Open
Close

Ревизор комедия со злостью и солью. Cочинение «“Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор

Урок № 27.

Дата: 5.12

Тема урока. Н.В.Гоголь. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки .

Цель урока: изучить комедию Гоголя «ревизор» и ответить на вопрос: социальная комедия «со злостью и солью» - это что? О какой «злости и соли» идет речь в комедии?

Задачи урока:

Обучающие: знать содержание комедии, ее главных героев.

Развивающие: уметь выразительно читать фрагменты произведения, перевоплощаться в героев, характеризовать героев, видеть недостатки каждого чиновника, вступать в диалог, строить рассуждения, работать в группах.

Воспитывающие: воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Тип урока : совершенствование знаний, умений, навыков.

Используемые методы, приемы, формы : беседа, инсценировка, ролевая игра.

Ход урока.

    Орг.момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Наш урок я хочу начать с эпиграфа, записанного на доске:

«Я решился собрать в одну

Кучу все дурное в России, какое я тогда

Знал... и за одним разом посмеяться над

Всем... Сквозь смех... читатель услышал

Грусть...».

(Н. В. Гоголь)

- О каком произведении были сказаны эти слова?

(Эти слова Н.В.Гоголь сказал о комедии «Ревизор».)

- Верно. Найдите ключевые слова в эпиграфе.

(дурное в России, смех)

- Подберите синонимы к слову « дурной».

Дурной – нехороший, некрасивый, безобразный, плохой, гадкий, неприятный, негодный.

- Н.В.Гоголь называл свою комедию – комедией «со злостью и солью».

- Почему? (показать пороки общества)

    -

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

( Учитель записывает тему урока на доске)

    Постановка задачи.

- Неужели у гоголевских чиновников можно чему-то научиться?

Мне хочется, чтобы у вас после сегодняшнего урока появилось желание бороться со «всем дурным в России.»

    Проверка дом.зад.

- Давайте послушаем сообщение о замысле и постановке комедии «со злостью и солью» . ( Камилла)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». У него она получилась. О какой же «злости и соли» идет речь в произведении, постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

    Решение проблемной ситуации.

Класс поделен на группы.

Во главе каждого заведения стоят чиновники.

- Кто такие чиновники и какова их роль в городе ?

(«Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) запись в тетрадях.

    Судья

    Артемий Филиппович Земляника . Попечитель богоугодных заведений

    Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

    Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.

    Антон Антонович Сквозник- Дмухановский. Городничий.

    Бобчинский и Добчинский, помещики.

На столах листы самооценки, карточки заданий.

Каждая группа должна дать ответы на вопросы :

    Ваше отношение к известию о приезде ревизора.

    Какие за вами водятся «грешки». В каком состоянии ваши дела.

    Каким образом чиновники пытаются скрыть недостатки своей работы.

Учитель в роли ревизора.

Уважаемые судьи во главе с Аммосом Федоровичем Ляпкиным-Тяпкиным в каком состоянии ваши дела на момент появления ревизора ? (Ответы учеников)

- Артемий Филиппович Земляника, каково ваше положение дел ?

- А в каком состоянии находятся училища?

- Иван Кузьмич, как обстоят дела на почте?

- Антон Антонович, как вы справляетесь со своими обязанностями и какие советы даете чиновникам?

Вывод:

- В чем смысл советов городничего и намерений каждого чиновника ? (Чиновники хотят не исправить ошибки, а собираются их скрыть, сгладить)

4. Знакомство с Хлестаковым.

- Теперь мы знаем, как обстоят дела в городе N .

- Наконец, настало время познакомиться с Хлестаковым, о нем нам расскажет Осип . ( Тимофеев Иван)

Скажите, Хлестаков, что делает в этом городе?

(находится проездом, живет в трактире, у него нет денег)

5. Инсценировка. Встреча городничего с Хлестаковым. ( Давлетов Алмаз, Хусаинов Искандер)

Как же произошла встреча городничего с Хлестаковым?

Беседа.

- Чем смешна данная ситуация ? (нет понимания между героями, они боятся друг друга)

- Чего боится Хлестаков ? (что его заберут в тюрьму)

- Чего боится городничий ? (думает, что на него донесли, пугается поведения Хлестакова)

- Какое чувство движет ими ? (страх)

Составление кластера:

Страх : 1) делает слепыми

2) делает глухими

3) лишает разума

6. Игровая ситуация. Вопрос-ответ.

Учитель в роли Хлестакова.

- Бобчинский и Добчинский, почему вы решили, что я ревизор ? ( Говорят, перебивая друг друга)

Потому что вы молодой человек недурной наружности, одет в партикулярное платье, рассуждаете, остановились в нашем городе проездом из Петербурга в Саратовскую губернию, по словам трактирщика престранно себя вели – забирали все на счет, ни копейки не платили. Мы заметили, что вы наблюдательный человек. Когда мы ели семгу, вы так и заглянули нам в тарелки.

- Антон Антонович, вы были уверены в том, что молодого человека легко обвести вокруг пальца. Так почему же вы поверили, что я ревизор ?

Я испугался вашего поведения, когда вы сказали, что служите в Петербурге, что пойдете жаловаться прямо к министру.

    Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

- Чего хотел добиться Гоголь, создавая комедию «со злостью и солью »? (показать пороки общества, смехом потрясти человеческие сердца)

- Перечислите эти пороки.

(безответственность, жадность, мошенничество, взяточничество)

- Какие пороки современного общества вы можете назвать?

(жадность, наркомания, безответственность, алкоголизм…)

- Актуальна ли комедия Гоголя сегодня?

    Рефлексия.

Сочинение-рассуждение. (2-3 ученика зачитывают свои рассуждения)

- Актуальна ли комедия Гоголя сегодня? Почему?

- Какой урок мы можем вынести для себя ?

(Серьезно относится к своим обязанностям)

- Какие есть у вас обязанности на сегодняшний день ? (выполнять домашнее задание, овладевать знаниями…)

    Дом.зад .: стр. 296-312, дать характеристику Хлестакову.

    Оценки. Учащиеся заполняют листы оценки и сдают.

Городничий (немного оправившись и протянув руки по швам) . Желаю здравствовать!

Хлестаков (кланяется) . Мое почтение…

Городничий . Извините.

Хлестаков . Ничего…

Городничий . Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко) . Да что ж делать? Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей.

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп - он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морит голодом по целым дням…

Городничий (робея) . Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков . Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

Городничий (в сторону) . О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь) . Да вот вы хоть тут со всей своей командой - не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом) . Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Хлестаков . Нет, я не хочу! Вот еще? мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Городничий (дрожа) . По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков . Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий (в сторону) . О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить свою минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков . Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки) . Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Хлестаков (принимая деньги) . Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю их из деревни… Я вижу, вы благородный человек. Теперь другое дело.

Городничий (в сторону) . Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад.

Осип

Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. Вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался!. А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. А отчего? - оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Коли служить, так служи. .

Лист оценки

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Итого:

Суд

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин .

Богоугодные заведения

Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений

Учебные заведения

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

Почта

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

Городничий

Антон Антонович Сквозник- Дмухановский.

Помещики

Бобчинский и Добчинский.

Какие за вами водятся «грешки»? В каком состоянии ваши дела?

Каким образом вы пытаетесь скрыть недостатки своей работы?

Сформулируйте проблемный вопрос?

(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

Сформулируйте проблемный вопрос?

(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». Сюжет комедии «Ревизор» подсказал Гоголю Пушкин. Казнокрадство и взяточничество было распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в городе. Дикий произвол, взяточничество, казнокрадство, невежество – таковы нравы безвестного города, в который случайно заносит Хлестакова.

19 апреля 1836 в Петербурге состоялось первое представление «Ревизора». Зал был полон. В зале находился царь с наследником. Вначале в зале раздался смех. После первого акта недоумение было на всех лицах. К концу спектакля недоумение перешло в ярость. Николай 1, выходя из ложи, сказал:

Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!

Критики писали, что комедия Гоголя – это фарс, не имеющий ничего общего с действительностью.

25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве. Критик Белинский приветствовал это произведение.

В 1842 году появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь.», была изменена немая сцена.

Дата публикации: 02.12.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Урок № 27.

Тема урока. Н.В.Гоголь. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

Цель урока: изучить комедию Гоголя «ревизор» и ответить на вопрос: социальная комедия «со злостью и солью» - это что? О какой «злости и соли» идет речь в комедии?

Задачи урока:

Обучающие: знать содержание комедии, ее главных героев.

Воспитывающие: воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.

Используемые методы, приемы, формы: беседа, инсценировка, ролевая игра.

Ход урока.

    Орг.момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Наш урок я хочу начать с эпиграфа, записанного на доске:

«Я решился собрать в одну

Кучу все дурное в России, какое я тогда

Знал... и за одним разом посмеяться над

Всем... Сквозь смех... читатель услышал

Грусть...».

(Н. В. Гоголь)

О каком произведении были сказаны эти слова?

(Эти слова Н.В.Гоголь сказал о комедии «Ревизор».)

Верно. Найдите ключевые слова в эпиграфе.

(дурное в России, смех)

Подберите синонимы к слову «дурной».

Дурной - нехороший, некрасивый, безобразный, плохой, гадкий, неприятный, негодный.

Н.В.Гоголь называл свою комедию - комедией «со злостью и солью».

Почему? (показать пороки общества)

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

(Учитель записывает тему урока на доске)

    Постановка задачи.

Неужели у гоголевских чиновников можно чему-то научиться?

Мне хочется, чтобы у вас после сегодняшнего урока появилось желание бороться со «всем дурным в России.»

    Проверка дом.зад.

Давайте послушаем сообщение о замысле и постановке комедии «со злостью и солью». (Камилла)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». У него она получилась. О какой же «злости и соли» идет речь в произведении, постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

    Решение проблемной ситуации.

Класс поделен на группы.

Во главе каждого заведения стоят чиновники.

Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

(«Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) запись в тетрадях.

    Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

    Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений

    Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.

    Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий.

    Бобчинский и Добчинский, помещики.

На столах листы самооценки, карточки заданий.

Каждая группа должна дать ответы на вопросы:

    Ваше отношение к известию о приезде ревизора.

    Какие за вами водятся «грешки». В каком состоянии ваши дела.

    Каким образом чиновники пытаются скрыть недостатки своей работы.

Учитель в роли ревизора.

Уважаемые судьи во главе с Аммосом Федоровичем Ляпкиным-Тяпкиным в каком состоянии ваши дела на момент появления ревизора? (Ответы учеников)

Артемий Филиппович Земляника, каково ваше положение дел?

А в каком состоянии находятся училища?

Иван Кузьмич, как обстоят дела на почте?

Антон Антонович, как вы справляетесь со своими обязанностями и какие советы даете чиновникам?

В чем смысл советов городничего и намерений каждого чиновника? (Чиновники хотят не исправить ошибки, а собираются их скрыть, сгладить)

4. Знакомство с Хлестаковым.

Теперь мы знаем, как обстоят дела в городе N.

Наконец, настало время познакомиться с Хлестаковым, о нем нам расскажет Осип. (Тимофеев Иван)

Скажите, Хлестаков, что делает в этом городе?

(находится проездом, живет в трактире, у него нет денег)

5. Инсценировка. Встреча городничего с Хлестаковым. (Давлетов Алмаз, Хусаинов Искандер)

Как же произошла встреча городничего с Хлестаковым?

Чем смешна данная ситуация? (нет понимания между героями, они боятся друг друга)

Чего боится Хлестаков? (что его заберут в тюрьму)

Чего боится городничий? (думает, что на него донесли, пугается поведения Хлестакова)

Какое чувство движет ими? (страх)

Составление кластера:

Страх: 1) делает слепыми

2) делает глухими

3) лишает разума

6. Игровая ситуация. Вопрос-ответ.

Учитель в роли Хлестакова.

Бобчинский и Добчинский, почему вы решили, что я ревизор? (Говорят, перебивая друг друга)

Потому что вы молодой человек недурной наружности, одет в партикулярное платье, рассуждаете, остановились в нашем городе проездом из Петербурга в Саратовскую губернию, по словам трактирщика престранно себя вели - забирали все на счет, ни копейки не платили. Мы заметили, что вы наблюдательный человек. Когда мы ели семгу, вы так и заглянули нам в тарелки.

Антон Антонович, вы были уверены в том, что молодого человека легко обвести вокруг пальца. Так почему же вы поверили, что я ревизор?

Я испугался вашего поведения, когда вы сказали, что служите в Петербурге, что пойдете жаловаться прямо к министру.

    Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

Чего хотел добиться Гоголь, создавая комедию «со злостью и солью»? (показать пороки общества, смехом потрясти человеческие сердца)

Перечислите эти пороки.

(безответственность, жадность, мошенничество, взяточничество)

Какие пороки современного общества вы можете назвать?

(жадность, наркомания, безответственность, алкоголизм…)

Актуальна ли комедия Гоголя сегодня?

    Рефлексия.

Сочинение-рассуждение. (2-3 ученика зачитывают свои рассуждения)

Актуальна ли комедия Гоголя сегодня? Почему?

Какой урок мы можем вынести для себя?

(Серьезно относится к своим обязанностям)

Какие есть у вас обязанности на сегодняшний день? (выполнять домашнее задание, овладевать знаниями…)

    Дом.зад.: стр. 296-312, дать характеристику Хлестакову.

    Оценки. Учащиеся заполняют листы оценки и сдают.

Городничий (немного оправившись и протянув руки по швам). Желаю здравствовать!

Хлестаков (кланяется). Мое почтение…

Городничий. Извините.

Хлестаков. Ничего…

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать? Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей.

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп - он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морит голодом по целым дням…

Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой - не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще? мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить свою минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Хлестаков (принимая деньги). Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю их из деревни… Я вижу, вы благородный человек. Теперь другое дело.

Городничий (в сторону). Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад.

Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. Вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался!. А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. А отчего? - оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Коли служить, так служи..

Лист оценки

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Лист оценки

ФИ____________________________________

    Участие в обсуждении:

    Участие в диалоге:

    Участие в сценках:

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.

Богоугодные заведения

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Учебные заведения

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

Городничий

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Помещики

Бобчинский и Добчинский.

Какие за вами водятся «грешки»? В каком состоянии ваши дела?

Каким образом вы пытаетесь скрыть недостатки своей работы?

Сформулируйте проблемный вопрос?

(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

Сформулируйте проблемный вопрос?

(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». Сюжет комедии «Ревизор» подсказал Гоголю Пушкин. Казнокрадство и взяточничество было распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в городе. Дикий произвол, взяточничество, казнокрадство, невежество - таковы нравы безвестного города, в который случайно заносит Хлестакова.

19 апреля 1836 в Петербурге состоялось первое представление «Ревизора». Зал был полон. В зале находился царь с наследником. Вначале в зале раздался смех. После первого акта недоумение было на всех лицах. К концу спектакля недоумение перешло в ярость. Николай 1, выходя из ложи, сказал:

Ну и пьеска! Всем досталось, а мне - больше всех!

Критики писали, что комедия Гоголя - это фарс, не имеющий ничего общего с действительностью.

25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве. Критик Белинский приветствовал это произведение.

В 1842 году появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь.», была изменена немая сцена.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Фролова Ольга Филипповна, первая категория, заявленная – высшая, МБОУ Ляльшурская СОШ, Шарканский район, Удмуртская Республика

Предмет: русская литература

Учебник (УМК):

Тема урока : Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комед ии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

предметными УУД:

опознают понятия «эпическое, драматическое, лирическое произведение»;

Регулятивными УУД:

познавательными УУД:

коммуникативные УУД:

адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; строят монологическое контекстное высказывание

личностные УУД:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Знакомство с историей создания комедии «Ревизор» и первой ее постановкой;

Умеют использовать знания об особенностях драматического произведения в практической деятельности

3 уровень - воспроизведение знаний

Регулятивные

Самостоятельно формулируют вопросы

Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Познавательные

3 уровень — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные

3 уровень – строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Кроссворд (интерактивная доска) по программе ноутбук .

Создание проблемной ситуации сомнения

Фронтальная

Коллективная

Предлагает детям вспомнить

творчество Гоголя, решив кроссворд.

Словарная работа: кто такой ревизор ?

Каким образом это слово связано с творчеством писателя?

Сообщает, что писатель преуспел еще в одном жанре литературы и предлагает обдумать и обосновать ответ на вопрос: в каком жанре, лирическом или драматическом, преуспел Н.В.Гоголь? Когда же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты биографии писателя говорят о его интересе к театру?

Сообщает тему урока, записывает на доске «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» и предлагает сформулировать проблему урока. Какая проблема бывает поставлена в драматическом произведении?

Отгадывают кроссворд,

выводят слово «Ревизор».

Предполагаемый ответ: ревизор – должностное лицо, производящее ревизию (проверку).

Высказывание своих точек зрения по вопросу в устной форме.

Формулируют вопросы, на которые необходимо ответить в ходе урока.

Записывают тему урока в тетради.

Предметные УУД:

воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

высказывание и обоснование своей точки зрения.

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования из уже известных учащимся

Групповая

Предлагает подумать, какие задачи нам необходимо поставить перед собой, учитывая, что это первый урок по произведению. Составьте план урока.

Обсуждают в группах и называют известные им методы исследования, определяют последовательность действий.

1.История создания комедии.

2.Первая постановка комедии, отклики современников, впечатления самого автора.

3.Особенности драматического произведения.

4.Первое знакомство с текстом произведения.

Регулятивные УУД : планировать пути достижения целей;

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные УУД:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные УУД:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Поисково-исследовательский этап

О рганизация процесса самостоятельного постижения учениками нового материала (недостающих знаний).

Репродуктивный метод обучения.

Устное сообщение, доклад

Индивидуальная форма.

Коллективная форма.

Предлагает послушать сообщения и в тетради сделать записи.

1.Сообщение «История создания комедии «Ревизор».

2.Сообщение «Первая постановка комедии «Ревизор».

3.Для чего важно знать об особенностях драматического произведения? (Чтобы понять произведение, его содержание и основную мысль, т. е. конфликт)

Что же помогает узнать о герое пьесы, характеризовать его? (Речь героя, интонация, реплики других героев о нем, жесты, мимика, ремарки).

Ученик делает сообщение по теме «История создания комедии «Ревизор». Учащиеся слушают и делают записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое контекстное высказывание

Познавательные УУД:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Практический этап

Подготовка к восприятию произведения,

вызов интереса к прочтению комедии «Ревизор»

О рганизация действий закрепления знаний об особенностях драматического произведения в процессе решения конкретно-практических задач

Групповая форма

Задания по группам:

1.Прочитайте страницу «Действующие лица». Сколько героев в пьесе? Какое социальное положение они занимают? О чем это говорит? О чем говорят фамилии героев?

2.Характеры и костюмы. Встречали ли вы в какой-либо пьесе подобное описание автором своих героев? Как вы думаете, для чего это нужно было автору?

3.Прочитайте первые строчки первого явления. Какую роль играет первая фраза комедии? Какую роль занимает отрывок в композиционной структуре произведения? (завязка).

Создайте воображаемую мизансцену. Продумайте, как бы вы расположили персонажей в определенный момент действия, представьте их положение, мимику, жесты, движения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Познавательные УУД:

владеть основами изучающего чтения.

Рефлексивно-оценочный этап

А нализ школьниками собственных действий , выявление успехов и недочетов в работе, определение программы последующих коррекционных действий (по устранению недочетов) и познавательных действий (по «наращиванию» знаний).

Индивидуальная, или групповая

Итак, сделаем выводы по уроку.

Я вспомнил…

Я узнал….

У меня (не)получилось…

Мне предстоит…

Коммуникативные УУД:

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра

Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Тема урока. Н.В.Гоголь. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

Цель урока: изучить комедию Гоголя «ревизор» и ответить на вопрос: социальная комедия «со злостью и солью» - это что? О какой «злости и соли» идет речь в комедии?

Задачи урока:

Обучающие: знать содержание комедии, ее главных героев.

Развивающие: уметь выразительно читать фрагменты произведения, перевоплощаться в героев, характеризовать героев, видеть недостатки каждого чиновника, вступать в диалог, строить рассуждения, работать в группах.

Воспитывающие: воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.

Ход урока.

Орг.момент.

Наш урок я хочу начать с эпиграфа, записанного на доске:

«Я решился собрать в одну

кучу все дурное в России, какое я тогда

знал... и за одним разом посмеяться над

всем... Сквозь смех... читатель услышал

грусть...».

(Н. В. Гоголь)

О каком произведении были сказаны эти слова?

(Эти слова Н.В.Гоголь сказал о комедии «Ревизор».)

Верно. Найдите ключевые слова в эпиграфе.

(дурное в России, смех)

Подберите синонимы к слову «дурной».

Дурной – нехороший, некрасивый, безобразный, плохой, гадкий, неприятный, негодный.

Н.В.Гоголь называл свою комедию – комедией «со злостью и солью».

Почему? (показать пороки общества)

Сформулируйте проблемный вопрос?

(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

Постановка задачи.

Неужели у гоголевских чиновников можно чему-то научиться?

Мне хочется, чтобы у вас после сегодняшнего урока появилось желание бороться со «всем дурным в России.»

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». У него она получилась. О какой же «злости и соли» идет речь в произведении, постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

(«Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) запись в тетрадях.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий.

Бобчинский и Добчинский, помещики.

Ваше отношение к известию о приезде ревизора.

Каким образом чиновники пытаются скрыть недостатки своей работы.

Знакомство с Хлестаковым.

Наконец, настало время познакомиться с Хлестаковым, о нем нам расскажет Осип. (Тимофеев Иван)

Скажите, Хлестаков, что делает в этом городе?

(находится проездом, живет в трактире, у него нет денег)

Инсценировка. Встреча городничего с Хлестаковым. (Давлетов Алмаз, Хусаинов Искандер)

Как же произошла встреча городничего с Хлестаковым?

Беседа.

Чем смешна данная ситуация? (нет понимания между героями, они боятся друг друга)

Чего боится Хлестаков? (что его заберут в тюрьму)

Чего боится городничий? (думает, что на него донесли, пугается поведения Хлестакова)

Какое чувство движет ими? (страх)

Составление кластера:

Страх: 1) делает слепыми

2) делает глухими

3) лишает разума

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

Чего хотел добиться Гоголь, создавая комедию «со злостью и солью»? (показать пороки общества, смехом потрясти человеческие сердца)

Перечислите эти пороки.

(безответственность, жадность, мошенничество, взяточничество)

Какие пороки современного общества вы можете назвать?

(жадность, наркомания, безответственность, алкоголизм…)

Актуальна ли комедия Гоголя сегодня?

Актуальна ли комедия Гоголя сегодня? Почему?

Какой урок мы можем вынести для себя?

(Серьезно относится к своим обязанностям)

Какие есть у вас обязанности на сегодняшний день? (выполнять домашнее задание, овладевать знаниями…)

Дом.зад.: дать характеристику Хлестакову.

Конспект урока по литературе на тему ««Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия «со злостью и солью».

Для учащихся 8 класса

МБОУ «Мускатновская школа»

Подготовила: Муругова Алина Владимировна

Учитель русского языка и литературы