Open
Close

Новые люди чернышевского. «Новые люди» в романе Н

"...Я хотел живописать обыкновенных

Порядочных людей нового поколения".
Чернышевский Н. Г.

После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции своих небольших провинциальных городков и явную неудовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это пора Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной поставленной задачей своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают товарищ друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое роль.

Выдвигая в качестве первостепенных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая аргументировать читателям, что они реально обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-"особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое беда миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать совершенно удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, тут формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, надобно, в первую очередь, обладать огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее роль имел разговор с Кирсановым, во пора которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить ещё большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся дело Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя ещё узок круг их единомышленников. Но как раз такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то пора России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же пора оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Лучше всего о "новых людях" и о их роли в жизни других людей написал в своем романе сам Чернышевский: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского "Что делать?" ценен и актуален для современного читателя. Он помогает начать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет постоянно современна и необходима для развития общества.

«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении - разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. «Главное их стремление - чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве». «Новые люди» верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: «Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…» Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели - развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич - более спокойный, Александр Матвеевич - эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать «новых людей». Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, «новых людей» станет больше. Вера Павловна - иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов - особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой - «соль соли земли, двигатель двигателей». Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели. Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: «Рахметов - натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог».

«И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов - люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела». «Новые люди» - люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все «новые люди» жили по «теории разумного эгоизма». Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, «новые люди» во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. «Новые люди» - не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.

Что же отличает” новых людей” от” пошлых”, типа ьи Алексевны? Новое понимание человеческой” выгоды”, естественное, неизвращенное, соответствующее природе человека. Для ьи Алексевны выгодно то, что удовлетворяет ее узкий,” неразумный” мещанский эгоизм. Новые люди видят свою” выгоду” в другом: в общественной значимости своего труда, в наслаждении творить добро другим, приносить пользу окружающим – в” разумном эгоизме”. Мораль новых людей революционна в своей глубинной, внутренней сути, она полностью отрицает и разрушает официально признанную мораль, на устоях которой держится современное Чернышевскому общество – мораль жертвы и долга. Лопухов говорит, что” жертва – это сапоги всмятку”. Все поступки, все дела человека только тогда по-настоящему жизнеспособны, когда они совершаются не по принуждению, а по внутреннему влечению, когда они согласуются с желаниями и убеждениями.

Все, что в обществе совершается по принуждению, под давлением долга, в конечном счете оказывается неполноценным и мертворожденным. Такова, например, дворянская реформа” сверху” -” жертва”, принесенная высшим сословием народу.

Мораль новых людей высвобождает творческие возможности человеческой личности, радостно осознавшей истинные потребности натуры человека, основанные, по Чернышевскому, на” инстинкте общественной солидарности”. В согласии с этим инстинктом Лопухову приятно заниматься наукой, а Вере Павловне приятно возиться с людьми, заводить швейные мастерские на разумных и справедливых социалистических началах. По-новому решают новые люди и роковые для человечества любовные проблемы и проблемы семейных отношений. убежден, что основным источником интимных драм является неравенство между мужчиной и женщиной, зависимость женщины от мужчины. Эмансипация, надеется Чернышевский, существенно изменит сам характер любви. Исчезнет чрезмерная сосредоточенность женщины на любовных чувствах. Участие ее наравне с мужчиной в общественных делах снимет драматизм в любовных отношениях, а вместе с тем уничтожит чувство ревности как сугубо эгоистическое по своей природе.

Новые люди иначе, менее болезненно разрешают наиболее драматический в человеческих отношениях конфликт любовного треугольника. Пушкинское” как дай вам Бог любимой быть другим” становится для них не исключением, а повседневной нормой жизни. Лопухов, узнав о любви Веры Павловны к Кирсанову, добровольно уступает дорогу своему другу, сходя со сцены. Причем со стороны Лопухова это не жертва – а” самая выгодная выгода”. В конечном счете, произведя” расчет выгод”, он испытывает радостное чувство удовлетворения от поступка, который доставляет счастье не только Кирсанову, Вере Павловне, но и ему самому.

Нельзя не отдать должное вере Чернышевского в безграничные возможности человеческой природы. Подобно Достоевскому, он убежден, что человек на Земле – существо незаконченное, переходное, что в нем заключены громадные, еще не раскрывшиеся творческие потенции, которым суждено реализоваться в будущем. Но если Достоевский видит пути раскрытия этих возможностей в религии и не без помощи высших сил благодати, стоящих над человечеством, то Чернышевский доверяется силам разума, способного пересоздать природу человека. Конечно, со страниц романа веет духом утопии. Чернышевскому приходится разъяснять читателю, как” разумный эгоизм” Лопухова не пострадал от принятого им решения. Писатель явно переоценивает роль разума во всех поступках и действиях человека.

От рассуждений Лопухова отдает рационализмом и рассудочностью, осуществляемый им самоанализ вызывает у читателя ощущение некоторой придуманности, неправдоподобности поведения человека в той ситуации, в какой Лопухов оказался. Наконец, нельзя не заметить, что Чернышевский облегчает решение тем, что у Лопухова и Веры Павловны еще нет настоящей семьи, нет ребенка. Много лет спустя в романе” ” даст опровержение Чернышевскому трагической судьбой главной героини, а в” Войне и мире” будет оспаривать чрезмерную увлеченность революционеров-демократов идеями женской эмансипации.

Но так или иначе, а в теории” разумного эгоизма” героев Чернышевского есть бесспорная привлекательность и очевидное рациональное зерно, особенно важное для русских людей, веками живших под сильным давлением самодержавной государственности, сдерживавшей инициа

Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям. Именно они с удовольствием и радостью поглощали в университетских стенах не только познания, но и культуру, внося, в свой черед, в жизнь демократические обычаи своих маленьких провинциальных городков и очевидную неудовлетворенность старинным дворянским строем.

Им предназначено было дать начало новой эпохе развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х годов XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа. Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это нормальные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет "особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда, студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом. В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Хорошо о "новых людях" и их значении в жизни остального человечества написал в своем собственном произведении сам писатель: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без подобных людей немыслима жизнь, потому что она должна всегда изменяться, модифицируясь с течением времени. В настоящие дни также существует поле деятельности для новых людей, вносящих коренные изменения в жизнь. Роман Чернышевского "Что делать?" бесценный и злободневный в этом отношении и для теперешнего читателя, помогающий активизировать подъем в душе человека, тягу к борьбе за социальное благо. Проблема произведения будет вечно современной и нужной для формирования общества.

«Новые люди» в романе Николая Чернышевского «Что делать?»
Роман Чернышевского «Что делать?» является художественным произведением, представляет собой «умственный эксперимент» автора, который стремится понять возможное развитие тех ситуаций, коллизий, типов личностей и принципов их поведения, уже сложившиеся в современном жизни.
Задачу своего произведения Чернышевский видит в том, чтобы показать, как положительные идеалы, далекие от действительности мечтаний, постепенно переходят в сферу реальной, практической деятельности, доступной простым людям, у же людям нового типа. Ведь и сам роман не просто называется «Что делать?», а имеет специальный подзаголовок: «Рассказы о новых людях».
Новые люди становятся, по мнению Чернышевского, явлением повседневной жизни. Теперь идеалы переходят со сферы мечтаний в сферу практической жизни, причем жизни, доступного обычным людям. Поэтому и сам автор строит сюжет романа на примере жизни обычного женщины.
Новые люди существенно отличаются от нигилиста Базарова. Главный герой «Отцов и детей» своей главной задачей считал «место расчистить». Чернышевский на фоне полемики, развивающегося вокруг романа Тургенева, ставит качественно новую задачу: показать, что новые люди строят, а не только разрушают, т.е. показать не разрушающуя, а созидательную роль новых людей.
Существенно новой является и теория разумного эгоизма, или теория расчета вигод, провозглашаемая и воплощаемая в жизнь новыми людьми.
Чернышевский не ставит под сомнение разумность человека, говоря, что человек может полностью разумно рассчитать свой эгоистический путь к счастью. Расчет своей выгоды, по мнению автора романа, предусматривает и определенное уважительное отношение к другим людям: «Чтобы люди могли наслаждаться счастьем любви, они должны быть в окружении таких же счастливых людей». Таким образом, теория разумного эгоизма проявляется теорией революционного альтруизма.
Примером разумного эгоизма могут служить рассуждения Лопухова, который предусмотрел необходимым для себя «уйти со сцены», увидев, что Вера Павловна и Кирсанов любят друг друга: «Мне неприятно терять друга; и потом — мне пора переходить на нелегальное положение».
Действия Лопухова показывают, что моральный уровень новых людей очень высок. И сама Вера Павловна успокаивается лишь тогда, когда Лопухов становится в полной мере счастливым.
Создавая в своем произведении образы «обычных новых людей», Чернышевский показывает, что свобода личности не означают снижение моральных требований к себе и окружающим людям, а наоборот, дают возможность человеку раскрыть наиболее полно и ярко свой умственный и творческий потенциал.