Open
Close

Проект "волшебный мир кукольного театра". Классный час

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель

6 класса Москвина Г.А.

Цель :целью нашего проекта является создание театра кукол своими руками и организация театральной постановки.

Обоснование создания данного проекта:

Чем увлечены современные дети? Что могут они назвать в качестве своих интересов и хобби? Чтобы узнать о предпочтениях моих учеников в начале учебного года был проведён опрос. На первом месте оказались компьютерные игры (их выбрали 10 из 12 человек), на втором месте стоят герои телевизионных и мультипликационных сериалов и только некоторые увлечены рукоделием, чтением художественной литературы и рисованием.

А можно – ли отвлечься от компьютера, телефона и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение?

В нашем классе учатся дети из разных сёл: д. Каракули, д. Нижнее Альмурзино, с. Юхмачи. Дети разных характеров, разного темперамента. Одни шустрые, другие очень спокойные, даже чересчур спокойные и не активные, в связи с этим зародилась мысль как то объединить детей, сплотить их, сделать одним целым. И я думаю, что совместная работа по изготовлению игрушек для кукольного театра, поиск репертуара и работа над постановками сказок, изучение истории театра поможет нам сплотиться.

Однако кукольный театр – это не только забава для веселого времяпровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам дружбы, любви, трудолюбия, правдивости. При этом отрицательные черты людей, такие как лень, зазнайство, злодейство высмеиваются, вырабатывая отрицательное отношение к таким свойствам характера. А если ребята сами принимают участие в постановке кукольного театра, то смогут раскрыть свой талант и способности в творчестве.

Театр кукол - одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры. Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3.Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров- кукловодов

Задачи проекта:

Узнать об истории театра кукол

Выяснить какие бывают куклы

Научиться мастерить куклы

Сделать ширму и декорации к постановке

Показать постановку сказки в детском саду «Колокольчик»

План работы:

Работа с литературой и средствами массовой информации

Посещение театра кукол в г.Казани

Выбор сценария сказки для театральной постановки

Изготовление кукол перчаточного типа

Изготовление ширмы и декораций для спектакля

Историческая справка:

Кукольный театр появился с появлением кукол. По истории кукольного театра можно судить как жили люди, об их интересах, особенностях того или иного времени.

Куклы появились в жизни людей очень давно, правда, они совсем не были похожи на те, которыми играют современные дети. Первые куклы изображали животных, которые жили около человека. Кукол людей старались не делать, потому что они верили, что они могут забрать частичку души и повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка. Со временем эта вера ослабла и в домах стали появляться куклы похожие на людей. Куклы мастерились из ткани, соломы, дерева, глины. Глаза разукрашивались угольками, губы и щечки свеклой. Позже лица стали раскрашиваться красками.

Теперь специально делали кукол к великим православным праздникам. Например, на Рождество Христово вырезались и вылепливались фигурки волхвов, пастухов, Святой Девы Марии. Собирались несколько семей в одном доме и читали Библию, а дети передвигали фигурки и разыгрывали сценки из Священного Писания.

Постепенно такие представления стали традиционными, а фигурки человека прочно заняли в специально созданном для них ящике, который и стал первой сценой в истории кукольного театра. Такой ящик назвали вертепом. Потому, что все фигурки в нём вертелись и передвигались.

Со времен вертеп перестал быть домашним, появились люди, которые разыгрывали представления для широкой публики. Их называли – вертепщиками. С этого момента и появился кукольный театр.

В каждой стране были свои любимые куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Технология изготовления куклы:

Мы совместно с детьми после обсуждения выбрали кукол перчаточного типа из папье – маше. Нам понадобилось для этого следующие материалы: газеты, салфетки, клей ПВА или клейстер, вода, картон, пластилин, грунтовка, ткани для изготовления перчатки, краски, немного фантазии и умелые ручки.

    Приготовим газетную бумагу. Для этого разорвём, а не порежем (это важно, так как при резке волокна газеты не разрываются) газеты на мелкие кусочки.

    А в это время лепим голову нашей игрушки. Смазываем вазелином, чтобы после просыхания легко снять голову с основы.

    На заготовку начинаем наносить первый слой бумаги, второй, третий. Даём просохнуть и наносим ещё три слоя и даём просохнуть.

    Снимаем получившуюся голову куклы с основы, порезав её вдоль пополам.

    Склеиваем 2 образовавшиеся части между собой.

    Покрываем грунтовкой.

    Кукла готова.

Изготовление ширмы и декораций:

На данном этапе мы обращаемся к родителям, так как нам пока это недоступно. Мамы шьют полог, а папы делают основу.

Декорации используем фото и проецируем через проектор.

Практическое применение кукольного театра:

Первая наша постановка была народная татарская сказка: «Три сестры». Распределены роли, начались репетиции. Сказка готова для показа. И первая наша постановка была показана в детском саду «Колокольчик». Затем первоклассникам нашей школы. Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок! После постановки с первоклассниками мы провели небольшую беседу по сказке. Дети живо и активно обсуждали поведение трёх сестёр и единодушно пришли к выводу, какая из сестёр поступила правильно, а какие нет.

Сейчас мы начали подготовку русской народной сказки колобок. Работа продолжается.

Заключение:

Лучшая игра на свете,

Когда в неё играют дети.

Театр - сказки уголок

Весёлый для детей урок!

Театр кукол это волшебный, Собственный мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества.

Кукольный театр - это не только интересное, но и полезное занятие для развития творческих способностей, воображения и фантазии, а также, для совершенствования артистических способностей.

Задуманный нами проект завершен, но продолжение следует. Цель (изготовление театра кукол) достигнута. Результат радует глаз и греет душу!

Что может быть лучше, чем интересное увлечение, сделанное своими руками? Рукотворные куклы эксклюзивны, в каждой из них заложена частичка души мастера, что, несомненно, делает их бесценными!

И это сделало нас немножко ближе друг к другу. Хотя работы ещё много, но я надеюсь, что мы все научимся понимать друг друга, быть человечными и терпимыми друг к другу.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о народном кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с пьесой С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Развивающие:

  • развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, запись скоморошьих наигрышей, коллекция кукол (сделаны учениками предыдущих поколений), ширма, куклы и весь необходимый реквизит для спектакля по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”. (Приложение 1)

I этап. Подготовительный

  1. Для подготовки спектакля по пьесе С. С Маршака “Петрушка-иностранец” можно привлечь старшеклассников, но участие в спектакле будет интересно и пятиклассникам.
  2. Остальные учащиеся к уроку получает задания:
  • Повтори изученное по теме “Народный кукольный театр”.
  • Попробуй самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни.

II этап. Реализация идеи

Ход урока

1. Организационный момент

2. “Погружение в тему”

Звучат скоморошьи наигрыши.

Учащиеся записывают тему урока “Мир играющих кукол”.

Вступительное слово учителя:

Дети, сегодня мы совершим необычное путешествие. Вы знаете, чтобы путешествие состоялось, надо к нему подготовиться. Выполните небольшое задание: запишите в тетради слово “кукла”, а под ним в столбик слова, которые возникают по ассоциации с этим словом.

Опрос учащихся

Конечно, вы хорошо знаете мир кукол, но сегодня нам предстоит узнать много нового, потому что мы совершим путешествие в мир играющих кукол.

3. Повторение изученного

I часть. Народный сатирический театр

Слайд 2. “Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время”.

Конечно, так начинается повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, которая была написана по мотивам сказки Карло Коллоди “Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. Действие сказки А. Н. Толстого происходит в Италии. В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А кто помнит, как она заканчивается?

Слайд 3. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре “Молния”, где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

А как было в жизни? Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира. В Европе театр кукол появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли.

4. Изучение нового материала с попутным повторением пройденного

Слайд 4. Отправимся в Италию. К концу XVI века в Италии окончательно сформировался народный сатирический театр кукол. Кукольные представления давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином “бураттини”. Кукольников, работающих в этой технике, называют “бураттинаи”.

Слайд 5. Главным героем театра бураттинов стал весёлый, неунывающий Пульчинелла. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком - металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски “пиветта”); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.

Слайд 6. Если мы продвинемся из Италии на север и ступим на землю Франции, то найдём здесь те же виды кукольного театра. В это время в стране неофициально правил кардинал Мазарини, он не вызывал симпатий ни у французской знати, ни у народа. По Парижу ходили злые сатирические стихи – “мазаринады”. Одна из них была подписана именем Полишинеля. Театрик Полишинеля принадлежал кукольнику Жану Бриоше, его настоящее имя было Джованни Бриоччи. По происхождению он был итальянцем, и его итальянский Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля. Полишинель был признан французами “своим” и говорил уже от имени французского народа.

Самые старые, известные по картинам, рисункам или музеям перчаточные куклы Полишинеля относятся к XVIII веку. У Полишинеля этого времени выросли два горба - спереди и сзади. На голове треугольная шляпа, надетая на белый парик. Из рукавов кафтана выступают кружевные манжеты. Пышный кружевной воротник окружает шею. Этот Полишинель уже настоящий француз, по крайней мере внешне.

Слайд 7. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появлялись и в других странах. В Англии любимцем зрителей стал Панч.

Слайд 8. В Германии таким героем был Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.

Ребята, вспомните, что вы знаете о русском народном кукольном театре. Кто главный герой в народных комедиях? Что у него общего с кукольными героями других народов? Вспомните внешность Петрушки (предполагаемый ответ: у Петрушки огромный нос, выступающий вперёд подбородок и горб; на Петрушке – красная рубашка, на голове колпак с бубенчиками). А каков его характер? (Ответ учащихся.)

Слайд 9. По характеру (смелости, дерзости, насмешливости) все они – родственники нашего Петрушки.

Кто это они? Давайте ещё раз назовём имена народных кукольных героев.

То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и лёгкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

Вывод: у каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей.

К уроку вы должны были попробовать самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни. (Ответы учащихся.)

II часть. XX век. Великий кукольник

Перенесёмся в XX век. Кукольный театр, конечно, изменился. Если на первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями, а в Средние века на площади между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды, то с XIX века представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Кукольный театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют куклы.

Слайд 10. Мир кукол – это не только куклы, но и кукольники – артисты. История мирового театра кукол знает много известных имён. Говоря о современном театре, нельзя не рассказать о Сергее Владимировиче Образцове.

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). В 2011 году исполнилось 110 лет со дня рождения великого кукольника. Имя его популярно и в нашей стране, и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях.

Слайды 11-15. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как “По щучьему велению” (1936), “Волшебная лампа Аладдина” (1940), “Божественная комедия” (1961), “Необыкновенный концерт” (1968) и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор.

Слайд 16. А началось всё в детстве с материнского подарка – маленькой куклы Би-Ба-Бо. Сам же маленький владелец (Образцову было пять лет) ласково называл её Бибабошкой. Она состояла из двух частей: головы с отверстием внизу и матерчатого халатика. Если надеть её на ладонь, а затем головку – на указательный палец, то можно было заставить Би-ба-бо кивать головой, двигаться. Растопыришь пальцы – кукла радуется, прижмёшь их к головке – плачет…

Би-ба-бо – перчаточная кукла. Такие куклы надеваются на руку, как перчатки, и известны они ещё со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в Китае, и в Индии, и в Древней Греции.

Слайд 17. Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка. Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер – и вот уже готов театр одного актёра!

Слайд 18. У каждого кукольника есть своя, самая любимая кукла. У Образцова такой куклой был Тяпа. В 1928 году ему понадобился “напарник” для исполнения на эстраде колыбельной М. Мусоргского. Он сделал из папье-маше головку этой куклы и сшил для неё белую рубашку-распашонку. Получилась перчаточная кукла-ребёнок. Некоторые утверждали, что её лицо напоминало лицо самого кукольника в младенчестве.

Слайд 19. Образцов изображал отца и ребёнка. Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за ширму, баюкал “ребёнка” на руках, пел ему колыбельную, давал соску-пустышку, играл с ним. Этот трогательный номер и сама кукла всегда имели у зрителей оглушительный успех.

С Тяпой Образцов не расставался всю жизнь. Он исполнял этот номер и в сборных эстрадных концертах, и в своих сольных программах как в нашей стране, так и за рубежом. Благодаря этому Тяпу узнали и полюбили в десятках стран. Образцов очень любил своего Тяпу, он называл его “самым старым ребёнком в мире”. Этой кукле уже больше восьмидесяти лет.

Слайд 20. Размах и разнообразие личного репертуара не могли не привести к созданию театра. Театр – это главное дело жизни Образцова. В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол и стать его художественным руководителем. В 2011 году театр отмечал свой 80-летний юбилей. Работу Государственный центральный театр кукол начал с поисков авторов, с создания собственного репертуара. Пьеса для первого представления была написана драматургом Андреем Глобой. Она называлась “Джим и Доллар”. Премьера первого спектакля состоялась 17 апреля 1932 года.

Слайд 21. Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет был разъездным.

Слайд 22. За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

Слайд 23. С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

Постепенно образцовцы начали готовить и спектакли для взрослых. 1 октября 1940 года поставили “Волшебную лампу Аладдина”. Один за другим рождаются новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного концерта.

Слайд 24. В спектакле “Необыкновенный концерт” участвовала большая группа актёров – воспитанников Образцова. Здесь звучал “цыганский хор”, исполнялся опереточный дуэт, был смешной конферансье (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович Гердт). Это спектакль – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов Гиннесса. Он уже прошёл больше восьми тысяч раз, объехал сотни городов нашей страны и тридцать восемь иностранных государств. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась.

Слайды 25-26. Забавные человечки вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов – душа театра.

В первом здании театра на площади Маяковского (официальный адрес: улица Горького, дом 32а) в зрительном зале имелся балкон, откуда неудобно было смотреть спектакли. Поэтому образцовцы отделили его стенкой и в получившемся отсеке расположили музей кукол. Его основателем и первым заведующим был актёр и режиссёр театра Андрей Яковлевич Федотов.

Слайд 27. Когда в 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице, сюда переехал и музей театра.

Слайд 28. Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших в мире собрание различных театральных кукол от античности до наших дней. В нём также хранятся ценнейшие архивные документы, книги с автографами выдающихся деятелей искусства и другие раритеты. Всего около четырёх тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из шестидесяти стран мира.

Слайд 29. В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы, слайды. В фондах музея хранятся уникальные фильмы-спектакли Театра С.В. Образцова и лучших театров кукол мира.

Слайд 30. Обязательно посетите Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова и его уникальный музей. Здание театра вы легко узнаете по оригинальным часам на фасаде: сверху – большой петух, в центре – циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами, а вокруг – двенадцать железных домиков. Каждый час бьют часы, петух хлопает крыльями и громко кукарекает, открывается домик, соответствующий определённому времени, и из него появляется кукла. А ровно в полдень открываются все двенадцать домиков, и оттуда выходят все куклы: медведь, козёл, сова, ворона, заяц, лиса, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк.

Слайд 31. И каждый день в 12 часов дня, когда все звери показываются из своих окошек на часах и танцуют под музыку “Во саду ли, в огороде…”, у театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый кукольник – С.В. Образцов.

5. Спектакль по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Продолжая наше путешествие, мы побываем на представлении пьесы Самуила Яковлевича Маршака “Петрушка-иностранец”, которая была написана специально для театра Образцова.

Разыгрывается отрывок из пьесы. (Приложение 2)

III этап. Рефлексивный (подведение итогов, самооценка)

Вспомните все этапы урока, проанализируйте свою работу на каждом этапе, ответьте на вопросы:

Что вы для себя открыли нового? Что удивило? Что понравилось?

Задание на дом.

  1. Сделай перчаточную куклу или голову куклы из материи, дерева, картонки, бумаги или другого материала (по желанию).
  2. Подготовься разыгрывать диалог в роли одного из героев в выбранном действии народной комедии “Петрушка Уксусов”.
  3. Прочитай пьесу С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец” полностью (по желанию).

Список литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Рис. Р.Доминова; Макет В.Коломейцева. – 2-е изд., переработ. и доп. – Л.: Дет. лит., 1990. – 159 с., ил.
  2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 1/ Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2005. – 302 с.: ил.
  3. Маршак С. Петрушка-иностранец. – М.: Литература артистикэ, 1989. – 192 с.
  4. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000.
  5. Москва театральная (справочник-путеводитель)/Гл. редактор Л. Дудорова. – М.: Московский рабочий, 1965. – 256 с.
  6. Образцов П.А., Образцова Е.М. Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья. - М.: Эксмо, 2006. – 127 с.
  7. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. – М.: Самовар, 2010. – 127с.
  8. Хорт А.Н., Голдовский Б.П. Не только куклы. (Всё про Образцова). – М.: Издание ГАЦТК, 2001. – 63 с.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил.
  10. http://jollity.narod.ru/dolls.html
  11. http://www.puppet.ru

В фольклоре слово, музыка, танец связаны между собой. Сложные элементы театра были присущи календарным обрядам, которые группировались в 4 цикла. Фольклористы выделяют жанр народной драмы, в котором прозаические и стихотворные (песенные) тексты получают игровое воплощение. Особенность русской драмы - равнозначность действия к исполнительскому тексту. В других жанрах текст главенствовал, иллюстрируя движением и мимикой. Русская народная драма непрофессиональна. Народный театр - понятие более широкое, чем драма. Сюда включаются пьесы, произведения других жанров, сопровождаемые игрой исполнителя. В понятие народного театра включён кукольный театр и рисованный театр (прообраз будущей мультипликации).

Театр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. Кукольный театр - довольно распространённое явление в жизни каждого человека. Со спектакля начинается детство ребёнка и его эстетическое воспитание .

Кукольный театр начинал своё существование ещё тысячи лет тому назад. Люди в древности верили, что боги, дьяволы и священные животные наполняли землю, небо, воду, подземелье. Предки мастерили каменные, глиняные, деревянные и костяные куклы, и, представляя тех богами, поклонялись им. Одухотворяя кукол, древние люди отождествляли их с богами: возили на носилках, танцевали около них, катали на слонах. Куклы, с помощью всяких приспособлений, могли моргать, улыбаться, поднимать руки, наклонять голову. С течением времени такие представления походили на театральное зрелище. Кукол использовали в качестве богов, демонов, оборотней, джинов, чертей и ангелов, Адама и Евы, когда хотели разыграть легенды о сотворении мира, о происхождении чего-либо. С помощью кукол в народных и сатирических сказках высмеивали человеческие грехи и пороки: жадность, лень, гнев и др.

Теневой театр - один из первых, появившихся на заре становления кукольных театров. Он ассоциировался с неким магическим заклинанием. Бытовало мнение, будто мёртвые покровительствовали и помогали живым. Чтобы мёртвые пришли, готовили кукол, в которые те вселялись. А души умерших многие люди видели в образе тени.

В кукольных театрах в древние времена наряду с "сиюминутными" героями были и типические образы. Герои басни, легенды, фольклорные персонажи соседствовали с популярными фигурами, "портретными" куклами.

Т.о., театр кукол становился кладовой, сокровищницей многочисленных сюжетов и жизненных типов. Сюжетная линия таких произведений, как "Король Лир", "Фауст", "Ромео и Джульетта", по мнению итальянских, румынских и немецких учёных, была общеизвестна и популярна в кукольных представлениях до самого Шекспира и Гёте.

Театр кукол в Древнем Риме получил широкое распространение. Позже возник итальянский народный сатирический театр кукол. Главный герой - весёлый и неунывающий Пульчинелла. В разных странах начали появляться кукольные герои, которые стали народными. Они умели выражать простые людские чувства. Так Полишинель - французский любимец публики, Панч - английской, в Германии - Гансвурст, Пикельгеринг - голландской публики, в Польше - появился Копленяк. В Чехии чуть позднее родился Кашпарек.

Все эти образы своей смелостью, дерзостью, насмешливостью напоминают нашего Петрушку. У него была одно преимущество: всё то, о чём боялись простые люди даже подумать, уже было на устах Петрушки. Пронзающую правду выкрикивала кукла на площадях и ярмарках. После таких публичных выступлений, подмости и ширмы убирались, кукольникам запрещалось давать представление. Но кукле рот не закроешь. На другой же день подмостки и ширма появлялись уже в другой деревне, и со сцены в адрес власти сыпались опальные речи, отклик которых находили в сердцах рабочие и крестьяне.

Что-то подобное кукольному театру представлялось в католических церквях. В праздник Рождества Христова на алтарь погружали деревянный ящик и снимали переднюю стенку. Внутри этого ящика компоновались куклы в той последовательности, чтобы определить событийность момента. Для описания рождения Сына Божьего из книги Евангелия и служили мизансцены. Бартоломео Пинелли в "Представлении Презепио (яслей) в Риме. Рождество" нарисовал толпу, которая рассматривает мизансцену Рождества, выставляемую в храме. В фокусе композиции - кукла младенца Иисуса, который лежит в кормушке. Слева располагается статуэтка девы Марии, справа - фигура святого Иосифа (мужа Марии), сзади стоят осёл и вол, которые указывают на место действия - хлев. Пастухи и волхвы пришли поклониться младенцу, с неба наблюдают ангелы и сам Бог. С течением времени неподвижная мизансцена стала одной из особых видов представлений кукол. Со временем из неподвижной мизансцены развился особый вид кукольных представлений. Так рождественскому неподвижному театру дали название "Презепио".

В западных областях Российской империи, где преобладающей религией был католицизм, встречалась и более развитая, более театрализованная форма рождественского театра. Среди польского населения она называлась "шопкой", у белорусов - "батлейкой", а на Украине - "вертепом". Эти рождественские представления распространились и среди православного населения Белоруссии и Украины; выходцы из Украины занесли их еще дальше на восток, вплоть до Сибири. Однако в Центральной России и за Уралом этот театр не приобрел широкой популярности. В русском языке его всегда называли украинским словом "вертеп" .

Самое жестокое наказание было придумано кукольникам в странах Европы и Китая. Их ремесло относилось к разряду "дьявольского искусства". Во времена инквизиций кукольников сжигали на костре. Позже сажали в тюрьмы.

В 1862 году открылся домашний кукольный театр "Эротикон Театрон" (в переводе с греческого языка). Его открыли литераторы, художники, театральные деятели. Театральная сцена была похожа на будку, из-за которой кукольники показывали спектакль, а чтецы читали сценарий. Тематика этих текстов была злободневной, направленная против ханжества мещанства. Здесь описывалось то, о чём было попросту неприлично говорить в подобном обществе. Куклы делались вручную. Участники домашнего театра показывали спектакли за ужином своим гостям.

Петрушка со временем ушёл со сцены. После революции появились новые виды театра:

Перчаточные куклы, или верховые (т.к. появляются поверх ширмы). Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой. Таких кукол многие называют у нас петрушками.

Марионетки. Актер-кукловод стоит на возвышенности позади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступням ног. Обычно у куклы бывает 10, 20, а иногда даже до 40 ниток. Если раскачивать палочку, от которой нитки идут к коленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, которая прикреплена к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все остальные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках .

Тростевые куклы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам - руки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.

Механические.

Самые распространённые куклы - это марионетки и верховые, потому что появились раньше всех. Тростевые же куклы появились относительно недавно на Востоке (Китае и Индонезии). Такие куклы в советское время пользовались успехом у кукольников-художников Ефимовых.

Куклами с давних времён пользовались индийские племена, даже когда европейцы ещё не открыли Америку. В племенах аборигенов, начиная с 17 века, кукла являлась главной составляющей обрядовых традиций и в шаманской практике.

Самое раннее упоминание об индийских куклах записано в 1655 году европейским монахом-иезуитом. В записках он упоминал одного из знахарей племени ирокезов. Шаман, по мнению монаха, вынимал из своей сумки мёртвую белку и смазывал её травяным раствором. На глазах у изумлённой публики после этого колдовства животное оживало, начинало прыгать около колдуна, запрыгивать к нему обратно в сумку и выскакивать снова. Всё это представление, конечно же, было тщательно спланировано. Белка оказывалась ненастоящей, игрушечной. Знахарь управлял ею при помощи ниток, которые оказались спрятанными в хвосте животного. Целью выступления было не просто удивить собравшихся, но и убедить, что сила волшебства содержится в необычных травах.

Но мистификация на этом не заканчивалась. Шаманы вызывали духов. Они предстали пред зрителями в образе маленького человечка. Дух появлялся из подземелья. Это тоже был своеобразный трюк. Изготавливалась кукла, сажалась в ящик, а ящик ставили в яму, которую вырывали заранее. Т.о., из-под земли высовывалась голова, через несколько секунд кукла стояла уже до пояса. Она поднимала несколько раз руки вверх и уходила снова под землю (в ящик). Стоит отметить, что движения такой куклы были крайне ограничены и примитивны (один-два взмаха рук). Сюжета в действии тоже нельзя отследить. Но эффект неожиданности достигался. Как говорится: ловкость рук и никакого мошенничества. Вот такое оживление кукол расценивается многими исследователями как первый шаг на пути становления кукольного театра на сегодняшний день.

Жизнь перчаточного театра сложилась в Америке совсем иначе, нежели, к примеру, в Англии. И связано это, в первую очередь, с фактом запрета в городах уличных представлений. Кукольники с ширмой и комедией о Панче перекочевались с улицы под крышу. Их приглашали на домашние спектакли, которые устраивались по поводу какого-либо семейного торжества. Если празднование переносили в ресторан, то кукольники выступали там в назначенное время. В середине 19 века музеи Америки с удовольствием приглашали перчаточные театры выступить пред зрителями. Танцевальные залы, церкви, общественные собрания, воскресные школы, а также детские приюты рады были пригласить к себе кукольников.

К концу 19 века Панч приобрёл в Америке "заокеанские черты". В их речах и шутках пестрили американские шутки и речи. Впоследствии гастролировать с театром стали не англичане, иммигрировавшие в Америку, а коренные американцы - то актёрское поколение, которое родилось и выросло в Соединенных Штатах.

В 18 веке марионетки чаще исполняли сюжетные пьесы. В 19 веке ситуация коренным образом изменилась. Куклы на нитях участвовали цирковых программах и эстрадных номерах. Не последнюю роль в развитии этого направления оказала труппа "Королевские марионетки Баллока".

Современная сцена кукольного театра может похвастаться следующим: вместе с куклами могут играть сами актёры. Возьмём в пример спектакль о приключениях Гулливера. Роль лилипутов исполняют куклы, а самого Гулливера может играть актер.

Традиционный театр кукол отмирал в силу стечения разных обстоятельств, но самый разрушительный удар нанес ему кинематограф. Лишь в тонкой прослойке артистической интеллигенции гнездилась "ностальгия" по отвергнутому массовым зрителем искусству оживающей скульптуры. В кругах этой интеллигенции и возникло желание возродить уникальную форму театральных представлений .

В 30-40 гг.20 века видоизменились европейские театры кукол. С куклой работали по новой системе. Изменения коснулись многих стран, но зародились они в России, в Центральном театре кукол под руководством С.В. Образцова в 1931 году. Кукла-марионетка и кукловод встали на одну сцену. Сергей Владимирович Образцов, - один из знаменитых советских кукольников, оперный и драматический актёр. Он создал ручную куклу-негритянку, с которой выступал много лет на сцене. Номер заключался в следующем: они пели романс вместе. Но настоящую популярность Образцову принесла кукла Венера, которая пародировала нерадивых исполнителей. А в пародийном номере "Вернись, я все прощу" артист одевал куклу на голову, становясь, таким образом, сам куклой. Руки он использовал в качестве значимых жестикуляций: причёсывал голову, поправлял ожерелье, выкручивал их в разные стороны. Подкупало, конечно же, необыкновенное обаяние Сергея Владимировича. Зрители получали огромное удовольствие, когда приходили на его спектакли, они заслушивались его речами, потому что он являлся прекрасным оратором. Да что там говорить, ни один концерт в стране не прошёл без участия С.В. Образцова.

Театральное представление зависит от многих факторов:

от формы куклы (объёмные или плоские);

от вида куклы (марионетки, перчаточные, тростевые, механические и т.д.).

Порой вместо кукол на подмостках появлялись условные предметы, которые оказывались метафорическими образами (кубик, шарик, палка, треугольник и др.)

Кукла - это тот же актёр, но только ограниченный в своих возможностях. Она имеет недостатки: неестественность, отсутствие мимики, произносит речь чужим голосом, в сравнении с человеком условна. Все её сильные стороны заключены в ношении определённой маски, в избыточной жестикуляции, в поворотах тела и головы в разные стороны. И если художественная образность маски куклы - её типичность, убедительность, живость, наличие в ней характера - зависит от мастерства художника-скульптора, то способность куклы к движению, выразительность жеста в очень большой мере зависят от технического устройства куклы и от точности расчета при ее изготовлении. Здесь имеет значение даже материал, из которого сделана кукла и ее костюм. Таким образом, решение технических вопросов поделки кукол, в конечном счете, определяет и ее художественные возможности .

Самую большую популярность кукольный театр приобрёл, конечно, у детей. Главная задача для пионерской организации считалось воспитать в школьнике личность, вызвать гуманные чувства по отношению к природе и обществу. Идейная значимость и тематическое разнообразие репертуара кукольного театра в советское время определяли его место в системе художественных текстов.

Специфична и драматургия театра кукол. Возникновение её в театре было довольно неожиданным ходом. Полвека назад, скажем, такого понятия, как драматургия, не было вообще. Было несколько пьес, да и то написанные авторами из народа, а значит - анонимные. Позже для театра кукол стали специально писать С. Маршак, Н. Гернет, Е. Шварц, А. Бруштейн, Е. Сперанский, Е. Тараховская и другие. В театре инсценировали отечественные произведения и тексты мировой классики, ставились пьесы-басни, актуальные на сегодняшний день, со сцены звучала политическая сатира.

Решение новых репертуарных задач, развитие и обогащение драматургии театра кукол шли параллельно с развитием и усовершенствованием его техники. Чем сложнее сюжетное построение пьесы, чем глубже ее идейное и эмоциональное содержание, чем больше психологическая насыщенность характеров действующих лиц, тем больше возникает требований к кукле, к ее игровым возможностям, то есть, в конечном счёте, к ее техническому совершенству. Само собой разумеется, при этом, что расширению репертуара в театре кукол и развитию его техники сопутствует рост актерского и режиссерского мастерства, всей художественной культуры кукольного спектакля в целом .

Приведём следующий пример. В советский период произошло освоение новой кукольной системы: куклу-Петрушку вытеснила тростевая кукла из-за большей практичности. В отличие от предыдущей куклы, тростевая могла делать дополнительные жесты, в частности, патетические жесты, которые не могла исполнить перчаточная кукла из-за своих коротких рук. В связи с этим существенно расширился репертуар театров. Начали ставить пьесы героико-романтической направленности ("Аленький цветочек", "Краса ненаглядная", "Сказание о граде Лебединце", "Король олень", "Волшебная лампа Аладдина" и т.п.).

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Это композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т.д.

Способность отражения ярких черт человеческого характера, иносказательная убедительность, нарицательная образность, которые так характерны в искусстве театра кукол, определяющую роль сыграли в репертуаре сатирических кукол, а в странах Юго-Восточной Азии определили героико-патетическое представление.

В 1990-х годах И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова явились создателями методики психологической коррекции, которая названа "драматической психоэлевацией". Она рассчитана на детей с трудностями в поведении и проблемой общения. Кукольный театр стал главным инструментом этой методики.

Кукольные театры начали приобщать детей к театральному искусству. Принося радость понимания искусства, они воспитывают в молодёжи чувство прекрасного, занимаются воспитанием художественного вкуса, учат понимать окружающий мир.

А что такое театр?

Теа́тр (греч. слово), основное значение - место для зрелищ;
2. зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.

Ребята, кто- нибудь знает историю возникновения театра?

Очень, очень давно в Греции в городе Афины был построен первый театр для представлений, он был не таким, как сегодняшние театры. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали актеры.

Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки.
В III веке до н.э. римляне, вдохновленные греческим театром, создали свои версии древнегреческих пьес и стали ставить их на импровизированных сценах. Актерами на таких представлениях выступали рабы. Женщинам разрешали играть только второстепенные роли. Поскольку римским театрам приходилось бороться за внимание зрителей, привыкших к гладиаторским боям, публичным казням и гонкам на колесницах, театральные пьесы стали не такими поэтическими и возвышенными, как в Греции. Они все чаще стали содержать сцены человеческих конфликтов и грубый юмор.
В России же театр зародился в в народном творчестве. В его основе лежали обряды, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью.

То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.

В Москве много театров: музыкальные и драматические, классические и современные, театры для взрослых и детей.

А какие театры, которые находятся в нашем городе, вы знаете?
1)Московский государственный театр "Ленком"

2) Музыкальный театр "Новая опера"

3) Кукольный театр им. С. Образцова

4) Музыкальный театр имени К. Станиславского и В. Немировича -Данченко

5) ТЮЗ(Театр юного зрителя)

6) МХАТ им. М.Горького

7) театр кошек Ю.Куклачева

А всего в Москве 129 театров,

Обо всех театрах мы поговорить не успеем. Поэтому поговорим о самых главных. Во-первых, это конечно, Большой Театр (полное название Государственный академический Большой театр России), Первых зрителей он принял 30 декабря 1780 года. Построен театр по плану Розберга.
Театр представляет два фронтона, один над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона (называется квадрига); По бокам театра – чугунные подъезды, состоящие из изящных чугунных колонн. Недавно театр был отреставрирован. Посмотрите, какой он красивый.

На его примере давайте разберемся, как устроен зрительный зал. Это необходимо знать, чтобы найти свое место согласно купленному билету.

Давайте рассмотрим билет.

В билете кроме названия театра и спектакля, даты и времени начала, указаны уровень, ряд и место в зале.

Уровни кресел делятся на:

  • амфитеатр.

    бельэтаж.

балкон.
Партер – зона театра, расположенная наиболее близко к сцене.
Амфитеатр находится за партером, отделен от него проходом.
Бельэтаж – ярус, расположенный над партером.
Ложа – это специальные места по бокам партера, за ним и на ярусах.
Балкон – доступные по цене места в театре. Сидения расположены в несколько рядов и образуют несколько ярусов. Находятся на некотором удалении от сцены.

За все время существования Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. Это оперы и балеты великих композиторов Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева. Особенно заметную роль в истории Большого театра сыграли оперные и балетные постановки по произведениям Петра Ильича Чайковского. Самыми известными его балетами поставленными в этом театре были: Щелкунчик, Спящая красавица, Лебединое озеро и др.

С именем Большого связаны имена таких светочей российской и мировой культуры, как композиторы Антон Григорьевич Рубинштейн, Сергей Васильевич Рахманинов, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, певцы Сергей Яковлевич Лемешев, балерины Галина Сергеевна Уланова, Майя Михайловна Плисецкая и многие другие.

И в наше время Большой театр остается главной сценой России и одной из величайших театральных площадок в мире.

2) Рядом с Большим находится Малый театр. Малый театр, ещё его называют домом Островского, это драматический театр
Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году.Открылся театр 14 сентября 1924 года..

Этот театр сыграл выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра опирается на богатые традиции и опыт великих предшественников: Михаила Семеновича Щепкина, Павла Степановича Мочалова, Прова Михайловича Садовского, Марии Николаевны Ермоловой и др..

Сегодня, как и раньше, ставятся пьесы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.Н.. Островского. Его талантливая и творческая труппа в каждом сезоне выпускает 4-5 новых спектаклей. Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов нашей страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Итак, если вы запомнили уровни расположения мест в театре, то найти ряд и место будет несложно.

Мы сегодня познакомились с разными видами театральных представлений и с разными театрами, в которых они проходят. Но в какой бы театр мы ни пошли, мы должны уметь правильно себя вести, чтобы не выглядеть дикими и невоспитанными.

А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в театре.
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Расчесывать волосы нужно в туалетной комнате.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

На какое место мы будем садиться, на любое?
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси билетёра уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
А почему нельзя, так же удобно?

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.

Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10-15 минут.

Вот мы вспомнили правила поведения зрителей, а теперь давайте познакомимся с жизнью театра со стороны актера.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в театр.

Мы разделимся на 2 группы.
1 группа - вы актеры и должны поставить, мини-спектакль. Вот вам сценарий сказки, ваша задача разыгарать его на нашей воображаемой сцене.

2 группа- вы художники, ваша задача придумать и нарисовать афишу к нашему спектаклю. (Афиша- это красочное объявление о каком-либо спектакле, концерте, лекции. На афише можно найти информацию о том, где будет зрелище, какое, когда). А чтобы её там найти, вы должны её там разместить.
Создавая афишу нашего спектакля, проявите фантазию.
Сценарий:
Действующие лица:

Рассказчик:

Как то раз посадил Дед репку.

Дед: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!»

Рассказчик: И выросла репка БОЛЬШАЯ – ПРЕБОЛЬШАЯ! (Рассказчик поднимает руки и показывает, какая репка большая). Пришел Дед к репке, стал ее тянуть.
Тянет – потянет, а вытянуть не может.

Дед (машет рукой): «Бабка, помоги мне репку дергать!»

(Бабка хватается за Деда. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда).

Дед: Ох!
Бабка
: Ах!

Рассказчик:

Бабка (машет рукой): «Внучка, помоги репку дергать!»

(Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Дедка: Ах!
Бабка:
Ох!
Внучка:
Ух!

Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Внучка(машет рукой): «Жучка, помоги нам репку дергать!»

Жучка: Аф-Аф-Аф!

(Перебирает руками как лапками. Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается)

Бабка: Ах
Дедка: Ох
Внучка: Ух
Рассказчик: Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Жучка: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

(Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку. Репка не поддается).

Бабка: Ах!
Дедка:
Ох!
Внучка:
Ух!
Жучка:
Аф!
Кошка:
Мяу!
Рассказчик:
Тянут – потянут, а вытянуть не могут.

Кошка: «Что ж, нам осталось только одно: позвать мышку».

Все: «МЫШКУ?

Кошка: «Мышка, помоги нам репку дергать!»

(Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку. Репка выдергивается.).

Рассказчик (хлопает в ладоши): «Вытянули репку!»

(Дедка, Репка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка берутся за руки и кланяются зрителям).

Время закончилось. Я приглашаю к доске сначала группу с готовой афишей.

Расскажите, что вы на ней изобразили и почему? Вы бы пошли на такой спектакль с такой афишей.

Молодцы, ребята! Спасибо, занимайте свои места в партере. Сейчас будем смотреть наш мини-спектакль.

«Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла – все кипит…»

Итак, начинаем. Третий звонок. . Занавес.

Молодцы! В театре принято выражать свой восторг возгласом: «Браво!» и аплодисментами.

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали, чему хоть немного научились.
Кто помнит?

Где зародился театр как искусство?
- как были назывались народные лицедеи?

Можно ли назвать Москву мировым

культурным центром и почему?
-Как быстро найти своё место в зале?

Какие московские театры известны во всем мире?
- В каких театрах вы были?
- Кто помнит, как устроен зрительный зал? (Что такое…
- места, которые находятся

наиболее близко к сцене?
- места по бокам партера?
- ярус, расположенный над

партером?)

Какие правила поведения в театре вы запомнили? (Как нужно одеваться в театр? Как правильно пройти на своё место? Как вести себя во время спектакля?

На какое место надо садится в зале?)

Цель : познакомить с интересными сведениями из истории кукол; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь; расширять кругозор.

Учитель . Все мы родом из детства, а детство немыслимо без кукол. Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЕШКА, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАРБИ, — разве не были они вашими лучшими друзьями? Пусть вы уже подросли, и теперь вас интересуют вещи посерьезней кукол, но все же о них, наверное, у вас остались самые теплые воспоминания. «Куклы в нашей жизни» — тема сегодняшнего занятия.

Что такое «кукла»? Исходя из определения В. Даля, это «сделанное из тряпья, кожи... дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Давайте начертим по клеточкам предмет нашего раз говора.

Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

1 клетку влево;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

2 клетки вниз;

3 клетки влево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

2 клетки вправо;

4 клетки вниз;

1 клетка вправо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вправо;

1 клетка вверх наискосок слева направо.

Учитель . Дочертите самостоятельно правую половину куклы. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали. Какая кукла у вас получилась? Расскажите. А сейчас блиц-опрос на кукольную тему.

➢ Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрешка)

➢ Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево)

➢ Детская игра в куклы. (Дочки-матери)

➢ Брат куклы Неваляшки. (Ванька-встанька)

➢ Самый знаменитый герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

➢ «Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас)

➢ Кукольная фамилия известного дрессировщика кошек. (Куклачев)

➢ Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен)

➢ Самая популярная американская кукла наших дней. (Барби)

➢ Хит группы «Иванушки International» на данную тему. («Куклы»)

Учитель . Невозможно определить, когда возникли на земле первые куклы. Наверно, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть даже самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена.

На Руси их называли ласково так:

Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются. (Живуля)

Куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них защиты и верили, что те им обязательно помогут.

У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки, три раза повернуть против часовой стрелки и сказать: «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Конечно же, кукла — прежде всего, любимая игрушка девочек. В романе французского писателя Виктора Гюго есть глава, в которой рассказывается, какое впечатление произвела на маленькую бедную девочку роскошная кукла в витрине лавки.

Послушайте отрывок, после которого вас ждут вопросы на внимательность.

«В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось столь богатой или расточительной матери, которая купила бы эту куклу своему ребенку...

Козетта... не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Бедное дитя замерла на месте. Козетта еще не видала этой куклы вблизи. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду... Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом».

Вопросы

➢ В каком по счету ряду витрины находилась кукла? (В первом.)

➢ Какого цвета платье у куклы? (Розовое)

➢ Чем украшена голова куклы? (Золотыми колосьями.)

➢ Как называла Козетта эту дивную куклу? (Дамой.)

➢ Кем представлялись Козетте куклы, сидевшие поодаль? (Феями и ангелами.)

➢ Кем казался девочке торговец? (Чуть ли не самим богом.)

А теперь попробуйте узнать по описанию известные куклы.

➢ Больше всего на свете он любит приключения. Его называют «веселым плутишкой». Миндальные пирожные он глотает не жуя, а в варенье залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Он лучше умрет, чем выпьет касторку, терпеть не может умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ Это уродливая деревянная кукла, предназначенная для колки орехов: у него большая голова и огромный зубастый рот. (Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

➢ Голубые волосы, огромные глаза: она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ В наборе, подаренном маленькому мальчику, было 25 игрушек. 24 — совершенно одинаковые, а на двадцать пятого не хватило олова, поэтому у него оказалась только одна нога. (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена.)

➢ На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Под ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро из сказки А. Толстого «Золотой ключик...»)

➢ Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки... Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам. (Танцовщица из сказки Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».)

➢ Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки. Теперь ее платье было разорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой. (Кукла наследника Тутти из произведения Ю. Олеши «Три толстяка».)

➢ Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним. (Петрушка)

Кстати, мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия. Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

ИМЯ: РТЕП

ОТЧЕСТВО: ЧИВОНАВИ

ФАМИЛИЯ: ВОСУСКУ

Ответ: Петр Иванович Уксусов.

Учитель. Не правда ли, говорящая фамилия?

А теперь задание на логическое мышление. Среди групп кукол найдите «лишнюю».

➢ Буратино, Мальвина, Петрушка, Пьеро.

Варианты ответов: а) Мальвина, т. к. это кукла — женского пола; б) Петрушка, т. к. он не является героем сказки «Золотой ключик...».

➢ Стойкий оловянный солдатик, Щелкунчик, Матрешка, Буратино.

Ответ: Стойкий оловянный солдатик, т. к. он сделан не из дерева, как другие.

Наверное, каждый ребенок хоть раз в жизни видел кукольный спектакль. Существуют даже целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Куклы бывают разные: марионетки, перчаточные, тростевые, куклы для театра теней.

Одним из ведущих в нашей стране является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Но настоящая популярность пришла к куклам, когда была придумана кукольная мультипликация. Благодаря художникам-кукловодам маленькие человечки ожили, начали двигаться, разговаривать и даже испытывать человеческие чувства.

Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И все-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.

Расскажите о своей любимой кукле. (Отклик детей.)