Open
Close

Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова (Тургенев И. С.)

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель — «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.

    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
    • В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем. Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров - нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. […]
  • Быть можно дельным человеком

    И думать о красе ногтей.

    А. С. Пушкин

    Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующих нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина.

    При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль - вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм - пожалуйста, достаточно надеть маску.

    Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет - это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так.

    Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален.

    Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм - тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем.

    Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности - одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.

    С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо.

    Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу.

    Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой.

    Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты.

    Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе.

    Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременно. Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.

    Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку - она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.

    Сильные и слабые стороны Базарова. Сильные стороны. Слабые стороны. Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убежденность, смелость, готовность идти да конца. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему. У него не существует никакой положительной программы («Мы расчищаем место, строить будут другие»). Хотя человека не может не волновать, что будет построено на развалинах. Отрицая то, что на самом деле заслуживает отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию, музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой. В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова (тогда как его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствует свое бессилие). Наделен острым критическим умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает лишь естественные науки, которые просто и ясно объясняют все жизненные явления. До предела сужает всю красоту и многообразие жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. В эпизоде смерти герой показан сильным, стойким, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В финале перед нами титаническая личность. Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство сожаления и жалости от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

    Слайд 19 из презентации «Базаров – герой своего времени»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Базаров – герой своего времени.pptx» можно в zip-архиве размером 2517 КБ.

    Скачать презентацию

    Без темы

    «М.Лермонтов «Герой нашего времени»» - «Бэла». Происхождение образа Печорина. Мануйлов. Спор о художественном методе романа. Жанр, стиль, композиция. Мануйлов и Удодов. Книга, которой суждено никогда не стареться. Роман Лермонтова. Григорий Александрович Печорин. Протест Печорина. «Фаталист». Образ Печорина в системе образов. «Герой нашего времени».

    «Женские образы в «Герое нашего времени»» - Женщина. Роман «Герой нашего времени». Бэла. Любовь. Григорий Печорин. Судьба Печорина. Умер 27.07.1841 на дуэли. Дочь гор. Детские годы. Проблема любви. Время написания романа. Княжна Мери. Особое внимание. Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтический образ. Вера. Женские образы. Рецензия.

    «Лермонтов роман» - С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? Какую жизнь ведёт поколение? Определи верную последовательность эпизодов. Судьба поколения 30х годов в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Бэла». После прочтения второй части: Михаил Юрьевич Лермонтов. Из записок офицера о Кавказе» «Фаталист» «Тамань».

    «Образ героя нашего времени» - Образ главного героя. Основная идея произведения. Эпиграф. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Почему автор так назвал своё произведение? Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Михаил юрьевич лермонтов. Наша публика так еще молода и простодушна …» М.Ю. Лермонтов.

    «Роман Лермонтова Герой нашего времени» - Моя душа испорчена светом…». Вопросы для обсуждения: Мэри. Составление таблицы по статье Белинского В.Г. Роман – исследование внутреннего мира героя. «Я сделался нравственным калекой… Печорин Трагическая фигура. Вернер циник. Грушницкий позер шут. Вера. Печорин. Личность Печорина сложна и противоречива.

    В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 -ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях.

    Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

    Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества”.

    Нигилизм критикует

    прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

    Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

    Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как “искусство”, “любовь”, “природа”. Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

    Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее ” сладостной”. В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

    Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

    Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

    Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

    Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, “поживой”. Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель – “толк” в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

    Понятия “брак”, “семья” для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

    Роман Тургенева – это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.


    (Пока оценок нет)

    Другие работы по этой теме:

    1. На протяжении всего романа ” Отцы и дети ” автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале...
    2. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм...