Open
Close

Проект на тему "пейзаж". Творческая работа "пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве Творческий исследовательский проект по изо пейзаж

Проект урока изобразительного искусства

Педагог Игнатенко Елена Ивановна

Город, район Бийский район

ОУ МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Предмет Изобразительное искусство

Класс 6

Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», распечатанные выдержки из энциклопедий, компьютер, проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.

Характеристика видов деятельности учащихся :

Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

Результаты освоения:

Личностные:

— воспитание любви к природе родного края;

— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цель урока;

Умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Предметные:

— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

— осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Практические умения:

— приобрели умения работать в технике живописи

Образовательные умения :

— научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

Информационные умения:

— работать с информацией;

— делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

Коммуникативные умения:

— уметь работать в группе;

Терпимо относиться к мнению партнера;

— умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.

Предварительная работа.

Цель: приобщение учащихся к наблюдению за особенностями окружающей природы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Наблюдают за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности. Фотографируют природу в разное время суток.

время суток, предлагает сфотографировать понравившиеся моменты.

На перемене дети скидывают свои фотографии на компьютер учителю .

I .Организационный момент, эмоциональный настрой.

Цель: введение учащихся в художественно-образный настрой.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

После приветствия садятся. Воспринимают музыку.

— Это внутреннее душевное состояние человека.

— Передают настроение природы

— Нет

Метод эмоционального погружения. Приветствует детей, включает запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»

Ведение в проблему.

Ребята, я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.

— А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

— Что такое настроение?

— Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

— Почему так говорят?

А разве природа одушевленное существо?

Визуальный осмотр, диалог учитель-ученик.

II .Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.

Задачи: формирование эмоционально-оценочного отношения к творчеству художников;

развивать чуткость зрения к цвету, наблюдательность, образное мышление;

познакомить с творчеством художников импрессионистов.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Примечание

— Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)

— Осень

Эмоциональный оклик детей, заинтересованность детей, сосредоточенность в подборе точных эпитетов.

Да

Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.

Дети рассматривают в учебнике работы французских живописцев. Созерцая, дают эмоциональную оценку увиденного.

Дети делятся своими впечатлениями с соседом по парте.

Дети включаются в беседу, делают комментарии по ходу рассказа.

Дети созерцают увиденные фотографии, дают эмоциональную характеристику состояния природы.

Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.

— Тогда почему так говорят?

Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.

Всю неделю вы наблюдали за природой. Всегда ли один и тот же пейзаж вызывал у вас одинаковое настроение?

Постановка проблемы.

Вам бы хотелось оставить это состояние надолго?

Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.

Работа с источниками.

Ребята, предлагаю вам обратиться к выдержке из источника, которые лежат у вас на партах.

Прочтите, как трактует Большой Энциклопедический словарь понятие живопись?

Найдите, какие средства художественной выразительности применяются в живописи?

Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике, на стр.152.

Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение.

— А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

— Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером .

Какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства?

Какие чувства переданы в работе Клода Моне Впечатление?

Какая работа больше всего понравилась?

— Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Русские живописцы, тоже мастерски умели передавать настроение в своих произведениях. Знаменитая картина «Грачи прилетели» писалась Саврасовым с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа.

Опять весна умоет небо .

Своею талою водой.

И зимней стужей быль и небыль

Уйдет к сугробам на постой.

Т. Курбатова

День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков.

Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение.

Передачу настроения мы можем проследить даже по вашим фотографиям, которые вы сами выполнили.

Обратите внимание на экран, какое настроение или чувство вызывает у вас состояние природы, зафиксированное Сашей?

А, что же хотела Оля показать нам зрителям в своих фотоработах?

Обратите внимание, работы Романа отличаются от остальных. Чем они интересны? Какое настроение хотел Роман передать через свои фотоработы?

Работа с источником.

Каждый художник и фотограф находит свои ноты, нюансы, оттенки с помощью гармоничного сочетания цвета и света.

Давайте обратимся к источнику.

Прочтите, что такое колорит?

Найдите, каким бывает колорит по характеру цветовых сочетаний?

Приложение №1

Работа с учебником.

(стр.152-156)

Работа в малых группах

Беседа по картине.

На экране произведение А.Саврасова «Грачи прилетели»

На экране показ фотографий, которые дети выполнили накануне(разные состояния природы)

Приложение №2

III . Практическая работа.

Цель : создание пейзажа настроения в технике живописи

Задачи: овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Нам необходимо в работе передать свое любимое состояние природного мотива.

Свой эмоциональный настрой, отклик.

Эмоциональный отклик, желание исполнить свое настроение через пейзаж.

Ребята, выберите для себя практическое задание из предложенных в учебнике на стр.155.

Сформулируйте задание которое необходимо выполнить.

Обратите внимание на следующие моменты в работе.

-Первый этап:

-Второй этап:

Третий этап:

Приступаем к работе.

Работа с учебником

стр. 155

Приложение №3

IV .Рефлексивный анализ.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Дети по желанию выходят к доске с выполненной работой, дают эмоциональную оценку.

Осознание учащимися значимости колорита для постижения окружающей красоты

— Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

— Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?

— Что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя ”. К.Г.Паустовский.

Анализ работ.

На экране строки

К.Г.Паустовского.

Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Приложение №1

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (БЭС)

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

Приложение№2

БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно рефлекса . К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией .

Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.

В. С. Турчин.

Приложение №3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

-Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.

В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.

Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.

В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.

У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.

По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.

На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр-Дам.

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».(Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф.

Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема

Архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.

Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном

Исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) - русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, современная живопись не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие - архитектурой, третьи - необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж - реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Творческая работа

ТЕМА: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Работу выполнила

Смирнова Галина Петровна

П. Ковернино

Тема: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Цель исследования:

    Проанализировать психолого – педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу, современные программы по изобразительному искусству.

    Собрать материал о видах пейзажа.

    Провести опытно-экспериментальную работу с учащимися по формированию нравственно-эстетического воспитания в процессе ознакомления с жанром пейзажа и его видами.

Гипотеза исследования:

Процесс знакомства с жанром пейзажа, с его выразительными возможностями, как русскими, так и зарубежными будет способствовать формированию нравственно-эстетических суждений и разного художественного творчества при условии, если:

а) будет проводиться систематическая работа по ознакомлению детей с видом жанра «Пейзаж» при реализации комплексного подхода в познании истории развития пейзажа, с его выразительными возможностями;

б) учащиеся будут понимать художественно-выразительные особенности языка и смысл в пейзаже, изучение пейзажа будет опираться на творческие принципы разных художников, методический материал будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;

в) занятия будут проводиться в системе;

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы:

Наблюдение;

Экскурсия;

Изучение и анализ программ по изобразительному искусству;

Опытно-экспериментальная работа;

Практическая работа с учащимися;

Научная значимость:

Теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа с его выразительными возможностями в изобразительном искусстве, и жизни людей, в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость:

Теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с жанром «Пейзаж»

Введение

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высшие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Решить данные задачи помогают уроки по памяти, представлению изображения пейзажа. В детских работах находят отражение радость эстетического познания природы. Одним из жанров изобразительного искусства изучаемых детьми в среднем звене, является пейзаж. Занятие по изучению пейзажа, а также его выразительных возможностей интересные и увлекательные. Живопись пейзажа – одна из необходимых видов работы. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво. Воздействие природы на глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствует развитию пространственного мышления, творческих фантазий у ребят. Это помогает прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить и уважать труд взрослых.

Занятия по изучению пейзажа интересны и увлекательны.

Исходя из того, что пейзаж и его выразительные возможности должны воздействовать на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, учитель должен находить новые, интересные методы работы, приемы воздействия на детей средствами искусства и действительности, определять новые связи урока с другими учебными предметами, с жизнью.

В связи с этим я провела исследование на тему: «Пейзаж и его выразительные возможности. Язык и смысл». В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования. Огромный вклад в изучение методов работы по ознакомлению с новым материалом на уроках внесли такие педагоги: Шпикалова Т., Неменский Б.М., Неменская Л.А., Кузин В.С. Непосредственно пейзаж и историю его зарождения изучали известные искусствоведы.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение над процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить, насколько богата фантазия человека, если:

    На уроках создана атмосфера заинтересованности творчества путем использования различных методов обучения изобразительному искусству;

    На уроках созданы условия для художественной деятельности школьников, инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.;

В работе были использованы методы: изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, изучение и анализ школьных программ по изобразительному обучению, педагогический эксперимент, беседа, изучение результатов творческой деятельности.

Научная значимость: теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Значение занятий по ознакомлению учащихся

с пейзажем и его выразительными возможностями

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием произведения пейзажной живописи способны духовно обогатить человека. Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней школьников, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.

Общение с природой является неизменным источником вдохновения и зарождения творческих замыслов. Чтобы научиться выполнять пейзаж с натуры необходимо много работать. Работа над этюдом с изображением конкретных объектов начинается с определения в натуре основных цветовых отношений детали пейзажа и окружения. Затем тщательно прорабатывается (по рисунку) форма объекта, его объем. Все это решается цветом с учетом общего колористического состояния освещенности. В пейзаже необходимо умение передавать пространство. Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостный характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объемными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительное изменение, прежде всего, ослабевает его насыщенность.

Занятия в пейзажной живописи помогают детям, вдохновляют и развивают творческие способности, а также индивидуальные способности, прививают любовь к природе, развивают пространственное мышление, образное представление и воображение. На данных уроках дети знакомятся с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививают интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рисование и изучение пейзажа в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Формы и методы, применяемые на уроке

Обучение рисованию пейзажа решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно вести наблюдение, сравнение. Процесс решения этих задач дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать представления об окружающей действительности.

Развитие творческих способностей, играет на воображение. Воображение тесно связано с эмоциями, восхищением, удивлением, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

На уроках изобразительного искусства при изучении пейзажа - огромную роль играет беседа, лекция. Они знакомят детей с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

Урок – путешествие по выставочному залу, просмотр фильма «Пейзаж». В знакомстве с жанром изобразительного искусства учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т.е. учит «читать» произведения искусства. Для достижения успеха в работе учителю необходимо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, учитывая их возрастные особенности. Художественное произведение всегда не просто описывает окружающий мир, а создает свой мир, отличный от реальности. Этот мир может быть очень похож на действительность и может быть фантастическим, придуманным, однако он все равно соотнесен с реальностью.

Мир художественного произведения организован волей художника. Каждый элемент этого мира нераздельно слит со смыслом и несет в себе решение образа. Образ всегда обращен одновременно и к чувству, и к разуму. Идеи художественного произведения живут во времени. Они рождаются в определенную эпоху и в определенных обстоятельствах, а потом продолжают жить в иных эпохах и при совершенно других обстоятельствах, которые автор не мог предугадать. Для новых зрителей некоторые идеи, которые автору казались главными, могут отойти на второй план, стать несущественными. И наоборот – новый опыт жизни освещает произведение и создает в нем новые смыслы. Произведения воспринимаются зрителем, обладающим своим опытом понимания современной ему действительности, но ему нужны специальные знания, чтобы освоить опыт жизни, передаваемый через искусство.

Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Роль художника – придать зримую форму мысленным образам, воплотить их в пространственный и осязаемый образ. То, что мы видим, то, как мы понимаем видимое, на что обращаем внимание, что ценим и чем любуемся, в большей мере зависит от нашего знания и понимания искусства. Издавна важная роль художника состояла в том, что он помогал людям видеть мир. Многие даже не догадываются, как много труда художники вложили в дело видения и на протяжении веков, дали нам огромный запас организованных этим видением жизненных смыслов.

Искусство влияет на жизнь каждого человека. Участвует в формировании образа предметной среды нашей жизни, в организации нашего общения. А значит, оно строит самого человека. Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в души предшествующих нам поколений. Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь. Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный.

Анализ

6 класс

По программе Б.М. Неменского

«Человек и пространство. Пейзаж»

4 четверть

Темы:

1. «Жанры в изобразительном искусстве».

2. «Изображение в пространстве».

3. «Правила линейной и воздушной перспективы»

4. «Пейзаж – большой мир. Организация пространства»

5. «Пейзаж настроение. Природа и художник» - исследовать на практике (выбор учащихся).

6. «Городской пейзаж».

7. «Выразительные возможности в изобразительном искусстве. Язык и смысл».

Тема урока: « Выразительные возможности изобразительного искусства»

Цель урока:

- Через презентацию на повторение пройденного материала – создать пейзаж – передать утреннее и вечернее состояние природы, с помощью выразительных средств художественного материал, раскрыть красоту и функциональность природы в пейзаже, тем самым доказать, что фантазия в каждом человеке имеет удивительное свойство не повторяться и быть выразительной в художественном творчестве.

Задачи:

Образовательные

Через обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках научиться выделять выразительные возможности пейзажа;

Проводить исследование художественного творчества и делать выводы;

Развивающие

Развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «пейзаж», к живописному искусству – как к одному из самых выразительных возможностей;

Совершенствовать умения и навыки;

Владеть живописными приемами;

Уметь анализировать свое творчество с помощью исследования;

Воспитательные

Формировать у учащихся эмоционально – ценностное восприятие произведения изобразительного искусства через историю развития жанра «пейзаж»;

Воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающему миру;

Собственное отношение к данному жанру;

Оборудование:

Для учителя: компьютер – презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакаты для образцов с перспективой;

Для учащихся: бумага ФА -3, акварель, гуашь

План – конспект урока

Время этапа

Ход урока

организации урока

Учитель объявляет тему урока «Выразительные возможности пейзажа». Сегодня на уроке Вам предлагается нарисовать пейзаж, тот который был ближе Вам по Вашему настроению, впечатлению, а так же постарайтесь выразить в творчестве свои эмоции и чувства.

В этом художнику помогают выразительные возможности

Какие выразительные возможности Вы знаете?

(цвет, графика, светотень, объем)

- Задание : Выделить и записать выразительные средства изобразительного языка, которые помогают раскрыть художнику задуманный образ.

Что же такое выразительные возможности?

Попробуйте дать им определение.

Просмотр презентации с комментированием преподавателя

Презентация составлена на повторение пройденного материала и является обобщением в изучении раздела

« Человек и пространство. Пейзаж»

После просмотра учащиеся называют множество выразительных возможностей пейзажа, которые можно разделить:

Композиционные

Выделение главного

Цветовые

Выражение чувств цветом

Графические

Штрих, пятно, линия – выражают характер задуманного

Компьютерно -графические

Пятно, линия – непосредственность в работе

Реалистически выполненные

Объем, светотень, градация цвета, перспектива

Абстракция

Выражение чувств с помощью цвета, пятна, линий

Декоративное решение

Стилизация с помощью пятна, линии, декоративности

По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника, плюс идеал и творчество, т.е. все то, что делает произведение выразительным, чувственным, загадочным, жизненным, прекрасным, фантастическим.

Поиски выразительных возможностей путем исследования.

Прежде, чем выполнить какое – либо произведение художник занимается поиском, т. е. исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя из его идей, он выполняет множество зарисовок, набросков, этюдов в графике и в цвете, ищет наиболее выразительные средства.

На прошлых занятиях рассматривались пейзажи в разных техниках.

Выбор учащихся: пейзаж в технике «тычка» (понравилось то, что один и тот же пейзаж каждый художник одевает по-своему, придумывает свои приемы исполнения, свой замысел, передает свои эмоции, настроение. Большую роль играет его фантазия и творчество воображения).

На данном уроке решили проверить путем исследования – насколько богата фантазия человека.

Практическая работа:

1 группа выполняет пейзаж в акварели (инд.работа)

2 группа выполняет пейзаж гуашью (инд. работа)

3 группа выполняет пейзаж в смешанной технике (инд. раб)

Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнении самых разных, необычных творческих работ

Мотивация

Задание на решение проблемы

Фактический материал на повторение

Мотивация на исследовательскую деятельность

Демонстрация произведения

Выбор определенного вида искусства

Гипотеза

Организация индивидуальной работы в группах по способностям.

Подтверждение гипотезы

Рефлексия

Заключение

Приобщение к пейзажу не только через восприятие, но и через практическую деятельность духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти учащихся на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Велика роль педагога в ознакомлении учащихся с пейзажем и его выразительными возможностями. При этом ставится следующая задача педагога: помочь обрести творческое лицо каждому ученику. Разнообразные формы организации урока, значительным образом активизируют детское творчество.

Основная цель занятий пейзажем в общеобразовательной школе – духовно-творческое развитие личности. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка, научить работать художественными материалами, научить понимать важность и нужность пейзажа, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления учащихся и активизировать имеющийся у них опыт. Затем постепенно через освоение навыками выполнения пейзажа в интересной и доступной, а порой игровой форме ученики подготавливаются к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в то же время получить знания о жанре «Пейзаж».

Знакомство с разными видами пейзажей, с творчеством выдающихся мастеров, обогащают внутренний мир, помогают творческому поиску. Все это подтверждает выдвинутую гипотезу – пейзаж и его выразительные возможности, окажут существенное влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Проделанная на практике работа, доказала, что пейзаж и его выразительные возможности оказывают большое влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

На основе теоретического анализа, психолого –педагогической, методической литературы, наблюдением за процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить насколько богата фантазия человека, если:

    Проведена предварительная работа с учащимися по ознакомлению с выразительными средствами в пейзаже;

    На уроках создана атмосфера заинтересованности и творчества путем использования различных методов обучения изобразительного искусства.

    На уроках созданы условия для художественной деятельности учащихся (инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.

В работе были использованы методы:

Изучение и анализ искусствоведческой, психолого - педагогической и методической литературы;

Изучение и анализ школьных программ по изобразительному искусству;

Педагогическая экспериментальная беседа;

Изучение результатов творческой деятельности;

Научная деятельность: Теоретически выявлена, и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственного и эстетического суждений и художественно – творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: Работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: Определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Работы учащихся

Литература

1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М, 2010.

2. Г.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская «Изобразительное искусство» 5 класс М, 2008.

3. Г.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская, «Изобразительное искусство в 7 классе» М, 2009.

4. Н.М. Сокольникова « Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М, 1991.

5. Л.А. Неменская «Каждый народный художник» М, 2002.

6. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М, 2004.

7. Г.В. Беда «Живопись» М, 1986.

8. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» М, 1982., «Изо-бразительное искусство в 3 классе» М, 1982.

9. А.С. Шипонов «Юным любителям кисти и резца» М, 1981.

10. Г.В. Беда «Основы изобразительной грамотности» М, 1981.

11. А.В. Куприн «Натюрморт» М, 1971.

12. Н.Н. Ростовцева « Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М, 1974.

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.
В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.
Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.
В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.
У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.
По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.
На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр - Дам.

(Слайд 4)

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) – "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых – точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура – приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768) , поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта». ( Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф .
Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема
архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.
Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном
исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие – архитектурой, третьи – необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж – реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Приложение

Нотр-Дам братья Лимбурги


Ян Вермеер Вид Дельфта

Вокзал Сен-Лазар К. Моне

Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки 1800г. Алексеев Ф.Я.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Алексеев Ф.Я.

Московский кремль

1897г .

А.Васнецов

Сильвестр Щедрин. "Панорама Рима". 1823-25.

Использованные источники и литература

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л . А . Неменская . Искусство в жизни человека . Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений .

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com