Open
Close

Заключительное учебное занятие по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс) «Эпилог. Их воскресила любовь…

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа - это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня - нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка - «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня - святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («...С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» - о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку - сестре, матери, Разумихину - приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она... не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг - отказаться от рационального осмысления жизни: «... он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь... » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Их воскресила любовь

Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Наравне с теорией о двух кастах людей («обыкновенных» и «необыкновенных»), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой , Разумихина и Дуни . По сути «Преступление и наказание» - это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, который, по мнению писателя, может быть пройден достойно только с Любовью и верой в Бога.

Главный герой произведения - студент юридического факультета, который вынуждено оставил учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников - умный и талантливый молодой человек, о чем свидетельствует его статься в газете о теории «низшего» и «высшего» класса людей. К первым герой относил людей, который ничего особенного за свою жизнь не делали и никак не влияли на ход истории. Ко вторым он относила таких людей, как Наполеон. Он видел в этом человеке много достоинств.

Несмотря на то, что полководец убивал людей, он вершил историю. По этой теории людям «высшего» сословия разрешалось убивать себе подобных. Его теорию развенчал один факт. Идею зарубить злостную старуху-процентщицу Раскольников услышал от каких-то людей в трактире, то есть она принадлежала не ему. Но в свете последних событий в его жизни, беспросветной нищеты и мрачного настроения, она ему показалась спасительной. Таким образом, он надеялся уничтожить хотя бы часть зла, превращающего жизни нормальных людей в ад.

К сожалению, в момент его преступления нагрянула сестра процентщицы Лизавета Ивановна - человек бескрайне добрый и никогда никого в своей жизни не обидевший. Раскольникову пришлось и ее убить, чтобы избавиться от свидетелей. Это и стало тем самым «камнем преткновения» в доказательстве его теории. Он понимал, что убил невинного человека и глубоко раскаивался. Нравственным антиподом героя показана Соня Мармеладова. Ей не присуще бунтарство Раскольникова. Она, наоборот, выбирает путь смирения перед Богом.

С точки зрения общественной морали она - блудница. Но мы то понимаем, что она вышла на панель для того, чтобы прокормить свою семью. С точки зрения христианства, эта героиня - святая, потому что она приносит себя в жертву ради своих близких и родных людей. Несмотря ни на что, два главных героя Достоевского во многом схожи. Они ищут путь духовного очищения и находят, в конце концов, его в Любви к Богу. По словам автора, это и есть исцеление, это и есть верный путь.

Основная тема романа - история преступления главным персонажем закона и нравственности и его наказание. Но многие сюжетные линии связаны с чувством любви и её воздействием на человека. Красавица Авдотья Раскольникова способна разжечь пламя страсти в любом мужском сердце. Она была высокой и стройной, обладала роскошными тёмно-русыми волосами, тёмными глазами, сверкавшими духовной силой и гордостью, сияющей светлой кожей. Её наряды никогда не были богатыми, но она выглядела, как истинная королева. Авдотья Романовна была умна и образованна, в её характере гордость, уверенность в себе, стойкость сочетались с необыкновенной добротой, преданностью, жертвенностью. Она бы никогда не согласилась заплатить своей внутренней свободой за «комфорт», но была готова на любые моральные пытки ради благополучия семьи. Именно поэтому Авдотья Раскольникова была вынуждена работать у Свидригайловых так долго, несмотря на бесстыдное поведение главы этого семейства. Сластолюбец Свидригайлов решил, что ради ощущения «разожженного уголька в крови» имеет право на любое преступление. Он окончательно утратил все положительные черты и даже ничуть не стыдился своих пороков. Что же привело Свидригайлова в Петербург? Несомненно, «зверок хорошенький» - Дунечка Раскольникова. Но он движим уже не только сладострастием, в его душе зарождается что-то похожее на любовь. Однако это чувство пробудило в нём худшие качества. Он абсолютно точно всё рассчитал, обманом заманил девушку в квартиру и стал шантажировать случайно услышанной тайной, касавшейся её брата. Кажется, нет спасения красавице Авдотье. Свидригайлова не останавливает револьвер, но он отступает перед душевной силой и стойкостью девушки и отпускает её. Дальнейшее существование теряет смысл для Свидригайлова, поэтому он лишает себя жизни. Другой персонаж, влюблённый в Авдотью Романовну – «буржуазный хищник» Пётр Петрович Лужин. А можно ли назвать его чувство любовью? Нет, поскольку он не ценит и не уважает свою невесту, а своим благодетельствованием унижает её и ставит в зависимое положение. Он даже не скрывает, что его будущая жена должна быть красивой, интеллигентной, образованной, но бедной, покорной и полностью зависящей от него. Дуня была прелестной и высокоморальной девушкой с тонким умом и не могла иметь с Лужиным никакого духовного родства, их ничто не могло связывать. Лужин хотел только порадовать своё мелкое тщеславие, почувствовать себя вершителем судьбы более возвышенного и духовно богатого человека, чем он сам. Разве это не свидетельствует об эгоизме и бездушии? Лужин со своим недоразвитым умом, чёрствостью, скупостью не в силах оценить моральную красоту Авдотьи Раскольниковой. Она хотела выйти за него замуж, чтобы помочь семье, но, к счастью, вовремя исправила свою ошибку. Верным и надёжным спутником по жизни для Дуни становится добрый, умный и весёлый Разумихин. Его честность, преданность и трудолюбие растапливают лёд в сердце девушки. Соня Мармеладова – символ терпения, безграничной и бескорыстной любви ко всем людям, стремления понять и помочь. Она становится проституткой и этим ломает свою судьбу, чтобы спасти мачеху и её детей, отдаёт последние копейки на полуштоф отцу, следует за Раскольниковым в Сибирь. Она без колебаний жертвует собой ради другого человека и никого не упрекает. Наиболее ужасно то, что её жертва на самом деле никого не спасает: отец остался алкоголиком, денег ни на что не хватает, Катерина Ивановна протестует против вопиющей несправедливости и страданий только на словах. Но иначе Соня не может, ведь она настолько сильно любит людей, что не имеет сил жить только для самой себя. Ей нужно знать, что кому-то необходимы её помощь, забота, поддержка, понимание, что её жизнь – не бесцельна. Выстоять и не погибнуть в жестоком мире Соне помогает вера в светлое будущее. Но порой даже беспредельная кротость и покорность не спасают девушку от незаслуженных оскорблений. Тогда Раскольников становится её защитником и доказывает, что необходимо бороться за место под солнцем, отстаивать своё право на счастье. Соня, в свою очередь, приводит его к примирению с самим собой и обществом. Любовь воскрешает их обоих. Друг в друге они находят то, чего им самим не хватало: ему – альтруизма, ей – критического мировоззрения, уверенности в себе. Этой паре ещё нужно будет каждый день идти на бой ради счастья, но вместе они одержат победу. Свет и тепло истинной любви должны пробуждать в человеке высокое и прекрасное, делать его преданнее и сердечнее. Настоящая любовь - это равенство и гармония любящих сердец, где нет места предательству и жестокости.

Краткое описание

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. "Страдание - великая вещь", - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Спасительной верой в романе является Соня Мармеладова.

Вложенные файлы: 1 файл

Сочинение на тему: «Их воскресила любовь» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Книга «Преступление и наказание» - это повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей.

Раскольников, главный герой романа, совершает двойное убийство, одержимый идеей "сверхчеловека". Он считает себя вправе избавить общество от "ничтожной старушонки". Рассчитав преступление до мелочей и тщательно заметая следы, Родион не сумел учесть только одного: того, что наказание заключается не в людском суде, а в душе преступника. Страшнее суда собственной совести нет ничего.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. "Страдание - великая вещь", - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Спасительной верой в романе является Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

Герои Достоевского наделены «проницательными сердцами». Сонечка прекрасно понимает, что Раскольников «ужасно, бесконечно несчастен». Не случайно именно к ней приходит Родион Раскольников со своими исповедями, с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Именно ей признается в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» - объясняет герой. Он уже близок к тому светлому пути, которым они с Соней пойдут в конце романа, свои признанием он отвергает собственную теорию.

Когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря, он впервые начинает осознавать весь ужас содеянного им. Ужас заключается даже не столько в самом преступлении, сколько во всей его теории.

Соня, пожертвовавшая собой во имя высокой цели, не оправдывает себя, но ищет утешения в Боге. Родион пока не разделяет ее устремлений, но он уже начинает искать в своей душе истоки ошибочных взглядов и поступков. Пока он не может объяснить себе, почему явился с повинной, но уже чувствует в своих первоначальных убеждениях ложь.

Любовь к людям и к Богу - к этому в конце концов приходит Раскольников. Не будь Сони, он никогда не обрел бы этой любви. Она была с ним всегда, незаметно направляла на путь спасения, учила доброте, терпению, состраданию.

Именно любовь к конкретному человеку приводит героев Достоевского к духовному воскресению, возрождению, естественности «живой жизни». Взаимное чувство Раскольникова и Сони отличается чистотой и возвышенностью. Но они не замыкаются в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо, возродились. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого".


\” и наказание\” в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания Подавлены. Роман Федора Михайловича Достоевского \”Преступление и » одно из самых сложных Произведений русской литературы, в котором рассказал об истории гибели души главного после Совершения им преступления, об отчуждении Родиона от всего мира, от самых близких ему людей - Матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным Членом общества, можно лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво Читая роман, мы невольно осознаем, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг Человеческий характер. В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне.

Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все Именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на Две категории обыкновенных \”тварей дрожащих\” и необыкновенных \”право имеющих\”, и он вынашивает идею Преступления проверить себя, кто он есть. Совершив преступление, убеждается, что его теория Неверна, что он убил \”ничтожество\”, а сам уподобился \”твари дрожащей\”. Гордость не позволяет ему Признаться в содеянном, принять помощь близких.

Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему Поступку, ищет \”преступивших\”, как и он сам, поэтому он приходит к Соне. Но Соня \”преступила\”, стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает Себя таковой.

Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше, тем самым пытаясь доказывать это Самому себе. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание Другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного Смысла жизни, что никто не вправе судить другого. Соня говорит Раскольникову: \”от бога вы отошли, и вас бог Поразил\”,значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться.

Пример Сони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни. Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с Противоположными и святыми чувствами. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и Кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убежденной в своей вере.

Тут он заметил книгу На комоде Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, но он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине Души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя.

Вдруг Раскольников с решимостью во Взгляде заговорил: \”Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!\” Значит, чудо все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может, надо сломать что-то В себе, взять страдание на себя. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников мечущийся, Колеблющийся, а просветленный, знающий что делать.

Именно Соня заставляет Раскольникова признаться в Преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании. Только народ в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Их воскресила любовь . Литературные сочинения!