Open
Close

Проект по предмету орксэ журнал "счастливые минутки". Смысл жизни Фантастическая страна маршрут в поисках счастья орксэ

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик»

Отрывок из какого произведения мы просмотрели?

В чём его волшебство?

Как звали главную героиню сказки?

Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?

Какое последнее желание загадала Женя?

Почему это желание оказалось полезным?

- Стал ли мальчик счастлив после этого?
-Что для мальчика счастье?

Какой же вывод можно сделать?

А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему?

Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым?

2.Чтение стихотворения
Послушайте стихотворение Агнии Барто. Может оно нам подскажет: Что такое счастье?

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.

- Что является счастьем для девочки?

- Мама - самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом. Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек.

А какие ласковые обращения к маме вы знаете?

Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.

- Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»

- Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов?

- Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке.

- Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)

- Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина ?

Хлебороб с благодарностью и любовью произносит:

«Спасибо, кормилица - мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»

Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?

(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)

-«Родина - Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.

- Какие слова вы бы подобрали к образу Матери?

- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»

- Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?

Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?

3.Притча

- Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Послушайте его.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы:

Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?

Кто же должен сделать человека счастливым?

4. Творческая работа

Ну, а сейчас, ребята, к аждый из вас, должен составить своё предложение о счастье.

Можете начать со слов: Счастье это - …

Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?

5. Игра «Вопросы о счастье"

Вопросы и задания:

1.Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

2.Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

3.Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".

4.Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

5.Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от сча-стья и радости?

6.Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

7.Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

6. Просмотр мультфильма «Смысл жизни»

- А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни,

Что вы поняли просмотрев мультфильм?

Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

7.Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни»

Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

Может цель нашей жизни в богатстве?

Власть и слава?

Жизнь ради детей?

Жить ради знаний? Так ли это?

Слайд 2

Цель: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье, учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи: развивать речь учащихся, воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями. Развивать коммуникативные навыки.

Слайд 3

04.04.2017 http://aida.ucoz.ru 3 Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счасливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: - А Тебе, что нужно? - спросило Счастье. - Что нужно Тебе? - переспросил брат. - Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье. Брат протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним...

Слайд 4

Какое состояние души отражают лица этих людей?

04.04.2017 http://aida.ucoz.ru 4

Слайд 5

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Слайд 6

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О СЧАСТЬЕ

Самый счастливый человек тот,кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д.Дидро Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. И.В.Гёте Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель Найти смысл жизни –это счастье, найти счастье в жизни –это смысл. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. 04.04.2017 http://aida.ucoz.ru 6

Слайд 7

Что такое смысл жизни?

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. » Показатель, критерий наличия смысла жизни: утром просыпаюсь с радостью, с желанием ("Мне есть куда просыпаться, для чего"), вечером засыпаю с удовлетворением.

Слайд 9

Смысл жизни Л.Н.Толстого

В чём смысл жизни? Каково предназначение человека на земле? Ответы на эти вопросы Л.Н.Толстой искал всю жизнь. Восстановите фразу в которой даётся ответ на эти вопросы. людям; моей; счастливые;всю жизнь; только те; периоды; были; когда я; на служение; отдавал; жизни Всю жизнь только те периоды моей жизни были счастливые, когда я отдавал их на служение людям 04.04.2017 http://aida.ucoz.ru 9

Слайд 10

Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире? В чем ваш смысл жизни? Подумайте, а что для вас счастье?


Цель жизни некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека

– осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей. Осознание своих возможностей и стремление к их реализации.


не дан человеку извне . Человек сам вносит в нее разумное начало .






Вопрос о смысле жизни

  • Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Концепции смысла жизни

Название концепции

Ее сущность

(от греч.askeo – упражняюсь)

Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления греха

(от греч.hedone – наслаждение)

Жить –значит наслаждаться

(от греч. pragma –дело, действие)

Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения

(от греч.utilitas -польза)

Жить –значит из всего извлекать пользу

(от греч. eudaimonia- блаженство, счастье)

Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.

Этика долга

Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу







  • Смысл жизни – это самостоятельный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
  • Смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.


IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа с текстом «Счастье – это когда...» до чтения.

– Как вы думаете, почему они так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

– А что об этом сказано в тексте?

Работа с текстом «Счастье – это когда...» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Обычно человек начинает что-либо делать ради достижения какой-то цели. Цель может быть близкой: «Хочу успеть домой, чтобы посмотреть интересную телепередачу». А может быть далёкой: «Хочу научиться кататься на коньках, стать спортсменом и выиграть чемпионат мира». (Трудно, правда?!) Цель может быть совсем простая и направленная только на себя: (То есть связанная только с собственными потребностями.) «Хочу съесть вон то яблоко». А может касаться других: «Хочу сделать так, чтобы моя мама никогда не плакала».

Среди многих стремлений человека выделяются мечты. (Есть у вас мечты? Учитель задаёт этот вопрос только для размышления во время чтения и оставляет без ответа. ) Это наиболее желаемые, но труднодостижимые цели. То, чего очень-очень хочется, но не знаешь, как этого добиться, и не всегда веришь, что это возможно. Один мечтает избавиться от двоек, а другой – научиться подтягиваться на перекладине. Мечта одного – стать крупным бизнесменом, а другого – известным музыкантом.

Человек может обдумывать свои цели, представлять себе свои мечты. А может не называть их словами и даже не задумываться, почему он что-то делает. Например, однажды, проснувшись рано утром, он увидит необыкновенно красивый рассвет. Первые лучи солнца словно роняют на листья и крыши домов золотистую пыльцу, а лужи и стёкла загораются волшебным светом. В этот миг человек может не заметить, как подходит к окну и глядит, не отрываясь, на рассвет, забыв об утренних делах. (Бывало с вами такое?)

Представь, что ты добился того, к чему долго стремился. (Представляете, что чувствует в этот момент человек?) Или неожиданно сбылась твоя заветная мечта. В этот момент тебя охватывает чувство высшей радости, необычайного душевного подъёма, которое мы называем счастьем.

Счастье бывает разное. Бывает – летящее в виде футбольного мяча. (Это чьё счастье?) Бывает – ароматное, горячее, очень вкусное! (А это?) А бывает – такое пушистое, тёплое и мурлыкающее! (Поднимите руку у кого есть такое счастье?) Главное, твоё счастье всегда особенное, не похожее на чьё-то ещё. Потому что у каждого человека свои мечты!

Работа с текстом «Счастье – это когда...» после чтения.

Что же такое счастье? (счастье – это чувство высшей радости.)

– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время.)

– Как в тексте объясняется, что такое мечты?

– Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

– Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

– Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему?

Работа с иллюстрацией на с. 31.

– Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка? (О новогоднем хороводе вместе с друзьями.)

– А о чём мечтаете вы? Расскажите о своих мечтах.

Можем уже ответить на вопрос « Ради чего человек совершает те или иные поступки?»


Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни и счастье. Проблема смысла жизни и счастья важна для каждого человека. Ницше утверждал: «Если есть, зачем жить, можно вынести любое Как», и был прав. Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни и счастья зависит от многих факторов – объективных и субъективных.

К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д.

Значительную роль в выборе смысла жизни и счастья играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д. Как только человек перестает размышлять о смысле его существования, он перестает быть человеком, превращается в вещь, застывает в определенных границах, навеки покидает мир свободного выбора.


Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования. И все же люди не перестают размышлять над смыслом своей жизни. Кто-то считает смыслом жизни достижение главной цели, создание семьи, кто-то хочет стать известным, а кто-то просто счастливым. Но что значит: быть счастливым? Что такое счастье? Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя, ведь для каждого человека это что-то глубоко личное, поэтому никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления.

Счастье… Кто-то видит своё счастье в деньгах, успехе или дорогих вещах, а кому-то для счастья необходим близкий и понимающий человек. Люди, на мой взгляд, иногда заблуждаются, говоря, что счастлив тот, кто богат, кто обладает многими материальными благами, а тот, кто беден несчастен. Но так ли это? Ведь нередко под грудой денег может быть похоронено самое дорогое, что есть у человека – человеческая душа. По-настоящему счастливым человек может ощущать себя только душой.

Но каждый человек по-своему относится к счастью и смыслу жизни . И чем бы оно ему не представлялось, он всегда стремился к нему. И многим удалось стать счастливыми. Если это так, то смысл жизни – обрести собственное счастье? А когда человек обретет свое счастье, то можно считать, что смысл жизни потерян и дальнейшая жизнь бессмысленна? Многие начинают искать новый смысл жизни, новые цели и задачи, хотят стать еще счастливее, но часто ошибаются, теряются, сливаются с толпой и не могут не поддаться окружающей среде, если она «затягивает».

Они упускают свое счастье. Теряют его по собственной воле. И каждый человек становится частью серой массы одиноких и несчастных людей. Человек – несчастен. Совсем несчастен. А вернуть назад то былое счастье порой не так просто. Ведь когда люди начинают искать что-то новое, они забывают про старое, считают, что этого для них слишком мало. Но счастье не любит, когда его предают. Поэтому, если человек обрел своё счастье, он должен суметь сохранить его навсегда. Я считаю, что смысл жизни – счастливым стать и счастливым умереть.