Open
Close

Реформа ООН: почему Россия не подпишет предложенную США декларацию. Американский привет для кимовских ракет

Президент США заявил о необходимости реформировать ООН и оптимизировать расходы организации. Декларацию об этом не подписали более 60 государств, возможности реализовать план Трампа невелики, говорят эксперты

Дональд Трамп (Фото: Lucas Jackson / Reuters)

Декларация Трампа

Дональд Трамп впервые выступил в стенах ООН 18 сентября и заявил о необходимости реформировать организацию. Произошло это на созванном по инициативе США заседании всех заинтересованных стран.

«ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент, подчеркнув, что с 2000-х годов бюджет организации увеличился более чем в два раза, но ее эффективность по-прежнему не соответствует потраченным средствам. Приоритет нужно отдавать народу, а не бюрократии, делать «фокус на результатах, а не на процессе», каждая миротворческая миссия должна четко понимать свои цели, а ее эффективность необходимо как-то измерять, заявил Трамп.

США еще до выступления своего лидера разработали политическую декларацию в поддержку реформы, которую могут подписать все желающие страны. Декларация не является юридически обязывающим документом. В ней говорится о поддержке усилий генсека ООН Антониу Гутерриша повысить эффективность работы организации, о приверженности всех стран к повышению доверия среди ее членов. Страны, которые подпишут декларацию, выразят поддержку реформам, направленным на сокращение дублирующих и частично повторяющих друг друга функций и структур ООН. В ней также говорится о поддержке намерения генсека усилить планирование бюджета, что позволит повысить предсказуемость расходов и их прозрачность.

Поддержку декларации на заседании 18 сентября высказал сам Антониу Гутерриш. Выступая после Трампа, генсек согласился с его утверждением, что бюрократия в ООН — это проблема, с которой надо бороться.

Сейчас США вносят самый большой вклад в поддержание организации, в которую входят 193 страны. В 2017 году бюджет ООН составляет $2,776 млрд, из них $610,84 млн — это американские взносы.

Нужны переговоры

Реформировать ООН декларациями невозможно, реформ можно добиться только путем переговоров, . Реформы ООН необходимо осуществить посредством диалога между всеми странами — членами организации, сказал он 18 сентября в интервью ТАСС . Он выразил сомнение в том, что под предложенной США декларацией подпишутся все члены ООН, поскольку накануне ее выдвижения не прошел никакой процесс согласования. Декларацию подписали почти 130 стран, сообщила постпред США при ООН Никки Хейли. По информации ТАСС , в число государств, не подписавших декларацию, входят Россия, Китай и Франция, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН.


Никки Хейли (Фото: Mary Altaffer / AP)

Однако с тем, что ООН нуждается в некоторых реформах, в Москве согласны. «Организация нуждается в реформировании, но не кардинальном», — уточнил Небензя.

Намерения Трампа сократить финансирование Организации объединенных наций вызывают озабоченность, так как в результате могут пострадать гуманитарные программы в Южном Судане, Конго и других горячих точках, указывала Al Jazeera . Постпред США при ООН Никки Хейли не уточнила в ходе брифинга 15 сентября, будут ли США финансировать программы ООН в том же объеме.

Эксперты также обращают внимание на то, что реформировать ООН, которая была создана в 1945 году и отвечала реалиям того времени, непросто. Реформа ООН — «это давняя игра», которую ведут США, сказала Энн Баевски, профессор Колледжа Туро в Нью-Йорке в интервью телеканалу Al Jazeera .

Реализовать реформы будет непросто, так как среди членов организации есть разногласия, у каждого свои приоритеты, отмечает Залмай Халилзад, бывший посол США в ООН (2007-2009), в колонке для The National Interest . «США и их союзники хотят, чтобы ООН сделала упор на реформу системы управления для повышения транспарентности, подотчетности, эффективности и продуктивности. Развивающиеся страны очень хотят стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, но выступают против административных реформ, направленных на уменьшение расходов», — отмечает Халилзад. По его мнению, развивающимся странам выгодна система управления, которая сложилась в ООН за долгие годы.

В 2013 году 17 стран — участниц ООН (менее 9% от всех членов организации) вносили 80% в общий бюджет организации, а доля оставшихся 176 стран составляла всего 18%, хотя их представители принимали решения, на какие цели следует расходовать бюджет, отмечает Халилзад.

Дебют на Генассамблее

19 сентября президент США Дональд Трамп впервые выступит на прениях Генеральной Ассамблеи ООН. Ожидается, что он выскажется по основным международным проблемам : ядерно-ракетной программе, борьбе с международным терроризмом, глобальному изменению климата, иранской ядерной сделке, а также рохинджа в Мьянме.

Российский и китайский лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин в нынешней сессии Генассамблеи не участвуют. Делегации двух стран возглавят министры иностранных дел Сергей Лавров и Ван И.

Сегодня в очередной раз на повестку поднят вопрос о реформе ООН. Авторитетные стороны, включая США, выступают с различными предложениями. В залах заседаний и за круглыми столами по этому поводу ломается немало копий.

Организация объединённых наций (ООН), действительно, устроена на далёких от идеала принципах, и её реформа давно назрела.

Проблема

Проблема нынешней ООН заключается в противоречии между претендующими на норму декларациями и отходящей от них реальной практикой.

В идеале ООН создана на принципах, которые искренне и добровольно должны разделять все без исключения страны, в неё входящие. На бумаге это общие и понятные принципы справедливости, всеобщего равноправия и т. д., от которых попахивает более светлым, и более справедливым будущим.

В действительности же получается по известному выражению: все страны равны, но некоторые равнее. ООН в сегодняшнем виде возникла по итогам Второй мировой войны. Это наложило на организацию свой отпечаток.

Ряд внесённых в устав ООН положений прямо фиксирует разделение стран на победителей и побеждённых (хотя давно уже нет ни тех, ни других: нынешние страны - это по сути уже другие страны, мир сильно изменился).

Хуже того, неравенство стран, закреплённое в нынешнем распределении ролей в ООН (с его постоянными членами Совбеза с особыми правами), отражает унизительные отношения неравенства, унаследованные от отжившей колониальной эпохи. Страны так называемого третьего мира, бывшие когда-то не субъектом, а объектом международных отношений, а зачастую и предметом торга, в раннюю постколониальную эпоху присутствовавшие в международных институтах только в качестве номинальных эрзац-представителей, чтобы создавать видимость массовой поддержки реального распорядителя, - такие страны также оказались урезанными в правах, как и проигравшие войну империалистические центры. К настоящему моменту многие страны так называемого третьего мира, бывшие когда-то мировыми задворками и бедными мастерскими, входят в состав ведущих экономик мира. Соответственно, унизительное и бесправное положение в прототипе мирового правительства их тоже не устраивает.

На несправедливость закреплённых в нынешней ООН отношений указывали давно. Об этом, в частности, говорил в своём историческом выступлении с трибуны Генассамблеи ООН Каддафи, подчёркивая, что сегодня ООН не отражает интересы всех стран, что это по сути инструмент сильного, ничего не дающий слабым, что для того, чтобы ООН стала действительно эффективным мировым институтом на благо общих интересов, в ней многое необходимо серьёзно менять.

Другой наглядный пример неадекватности ООН - это подлые средневековые действия Совбеза в отношении несговорчивой КНДР. КНДР не позволяет себе ничего, чего бы уже не позволили себе задающие в ООН тон страны и их сателлиты. Но, чтобы принудить руководство КНДР к повиновению, целый народ не моргнув глазом берут в блокаду, создавая искусственный дефицит топлива, продовольствия, медицинских средств и т. д. Мало того, что это дичайшая геноцидальная практика из арсенала какого-нибудь Мамая или Гитлера, так подобные действия ещё и чисто формально подпадают под уголовное определение терроризма. И это делается от лица всего человечества, а фактически - горсткой привилегированных стран, которые договорились между собой.

Основные изменения

Всё более растёт число стран и политических сил внутри стран, кого такой мировой парламент не устраивает. Всё больше будет расти давление, заставляющее ООН эволюционировать и приводить практику в соответствие собственным нормативным декларациям. Со временем, если ООН продолжит существовать как международный институт, можно предполагать следующие изменения:

1. Отмена привилегированного клуба стран-победителей по итогам Второй мировой войны (речь идёт об упразднении всего Совета безопасности или по крайней мере постоянного членства в Совете безопасности).

2. Отмена права вето (среди равных участников не должно быть никаких привилегий).

3. Равные голоса всех членов ООН (по принципу «одна страна, один голос» или, возможно, пропорционально населению или с каким-то иным весовым коэффициентом, отражающим реально стоящие за представительством общности людей).

4. Принятие важнейших решений исключительно Генассамблеей ООН (учёт мнения всех стран, а не только подверженной подтасовкам выборки, представленной в Совете безопасности).

5. Ряд важнейших решений (о применении силы, санкций и т. д.) должен приниматься единогласно (голос любой страны против должен быть блокирующим).

6. Действия по упомянутым выше ключевым вопросам (применение силы, санкции и т. п.) в обход ООН должны быть запрещены и должны рассматриваться как грубое нарушение устава ООН и международного права, а нарушители должны сами в обязательном порядке подпадать под санкции ООН.

Уже одна только реализация этого списка наиболее общих изменений сделает мир справедливее и безопаснее.

Сторонники и противники реформы

У подобной реформы ООН есть и сторонники и противники.

В сторонниках, разумеется, оказываются практически все урезанные в правах страны. Это и такие гиганты как Германия и Япония. И страны бывшего третьего мира - как развившиеся и возмужавшие, так и те, чей политический и экономический вес невелик (все они, тем не менее, хотят безопасности и действительного участия в мировой политике).

В противниках, что тоже очевидно, оказываются ныне привилегированные страны - постоянные участники Совета безопасности с правом вето. Даже самым прогрессивным из них не хочется расставаться с преимуществами и привилегиями. К противникам относятся Китай, РФ, Франция и т. д.

Однако в этом вопросе присутствует серьёзная неоднозначность, которая острее всего проявляется в позиции США.

Дело в том, что США, как один из постоянных членов Совбеза прямо не заинтересованы в потере привилегированного статуса и решающего голоса. Но, с другой стороны, текущая экономическая и политическая мощь США такова, что даже без формальных привилегий они способны поставить под контроль руководство большинства малых и зависимых стран и тем самым обеспечить необходимое большинство в своих интересах. Иными словами, США на политическом рынке самый платежеспособный покупатель, способный перебить любые ставки конкурентов. Поэтому на парламентской или рыночной платформе США способны провести любые решения в свою пользу. И они этим давно и активно пользуются, всюду, где только можно насаждая демократию по модели открытого рынка.

Поэтому, казалось бы, постоянное место в Совбезе или право вето США не особенно и нужны. И они могли бы пойти на добровольный отказ от них, чтобы лишить таких рычагов Россию и Китай и тем самым поставить ООН под свой полный контроль.

Однако, в последнее время всё более очевидна тенденция, что США утрачивают своё доминирующее положение в мире. Их экономическая и политическая хватка над зависимыми странами ослабевает. На доминирующие позиции всё больше выдвигается Китай. За ним следуют целый ряд новых крупных экономик (начиная с тех же членов БРИКС). И здесь не надо быть особо проницательным, чтобы в перспективе предвидеть риски перехваты у слабеющего гегемона лидерства и инициативы в деле сколачивания международных коалиций. Таким образом, открытый политический рынок без привилегий в долгосрочной перспективе может играть не в пользу США.

Сейчас ключевые игроки мировой политики анализируют ситуацию и размышляют над тем, что именно им будет выгодно в краткосрочной и долгосрочной (стратегической) перспективе.

Заключение

Из вышесказанного очевидно, что реформы ООН давно назрели, и что их последовательное проведение должно сделать мир лучше и безопаснее.

В то же время, хотя позиции большинства стран в отношении реформ понятны и очевидны (страны стремящиеся устранить поражение в правах), позиции ряда стран могут казаться непонятными и противоречивыми (к примеру, активные призывы со стороны постоянного члена Совбеза к отказу от права вето). Такая странность позиций порождается ведущейся стратегической игрой, и в ней есть своя рациональная логика.

© UN Photo/JC McIlwaine

Инициатива президента США Дональда Трампа равномерно распределить ответственность за финансирование ООН и сократить бюрократию нашла отзыв у многих стран

Представители 142 стран, в том числе США, Германии, Великобритании, Канады и Японии, направили генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу письмо, в котором выразили поддержку реформе, направленной на улучшение координации работы Всемирной организации по вопросам гуманитарной помощи, развития и по поддержанию мирных инициатив.

«(Страны обязались — ред.) сокращать дублирование, избыток и совпадение мандатов среди основных органов ООН, оказывать поддержку главе Организации в разработке политики в области управления людскими ресурсами, которая позволит ООН продолжить привлекать, развивать и сохранять высокоэффективных сотрудников, а также будет содействовать гендерному равенству и географическому разнообразию», — говорится в документе.

Авторы письма признали роль ООН в создании платформы для партнерства в интересах обеспечения глобального устойчивого развития, но при этом подчеркнули, что каждое государство несет основную ответственность за собственное экономическое и социальное развитие.

По данным информационного агентства Reuters, против реформы ООН выступают 70 стран, в том числе постоянные члены Совета Безопасности Россия, Китай и Франция. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя выразил сомнение, что Москва проголосует за эту инициативу, поскольку повысить эффективность организации можно только за счет межправительственных переговоров.

Генсек ООН: Ссора России и США недопустима для всего мира

Инициатором проведения реформы ООН выступил президент США Дональд Трамп. Вчера на саммите, посвященном будущему ООН, в Нью-Йорке американский лидер заявил, что увеличение регулярного бюджета организации на 140% и штата сотрудников с 2000 года в два раза не способствовали реализации потенциала из-за бюрократизма и неумелого управления.

Наличие проблем в системе ООН признает и Антониу Гутерриш: «Кто-то недавно меня спросил, что не дает мне уснуть ночью. Мой ответ был простым: «Бюрократия». Даже если бы кто-то попытался навредить ООН, то он не смог бы придумать ничего лучше, чем ввести некоторые из тех правил, которые мы придумали сами. Я даже сам иногда спрашиваю себя, нет ли заговора с целью разработать как раз такие нормы, которые не были бы эффективными».

Во время предвыборной кампании Трамп обещал пересмотреть участие Вашингтона в работе международных структур. Проект федерального бюджета США на финансовый 2018 год предусматривает сокращение отчислений в такие организации на 44%, которые сейчас достигают $10 млрд в год. На сегодняшний день взносы США — крупнейшего донора — составляют 22% регулярного бюджета ООН и 28,5% расходов на миротворческие операции.

Белый дом раскрыл детали «глубоко философской» речи Трампа на ГА ООН

Украинские политики неоднократно призывали пересмотреть механизм применения права вето, которым обладают Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Москва, Вашингтон и Пекин выступают категорически против внесения каких-либо изменений, в то время как Лондон и Париж допускают возможность добровольного отказа от права вето в случаях, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений.

С постоянной консолидацией и сближением человечество стремилось создавать надгосударственные организации. Долгое время это были только лишь региональные блоки, но в двадцатом веке появились общемировые военные и мирные организации. Сначала это была Лига Наций, а затем - Организация Объединенных Наций, худо-бедно регулирующая мировые процессы вот уже несколько десятков лет. Однако события последних лет показывают, что явно требуются реформы ООН. Именно о них мы сегодня и поговорим в рамках нашей статьи.

Проблемы ООН

Все современные проблемы, на которых «пробуксовывает» ООН, можно разделить на две группы:

  • неустойчивое и неопределённое положение организации в мире;
  • административное строение самой ООН.

Положение осложняется тем, что организация была создана в условиях идущей войны, когда шло формирование двухполюсного мира с двумя супердержавами, а большая часть мира была в положении колоний.

С той поры прошло уже более семи десятков лет, а ООН ни разу серьезно не реформировалась. В настоящее время можно насчитать, не раздумывая, с десяток проблем, которые делают эту организацию совершенно неэффективной. Учитывая положение и власть ООН в мире, это просто недопустимо. Проблемы накапливались десятилетиями, но осторожные политики все так и не решались проводить серьезные преобразования, ограничиваясь небольшими реформами, опасаясь обрушить существующее положение. Так было, пока не появился эксцентричный американский президент Д. Трамп, который не побоялся сказать о необходимости преобразований. В чем суть реформы ООН американского лидера, решившего пойти на радикальные изменения в этой организации?

Корректировки структуры и положения ООН

Первые десятилетия существования ООН были связаны с событиями холодной войны и соперничеством супердержав за сферы собственного влияния. Тогда было, собственно, совсем не до реформ ООН. Обе стороны хотели применить свое влияние в организации исключительно в собственных интересах и для поддержки военных союзников.

Разумеется, в таких условиях не могло быть места для серьезных преобразований. из числа редких реформ нужно выделить расширение числа членов СБ с 11 до 15. Такой ход был вызван увеличением количества стран-членов ООН с 51 в 1945 году до 113 в 1963 г. и необходимостью предоставить развивающимся государствам право участия в деятельности Совета Безопасности.

По окончанию конфронтации, в девяностых годах прошлого века увеличилось число реализуемых резолюций, укрепилось присутствие ООН в мире. Совет Безопасности постепенно приобретает отдельные функции наднационального правительства (создание непостоянных администраций, введение санкций и т. д.). Так шло развитие событий до осени 2017 года. Когда началась реформа ООН, США принялись радикально менять внешнее и внутреннее положение этой организации.

Выступление Трампа

Американский президент в первый раз обратился к миру по этому вопросу с трибуны ООН осенью 2017 года, отметив важность преобразования этой организации.

Трамп посетовал, что ООН не может работать эффективно из-за неправильного администрирования и всесилия бюрократии. Он отметил, что с начала столетия финансирование ООН выросло более чем в два раза, но результативность организации остается низкой. Президент США предложил преобразовать ООН, поддержав декларацию из десяти пунктов на очередной Ассамблее. Содержание документа пока никто не знал.

Дальше

С этого времени многие события начали вращаться в сфере реформы ООН Трампа. Пункты его преобразований касались слишком большого количества людей. Следует отметить, что Трамп не один раз заявлял о недостатках ООН, указывая, что самую крупную сумму в ее бюджет вносят США. Как он посчитал, неправильно, что Америка расходует каждый год на деятельность ООН примерно десять миллиардов долларов - деньги, превышающие инвестиции остальных членов организации.

Декларация Трампа

Распространенная декларация включает 10 пунктов реформы ООН. В ней Соединенные Штаты предлагают внести реформы в системе ООН, чтобы усовершенствовать деятельность в любых сферах. Сделать это можно, по мнению Трампа, с помощью уменьшения числа сотрудников организации.

Делегация США написала и направила сотрудникам всех миссий государств-членов ООН этот документ еще до первых заседаний в сентябре 2017 г. Все были ознакомлены с пунктами заранее.

Финансы

Надо иметь в виду, что проект Трампа направлен, главным образом, на финансовую сферу мировой организации. Основная часть пунктов предложенной декларации по преобразованию ООН в определенной степени связана именно с денежным сектором. Например, в документе есть рассуждения о важности укрепления контроля над разделением поступающих в распоряжение ООН денег, увеличения прозрачности трат финансов, уменьшения дублирования или излишков мандатов ведущих структур ООН. В декларации о реформе ООН Трампа существует и пункт о том, что все страны, находящиеся в организации, несут полную ответственность за собственное экономическое положение.

Политика США

Активная политика Трампа привела к разделению мира на противников и сторонников его преобразований. По мнению президента США, 10 пунктов реформы ООН колеблются и находятся под влиянием серьезных факторов. Во-первых, Штаты как постоянный член Совбеза не хочет лишаться своего привилегированного положения и решающего голоса. Во-вторых, существующее могущество США во всех сферах настолько велико, что даже без официальных привилегий они могут держать под контролем лидеров значительной части государств второго эшелона и подобным образом наладить необходимое преимущество в своих интересах.

В-третьих, в последнее годы наблюдается тенденция утраты США господствующего положения в мире. Их экономический, финансовый и политический контроль над союзниками и сателлитами все уменьшается и уменьшается с годами. На лидирующие позиции всё чаще выходит Китай. За ним идет целый ряд очередных больших экономик (в том числе государств-членов БРИКС). В будущем очевидна возможность появления опасности оттеснения слабеющей супердержавы. Эти и другие факторы, весьма противоречивые и разноуровневые, делают позицию США неоднозначной и колеблющейся, в корне меняющей суть реформы ООН. В общем-то, в этом вопросе пока нет никакой ясности.

Сторонники преобразований

Стран, подписавших декларацию о реформе ООН, сразу же оказалось примерно 130.
Через неделю уже 142 государства из более чем 190 условились одобрить во время работы ООН этот американский документ о преобразованиях организации. Они даже выступили с заявлением в адрес к Антониу Гуттеришу с требованием о срочной реализации содержания декларации Трампа. Такая мощная, можно сказать, даже демонстративная поддержка позиции США меньше всего говорит о том, что они видят себя в роли сателлитов этой сверхдержавы. Просто накопилось слишком много государств, недовольных своим положением в ООН.

Какие страны подписали декларацию о реформе ООН? Условно говоря, сейчас можно выделить несколько групп государств, требующих изменения своего положения:

  • экономически и политически сильные страны, играющие большую роль в региональном и мировом пространстве, но имеющие несоразмерно скромную роль в ООН (в первую очередь это Германия и Япония);
  • страны, бывшие в 1944 году колониями или полуколониями, но к началу двадцать первого века уже играющие чрезмерно высокую роль в мире (Индия, ряд стран Латинской Америки и др.);
  • наконец, общий экономический рост позволил остальным странам приблизиться к другим и если и не требовать особого места для себя лично, то хотя бы для своего представителя.

США пошли навстречу требованиям этих стран с тем, чтобы увеличить количество своих сторонников и одновременно уменьшить свою финансовую нагрузку.

Противники

Государств, выступивших против сути реформы ООН или занявших нейтральную позицию, оказалось существенно меньше. Прежде всего, это глобальные политические противники, опасавшиеся потери своего влияния (РФ, КНР), «страны-изгои» наподобие КНДР, Венесуэлы и др., обычные противники основ очередных реформ. Поскольку их оказалось менее трети, это заранее определяет слабость позиции. С другой стороны, в числе противников преобразований три постоянных члена СБ (60%), да и вообще, то, что почти каждый третий против преобразований Трампа, говорит о необходимости пойти на уступки при сохранении базовой позиции.

Хотя ряд источников сообщал о «возможной интриге» преобразований. Будет ли наша страна и в дальнейшем постоянным членом такого важного органа как СБ ООН, владельцем права вето в нем? Ранее лишить ее положения предлагали многие видные политики, особенно активно выступали представители из Украины. Ведь за сохранение за Россией членства в СБ никакого голосования не проводилось. Но, скорее всего, все это будет использовано для последующих реформ.

Ход обсуждения реформ

Разумеется, страны, подписавшие реформу ООН, и ее противники вели себя по-разному. Тем не менее становилось все очевиднее, что реформы нужны, а на самом деле, лежит на чуждых от идеала основах, и её принципы пришла пора менять. Пока же пользующиеся авторитетом стороны, в том числе США, вносят всякие предложения. В ходе заседаний и дискуссий по этому поводу идут активные обсуждения.

Очевидно, что в процессе обсуждения происходит не только выкристаллизация позиций, но и их сближение. Сейчас Россия уже согласилась с реформами, останавливаясь лишь на принципах преобразований и на их деталях. В свою очередь, смягчают свою позицию США. Ведь всем благоразумным политикам (Маккейн и Климкин в их число явно не входят) ясно, что преобразования в организации возможны только на основе компромисса.

Поэтому в наши дни ключевые участники исследуя ситуацию, раздумывают над тем, какая позиция им наиболее выгодна в краткосрочной (сегодня) и долгосрочной (на будущее) перспективе и насколько глубоко надо вести реформы ООН.

Перспективы

Эксперты полагают, что в ходе этих реформ, раскрывающих декларацию о реформе ООН, и последующих событий будут реализовываться следующие принципы организации:

  1. Ликвидация привилегированного кружка государств-победителей по результатам Второй мировой войны.
  2. Полная ликвидация права вето (нельзя сказать, что это положительный шаг, но все же).
  3. Равные права всех государств-членов (на основе концепции «одно государство - один голос» или хотя бы распределение прав пропорционально количеству населения либо с каким-то другим удельным коэффициентом, показывающим реально находящуюся за представительством группу граждан).
  4. Одобрение главных решений только Генассамблеей ООН.
  5. Часть важнейших постановлений (об использовании вооруженной силы, экономических и внешнеполитических санкций и т. д.) должна приниматься совместно (голос только одной страны «против» может быть решающим).
  6. Мероприятия по указанным выше важнейшим вопросам (использование силы, санкции и т. д.) вне решений организации необходимо запретить, они обязаны анализироваться как грубое искажение устава и международного права, а их активные нарушители обязаны сами в непременном порядке оказываться под санкциями.

Итоги

Инициатива Трампа о реформах была предсказуема. Организация явно становилась анахронизмом в наше динамичное время. Поэтому объективная база выстраивалась весьма солидная. Вопросы были в ином: кто будет автором и какое направление он выберет? Решился экстравагантный Трамп, выделивший темпы, пути и значение преобразований. Теперь остается только ждать, что произойдет и насколько перспективны будут нововведения.

По реформированию ООН. Начало обсуждения проекта прошло сегодня в штаб-квартире организации в Нью-Йорке с выступлений Трампа и Генерального секретаря ООН .

«Буду честен с вами — я действительно вижу большой потенциал ООН. Организация оказалась очень успешным проектом. Я хотел бы поблагодарить генерального секретаря Антониу Гутерриша за то, что он к нам присоединился и остается приверженным реформе ООН», — сказал Трамп в своей речи 18 сентября.

По его словам, США также поддерживают старания генсека «провести ревизию всей системы и поиск способов улучшения ООН». Однако, глава Белого дома отметил, что «в последние годы ООН не полностью раскрывает свой потенциал из-за бюрократии и плохого управления», сообщает .

«При этом бюджет ООН увеличился на 140%, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям.

Но я знаю, что при генсеке (Гутеррише) ситуация меняется, и меняется быстро, и мы видим это. Поэтому мы высоко ценим генерального секретаря и его призыв — больше заботиться о людях и меньше — о бюрократии», — сказал Трамп.

Гутерриш указал, что требуются усилия для изменения «раздробленных структур» и «византийских процедур» в ООН и ее превращения в более «поворотливую и эффективную, гибкую и действенную» глобальную организацию. Он также отметил, что ООН с целью своего укрепления добивается прогресса по широкой и смелой повестке реформ.

На следующий день американский лидер выступит уже перед всеми 193 делегатами стран ООН на открытии . 20 сентября состоится заседание по реформе миротворческих операций, которое будет возглавляться премьер-министром Эфиопии Хайлемариамом Десалегном, сообщает .

«Мы поддерживаем Генерального секретаря в его намерении внести конкретные изменения в систему ООН, чтобы лучше согласовать свою работу по гуманитарным миссиям, разработке и поддержанию мирных инициатив», — говорится в проекте политической декларации.

Также, в документе содержится предложение сократить дублирующие друг друга в плане выполняемых функций должности и даже целые подразделения организации. Всего декларация включает 10 пунктов. В целом, по словам экспертов, документ направлен на усиление подотчетности ООН в своих решениях.

Сегодня же стало известно, что Россия не участвует во встрече по реформе ООН. Как заявил замглавы Геннадий , Москва поддерживает вопрос о реформе ООН, но выступает с других позиций, нежели Вашингтон.

«Это неформальная неофициальная встреча, она была организована для группы государств, которые поддерживают документ, подготовленный США», — добавил дипломат.

Он подчеркнул, что Москва выступает за реформу ООН, но она должна быть всеобъемлющей.

«Все решения, которые связаны с реформой, должны приниматься государствами-членами в ходе межправительственного диалога», — пояснил Гатилов.

По его словам, обсуждаемые предложения по реформе ООН — «это инициатива отдельного государства».

Двум днями ранее постоянный представитель России при ООН сообщил, что Москва, возможно, не будет визировать декларацию о реформе организации, предложенную президентом США Дональдом Трампом.

«Не уверен, что мы подпишем эту декларацию», — сказал дипломат, пояснив, что хотя многие из предложенных Вашингтоном идей соответствуют тому, что выдвигал генсек всемирной организации, «декларацией реформу ООН не проведешь и ООН не изменишь».

Постпред подчеркнул, что ООН необходимо реформировать в результате межправительственного процесса, а документ, подготовленный США является декларацией стран, которые придерживаются схожих взглядов на реформу ООН, тогда как это должна быть инструкция для генерального секретаря организации.

Ранее Небензя рассказывал о том, что ООН занимается очень широким кругом проблем, беспокоящих международное сообщество, но при этом — он отметил — организация не нуждается в радикальном реформировании.

Трамп критиковал не только ООН в целом, но и ее учреждения. Так, в своем резком письме , которое следит за соблюдением Ираном соглашения по ядерной программе, Трамп указал, что США могут выйти из договора, если он не будет надлежащим образом контролироваться.

«Мы не примем слабо контролируемую или недостаточно контролируемую сделку», — говорится в сообщении американского лидера.