Open
Close

Примеры оформления титульного листа портфолио для начальной школы. Тема урока: «Испытание Базарова любовью Как проходят испытание любовью герои романа тургенева

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


«Отцы и дети» - роман о противостоянии, взаимном непонимании двух поколений. Вечная тема. Сама идея романа всегда актуальна, но произведение написано все-таки о людях - современниках Тургенева. Нужно учитывать, что политическая обстановка в России с тех пор изменилась, и больше не существует базаровых (хотя есть похожие типы). Но на тот момент главный герой был живым представителем времени. В этом ракурсе он - единственный представитель «детей» в романе.

Характер Базарова сложен и противоречив. Его взгляды претерпевают изменение под воздействием различных причин. В начале романа Базаров - убежденный нигилист. Он отрицает буквально все: принципы либералов, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, искусство. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму. А ведь поначалу, до встречи с Одинцовой, Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием) выходил победителем. Еще незадолго до исторической встречи Евгений Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять их. Что же с ним произошло?

После встречи с Одинцовой в Базарове начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Свое зарождающееся чувство герой сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными - подчас циничными - репликами об Одинцовой.

Приезд в усадьбу Одинцовой - еще один шаг на пути к падению убеждении Базарова. В герое начинают проявляться чувства, ранее не свойственные ему. Например, робость. Он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание. В нем поселяется тревога. Сам понимая, что в нем просыпается отрицаемое им чувство и столь ненавистный ему «романтизм», он всячески пытается бороться с собой. Любовь он всегда считал чем-то вроде болезни. И вот этой болезнью заразился сам. Он с презрительным хохотом и цинизмом отказался бы от всего этого... И не мог. Это и удручает Базарова. Это и заставляет его, когда он признается в своих чувствах Одинцовой, назвать свое чувство «глупым, безумным». Одинцова испугалась этого тяжелого чувства и отшатнулась от Назарова. Для такого гордого человека, как он, этого было достаточно, чтобы без слов понять правду.

От поражения в любви не застрахован никто. Зато в этом испытании проверяются воля, выдержка, стойкость. Но куда же делась стойкость Базарова? Он спасовал перед жизненной неудачей, перед тем, во что вообще не верил. Попав во власть романтики, которую он не называл иначе, как «белибердой», Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. Им овладевают тоска, уныние, апатия. Он пытается храбриться, в нем идет сложная внутренняя борьба. Меланхолия заставляет главного героя заняться наукой. Он едет в имение Кирсановых.

Внезапно возникшие взаимоотношения Базарова с Фенечкой понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем. Вызов на дуэль, как и все, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Самое удивительное, что Базаров этот вызов принял. Хотя проще всего ему было отказаться, ведь он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было все равно, как на него посмотрят. Сам же Базаров сравнивает двух дуэлянтов с «учеными собачками», танцующими на задних лапах. И все же он принимает вызов.

Базаров ранит Павла Петровича, но ведет себя при этом, как истинно благородный человек. Он заботится о раненом, забыв при этом и свои убеждения, и неприязнь к Павлу Петровичу. И это делает Базарова привлекательным в глазах чи тателя. Если смотреть па дуэль как па очередное испытание, то Базаров прошел его с честью, показав себя смелым и честным человеком.

И, наконец, последнее испытание. Смерть. После неудачи с Одинцовой Базаров возвращается в имение к родителям (см. сочинение ). Там его одолевают невеселые размышления о жизни, о невозможности счастья, о тщетности человеческой деятельности. Когда Базаров заражается и понимает, что умрет, он приходит к очень простой мысли. Мысль эта заключается в том, что невозможно отрицать смерть, ибо она сама отрицает все и всех. Поздно, но все же Базаров успевает осознать ложность многих своих убеждений. Не только смерть невозможно отрицать, но и любовь, и традиции, и многое другое. То, что Базаров приходит к такому убеждению, говорит не о слабости, а скорее о силе характера. Сложно бывает признавать свои ошибки. Базаров перед лицом смерти сумел все-таки сделать это. А ведь с его упрямством такой шаг был очень труден.

(литературный час в помощь изучению романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
10 кл.

«Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

И.С. Тургенев

Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.

Испытание героев любовью – излюбленная ситуация тургеневских романов. В описании этого необыкновенно поэтического, священного чувства Тургенев - великий мастер. И всегда на этих страницах мы ощущаем присутствие самого автора, который следит за своими героями «с непонятным участием и болезненным трепетом».

Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.

«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.

Мать – Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была он небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости, за малейшее ослушание грозил выгнать дому. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из самых богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, затем Иван, а позднее Сергей.

Трудное детство и юность матери, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности, сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Варвара Петровна была женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером, и в то же время была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям - заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья».

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

Этим же объясняется и странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза, - день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!».

«До самой старости Тургенев любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви, в которой чувственность поднималась до чистейшего духовного огня.

Я скажу определеннее и резче, чтобы выразить мысль свою: что с момента встречи с Виардо, еще ранее, чем он мог оценить ее «духовные красоты», Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни. В этой странной физической, но именно, однако, физической связи... пьедестала и статуи, канделябра и свечи. Она горит, светит... Он - ничего. Она счастлива, цветет... Он - смотрит на ее счастье. Она вполне живет. Он вполне не живет... Именно «не живет», поскольку любит и оттого, что любит ее. Он вовсе не живет для себя».

Василий Васильевич Розанов

Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».

Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал из них лучшее свое произведение.

«Неразделенная любовь» - так начиналась жизнь изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Практически все герои романа «Отцы и дети» испытывают или испытали любовь.

Но для двоих – Павла Петровича и Базарова – это чувство становится роковым. Любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

Несмотря на различие характеров, вкусов и взглядов героев, в их положении много общего.

Во-первых, для обоих любовь – это бурная, всепоглощающая страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по-иному посмотреть на окружающий мир.

Во вторых, и Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви, потому что страстно обожаемые женщины (может быть, именно эта слепая страсть их и испугала) отвергли чувства героев.

Тургенев наказал обоих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились: один вел жизнь светского щеголя, фата, получавшего удовольствие оттого, что «женщины от него с ума сходили», другой «был великий охотник до женщин и женской красоты», не придававший серьезного значения отношениям с противоположным полом. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. «Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но легкость торжества не охладила его». Базаров скоро понял, что от Одинцовой «не добьешься толку», а «отвернуться, к своему изумлению, не имел сил».

В-третьих, это была любовь на всю жизнь, которую невозможно забыть и перед лицом смерти. Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем «еще мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: «…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина». (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, «сокрушая» своим настроением отца. «Лихорадка работы» сменилась «тоскливой скукой и глухим беспокойством». Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.

Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство – жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки». После признания Базарова «Одинцовой стало и страшно и жалко его»; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим ее дом, ей опять «стало жалко» его.

Базаров и Павел Петрович, способные на испепеляющую душу страсть, не могут быть счастливы и осчастливить возлюбленную.


В юности Павел Петрович был самоуверен и насмешлив. Его ожидала славная будущность, блестящая карьера. Но у жизни есть свои резоны: вдруг все изменилось, роковая любовь налетела как вихрь, разметала надежды и планы. Холодный аристократ полюбил женщину, в которой бушуют страстные силы жизни.

Любовь Павла Петровича – это неудовлетворенное, томительное стремление познать ее загадку. Таинственное «что-то», «заветное и недоступное» - главная прелесть жизни, главный источник любви. Как только этот источник иссякнет, жизнь потускнеет и угаснет любовь. Разгадывается одна загадка, но вслед за нею возникает другая. В этом трагизм любви. Она своенравна, человек не властен над нею, но власть любви над ним безгранична: как вихрь налетает она и так же внезапно бросает. «Когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою… Года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие, но ничто не помогало».

Женщина, что коренным образом изменила судьбу Павла Петровича необычна, о такой говорят – «роковая». Хотя герой «скоро достиг своей цели», но только «легкость торжества не охладила его». «Напротив, он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине». И причиной этому являлось «что-то заветное и недоступное» в ее душе, «куда никто не мог проникнуть».

В образе княгини Р. полновластно присутствует тайна, связанная с ее двойной – дневной и ночной – жизнью. Днем она была «легкомысленной кокеткой», «с увлечением предававшейся всякого рода удовольствиям» «танцевала до упаду, хохотала и шутила» и «точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее удовольствие».

Княгиня могла бы остаться незамеченной, подобно многим, если бы не «загадочный взгляд», который был одновременно «быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния». Вообще глаза этой женщины жили отдельной, независимой жизнью; светящееся в них «что-то необычайное» не имело ничего общего с дневной светской куклой, чей язык «лепетал самые пустые речи».

И только ночь сменяла день, как в героине просыпается некое терзаемое неведомыми страстями существо: «они играли ею как хотели». Ночными часами она «плакала и молилась, не находя нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем». И эта женщина стала счастьем и несчастьем Павла Петровича, превратила его в свою тень, сделала на всю жизнь одиноким.


В вашем браузере отключен JavaScript


Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Он потерял все; автор говорит, что его «исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Эта любовь не приносит ничего людям, кроме муки.

Автор раскрывает нам еще одну тайну Павла Петровича. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто аристократические манеры Кирсанова вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности, в чем Павел Петрович, конечно, боится признаться даже самому себе. Но мы-то знаем его тайну, его любовь не к загадочной княгине Р., а к милой простушке Фенечке. Еще в самом начале романа Тургенев дает понять, как одинок и несчастен этот человек в своем «аристократическом» кабинете с мебелью английской работы, с камином и библиотекой в стиле ренессанс. А потом, в комнате Фенечки, мы увидим его среди простонародного быта: баночки варенья на окнах, чиж в клетке, растрепанный том «Стрельцов» Масальского на комоде, темный образ Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей странной любовью на закате дней без всякой надежды на взаимность.

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе»,- говорит Евгений Базаров.

Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина. Не секрет, что моральная сущность мужчины часто обнаруживается в его отношениях с женщинами. Базаров – не исключение. Перед ним пасуют все действующие лица, все, кроме Одинцовой. Отношения с ней - не курортный роман, не происшествие, а событие, определяющее переворот в психологии, в настроении, взглядах, в жизни человека, в его судьбе. Мы увидели героя в новом свете, в столкновении сухой теории и «зеленого дерева жизни», в распахнутости глубоко спрятанных от самого себя чувств и желаний. Любовь – чувство стихийное, и все-таки важно, кого и как любит человек и кто любит его; это так же, как дружба, характеризует любящего и любимого.


В вашем браузере отключен JavaScript


Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал все романтическое «белибердой», а теперь «с негодованием сознавал романтика в самом себе». В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, плененным «загадочным взглядом» княгини, А, полюбив Одинцову, сам говорит ей: «может быть, точно, всякий человек – загадка. Да хотя вы, например…» (До этого он считал: «…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой»).

Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах «Одинцова протянула вперед обе руки», а через несколько мгновений Базаров «быстро обернулся и схватил ее обе руки», а во второй – попросив его остаться, «с участием протянула ему руку», но он все понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй – поняв смысл протянутой руки, отказался от нее. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь:

«… оказалось, что он уложил свое платье так, что оно у него было под рукой».)

Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой – злость: «он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и ее и себя», «это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Евгений борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: «…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Человек, к которому обращены последние слова Базарова – Анна Сергеевна. Любовь к ней он уносит в могилу.

Так что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого и самоуверенного Евгения Васильевича? Обворожительная красавица, царица. Но неужели могла она привлечь Базарова только внешностью?

Что Одинцова – не раскрашенная кукла, не модель и не пустышка, ясно с первых тургеневских строк о ней: «спокойно и умно» глядели ее глаза, «какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и Ситниковым, Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало», два раза тихо засмеялась), с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником.

Прозорливый Базаров сразу выделил ее из массы светских дам. Чем же? Невозможным, по его представлениям и убеждениям, сочетанием в женщине независимости, красоты и ума: «По моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Перед его глазами было первое живое опровержение его представлений; первое, но не последнее.

«Баба с мозгом», оказалось, многое испытала в своей жизни, многое знала, многим интересовалась, охотно читала хорошие книги (с плохими, случайными, засыпала) и «выражалась правильным русским языком».

Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине собеседницу (и не только), с которой он мог вполне серьезно, без высокомерия и без кокетства говорить о «предметах полезных», начиная с устройства российского («безобразного устройства») и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из обитателей романа он мог бы столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах.

Почему же прелестная и умная женщина, увлеченная необычной личностью и добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же, не вышла за него замуж? Прежде всего, они не настолько уж «однородны», как полагала Одинцова. Скорее, прав был Базаров: «… между вами и мною такое расстояние…» Да, расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное и тому подобное. Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви. Была ли такая любовь у прекрасной «аристократки»?

Но дело в том, что она никого в жизни не любила – то ли неспособна была, то ли не везло ей – и оттого страдает, полюбить хочется, да так, чтобы «жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою…» И Базарова, «человека не из числа обыкновенных», хочется ей полюбить. И что-то в душе и в сердце ее происходит. Когда Базаров, еще до признания, обмолвился, что намерен уехать к отцу, «она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла о том, что бы это значило». С холодными и безразличными к мужчине женщинами такое не случается. И уже готова была Анна Сергеевна сказать Евгению Васильевичу «одно слово», пытаясь удержать его, но Базаров, у которого «сердце так и рвалось», стремительно покинул ее. И долго еще женщина будет решать для себя этот роковой гамлетовский вопрос, мысленно произносить: «Или?», оценивать свои чувства: «Я и себя не понимала». И даже у постели умирающего она все еще не в состоянии ответить определенно, «точно ли любила» этого человека. И где она, эта мера любви? Может быть, влечение к Базарову – это и есть потолок любовных возможностей Одинцовой, не знавшей другой любви. А страх, который она временами испытывает при мыслях о «нигилисте», объясним: покойного мужа, «ипохондрика, пухлого, тяжелого и кислого» она едва выносила, вышла за него по расчету, натерпелась, как говорится, обожглась и теперь, будучи свободной, осмотрительнее решает свою судьбу, вглядывается в малознакомого, но поразившего ее воображение мужчину и пытается понять свои непривычные чувства. Можно ли в этом упрекнуть ее?

Дмитрий Писарев считал, что отпугнуло Анну Сергеевну и то, что «в чувстве Базарова нет той внешней миловидности, joli a voir (красиво по внешности, миловидно), которые Одинцова совершенно бессознательно считает необходимыми атрибутами всякого любовного пафоса». Возможно, и это сыграло роль. Не забудем, что наша дама, при некоторой демократичности в быту, - представительница княжеского рода (по матери). Что-то в облике и манерах Базарова пугало ее. Однако она умела преодолевать свой страх. Что заставило ее прийти к умирающему человеку, поцеловать его, несмотря на предупреждение о заразной болезни? Чувство вины? Или благодарности? Или…?

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Рядом с историей отношений Базарова с Одинцовой, где нарочитое отчуждение разрешается порывом сокрушительной страсти, изображается другая история о сближении Аркадия и Кати, история о дружбе, постепенно перерастающей в спокойную и чистую любовь.

С Катей Аркадий учится быть самим собой и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно восприимчивого характера. Он читает Кате стихи и прозу, музицирует, наслаждается созерцанием природы.

Аркадий добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям традиционной культуры. Увлечение Аркадия нигилизмом достаточно поверхностно. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой – огромной и мучительной – почти по-детски выглядит способность Аркадия примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья.

Катя – младшая сестра Анны Сергеевны - первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживается самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Объяснившись, «он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда может быть счастлив на земле человек».


В вашем браузере отключен JavaScript


Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

В своих объяснениях по поводу романа Тургенев настоятельно подчеркивал, что в лице братьев Кирсановых он показал лучших представителей культурного дворянства. Не случайно же, подыскивая прототипы своим героям в реальной жизни, Тургенев писал: «…Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники». Заметим: Тургенев не стыдится здесь своей близости к Николаю Петровичу, более того, он сближает с ним без всякого риска даже Н.П.Огарева, соратника А.И.Герцена. Мы видим, что в характере Николая Петровича Тургенев действительно запечатлел очень много автобиографического, что отношение писателя к этому герою было в высшей степени сочувственным.

Николай Петрович - человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист, с романтическими вкусами и наклонностями, он стремится трудиться, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви с молоденькой дочкой своей экономки Фенечкой. Сначала она его дичилась. «Постепенно она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она унаследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего».

У них родился маленький Митя, чему оба были рады. Но сомнения не оставляли Николая Петровича: как-то посмотрят на это брат Павел Петрович и сын Аркадий. Но кроткое терпение Николая Петровича и сыновняя любовь Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются и оба достигают семейного счастья.


В вашем браузере отключен JavaScript


Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

И еще об одной любви нельзя не сказать. К мрачному, замкнутому Евгению тщетно рвется теплая волна беззаветной родительской любви. Щедрые души, «старички» Базаровы идут на любые жертвы ради сына, родители готовы исполнить любое его желание, любой каприз. Несчастный Василий Иванович, зная, что Евгений не любит душевные излияния, напускает на себя такую суровость, какая ему явно не по плечу: «А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным». В доме «старичков» Базаровых совершенно исчезает всякий повод для враждебности, но тут-то и обнажается во всем трагическом его существе полное душевное одиночество нигилиста. По ряду психологических штрихов мы чувствуем, что Базаров любит своих родителей, но он делает все возможное, чтобы скрыть от себя и окружающих эту любовь. Ведь любовь по его понятиям, чувство напускное, отживающее свой век. И потому он боится «рассыропиться», дать своему чувству ход. Любящий своих родителей, Базаров теряет опыт сердечной общительности, культура сыновних чувств в нем иссыхает, атрофируется. В обращении с отцом и матерью он как-то угловат и беспомощен: ни приласкать, ни успокоить. Он целый день молчит, не зная, что сказать отцу в оправдание, решившись на очередной отъезд. И наконец, прощаясь в кабинете, «он проговорил с натянутым зевком: «Да, чуть было не забыл тебе сказать… Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу». Не зря глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражают «не одну преданность и нежность»: в них «виделась грусть» и «какой-то смиренный укор». Как и в истории с Одинцовой, Базаров безжалостно давит в себе чувство сыновней любви, и чем больше оно сопротивляется, тем сильнее это раздражает героя. В поведении Базарова с родителями нарушаются извечные и непреложные законы нравственности и культуры.

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.

Конспект урока по предмету «Литература »

Подготовила:

литературы .

Тема урока:

«Испытание Базарова любовью».

“Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин” .

Цели урока:

Методические:

Использование технологии критического мышления на уроке литературы;

Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательные:

Раскрытие образа Базарова через испытание любовью, понимание сути отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

Отработка навыка анализа художественного произведения;

Развивающие:

Совершенствование умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

Развитие внимания и памяти.

Развитие культуры устной монологической речи, выразительного комментированного чтение;

Развитие индивидуальных способностей студентов;

Воспитательные:

Воспитание умения слушать и понимать других и их точку зрения;

Формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

Воспитание чувства прекрасного, интереса к русской литературе , стремления к самопознанию, любви и уважения к людям, способности сопереживать.


Тип урока: комбинированный.

Техническое оснащение урока : интерактивная доска;

Методическое оснащение урока : презентация, опорный конспект по теме:

«Испытание Базарова любовью».

Литература:

1. «Отцы и дети».

Ход урока.

Организационный момент

I .Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Дочитаны последние страницы романа «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Николай Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман...всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»?

Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь.

Тема урока. Эпиграф.

Навечно, навсегда в истории литературы остались и герои романа. Естественно, что самым противоречивым, основным объектом исследований и разногласий был и остается главный герой «Отцов и детей» Евгений Базаров. Сегодня мы продолжаем попытку раскрыть и понять образ главного героя - Е. Базарова.

Цель нашего урока - раскрыть образа Базарова через испытание любовью, понять суть отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

Вопросы:

1.

2.

У Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.

- Сначала вспомним, что такое нигилизм.

Учитель. Давайте вспомним, какой он Базаров, до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучали слова о его отношении к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, следует поговорить о отношении Базарова к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечные категории.

Ответ студента.

Базаров до встречи с Одинцовой (слайд).

(Примерные ответы студентов)

Искусство: Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу.

Поэзия: «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Он не знает Пушкина. И не потому, что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране.

Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.

Как же смотрит Базаров на природу? «Природа не храм, а мастерская». Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Как решается эта проблема. (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты)., с.97


-Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь. Я просила вас выписать цитаты. Зачитать. Гл. 7,17.

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской люби и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Гл. 17

«… (Базаров) любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами ? « Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась»).

Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к..?. Он положил свою жизнь на вздохи и страдания по неразделенной любви.

Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее:

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе».

Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина – Одинцова.

-Что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого Базарова?

-Когда мы впервые знакомимся с ней?

-Каковы первые впечатления об Анне Сергеевне?

Отрывок из фильма.

(Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. Первые тургеневские строки о ней: «спокойно и умно глядели ее глаза, какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.» По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало, два раза тихо засмеялась, с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником»). Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё).

- Какие чувства испытывают Аркадий и Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение».

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). 19 с ф.

- Мы знаем, что отношение Базарова к Одинцовой по ходу романа меняется.

Где происходит следующая встреча героев? Меняется ли поведение Базарова в гостиничном номере Одинцовой? (зачитать)

(Однако оказавшись ядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться . В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел », услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно богатого тела Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность (« Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)

- Из предыдущих уроков мы знаем, что представляет собой Е. Базаров. А что нам известно о характере Одинцовой?

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

- В чем же особенность ее жизни? Прочитать характеристику Одинцовой XVI

(Основа ее жизни – обеспеченность и покой. «Ее ум был пытлив и равнодушен: ее сомнения… никогда не достали до тревоги». Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность, незнание любви, отсутствие друзей. «Кровь ее по - прежнему тихо катилась в ее обаятельном теле»).

-Что привлекло Базарова в Одинцовой? Только ли внешность?

(Она интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (Спор, глава 16, о том, что все люди одинаковы). Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине, собеседницу, с которой мог говорить о «вещах полезных», начиная с устройства российского общества (плохого устройства) и продолжая вопросами медицины, ботаники. Трудно представить себе, с кем из обитателей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах. О женщинах и говорить нечего: ни Катя, ни Фенечка, ни карикатурная Кукшина не могут соперничать с Одинцовой ни по интеллекту, ни многим другим критериям).

Женское очарование, красота, ум, решительность, независимость и самостоятельность, отвращение к пошлости, чувство собственного достоинства, женская гордость – такое сочетание человеческих качеств не могло оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.

-Что же увидела Одинцова в Базарове?

(Ум, силу. Затем любопытство переросло в заинтересованность и она пригласила Базарова к себе в имение погостить).

Базаров и Одинцова в Никольском

-Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.

Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?

(«Аль удрать?»)

-Зачем Тургенев так подробно знакомит нас с усадьбой, порядками, царящими в усадьбе?

(Усадьба поражает порядком, строгостью, некоторой замороженностью - словом, отвечает внешнему и внутреннему настрою хозяйки.

Базаров познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой ).

- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?

15 дней.

- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова, его мысли, чувства?

(Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство).

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это? Зачитайте. Гл XVII

«В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…»

«Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по-прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

«Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, - чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило… Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»

«Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»

«Сердце у него действительно так и рвалось».

«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».

- Что происходит с Базаровым?

(Любовь)

-Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает в себе чувство любви и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.

Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия).

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?

(Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством ).

- А что чувствует Одинцова? Гл XVII

(Базаров, конечно, поразил её воображение и она много думала о нем.

В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло).

- Какой эпизод является кульминацией любовной истории?

- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

-Как ведут себя герои в этой цене? Почему?

Сама сцена объяснения Базарова в любви очень короткая, но сколько в ней эмоций, сколько говорящих деталей!

После первого прочтения сразу бросается в глаза противопоставление спокойного поведения Одинцовой и порывистого, страстного поведения Базарова. Тургенев несколько раз подчёркивает состояние испуга и удивления у Одинцовой: «вопросительно посмотрела», «повторила с каким-то, ей ещё непонятным, испугом», «Одинцовой стало страшно и жалко его», «мгновение спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова», «прошептала она с торопливым испугом».

А вот как описывается Базаров: «он задыхался; всё тело его трепетало», «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей», «быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор – и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь», «он рванулся к ней», «закусил губы и вышел».

Интересны художественные детали: «Одинцова протянула вперёд обе руки» после признания Базарова, но он в это время стоит к ней спиной. Этот жест Одинцовой как защитный, как некая дистанция. Не случайно «мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова» (курсив мой – К. Е.А.). Или же этот жест Одинцовой как мгновенное проявление нежности, потому что ей стало «жалко его»? Но всего лишь «мгновенное». Потом уже Анна Сергеевна очень далеко от Базарова не только буквально, «далеко в углу», но и далеко от того, что чувствует Базаров. Ей никогда этого душевного состояния Евгения Базарова не понять. Она и себя-то не понимает: «Я вас не понимала – вы меня не поняли»,- ответила ему (Базарову в записке) Анна Сергеевна, а сама подумала: «Я и себя не понимала»).

После того, как «Базаров закусил губы и вышел», мы его больше не видим (только спустя полчаса служанка приносит записку от него). Тургеневу в этой сцене важно было показать именно Одинцову. Поэтому ещё целых четыре абзаца мы наблюдаем за ней. Вот она ходит взад и вперёд по комнате, пытаясь понять, «что заставило её «добиваться», по выражению Базарова, его откровенности». Мы не видим никакого особенного переживания Анны Сергеевны. Она то останавливается перед окном, то перед зеркалом (вряд ли женщина, переживающая что-то серьёзное, будет периодически останавливаться перед зеркалом, чтобы полюбоваться собой), то вдруг покраснеет, вспоминая «зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней».

- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни).

- Что же выбирает Одинцова?

(Покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили).

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

1. Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

2. Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

- Так выдержал ли Базаров испытание любовью?

А).Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

В). Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему).

-А Одинцова?

(Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она выдаст замуж сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце).

- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

(Базаров - нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в «его горькую жизнь».)

III . Закрепление.

Обобщение материала.

Выводы.

А) Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается несостоятельной. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

В) Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Г) Несчастная любовь не «растоптала» Базарова, как Павла Петровича, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. А в последнем объяснении с Одинцовой, понимая, что ею движет жалость, он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

И закончить наш урок я хочу словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

IV . Итоги урока.

V . Домашнее задание.

Подумать, почему Анна Сергеевна Одинцова приходит к умирающему Базарову.