Open
Close

В каком музее находится пермская деревянная скульптура. Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») - храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII -XIX веках .

Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко .

Спас в темнице

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале . И хотя было несколько постановлений Синода , направленных местному духовенству, о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева они не смогли. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур, чем вовсе лишиться паствы. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре - Спас в темнице или Спас Полуночный. В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу , когда Он был поругаем римскими стражниками.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Евангелие от Матфея .

Богородица

По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова - первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто - она снашивалась. Безусловно, все это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.

Помимо Христа, особой любовью пермских мастеров пользовался св. Николай Можайский . Кроме того сохранилось немало скульптурных сцен Распятия со множеством фигур.

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь , первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.

Большая часть коллекции Пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее . В 2010 году часть коллекции была отправлена на экспонирование во Францию (в частности, Лион) в обмен на собрание балетных аксессуаров.

Литература

  • Ольга Власова Пермская деревянная скульптура. Между востоком и западом. - Пермь: Книжный мир, 2009.

См. также

Ссылки

Категории:

  • История Пермского края
  • Культура Пермского края
  • Скульптура России
  • Скульптуры из дерева
  • Круглая скульптура
  • Художественная резьба по дереву
  • Изобразительное искусство России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пермская деревянная скульптура" в других словарях:

    Явление в рус. культовой пластике. В XVII в. работы выполнялись в традициях древнерус. резьбы (объемы обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны). Традиционна многоцветная роспись. Для работ XVIII в. характерны черты стиля… … Уральская историческая энциклопедия

    Произведения религиозной деревянной пластики, созданные в северно западном Приуралье в 17 начале 20 вв. П. с. вырезалась из сосны (реже из ели, липы или берёзы) и раскрашивалась обычно темперными красками по левкасу в тона, близкие… … Большая советская энциклопедия

    - (Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье) пермский локальный вариант звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. XII в. н. э. лесной и лесо тундровой зоны Северо… … Википедия

    Город Чердынь Флаг Герб … Википедия

    Это статья является частью серии статей о народе Коми Культура Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии Расселение коми Республика Коми · … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пермь (значения). Это статья является частью серии статей о народе Коми Культура Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии … Википедия

    Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия

    Серебряное блюдо «Бахрам Гур … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Серебренников. Николай Николаевич Серебренников (8 июля 1900, Верхние Муллы, Пермская губерния 21 мая 1966, Пермь) искусствовед, посвятивший свою жизнь собранию и изучению пермской… … Википедия

    Первое русское поселение на территории Перми Великой, в пределах Великопермского княжества. Основан опальным новгородским воеводой Анфалом Никитиным в 1401 1409. Расположение Пермский археолог Г.А.Бординских насчитал более 10 гипотез его… … Википедия

Книги

  • , Власова О. М.. Эта книга - полная публикация уникальных памятников русской церковной скульптуры из Пермской галереи, крупнейшего в России собрания такого рода. Статьи авторов посвящены истории собирания и…

Пермская деревянная скульптура - это уникальное явление, почему-то малоизвестное за пределами края. Деревянные святые, ангелы и Христос, собранные по всему Пермскому краю, - очень разные, но все они будто живые, и удивительно эмоциональные: где-то трагичные, где-то задумчивые, где-то даже смешные. Наивность и реалистичность, выверенность линий и грубоватость пропорций - всё нашло своё место в этом культурном феномене Прикамья.

2. Когда христианство помалу начало приходить на Пермскую землю к местным жителям, доселе язычникам, оно было в целом понято и принято ими, но - с поправочкой. Привыкшим к живым и реалистичным образам прежних богов, не всем казалось правильным молиться плоским иконам. Так появились первые христианские деревянные скульптуры, сделанные по подобию языческих статуй.

3. Самая большая коллекция Пермской деревянной скульптуры находится в художественном музее в Перми, который находится в бывшем Спасо-Преображенском соборе, самом большом храме города (увы, он сейчас в строительных лесах, поэтому я его даже не стал фотографировать). С одной стороны, не самое лучшее место для музея, с другой - для произведений христианского искусства, наверно, храм - это как-то логично.

4. Здесь собраны более 400 скульптур со всего Пермского края. Самые популярные сюжеты - это Христос в темнице и на кресте, а также святитель Николай в разных вариациях, в том числе его Можайский образ. Кстати, конкретно этот на фото - один из старейших в коллекции (конец XVII-начало XVIII в.), привезён сюда из села Покча.

5. Более поздняя скульптура, XIX век. Николай Чудотворец вообще всегда был очень почитаем на Руси как святой-защитник и святой-покровитель в трудных путешествиях. А уж в этих местах перемещаться в то время было далеко не просто, особенно по направлению на север. Святителя Николая всегда призывали на помощь в самые трудные моменты пути.

6. Насколько живые глаза и одухотворённое лицо, просто удивительно.

7. Второй важный образ - это Христос в темнице. Образ смирения и непротивления злу.

8. К сожалению, в музее темновато, и многие фото не очень получились. :(

9. Первые образцы Пермской скульптуры появились в середине XVII века, в окрестностях современной Чердыни. Кстати, вариант с происхождением от деревянных идолов - не единственный. Некоторые исследователи считают, что к тому времени Великопермское княжество уже два века как было христианизировано, и скульптура явилась самобытным феноменом, а не пережитком язычества. Так или иначе, но когда Священный Синод в 1722 году объявил запрет на объёмные иконы и образы, он где-то может и сработал, но не в Перми. Местные священники и архиереи закрывали на это глаза, т.к. народ был совершенно уверен в своей приверженности "живым", а не изображенным на доске святым.

10. Издревле на землях Пермского края жили разные народы, и особый колорит скульптурам придаёт то, что лица Христа и святых часто повторяют национальные черты мастера, делавшего их. Вот, например, Христос со странно-монгольским лицом.

12. Господь Саваоф. Вот тут уж не знаю... какой национальности был скульптор, как думаете? :)) Мне одному кажется, что чем-то африканским веет?

13. Господь Саваоф с бородой, но без усов - тоже специфично, ассоциации возникают Скандинавские.

14. Усекновенная глава Иоанна Предтечи на блюде. Один из самых запоминающихся образов музея.

15. Особое место занимает единственная почти полностью сохранившаяся композиция Христа в темнице. Обратите внимание на ангелов, держащих орудия казни Спасителя.

16. У самого Христа снова обнаруживаются монгольские черты лица. И опять же, чувствуется образ крайнего смирения и жертвенности.

18. Ну и, чтобы немного разбавить трагичные сюжеты, вернусь к ангелам, которые были на заглавном фото. Хотя опять же, по задумке автора Никона Максимовича Кирьянова (и далеко не о всех скульптурах история донесла до нас имена их авторов), эти ангелы должны держать орудия страстей Христовых, но если этого не знать, выглядят они несколько комично. Эти двое, например, мне напомнили болельщиков на стадионе. :)

Всего же Никон Максимович, проживший всего 46 лет (1860 - 1906 гг), успел изготовить около 500 скульптур, все они украшали часовню в его родной деревне Габово, которую также построил этот мастер. Думаю, что ангелов в этой деревне в итоге оказалось даже больше чем жителей.

19. Ну и, напоследок, верхний фрагмент замечательного древнего иконостаса. Весь музей занимает три этажа, и иконостас - по сути "сквозной" экспонат через все эти этажи. Он полностью сделан из дерева, и был в своё время привезён в Пермь из Пыскорского монастыря, упразднённого ещё в XVIII веке неподалёку от Соликамска. Интересно, что сам Спасо-Преображенский собор в Перми (то есть этот самый нынешний музей) строили с учётом размеров перевезённого сюда иконостаса, а не наоборот.

В целом, экспозиция крайне интересная, и, безусловно, достойная посещения. Настоящее сокровище Пермской земли, которое рекомендуется увидеть всем, кто окажется в этих краях.

Ещё я недавно писал про:

Пермская деревянная скульптура, или “пермские боги” - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV -XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII -XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен…

Местные язычники, даже приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями, “деревянные боги” на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки.

Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Христос в темнице, ХVIII в. 120x42x55 Дерево (сосна), левкас, темпера. Круглая скульптура.

Иисус Христос в темнице

Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами.

Фигуры Иисуса Христа

Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также “шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями.

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание “пермские боги”. В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII -XX веков.

Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием.

Фигура Спасителя

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: “Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII -XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной”.

Фрагменты распятия. Богородица, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Сотник Лонгин

Скульптура из Соликамска, XVIII в

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается - на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа - совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. “Живой” Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни - сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду - синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, “созданному по своему образу и подобию”.

Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку - Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса.

Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке - его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век!

Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены. Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву.

Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены . “Снятие с креста”, с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева - Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа - от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.

Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.

Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны . В описи коллекции написано, что ”резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития .”

По легенде это знаменитое распятие “Христа-татарина ” из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви .

До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.

Николай Чудотворец Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма.

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского)

Одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской

Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча Чердынского района

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде

Апостолы Фома и Павел. XVIII в .

Ангел, ХVIII в. Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.

Херувим, ХIХ в. 36x44x18, Дерево (береза), левкас, темпера. Круглая скульптура

Снятие со креста 1 пол. ХIХ в., 82x71х4, Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.

Царские врата, ХVIII в., 211x119x10, Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота. Барельеф Саваоф

1685. Икона “Тайная вечеря” Симон Ушаков

Невьянская икона

Александр Невский, Невьянская икона 19 века

Древнепермская азбука Стефана Пермского


...Звать, КОЛДУЮТ, зовя назад,
Деревянные пермские боги...
Ю. Друнина



Одним из чудес Прикамской земли являются пермские боги. Эти удивительные резные деревянные иконыскульптуры поражают совершенством работы неизвестных мастеров, сумевших создать неповторимые образы. Откуда взялось такое редкостное мастерство? Безусловно, оно передавалось из поколения в поколение, ибо для того, чтобы создать из дерева правдоподобную иллюзию живого тела, требовались и талант, и опыт, и вековые традиции.

Еще в XIV веке монах Стефан Пермский принес на Пермскую землю христианство. Местные жители были идолопоклонниками и в великом множестве искусно вырезали из дерева своих истуканов, перед которыми совершали жертвоприношения. Долго еще не могли сладить христианские священники с неуемным творческим духом народа. На Руси уже давно сокрушили Перунов, Вепесов и им подобных языческих богов, а поскольку резные иконы-скульптуры чем-то походили на них, то духовные власти категорически запретили выставлять в церквах эти деревянные статуи. Исключение было сделано для очень немногих, например для Николы Можайского, якобы творившего в старину всевозможные чудеса. Не тронули и некоторые особо святые фигуры Параскевы Пятницы. Специальным указом от 1722 года все остальные иконы-скульптуры должны были свозиться в Петербург, во двор Святейшего Синода, и сжигаться там.

Пермяки же, несмотря ни на что, продолжали создавать и почитать своих богов. Тогда русские церковники пошли на компромисс.

Пермским умельцам разрешили делать деревянную скульптуру, но только образы православных святых. Ремесло, которым вынуждены были заниматься тайком, где-нибудь в лесу, получило новую жизнь. Жителям Прикамья пришлись по душе православные традиции, и они стали вырезать Параскеву Пятницу, Иоанна Богослова, Марию Магдалину, Иисуса Христа. Особенно много появилось Никол. Но народные мастера творили соответственно своим представлениям о фигуре святого и его образе. Так, у Параскевы Пятницы из села Ныроб - непропорционально большая голова, удлиненные черты лица, глаза большие, нос тонкий и длинный, сильно выступающий, губы тонкие, сжатые. Известный исследователь- искусствовед, собиратель знаменитой коллекции деревянной скульптуры Николай Николаевич Серебренников писал: "Трактована Параскева Пятница в духе народных поверий... Плоскостные формы придают аскетический вид этому женскому божеству". Такой же предстает скульптура Николы Можая из села Покчи. У святого тоже сверхъестественно удлинена голова.

Интересны фигуры Спасителя - Иисуса Христа. Святейший Синод в 1722 и 1767 годах специальными указами строго-настрого запретил объемное изображение Христа, считая это большим грехом. Да разве сладить было с народными представлениями? Вот и стали на Пермской земле, в церквах и часовнях, появляться вырезанные из дерева фигуры Спасителя.

Такой бог был более понятен простым людям, чем писаные иконы. Чаще всего фигура Христа представлена в сидячем положении, с поднятой к лицу правой рукой, левая лежит на коленях, иногда в ней палка или ветвь, на голове - терновый венок. Статую помещали в церкви в специальную "темницу", одевали в светлые желто-золотистые парчовые одежды.

Одежду меняли в зависимости от христианского календаря. На Страстной неделе покрывали черным бархатом, на Пасху облекали в светлые одежды из блестящей серебристой парчи.

На шею вешали цепь с крестом. Перед Христом зажигали негасимую лампаду. Иногда Христа наряжали в одежду крестьянина - синий шабур , перепоясанный узорным поясом.

Местное население почитало эти скульптуры за главное божество. С ними связывались все удачи и неудачи, к ним шли с поклоном и пожертвованиями по любому поводу. Фигуры считались живыми. Они якобы были недовольны, когда их переносили с места на место, сами возвращались по ночам на старое место, ходили по домам, навещали бедных, стаптывая при этом за ночь по паре обуви. Им оставляли разнообразные кушания и пожертвования. Так, в селе Большая Коча у часовни, где находилась скульптура сидящего Спасителя, в 1911 году было закопано 80 быков.

Таким образом, в деревянных фигурах удивительным образом совместились христианские сюжеты и языческие традиции. Ныне такие скульптуры можно увидеть в храмах, есть они и в музеях Пермской области - в городах Пермь, Чердынь, Соликамск, Березники, Кудымкар, Кунгур и других. Сохранилось в общей сложности не менее 500 деревянных статуй.

Коллекция деревянной скульптуры украшает собрание Пермской художественной галереи, есть несколько фигур и в фондах областного краеведческого музея. В 1928 году Луначарский, увидев пермских деревянных богов, воскликнул: "Пермские скульптуры могли бы быть украшением любого европейского музея!"

Вот такие они, пермские боги, созданные в XVII - XIX веках руками местных резчиков, народных умельцев на удивительной, неповторимой, таинственной Пермской земле.

Гордость Перми - коллекция деревянной скульптуры, находящаяся в Пермской художественной галерее.

Пермские деревянные Боги

«Пермские боги» — так назвал свое открытие уральский искусствовед Николай Серебренников, энтузиаст и подвижник, который в 1923 году во время экспедиции нашел «пермских богов», а затем организовал еще пять экспедиций по поиску уникальных скульптур. К середине 20-х годов Николай Николаевич сформировал коллекцию деревянной скульптуры и доказал, что «пермские боги» — это не только предметы культа, но и, в первую очередь, произведения искусства.

А.В. Луначарский писал о своем посещении пермского музея во время поездки по Уралу в 1928 году: «При входе в большую залу, где собраны пермские «боги», я был поражен их обилием, разнообразием, неожиданной выразительностью и смесью наивности и непосредственности с искусством иногда положительно утонченным.

Что же такое представляет собой эта пермская скульптура, развернувшаяся, по-видимому, в XVII веке, продолжавшая жить и эволюционировать в течение всего XVIII века и начавшая клониться к некоторому упадку в XIX веке, а сейчас замершая, будем надеяться — в ожидании нового расцвета на новых началах?

Пермская скульптура служила церкви. Однако оригинальная нота, которая пронизывает эту скульптуру и делает ее и социологически, и художественно необычайно ценной, есть нота языческая, нота «инородческая», идущая несомненно и прямо, от пермяцкой культуры идолопоклонников». 1

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале.

Пермские резчики, чьи имена остались, за небольшим исключением, неизвестны, создали в течение предположительно трех веков целую художественную школу. В 17 веке она отражала влияния московской иконописи. С 18 века в нее проникают приёмы барокко и западноевропейские иконографические типы.

Большинство вырезанных из дерева фигур было найдено на территории Верхнекамья, в районе старейших уральских городов — Чердыни и Соликамска.

Язычество не до конца вымерло с христианизацией Пермского края, тем более что христианство окончательно прижилось довольно поздно, лишь к концу XV века. Православные священники разрешили местным жителям вырезать из дерева православных святых и молиться им, чтобы не потерять паству. Так деревянные Боги очутились в церкви. Хотя ещё долго они находились под запретом, и их убирали перед приездом гостей.

Простой люд старался приблизить небесных богов к себе, обычным смертным. Пермяки часто не ощущали различия между божеством и его изображением. Местные жители относились к этим статуям как к живым богам - одевали по праздникам, прятали от врагов, наказывали.

Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, в тона, близкие северной иконописи, нередко дополняясь позолотой и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

На третьем этаже галереи в центре зала на невысоких постаментах сидят шесть деревянных фигур Христа — живых, в смиренных позах, со скорбными лицами. Лики Спасов выражают кротость, жертвенность, мученичество. Каждый образ лаконичен, но вместе с тем своеобразен, с большей выразительностью свидетельствуют о глубине веры их ваятелей. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд.

Ученые отмечают в пермской деревянной скульптуре основательность художественных решений, красочную образность, эмоциональность и высокое умение. Творящие скульптуры мастера вкладывали в свои работы всю душу, создавая настоящие шедевры. Наивность и экспрессия сочетаются в отдельных произведениях с удивительной анатомической правильностью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Творчество деревенских резчиков Пермского края самобытно, правдиво и чистосердечно.

Ныне деревянных Богов можно увидеть в храмах и в музеях края - в Перми, Кудымкаре, Чердыни, Березниках, Соликамске, Кунгуре и других. В общей сложности сохранилось не менее 500 деревянных статуй. В фондах Пермской художественной галереи находится 370 деревянных памятников.

1 Луначарский А. В. нарком просвещения РСФСР. Об изобразительном искусстве, т. 2