Open
Close

Венгрия культура и традиции. Музыка

Венгерская народная культура - это сложный синтез традиций различных этнических компонентов, вошедших в состав сформировавшегося в средние века венгерского народа.

Бурное социально-экономическое развитие Венгрии после установления в ней народно-демократического строя в 1945 г., вызвавшее большие изменения во всей жизни народа, способствовало и быстрой трансформации традиционной народной культуры. Однако это не приводит к потере национальной специфики: народные традиции лишь видоизменяются, утрачивая те черты, которые отжили свой век, и принимая новые формы, более приспособленные к современным условиям жизни.

Так, издавна видное место в экономике страны занимало скотоводство - традиционное занятие мадьярских кочевников еще до их переселения на Дунай. В прошлом скотоводческое хозяйство было особенно развито в горных районах Северной Венгрии, Альфёльде, Хортобадьской степи, где оно носило экстенсивно-пастбищный характер. Обширная Хортобадьская степь с выжженной солнцем травой, почти безлюдная, с торчащими кое-где колодцами-журавлями, к которым пригоняли свои стада на водопой одетые в живописные костюмы пастухи, часто привлекала своей экзотикой многих иностранных туристов. Особенно своеобразны были чикоши, пастухи конных табунов. В наброшенных на плечи нарядных белых плащах - сюрах - в черных войлочных шляпах с полями, они объезжали свои стада верхом на конях. Крупный рогатый скот пасли гуйяши, овец - юхасы; большие стада свиней паслись в дубовых рощах под присмотром кондашей.

За последнее время жизнь Хортобадьской пусты совершенно изменилась. Сооружение Восточного канала дало возможность превратить засушливую степь в плодородные земли. Однако по-прежнему в государственных и кооперативных хозяйствах успешно развиваются молочное животноводство, овцеводство и свиноводство.

Пастбищное содержание скота повсеместно заменено стойловым, но старые, наиболее целесообразные приемы ведения животноводческого хозяйства, хранимые пастухами, внимательно изучаются и используются.

Старой отраслью венгерского сельского хозяйства является также виноградарство. Раньше крестьяне изготовляли вина только для себя, товарное их производство стало развиваться лишь с XIX в. И в настоящее время бытующая здесь народная практика изготовления вин широко применяется на современных заводах.

Народные традиции совершенствуются и развиваются и во многих ремеслах. Для Венгрии особенно характерны ремесла, связанные со старым скотоводческим бытом: сукновальное, скорняжное, производство деревянных и костяных изделий; распространено также узорное ткачество, гончарство.

Если в хозяйстве специфика народной культуры венгров проявляется лишь спорадически, то традиционная национальная кухня в значительной степени сохранилась. Хотя за последнее время меню венгров - и не только в городе, но и в деревне - пополнилось новыми продуктами (например, рисом), разнообразными блюдами европейской кухни, все же предпочтение отдается национальным кушаньям.

Среди жителей сельских местностей до сих пор практикуется заготовление продуктов впрок, на всю зиму, часто с применением очень древних рецептов, известных еще венграм-кочевникам. Таково, например, сваренное в воде в форме горошин и высушенное на солнце или в печи тесто (тархоня), рассчитанное на длительное хранение. Прежде пастухи Альфёльда, как и другие кочевые народы, заготовляли впрок нарезанное тонкими стружками, сваренное и высушенное мясо.

Хлеб венгры в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XVI в. он постепенно вытеснялся дрожжевым. Однако пресное тесто и поныне в большом употреблении при выпечке различных кондитерских изделий, особенно во время праздников.

Народная венгерская кухня имеет некоторые восточные черты: венгры употребляют в пищу много мяса (преимущественно свинины) с острыми приправами - черным и красным перцем (паприкой), луком. Традиционными народными блюдами являются по-разному приготовленное тушеное мясо в томатном соусе (перкёльт) и известный во многих странах Европы гуляш. Но настоящий венгерский гуляш значительно отличается от одноименного блюда, распространенного в Европе. Венгерский гуляш - это густой мясной суп с картофелем и мелкими клецками, приправленный луком и большим количеством красного перца. И в наши дни ни один семейный праздник не обходится без народного кушанья - паприкаша (мясо, чаще куриное, тушенное в сметанном соусе с добавлением паприки и черного перца). Венгры употребляют в пищу много мучных изделий (лапша, клецки), овощей (особенно капусты).

Из алкогольных напитков больше всего пьют виноградное вино, а иногда и палинку - фруктовую водку. Горожане потребляют много черного, очень крепкого кофе. Чашечку такого кофе можно всегда выпить в многочисленных небольших кафе - эспрессо.

Остальные области материальной культуры венгров - поселения, жилище, одежда - за последние десятилетия подверглись быстрым изменениям. Их трансформации, безусловно, во многом способствовал рост городского населения.

В Венгрии преобладают два типа сельских поселений - большие деревни - фалу и отдельные хутора - таньи. По форме деревни различны: встречаются поселения кучевого, кругового и уличного плана. В Альфёльде преобладает звездчатая форма деревни: в центре находится рыночная площадь, а от нее во все стороны лучами расходятся улицы. С середины XVIII в. на юге Альфёльда и в Дунантуле (Задунайском крае) стали основываться большие деревни рядового плана. Центральную ось такого селения образует длинная улица, по обеим сторонам которой размещены тесно примыкающие друг к другу дома. Дворы и земельные участки располагаются за домами, перпендикулярно улице.

За годы социалистического строительства неузнаваемо изменился облик венгерских сельских поселений. В центре каждого села появились новые административные и общественные здания современной архитектуры - сельсовет, правление сельскохозяйственного кооператива, Дом культуры, школа, магазин. Все крупные села электрифицированы. С целью устранения отрицательных сторон хуторской системы поселений - изолированности жителей хуторов от культурной и экономической жизни страны - были созданы особые хуторские центры, в которых открыты торговые, административные и культурно-бытовые учреждения для обслуживания хуторян.

Значительно изменились сельские постройки венгров. В прошлом стены сельских домов были, как правило, глинобитными или сложенными из саманного кирпича; реже (в Альфёльде) встречались плетневые стены, обмазанные глиной и побеленные. Крыши - столбовой или стропильной конструкции - имели обычно соломенное или тростниковое покрытие. Старый, наиболее типичный венгерский дом - это вытянутая в длину трехраздельная постройка. Характерная ее черта - узкая галерея, идущая вдоль одной из продольных стен. Продолжение одного ската крыши образует навес и над галереей, который поддерживается несколькими каменными, саманными или деревянными столбами, часто украшенными резьбой, лепкой, росписью. С галереи входная дверь ведет в кухню, по обе стороны которой расположены двери в две комнаты: горницу у фронтонной стены и заднюю комнату, спальню или кладовую. Хозяйственные постройки либо располагаются в ряд за жилым домом (на большей части Альфёльда), частично под одной крышей с ним, либо же выстроены отдельно во дворе. Амбары часто стоят группой на краю деревни. Непременная принадлежность каждого хутора и деревни - колодец с журавлем. Вся усадьба обычно огорожена забором, плетнем или же окаймлена густым кустарником и деревьями.

Сходные во многих чертах по конструкции, планировке и строительному материалу дома все же имеют свою специфику в различных этнографических областях Венгрии. Так, например, своеобразны дома этнографической группы палоцей, живущих на горно-холмистом севере: срубные, с высокими соломенными крышами, богато украшенные резьбой на фронтоне, двухраздельные по плану (небольшие холодные сени и комната). Для Альфёльда характерны низкие трехраз-дельные дома с глинобитными или плетневыми стенами и тростниковой крышей. В комнатах иногда устраивались неглубокие полукруглые ниши. Стогообразной формы печь с плетневым основанием стояла в комнате, но топилась из кухни.

И старые жилые постройки на селе теперь во многом изменились. Прежде всего меняется их внутренняя планировка - расширяется жилая площадь за счет прежних хозяйственных помещений и пристройки новых комнат. Особенно же сильно изменяется внешний вид старых домов. Прежние соломенные или тростниковые крыши почти всюду уже заменены железными или черепичными, расширяются окна, двери, нарядно украшается фасад: его штукатурят и окрашивают клеевой краской мягких тонов - бежевой, кремовой, бордо. Случается, что верхняя и нижняя части стен окрашены в разные, удачно гармонирующие цвета. В декоративной отделке дома часто применяют роспись по трафарету растительного или геометрического орнамента. Становится другим и интерьер жилища. Старая крестьянская мебель почти полностью заменена фабричной, современной. Но народная специфика сохраняется еще в традиционной расстановке мебели, в украшении комнат национальными ткацкими изделиями - скатертями, полотенцами, половиками и пр.

С каждым годом растет и число новых домов на селе, выстроенных по типовым проектам из современных строительных материалов, в соответствии с экономическими и культурными запросами населения.

Еще в XIX в. повсеместно в Венгрии крестьяне носили традиционное народное платье. Основными частями женского народного костюма были короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, с широкими рукавами; очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки или плиссированная, надеваемая обычно на несколько нижних юбок; яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии и украшенная шнуровкой, металлическими петлями и вышивкой, и фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя ее концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами.

Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

Очень своеобразна верхняя мужская одежда венгров. Особенно известен так называемый сюр - род плаща из толстого белого сукна с широким отложным воротником, обильно украшенный аппликацией из цветного сукна и вышивкой. Его носили наброшенным на плечи, а ложные рукава завязывали на спине. Носили также шубу - длинную овчинную накидку без рукавов, губу - простого покроя короткое пальто из грубошерстного сукна с длинным ворсом.

В Венгрии существует много областных вариантов народных костюмов. Так, большой яркостью и пестротой отличалась женская одежда этнографической группы палоцей. В их одежде преобладали красные тона; широкие рукава кофты, белые наплечные платки, чепцы обильно украшались многоцветной вышивкой. Очень своеобразна одежда представительниц другой этнографической группы венгров - матьо (район Мезёкёвешд). Они носили темные, длинные, расширяющиеся книзу в виде колокола юбки, собранные у талии в мелкие сборки, и темные же кофты с короткими пышными рукавами. Особенно нарядны были их длинные черные фартуки, расшитые яркой многоцветной вышивкой и отделанные длинной бахромой. Такие же черные вышитые фартуки были необходимой принадлежностью мужского костюма матьо.

Еще в недалеком прошлом в семейной жизни венгров четко прослеживались следы старого патриархального уклада: глава семьи обладал большой властью, а женщина не имела никаких экономических прав. Во многих крестьянских семьях она не садилась вместе с мужем за стол, а ела, стоя за его спиной, на улице шла позади него и т. д.

Коренным образом изменилось положение женщины после 1945 г. По закону она получила полное равноправие с мужчиной. Законом 1952 г. отменено и ее подчиненное положение в семье. В нем говорится, например, что во всех делах семейной жизни, в воспитании детей супруги обладают равными правами и обязанностями. Государство внимательно относится к нуждам женщин-матерей, с каждым годом увеличиваются предоставленные им льготы. Большое число женщин активно включилось в общественную жизнь страны.

В семейной жизни венгров до сих пор сохраняются старые обычаи и обряды, хотя и в значительно трансформированной форме. Красочны, интересны свадебные обычаи венгерского народа, во многом сходные со свадебными обрядами соседних народов. За неделю до свадьбы дружки в народных костюмах или, в некоторых селах, специальный «свадебный староста» с разукрашенным яркими лентами посохом в руке ходят по домам односельчан и приглашают на свадьбу. Приглашенные должны на следующий день доставить в дом невесты какие-либо продукты (курицу, яйца, сметану, муку и пр.).

Свадебное шествие обычно отправляется к зданию сельсовета в строгом ритуальном порядке. Играют музыканты-цыгане, поют обрядовые свадебные песни, танцуют.

Кульминационный пункт свадьбы - свадебный обед. Еще и сейчас часто свадебный пир заканчивается старым обычаем, по которому каждый гость имеет право протанцевать с невестой один круг, заплатив за этот танец какую-то сумму денег. Старыми же обрядами еще кое-где сопровождается прощание невесты с родителями и родным домом и торжественный ввод ее в новый дом отцом и матерью.

Многогранна стала общественная жизнь венгерского народа. Большую роль в организации досуга, в культурном воспитании трудящихся города и деревни играют многочисленные клубы, Дома культуры. При них работают лектории, кружки художественной самодеятельности, хоровые и танцевальные ансамбли.

Много своеобразного, традиционного сохраняется в календарных праздниках венгров, в которых старые традиции часто переплетаются с новыми обрядами, постепенно все более устойчиво внедряющимися в повседневную жизнь народа.

Из праздников зимнего цикла, связанного с днем зимнего солнцестояния, и ныне особенно популярно рождество, которое почти потеряло свой религиозный характер и стало просто общераспространенным семейным праздником. 24 декабря уже в послеобеденное время все театры, кинотеатры, рестораны закрываются, все спешат домой. С течением времени этот праздник приобретает все более общеевропейские черты: украшенные блестящими игрушками и электрическими фонариками елки в домах, на улицах, в витринах магазинов, обмен подарками, праздничный семейный ужин и пр.

Новый год в прошлом не имел у венгров такого значения, как рождество, но теперь его встречают шумно и весело, особенно на улицах городов. Соблюдается еще старый обычай преподносить на Новый год родным и знакомым фарфоровую или глиняную фигурку поросенка - «на счастье». Символом счастья считаются также черные фигурки трубочистов, которые продаются в последние дни старого года на городских улицах (обычай, по-видимому, заимствованный от немцев).

Самый ранний и большой весенний праздник - масленица - отмечается и в городе, и в деревне ритуальными оладьями или блинами, народными гуляньями, шумными процессиями ряженых в причудливых зооморфных масках. Так, в городе Мохач молодежь, участвующая в карнавальных шествиях на масленицу, надевает деревянные маски с приделанными к ним рогами и облачается в овчинные тулупы, вывернутые мехом наизнанку и увешанные колокольчиками.

Много различных обрядов было приурочено и к народному празднику встречи весны - 1 мая. К этому дню дома в селениях украшаются цветами, зелеными ветками. На площади устанавливают «майское дерево» - березу или тополь, украшенное креповой бумагой, разноцветными лентами. Вокруг этого дерева вечером молодежь устраивает танцы, игры. Небольшие майские деревца парни ставят перед домом своих девушек; теперь же чаще вместо «майского деревца» посылают девушке букет или разрисованный горшок с цветами. Часто ставят также «майские деревья» перед домами особенно уважаемых на селе лиц.

Уже с конца XIX в. день 1 мая стал отмечаться венгерскими рабочими и как День международной солидарности трудящихся. Первая первомайская демонстрация состоялась в 1890 г. В наши дни первомайские демонстрации венгерских трудящихся отличаются большой красочностью. Нередко участники художественной самодеятельности одеты в живописные народные костюмы, представители различных профессий выходят на демонстрацию в характерных для них костюмах.

В деревнях окончание уборки урожая завершается большим празднеством. В старое время по окончании жатвы нарядные девушки с песнями несли искусно сплетенный из последнего снопа «венок урожая» к дому хозяина поля. Теперь в сельских местностях на основе этого старого обычая созданы новые формы празднования дня урожая. «Венок урожая» теперь обычно девушки преподносят председателю кооператива. После окончания уборочных работ часто в отдельных селах организуются праздники осени, во время которых устраиваются веселые карнавалы (например, карнавал фруктов), народные гулянья. Существует и общенациональный венгерский праздник нового урожая, нового хлеба. Он приурочен к 20 августа, старому национальному празднику венгров в честь основателя венгерского государства, короля Иштвана I. В социалистической Венгрии день 20 августа стал праздником Конституции и также праздником Нового хлеба. В этот день пекут большие караваи из муки нового урожая, устраиваются праздничные шествия по улицам, народные гулянья.

Особенно торжественно проходит праздник Конституции и Нового хлеба в Будапеште. Утром на Дунае можно видеть красочный водный карнавал, а вечером яркое зрелище представляет салют на горе Геллерт, который хорошо виден почти из всех районов столицы.

Последняя осенняя работа под открытым небом в селах Венгрии - сбор винограда, как правило, проходит в праздничной обстановке. На помощь собираются соседи, родственники. По окончании работы, как и после жатвы, к дому хозяина несут на палках большую связанную последнюю гроздь винограда. В некоторых областях шествия эти были очень живописны: парни в народных венгерских костюмах скакали впереди на конях, а за ними в праздничных повозках, увитых виноградными лозами, ехали одетые во все белое девушки.

Беседка или зал, где устраивается праздничное веселье по случаю окончания сбора винограда, украшаются гроздьями винограда, подвешенными к потолку. Парни соревнуются в ловкости, стремясь незаметно сорвать гроздь для своей девушки, но, если их уличают в этом, они должны заплатить штраф.

После второй мировой войны венгерский народ стал отмечать ряд новых национальных праздников. Среди них особенно торжественный характер носит День освобождения Венгрии от фашистского ига - 4 апреля. В этот день совершаются церемонии возложения венков на могилы советских и венгерских солдат, организуются митинги, демонстрации.

В современной Венгрии развиваются некоторые отрасли народного декоративно-прикладного искусства. Среди специфических для страны видов такого искусства надо прежде всего отметить изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Пастухи издавна украшали красивым геометрическим орнаментом орудия труда - палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

К старым отраслям народного искусства принадлежит ткачество. Венгерская ткань по технике изготовления, расцветке и орнаменту имеет много общеевропейских элементов: узкие и широкие цветные полосы, простой геометрический узор и пр. Наиболее распространенные цвета ткани - белый, красный, синий и черный. Вышивка развилась у венгров позднее, чем ткачество. Старая вышивка была одно-двухцветная с простым геометрическим орнаментом. Новая вышивка многоцветная, в ней преобладает растительный орнамент - мотивы реалистических или стилизованных цветов.

Развито у венгров производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Крестьяне любили украшать свои жилища этими яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, уставляя ими полки.

Изделия гончаров различных районов страны имели, свою специфику. Так, в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфёльда - четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства - узорная роспись штукатурных стен. Калочские женщины покрывают оштукатуренную и побеленную стену комнаты сплошным узорным орнаментом, совершенно таким же, какой употребителен и в вышивках. Сейчас мотивы крестьянской стенной росписи используются на обойных материалах.

В эпоху капитализма народное искусство венгров пришло в упадок, но в социалистической Венгрии его развитию уделяют большое внимание. Создан Институт народного искусства, ремесленники объединены в кооперативы; лучшие образцы народного искусства широко используются в прикладном искусстве и в легкой промышленности.

Наиболее распространенные жанры венгерского фольклора - сказки и песни. Особенно многочисленны волшебные сказки. В них чувствуются восточные мотивы (например, следы шаманства) и в то же время много черт, общих со сказками других европейских народов. Значительна также группа бытовых сказок типа новелл и юмористических сказок, так называемых труфов.

И в настоящее время у венгров бытуют баллады и песни - лирические, профессиональные, обрядовые и пр. Особенно много исторических песен, в которых отображены героические эпизоды национально-освободительной борьбы народа, воспеваются любимые национальные герои - Ференц Ракоци, Лайош Кошут и др. Особую группу образуют разбойничьи песни и баллады, так называемые песни о бетярах (разбойниках). Бетяр, в народном представлении, был борцом против национального и феодального гнета, защитником бедных. Очень близки к песням о бетярах пастушеские песни: ведь пастухи тоже жили свободной,суровой жизнью. Лиричность, отражение тонких нюансов человеческих переживаний свойственны любовным песням, которые составляют, пожалуй, самую многочисленную группу.

Самобытная венгерская музыка отличается от музыки соседних народов восточным оттенком. Для нее характерны одноголосье, постоянное варьирование, пентатоника. В дальнейшем на музыку венгров большое влияние оказали цыгане. Начиная с XVII в. в городах Венгрии стала популярной та венгеро-цыганская музыка, которая широко известна благодаря ее переработке многими европейскими композиторами - Гайдном, Бетховеном, Шубертом, Брамсом и особенно Ференцем Листом. Цыганскую музыку, цыганские оркестры и сейчас очень любят в Венгрии. В настоящее время своеобразная цыганско-венгерская музыка широко распространена в городах и селах наряду с известными песнями венгерских композиторов.

Основателем венгерской музыкальной школы был Ференц Лист. Он создал наиболее впечатляющие образцы своеобразного венгерского музыкального стиля («Венгерские рапсодии», «Хунгариа»). Последователи Листа: Ференц Эркель, Бела Барток, Золтан Кодаи - являются основоположниками современной венгерской музыки, тесно связанной с народной. Большой вклад внесли венгры в создание легкой музыки. Оперетты венгерских композиторов Ференца Легара и Имре Кальмана не сходят со сцен всех театров мира.

Старые народные музыкальные инструменты венгров - волынка (дуда), свирель, различные виды щипковых инструментов (цитера, тамбур). В наше время более популярны другие, известные всем народам Европы музыкальные инструменты: кларнет, аккордеон и особенно скрипка.

Из народных танцев наиболее популярен парный танец чардаш, имеющий много вариантов. Его охотно танцуют и сейчас наряду с европейскими танцами.

За годы народной власти в стране ликвидирована неграмотность, значительно вырос культурный уровень венгерских трудящихся. В этом немалое значение имело введение единой подлинно народной системы образования, по которой обеспечивается обязательное бесплатное обучение для детей в возрасте 6 - 16 лет. Была учреждена восьмилетняя основная школа, из которой учащиеся могут поступать или в гимназии с четырехлетним сроком обучения, подготавливающие к поступлению в институт, или в четырехлетние средние профессиональные учебные заведения; в них учащиеся получают вместе со средним образованием и профессию. Характерная черта венгерского образования - развитая сеть школ и курсов для взрослых.

Венгерский народ имеет богатую национальную культуру, которой вправе гордиться. Венгерская литература особенно пышного расцвета достигла в конце XVIII - первой половине XIX в., в период острой национально-освободительной борьбы. К этому времени относится творчество выдающегося венгерского поэта Шандора Петефи, стихи и песни которого были тесно связаны с народным творчеством; Яноша Араня - автора исторических и эпических произведений; поэта и видного фольклориста Яноша Эрделя; выдающегося драматурга Имре Мадача.

В сокровищницу венгерской поэзии вошли произведения Михая Чоконаи Витеза, Михая Мёрёшмарти, Эндре Ади. Известны в Европе также венгерские писатели более позднего времени: Мор Йокаи - представитель романтического направления, писатель-реалист Кальман Миксат, автор исторических романов Геза Гардоньи, пролетарский поэт Аттила Йожеф, крупный венгерский романист Жигмонд Мориц, поэт и прозаик Дюла Ийеш, показавший в своих произведениях жизнь венгерского крестьянина в первые десятилетия нашего века, автор лаконичных повестей и рассказов Деже Костолани, именуемый у себя на родине «венгерским Чеховым», известные поэты Михай Ваци и Михай Бабич.

Определенное влияние на развитие венгерской литературы оказали писатели, эмигрировавшие из Венгрии после разгрома Венгерской советской республики 1919 г.: Бела Иллеш, Антал Гидаш, Мате Залка.

С 1945 г. в венгерской литературе развивается новое направление - социалистический реализм. Современную жизнь венгерского народа отобразили в своих произведениях Шандор Гергей, Петер Вереш, Пал Сабо и многие другие писатели.

Больших успехов достигло и венгерское изобразительное искусство. Широко известны и за пределами страны реалистические полотна большого венгерского художника Михая Мункачи, красочные пейзажи Кароя Марко, картины из быта рабочих Дюлы Дерковича, исторические полотна Берталана Секей, картины Т. Чонтвари, Йожефа Риппл-Ронаи.

Апрель 2012 Александра

Уникальное явление в ресторанной жизни города – это, конечно, ресторан "Сэр Ланcелот". Вот уж где и порциям и антуражу удивляться можно. Атмосфера старинной харчевни, официантки в средневековых нарядах, огромные столы, глиняные кубки и "серебряные" блюда с едой. И самое важное – полное отсутствие вилок. Их в там просто нет – по правилам ресторана все едят руками, отрезая куски ножом. Рядом с каждым столом в стену встроен фонтан в виде головы льва, где можно помыть руки. Порция "на две персоны" (в меню так и написано) - это жестяной поднос полуметровой длины, на котором еды на пятерых – 7 видов мяса кусками (курица, утка, свиная нога, свинина, говядина), все это в овощах и квашеной капусте. Стоимость такой роскоши в переводе на рубли – 1500 р. Удивительно, не так ли? Но и это еще не вся прелесть ресторана. В нижнем подвальном зале вечерами проходят выступления артистов (факиры, танец живота, жонглеры) и все это на фоне красивой средневековой живой музыки, которую играют два разодетых как старинные музыканты человека. Короче говоря, ресторан живет по старинному принципу "хлеба и зрелищ". Очень необычно, весело и вкусно можно провести вечер. Столик в этом ресторане разумнее заказать накануне, так как желающих немало.

Ресторанов в Венгрии много. Порции большие. Например, если вас судьба занесла на улицу Ваци, сходите в ресторан "Фаталь"..хотя бы поудивляться. Согласитесь, не каждый день, заказывая себе легкий овощной салатик, получаешь на стол примерно кило рубленой капусты с другими овощами, нарубленными и политыми соусом в огромной салатнице. Я не могу сказать, что это было очень вкусно. Но впечатлило размерами точно. В другом небольшом ресторане при заказе супа на одного нам торжественно принесли кастрюлю с половником. В этой кастрюле было супа на 5 тарелок. Больше четырех просто физически не влезло. А ведь цена была как за 1 порцию.

Цены на ресторанные блюда для россиян очень доступные. Ужин в довольно хорошем ресторане на двоих обойдется вам в пределах 1000-1500 рублей с напитками. Цены на местное пиво тоже глаз радуют. Например, два бокала темного местного пива в самом сердце улицы Ваци обойдется вам в переводе на наши деньги – в 150-170 рублей. А на окраинах запросто можно встретить кабачки, где за 2 бокала такого же пива вы отдадите 80 рублей на наши деньги. С вином такая же история: в подвалах виноделов Эгера (город под Будапештом) бутылка вина обойдется вам всего в 200-250 рублей. И поверьте на слово – это очень даже вкусное качественное вино. Не удивительно, что многие русские туристы с большим удовольствиям покупают и привозят домой венгерское вино, которое у нас выйдет намного дороже.

Русское меню есть в очень малом количестве ресторанов, но всегда есть на английском языке.

Что касается гусиной печени, то не пытайтесь просить у официанта Фуагра. Они сделают вид, что не понимают, что вам надо. В венгерской кухне это блюдо называется "libamáj" - "либамай". Если вы его видите в разделе холодных закусок, то вам принесут паштет и пару кусочков консервированной печенки. Если вы хотите горячий традиционный либамай – ищите его только в перечне горячих блюд,

О будапештских кафе и кондитерских

Март 2009 г. tanyacher

В жизни венгерской столицы, которую со второй половины XIX в. до 1940-х годов именовали городом кафе, эти заведения играли особую роль. Знаменитое кафе "Жербо", 1870 год (фр. Café Gerbeaud), известно своими кондитерскими изделиями. Кафе находится на площади Вёрёшмарти, это самый центр Будапешта. Отсюда отходит улица Ваци (Vatci utca), пешеходная улица с магазинами и ресторанами, похожая на московский Арбат.

Мне нравится есть венгерские блюда в национальных кафе, которые венгры называют "чардами". Они стилизованы под сельские корчмы и погружают вас в атмосферу экологически чистой Венгрии. А свои кондитерские венгры называют "цукраздами". Стоит попробовать штрудель! В Венгрии, как и в Австрии, штрудель есть везде. А в центре города мы нашли кафе, где проходит шоу по приготовлению штруделя. Кафе называется "Reteshaz", а "ретеш" – ("слоённый" по-венгрески) это рулет из тонкого теста со сладкой или солёной начинкой. Конечно, шоу – это громко сказано, но штрудель делают при посетителях. В кафе подают не только штрудели, здесь можно полноценно поесть-попить, и цены довольно приемлемые. Адрес кафе: October 6 str., 22. Попасть сюда можно с Площади Свободы, пройдя один квартал.

1. Копченых венгерских сосисок (в любом супермаркете Будапешта).

2. Марципанов (в специализированных магазинах в центре Будапешта или в городе Сент-Эндре, если будете там).

3. Национальный венгерский суп "салями". Есть, например, в кафе "Паприка" (кстати, чуть ли не единственное кафе, где есть меню на русском). Предупреждаю, порции в этом кафе - для человека, не питавшегося месяц; чтобы облизать тарелку, нужно минут двадцать. Кафе находится на Дозжа Джерджи ("Площадь героев" по-венгерски). Официанты там, правда, не особо приветливые, жизнь их, видно, не особо радует.

4. Блюдо-десерт (название не запомнила) - национальное венгерское блюдо, похожее на ежиков из творога со стружкой из слоеного теста (в кафе "Эклектика" - известное местечко напротив Будапештского театра Оперетты, Наджимецо утца. Там часто сидят меньшинства и диваны очень прокурены).

5. Банановый шейк – пузырчатый молочный прохладный напиток (хорошо делают в кафе "Mai Mano", прямо напротив тетра Оперетты, Наджимецо утца, 20).

6. Блинчики с творогом или с мясом (Андраши, 120, здание Российского культурного центра в Будапеште). Если вдруг захочется частичку родины.

Европейской государство с богатыми культурными традициями, Венгрия все чаще появляется в списках стран, которые российские путешественники стремятся посетить в первую очередь. Причиной тому и внушительный список достопримечательностей, и самобытная венгерская кухня, и целебные термальные источники, на базе которых открыты здравницы и санатории. Понятие "культура Венгрии" включает в себя множество составляющих, совокупность которых позволяет сформировать впечатление о стране, подарившей миру Имре Кальмана и Ференца Листа.

В почетных списках

В списках ЮНЕСКО значится восемь объектов, расположенных на территории Венгрии:

  • Монастырь Паннонхальма – бенедиктинская обитель, основанная в конце Х века. Является не только старейшим монастырем на территории страны, но и вторым по величине аббатством на планете. Построен на вершине трехсотметрового холма. Особую ценность представляет монастырская библиотека, а в колледже для мальчиков обучаются дети со всей страны.
  • Некрополь города Печ. Один из раннехристианских памятников такого рода, датируемый как минимум IV веком.
  • Село Холлоке, в котором проживает чуть менее пятисот человек. В культуре Венгрии ему отводится особая роль, ведь жители Холлоке сохраняют традиции предков и ведут жизненный уклад, доставшийся им из прошлых веков. Село называют этнографическим музеем под открытым небом, а народные промыслы, популярные у его жителей, – это резьба по дереву, гончарное производство, ткачество и художественная вышивка.

Дунай, стреноженный мостами

Венгерская столица – один из самых красивых европейских городов. Здесь расположены великолепные памятники архитектуры и лучшие музеи, экспозиции которых позволяют лучше узнать все о культуре Венгрии.
Неотъемлемая часть национальных традиций и обычаев – это местная кухня. Венгры полагают, что сосчитать все рецепты приготовления традиционного гуляша попросту невозможно, а это лишь одно блюдо из многообразного меню, предлагаемого каждым городским кафе.
Отыскав и попробовав гуляш своей мечты, можно отправиться на прогулку по мостам, которые связывают Буду и Пешт, и опоясывают гордый Дунай во многих местах столицы. Берега реки также находятся под эгидой ЮНЕСКО.
Культура Венгрии – это и ее знаменитая винодельческая отрасль. Регион производства знаменитых токайских вин также охраняется как объект Всемирного наследия человечества, а ежегодные фестивали и ярмарки позволяют познакомиться с уникальными особенностями элитных венгерских вин всем гостям страны.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии.

Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов.

Религия в Венгрии

В Венгрии отношения между церковью и государством в XX в. носили достаточно сложный характер. Несмотря на то, что Конституция 1949 г. номинально гарантировала религиозную свободу, коммунистический режим конфисковал церковную собственность, преследовал духовенство, упразднил религиозные ордена, национализировал приходские школы. Кардинал Йожеф Миндсенти был заключен в 1949 г. в тюрьму за противодействие этим мерам.

В конце концов, религиозные организации и государство достигли соглашения, по которому они признавали контроль со стороны режима. Взамен государство разрешало церквям проводить службы и оплачивать содержание священников. Государственное управление по религиозным делам могло отменять назначения церковных должностных лиц и священников. В 1964 г. правительство заключило соглашение с Ватиканом, нацеленное на нормализацию отношений между венгерской католической церковью и государством. Дипломатические отношения с Ватиканом были восстановлены в 1978 г. В 1990-е годы церкви вновь открыли свои школы и другие учреждения, которые были закрыты во время коммунистической диктатуры.

При законодательно гарантированной свободе совести церковь отделена от государства, но поддерживается им материально. Подписанное в 1997г. соглашение с Ватиканом предусматривает возвращение венгерской католической церкви значительной части объектов образовательного, культурного и социального назначения и выплату компенсаций за остальные. По аналогии с этим имеется в виду урегулировать соответствующие проблемы с остальными церквами.

В стране насчитывается около 260 культовых организаций и религиозных объединений, охватывающих своим влиянием 74% населения. Среди верующих 73% составляют католики и греко-католики, 22% – реформаты и протестанты других направлений, 4% – евангелисты (лютеране). Примерно по 0,2% насчитывают баптисты, православные различного толка, иудаисты. Существует незначительная буддистская община.

На сегодняшний день религиозная жизнь в Венгрии регламентируется Законом о религии, принятом еще в 1990 году. Согласно этому закону для регистрации любой религиозной организации (которая обозначается как «церковь») необходимо, чтобы было в наличии 100 последователей, руководитель, центр организации и простой устав. В этом случае местный суд должен зарегистрировать организацию в качестве «церкви». Каждая такая «церковь» получает государственные субсидии на недвижимость, а также на содержание общеобразовательной конфессиональной школы, если таковая у организации есть. В адрес своей религиозной организации верующие могут перечислять 1 % подоходного налога. Пожертвования, которые церкви сами собирают со своих верующих, являются их частным делом, и чиновники не контролируют этот процесс. Главное требование ко всем церквям заключается в том, что ни одна церковь не может заниматься хозяйственной деятельностью, то есть церкви запрещено даже сдавать свои здания в аренду.

Материальная культура Венгрии

В современной Венгрии не забыты традиционные отрасли народного декоративно-прикладного искусства. К специфическим для страны видам такого искусства относятся изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Издавна пастухи украшали красивым орнаментом орудия труда – палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

Развито в Венгрии и производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Раньше крестьяне любили украшать свои жилища яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, и раскладывая по полкам.

Гончарные изделия имели свою региональную специфику, так в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфельда – четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча и сейчас распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства – узорная роспись штукатурных стен. Оштукатуренную и побеленную стену комнаты покрывают сплошным узорным орнаментом, таким же, какой используется и в вышивках.