал дело по сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги детского дома должны много потрудиться. Еще в начальной школе необходимо вести работу по ознакомлению ребят с профессиями, особенно недопустимо бросать работу в среднем звене. Выпускники девятых классов должны иметь как можно более подробные представления о профессиях, они должны быть осведомлены о том, какие профессии востребованы в их регионе, где они проживают. Ребятам, конечно, необходимо получать профконсультации и проходить профдиагностику, чтобы узнать к какому типу профессий он относится и какую профессию ему необходимо получить, чтоб в дальнейшей жизни получать только удовлетворение от работы. Благодаря профконсультированию и профдиагностике воспитанник сможет познать себя, увидеть свои перспективы.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согластно статистике лишь 15-20% воспитанников детских домов твердо знают в каком учебном заведении начального профессионального или среднего профессионального образования они продолжат учиться и смогут реализовать свои профессиональные намерения. Примерно такое же количество воспитанников вообще не задумываются о своих профессиональных планах. 70% не имеют четкой профессиональной позиции и в среднем у 10% выпускников детских домов нет желания продолжать обучение где-либо.

Бросают сразу

Через год

Через два года

45%

30%

Профессиональный выбор и личностное самоопределение – это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.

В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей - те взрослые, которые с ними работают. Это воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники, медицинские работники.

Поэтому, одним из важнейших направлений всего педагогического
коллектива детского дома является организация работы п о профессиональной ориентации воспитанников. Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определенной профессиональной группы. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

В ОГОБУ « Детский дом №2» была разработана программа «Дорога в жи знь» . Анализ показал, что число воспитанников, поступающих в ВУЗы, ССУЗы увеличилось. Работа по программе способствовала дальнейшему развитию у детей способности к профессиональному самоопределению, т.е. осознанному выбору индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Целью системы профориентации является «формирование у воспитанников способности выбора сферы деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда».

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым
человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее
активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но,
главное - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профессиональной работы в детском доме, в организации и проведении которой невозможно переоценить роль педагогов, знающих ребёнка в течение длительного времени.

Цель программы :

Содействие в актуализации процесса и механизмов профессионального самоопределения воспитанников и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи:

1. повышать уровень психологической компетенции воспитанников посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании

2. формирование у воспитанников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в

своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии

3. ознакомление воспитанников со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции

4. активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса.

В реализации этих задач важное значение отводится беседам, классным часам, дискуссиям, профориентационным играм, тренинговым и диагностическим формам активизации воспитанников с выдачей рекомендаций кому какая профессия подходит.

Программа «Дорога в жизнь» предполагает поэтапное формирование профессионального самоопределения: психофизиологического, нравственного, практического.

I ЭТАП: Профессиональное просвещение - ознакомление
воспитаннкиов с различными видами труда в обществе, разнообразием
профессий, тенденциями их развития, а так же потребностями страны в
целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии,
особенностями трудоустройства и т.д.

II ЭТАП: Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей,
склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных
типологических особенностей, профессиональных намерений).

III ЭТАП: Профессиональная консультация - помогает в выборе
профессии, соответствующей индивидуально-психологическим

особенностям воспитанника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профилактическая консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения воспитанника.

Благодаря систематической профориентационной работе расширилась «география» поступления воспитанников детского дома в вузы и ссузы.

Сравнительный анализ поступивших в учебные з аведения

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Всего поступили

39 чел.

38 чел.

19 чел.

ВУЗы

2 чел. - 5,2%

5 чел. - 13,2%

3 чел. - 15,8%

ССУЗы

21чел- 53,8%

15 чел. - 39,5%

2 чел. - 10,5%

ПУ

12 чел. - 30,7%

12 чел. - 31,6%

11 чел. - 57,9%

10 кл.

4 чел. - 10,6%

6 чел. - 15,8%

3 чел. - 15,8%

2015-2016 у.г всего 17 выпускников ВУЗ-1 чел -6%

ССУЗ-16 чел -94 %

видно, что основная доля выпускников обучаются в профессиональных училищах, что говорит о неготовности выпускников продолжить обучение в 10 кл. и в высших учебных заведениях в силу своих способностей.

Таким образом, к концу подросткового возраста у человека складываются ряд новообразований (самоопределение, рефлексия на самого себя, новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества) позволяющих ему осознанно определиться с выбором будущей профессии.

Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку- сироте выбрать профессию.

Любому подростку трудно принять такое важное решение, но особенно тяжело оно дается сиротам из детских домов и коррекционных школ. Как правильно выстроить свое будущее, может ли выпускник определиться без помощи взрослых – эти и другие вопросы обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «Комсомольской правды»: руководители профессиональных лицеев и детских домов, специалисты службы занятости и министерства образования и науки края.

Одно из самых важных решений в жизни – выбор профессии – человеку приходится принимать в очень юном возрасте. И зачастую определяющими становятся не желания, мечты и амбиции, а совсем другие, более прозаические причины: материальное положение, невозможность переезда в другой город, семейные обстоятельства. Проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов и коррекционных школ, еще больше. Вот только некоторые из них: перечень профессий и учебных заведений, где они могут их получить – ограничен. Кому-то мешают проблемы со здоровьем, кому-то – отсутствие общежитий.

Общую тенденцию подтверждают и отдельные примеры. Гость «круглого стола» 20-летняя Галя Русак сейчас учится в лицее №33 на швею, и она рассказывает:

Я не собиралась идти на эту профессию, так получилось. Сейчас доучиваюсь последний год, одновременно хожу в вечернюю школу, а потом буду поступать на повара-кондитера – я с самого начала этого хотела. И только потом пойду работать.

Надежде Терентьевой 18, и ее тоже отправили на швею, и тоже – мимо цели:

Вместе с Галей пойду на повара-кондитера.

Эти девочки искренне намерены работать, они еще не знают, что российские законы позволяют сиротам бездельничать и получать пособие размером более 20 тысяч. Такая поддержка поощряет иждивенческое настроение – и это тоже большая проблема: учиться не хочу – и отчислить сироту невозможно, работать не пойду – дайте пособие.

Это правда, - подтверждают Галя и Надя. – Таких очень много.

Но даже если сирота или неблагополучный подросток определился с выбором, и поступил в профессиональный лицей или училище, там ими просто некому заниматься: в детском доме один педагог на пять воспитанников, в училищах - на 50. А безнадзорность часто ведет к криминалу, наркомании и алкоголизму. Преодолевшим все эти сомнительные соблазны судьба уже заготовила новый удар: на работу устроиться практически невозможно, а тем, кто нашел место, – платят мизер в 4-6 тысяч рублей в месяц.

Приходите, двери открыты!

Знакомство школьников края с профессиями, что называется, поставлено на поток: и в школах, и в службе занятости, и в специально созданных профориентационных центрах выпускникам и учащимся старших классов предлагают и тестирование, и консультации – все бесплатно, в любое время. Но все же особую роль играет пример сверстников и возможность сделать что-то своими руками.

За год до выпуска мы начинаем своих детей возить по училищам, и в гости, и для обучения, – чтобы они убедились, подходит им эта профессия или нет, - говорит директор Красноярского детского дома «Самоцветы» Людмила Сотникова .

У нас для каждой специальности есть мастер-класс, и цель та же – «примерка» профессии, - добавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Канского лицея №12 Людмила Остова.

Выбор профессии мы проводим с помощью медико-педагогического консилиума и сводим в единое целое «хочу» и «могу». Такая работа начинается с седьмого класса, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Сосновоборского детского дома Светлана Филькина. – К сожалению, для детей с ограниченными возможностями перечень учебных заведений и специальностей невелик.

Мы готовим детей к профессии совместно с машиностроительным лицеем – на базе наших учебных заведений создана экспериментальная площадка федерального значения, - рассказывает директор Красноярской коррекционной школы-интерната VIII вида №5 Елена Клочкова . – Два года дети учатся и в школе, и в лицее. В итоге они получают документ об образовании государственного образца (в обычных коррекционных школах их не выдают), профессию и социальную адаптацию – дети с ограниченными возможностями становятся обычными.

Кстати, сирот в этом лицее совсем немного: 36 из 734.

Стереотип, что в училище идут неспособные и неуспешные, нам очень мешает, - говорит социальный педагог Красноярского машиностроительного лицея Татьяна Фигуровская. – Именно поэтому мы всех приглашаем посмотреть, как у нас хорошо. И многие из тех, кто в школе был незаметен, у нас раскрывают свои способности. Здесь много говорили о профориентационной работе, и она безусловно нужна, чтобы предотвратить то, что произошло с Галей и Надей: хотели стать кондитерами, а учатся на швей. Однако в последний год появились тревожные сигналы: результаты проведенного нами анкетирования показали, что уже 25% детей готовы учиться близко к дому – о каком выборе профессии тут можно говорить?

Мы регулярно проводим дни открытых дверей, кстати, ближайший – 1 апреля, - добавляет заместитель директора по воспитательной работе Красноярского машиностроительного лицея Елена Некрасова . – Их особенность в том, что своим опытом делятся наши учащиеся: посмотри на меня, я уже умею это делать, и у тебя получится. Кроме того, у нас есть много клубов и секций, в которых занимаются дети со всего района – и так, через рэп и паркур, они потом приходят к нам получать профессию.

Чехарда бюджетов

Еще одна проблема, которая препятствует выбору рабочей профессии, – наличие или отсутствие общежитий. Иногородние дети, скорей всего, не поедут учиться туда, где для них нет койко-места, а для сирот проблема жилья становится определяющей. Казалось бы, решение лежит на поверхности: они могли бы остаться в детском доме, а на учебу ездить на автобусе, как это делают все «домашние» студенты. И самому подростку привычней, и в детдоме не против, и государству, казалось бы, все равно, где именно будут потрачены деньги на содержание сироты. Оказывается, не все равно: средства распределяются по разным ведомствам. К такой чехарде бюджетов добавляются еще и региональные проблемы.

Например, краевым законом определено: в учреждениях начального и среднего профессионального образования бесплатно кормят только малообеспеченных. Но для этого нужно принести справку. И если маме с папой не до ребенка, то уже тем более – не до справки. А без документа питание не положено, - говорит главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Кондратюк . - Между тем из 18 тысяч учащихся техникумов и училищ треть являются малообеспеченными, плюс чуть более трех тысяч сирот, около тысячи находящихся в социально опасной ситуации – в итоге 70% нуждаются в бесплатном питании, и почти всем им требуется повышенное внимание педагогов и психологов.

Но самые сложные дети - те, что приходят из реабилитационных центров, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе канского лицея №12 Людмила Остова. – У них нет привычки ни к учебе, ни к нормальной жизни, ситуация складывается тупиковая: в детском доме им делать нечего – продолжать обучение в 10-11 классах они не могут, и нам с ними работать сложно – штатное расписание не позволяет взять для них воспитателей.

Специалистам понятно и то, что даже самых трудных, даже с самыми скромными возможностями детей нельзя изолировать в специально созданных учебных заведениях.

Мы, к счастью, ушли от системы интернатов, в которых дети и жили, и учились. Теперь они больше общаются, лучше адаптируются к новым условиям, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович , которая все высказанные пожелания и проблемы записывает – информация из первых уст пригодится для выработки новых законов края, направленных на защиту прав детей.

В социальном плане, мы уверены, у наших выпускников проблем не будет, - подтверждает социальный педагог детского дома-лицея им. Совмена Валентина Ненашкина. – Они учатся в разных школах, ходят в кружки и секции, выпускники занимаются на подготовительных курсах – Хазрет Меджидович оплатил всем довузовскую подготовку. Все старшие дети у нас живут в блоках на двоих – привыкают к самостоятельной жизни, сами следят за порядком. И хотя наш детский дом, как один из двух негосударственных в крае, дает выпускникам хорошие шансы стать успешными, без проблем не обходится. В частности, я согласна с коллегами – трудностей с выбором профессии много, и нас они тоже касаются в полной мере. Вроде бы учебных заведений достаточно, а общежитий нет - где жить? У себя оставить мы не можем – финансирование на них уже не идет. В этом году в нашем детском доме будут первые выпускники, 12 человек: 10 собираются в вузы, 2 - в колледжи, еще семи выпускникам 9-го класса нужно будет определиться с выбором начального или среднего профессионального образования. Может, нашим детям будет сложнее в жизни – они привыкли к хорошим условиям, может, наоборот, полученный багаж знаний и навыков удержит их на правильном пути.

Что выбрать: 20 тысяч или 5?

Но самая сложная проблема, по общему мнению участников «круглого стола», - трудоустройство. Кризис, выбросивший на рынок труда квалифицированных взрослых работников, окончательно перекрыл кислород специалистам с дипломом, но без стажа.

На решение проблемы трудоустройства выпускников (абсолютно всех, вставших на учет в службе занятости) направлена новая краевая программа «Стажер», которой могут воспользоваться 800 человек в год: полгода за работу им будет платить государство, также предусмотрены и средства на оплату труда наставника. Таким образом, программа выгодна и работодателям (не надо платить начинающему неопытному специалисту), и наставникам (дополнительный доход), и выпускникам учебных заведений (приобретение опыта).

Особая ситуация на рынке труда сложилась у сирот. Начиная профессиональную карьеру, они получают обычно около пяти тысяч в месяц, а тем, кто стоит на учете в центре занятости как безработный, положено пособие более 20 тысяч. Правда, всего полгода – потом надо все же начинать работать. Или снова учиться. Понятно, почему сироты не хотят трудиться: разницу между 5-ю и 20-ю тысячами увидит даже ребенок. То, что сироту надо поддержать материально, согласились все участники «круглого стола». Но нельзя давать деньги просто так – это тоже очевидно. Хорошо бы давать ту же сумму, но только тем, кто устроился на работу – но для этого нужно менять законодательство.

А пока из 1766 сирот края в возрасте до 23 лет, которые в 2009 году обратились в службу занятости, трудоустроены только 210. Еще 140 направлены на переобучение, а остальные получают пособие, - говорит начальник отдела материальной поддержки и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края Наталья Пассажинская.

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

В качестве «шпаргалок» для решения этой непростой задачи предлагаем Вашему вниманию размышления семейного и детского психолога Елены Громовой.

Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-то действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

— Надо сказать, что мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят, и не заставлять насильно ходить на те дополнительные занятия, которые ребенок выбрал. Некоторые родители говорят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это сказал? Ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены ГИА в школе, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

— Моему сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста, есть же еще что-то интересное. Я не знаю, посоветуйте .

— Мне кажется, что родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, уже так рано, но определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то, надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку интересно, помимо футбола. Футбол, в крайнем случае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузилось на футболе, то есть риск, что когда у него что-то не заладится на каком-то этапе, это может стать серьезным стрессом в его жизни именно в том случае, когда отступать будет некуда, если больше ничего нет.

Когда моя дочь подросла, и пришло время выбирать профессию, она очень долго затруднялась. Хотелось бы услышать совет психолога — как помочь подростку определиться с будущей профессией.

— Я думаю, что для начала стоит определить, что же все–таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять. Давайте, я о них расскажу немного подробнее.

«Человек- природа» . Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника» . Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система» . Это человек, которому интересно, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек» . К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ» . Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация» . Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя. Хотя надо сказать, что очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше относитесь, ведь это уже поможет Вам сузить круг.

Я бы еще сказала, что есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Есть люди – исполнители, очень хорошие исполнители. Им нужна такая работа, где для них все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой поработать до 12 часов или до 2-х часов ночи. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я больше исполнитель, или я больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

Вообще, при выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. Если совсем затруднительно с выбором, тогда стоит искать запасной вариант. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

— Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать профессию. Помогите, пожалуйста.

— Наверное, здесь все-таки стоит обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, чтобы понять, какие же все-таки есть сильные стороны. Я не верю, что в одном человеке вот так уж подобрано, что не за что зацепиться — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не раскрыто в человеке, потому что каждому из нас даются какие-то способности, но не все их раскрывают. Вероятно, в этом случае девочке не повезло, и она не разглядела — или родители не разглядели, не помогли ей увидеть в себе то, что она может выбрать. Предметы на «три» — это не показатель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть всегда, поэтому главное — разобраться в себе и найти какие-то зацепочки: что же все-таки больше нравится, что лучше получается.

— Посоветуйте, куда может подросток 15-ти лет, самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

— Во-первых, это школа, в которой он учился. В каждой школе есть ответственные за профориентацию, поэтому надо подойти к директору, к завучу, и спросить о том, кто же в школе отвечает за профориентацию. Иногда это бывает психолог, который совмещает эти две должности, иногда социальный педагог, иногда просто отдельный специалист, или просто учитель, который отвечает за профориентацию. Есть государственные бюджетные центры профориентации, где можно пройти бесплатную диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Моей дочке 17 лет, с детства увлекается танцами, поет, хотела бы стать «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Говорит: «Выбирай для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что мне делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…. Посоветуйте.

— Здесь я бы задалась вопросом: действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле, она и поет не очень, и танцует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо получается петь и танцевать, но есть какая-то заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда это уже личностные проблемы, которые надо решать. Если у нее все неплохо получается, может быть, она и решит эти проблемы и пойдет вперед. А потом – ведь стать «звездой», можно и имея высшее образование. Если девочка уже определилась с каким-то художественным направлением танца, пения – может, ей стоит пойти в музыкальное направление, и если ее там признают, возьмут, это будет для нее определённой поддержкой, что все-таки у нее что-то получается, и первым шагом на пути к своим мечтам. Но все-таки я бы сказала, что изначально добиться такого успеха, стать знаменитостью — это все-таки такой инфантильный запрос – в некотором роде детский, нормальный для подростка. Если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было, на что опереться и чем жить.

Я бы не стала рекомендовать маме поддаваться этому ощущению дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выбирай за меня, я пойду учиться, куда скажешь». Ответственность за выбор принимает человек – подросток, в данном случае. И то, что она для себя выберет, какое направление — она будет идти этим путем долгие годы. И очень легко свалить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожалуйста, пошла». Нет, извините, выбор делает все-таки сам человек, который будет этим путем и двигаться вперед. Поэтому маме нужно набраться сил и терпения, чтобы выдержать это и не поддаться на такие провокации. И все-таки необходимо обязательно поддержать дочь, потому что возникает такое ощущение, что дочке не хватает какой-то поддержки в этот момент, она разочарована, ведь ее мечтания и мысли о том, что она будет знаменитой, не воплощаются.

На самом деле, получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить. И я бы еще сказала вот о чем: образование отнюдь не заканчивается дипломом — есть профессии, где нужно учиться, и учиться постоянно. Поэтому переобучиться, пойти другим путем всегда можно, если ты умеешь и любишь учиться.

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач «Мамина школа»