Open
Close

Обычаи, традиции и обряды. Обычаи, обряды и ритуалы в традиционной культуре Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции

Национальный менталитет - явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться

к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

На характер ментальности огромное воздействие оказы-вают национальные традиции и ценности.

Традиции - это элементы культуры, которые переда- ются из поколения в поколение. Они имеют двуединую при-роду. С одной стороны, это явление психики (могут как осо-знаваться, так и не осознаваться); с другой - явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, сим-волах, одежде и даже еде. Большинство традиционных пра-вил поведения усваиваются подсознательно, на уровне под-ражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и поче-му принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Евро-пе цвет траура - черный, а в Китае - белый. Если несколь-ко огрубить, считается, что англичанин - раб традиции, американец - раб стандарта. О русских говорят: долго за-прягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувстви-тельны к своим традициям, и невнимание к ним может вы-звать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсо лютизировать - это может привести к укоренению отжив-ших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человече-ских жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнориро ватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историчес-ком развитии народа, способствуют укреплению его само-бытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и слу-жит духовной опорой народу и государству, помогает высто-ять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать;
J, их исключительными». 1

Академик Д. С. Лихачев i

Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благородней-шие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует де-лать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в мен-тальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд за-

служивает уважения, и ни одно полезное занятие не кажет-ся мусульманину зазорным. Поэтому для многих мусульман такого понятия, как «непрестижный труд», просто не суще-ствует.

Опорой в укреплении и сохранении традиции служат на- циональные ценности - то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в це- лом согласны. Опора на эти ценности приобщает к истори-ческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общест-ва и своей личной жизни, не подменяя его бездумным по-требительством.

Разобраться в традиционных русских ценностях, как все-гда, лучше всего помогает обращение к отечественной фило-софской мысли. Например, И. А. Ильин (1882-1954) выде-ляет 10 фундаментальных национальных ценностей (фило-соф называл их «сокровищами»). Это национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, исто рия народа, молитва, жития святых и героев. Сюда же Ильин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспитание че-ловека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здо-ровья и свободы»; армию -«оплот Родины»; террито- рию - национально-государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального вос-питания» и полагал, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. В советский период многие из этих традиций были утрачены.

Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Главное, что становится понятным, когда вдумываешься в содержание «сокровищ», - их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин, «сверхнациональное»). Конечно, философ обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «и к каждому здоровому народу». Со-здается впечатление, что автор - наш современник и обра-щается к нам, гражданам многонациональной, многоконфес-сиональной страны, потому что каждому народу дороги его родной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его свя-тые и герои, его хозяйство и, конечно, «территория - зем-ля Отечества».

ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно-стей. Современное человечество представлено всем многооб-разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне-деятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств изве-стно точно - 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).

Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века - уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла-гают классифицировать народы мира. Основания классифи-кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

Географическая классификация вам хорошо известна: вы-деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на-роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

Языковая классификация дает представление об этниче-ском родстве народов и общих истоках происхождения раз-личных культур. Она основана, во-первых, на представле-нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру-гими народами. В-третьих, родство между языками и куль-турами более отдаленного типа, которое определяется поня-тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья - одна из самых рас-пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал-тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства язы-ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей-ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще-ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь-ко гипотеза.

Антропологическая классификация основана на принци-пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

Вместе с тем существует бесспорная реальность физическо-го (телесного) разнообразия людей. Различия между физи-ческими типами людей обычно называют расовыми. Выде-ляются четыре большие расы - европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).

Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чис-тых» рас не существует: все они обнаруживают массу при-знаков смешения. Не случайно в наши дни в составе боль-ших рас принято выделять 25 малых.

У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский по-эт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пуш-кин - это наше все!») - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» - Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А же-ной Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Хрис-тина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом ми-ре «чистых» рас нет.

Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый боль-шой этнос - русский (около 120 млн из 140-миллион-ного населения России), а самая малая этническая общ-ность - керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны про-ходит граница между ареалами (областями распростране-ния) двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII-XIV вв. перешло значи-тельное количество выходцев из Золотой Орды, ставших ос-нователями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и бра-ли себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот дворянских родов, имев-ших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами - людьми, не приемлющи-ми представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Пато-логические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой стал-

киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной де-ятельности нечистоплотных политиков, преследующих ко-рыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нару-шаются конституционные права человека.

НИ Основные понятия: этнос, нация.

ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

Проверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в на-шей науке? 2) Чем различаются определения понятия «эт-нос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) По-чему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утвержда-ют, что национальный менталитет - это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? По-чему философ называл их сверхнациональными? 7) Что слу-жит подтверждением этнического многообразия современно-го человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210 -1292) писал:

Все племя Адамово - тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,

То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек, -

Так скажут ли люди, что ты человек? Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со-гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни-те свою позицию.

    Вам хорошо знакомы формулировки: национальные
    традиции, национальная кухня, национальный доход, вало-
    вой национальный продукт, национальные особенности,
    Национальный филармонический оркестр России, многона-
    циональный народ России. Понятие «национальный» ис-
    пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трак-
    товку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком
    смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

    В состав традиции специалисты включают обычаи, ри-
    туал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои

особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди-тельности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной на-циональной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этно-лог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на тер-ритории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приво-дит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача-турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не толь-ко по культуре, но и по самосознанию является русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями эт-нической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от-вет. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему ма-ло удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться без-временным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико-русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сфор-мировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказыва-ют современные условия жизни?

§ 9. Межэтнические отношения и национальная

политика

Вспомните:

что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об-становку в стране и в мире? В чем заключается сущ-ность социального конфликта?

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно-шения между этносами (народами), охватывающие все сфе- ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много-аспектна, включает вопросы истории и современной повсе-дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра-зования, социологии, психологии, экономических, полити-ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто-ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани-зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично-сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше-ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ-стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично-стные отношения людей различной этнической принад-лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот-ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду-ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз-ных этногосударственных общностей, сближения всех сто-рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме-шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни-чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:

    экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

    интеграция национальных образований в пределах мно-
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на-
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук-
    реплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнационального со-трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по-вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида-цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас-цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро-дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар-ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на-рушены из-за непродуманного административно-территори-ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви-ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра-зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об-щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж-дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей-ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо-жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес-сов XXI в. Это, в частности, проявляется:

    в заботе о формировании общего экономического, гума-
    нитарного правового пространства с несколькими странами,
    входящими в созданное после распада СССР Содружество
    Независимых Государств;

    в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
    экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
    культуры. Большое место в документах о партнерстве уде-
    лено совместным действиям по соблюдению принципа не-
    дискриминации, включая противодействие любым формам
    нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще-ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра-зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик-ты между этническими общностями. В научных трудах эт-нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор-ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри-вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре-чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес-кий конфликт - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен-ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ-ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова-нием этносов, а политическими, социальными условиями, в

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об-раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис-торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак-ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра-жающихся в целях и действиях противоборствующих сто-рон.

Территориальные причины - борьба за изменение гра-ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль-турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка-ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо-вания сепаратистского 1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа-ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, - пишет один из российских этноло-гов, - в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка-ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка-кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

11

2004г. Русский язык Русский язык 6 класс . У чебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ... программа по алгебре и началам анализа для 11 класса с приложениями (к учебнику Мордковича А.Г.) ...

  • Учебно-методическое обеспечение о бразовательного процесса гбоу сош №1266 2012-2013 учебный год

    Учебно-методическое обеспечение

    Тесты по истории России: 6 класс чебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « ... для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...


  • История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности).

    Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

    Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно - 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).
    Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века - уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.
    Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
    Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
    Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
    Индоевропейская языковая семья - одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
    Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
    Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

    Вместе с тем существует бесспорная реальность физического (телесного) разнообразия людей. Различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Выделяются четыре большие расы - европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).
    Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Не случайно в наши дни в составе больших рас принято выделять 25 малых.
    У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пушкин - это наше все!») - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» - Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.
    Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос - русский (около 120 млн из 140-миллионного населения России), а самая малая этническая общность - керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII-XIV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами - людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой стал
    киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.
    НИ Основные понятия: этнос, нация.
    ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.
    Проверьте себя
    1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке? 2) Чем различаются определения понятия «этнос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утверждают, что национальный менталитет - это своего рода память
    о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверхнациональными? 7) Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?
    Подумайте, обсудите, сделайте Персидский поэт и философ Саади (1210-1292) писал:
    Все племя Адамово - тело одно,
    Из праха единого сотворено.
    Коль тела одна только ранена часть,
    То телу всему в трепетание впасть.
    Над горем людским ты не плакал вовек, -
    Так скажут ли люди, что ты человек?
    Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Согласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясните свою позицию. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные традиции, национальная кухня, национальный доход, валовой национальный продукт, национальные особенности, Национальный филармонический оркестр России, многонациональный народ России. Понятие «национальный» используется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком смысле надо понимать каждую из этих формулировок. В состав традиции специалисты включают обычаи, ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
    особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убедительности приведите примеры. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной национальной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этнолог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приводит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хачатурян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию является русским.
    Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями этнической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный ответ. А вы какого мнения? Объясните.
    Поработайте с источником
    Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».
    Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.
    ЛН Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сформировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказывают современные условия жизни?

    Каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткуда. Корни любой нации мира, отголоски минувшей истории составляют неповторимую канву, в которую вплетены судьбы людей. Уникальные обычаи, устоявшиеся традиции и даже самые невероятные и экзотические обряды составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды - неотъемлемая сторона жизни. Часть из них пришла к нам из религий, другая - из огромного множества примет, преданий, верований и суеверий. Познакомимся с сущностью и глубинным смыслом некоторых традиций жителей России.

    Венчание: трогательное таинство

    Язычество как первая религия славян подарило нам Масленицу, великолепные и святочные гадания. Традиционно русские свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» - период от Рождества до Масленицы.

    В Прощеное воскресенье - последний день гуляний - все просили прощения друг у друга, освобождаясь от накопившихся обид, одаривали родных. Кульминация праздника - сожжение чучела как символа заканчивающейся долгой зимы. «На богатый урожай» пепел развеивали над полями. Жгли костры из соломы и ненужных старых вещей, чтобы освободиться от всего лишнего. Вечером блинами поминали умерших родственников.

    Христианская Пасха

    Христианство даровало нам замечательный праздник святой Пасхи. Разнообразны обычаи народов разных стран в праздновании этого дня. Не будем останавливаться на православных церковных обрядах. Они величественны и красивы. Рассмотрим традиционно бытовые обычаи. Пример обрядовых действий, наиболее распространенных в России, - выпечка пасхальных куличей и окрашивание яиц, символы бессмертного тела Христова, которые освящают в храмах. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты.

    Утром после всенощных бдений и прохождения крестных ходов вокруг церквей начинается празднование чудесного воскрешения Христа. Люди поздравляют друг друга словами "Христос воскрес!", получая ответ "Воистину воскрес!" и обмениваясь освященными куличами и яйцами. Название этого обычая - Христосование. Эти традиционные обряды настолько распространены, что пасхальным угощением обмениваются не только верующие, но и атеисты.

    На свете существует немало обрядов. Обычаи, пример которых приведен в статье, являются наиболее распространенными в России.

    Уже первые исследования традиционных культур привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывно связано с ритуалами и обрядами. Их практическое значение довольно широко и разнообразно: они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, позволяют индивиду ощутить свою этническую идентичность, сохраняют ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации личности и т.д. Поэтому к явлениям традиционной культуры обратились представители разных наук, по-своему их интерпретирующих. Так, в одном случае ритуал рассматривается как стандартная устойчивая последовательность действии церемониального характера; в обыденном понимании ритуал означает формальную процедуру, своего рода игру, правила которой принимаются всеми ее участниками. Среди разнообразных интерпретаций сущности ритуалов для нас наибольший интерес представляет этологическая.

    На рубеже 1970-- 1980-х гг. появилось новое научное направление -- этология человека, которое синтезировало в себе достижения этологии, этнологии, физиологии и психологии. Его основным объектом исследования стало традиционное общество в сравнении с современной индустриальной культурой. Важная особенность такого подхода состоит в изучении культуры и человека в «естественном» состоянии, где ритуал имеет огромное значение для социокультурной адаптации.

    Согласно этологическому подходу, для функционирования любой этнической общности необходимы такие качества, как сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские узы. У животных аналогичное поведение по отношению к особям своего вида определяется специфическими биологическими организмами. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные механизмы заторможены. У него нет той сложной системы поз, жестов, которые свойственны животным. На смену ей пришла культурная система ритуала, контролирующая и регулирующая способы социального взаимодействия людей, вырабатывая стереотипы их поведения.

    Собственно культура начинается с того, что на поведение накладываются некоторые дополнительные ограничения, не мотивированные физическими или биологическими критериями, в частности -- овладение информацией, необходимой для жизни и приобретаемой только в процессе обучения. Так появляется язык, знаковые средства для ее передачи.

    Информация усваивалась в стереотипах поведения, превратившихся в образцы, модели, следование которым было обязательным условием социальной жизни коллектива. Эти программы поведения имели нерасчлененный, синкретический характер и поэтому одновременно были и образом мира, без которого невозможно функционирование культуры.

    Хотя стереотипы поведения претендуют на всеобщность и абсолютность, на практике одни из них выполняются всегда и всеми, другие соблюдаются с некоторыми отклонениями и послаблениями. Разумеется, у каждого этноса свои представления о том, что является более важным и значимым, а чем можно пренебречь. Поэтому обряды и обычаи разных народов не совпадают. Но все они принципиально сходятся в одном -- ими жестко контролируется соблюдение важнейших для данного этноса и культуры стереотипов.

    Обычаи регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение индивида в той или иной сфере жизни и деятельности, требуя проявления нравственных качеств, типичных для данного этноса. Они существуют в обыденной жизни, на культурной периферии. Более высокая ступень регуляции -- ритуалы, намного более жесткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре культуры и от правильного выполнения которых зависит само существование этой культуры и народа.

    Как считается в этнологии, ритуал представляет собой определенные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и, как правило, санкционированы обществом. Ритуалы существуют не только в традиционных, но и в современных обществах. И это относится не только к религии. Под определение ритуала подпадает любое разрешение, получаемое бюрократически и изменяющее ситуацию лишь символически (например, штамп в паспорте, поставленный в ЗАГСе). В традиционных культурах, где ритуалы играют более важную роль (считается, что от них зависит само существование мира), их важнейшая цель -- достижение идеального состояния мира, характеризующегося слиянием человека, коллектива и космоса в гармоничном единстве.

    Наиболее подробный и тщательный анализ ритуала и его роли в культуре связан с именем Э. Дюркгейма. Еще со времен Э. Тайлора и Дж. Фрэзера утвердилось деление явлений традиционной культуры на рациональные, удовлетворяющие материальные потребности, и иррациональные, символические ценности. Первые находятся на культурной периферии, вторые -- в ее сакральном центре.

    Символические ценности в таких культурах были важнее. Об том говорит хорошо известный историкам парадокс: примитивные в хозяйственном отношении племена нередко имели сложную социальную организацию, развитую систему обрядов, верований и мифов. Также не секрет и тот факт, что человечество всегда выделяло для непрактической, на первый взгляд символической деятельности своих лучших представителей (только самые талантливые могли стать колдунами и шаманами); Иными словами, для любого коллектива недостаточно определенного минимума материальных жизненных условий, без символических ценностей его жизнь невозможна. Таким образом, можно говорить о двух видах прагматики -- утилитарной и знаковой, материальной и символической.

    Для нас такое утверждение звучит непривычно. В традиционной культуре цель и смысл жизни человек видел в ритуалах, а обыденное существование лишь заполняло промежутки между ними. В современной культуре, неразрывно связанной с идеей истории (развития общества), осознанием роли науки и возможности реального преобразования мира, произошла переориентация на практические ценности. Человек сегодня рассматривает символическую деятельность как простое приложение к основной -- хозяйственно-экономической, поэтому роль ритуала снизилась, а самое главное -- изменилось отношение к нему со стороны членов общества, что делает изучение ритуалов затруднительным или невозможным без обращения к опыту традиционных культур.

    Что представляет собой ритуал? Обычно это некоторый стандартизированный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией. Слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и практически не меняются. Традиции также определяют, кто может проводить ритуал. В ритуалах часто используются священные объекты (являющиеся полноценными вещами), в конце его участники обычно испытывают эмоциональный подъем. Ритуалы служат усилению трудового единства, В период кризисов снимают состояние тревоги и неблагополучия.

    Все ритуалы можно разделить на две главные категории: отрицательные и положительные. Первая представляет собой систему запретов призванных резко разделить мир священного и обыденного, так как подразумевается, что их смешение приведет к неисчислимым бедам для людей и даже к разрушению мира. В качестве примера можно привести многочисленные табу у разных народов. Так, не священное существо не может касаться руками священного; определенные ритуалы разрешено проводить только в специальных священных местах; во время одних обрядов запрещено принимать пищу, во время других -- заниматься любой работой.

    Положительные ритуалы и обряды (обряд является пиком ритуального действия), напротив, призваны приблизить два мира друг к другу. К ритуалам этого типа относится ритуальное совместное поедание тела тотемного животного, жертвоприношения во имя завоевания расположения божества и обеспечения желаемого единства мира. Основная задача таких ритуалов -- восстановить нарушенный порядок вещей, контакт между мирами, исходный сакральный образец.

    Важным считается разделение ритуалов на магические и религиозные. Магия от религии отличается отсутствием веры в бога (или богов), т.е. персонификации сверхъестественных сил. Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели, являются делом отдельных людей, а религиозные ритуалы -- дело всего общества.

    Можно разделить ритуалы также по функциям. В таком случае выделяются кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни (например, танец дождя, совершаемый в период длительной засухи. В современном обществе также используются ритуалы подобного типа -- обычно это обращение главы государства к народу в случае бедствия, а также его присутствие на месте событий; календарные ритуалы, совершаемые регулярно при наступлении определенных природных явлений (смена времен года, фаз луны, созревание урожая и т.п.). По мере развития общества они частично секуляризируются (сегодня, например, сохраняется ритуал проводов зимы, превратившийся в обычный праздник), частично отмирают. Ритуалы интенсификации осуществляются для восстановления нарушенного равновесия жизни, вызванного как внутренними, так и внешними причинами, для интенсификации взаимодействия между членами группы, повышения их сплоченности. Чаще всего это разновидность кризисных ритуалов. В традиционных культурах очень важны ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей. Таковы, например, ритуалы взаимоотношений членов семьи с крестным отцом или крестной матерью.

    Ритуалы классифицируют и по половому признаку его участников. В таком случае выделяются мужские, женские и смешанные ритуалы. Ритуалы Могут различаться по массовости (по количеству участников), по характеристикам группы, в которых они выполняются (какие-то ритуалы проводятся только вождями, или старейшинами, или охотниками и т.д.).

    В отдельную группу выделяются ритуалы, связанные с уважительным поведением членов общества по отношению друг к другу. Они по-прежнему важны в культуре, как в традиционной, так и в современной. В этом случае выделяются ритуалы избегания -- те ограничения поведения, которые предназначены для поддержания социальной дистанции между индивидами (в традиционной культуре можно привести в качестве примера требования избегания общения между зятем и тещей у некоторых народов). Ритуалы презентации (приветствия, приглашения, комплименты, мелкие услуги) -- это тоже модели предписанного поведения, но служащие для поощрения и активизации взаимодействия между людьми.

    Очень важными для культуры (особенно традиционной) являются ритуалы перехода. Они связаны с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути -- от рождения до смерти. В традиционных и архаических культурах они особенно выразительны, часто означают полную потерю прежней идентичности и приобретение новой, поскольку происходит изменение всех социальных характеристик личности, иногда вплоть до смены имени. Среди этой группы ритуалов важнейшее место занимают обряды инициации -- переход в статус взрослого полноправного члена племени (иногда они понимаются как смерть и новое рождение). У разных народов они происходят по-разному и часто представляют собой длительный, растянутый на несколько дней или недель, процесс. Очень часто обряды инициации связаны с необходимостью терпеть боль, голодать. Обряды инициации для мужчин обычно самые сложные и важные из всех ритуалов перехода. Но подобные, же обряды есть и для девушек (у некоторых народов для них также предусмотрены обрезания и подрезания).

    К ритуалам перехода относятся также ритуалы вступления в брак, наступления старости, ритуалы рождения и смерти. Все они имеют один смысл -- установление новой идентичности индивида, фиксация его нового статуса и интеграция основных статусных групп племени или общины. В современных обществах ритуалы перехода сохранились (получение паспорта, вручение аттестата зрелости или университетского диплома, заключение и расторжение брака, выход на пенсию и, конечно, рождение и смерть), но они сильно изменились, стали более формальными, более свободными в выборе идентификации, есть возможность отказаться от какого-либо перехода, и символизация их менее прямая и непосредственная. Гак, сегодня можно пойти учиться и в пятьдесят лет, можно растянуть или сократить юность или период активной взрослой жизни, избежать старости как социально-сконструированного времени жизни (разумеется, в пределах биологических возможностей организма). В традиционном обществе подобное невозможно. Там юноша, прошедший инициацию, сразу и полностью становился взрослым, независимо от своих субъективных состояний и склонностей, точно так же, как впоследствии «ритуально» старел. Иными словами, в традиционном обществе наступление очередного возрастного статуса нельзя было отложить. Ученые считают, что современное увеличение средней продолжительности жизни связано не только с успехами медицины, но и с деритуализацией общества, изменением возрастных идеологий.

    В этом коренится одно из основных отличий традиционного общества от современного, где роль ритуалов и значение символической деятельности значительно снижены. Поэтому символы в современном обществе могут наполняться любым содержанием, но при одном условии -- единого для членов общества понимания и истолкования этих символов. Иначе в традиционной культуре. Там для каждого ритуала есть обосновывающий его миф, а назначение и смысл каждого действия и предмета, используемого в ритуале, могут быть подробно объяснены его участниками. Поэтому в традиционной культуре ритуал -- это сама жизнь, а не искусственная конструкция.

    Итак, ритуал прагматичен и в знаковом, и в практическом отношении, при преимуществе ценностей знакового характера. И дело не в том, истинен или ложен этот ритуал. Ведь традиционная информация, ориентированная на самоподдержание системы, не обязательно должна быть истинной. Какая разница, что мы сегодня знаем, почему движется Солнце по небу, а другие народы считают его богом, путешествующим по небу в золотой ладье. Благодаря «их» информации возникает такое же чувство уверенности в мире, а может быть, и больше. Ведь ритуал использует все знаковые средства, известные коллективу (язык, жесты, мимика, пантомима, танец, пение, музыка, цвет). Это дает не только многократный запас прочности, но и порождает эффект сопричастия высшим ценностям бытия. Не менее важна эмоциональная сторона ритуала, она снимает эмоциональную напряжённость", нейтрализует агрессию, сплачивает участников ритуала, позволяет им ощутить себя единым целым перед лицом очередного испытания. Существенно и то, что каждый член коллектива в течение своей жизни проигрывает все роли, предписанные ритуальным сценарием, ощущает личную ответственность за сохранение мира в обществе. Именно эти свойства ритуала выделяют его из остальных видов деятельности, придают ему особый статус в традиционной культуре.

    В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.

    Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

    Обычаи -- одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции -- неодобрение, изоляция, порицание.

    Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

    Традиция -- все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

    Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Традиции относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

    Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

    Обряд -- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

    Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

    Церемония и ритуал

    Церемония -- последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий -- подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование -- яркий пример важной для общества церемонии.

    Ритуал -- сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу -- яркий пример ритуала.

    Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов -- ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

    Ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: Кравченко А.И. Культурология. - М., 2005. - С. 101.

    а) запрета борьбы между членами группы;

    б) удержания их в замкнутом сообществе;

    в) отграничения данного сообщества от других групп.

    Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала -- соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Человеческая культура целиком основана на ритуале.

    Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.