Open
Close

Можно ли назвать теркина необыкновенным человеком. Василий теркин как эпический герой

Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны? (По поэме «Василий Теркин») 1. Преображение прежнего Васи Теркина - лубочного богатыря во всеми любимого персонажа. 2. Образ Родины в поэме. 3. Поэма «Василий Теркин» как энциклопедия войны. 4. Отношение автора к своему произведению.


Помимо стихов и очерков, написанных Твардовским в пору зимней кампании Красной армии 1939-40 гг., он принял некоторое участие в создании фельетонного персонажа, появившегося на страницах газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», - веселого бывалого солдата Васи Теркина.
«Огромность грозных и печальных событий войны» (говоря словами из «Ответа читателям...») попела к знаменательному преображению персонажа газетных фельетонов 1939-1940 гг. Прежний Вася Теркин был упрощенной, лубочной фигурой: «богатырь, сажень в плечах... врагов на штык берет, как снопы на вилы». Возможно, тут сказалось и широко распространенное тогда ошибочное представление о легкости предстоящей кампании.
«Василий Теркин» - замечательная поэма А. Т. Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны родился и вырос главный герой наиболее популярной поэмы Твардовского - Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны.
Образ Василия Теркина - результат огромного количества жизненных наблюдений. Для того чтобы придать Теркину всеобщий, всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Любовь и преданность Родине герой не выражает в высокопарных фразах.
Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше исполненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией. Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин - воплощение русского характера.
Как от западной границы
Отступал к востоку он;
Как прошел он, Вася Теркин,
Из запаса рядовой,
В просоленной гимнастерке
Сотни верст земли родной.
До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была бона мужая.
Чья-нибудь, а то - своя.
Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удается ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что па его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же.
Я б мечтал, не ради славы Перед утром боевым, Я б желал, на берег правый, Бой пройдя, вступить живым.
Образ Родины в поэме всегда проникнут глубокой любовью. Это и мать-старуха, и необъятные просторы, и великая земля, на которой рождаются настоящие герои. Отчизна в опасности, и долг каждого - защищать ее ценой собственной жизни.
Грянул, год, пришел черед, Ны нче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете. От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые, Все мы вместе - это мы, Тот народ, Россия. И поскольку это мы, То скажу вам, Щ>атцы, Нам из этой кутерьмы Некуда податься. Тут не скажешь: я - не я. Ничего не знаю. Не докажешь, что твоя Нынче хата с краю. Не велик тебе расчет Думать в одиночку. Бомба - дура. Попадет Сдуру прямо в точку. На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела - грудь на грудь.
Драка -значит, драка.
Поэму «Василий Теркин» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны. Помимо главного героя в поэме присутствует множество других персонажей - солдаты, служащие с Теркиным, простые жители, переживающие страшное время в тылу или немецком плену. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма «Василий Теркин» остается одним из наиболее любимых произведений о войне.
Сам автор писал о «Книге для бойца»: «каково бы ни было ее собственное литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда».

Наш мир существует уже несколько миллионов лет. Каждая эпоха имеет свои отличительные особенности, в том числе и "героя своего времени ". Такой человек всегда выделяется из толпы, его запоминают ввиду незаурядного характера или каких-либо подвигов. Например, Григорий Печорин из известного романа Михаила Юрьевича Лермонтова является таковым из-за своих жизненных принципов и ценностей. Однако всё это было в 19-м веке. Кто же является "героем "20-го столетия? Некоторые читатели выдвигают кандидатуру Василия Теркина, героя одноимённой поэмы Александра Твардовского. Можно ли считать его "героем своего времени "? Попробуем разобраться.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит сначала проанализировать характер и поступки Теркина.

Начнём с того что герой – участник Великой Отечественной войны, для которого важно быть смелым, мужественным и выносливым. Под это описание Теркин полностью подходит. В главе "Переправа "герой поступает достойно: переплывает в зиму невероятно холодную реку, чтобы доложить об обстоятельствах на другом берегу. Преодолев такой тяжелый путь, Теркин ещё в состоянии шутить: когда он получает отказ по поводу второй рюмки спирта, на изречение полковника: "Молодец, а будет много – сразу две "он отвечает: "Так два ж конца ". Также в главе "Два солдата "герой ведёт себя как настоящий мужчина: помогает старикам по хозяйству, не требуя ничего взамен, поэтому его решают угостить: "Ел он много, но не жадно, отдавал закуске честь ". Уходя из избы, на вопрос старика, побьют лени немца, Тёркин отвечает: "Побьем, отец… ", то есть поступает, когда достойный солдат, который несмотря ни на что верит в победу. В главе "Поединок ", будучи измождённым, он продолжает бороться с врагом, потому что такие люди, как он, всегда идут до конца. Глава "Смерть и воин "приводит главный аргумент по поводу того, что Теркин – герой. Умирая, солдат просит у "косой "на один день воскреснуть, чтобы порадоваться победе. Получив отказ, Теркин собирает всю силу в кулак и побеждает смерть.

Таким образом, проанализировав характер и поступки персонажа, мы можем сделать вывод, что он является "героем своего времени ". Как уже было сказано ранее, в те годы важными чертами считали стойкость, храбрость, терпение. Теркин, безусловно, обладал ими. Кроме того, у него была масса других, не менее замечательных качеств. Василий Теркин – это человек, который по праву может называться "героем своего времени ".

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Почему Василия Тёркина считают народным героем? ? Помогите пожалуйста написать сочинение. и получил лучший ответ

Ответ от Александр Кельсов [гуру]

Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.


Ответ от Андрей Гладченко [гуру]
Эх.... Када ж мня будут считать народным, а не уличным котом?


Ответ от КАрасавиtsa [гуру]
Приколист, пофигист. Короче: врун, болтун и хохотун.. . От этого отталкивайся.


Ответ от ГРИГОРИЙ СЕДЕЛЬНИКОВ [гуру]
!ТУТ ВСЮ ВЕРХНЮЮ СТРОЧКУ ВЫДЕЛЯЙ И ВТСАВЛЯЙ!


Ответ от Sura Play [новичек]
Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:
Вот стихи, а все понятно.
Все на русском языке.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” - произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена:
Эти строки и страницы -
Дней и верст особый счет,
Как от западной границы
До своей родной столицы,
И от той родной столицы
Вспять до западной границы,
А от западной границы
Вплоть до вражеской столицы
Мы свой делали поход.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
“Василий Теркин” - это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоот


Ответ от Sveta Svitlana [гуру]
Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность.
Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” - произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена.
Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода - все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
“Василий Теркин” - это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ.
Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.
Поэма Твардовского - произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

Билет № 4

  1. Романтизм как художественное направление в литературе.

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века, которое предполагает исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Романтический герой - это герой романтического произведения, которому характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в тоже время бунтарство и мятежность духа.

Романтизм также может характеризоваться утверждением самоценности духовно - творческой личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Также, для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности и противопоставление реального мира к идеальному. Типичный герой романтизма является игроком. Он играет с жизнью и судьбой, ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность. Классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Сентиментализм показывает внутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию.

Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - романтизма. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях

Центр художественной системы романтизма - личность, главный конфликт (личности и общества). Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции.

В России романтизм появлялся в поэзии В.А.Жуковского - он считался русским родоначальником этого жанра. К поэтам - романтикам можно отнести К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова, также ранняя поэзия А.С.Пушкина развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю.Лермонтова, «русского барона». Философская лирика Ф.И.Тютчева является завершением и преодолением романтизма в России.

  1. Можно ли Василия Теркина назвать «героем своего времени»?

Любой художественный образ обладает не только индивидуалистическими, личными чертами, но и несет в себе нечто собирательное, общее, является выразителем, характерным героем своего времени. С одной стороны Василий Теркин не похож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника русской земли, готового в любой момент отразить нападения врага.
Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.

А.Т. Твардовский наделяет своего героя говорящей фамилией: Теркин, недаром самая расхожая фраза поэмы: «Перетерпим. Перетрем». Сила русского духа такова, что человек все может перетерпеть, но от этого он не становится злее, нетерпеливее,а наоборот, стремится помочь людям, заставляет их поверить в свои силы. Смекалист и находчив Теркин не только на войне, но и в обычной жизни. Таким образом, мирная и военная жизнь сливаются воедино. Герой живет на войне, постоянно мечтая о победе, о простой деревенской работе. По-разному называет писатель Василия Теркина в поэме, то он - «парень обыкновенный», с присущими любому человеку слабостями, то богатырь.

Постепенно из индивидуальной личности образ героя вырастает до уровня литературного обобщения. А.Т. Твардовский говорит о прямой связи между людьми в годы войны, о том, что каждый стремится к мирной жизни.

Поэтому поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» так популярна до сих пор, ведь ее главный герой похож на самого обыкновенного человека, хотя на самом деле, он - герой того времени.

Василий Теркин. Это имя давно уже стало именем нарицательным для русского солдата. Этого героя с полным правом можно назвать эпическим, поскольку его образ масштабен, велик и всеобъемлющ.

По ходу поэмы характер Теркина меняется, развивается. Вначале он просто веселый, простодушный, удачливый, энергичный, неунывающий и находчивый человек. Таков был первоначальный замысел Твардовского. Он хотел собрать в образе Теркина характерные черты русского рядового. Постепенно характер Теркина выходит за рамки авторского замысла. Он становится в буквальном смысле эпической личностью. Однако сразу следует заметить, что от традиционного эпического героя его отличает соединение бытового и героического, комического и серьезного. Героизм дополняется юмором, чем-то лирическим, песенным, а все вместе представляет привлекательный образ советского человека на войне.

Теркин прошел всю войну от начала до конца. Он впитал в себя весь горький опыт, который может быть у человека на войне. Он воевал в болоте, переправлялся через реки, вступал в рукопашную схватку, подбивал вражеский самолет, не единожды был ранен, стоял перед лицом смерти, лежал в госпиталях. Ему одному автор предоставил испытать все лишения и тяготы войны. Твардовский не мог поступить иначе, пожалеть своего героя, ведь Теркин - не человек, которого можно жалеть, а портрет всего парода. Как весь народ, он должен был испытать на себе гнет войны. Может быть, он прошел через то, через что не проходили другие, по именно это дало ему возможность понять, что такое общенациональная трагедия. Поэтому так неожиданно раскрывается этот характер, когда Теркин вспоминает о своей родной Смоленщине со словами:

Мать-земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня.

Дорогого стоят слезы солдата. Он не знает, за что его прощать, и не знает, почему плачет. Нo его солдатские слезы - это реакция на ту страшную беду, которую он так долго видел перед собой. В этой сцене вскрывается глубина характера Василия Теркина и его духовный рост. Смысл этих строк туманен, автор не поясняет их, но дает читателю полную возможность додумать.

И неожиданных настроениях Теркина можно усмотреть созревшее в нем глубокое чувство ответственности каждого за все пережитое страной, за ее боль, страдания. Земля не заслужила этой боли, но вынесла ее и осталась той же, что была.

Чувство вины Василия Теркина можно объяснить так же, как вину выживших перед теми, кто погиб. А погибли многие, может быть, не дожив всего нескольких недель или даже дней до победы. Твой товарищ умер. У него на земле остались родные. А ты жив. Этот мотив не раз звучит у Твардовского. Кто знает, не считал ли себя Василий Теркин в ответе за тех, кто не увидел весны 1945 года? Здесь Теркин снова предстает как эпический герой, поскольку он как бы берет вину за всех погибших на себя, становясь народной совестью. Слово "Виноват!" - последнее, что произносит Теркин. Далее он не будет непосредственно присутствовать в поэме.

Наконец, Теркин воплощает в себе и ту высшую грусть, без которой не бывает радости, доставшейся столь дорогой ценой. Речь идет о судьбе "солдата-сироты". Ни словом не упоминается, что это именно Теркин. Автор разве что дает легкий намек на это, упоминая о том, что земля, на которой все происходит, - Смоленщина. Теркин как раз был смоленский. И вот оно, народное горе, воплотилось в обычном солдате:

Плакал, может быть, о сыне,

О жене, о чем ином,

О себе, что знал: отныне

Плакать некому о нем.

Речь не об одном солдате - обо всех, не пожалевших себя для блага Родины, о тех, кто вернулся в родной дом и узнал, что нет уже этого, спившегося ночами, дома. Это рассказ о тех, кто жил всю войну мечтой о встрече с родиы-ми и в одно ужасное мгновение узнал, что у пего нет родных.

Теркин возникает и в конце поэмы, по уже невидимый, как будто за сценой. Тут Теркин присутствует и как обобщенный образ русского солдата, и как конкретное лицо, но уже неясно, сам ли это Василий или кто то, просто назвавшийся знаменитым именем. Дело в том, что Теркин не одни. Он нашел свое воплощение буквально в каждом солдате. Если раньше у него нашелся один двойник - Иван Теркин, - то теперь этих двойников великое множество - вся страна.

В заключительной главе Теркин представлен как собирательный образ всего солдатского товарищества. Речь идет о главе "В бане". Неведомый солдат, как подчеркивает автор, "все равно, что Теркин". Заключительное растворение Теркина в солдатской массе подчеркивает его происхождение из народной стихии. Поэтому и называют фигуру Василия Теркина эпической. Автор сумел раскрыть богатство неповторимой личности героя поэмы, подчеркнув, что это - не человек, а целый народ, индивидуализированный исключительно для того, чтобы поэма не стала скучной хронологией войны, а была образна и понятна любому.