Open
Close

Саногенное и патогенное мышление. Черты патогенного мышления Эмоции: хорошие и плохие

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о такой концепции как саногенное мышление. В ней определенно есть рациональное ядро. Даже если вы не согласны с некоторыми ее позициями, все равно кое-что полезное можно получить. А что полезное – это уже определяется индивидуальность.

Что это такое?

Понятие саногенного мышления ввел в обиход Ю.М. Орлов – философ, психолог, медик. По его определению, эта система соединяет многовековую мудрость человечества с современными открытиями психологии. Данный тип мышления представляет один из способов достижения житейской мудрости, здоровья души и тела.

Интересно, что вопросами познания и передачи мудрости ученый увлекся очень давно, еще когда защищал диссертацию по теме поиска истины. После успешной защиты он показал текст своему отцу, а тот отметил, что ничего в этой работе не понял и ничему мудрому не научился. С тех пор Ю.М. Орлов начал искать средства, как привнести немного мудрости в нашу повседневную жизнь.

Суть саногенного мышления можно изложить очень простым, понятным языком. Для начала необходимо понять, что в основе мировоззрения человека лежит его философия (не наука, а собственная, индивидуальная). Именно она формирует стиль человеческого мышления. В случае, когда философия негативная – люди страдают, позитивная – находятся в хорошем состоянии и радуются жизни.

Вот и все. Фактически нам нужно избавиться от привычки мыслить патогенным образом. Тогда автоматически мы избавимся от стрессов, внутренних и внешних проблем. Звучит привлекательно, не так ли?

Получается, что саногенный образ мыслей создает чистоту у нас внутри, обладает оздоравливающим действием. Но как этого достичь на практике?

Эмоции: хорошие и плохие

Пожалуй, в каждой культуре есть замечания о плохом и хорошем. Все мы знаем, какие эмоции несут негативную направленность. Это страх, гнев, раздражение, гордость, ревность, зависть (ряд можно продолжать долго, но суть вы поняли). Эти эмоции принято укрощать или подавлять. Но для здоровья это очень вредно.

Наши мысли провоцируют разные чувства и разные реакции тела. Например, мысль, связанная с гневом, вырабатывает гормоны, которые готовят организм к драке. Получается, что гнев подавляется, драка не случается. Что происходит с гормоном, ведь он уже в крови? Он не находит применения, превращается в яд и загрязняет наш организм.

Таким образом, идея подавить эмоцию не очень хорошая. Именно теория саногенного мышления предлагает, как избавиться от эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от самой эмоции. Без чувств мы потеряем вкус к жизни, впадем в пассивность, как при депрессии. Нужно правильно обойтись с эмоцией. Переживать даже негативные чувства так, чтобы они развивали нас.

На самом деле, классифицировать эмоции на плохие и хорошие несправедливо. Психологи уже отказались считать какой-нибудь тип темперамента лучшим: у каждого свои плюсы и недостатки. Эмоции следует воспринимать как реакцию организма на окружающий мир. Создается ситуация опасности – мы чувствуем страх. И он полезен, потому что является сигналом: «Пора уносить ноги». Правильно распознать сигнал – задача развитого человека.

Хронические негативные эмоции

Благодаря памяти, наше мышление может вспоминать события, ставшие причиной стресса. Такая реакция будет усиливать стресс, делать его продолжительным. Негативная эмоция появляется в любой момент с помощью ассоциативной связи. Это происходит автоматически, именно поэтому и вредно. Если мы поймем, причину появления эмоции, мы сможем управлять процессом.

Как ум воспроизводит эмоцию?

Чтобы эмоция зафиксировалась в нашем подсознании, чтобы она стала запускаться автоматически, ей нужно несколько повторений, во время которых произойдет научение. Все начинается с детства (в этом З. Фрейд точно был прав). Вот только психоанализ заявлял, что, осознав свои травмы, человек сможет исцелиться, но не предлагал никакого конкретного решения этой задачи, а концепция саногенного мышления предлагает способы поведения по отношению к вредным хроническим чувствам.

Как работать с ненужными эмоциями?

В этом нам поможет метод интроспекции – то есть, самонаблюдения. Когда человек задает себе вопросы о том, почему он поступил именно так в определенной ситуации, он старается понять, какая эмоция побудила его к действию.

Рассмотрим на примере. Для наглядности возьмем обиду. Что такое обида?

Предположим, что у вас есть друг, с которым вы давно не общались. По правде сказать, вы соскучились и решили ему написать обычное сообщение по типу: «Привет! Как дела? ». Казалось бы, простой вопрос. Но друг прочитал сообщение, ничего не ответив. Что произойдет? Скорее всего, вы почувствуете обиду. Откуда она взялась?

В большинстве ситуаций обида появляется тогда, когда кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Вы ожидали, что друг ответит на сообщение, вы сможете продолжить общение. Но этого не произошло. Чем ближе нам человек, тем сильнее и дольше мы будем обижаться.

Размышляя о том, что мы чувствуем, делая это привычным, мы уменьшаем интенсивность чувства, уменьшаем обиду. Таким образом человек получает иммунитет к другим потенциальным обидам. Заметьте, что мы не подавляем чувство (это вредно), а делаем его более кратковременным. Как только обида выполнила свою роль, она исчезает.

Как вы думаете, если кто-то обидел вас год назад, а вы до сих пор об этом думаете, это полезно или нет для вашего организма? Очевидно, что эта мысль принадлежит к патогенному мышлению. С подобными мыслями необходимо бороться. Как? Осознанием. Ведь страдать от обиды в тот момент, когда вас никто не обижает – это так… по-человечески. И абсолютно бессмысленно при этом.

Чтобы достичь радости и гармонии, нужно научиться правильно проживать негативные эмоции: правильно обижаться, стыдиться, ревновать, испытывать чувство вины. Эти чувства должны не мучить, а повышать саморегуляцию.

Если вернуться к состоянию обиды и посмотреть, какие операции проделывает наш мозг, мы увидим следующее:

  1. Определяем, к какой категории принадлежит данный человек (тот, что обидел). На основе этого придаем ему значение (близкий или нет).
  2. Строим определенные ожидания от его действий в конкретной ситуации.
  3. Наблюдаем за реальным поведением.
  4. Оцениваем, сравнивая свои ожидания с реальностью.

Что происходит после оценки? Возникает обида. Потому что придуманное не совпало с действительностью. На каких этапах проще скорректировать появление эмоции? Определенно на втором (не строить программу вообще) или на четвертом (поменять оценку).

На практике это может быть не так уж и просто. Если вы хотите узнать, как обходиться с другими негативными чувствами и какие мыслительные операции они проходят, советую обратиться к книгам Ю.М. Орлова, первой из которых может стать «Саногенное мышление».

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Любое поведение может быть ошибочным. Обычно заранее мы не знаем об этом, но в процессе исполнения, или в результате поведения получаем неудачу и в довесок - плохую эмоцию. Эмоция в данном случае (сказывается продуктом ошибки. Ложным становится поведение в целом, если ее ориентировочная часть выполнена с изъяном. Я делаю табуретку, и она разваливается, так как ножки оказались гнилые. Вкладываю деньги и банк прогорает. В том и другом случае ориентировка выполнена с изъяном. Ложное поведение порождает плохую эмоцию.

Мудрость состоит в том, чтобы распознавать скрытые ошибки не только ориентировки, но и исполнения любого поведения. Ошибочным может быть любое действие, но чаще всего мы анализируем поведение задним числом, после неудачи. Обычно говорят, что глупец умен задним умом. Однако задача состоит в том, чтобы извлечь пользу из неудач и ошибок и набираться мудрости даже задним умом. это возможно благодаря саногенному мышлению, которое усмиряет страсти и эмоции и делает ум реалистичным. Обыкновенный человек не может извлечь пользу из неудач, так как слаб задним умом. Стоит ему подумать о бывшей неудаче, как он снова становится эмоциональным и теряет чувство реальности.

Патогенное мышление происходит от ошибочности его. Типы ошибок ума разнообразны и поучительно их знать. Умственная операция, как и всякое действие, может быть уместной и неуместной. Рассмотрим одну из них, а именно умственную операцию присваивания.

Ошибки присваивания

Признав нечто существующим на этом месте и в это время, я ошибусь, если этой вещи на самом деле нет. Точно также, отказав чему-то в существовании, я ошибаюсь, если оно существует. Я могу ошибаться, считая существующим одно, а на поверку оказывается, что в этом месте существует нечто другое. Я определяю, например, этот предмет как яблоко, как пищевой объект, а надкусив, обнаруживаю, что он сделан из воска. Значит этому предмету я ошибочно приписал пищевое значение и получил неудовольствие, которое возрастает от силы желания отведать яблока.

Если я придаю этому большое значение, а оно не играет такой роли в жизни, то я совершаю большую ошибку, так как я оказываюсь дезориентированным, людям, которые придают крайне большое значение приобретению богатства в ущерб другим сторонам жизни. Спаситель напоминал, что они не смогут унести это богатство в мир иной.

Саногенное мышление это философия обыденной жизни, которая помогает расставить приоритеты значений. Многие хотели бы обуздать свою страсть к богатству, но им мешают эмоции гордости, тщеславия и зависти. Тот, кто не контролирует свою мотивацию достижения бывает запрограммирован своей потребностью в успехе и жизнь идет мимо его, Саногенное мышление позволяет контролировать эмоции и тем самым повышает возможность мудрой расстановки приоритетов жизни, придавать им значение.

Сущность значения

Что следует понимать под значением? Общепринято считать, что значение объекта определяется тем, что я собираюсь с ним или в связи с ним что-то делать и какие удовлетворения он дает. Следовательно, понятие значения связано с поведением, которое соотносится с объектом. Значения можно классифицировать по свойствам поведения. Значение может быть непроизвольным, когда эти действия автоматические. Сочный бифштекс кроме сознательных значений имеет и непроизвольные значения - реакции желудка и сгонных желез. Букет на день рождения является знаком или хорошего отношения к вам или символом респектабельности, безотносительно к чувствам. Обычно обращают внимание только на языковые аспекты значения слова, например слово "дуб" ассоциируется с образом этого дерева. Но подлинные значения этого слова будут разны для столяра, торговца лесом или садовода.

Саногенное мышление основано на умении анализировать не только лингвистические, но и всевозможные и наиболее существенные "значения объекта. Нетрудно увидеть, что, например, значение слов "Он меня любит" будет разным, в зависимости от того, какое поведение ожидается в связи с этой фразой. Одна видит за этими словами чувство навязчивой зависимости, поведение, которое выражается словами "Он без меня не может" и это постепенно ей становится в тягость, а другая - желание этого человека повысить ее благополучие и радость. Объективный анализ значений обеспечивает правильное определение ситуации и выбор соответствующего поведения. В некоторых случаях этот анализ требует познания мотивации поведения. Студент может хорошо учиться или оттого, что ему просто нравится процесс отпадения учебным предметом или он боится оказаться среди неудачников. Следовательно, анализ значения предполагает знание структуры и закономерностей поведения. Читателю будет полезно иметь мои книги "Структура поведения", "Мотивация поведения"; "Управление поведением", изданные в 1997 году.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье вы узнаете, что собой представляет саногенное и патогенное мышление. Выясните, в чем различия данных понятий. Определите их признаки. Выясните, какие принципы присущи саногенному типу и какова методика его развития.

Определение понятий

Саногенное мышление являет собой контроль эмоционального состояния и управление поведением, вызывающим эмоции. Оно способствует сохранению душевного и телесного здоровья, попутно выступает в роли источника жизненной мудрости. При наличии данного типа мышления стрессоустойчивость значительно возрастает. Его суть – правильное переосмысление нажитого опыта, определение, а также коррекция рефлексии и поведения, приводящих человека к страданиям, изменение взглядов на жизнь. Подобное мышление не является бегством от негативной информации. По сути, это переосмысление, рассмотрение ситуации на осознанном уровне, ее проработка.

Саногенный тип способствует обучению, верному типу мышления, позволяющему прорабатывать каждую отрицательную эмоцию, завершать ее.

Патогенное мышление противостоит завершению эмоции, вследствие чего развивается состояние хронического стресса, . Не является патологическим, однако имеется возможность провоцирования заболеваний, вызываемых постоянным нервным напряжением. Данный тип мышления способствует неоднократному воспроизведению образов, которые ранее причинили боль, физическую или душевную, реакции на событие, которое травмировало. Человек не может ничего с собой поделать, он не в силах контролировать эти образы и свои мысли. Запуск подобных реакций происходит автоматически, они воспринимаются личностью, как объективная реальность. Обиженный индивид, пытающийся избавиться, например, от обиды, начинает мысленно снова и снова воспроизводить былые образы, которые породили ту эмоцию. Попутно с этим он снова чувствует напряжение, переживает его, ощущает страдания, которые еще больше усиливаются. Из-за частого прокручивания в голове, эмоция становится привычной.

Чтоб образы не были бесконтрольными, научитесь контролировать свое воображение .

Предлагаю Вашему вниманию таблицу сравнения двух типов мышления.

Характерные проявления патогенного мышления

  1. Контроль над мыслями, воображением, чувствами отсутствует, теряется ощущение реальности. Пример – продумывание плана мести, который не осуществим.
  2. Неумение прекращать мыслительный процесс в момент стресса, усиление образов энергии чувств, закрепление воспоминаний.
  3. Полное отсутствие рефлексии. Человек неспособен посмотреть на себя со стороны, даже когда сильная эмоция завершена.
  4. Сохранение, поддержание и погружение в негативные эмоции. Отсутствуют размышления касательно возможных последствий.
  5. Нет осознания мозговой деятельности, которая провоцирует возникновение переживаний. Вследствие этого ситуация становится бесконтрольной.

Признаки саногенного типа

  1. Присутствие полной концентрации и сосредоточения на размышлении, определенном объекте. Данную способность можно развить, если практиковаться с визуализацией умственных, а также реально существующих объектов.
  2. Понимание структуры определенных состояний психики, которые нуждаются в контроле. Если человек начинает размышлять об обиде, он знает о том, что она собой представляет, что на нее влияет и какие признаки.
  3. Способность смотреть на себя со стороны, рефлексия. По сути, это техника самоанализа.
  4. Формирование целостного душевного покоя. Аффективные образы избавляются от эмоций постепенно. Воспроизведение в памяти не провоцирует возникновение стресса. Происходит приспособление к ситуации. В случае ее повторения острое проявление эмоций уже не наблюдается.
  5. Культурный уровень на высоком уровне и широкий кругозор.
  6. Способность при наличии ситуаций с серьезным эмоциональным напряжением вовремя выполнить стоп — реакцию, позволяющую прекратить акт мышления. То есть «отрицательный заряд» постепенно сходит на «нет».

Его принципы

  1. Признание того, что эмоции реальны. Индивид, который находится в состоянии повышенной эмоциональности, останавливает свой выбор на обычном ходе мыслей, на прошлом опыте. Типичная ситуация провоцирует возникновение ранее отработанной программы мыслей, влияющих на реализацию конкретной эмоции. Но стоит понимать, что любые привычки могут оказаться, как полезными, так и вредными. Если человек убеждает себя, что не способен стать лучше, скорее всего, он так и приобретет лучших качеств.
  2. Уместность мозговых актов. Если рассматривать поведение человека, то в одном случае оно может быть уместным, тогда как в другом таковым не являться. Тоже самое происходит и с человеческим мышлением.
  3. Самосознательность и самосознание. Автоматические мозговые реакции способствуют стрессу и конфликтным ситуациям. Людям чаще приходится сожалеть о поступках, соответствующих культурным стереотипам. К примеру, о гневе, который провоцируется неподобающим поведением близких людей или незнакомцев. Человек не успевает осознать происходящее, как в нем просыпается агрессия. В любой эмоции есть своя программа реализации, если она возникает, то подключаются программы привычного реагирования, обязательно создающие конфликтную ситуацию. Патогенным является бессознательное мышление, которое привычно, а самосознание влияет на возникновение самогенного мышления.
  4. Интроспекция. Осознание стандартных мозговых операций, порождающих эмоции. Если индивида спросить о том, что собой представляет зависть или гордость, он сможет вспомнить, какие чувства ощущал в тот момент, но не сможет понять, откуда рождается эмоция. Если задать вопрос, после чего появляется зависть, то становится понятным, что без того, чтоб сравнить себя с кем-то другим подобная эмоция не родится. Также можно определять операции, рождающие обиду, страх, стыд. После их осознания, появляется возможность вести контроль над этими эмоциями, ведь прекращение функционирования одной из комплекса этих операций приводит к невозможности формирования данных эмоций.
  5. Научность привычного мышления. Саногенный тип не появляется спонтанно или стихийно, он возникает исключительно при наличии понимания о функционировании разума, порождающего эмоции. Ему нужно обучаться, нарабатывать правильные привычки, которые позволят индивиду вести контроль над своими чувствами и мыслями. Как последствие подобного обучения – способность осознавать свои эмоции, а не подавлять их, а значит, избежать появления хронического стресса.

Метод развития

Существует определенная методика, развивающая саногенный тип мышления. Человек обучается распознавать корни своих эмоций, вырабатывать навыки и умения, позволяющие распознавать, формируется рациональное мышление, которое со временем входит в привычку. Для этого ему понадобится вести определенный дневник.

  1. Человек должен записывать, какая негативная эмоция у него родилась, описывать ситуацию, спровоцировавшую ее возникновение.
  2. Необходимо описывать, какие мысли присутствовали в тот момент.
  3. Написать, кто еще провоцировал на возникновение подобной эмоции.
  4. Разобрать каждый случай, учитывая: какое поведение Вы хотели бы получить от человека, спровоцировавшего Вас на негативную эмоцию; каким было его настоящее поведение вплоть до речи, жестов, мимики.
  5. Оцените, насколько сильна эта эмоция по десятибалльной шкале.
  6. Определитесь с тем, каким был Ваш стиль поведения, и строили ли Вы в тот момент психологическую защиту.
  7. Возьмите листок бумаги, изобразите на нем какой-то рисунок, ассоциируемый у Вас с этой негативной эмоцией. Вложите данный листик в дневник. Создавая рисунок, выбирайте цвета, которые наиболее привлекательны для Вас.
  8. Возьмите второй листок бумаги. Изобразите произвольный рисунок. Согните этот листок, потом разверните его и белой краской сделайте вкрапления.

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности . Эта непроизвольность воображения перенос на отрицательные образы, которые способствуют непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков и непроизвольно разрабатывает планы мести: представляет в воображении, какое возмездие должно настичь обидчиков. Аналогично происходит и воображение, связанное с другими чувствами, такими, как ущемленное достоинство, стыд, ревность.

2. Поскольку каждый акт такого размышления и воображения сочетается с определенными переживаниями, то они по известным читателю закономерностям научения закрепляются с образами, вызываемыми в воображении.

Вследствие этого эти образы приобретают большую энергию чувств и способствуют накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, агрессивный - еще более агрессивным, ревнивый превращается в патологического ревнивца, трусливый - в патологического труса (оттого, что, кроме реальных событий, он и сам постоянно пугает себя). То же происходит с человеком, который перемалывает в голове ситуации, в которых он, например, испытал стыд и унижение, в результате чего он вместо естественного стыда вырабатывает глубокое чувство неполноценности.

3. Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием рефлексии, т. е. способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны. Для него характерна полная включенность в ситуацию даже после того, как она прошла или разрешилась определенным образом; если принять во внимание наше Я, то для патогенного мышления характерно полное слияние Я с образами, которые продуцируются в сознании. Эти образы заряжаются энергией от нашего Я, приобретают исключительный «магнетизм», притягивают другие образы и образуют целые комплексы образов, насыщенные необыкновенной эмоциональной энергией.

4. Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти образования: обиду, ревность, страх, стыд. Налицо полное отсутствие стремления отделаться от этих переживаний, непонимание того, что именно эта тенденция постепенно приводит к формированию патологии. Эта личностная особенность патогенного мышления обычно сочетается с полным невежеством и незнанием, а иногда неприятием принципов психогигиены.

Посмотри, читатель, какие черты этого мышления есть в тебе. Если ты убедился в том, что это плохие черты, то имеет смысл задуматься над тем, чтобы устранить их в себе и овладеть саногенным мыш лением, т. е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики снятию внутренней напряженности, в ней, устранению застарелых обид, «комплексов» и многого другого.

Самовоспитание состоит не только в том, чтобы вырабатывать в себе какие-то новые черты или устранить или ослабить дурные привычки, которые обнаруживаются вовне и шокируют других или вас самих, но и в том, чтобы те внутренние "комплексы", внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе. Они повышают тревожность и беспокойство в обстоятельствах, которые разумом мы признаем сносными, например процесс экзаменов.

Самовоспитание не может пройти мимо такой работы, как повышение уверенности и снижение тревожности. Этому может способствовать саногенное мышление, основами которого можно овладеть самостоятельно, хотя под руководством специалиста этот процесс происходит эффективнее.

Основные черты саногенного мышления. Прежде чем перейти к описанию этого мышления, нужно сделать предварительные замечания, которые избавили бы нас от возможных недоразумений в понимании этого термина. В психологии мышлением принято называть совокупность умственных действий, с помощью которых в уме решается определенная проблема, задача. Мышление включается с того момента, когда под влиянием потребности определяется цель и в определенной ситуации возникает препятствие к ее достижению: не хватает или средств, или знаний, или способностей для того, чтобы достичь цели и удовлетворить потребность. Это мышление представляет собою оперирование в уме образами, символами, знаками, для того чтобы принять правильное решение. Когда вы решаете задачи вроде «Из пункта А в пункт Б» или какую-либо другую, то мышление как раз должно выработать тот порядок действий, который приведет к желаемому результату. В данном случае цель этого мышления определяется и нашей потребностью и ситуацией, задачей.

Но когда мы решаем проблемы внутренние (например как ослабить боль и страдания от обиды, или ревности, или от пережитой неудачи), то это тоже мышление , но оно имеет другой характер. К сожалению, в психологии это мышление недостаточно исследовано. Те защитные механизмы, с которыми читатель познакомился ранее, выступают как «непроизвольное мышление», целью которого является снижение страдания. В саногенном же мышлении этот процесс протекает сознательно, произвольно; цель такого мышления также определена сознательно. Я, например, могу размышлять над ситуацией с целью не обижаться на других или не ревновать жену. Но все дело в том, что этому мышлению нас никто никогда не обучал. Поэтому для читателя важно ознакомиться с тем, как устроено саногенное мышление.

Но чтобы лучше это понять, давайте повторим наши представления о патогенном мышлении, чтобы легче было определить различия.

Образное представление ситуаций, в которых происходили определенные события жизни, позволяет «проигрывать» их в голове. Тот, кто часто «проигрывает» в голове ситуацию неудачи, которую он, например, испытал на прошедшем экзамене, невольно повторно переживает напряжение. Такое отрицательное подкрепление собственных мыслей является проявлением патогенного мышления, порождающего болезнь, невроз. Патогенное мышление умножает страдания, человека: ведь с помощью своего мышления он воспроизводит ситуацию стресса бесчисленное множество раз, вводит себя в состояние хронического стресса, разрушающего организм.

Саногенное же мышление угашает «отрицательный заряд», заключенный в воспоминаниях о ситуациях, в которых человек переживал страдание. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снимает напряженность, вызываемую им.

Более того, саногенное мышление способствует приспособлению к таким ситуациям, которые ранее были травмирующими, а в настоящее время вследствие работы саногенного мышления перестают быть таковыми. Это не значит, что человек, овладевший им, станет подобен дереву и на него обычные стимулы не будут действовать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать обиду, но зато после он устранит эту.обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением.

Для саногенного мышления характерны следующие особенности. Во-первых, самосознание характе ризуется отделе нием Я от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше Я делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение Я от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». В самом деле, попробуйте представить со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость у вас ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание исчезло. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения «со стороны».

Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание , а в момент рассмотрения своей, например, обиды, сознание, направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а на то, как она у вас «устроена», и, естественно, происходит ее устранение из сознания.

Во-вторых, при саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, «проигрывает» ситуации стресса, пережитые ранее, на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, ранее насыщенные страхом, стыдом или обидой, постепенно освобождаются от своего эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает реакцию стресса.

Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.

В-третьих, саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности . Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции и саногенного мышления. Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды. Поэтому изучение методов интроспекции должно происходить под наблюдением психолога-учителя, помогающего устранить грубые ошибки, которые поначалу допускает ученик. Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.

В-четвертых, овладение саногенным мышлением предусматривает приобретение навыков погружения самого себя в состояние покоя и мира . Каждый с большой пользой для себя сможет применять аутотренинг как существенный элемент саногенного мышления. Погружение в состояние покоя способствует более легкому отделению Я от ситуации, угашению эмоционального заряда, заключенного в образах ситуаций, а также более глубокой концентрации внимания. Аутотренинг сам по себе принесет меньше пользы, если он не связан с саногенным мышлением.

В-пятых, саногенное мышление невозможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности, концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если наше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Читателю понятно, что тренировка сосредоточенности важна именно для развития саногенного мышления. Но поскольку процесс саногенного мышления невозможен без знания «устройства» того, о чем мы должны мыслить, то приведу несколько справок о том, как устроены, например, наша обида на другого человека или чувство вины перед ним.


Похожая информация.


Мышление человека тесно связано с его психическим и физическим здоровьем. Великие мудрецы с древних времен рассуждали о влиянии мыслей и эмоций на жизнь человека. Они утверждали, что негативный образ мыслей порождает отрицательные эмоции и ведет к страданиям. Современная психология полностью подтверждает это. Негативный образ мысли ведет к внешним и внутренним конфликтам, порождает болезни и приводит к раннему старению. Хорошим способом избавления от негатива в душе является обучение саногенному мышлению. Рассмотрим, что такое саногенное мышление и чем оно может быть полезно.

Доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов создал теорию так называемого саногенного мышления. Термин «саногенный» происходит от латинского «sanus», что означает «здоровый», «оздоравливающий». Таким образом, саногенное – это здоровое мышление. Ю.М. Орлов написал замечательные книги: «Саногенное мышление», «Восхождение к индивидуальности», «Самопознание и самовоспитание характера», «Обида. Вина» и другие. В них он изложил основы своей теории. Он исследовал человеческие эмоции и пришел к выводу, что они возникают не спонтанно, а в силу особенностей мыслей каждого конкретного индивида.

Система Орлова разработана с целью обучения человека сознательному контролю возникающих эмоций, для самопознания и самовоспитания характера. Такое умение позволяет избегать ненужных негативных эмоций, которые часто возникают у человека под воздействием внешних факторов.

Психологи уже давно доказали, что отрицательные эмоции негативно влияют на здоровье, провоцируя появление разных заболеваний. Если научить человека анализировать свои отрицательные эмоции и управлять ими, то можно избежать многих болезней.

Саногенное и патогенное мышление

Патогенное и саногенное и мышление – это две противоположности. Саногенное – это здоровое мышление, а патогенное – болезнетворное, ведущее к различным заболеваниям. Все люди периодически сталкиваются с неудачами, но одни быстро их забывают, а другие прокручивают неприятную ситуацию в голове вновь и вновь. Например, человек поссорился с другом и услышал в свой адрес много неприятного. Событие уже прошло, но человек снова и снова вспоминает его, и негативные эмоции, такие, как гнев, обида или вина опять захлестывают его, не давая успокоиться. Некоторые люди склонны годами вспоминать свои неудачи, постоянно переживая отрицательные эмоции.

Со стороны может показаться, что человек намеренно причиняет себе боль, вместо того чтобы успокоиться и забыть о давно прошедшем событии. На самом деле это не так, ведь ни один нормальный человек не будет сам причинять себе боль. Неприятные мысли возникают в голове непроизвольно, без желания самого человека. Это и есть патогенное мышление – ведущее к болезням и страданиям.

Люди, обладающие саногенным мышлением, наоборот, стремятся к благополучию и здоровью, не давая отрицательным эмоциям мучить себя. Это, как и в случае с патогенным образом мыслей, происходит автоматически. Для того чтобы мыслить позитивно, человек не прилагает лишних усилий – все происходит само собой, поскольку у него уже выработалась привычка к позитивному восприятию мира.

Саногенному мышлению можно обучиться, тем самым изменив свое восприятие реальности и улучшив качество жизни. Для этого нужно изучить основные признаки обоих видов – патогенного и саногенного – и постоянно приучать себя искать в каждой неудаче плюсы и не обращать особого внимания на минусы. Постепенно мышление начнет перестраиваться.

Признаки патогенного мышления

  • Постоянное переживание ситуации без попыток остановить негативные мысли и накопление все большего количества отрицательных эмоций.
  • Отсутствие рефлексии и желания посмотреть на себя со стороны, оценить ситуацию по-другому.
  • Склонность к накоплению обид, гнева, агрессии, чувства неудовлетворенности без желания избавиться от них.
  • Непонимание того, что отрицательные мысли и эмоции отражаются на физическом здоровье.
  • Неумение управлять своими мыслями, неосознанность мыслительных операций.

Признаки саногенного мышления

  • Умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны.
  • Склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают.
  • Понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены.
  • Умение концентрировать внимание на объекте размышления.
  • Склонность к рефлексии, гибкость мышления.
  • Знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе.
  • Умение видеть преимущества в любой ситуации.
  • Склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия, оказывающие саногенное влияние на тело и душу.

Обучившись саногенному мышлению, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, научиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации.