Open
Close

Врубель жемчужина описание. Жемчужина

Михаил Врубель. Жемчужина

? с. 105
Внимательно рассмотрите картину Михаила Врубеля «Жемчужина».

Что находится в центре композиции? (Жемчужина.) Обратите внимание, как интересно она изображена. Можно ли предположить, что жемчужина ещё растёт, словно «вбирая» в себя окружающие формы? Что изображено сверху и сбоку от жемчужины? (Створки раковины.) Внизу - две девы («душа» жемчужины). Как можно догадаться, что эти девушки - феи жемчуга? Заметили ли вы украшения из жемчуга в их волосах?

- Одна фея окрашивает жемчужину в голубой цвет, а другая - в розовый, - сказала Таня Перова.

Почему Таня считает, что одна фея окрашивает жемчужину в розовый цвет, а другая - в голубой? (Одна из девушек в розовых одеяниях, другая - в голубых; и розовый, и голубой цвета видны на жемчужине).

- Мне кажется, они невесомые - покачиваются себе на волнах, - сказала Маша.
Тебе понравилось Машино наблюдение?
Возникает ли у тебя впечатление волны, которая сейчас накроет этих дев? А впечатление водной бездны в самом центре жемчужины? А разноцветной, тающей на глазах морской пены (если смотреть на прозрачные платья дев)?

Действительно, девушки не заперты в замкнутой раковине-жемчужнице. Если вглядеться в картину, может показаться, что морские девы спокойно плывут в океанских волнах; центр жемчужины - морская пучина. Найдите эти детали.

Можно ли сказать, что художник Врубель прибегает к приёму олицетворения?

Художник использует приём олицетворения: жемчужина - это и прелестные юные девушки, и морская бездна.

- И самое главное: жемчужина переливается и светится! - сказал Костя.
Ты тоже считаешь такое впечатление главным, или у тебя другое мнение?

Прав ли Костя? Да, такой эффект создан благодаря сочетанию белого, розового и голубого; эти цвета плавно перетекают один в другой. Видели ли вы жемчуг. Красота жемчужины создана перламутром, в котором действительно переливаются эти цвета. Правда ли, что Михаилу Врубелю удалось передать сияющую красоту перламутра? Как вы считаете, было ли для художника главным создать именно такое впечатление? (Мнения могут разделиться. Вероятно, кто-то сочтёт, что главным было передать красоту фей жемчужины, плавный переход: морская бездна - феи - жемчуг и т. д.).

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина...

Картон, пастель, гуашь, уголь. 35 х 43,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Жемчужина» - это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Тонкость, подробность, деталь - ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, совершенно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины - метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». «Декоративно все, и только декоративно». В кружевной пене на поверхности волн, игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства - такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше - киевских цветочных этюдов (1886-1887), и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины».
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1419

Сохранилось предание, что Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Напоминающая о зыби морской, раковина будила в воображении Врубеля звучания морской стихии, звуки моря, которые он так любил слушать в операх Римского-Корсакова. Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами, которые воспел композитор.

"Врубель мало выезжал теперь; мало видел кого; отвернулся от обихода и увидал красоту жизни; возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую. Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как».

Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину». Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает. Среди быстрых примеров нашего безверия и веры, среди кратчайших симпатий и отречений, среди поражающего колебания, среди позорного снобизма, на спокойной улице за скромным столом, недели и месяцы облюбовывает Врубель жемчужную ракушку. В этой работе ищет он природу. Природу, далекую от жизни людей, где и сами людские фигуры тоже делаются волшебными и неблизкими нам. Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей – того, что тоже нам нужно. Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства...

«Если хотя одну часть вещи сделать с натуры, это должно освежить всю работу, поднять ее уровень, приблизить к гармонии природы». В таком слове звучит коренное умение пользоваться природой. Врубель красиво говорит о природе; полутон березовой рощи с рефлексами белых стволов; тень кружев и шелка женских уборов; фейерверк бабочек; мерцанье аквариума, характер паутины кружев, про все это нужно послушать Врубеля художникам. Он бы мог подвинуть нашу молодежь, ибо часто мы перестаем выхватывать красивое, отрезать его от ненужного. Врубель мог бы поучить, как надо искать вещь; как можно портить работу свою, чтобы затем поднять ее на высоту, еще большую. В работах Врубеля, в подъемах и падениях есть нерв высокого порядка, далекий от самодовольного мастерства или от беспутных хватаний за что попало. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля – верный признак их жизнеспособности на долгое время. Подобно очень немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой. Эта большая дорога полна спусков и всходов. идет ею. Нам нужны такие художники." (Н.К. Рерих)

Какой моллюск изображен на картине М. А. Врубеля «Жемчужина»? и получил лучший ответ

Ответ от Недопустимый псевдоним удалён[гуру]
Брюхоногий моллюск «морское ушко» (сем. Халиотисов). Его уплощенная перламутровая раковина пронизана отверстиями. Из нее изготавливают пуговицы, различные украшения.
Жемчужины, весьма похожие на только что описанные, но имеющие весьма бледную окраску, находят в раковинах другого брюхоногого моллюска - Baccinum undatum, широко распространенного в арктических и субарктических морях. Моллюск встречается на небольших глубинах - около 150 м и меньше, часто обитает на устричных банках. Не менее ценен жемчуг из раковин еще одного брюхоногого моллюска - Haliotis, по форме напоминающего ухо человека и поэтому хорошо известного под русским названием «морское ушко». Раковина халиотиса ярко окрашена снаружи и обладает толстым очень красивым перламутровым слоем, по качеству превосходящим перламутр многих жемчужных устриц. Внутри раковины наблюдаются синие, зеленые и черные разводья, иногда образующие целые картины, фантастические ландшафты и орнаменты. В свое время халиотис и его перламутровый слой произвели сильное впечатление на русского художника М. А. Врубеля. Одна из картин так и называется «Жемчужина». На ней изображена уплощенная раковина халиотиса с девушками-жемчужинами.
Источник: ссылка

Ответ от Sakura [гуру]
Брюхоногий моллюск,морское ушко, сем. Халиотисов))


Ответ от Ђаня [гуру]

Брюхоногий моллюск «морское ушко»
Сохранилось предание, что Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Напоминающая о зыби морской, раковина будила в воображении Врубеля звучания морской стихии, звуки моря, которые он так любил слушать в операх Римского-Корсакова. Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами, которые воспел композитор.
"Врубель мало выезжал теперь; мало видел кого; отвернулся от обихода и увидал красоту жизни; возлюбил ее и дал «Жемчужину» , ценнейшую. Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как» .
Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину». Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает. Среди быстрых примеров нашего безверия и веры, среди кратчайших симпатий и отречений, среди поражающего колебания, среди позорного снобизма, на спокойной улице за скромным столом, недели и месяцы облюбовывает Врубель жемчужную ракушку. В этой работе ищет он природу. Природу, далекую от жизни людей, где и сами людские фигуры тоже делаются волшебными и неблизкими нам. Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей - того, что тоже нам нужно. Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства.. .
«Если хотя одну часть вещи сделать с натуры, это должно освежить всю работу, поднять ее уровень, приблизить к гармонии природы». В таком слове звучит коренное умение пользоваться природой. Врубель красиво говорит о природе; полутон березовой рощи с рефлексами белых стволов; тень кружев и шелка женских уборов; фейерверк бабочек; мерцанье аквариума, характер паутины кружев, про все это нужно послушать Врубеля художникам. Он бы мог подвинуть нашу молодежь, ибо часто мы перестаем выхватывать красивое, отрезать его от ненужного. Врубель мог бы поучить, как надо искать вещь; как можно портить работу свою, чтобы затем поднять ее на высоту, еще большую. В работах Врубеля, в подъемах и падениях есть нерв высокого порядка, далекий от самодовольного мастерства или от беспутных хватаний за что попало. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля - верный признак их жизнеспособности на долгое время. Подобно очень немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой. Эта большая дорога полна спусков и всходов. Врубель идет ею. Нам нужны такие художники. " (Н. К. Рерих)

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Один из самых загадочных русских художников, крупнейший представитель символизма и модерна, связанный в нашем сознании с Лермонтовым, со сказками Пушкина и музыкой Римского-Корсакова, наконец, вообще с Третьяковской галереей, которую уже и представить себе нельзя без зала Врубеля.

«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, потому что скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес.» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. В 1906 году им овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника - слепота. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни.

Врубель просил за свой шедевр "Царевна-Лебедь" у Морозова пятьсот рублей, но могущественный покупатель выторговал её у художника за триста. Знаменитый „Пан" был куплен всего за двести рублей - цена ужина в столичном ресторане, а немного позже некий предприимчивый владелец предложил его Третьяковской галерее за пять тысяч!

«Искусство, искус, искушение… Являясь магическим кристаллом искусство может привести и в рай, и в ад, в зависимости от личных устремлений человека» (М. Врубель)

О картине М.А. Врубеля "Жемчужина"

По легенде, поводом к созданию пастели "Жемчужная раковина" (или, как её чаще называют, просто "Жемчужина") послужила подаренная Максимилианом Волошиным гигантская створка необыкновенной раковины, покрытой слоями перламутра. Именно переливы перламутра попытался отобразить на картине Врубель.
Эта работа относится к 1905 году, к тяжелому периоду угасания художника.
Сам Врубель говорил: "Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками".
Впрочем, не все высоко оценивали эту находку: "фигурки, которые он неожиданно для себя посадил в жемчужной раковине, едва ли достойны такого волшебного грота. Эти жеманные фигурки слишком напоминают своих многочисленных длинноволосых сестёр из типичного декора модерн; художник сам это смутно чувствовал — он не был доволен своими наядами. Позднее Врубелю мерещилось в них нечто непристойное, появившееся помимо его воли ".

  • формат 9 х 11,7 см
  • в блоке дизайнерская тонированная (светло-кремовая) плотностью 80 г/м 2 , 240 страниц
  • нелинованные страницы
  • картонная обложка, обклеенная дизайнерской бумагой со структурой акварельной
  • упругая цветная резинка
  • на заднем форзаце карман с вложенным в него листом, разлинованным с одной стороны линейкой, с другой клеткой, а по краю - сантиметровая линейка
  • на переднем форзаце слева - изображение картины в оригинальных пропорциях, справа - стильная виньетка и место для вписывания имени владельца книжки
  • стильная полноцветная этикетка из плотной бумаги (может служить закладкой)
  • индивидуальная полиэтиленовая упаковка