Open
Close

Проект на тему золотой век русской литературы. Презентация по литературе на тему: "Золотой век русской литературы"

Описание презентации ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Овчинникова Д. Группа: по слайдам

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Овчинникова Д. Группа: 3 Л/Д

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17 -18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века.

А. С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан» , «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри» , стихотворная повесть «Демон» , множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны

Н. В. Гоголь Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка» , где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А. С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

А. П. Чехов М. Горький Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Трудны и жестоки были условия,
в которых развивалась передовая
русская литература.
Крепостнический строй
накладывал свой отпечаток на все
области русской жизни. Царская
цензура беспощадно подавляла
свободное слово. Величайшие
деятели русской литературы
подвергались преследованиям,
многие из них кончили свою
жизнь трагически. Тем не менее
русская литература достигла в
XIX в. изумительно яркого
расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
19 век называют «Золотым
веком» русской поэзии и
веком русской литературы в
мировом масштабе.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма.
Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в
поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А.
Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В.
Давыдова, Н.М. Языкова.
Баратынский
Евгений
Абрамович
Батюшков
Константин
Николаевич
Жуковский
Василий
Андреевич
Фет
Афанасий
Афанасьевич
Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век»
русской поэзии был завершен.
Давыдов
Денис
Васильевич
Языков
Николай
Михайлович
Тютчев
Фёдор
Иванович

Центральной фигурой этого времени был
Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на
литературный олимп с поэмы «Руслан и
Людмила» в 1920 году. А его роман в
стихах «Евгений Онегин» был назван
энциклопедией русской жизни.
Романтические поэмы А.С. Пушкина
«Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский
фонтан», «Цыганы» открыли эпоху
русского романтизма.

Пушкин был центральной фигурой русской
литературы первых десятилетий XIX в. Белинский
прямо называет этот период русской литературы
«пушкинским». С именем Пушкина связан не
только высокий расцвет русской поэзии, но и
формирование русского литературного языка.
Пушкин показал духовную красоту и мощь русского
человека, прелесть родной природы, народной
поэзии -- сказок, песен, преданий. Его значение для
русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало
всех начал», - говорил о Пушкине Горький.
«Руслан и Людмила»
«Дубровский»
«Евгений Онегин»
«История Пугачева»
«История села Горюхина»
«Кавказский пленник»
«Братья-разбойники»
«Бахчисарайский фонтан»
«Цыганы»
«Борис Годунов»
«Капитанская дочка»
«Арап Петра Великого»
«Медный всадник»
«Маленькие трагедии»
«Повести Белкина»
«Полтава»
Сказки
Стихотворения

Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина
своим учителем и продолжали заложенные им
традиции создания литературных произведений.
Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.
Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья,
когда декабристское движение было уже задушено, а
новое поколение передовых, мыслящих людей еще не
окрепло. Это породило в его поэзии мотивы
одиночества и горького разочарования.
Известны его романтическая поэма «Мцыри»,
стихотворная повесть «Демон», множество
романтических стихотворений. В центре самых
значительных произведений Лермонтова стоит
образ гордой личности, ищущей сильных ощущений
в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад»,
1835--1836 гг.), Демон («Демон», 1829--1841 гг.) и
Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.).

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Развитие русской прозы 19 века
началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они
обозначили основные художественные типы, которые будут
разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это
художественный тип «лишнего человека» и так называемый тип «маленького
человека» .
Литература унаследовала от 18 века свою
публицистичность и сатирический характер. В
прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
писатель в острой сатирической манере
показывает мошенника, который скупает
мертвые души, различные типы помещиков,
которые являются воплощением различных
человеческих пороков. В этом же плане
выдержана комедия «Ревизор».

Тенденция изображения пороков и недостатков
российского общества – характерная черта всей русской
классической литературы. Она прослеживается в
произведениях практически всех писателей 19 века. При
этом многие писатели реализуют сатирическую
тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной
сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос»,
М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»,
«История одного города», «Сказки».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая
создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России
во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны
противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания
реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в
стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое
направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.
Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития
России.
Белинский
Виссарион
Григорьевич
Добролюбов
Николай
Александрович
Чернышевский
Николай
Гаврилович

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам
российской действительности. Развивается жанр реалистического романа.
Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая,
философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) начал свою литературную
деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще
окончательно не размежевались либеральная и демократическая
тенденции. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах
«Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847--1852
гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В
романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера
Инсарова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и
посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице
разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Художник огромного таланта, Федор Михайлович
Достоевский (1821 -1881) создал непревзойденные по силе и
выразительности картины страданий людей под гнетом
капитализма, но отвергал революционный путь и в течение
многих лет вел ожесточенную борьбу против идей
демократического лагеря.
Достоевский вступил в литературу как представитель
«натуральной школы», продолжая традиции Пушкина и
Гоголя. Его первая повесть «Бедные люди» (1846 г.). В ней
Достоевский с глубоким сочувствием изображает страдания
«бедных людей», живущих в большом городе, защищает
достоинство простого человека, показывает его превосходство
над представителями аристократии. Но он не видит в
«маленьком человеке» способности к протесту и борьбе.
Крупнейшее произведение Достоевского - роман
«Преступление и наказание» (1866 г.). В нем выведен
человек, проникнутый сознанием своей
исключительности, презрением к массе и уверенностью
в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский
развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает
внутренний крах его устремлений.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) занимает выдающееся
место в ряду деятелей мировой культуры. Через все творчество
Толстого проходит образ человека, мучительно ищущего правды,
желающего разобраться в происходящем(от автобиографической
повести «Детство» до романа «Война и мир»). В ряде произведений,
посвященных войне на Кавказе, и в своих замечательных
«Севастопольских рассказах» (1855--1856 гг.) Толстой нарисовал
картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и
изобразил величие русского солдата, выполняющего свой долг
просто и спокойно, громких фраз.
Роман «Война и мир» (1863--1869 гг.) - грандиозная эпопея народной войны против
Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. Толстой
показал здесь все русское общество, создал широкую картину русской жизни. Толстой вывел
в своем романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно совершающих великие
подвиги.
Толстой - гениальный
психолог, мастер
изображения народной
жизни представляет
собой одну из вершин, до
которых поднялась
мировая литература.

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров
(1812 -1891) разделял с русскими просветителями вражду к
крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет
благоденствие России. Романы Гончарова «Обыкновенная
история» (1847 г.) и «Обломов» (1859 г.) появились до 1861 г., т.е.
до окончательного размежевания либеральных и
демократических тенденций. В «Обыкновенной истории» он
осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность
дворянских мечтателей. Лучшим созданием Гончарова является
роман «Обломов». В образах Ильи Ильича Обломова и его слуги
Захара он воплотил типы патриархального барина и слуги
крепостной эпохи. В последнем романе «Обрыв» сказалось
враждебное отношение писателя к демократии.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические
произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную
проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также
множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь
народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н.
Островского, А.П. Чехова.
Творчество Николая Семёновича Лескова – одно из ярких и самобытных
явлений в русской литературе 19 века. В произведениях Лесков отразил
противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках
истины. В его творчестве появляется образ праведника земли русской.

Александр Николаевич Островский (1823 - 1886) исключительная фигура на фоне литературы XIX
в. В жизни купечества, темного и невежественного,
опутанного предрассудками, склонного к
самодурству, нелепым и забавным прихотям, он
нашел оригинальный материал для своих
сценических произведений. Картины жизни
купечества давали Островскому возможность
показать важную сторону русской жизни в целом,
«темное царство» России. в драме «Гроза» он вывел
женский характер, полный нравственной силы и
честности, неспособный к примирению с рабством,
протестующий против него. В пьесах «Последняя
жертва», «Бесприданница», «Таланты и
поклонники» Островский показал трагическую
судьбу женщины в мире богатых и бедных, господ и
рабов.

Чехов проявил себя мастером малого литературного
жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом.
Он является родоначальником «новой драмы».
Именно в ней наиболее полно реализовалась чеховская
концепция жизни, особое её ощущение и понимание.
Всё творчество Чехова – призыв к духовному
раскрепощению человека.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных
настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену
пришла так называемая декадентская литература, отличительными
чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие
перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии
декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в
истории русской литературы.
«Золотой» век
литературы
«Серебряный» век
литературы

Леонтьева Елизавета Ивановна

Данная презентация представляет писателей Золотого века русской литературы и обзор их творчества

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Леонтьева Елизавета МБОУ «СОШ №12» «Золотой век русской литературы»

1. Введение Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически. Рылеев был повешен царскими палачами. На каторгу отправлен Одоевский, сослан в Сибирь Бестужев. Гениальный Пушкин провел свою молодость в ссылке, а впоследствии был затравлен придворной камарильей и убит в самом расцвете сил. Лермонтова выслали на Кавказ. Полежаева отдали в солдаты. Царское правительство и дворянско-монархическая клика, стоявшие у власти, были врагами, злобными гонителями передовой литературы. Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе. Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.

2. Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значительное в русской и мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние романтической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, одним из первых в литературе XIX столетия поднялся на уровень высокого реализма.

2. Александр Сергеевич Пушкин Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку» (1836 г.), историческую повесть с классической ясностью сюжетных линий и глубиной психологических характеристик. В «Капитанской дочке» Пушкин показал не только стихийный характер крестьянского движения, но и его поэзию, и его обреченность. Неповторимая красота искусства Пушкина с огромной силой проявилась в его лирике. Лирика Пушкина не менее глубоко раскрывает внутренний мир человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей силой разума. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими стихотворениями Гёте принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии. Пушкин был центральной фигурой русской литературы первых десятилетий XIX в. Белинский прямо называет этот период русской литературы «пушкинским». С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии - сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал»,--говорил о Пушкине Горький.

3.Михаил Юрьевич Лермонтов В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма. Белинский видел основную его особенность в усилении критического начала, росте разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.

3.Михаил Юрьевич Лермонтов Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури..-Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»). В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835-1836 гг.), Демон («Демон», 1829-1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт прошел через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях последних лет он развенчивает романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям,-то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.

4.Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам-повести и роману. Первое значительное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.) вводит читателя в мир народных преданий. Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя-реалиста. Вторая книга - «Миргород» (1835 г.), хотя она и является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», носит более зрелый характер. Четыре повести, составляющие «Миргород», как бы контрастируют друг с другом. В «Тарасе Бульбе » Гоголь передает удаль и героику казацкой вольницы. В повести «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показано засилье пошлости и мелких интересов в современной жизни и разыгрываются ничтожные происшествия, от которых тоскливо и скучно становится каждой живой душе. Страшной фантастике «Вия» противостоит патриархальная идиллия «Старосветских помещиков». Особое место в наследии Гоголя занимают его «Петербургские повести», изображающие современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе" от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»»-в этой фразе Достоевского истинное признание значения повести Гоголя

5 .Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)- сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869-1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1870-1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества.

5 .Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Свой художественный анализ Щедрин уточнил и дополнил в «Пошехонской старине» (1887-1889 гг.), где обработал тот же жизненный материал в форме, близкой к мемуарной. В «Сказках» (1869-1886 гг.) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные тины русской жизни -крестьян, чиновников, господ генералов, а также отношения между ними. Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими свои позиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из постоянных тем Щедрина. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка». Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.

6.Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847-1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859 г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы. Тургенев не ограничился изображением «лишних людей».

6.Иван Сергеевич Тургенев В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах - «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков. В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

7.Иван Александрович Гончаров Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812-1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.) и «Обломов» (1859 г.) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

Творцы искусства, которых сегодня относят к "золотому веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало пере­оценки ценностей, смены устоев творчества и средств худо­жественной выразительности. На этом фоне рождались ху­дожественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Новое искусство, прихотливое, загадочное и про­тиворечивое, жаждало то философской глубины, то мисти­ческих откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, мета­физическая и декоративная живопись, новый синтетичес­кий балет, декадентский театр, архитектурный модерн. На первый взгляд худо­жественная культура "золотого века" полна загадок и про­тиворечий, с трудом поддающихся логическому анализу. Ка­жется, будто на грандиозном историческом полотне пере­плелись многочисленные художественные течения, творчес­кие школы, индивидуальные, принципиально нетрадицион­ные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракцио­низм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пе­ния"... Контрастных, порой взаимоисключающих художест­венных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечествен­ной культуры. Однако эта многогранность искусства "серебря­ного века" не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония. 8.Заключение


Что представляет собой Золотой век.

Это наименование 19-й век обрел благодаря своему невероятному расцвету и богатству творческими шедеврами. Часть произведений в данном времени отличалась особой смелостью и дерзостью. Одновременно на пике популярности находился чувственный романтизм. Без опасений поднимались серьезные темы о проблемах общества и политических изъянах, заострялось внимание на ценностных факторах и эстетических нормах


Гениальные поэты и прозаики 19-го века

Гений литературы и передовик Золотого века русской литературы - Пушкин Александр Сергеевич.

Евгений Абрамович Баратынский и Василий Андреевич Жуковский известны как основоположники романтизма в литературе

Михаил Юрьевич Лермонтов. Золотой век русской литературы знал его как мистического поэта с широкой душой и глубоким внутренним миром.

Алексей Николаевич Плещеев. Гений в революционно-демократических стихотворениях.

Иван Захарович Суриков. Идея «крестьянской» литературы свойственна именно ему. Сам поэт, являющийся выходцем из народа, помогал раскрыть творческий потенциал и другим малообразованным и бедным людям.


Лучшие произведения «золотого» периода, которые не потеряют свою значимость еще много лет

Книга Льва Толстого «Война и мир»

Федор Достоевский «Преступление и наказание».

Федор Достоевский «Идиот».

Произведение «Мертвые души» Николая Гоголя -


Романтизм

востребованным являлся романтизм. Авторы данного жанра ставили в приоритете чувства над разумом. Большое внимание уделялось любовным переживанием героев. Этот жанр отчетливо виден в произведениях Пушкина и ранних работах Гоголя. Сам романтизм изначально зародился в Германии, и спустя какое-то время, обрел популярность у российских писателей.


Конец истории Золотого века русской литературы

В конце 19-го века историю литературы пополнило несметное количество разнообразных произведений-шедевров. Разнообразие жанров и стилей авторов интересно читать даже спустя столетия. Не смотря на временную разницу в книгах, которые представляют собой литературу великого творческого периода, герои, их типажи и поступки напоминают людей теперешнего общества. Конфликты, несправедливость, борьба за свободу никуда не делись и также встречаются в современности. Написанное в 19-м веке осталось значимым на бесконечный промежуток времени и не потеряло свою актуальность по сей день


Cлайд 1

Cлайд 2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв. направление годы имена Сентиментализм 10-ыег.г. МолодыеВ.А. Жуковский, Е.А. Баратынский. Романтизм 10-ыег.г. В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Реализм 20-30-ыег.г. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь «Натуральная школа» 40-50-ыег.г. А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский Революционно-демократический реализм 60-70-ыег.г. Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин Пролетарская литература и символизм 90-ыег.г. М. Горький; В. Брюсов

Cлайд 3

«Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) - период в истории немецкой литературы (1767-1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерено для предромантизма. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer - «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо. Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.

Cлайд 4

Известные представители «Бури и натиска» Гаман, Иоганн Георг (1730-1788) Вагнер, Генрих Леопольд (1747-1779) Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832) Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель (1739-1791) Шиллер, Фридрих (1759-1805)

Cлайд 5

Романтизм (от франц. Romantisme) идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Cлайд 6

Характеризуется - утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, - изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, - изображением одухотворённой и целительной природы.

Cлайд 7

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Cлайд 8

Философия Романтизма Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание и диалектика добра и зла ("Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"). Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Cлайд 9

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

Cлайд 10

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

Cлайд 11

Выводы В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – натура страстная. Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Cлайд 12

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник. Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Cлайд 13

Исторический роман В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.

Cлайд 14

Экзотика События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Cлайд 15

Интерес к фольклору Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.