Open
Close

Башкирский музыкальный фольклор. Устное народное творчество башкир

Надежда Лисовская
Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников

Доклад на тему :

Учитель –логопед : Лисовская Надежда Анатольевна

Республика Башкортостан , г. Учалы, МАДОУ Детский сад №1 «Ромашка»

Доклад на тему :

БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особое место в народной педагогике отводится башкирскому фольклору и в первую очередь сказкам, колыбельным песням - малым формам устного творчества. Они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества.

В наше время выпускается множество книг, методических разработок по работе со сказкой в разных возрастных группах дошкольного учреждения . Все они направлены на развитие творческих способностей детей , эстетическое и нравственное воспитание, знакомство детей с культурой разных народов. Но при знакомстве детей с Башкортостаном перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям башкирскую сказку ? Как

заставить их душу проникнуться смыслом сказки, понять быт и традиции народа Башкортостана . Ведь сказка является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях .

Любимый жанр детей - сказки.

Народная педагогика отразила в сказках целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Сказки воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие и т. д.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Отражение патриотических и интернациональных традиций башкирского народа мы находим в богатом фольклоре . Фольклор как исторически-конкретная форма на- родной культуры не остается неизменной, а развивается вместе с народом , вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные условия.

Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, на-родному слову.

В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора в воспитании дошкольников (Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, А. П. Илькова) .

Исследователи рассматривали влияние устного народного творчества на развитие и воспитание детей в разных аспектах : личностном и речевом.

Тихеева Е. И., Шураковская А. А., Алиева С., Шибицкая А. Е. в своих исследованиях показали влияние сказок на развитие устной речи .

Флерина Е. А., Усова А. И. характеризуют устное народное творчество с точки зрения нравственного и эстетического воспитания ребенка.

На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана . Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки) . Иткулова А. Х. рассматривает мировозренческо - нравственный аспект различных жанров народных сказок. Она говорит о важном значении башкирской сказки в духовной жизни людей. Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества : сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.

Башкирская сказка прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре -фольклору , искусству. Сказка помогает нам возродить традиции башкирского народа .

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на башкирских сказках . Театр помогает развитию танцевальных , песенных способностей , а общение с куклами делает детей свободными, раскрепо-щёнными.

Театральная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики, речи (монолог, диалог, познавательной деятельности, координации движений, усвоению логико-грамматических конструкций, расширению словаря по материалам башкирских сказок .

Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания , особенно это, важно для детей, посещающих специальные речевые группы.

Выбранные нами сказки были адаптированы и апробированы дошкольном образовательном учреждении № 14 г. Кумертау Республики Башкортостан . Ниже рассмотрим ряд методических разработок (занятий) для дошкольников по устному народному творчеству

Расскажи о кукле

Куклы - бибабо служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребёнка .

Приведе1.1 образец примерного описания куклы ребёнком подготовительной речевой группы.

«Моя кукла - джигит. У него круглые маленькие глаза. Прямой нос. Красивые карие глаза. Одет он в рубаху и штаны. Поверх рубахи нарядная короткая безрукавка (камзул) . Джигит подпоясан узким ремнём с узором (каптырга) . На голове тюбетейка, украшенная звёздочками и блёстками. На ногах сапоги из мягкой кожи (ичиги) . Мы с джигитом любим танцевать. Я его очень люблю».

Во время рассказа ребёнок управляет куклой. Кукла - джигит слова текста сопровождает соответствующими движениями. Учитель - логопед дополняет рассказ ребёнка. Танец сопровождается башкирской мелодией .

Отгадай загадку

По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок.

На занятии загадывают их друг другу с куклами олатай дедушка) и малай (мальчик) .

Для мужчины - крыло,

Для султана - клеймо,

Летом не устаёт,

Снег зимой в поле мнёт.

Малай (поднимает руку) : знаю! Это лошадь.

На стене разговаривает, а кто - не видно

Малай : - Это радио. Догадался, потому что голос слышно, а кто говорит не видно.

Логопед : - Ребята, малай говорил чётко, не торопился, чтобы мы успели подумать и правильно отгадать. Так хорошо говорить научил олатая его кукловод - Кирилл. Малай с помощью своего кукловода Саши громко и ясно сказал отгадку, следя за первым звуком в словах - л-л-лошадь, р-р-радио.

Активная речь ребёнка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики ребёнка - логопата способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение кукол театра «Живая рука» .

Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий, в том числе и при проведении пальчиковой гимнастики. К детям приходит герой сказки и показывает движения.

Гулькей и курочка

Вот во двор бежит Гулькей,

Указательный и средний пальцы руки передвигаются по столу. Хлопнув створками дверей.

Хлопок в ладоши.

Кушай, курочка - пеструшка! -Сыплет девочка пшено.

Движение, изображающее посыпание пшеном. Угощайся, не стесняйся, Очень вкусное оно. Ходит курочка вокруг,

Ладонь располагается горизонтально. Клювом розовым Тук - тук!

Большой и указательный пальцы

образуют глаз. Следующие пальцы

накладываются друг на друга

в полусогнутом положении.

Молвит курочка - сестричка :

Очень вкусное пшено!

Каждым пальцем руки постукивание по столу. Подарю тебе яичко Я за каждое зерно.

Руки в кулак с последующим раскрыванием ладони по одному пальцу. Так что, добрая Гулькей, Ты мне зёрен не жалей.

Поглаживание каждого пальчика противоположной руки.

При работе с детьми над каждой башкир-пи сказкой , выделили нравственный урок.

Так же было уделено внимание развитию pew и математических способностей детей - логопатов , их мелкой моторике рук, этическому воспитанию. А центральным звеном работы было приобщение дошкольников речевых групп к культуре родного Башкортостана .

«ЗАЯЦ И ЛЕВ»

Действующие лица

Заяц, лев, медведь, лиса.Декорации : Лес, колодец. (Голосза ширмой) .

Автор : В стародавние времена проживал ужасный лев (слышится периодически рычание льва) . Наводил страх на всех остальных зверей. Надоело зверям терпеть прожорливого льва, и собрались они на совет

(Появляется лиса, заяц, медведь) .

Медведь : Давайте каждый день бросать жребий, на кого он упадёт, тот и станет пищей для льва.

(Звери тянут жребий, лиса и медведь радуются, а зайцу грустно)

Заяц : Придётся мне идти ко льву. Неужели мы так и будем покорной добычей льва? Нужно придумать какую-нибудь хитрость, чтобы от него избавиться.

Лиса : (фыркнув) Не ты ли уж тот зверь, что может обхитрить льва?

(Под музыку лиса и медведь уходят, а заяц отправляется ко льву.)

Лев : (сердито) Твои предки двигались куда быстрее. Ты должен был явиться ко мне ещё утром, а теперь уже обед.

Заяц (испуганно) : Меня к тебе послали на обед. А на завтрак к тебе должен был прийти другой заяц. Только по пути ему встретился другой лев и съел беднягу. Вот и я по пути сюда встретил того самого льва.

«Куда направляешься?» - спрашивает он у меня,а я ему отвечаю : «Иду я к своему хозяину, Льву» .А он страшно рассердился на такие слова и стал рычать и рвать когтями землю : «Кто это хочет быть хозяином этих мест?» Мне с трудом удалось от него убежать, потому и опоздал.

Лев (грозно) : Где живёт твой наглец?

Заяц : Недалеко отсюда, вон в той стороне.

Лев : Веди меня сейчас же к нему, я ему покажу, кто тут хозяин!

(Заяц идёт впереди, за ним следует лев. Вот пришли они к какому-то старому и глубокому колодцу).

Заяц : На дне этого самого колодца скрывается тот самый лев.

(Лев заглядывает в колодец и рычит)

Лев : И впрямь тут сидит лев, похожий на меня. Ну, я ему покажу! (прыгает в колодец)

Заяц (бежит, радостно крича) : Нет больше злобного и прожорливого льва!

Работа со сказкой

Нравственный урок «Мал, да удал» . Воспитание добрых чувств

Чем вам понравился заяц?

Как вы думаете, правильно ли поступили лиса и медведь?

Сказка и математика

С помощью геометрических фигур изобразите героев сказки (заяц - овал, лиса -треугольник, медведь - круг, лев - прямоугольник; колодец- квадрат).

Речевая зарядка

Подходят ли к сказке пословицы «Смелость города берёт» , «И сила уму уступает» .

Игра «Наоборот» (слова - антонимы)

Умный заяц - глупый лев Храбрый заяц - трусливый медведь

Этимология слова КОЛОДЕЦ Сказка и экология

Для чего зайцу длинные, быстрые ноги?

Развитие мышления и воображения

Что бы вы сделали, оказавшись рядом со львом у колодца?

Придумайте, как подружить льва и всех зверей.

Развиваем руки .

С помощью счётных папочек сделайте колодец.

Какие дикие животные водятся в лесах Башкирии ?

«ГОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛИСА И ДЖИГИТ»

Действующие лица :

Медведь, лиса, джигит.

Декорации :

Лес, телега, веревка, кол.

(Сцена украшена зелёными деревьями. В лесу появляется джигит с телегой, он приехал за дровами)

(Звучит башкирская мелодия , выходит медведь)

Медведь : Как давно я не ел. (хватает джигита и в это время под музыку появляется лиса) .

Лиса : Что ты тут делаешь?

Медведь (шепчет на ухо джигиту) : Скажи, что собираешь здесь дрова, и вали меня на телегу. Я прикинусь мёртвым, а когда лиса подойдёт ко мне узнать, что случилось, я её съем.

Джигит : Приехал за дровами. (Валит медведя в телегу) .

Лиса : Когда дрова кладут в телегу, то крепко связывают верёвкой, давай завяжем.

Медведь (тихо говорит) : Верно, говорит.

(Джигит крепко-накрепко привязывает медведя к телеге) .

Лиса : Когда дрова вяжешь верёвкой, надо крепче затягивать.

(Джигит затягивает ещё сильней, что медведь не может пошевелиться) .

Лиса (подходит к медведю и смеётся ему прямо в морду) : Вот ходил-бродил хозяином по лесу, коварный медведь, житья нам не давал. Лёг теперь дровами в телегу, связанный по рукам и ногам.

Лиса (обращаясь к джигиту) : Толстые дрова следует колоть при помощи кола. Что же ты стоишь?

(Джигит берёт кол и начинает охаживать хозяина леса, а тот ревёт) .

Лиса : Теперь хозяином леса будет могучий и справедливый лев.

Работа со сказкой

Нравственный урок

«Что посеешь, то и пожнёшь»

Воспитание добрых чувств

Мне жалко в конце сказки медведя, а вам?

Как ему помочь?

За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?

Сказка и математика

Вспомните 5 сказок о медведе. Речевая зарядка

Подберите слова - определения к слову МЕДВЕДЬ (голодный, злой, глупый) .

Подходит ли к сказке пословица «Научит горюна другая сторона»

Сказка и экология

Найдите по обобщающим признаки лишнее слово : медведь, лиса, волк, собака. заяц, ёж.

Развитие мышления и воображения

Чем похожи и чем отличаются сказки «Медведь и пчёлы» и «Голодный медведь, лиса и джигит» ?

В какой сказке джигит поступает лучше?

Сказка развивает руки

Используя аппликацию - мозаику из бумаги, изобразите медведя.

Воспитание любви к родному краю

Чем питается медведь? (всеядное животное)

Какие ягоды, грибы растут в лесах Башкирии ?

Какая рыба водится в реках?

Назовите названия рек Башкортостана . Мы надеемся, что наш материал поможет

в работе педагогов не только речевых групп, но и педагогам массовых групп дошкольных учреждений .

ЛИТЕРАТУРА

1. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан » : Учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.- Уфа : БИРО, 2005.

2. Башкирское народное творчество . Перевод с башкирского .- Уфа : Башкирское книжное издательство, 1987. - 576 с.

3. Башкирские народные сказки . Сказки о животных. Бытовые сказки.- Уфа : Башкирское книжное издательство, 1987. - 120с.

4. Бачков И. В.Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Ось-89, 2001.-144 с.

5. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные игры (на русском и башкирском языках ) . Книга первая. - Изд. 2-е, с изм.- Уфа : Китап, 2002. -248с.

6. Рахимкулов М. Г. «Любовь моя - Башкирия » . Литературно-краеведческие очерки. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.

7.Сказка как источник творчества детей : Пособие для педагогов дошк . Учреждений. / Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников : Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2004. - 70 с.

распространен не только в Башк., но и в сопредельных Саратовской, Самарской, Перм., Свердл., Челяб., Кург., Оренб. обл., в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в Респ. Саха, Тюменской обл. и в ряде стран СНГ. Самые древние письменные сведения о нем оставили арабские путешественники Ахмед Ибн-Фадлан (X в.) и Абу Хамид аль-Гарнати (XIII в.). У истоков собирания Б.Ф. стояли представители передовой ч. рус. интеллигенции: П.Рычков, П.Паллас, И.Лепехин, И. Георги, В.Татищев (XVIII в.), Т.Беляев, П.Кудряшов, А.Пушкин, В.Даль, Л.Суходольский, Г.Потанин, М.Лоссиевский, И.Березин, В.Зефиров, Р.Игнатьев и др. (XIX в.), А.Бессонов, Д.Зеленин (конец XIX и нач. XX в.). Сбором муз. фольклора башкир занимались рус. музыковеды, композиторы А.Алябьев, К.Шуберт, С.Рыбаков (XIX в.), И.Салтыков, Л.Лебединский, Л.Атанова (XX в.) и татарские композиторы С.Габаши, С.Сайдашев, дело к-рых было продолжено нац. кадрами Башк. Г. Еникеевым, М.Султановым, Г.Альмухаметовым, К.Рахимовым, З.Исмагиловым, Х.Ахметовым, Р.Сальмановым, Г.Сулеймановым, Ф.Камаевым, М.Ахметовым, Х.Ихтисамовым, Р.Сулеймановым, А.Кубагушевым и др. И среди тех, кто занимался сбором и публ. образцов Б.Ф. с сер. XIX в., нач. появляться имена выходцев из башкир, таких, как: С.Кукляшев, М.Биксурин, Ю.Аминев, Б.Юлыев, М.Куватов, М.Уметбаев, Ф.Туйкин, М.Бурангулов, М. Гафури, Ш.Бабич и др. С первой пол. 1920-х нач. более планомерный сбор Б.Ф. Особенно большой вклад в это благородное дело внесли М.Бурангулов, Г.Амантай, Г. Салям, А.Карнай, К.Мэргэн, А.Харисов, М.Сагитов, Н.Зарипов, Ф.Надршина, С.Галин, Г.Хусаинов, М.Мингажетдинов, Н.Шункаров, А.Вахитов, А.Сулейманов, Р.Султангареева, Б.Баимов, М.Мамбетов, Р.Ильясов и др.

К наст. времени образован фольк. фонд, к-рый хранится в рукописных отделах и архивах Уфимского науч. ц. РАН, Башк. ун-та, Стерлитамакского педин-та, Уфимского ин-та иск-в. Наиб. значительные пам. Б.Ф. опубл. в трехтомнике (1950-е), науч. своде в 18 тт. на башк. яз. и в 13 тт. на рус. яз. Образцы Б.Ф. опубл. на мн. яз. в РФ и странах СНГ, а также на английском, венгерском, немецком, турецком, финском и др. Создателями, носителями и распространителями Б.Ф. были сэсэны (сказители-поэты-импровизаторы), сказочники, знатоки преданий, легенд и др. устных рассказов, йырау и йырсы (певцы-сказители), кураисты, думбристы, узляусе (мастера горлового пения) и др. Имена знаменитых сэсэнов и йыраусы, живших в прошлом, дошли и до нас. Это - Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуш, Акмырза, Карас, Баик, Салават Юлаев, Кахымтуря, Ишмухамет Мурзакаев, Хамит Альмухаметов, Габит Аргынбаев, Шафик Тамьяни (Аминев), Закир и Сабирьян Мухаметкуловы, Валиулла Кулумбетов. В 1944 Мухамметше Бурангулову, Фарраху Давлетшину, Саиту Исмагилову Указом През. ВС БАССР было присвоено почетное звание "Народный сэсэн Башкортостана". По составу родов и жанров Б.Ф. во многом сходен с фольклором др., в частности, тюркских народов. В то же время есть в нем мн. отличительных особенностей. Одним из древнейших жанров Б.Ф. считаются кубаиры-эпосы, к-рые бывают сюжетными и бессюжетными. Сюжетные кубаиры представляют собой эпические поэмы, а бессюжетные - оды, поэтические насихаты - дидактические стихи. Хронологические границы кубаиров-эпосов (КЭ) охватывают период нач. с времен разложения первобытного родового об-ва до эпохи позднего феодализма. Наиб. древними КЭ являются всемирно известный "Урал-батыр", а также "Акбузат". По своей тематике КЭ делятся на героические и бытовые. К первой относятся уже названные КЭ, кроме того эпосы о межплеменных усобицах ("Алпамыша", "Кусяк-бий"), о борьбе против татаро-монгольского ига ("Идукай и Мурадым", "Таргын и Кужак", "Ек-мэргэн", "Мэргэн и Маян"), о борьбе с иноземными захватчиками и против колонизации ("Карас и Акша", "Карахакал", "Батырша", "Юлай и Салават"); ко второй - мифологические и связанные с культом животных ("Заятуляк и Хыухылыу", "Акхак-кула", "Кара юрга", "Конгур-буга"), о дружбе и единстве родов и народов, о любовных и семейных отношениях ("Куз-Курпяс", "Алдар и Зугра", "Юсуф и Зулайха", "Тагир и Зугра", "Последняя песня", "Байрамбикэ и Татлыбай"). В кубаирах-одах восхваляется красота родного края, к-рый олицетворяется в образах Урал-Тау, Яика и Агидели, воспеваются подвиги легендарных батыров (Мурадыма, Акшана, Сукана, Суры, Салавата и др.). А в кубаирах-насихатах раскрывается морально-этическое кредо башкир. Песни башкир по жанровым признакам делятся на лиро-эпические, лирические и такмаки. По тематике башк. песни образуют две большие группы - ист. и бытовые, имеющие свои внутренние подгруппы. В ист. песнях нашла отражение история башкир: память о Золотой Орде ("Золотая Орда"), о ханах-завоевателях ("Буягым-хан и Акхак-Тимер"), борьба против колонизации края ("Карахакал", "Салават-батыр", "Салават и Пугачев"), участие в Отечественной войне 1812 ("Вторая Армия", "Кахым-туря", "Кутузов", "Любизар" и т.д.), о кантонных начальниках ("Кулуй-кантон", "Кагарман-кантон", "Абдулла-ахун" и т.д.), о беглецах-борцах за соц. справедливость ("Буранбай", "Ялан-Яркай", "Бииш-батыр", "Газибак-Насыр" и т.д.), об армейской жизни и пограничной (линейной) службе ("Армия", "Карпат", "Перовский", "Циолковский", "Акмасет", "Сыр-Дарья", "Порт-Артур" и т.д.). Мн. ист. песни пронизаны идеей дружбы народов, Большого Отечества. Широк и разнообразен тематический диапазон бытовых песен и такмаков (вроде частушек). Самым молодым поэтическим жанром считается баит, примыкающий, с одной стороны, к песням с эпическим содержанием, с другой - к преданиям, лирическим песням. В отличие от песен баиты не имеют определенной мелодии, прикрепленной к одному тексту. Они обычно слагаются по поводу несчастных случаев и носят характер элегии, но бывают также сатирические и типа оды. Близки к баитам в жанровом отношении, а также по форме исполнения мунажаты, стихи с религиозным содержанием и воспевающие загробную жизнь. Баиты пользуются ограниченным количеством мелодий. Устную нар. прозу в Б.Ф. представляют акияты (сказки), легенды, риваяты (предания), хурафати хикая-былички, хэтирэ (сказы и устные рассказы), а также кулямасы-анекдоты. Башк. сказки как самостоятельный вид нар. прозы (кархуз) включают в себя сказки о животных, волшебные и бытовые, к-рым в свою очередь присущи внутрижанровые разновидности. Легенды и предания имеют установку на этиологию и преподносятся как повествование подлинных историй, хотя первые зиждутся на фантастическом вымысле, последние представляют собой рассказы реалистического характера. Репертуар легенд восполняется за счет рассказов о встречах с демоническими силами (ен-ведьмами, шайтанами, эйэ-хозяевами дома, водоемов т.д.; шурале, пярий, албасты, бисура); риваяты же - за счет хэтирэ-воспоминаний, потерявших свое "авторство". Кулямасы относятся к малым юмористическим жанрам. Среди подобных жанров выделяются еще насихаты (притчи), басни-миниатюры и лакапы. По пафосу кумалясы тяготеют к сатирическим сказкам, насихаты - к новеллистическим, басни - к сказкам о животных, лакапы представляют собой разговорно-фольк. клише, образующее локальный афоризм, связанный с определенной анекдотической ситуацией. Кроме сатирических сказок и малых юмористических форм, в Б.Ф. бытуют кульдурук (небылицы) и ымхындырык (докучные сказки). Афористические жанры в Б.Ф. представляют макал (пословицы), айтем (строфы, состоящие из нескольких пословиц), тапкыр хуз (поговорки), а также йомак, табышмак (загадки). Корни мн. традиционных образов, мотивов и сюжетов уходят в мифологию. А по мифологическому представлению предков башкир горы, реки, деревья, небесные тела, природные явления -живые существа, человекоподобны (антропоморфизм) либо звероподобны (зооморфизм). По башк. мифологии мир состоит из трех ярусов: небесного, наземного и подземного (подводного). Каждый из них населяют определенные мифические существа, к-рые по характеру отношения к человеку классифицируются как злые, добрые и беззлобные. Особым обилием образов и мотивов, связанных с мифологией (анимизмом, тотемизмом, верой в магическую силу слова и определенных действий), отличается обрядовый фольклор. Этот фольклор башкир делится на календарный и семейно-бытовой, к-рые отражают быт, трудовой опыт, заботу о здоровье, обновление поколений, обеспечение хоз. благополучия.

Большим разнообразием и обилием красок отличается палитра фольклора, связанного с семейно-бытовым, в частности, свадебным обрядом, к-рый у башкир представляет собой многоступенчатое театрализованное действие: первая ступень - бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда девочка и мальчик, к-рых родители хотят видеть в будущем женой и мужем, достигают сорокадневного возраста; вторая хыргатуй (свадьба серег) проводится тогда, когда "жених" в состоянии самостоятельно сесть на коня и управлять им, а "невеста" может носить воду (в этом случае мальчик дарит нареченной серьги). После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба - никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит махар (калым), запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще, поэтому он к ней приходит поздно вечером и лишь в назначенные дни. Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенгляу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.

В Б.Ф. прослеживается двоеверие - сочетание языческих обычаев с канонами ислама. Особенно сильно было влияние ислама в погребальных обрядах. В совр. условиях в Б.Ф. просматриваются четыре тенденции: бытование традиционных жанров; возрождение старинного песенного репертуара и творчества сэсэнов; рост интереса к нац. обряду, к нар. праздникам; развитие худ. самодеятельности.

Лит.: на башк. яз.: Башкирское народное творчество. В 3 т. Уфа, 1954 (т.1); 1955 (т.2, 3); В 18 т. Уфа, 1972-85; Баимов Б. Бери гармонь, пропой такмак. Уфа, 1993; Галин С. Песенная проза башкирского народа. Уфа, 1979; Надршина Ф. Слово народа. Уфа, 1983; Она же. Память народа. Уфа, 1986; Сагитов М. Древние башкирские кубаиры. Уфа, 1987; Сулейманов А. Жанровое своеобразие башкирских бытовых сказок. Уфа, 1990; Хусаинов Г. Голоса веков: Очерки по истории, теории и исторической поэтике башкирской литературы. Уфа, 1984. На рус. яз.: Башкирское народное творчество. В 13 т. Уфа, 1987-1993; Бикбулатов Н., Фатыхова Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991; Кирей Мэргэн. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970; Кузеев Р. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М., 1955.

Сулейманов А.М.

  • - Башки́рский запове́дник в Республике Башкортостан. Создан в 1930 г. на пл. 49,6 тыс. га. Сохраняются уникальные ландшафты низкогорий центр. ч. Юж. Урала...

    Географическая энциклопедия

  • - - Республика Башкортостан, Уфа, ул. Фрунзе, 32. Психология, социальная работа. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Семихатова, 1934, - н. ярус ср. отдела каменноугольной системы. В основании зона Pseudostaffella antique, Choristites bisulcatifonnis, Bilinguites superbilingue, в кровле - зона Profisulinella parva, Choristites uralicus, Castrioceras...

    Геологическая энциклопедия

  • - в Башкирии, в излучине р. Белая. Осн. в 1930. Пл. 49609 га. 2 обособленных участка: Узянский и Прибельский. Сосново-широколиственные и сос-ново-берёзовые леса. Местами - сухие степи с ковылём...

    Русская энциклопедия

  • - в Башкирской АССР. Расположен в центральной части Южного Урала и в излучине р. Белой. Площадь 72 тыс. га. Создан в 1930 для охраны и изучения типичных лесных и лесостепных ландшафтов...
  • - им. 40-летия Октября, основан в 1957 в Уфе на базе Башкирского педагогического института им. К. А. Тимирязева...

    Большая Советская энциклопедия

  • - язык башкирского народа, относится к кыпчакской группе западной ветви тюркских языков. Основные диалекты - южный и восточный...

    Большая Советская энциклопедия

  • - нижний ярус среднего отдела каменноугольной системы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Башкирии, в излучине р. Белая. Основан в 1930. Площадь 49 609 га. 2 обособленных участка: Узянский и Прибельский. Сосново-широколиственные и сосново-березовые леса. Местами развиты сухие степи с ковылем...
  • - Уфа, основан в 1957. Готовит специалистов по физико-математическим, биологическим, химическим, географическим, историческим, филологическим, юридическим наукам. В 1991 8 тыс. студентов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - относится к кыпчакской группе тюркских языков. Письменность на основе русского алфавита...

    Большой энциклопедический словарь

  • - БАШКИ́РСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. башкиры. 2. Относящийся к башкирам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Башкирии, её территории, внутреннему устройству, истории...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БАШКИ́РСКИЙ, башкирская, башкирское. прил. к башкиры...

    Толковый словарь Ушакова

  • - башки́рский прил. 1. Относящийся к Башкирии, башкирам, связанный с ними. 2. Свойственный башкирам, характерный для них и для Башкирии. 3. Принадлежащий Башкирии, башкирам. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - башк"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Башкирский фольклор" в книгах

Салат «Башкирский»

Из книги Салаты. Традиции и мода автора Автор неизвестен

Рок-фольклор

Из книги Время колокольчиков автора Смирнов Илья

Рок-фольклор Еще в мае 86 года в дебрях Измайловского парка был устроен первый совместный сэйшен ДК/КАРТИНОК с казачьим ансамблем КРАЙ, с которым меня сблизила работа над историей казаков-некрасовцев. С фольклорной стороны наведение мостов активно поддерживали А. Котов и

Фольклор

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Фольклор Вся история народов, их быт, идеалы добра, переживания сохранились в народных преданиях, обрядовых песнях, праздниках. Даже письмена древнейших народов превращаются в своеобразные ребусы, которые кропотливо изучают и расшифровывают наши учёные. А народная

Фольклор

Из книги Столкновение Миров автора Великовский Иммануил

Фольклор День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. Псалтирь 18:3-4 Ученые, которые посвятили себя собиранию и изучению фольклора разных народов, постоянно признаются, что народные сказки нуждаются в

Башкирский Красавец

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Башкирский Красавец Раннезимний малораспространенный сорт, выведен в Башкирии. Отличается хорошей зимостойкостью. Устойчивость к парше средняя.Деревья среднерослые, с полураскидистой округлой кроной. Регулярно дает урожай, начиная с 6-го года после посадки, иногда

Фольклор

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Фольклор История развития мировоззрения, сложившегося в Средневековье, основана на изучении богатого наследия народного творчества. За интересующий нас период существующий в устном виде фольклор начал принимать письменное оформление. Опираясь на бретонские мифы и

БСЭ

Башкирский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Башкирский ярус

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Башкирский ярус Башкирский ярус, нижний ярус среднего отдела каменноугольной системы [см. Каменноугольная система (период) ]. Выделен С. В. Семихатовой в 1934 на территории Башкирской АССР. В типовом разрезе сложен известняками с характерным комплексом фораминифер

БАШКИРСКИЙ КРОКОДИЛ

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

БАШКИРСКИЙ КРОКОДИЛ Сатирический журнал. Выходил в Уфе с августа 1925 по январь 1926 г. (5 номеров). Печатался на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями. Тираж -4500 экз. Издание газеты «Красная Башкирия». Ответственный редактор - Д. А. Лебедев.В начале 1926 г. журнал был

Ильшат Имангулов «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений?

Из книги Уфимская литературная критика. Выпуск 6 автора Байков Эдуард Артурович

Ильшат Имангулов «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений? Активным литераторам надоело проситься в ряды Союза писателей РБ, и они создали собственную

БАШКИРСКИЙ СТОЛП РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Александр Проханов

Из книги Газета Завтра 819 (31 2009) автора Завтра Газета

БАШКИРСКИЙ СТОЛП РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Александр Проханов Недавно Президент Башкортостана Муртаза Рахимов подвергся нападкам со стороны руководства "Единой России", лидером которой он сам и является. В основе конфликта лежит экспансия Центра, присылающего в республику

Башкирский фольклор создавался и передавался изустно поколениями на протяжении столетий. Его создателями и носителями были народные певцы и музыканты,сэсэны, йырау и др. Темами башкирского фольклора были взляды древних башкир на природу, нравственные идеалы, из жизнь и чаяния. Фольклор был источником их познаний. К особенностям фольклора относятся устность его передачи, импровизационность и коллективность исполнения, многовариативность. Жанрами башкирского фольклора являются сказка, эпос, кулямас, басня, лакап, небылица, кулямас-загадка, докучная сказка, сатира, притча, поговорка, пословица, загадка, насихат и др. По включённости в социально-бытовую деятельность людей башкирский фольклор разделяется на обрядовый, детский и др. У башкир богат песенный фольклор. Плясовые, шуточные, игровые песни сопровождали гуляния и развлечения. Распространение получила частушка, баиты. Многие баиты были посвящены трагическим событиям. Таким является баит «Сак-Сок», в котором говорится о детях, проклятых родителями. Распространены малые жанры фольклора, такие как заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки, приметы. Из детского фольклора у башкир распространены игровые считалки, дразнилки, приговоры. Одним из древнейших жанров башкирского фольклора считаются кубаиры-эпосы, которые бывают сюжетными и бессюжетными. Наиболее древними кубаирами являются всемирно известный "Урал-батыр", а также "Акбузат". По своей тематике кубаиры-эпосы делятся на героические и бытовые. В кубаирах-одах восхваляется красота родного края, который олицетворяется в образах Урал-Тау, Яика и Агидели, воспеваются подвиги легендарных батыров (Мурадыма, Акшана, Сукана, Суры, Салавата и др.). Устную народную прозу впредставляют акияты (сказки), легенды, риваяты (предания), хурафати хикая-былички, хэтирэ (сказы и устные рассказы), а также кулямасы-анекдоты. Башкирские сказки как самостоятельный вид нар. прозы (кархуз) включают в себя сказки о животных, волшебные и бытовые, которым в свою очередь присущи внутрижанровые разновидности. Легенды и предания имеют установку на этиологию и преподносятся как повествование подлинных историй, хотя первые зиждутся на фантастическом вымысле, последние представляют собой рассказы реалистического характера. Большим разнообразием и обилием красок отличается палитра фольклора, связанного с семейно-бытовым, в частности, свадебным обрядом, который у башкир представляет собой многоступенчатое театрализованное действие: первая ступень - бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда девочка и мальчик, которых родители хотят видеть в будущем женой и мужем, достигают сорокадневного возраста; вторая хыргатуй (свадьба серег) проводится тогда, когда "жених" в состоянии самостоятельно сесть на коня и управлять им, а "невеста" может носить воду (в этом случае мальчик дарит нареченной серьги). После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба - никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит махар (калым), запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще, поэтому он к ней приходит поздно вечером и лишь в назначенные дни. Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенгляу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови. В башкирском фольклоре прослеживается двоеверие - сочетание языческих обычаев с канонами ислама. Особенно сильно было влияние ислама в погребальных обрядах. В современных условиях в башкирский фольклор просматриваются четыре тенденции: бытование традиционных жанров; возрождение старинного песенного репертуара и творчества сэсэнов; рост интереса к национальному обряду, к народным праздникам; развитие художественной самодеятельности.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заведующий филиала Директор

МБОУ ДО ДД(Ю)Т МБОУ ДО ДД(Ю)Т

Н.Е.Селив ёрстова ______ Л.З.Шарипова

«___» _______ 2016г. «___» _______ 2016г.

ПЛАН
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР»

НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОСТАВЛЕН НА ОСНОВЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ МОДИФИЦИРОВАННОЙ) ПРОГРАММЫ
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Хисматуллина Г.Г.

Учитель башкирского

языка и литературы

с.Салихово

Пояснительная записка

Допольнительная общеобразовательная (общеразвивающая модифицированная) программа “Башкирский фольклор” составлена на основе:

    Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273- ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации”.

    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москвы)

    СанПин 2.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей” (утвержденный главным государственным врачом РФ 4 июля 2014 года № 41)

    Письмо Миобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”

    Устав МБОУ ДО ДД(Ю)Т г.Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

Актуальность программы

У каждого имеется своя, сложившаяся в течении многих тысячелетий воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, передает от старшего поколения младшему все лучшее, что накоплено поколениями, и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций –воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале башкирского народного искусства.

Дополнительная образовательная программа работы фольклорного кружка направлена на истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным ценностям. Участники реализации программ имеют возможность обращения к мудрости и нравственной чистоте, отражённых в фольклоре. Деятельность их выражена в освоении культурных традиций родного края. Разучивание бытовых и обрядовых песен, календарных праздников и народных обрядов, знакомство с народным костюмом, народным бытом, театром и календарём находит, через музыкальный фольклор и устное народное творчество, своё отражение в организации концертной деятельности, участии в научно-практических конференциях, в организации проведения фестивалей фольклорного искусства.

Нормы морали, закрепленные в пословицах и поговорках, не только являются регулятором нравственных отношений в нашем народе, они служат четкой программой нравственного воспитания подрастающего поколения. Под их взаимодействием формируется мораль, развиваются нравственные чувства,вырабатываются навыки и привычки. Что же требует от нас народная мудрость, говорящая языком пословиц? Она учит уважать родителей, говорит о дружбе и любви семьи, воспевает труд,осуждает лень, плутовство, бюлуд и бысстыдство. Впословицах сформулированы народные понятия о чести и бесчестии, о справедливости и не справедливости, о долге и достоинстве человека.

Знакомство с башкирским фольклором, лучшими произведениями народной поэзии (эпос, кубаиры, баиты), помогают формированию таких качеств характера, как гуманизм, трудолюбие, честность, смелость, патриотизм, скромность, ответсвенность, доброта и уважение к старшим. При этом народ, как бы, притягивает свою могучую и добрую руку из далекого прошлого своему будущему.

Он печется о духовном и физическом здоровье наших современников. Он учит детей и подростков тоньше и глубже чувствовать истину, разбираться в жизненных ситуациях, в окружающем явлениях, воспитывает восприимчивость к прекрасному. Так народ оберегает сам себя. Он дает, по сути, один только путь уберечься от всех, весьма вероятных в наши дни держаться за свои корни.

Направления программы

Образовательная программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческое деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы родного народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости,честности, уважения к старшим, забота о младших-заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Новизна программы

Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Воздействие его высоко и на ум, и на душу.

Одна из задач данной программы помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания, опыт в современной жизни.

Интерес к культуре, к истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Но детям не всегда интересно то, что интересно взрослому. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры.

Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их творческую художественную деятельность.

Участие родителей в образовательном процессе обязательно. Родители, интересующиеся народным творчеством, присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках.

Прграмма модифицированная, разработана на основе образовательно-воспитательной программы “Купава”, педагога дополнительного образования Дрожжевой Т.А., 2009 год.

Цель программы: привить любовь и интерес к своей культуре и искусству, содействовать гармоничному развитию личности ребенка посредством народного творчества.

Задачи программы:

Образовательные:

1) Дать представление об историческом прошлом края, традициях и обычаях своего народа, взаимосвязи разных народов, живущих в этом краю, взаимодействия человека и окружающей среды.

2) Формировать у ребенка исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.

Развивающие:

    Развить и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края.

    Способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям башкирской культуры, к башкирскому фольклору, костюму, национальную гордость за свой народ, его культурное наследие.

    Формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами народного искусства, на основе традиционных ценностей национальной культуры.

    Сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве.

Содержание и направление образовательной деятельности

Программа предназначена для изучения фольклора детьми от 12 до 14 лет. Реализация программы рассчитана на 2 года, обучение включает в себе изучение следующих разделов:

    Устный фольклор.

Простейшие детские стихи, частушки, считалки положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждый урок, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребенка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

    Музыкально-песенный фольклор.

Развивает музыкальный слух, певческий голос, умение двигаться, выполнять простейшие танцевальные движения.

    Этнографические сведения.

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно-прикладного искусства. Экскурсии в краеведческий музей.

    Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.

    Фольклорный театр.

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребенок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.

    Праздники

Это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят свое применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Нардуган», «Науруз», «Сумбуля», «Воронья каша».

Формы проведения занятий

Каждое занятие по каждому разделу имеет следующую структуру:

    Беседа по одной из трех тем:

Народный календарь, народные обычаи и обряды; Башкирский быт, традиционный жизненный уклад; Фольклорные жанры.

    Слушание и восприятие музыки.

    Пение, танец.

    Музыкально-фольклорные игры.

Все указанные элементы занятий отражены в календарно-тематическом планировании.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, с перерывом 10 минут. Всего 144 часа.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы, предполагается, что дети получат следующие знания:

О семейных традициях башкирского народа;

О традиционных занятиях башкирского народа (ремесло, национальный костюм, национальные блюда);

О национальном костюме народов, живущих в Башкортостане;

О народном календаре;

О башкирской культуре и культуре других народов, прпоживающих в Башкортостане.

Научаться:

Исполнять башкирские народные песни;

Выполнять танцевальные движения;

Организовать и проводить народные игры.

Дети смогут воспитать в себе:

Уважающую себя личность (думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям и стать посредником между поколениями своей семьи;

Умение видеть прекрасное в народном творчестве;

Адекватную самооценку.

Формы контроля проверки знаний, умений и навыков.

Общий контроль осуществляется на итоговых мероприятиях года, где находят отражение сферы фольклорного творчества: устный, музыкальный, игра.

Индивидуальный подход и контроль осуществляется:

В форме устных опросов и контрольных работ по усвоению материала из раздела «Этнографические сведения».

В форме отчетных концертов.

Методы отслеживания результатов

1) Организация и участие в конкурсах, играх, праздниках.

2) Тестовые задания и викторины.

3) Беседы с детьми и их родителями.

4) Коллективные творческие дела.

Задачи первого года обучения

    Пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа.

    Познакомить с местным фольклором.

    Воспитывать нравственные чувства.

    Привить практические навыки исполнения фольклорных песнопений.

Учебно-тематический план первого года обучения

144

105

Содержание программы первого года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с планом работы кружка.

Раздел 2. Введение в предмет. Народ – создатель фольклора. Понятие о фольклоре. Жанры народного творчества. Выдающиеся исследователи фольклористы. Знакомство с фольклорными сборниками.

Раздел 3. Осень.

Тема 3.1 Устно – поэтический фольклор. Теория . Знакомство с детским фольклором: прибаутки, потешки, дразнилки. Загадки, пословицы об осени. Народные приметы, их роль в жизни человека.

Тема 3.2 Музыкальный фольклор. Практика. Разучивание колыбельных песен, об осени, об урожае. Частушки. Работа над развитием вокально – хоровых навыков. Индивидуальные занятия по постановке голоса, работа с солистами. Народная хореография.

Тема 3.3 Народные игры. Теория. Беседа о народных играх. Практика. Разучивание считалок, игр «Наши грядки», «Йашерам яулык», «Гуси-лебеди», «Шлепанки».

Тема 3.4 Фольклорный театр. Теория. Практика. Подготовка и проведение праздников «Сумбюля-праздник урожая», «Сугым ашы», «Дочки-матери».

Тема 3.5 Этнографические сведения. Теория. Женская и мужская одежда разного сословия. Практика. Рисование эскизов народной одежды.

Раздел 4 Зима

Тема 4.1 Устно-поэтический фольклор. Теория. Пословицы и поговорки, народные приметы о зиме. Практика.

Тема 4.2 Музыкальный фольклор. Теория. Беседа о народных танцах. Практика. Разучивание песен о зиме. Слова с музыкой, движением. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар. Освоение движений народной хореографии.

Тема 4.3 Народные игры. Практика. Музыкально-танцевальные игры. «Наза», «Курай». Игры на развитие интуиций «Курешеу», «Ворота».

Тема 4.4 Фольклорный театр. Теория.

Тема 4. 5 Этнографические сведения. Теория. Зимние работы в деревне. Домовой - хозяин дома. Беседа о традиционном быте народа.

Раздел 5 Весна

Тема 5.1 Устно-поэтический фольклор. Теория. Заклички весны. Обращение к солнцу, дождю, земле. Поговорки, народные приметы о весне. Наблюдения за природой по весенним приметам. Пословицы о весне.

Тема 5.2 Музыкальный фольклор. Практика. Народные песни о весне, о птицах, о красоте весенней природы. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров. Отработка движений народной хореографии.

Тема 5.3 Народные игры. Практика. Музыкальные игры «Сума ойрак, сума каз», «Ак тирак, кук тирак».

Тема 5.4 Фольклорный театр. Теория. Знакомство с праздником «Кар сыуына барыу». Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Кар сыуына барыу».

Тема 5.5 Этнографические сведения. Теория.

Раздел 6 Лето.

Тема 6.1 Усто-поэтический фольклор. Теория. Беседа. Что за прелесть эти сказки. Практика. чтение и просмотр сказок. Конкурс сказочников.

Тема 6.2 Музыкальный фольклор. Теория. беседа о жанрах песен. Трудовые песни. Песни-танцы. Практика. конкурсы песен, частушек. Соединение изученных элементов танца с песнями.

Тема 6.3 Народные игры. Практика. Подготовка и проведение детского Сабантуя. Сбор подарков по древнему обычаю «Солго йыйыу».

Тема 6.4 Фольклорный театр. Теория. Знакомство с праздником

«Нардуган». Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Летний Нардуган».

Тема 6.5 Этнографические сведения. Теория. Башкирская юрта. Особенности построения. Практика. Украшение юрты. Рисование эскизов.

Тема 6.6 Итоговое занятие. Теория. Тестирование. Практика. Игра «Своя игра», Народные игры на свежем воздухе.

Раздел 7 Воспитательная работа. Теория . Беседы с учащимися. Практика.

Задачи второго года обучения

1) Продолжить знакомство с традициями и обычаями башкирского народа.

2) Углубить предыдущие знания.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Введение в предмет.

Образ птицы.

Образ животных.

Дерево жизни.

Семья и бытовой уклад.

Небесные светила.

Этнографическа я экспедиция

Итоговое занятие.

Воспитательная работа

144

114

Содержание программы второго года обучения

Тема 1 Вводное занятие. Теория. Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности .

Тема 2 Введение в предмет. Теория. Жанры народного творчества. Исследователи фольклористы. Новые сборники по фольклору.

Тема 3 Образ птицы.

Устно-поэтический фольклор. Теория . Художественное прочтение и обсуждение сказок о птицах. Знакомство с загадками, пословицами, поговорками, считалками о птицах. Практика. Проигрывание сказок по ролям. Конкурсы рисунков – «Птица символ счастья». Конкурс загадок о птицах.

Музыкальный фольклор. Теория. Птицы в башкирских и других народных песнях. Музыкальные инструменты, имитирующие пение птиц. Курай, кубыз, свистульки. Знакомство с творчеством мастера, виртуозного кубызиста, музыканта Загретдинова. Просмотр видеофильма «Сынрау торна». Практика. Разучивание танца «Сынрау торна».

Народные игры. Практика. «Гуси-лебеди», «Гусиный мост», «Горелка». Музыкальна викторина «По фольклорным островам».

Тема 4 Образ животных

Устно-поэтический фольклор. Теория . Сказки о животных. Знакомство с загадками, пословицами, поговорками о животных. Знакомство с закличками о животных. Практика. Конкурс сказочников о животных. Конкурс загадок, пословиц и поговорок о животных. Конкурс рисунков «Жили-были». Народные приметы о животных и птицах.

Музукальный фольклор. Теория. Образы животных в башкирских народных песнях. Знакомство с историей башкирской народной песен «Кара юрга», «Акбузат». Практика. Разучиван е этих песен. Разучивание танца «Наездники».

Этнографические сведения. Теория. Беседа об образе жизни башкирского народа. Башкирская лошадь – гордость народа. Кымыз – национальный напиток башкирского народа. Просмотр видеофильма об изготовлении сбруи.

Тема 5 Дерево жизни

Устно-поэтический фольклор. Теория. Уважение к старшим в бытовых сказках. Знакомство с загадками, пословицами, поговорками о деревьях. Обращение к деревьям в русском народе. Целительная сила деревьев. Практика. Обряд украшения деревьев в народе.

Музыкальный фольклор. Теория. Отражение образа дерева в народных песнях. Практика. Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла», башкирской народной песни «Ак кайын». Разучивание танца «Листопад». Повторение колыбельных песен.

Народные игры. Практика. Повторение и проигрывание пройденных игр.

Этнографические сведения. Теория. Беседа о древней традиции-составление каждой семьей генеалогического древа. Практика. Шежере. Знакомство с правилами его составления.

Тема 6 Семья и бытовой уклад

Устно-поэтический фольклор Теория. Кто живет в нашем доме? Понятие семьи. Традиционная крестьянская семья. Семейный бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища. Состав семьи, глава, члены семьи. Роль и место каждого члена семьи в бытовом распорядке и в соответствие с хозяйственными занятиями каждого.

Музыкальный фольклор. Практика. Разучивание колыбельных песен, песни о матерях, о семье. Разучивание танцев «Бишмармак», «Три брата».

Фольклорный театр. Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Исем туйы».

Тема 7 Небесные светила

Устно-поэтический фольклор. Теория. Образ солнца, луны, звезд в сказках. Пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о солнце, луне и звездах. Практика. Проигрывание сказок по ролям. Знакомство с легендой «Етеган йондоз».

Музыкальный фольклор. Теория. Образ небесных светил в народных песнях. Практика. Разучивание песни «Ете кыз».

Народные игры. Практика. «Ай курде, кояш алды», «Ак тирак, кук тирак».

Фольклорный театр. Практика. Подготовка и проведение тетрализованного представления по легенде «Етеган йондоз».

Тема 8 Этнографическая экспедиция.

Практика. Сбор материала по фольклору.

Практика. Сбор материала об обрядах и праздниках.

Тема 9 Итоговое занятие. Практика. Кроссворд «По страницам любимых сказок», Музыкальная викторина «Угадай мелодию». Конкурсы загадок, пословиц и поговорок. Тестирование.

Тема 10 Воспитательная работа. Теория. Беседы с учащимися. Практика. Экскурсии. Праздники, утренники, концерты. Участие в конкурсах, фестивалях.

Методическое обеспечение

Методические разработки;

Образовательная программа;

Журналы «Учитель Башкортостана»

Электронный учебник «Государственный академический ансамбль танца им. Ф. Гаскарова».

Материально-техническое обеспечение

ТСО: компьютер, колонки;

Диски с записями башкирской народной музыки, песен, танцев;

Костюмы для конкурсных выступлений;

Элементы башкирского народного костюма к играм, пляскам;

Атрибуты для народных игр, хороводов, плясок;

Список литературы

    Буракаева М. Башкирская культура. Уфа, 2004

    Башкирское народное творчество: Сказки. – Уфа 1981,1984.

    Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор 1,2 тома.- Уфа,1984.

    Башкирское народное творчество: Пословицы, поговорки, приметы, загадки. –Уфа 2006.

    Башкирское народное творчество: Баиты, песни, такмаки. –Уфа 1984.

    Башкирское народное творчество: песни-предания. –Уфа 1997.

    Лисицкая Т.С. Хореография и танец. Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.

    Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: «Китап», 1995.

    Нагаева Л.И. Три башкирских танца. Уфа, 1992.

    Надршина Ф.А. Башкирские народные мелодии. Песенно-плясовые игры. Уфа, 1996.

    Сулейманов А. Детский фольклор. Уфа, 2007.

Календар но-тематический план кружка “Башкирский фольклор”

МБОУ ДО ДДЮТ г.Ишимбай на базе с.Салихово

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Прак

тика

Дата

Вводное занятие. Правила поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования ТСО и особенностях внешнего вида.

Знакомство с планом кружка.

16.09

Введение в предмет.

Народ-создатель фольклора.

Жанры народного творчества.

20.09

Осень

Устно-поэтический фольклор

Собиратели башкирского фольклора.

27.09

Изучение фольклора в Башкортостане. Г.Аргынбаев, А. Харисов, С. Галин, А.Сулейманов и др.

Загадки, пословицы об осени.

30.09

Прибаутки, потешки, дразнилки

Народные приметы, их роль в жизни человека.

30.09

Музыкальный фольклор Разучивание колыбельной песни.

4.10

Разучивание песен, об осени, об урожае.

Частушки.

7.10

Творчество сэсэнов (Экиэттэр, риуэйэттэр, хикэйэлэр. Сэсэндэр ижады)

Сказки.

10.10

Разучивание скороговорок.

Работа над развитием вокально – хоровых навыков.

14.10

Индивидуальные занятия по постановке голоса, работа с солистами. Народная хореография.

18.10

Народные игры. Беседа о народных играх.

Традиционные народные игры.

Игры ( , куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш)

Игры познавательные.

4

2

2

21.10

25.10

12

Разучивание считалок.

Сюжетные с наличием персонажей и ролей («убырлы ҡарсыҡ» - «ведьма», «айыу менән куяндар» - «медведь и зайцы», «йәшерәм яулыҡ» - «прячу платочек»)

Игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: "Игра тетеревов", "Игра кукушек".

2

2

28.10

1 3

Фольклорный театр

Знакомство с народными обрядовыми праздниками.

Сезонные и традиционные праздники башкир.

2

2

1 .11

1 4

Подготовка к осеннему празднику «Сумбюла байрамы».

6

6

4.11

8.11

11.11

15

Подготовка и проведение праздников «Сугым ашы».

Развлекательная программа «Дочки-матери».

2

2

15.11

17

Этнографические сведения

2

1

1

18.11

Зима

18

Устно-поэтический фольклор. Пословицы и поговорки о зиме.

Н ародные приметы о зиме.

2

2

22.11

19

По страницам сказок. Инсценирование любимых сказок.

4

4

25.11

29.11

20

Музыкальный фольклор.

Беседа о народных танцах.

2

2

2.12

21

Разучивание песен о зиме. Слова с музыкой, движением. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.

2

2

6.12

20.12

22

Освоение движений народной хореографии.

Разучивание пляски « Наза » . Отработка элементов танца .

Отработка движений пляски

Отработка всей пляски « Наза » .

6

6

9.12

13.12

16.12

23

Народные игры

Игры на развитие интуиций «Курешеу», «Ворота».

2

2

23.12

24

Фольклорный театр

Знакомство с праздниками «Зимний Нардуган», «Кис ултырыу».

2

2

27.12

25

Подготовка праздника «Зимний Нардуган» .

2

2

30.12

26

Подготовка праздника «Кис ултырыу».

2

2

6.01

27

Этнографические сведения .

Зимние работы в деревне.

Домовой - хозяин дома. Беседа о традиционном быте народа.

2

2

10.01

Весна

28

Устно-поэтический фольклор

Заклички весны .

Обращение к солнцу, дождю, земле.

2

2

13.01

29

Поговорки, народные приметы о весне.

Наблюдения за природой по весенним приметам.

Пословицы о весне.

2

2

17.01

30

Музыкальный фольклор

Народные песни о весне, о птицах, о красоте весенней природы.

2

2

20.01

33

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров.

2

2

24.01

34

Отработка движений народной хореографии.

2

2

27.01

35

Хороводные игровые песни.

Шуточные песни.

2

2

7.02

36

Народные игры .

Игры с приходом весны.

Спортивные игры: бег наперегонки (йугереш), бег в мешках, бой с мешками, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др

4

4

10.02

14.02

37

Музыкальные игры «Сума ойрак, сума каз» . «Ак тирак, кук тирак».

Игры на раскрепощение.

2

2

17.02

38

Подвижные игры на темы сказок.

Башкирские народные игры для праздника.

Занимательные игры.

2

2

21.02

39

Фольклорный театр. Знакомство с праздником «Кар сыуына барыу».

4

4

24.02

28.0 2

40

Праздник «Кар сыуына барыу» в литературе.

Обряды жизненного цикла.

6

2

4

3.03

7.03

10.03

41

Этнографические сведения

Просмотр видеофильма о древних ремеслах башкирского народа.

Древние ремесла башкир аркан ишеу и.т.д

2

1

1

14.03

Лето

42

Устно-поэтический фольклор.Беседа. Что за прелесть эти сказки.

Мои любимые сказочные герои.

Чтение и просмотр сказок.

Конкурс сказочников.

4

2

2

17.03

21.03

43

Музыкальный фольклор. Беседа о жанрах песен.

2

2

24.03

44

Трудовые песни. Песни-танцы.

Конкурсы песен, частушек.

Соединение изученных элементов танца с песнями.

Разучивание пляски «Косилка-молоти л ка».

Отработка элементов танца.

Отработка движений танца.

Отработка всей пляски.

8

8

31.03

4.04

7.04

11.04

4 5

Народные игры.

Подготовка к проведению детского Сабантуя.

6

6

14.04

18.04

21.04

4 6

Фольклорный театр

Знакомство с праздником

2

2

25.04

28.04

48

Знакомство с праздником

«Нардуган». «Летний Нардуган».

Подготовка и проведение обрядового праздника.

8

8

2 .05

5 .05

8.05

10.05

49

Этнографические сведения

2

1

1

12.05

50

Итоговое занятие

2

1

1

15.05.

51

Воспитательная работа

Праздник урожая «Сюмбуля байрамы»

1

28.10

52

Проведение праздника «Зимний Нардуган»

1

абрь

53

Вн.мероприятие «Прощай, год кино».

1

54

Проведение весеннего праздника «Науруз байрамы»

1

55

Участие в фестивале «Радуга талантов»

1

56

Вн.мероприятие «Я-дитя природы»

1

57

Проведение праздника «Карга буткасы».

1

58

Участие в конкурсах, фестивалях.

7

В теч.

года

59

144

40

9 0

Башкиры, как и многие другие бесписьменные в прошлом народы Восточной Европы. Сибири и Средней Азии, создали бога­тейший фольклор. В эпических сказаниях, легендах, преданиях, исторических песнях запечатлены исторические события, деятель­ность отдельных лиц, быт и обычаи башкир, социальная жизнь и этнический облик народа. Во многих памятниках устного народ­ного творчества содержатся сведения о родо-племенном составе башкир, о переселениях башкирских племен, их взаимоотноше­ниях с соседями и т. д. Особенную ценность как историко-этно-графический источник представляет народный героический эпос башкир, возникновение которого А. Н. Киреев относит к периоду распада первобытнообщинных и формирования раннеклассовых отношений (Киреев, 1970, стр. 47). Обычно героические сюжеты в башкирском творчестве («Урал батыр», «Кузы-Курпэс и Маян-хылу», «Кара юрга», «Кунгыр буга», «Кусяк-бий» и др.) в поэти­ческих образах воспроизводят события, характерные для средне­векового кочевого общества. В этом плане эти памятники дают значительный материал не только для восстановления некоторых картин этнической истории башкир, но и для характеристики внутренней социальной структуры и социальной жизни общества.


В основе преданий и исторических песен, часто сопровождаю­щихся повествованиями об их происхождении, также нередко ле­жат реальные исторические события. Конечно, передача этих со­бытий сильно обросла мифологическими сюжетами, кочующими с древних времен из одного сказания в другое, фантастическими образами, гиперболизированной оценкой роли отдельных «баты­ров» и т. д. Но если исследователю удается отделить достоверные факты от толстого наслоения, рожденного фантазией сказителей, то в его руках оказываются дополнительные источники, исходя­щие от самого народа, новые факты, которые никаким другим путем получить нельзя. Таковы, например, историческое предание юго-западных башкир, условно названное позднейшими перепис­чиками «Последний из Сартаева рода», в котором идет повество­вание о событиях в Башкирии в период войны Тамерлана с Тох-тамышем (конец XIV в.); эпическое сказание «Кусяк-бий», ярко отражающее борьбу юго-восточных башкирских племен за поли­тическую консолидацию (XIII-XV вв.?); предание башкир-тан-гауров «Габдраш-батыр», записанное нами в 1953 г. и рассказы­вающее о давних башкиро-казахских этнокультурных связях, и многие другие памятники башкирского фольклора. Даже в произ­ведениях с ярко выраженным мифологическим сюжетом («Кун-гыр буга», «Сынрау торна», «Акбузат», «Бала карга» и др.) раз­бросаны многочисленные факты и сведения, представляющие ин­терес в плане этнических исследований: в них имеются упомина­ния о древних приаральско-среднеазиатских связях ряда башкир­ских племен, о путях переселения на Урал, о родовых тотемах, тамгах и т. д.

Вовлечение устного народного творчества башкир в широкие историко-этнографические исследования становится возможным благодаря успешной собирательской и публикаторской работе. Еще во второй половине XIX в. появляется серия работ, посвя­щенных как публикации, так и исторической интерпретации баш­кирских исторических преданий, легенд и эпических произведе­ний (Небольсин, 1852; Лоссиевский, 1883; Нефедов, 1882; Соко­лов, 1898 и др.). Подавляющее большинство этих публикаций осуществлено без соблюдения научных принципов издания источ­ников такого рода, что, естественно, снижает возможности их использования.

Наиболее плодотворными в плане накопления фольклорного материала были 1930-е годы. Именно в эти годы учеными, писа­телями, учителями или просто колхозниками были - записаны и переданы в фонд Института истории, языка и литературы наибо­лее выдающиеся образцы устного народного творчества башкир


(эпические произведения, предания, исторические песни, сказа­ния и др.) 8 . В послевоенный период систематический сбор фольк­лора возобновился в конце 1950-х годов, когда ИИЯЛ БФАН СССР вновь стал организовывать ежегодные фольклорные экспе­диции. Экспедициями более чем за десять лет накоплен громад­ный материал, однако с точки зрения историко-этнографической ценности он уступает фольклорным памятникам, собранным раньше; эпические произведения, сказания, исторические песни в связи с изменившимися условиями постепенно стираются в па­мяти народа, а во многих случаях и вовсе исчезают.

Некоторая часть собранного материала опубликована в 1950-х годах (Харисов, 1954, 1959). В настоящее время начато научное издание многотомной серии «Башкирское народное творчество». Вышла в свет первая книга серии, в которую включены наиболее значительные эпические памятники эпохи средневековья (БХИ, 1972). В то же время классификация памятников башкирского фольклора по принятым в современной науке принципам еще не завершена. До недавнего времени не было также специальных исследований, помогающих понять исторические основы башкир­ского фольклора. В последние годы исследования в этом направ­лении заметно оживились. Появилось несколько весьма ценных работ, в которых предприняты интересные попытки установить соотношение исторической действительности и некоторых сюже­тов из средневековых памятников башкирского фольклора (Хари-сов", 1965, стр. 80-110; Киреев, 1970, стр. 21-47; Мингажетди-нов, 1971). Однако исследование исторических основ башкирских фольклорных произведений в них лишь начато. Датировка, исто-рико-этнографическая характеристика даже основных памятни­ков башкирского народного творчества пока остаются неясными. Причина не только в общей трудности решения проблемы, в из­лишнем стремлении исследователей те или иные произведения фольклора связать с конкретными историческими фактами и т. д., но главное - в неразработанности теоретических вопросов, свя­занных с выявлением общих тенденций развития фольклора у бывших кочевников в пору зарождения и формирования наибо­лее крупных эпических памятников. Между тем историко-этногра-фический материал, который в определенной части по своей при­роде является также фольклорным, подсказывает, что степень и глубина связей устного народного творчества с исторической дей­ствительностью в разные эпохи различна. Конечно, в любые пе-

Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп. 12, д. 222, 223, 227, 230, 233, 242, 269, 276, 277, 292, 294, 298, 300, 303, 336.


риоды древности и средневековья в эпических сказаниях, народ­ных преданиях, легендах и т. д. было что-то от действительности, что-то от фантазии. Однако героическая эпоха, совпавшая с распадом родовых и становлением классовых отношений, оста­вила особенно глубокий след в памяти народа, и люди еще очень долго, многие столетия, жадно слушали повествования о героях и батырах, постепенно дополняя эти предания новыми, более све­жими сюжетами и деталями. Несмотря на сильнейший налет фантазии, через рожденные воображением могучие гиперболизиро­ванные образы эпических повествований и преданий достаточно ясно просматриваются контуры реальной исторической действи­тельности. Памятники башкирского фольклора еще раз иллюстри­руют глубокую справедливость слов К. Маркса о том, что «древ­ние народы переживали свою предисторию в воображении, в ми­фологии» 9 .

Фиксируя внимание на перспективности использования баш­кирского фольклорного материала в качестве историко-этнографи-ческого источника, в то же время подчеркнем, что пока эти воз­можности все же ограниченны. Кроме обстоятельств, отмеченных выше, здесь существенное значение имеет взаимосвязанность изу­чения истории и фольклора. Фольклор, безусловно, помогает по­нять историю, но, чтобы постичь исторические истоки самого фольклора и проникнуть в закономерности его генезиса и разви­тия, надо хорошо знать историю народа. Теперь многие признают, что значение фольклорных памятников в изучении истории бес­письменных в прошлом народов велико. Но фольклор не может быть единственной и даже основной источниковедческой базой. Фольклор может широко раскрыть свои возможности как истори­ческий источник только в том случае, когда он интерпретируется уже с позиций достаточно широко и обстоятельно разработанных исторических концепций. Вот почему в нашем исследовании мы избегали, несмотря на многочисленные, казалось бы, возможности, использования материала, почерпнутого из устного народного творчества, в качестве основного источника при решении вопро­сов этнической истории. Как правило, сведения и наблюдения, извлеченные из фольклорных произведений, выступают в работе как дополнительный материал, помогающий усилить аргумента­цию тех или иных положений. Но и в такой роли фольклорный материал в этногенетических исследованиях кочевых и беспись­менных в прошлом народов занимает как исторический источник почетное место.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, стр. 419.


Ономастический материал

Ономастика как специальная дисциплина сравнительно не­давно заявила о себе как наука, имеющая широкие возможности в решении главным образом этногенетических, историко-лингви-стических и историко-культурных проблем. В Башкирии до не­давнего времени ономастика во всех ее проявлениях (этнонимия, топонимия, антропонимия и т. д.) развивалась исключительно как вспомогательная дисциплина. Проводимые ею анализы, хотя и представляли научный интерес, но, как правило, базировались на случайно или произвольно подобранных примерах и мало по­могали решению общеисторических задач. Прошедшая в сентябре 1971 г. в г. Уфе III Поволжская ономастическая конференция вскрыла совершенно новую картину. Она показала, во-первых, глубокий интерес ученых Поволжья (и в частности Башкирии) - этнографов, языковедов, историков к разработке проблем онома­стики; во-вторых, совершенствование методов анализа ономасти­ческого материала и расширение филологического фона произво­димых сравнительно-исторических экспертиз. Доклады, прочитан­ные на конференции по этнонимии, топонимии и антропонимии Волго-Уральской области, продемонстрировали широкие возмож-- ности ономастики в исследовании проблем этнической истории, истории миграций и др. Материал конференции («Ономастика По­волжья», 1973) использован н.ами.

В то же время успешно начатая работа в области ономастики в источниковедческом плане требует дальнейшего развития и углубления. Ценность этимологических изысканий, которым исто­рики всегда придавали значение, возрастает при условии установ­ления хотя бы относительной датировки появления данного на­звания в среде конкретного этноса. Для этого ономастам пред­стоит основывать свои построения не на фрагментах ономастиче­ского материала. Совершенно необходимо накопление данных по всему изучаемому этносу и по всей территории его исторического обитания. Только при этом условии появится возможность исто-рико-хронологического (или стратиграфического) членения мате­риала и далее этимологических и семантических изысканий, опи­рающихся на системные знания об историческом развитии данной группы названий. В свете указанных требований необходимо от­метить работу А. А. Камалова по гидронимии Башкирии (1969). В настоящее время в ИИЯЛ БФАН СССР ведется активная ра­бота по составлению общей картотеки топонимических названий БАССР.


ГЛАВА II

НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

ПО ЭТНИЧЕСКОМУ СОСТАВУ