Open
Close

Взаимодействие библиотеки, школы и семьи как фактор формирования ребенка-читателя. Муниципальные и школьные библиотеки: сотрудничество необходимо Сотрудничество школы и сельской библиотеки

Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.

В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

Решению многих проблем в деле активизации чтения может и должно способствовать построение системы взаимодействия публичных библиотек и школ. В советский период такая система существовала и давала ощутимый социальный эффект - именно в этой системе закладывался фундамент самой читающей страны, поскольку все ученики школ в составе коллектива класса или индивидуально становились читателями районной библиотеки. Последние пятнадцать-двадцать лет оказались достаточным сроком для того, чтобы работающая система разладилась. Основной причиной этого процесса, очевидно, явились непомерно высокие ведомственные барьеры, установившиеся между сферами образования и культуры в результате отказа от единого идеологического руководства как проявления государственной политики в социально-гуманитарной сфере. Система взаимодействия библиотек и школ переродилась в совокупность отдельных контактов, количество и интенсивность которых зависит исключительно от доброй воли и творческого потенциала педагогов и библиотекарей. Существование и даже некое усиление ведомственной разобщенности публичных библиотек и школ в настоящее время подтверждается тем фактом, что активные попытки преодоления кризиса школьных библиотек предпринимаются вне контекста их взаимосвязи с публичными библиотеками.

Безусловно, сегодня силами специалистов-энтузиастов поддерживаются лучшие традиции приобщения школьников к чтению, унаследованные от советского времени. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные публикации различных сценарных и методических разработок библиотекарей и педагогов в весьма популярном профессиональном издании «Читаем, учимся, играем» (Издательство «Либерея»). Большинство этих материалов ориентировано именно на использование в работе с классами школ. Однако наряду с этим нельзя не отметить явные изъяны во взаимодействии библиотек и школ:

Совместная деятельность библиотек и школ зачастую ограничивается младшим школьным возрастом;

В меньшей степени охвачено среднее звено школ, единичные мероприятия адресованы старшеклассникам;

За редким исключением библиотека работает со всеми классами школы (небольшие гимназии, школы надомного обучения и т.п.);

Не всегда выстраивается система в тематическом наполнении совместных мероприятий.

События последнего времени свидетельствуют о том, что постепенно начинают складываться реальные предпосылки для возрождения или даже построения новой системы взаимодействия публичных библиотек и школ Москвы. Данная проблематика, в частности, стала предметом внимания двух конференций, прошедших в 2010 году под эгидой столичных Департамента образования и Департамента культуры .

Важнейшей реальной предпосылкой решения обозначенной выше задачи являются два документа, принятых в Москве в 2008-2009 гг. и устанавливающих новое правовое поле для объединения социальных институтов различной ведомственной принадлежности, но единых целевых установок - публичных библиотек и школ.

В 2008 году Постановлением Правительства Москвы была принята Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года и план ее реализации. Одним из пунктов плана обозначены мероприятия, направленные на организацию взаимодействия публичных библиотек города с библиотеками федерального и отраслевого ведения, в том числе со школьными библиотеками города. Детализация задач по этому направлению включает:

Развитие справочно-информационного обслуживания с использованием межбиблиотечного абонемента;

Проведение ежегодного Межрегионального интеллектуального марафона «Прими книгу в подарок» (по Федеральным округам России);

Созданию корпоративной телекоммуникационной сети публичных и школьных библиотек Москвы (2011-2012 гг.);

Участие специалистов публичных библиотек города в профессиональных мероприятиях (семинарах, конференциях, совещаниях), проводимых федеральными и ведомственными библиотеками;

Реализация совместных научных, культурно-просветительских, издательских, досуговых и иных программ на основе договоров о сотрудничестве;

Проведение ежегодной общероссийской конференции «Инициатива молодых».

С организационной точки зрения важно, что ответственными исполнителями этих работ обозначены Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, городские библиотеки, ЦБС и самостоятельные библиотеки.

В 2009 году принят Закон города Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы». В контексте настоящей публикации важно указать на статью 8 Закона, в которой, в частности, содержатся следующие пункты:

2. Основой системы библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы являются государственные публичные библиотеки. В систему библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы могут быть включены библиотеки различной ведомственной принадлежности и форм собственности, другие организации.

3. Принципом функционирования системы библиотечно-информационного обслуживания является интеграция библиотечных фондов на основе Единого электронного каталога и координации комплектования библиотечных фондов.

4. В целях рационального использования библиотечно-информационных ресурсов участники системы библиотечно-информационного обслуживания населения взаимодействуют с другими организациями культуры, иными организациями, располагающими фондами документов и базами данных.

Первым из перечисленных пунктов закон устанавливает, что основой системы, приобщающей людей к чтению, должны быть публичные библиотеки в силу их общедоступности. Понятие «общедоступность» многопланово. Прежде всего, это доступность библиотеки для всех граждан без ограничения по возрасту, физическим возможностям, социальному положению, месту жительства и месту пребывания. Важным достоинством публичной библиотеки является ее шаговая доступность, которая измеряется 15-20 минутами ходьбы от места пребывания читателя до библиотеки. Не менее важен и временной аспект доступности. Режим работы библиотеки обеспечивает удобный доступ в нее всех групп пользователей и гибко реагирует на изменения социальной ситуации.

Также в законе обозначено, что главное, ради чего должны объединиться библиотеки и школы - это фонды: необходимо обеспечить людей ресурсами для чтения. В последнем из приведенных выше пунктов закона обозначена не менее значимая перспектива развития межведомственного взаимодействия на ниве чтения, когда в орбиту системы «библиотеки - школы» могут вовлекаться и другие структуры - книготорговые организации, клубы, театры, музеи и т.д.

В качестве действенных организационно-содержательных предпосылок построения системы взаимодействия публичных библиотек и школ необходимо упомянуть ещё ряд документов, которые не впрямую ориентированы на активизацию чтения, но их можно и нужно использовать как повод и как средство реально повысить читательскую активность самых разных возрастных, социальных, профессиональных групп. Речь о целевых программах, большинство из которых - межведомственные . Если библиотеки и школы будут руководствоваться приоритетом чтения, то выбирая из всего разнообразия форм работы по целевым программам, им надо отдавать предпочтение тем, которые связаны с книгой, с творчеством по материалам прочитанного, с развитием информационной грамотности.

Организационная форма сотрудничества, основанная на целевых программах, предусматривает определенную ответственность и контроль исполнения позиций программы её участниками и в большой степени благодаря этому приносит ощутимый результат.

Таким образом, правовая основа объединения библиотек и школ имеется. Содержательными основами их объединения являются единые и для библиотек, и для школ миссия и цель их деятельности. Миссию можно сформулировать так: растить грамотное, культурное, высоко нравственное, патриотически настроенное, здоровое поколение. Цель деятельности для выполнения миссии - дети, подростки, юношество должны читать.

Переходя на уровень задач, можно сказать, что для библиотек они, на наш взгляд, заключаются в том, чтобы заполнить библиотечные залы детьми, подростками, юношеством; повысить востребованность библиотечных ресурсов; обеспечить выполнение социальных программ и т.д.

Задачи школ связаны с внедрением новых образовательных стандартов для начального и среднего звена общего образования и включают: освоение учениками универсальных учебных действий (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и др.); воспитание учащихся; информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

Несмотря на то, что большинство из перечисленных задач школ в свете нового образовательного стандарта связаны с информационной грамотностью и культурой чтения, в сфере образования недооценивается значение чтения для достижений целей обучения и воспитания. Свидетельство тому - результаты исследования «Чтение с листа и чтение с экрана», проведенного Русской ассоциацией чтения в 2009 году. Исследованием было охвачено несколько школ Москвы и Московской области. В нём приняли участие 162 учащихся 7-х классов. Материалом исследования служили два текста: художественный (сказка) и нехудожественный (повествовательный научно-познавательный рассказ).

Полученные результаты исследования удручают, так как показывают, что более 60% школьников учатся в школе, понимая менее половины содержания учебных и других текстов.

Кроме того отмечено, что уровень понимания научно-популярного текста ниже, чем художественного, так как чтение в средней школе связано в первую очередь с таким предметом, как литература, где школьники знакомятся с художественными текстами. Обучение чтению в начальной школе также велось в основном на чтении литературных произведений. Ни один учитель-предметник не работает над чтением и пониманием текстов по своему предмету, поскольку эта задача перед ним не поставлена, и он не умеет этого делать. У учащихся нет привычки восполнять недостающую информацию даже при наличии Интернет-ресурсов и необходимости это делать. Наибольшую трудность представляют вопросы повышенной сложности - интерпретационные, концептуальные и рефлексивные. С выявлением фактической информации в текстах учащиеся справляются лучше, одновременно им крайне трудно даются формулировки полного ответа и его запись.

Исправлению подобной ситуации будет способствовать активная, инициативная деятельность публичных библиотек. Именно они могут и должны помочь школе внедрить чтение в учебный процесс. В системе взаимодействия со школой публичные библиотеки готовы принять на себя функцию дополнения учебного процесса (с помощью привлечения к освоению учебного материала дополнительной литературы из своих фондов, а также заполняя вторую половину дня учеников занятиями с книгой) и функцию компенсации такого серьезного изъяна школьного обучения, как не использование в учебном процессе современных стратегий и методик работы с различными текстами, и прежде всего, таких методик, которые ориентированы на получение удовольствия от чтения, предполагают совместную деятельность в процессе освоения прочитанного и поощрение читательской активности и учащихся, и педагогов.

Первым шагом на этом пути должно стать доведение до сведения школ информации о возможностях современных публичных библиотек. Применительно к столичному региону в этом плане важно подчеркнуть, что благодаря реализации масштабной Целевой комплексной программы развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров и последующих аналогичных программ окружного и районного уровней библиотеки получили удобные, комфортные, современные помещения, максимально открытый доступ к фондам, оборудованные места для размещения выставок, привлекательные залы для проведения мероприятий. Пополнена и обновлена база компьютерной, копировальной, аудио, видео- и иной техники, обеспечен доступ к электронным ресурсам и Интернету. Образованы центры психологической поддержки, отделы музейной и культурно-досуговой работы, межрегионального и международного сотрудничества, общественных связей. Расширены профильные фонды - отделы литературы на иностранных языках, библиотеки краеведческой литературы, отделы нотно-музыкальных изданий и литературы по искусству, медиатеки. Весь этот потенциал, безусловно, необходимо направить на всемерную поддержку чтения, прежде всего, подрастающего поколения, в том числе и рамках учебного процесса.

Для раскрытия возможностей библиотек перед школами необходимо систематически проводить акции рекламно-информационного содержания и массового характера (в идеале - для каждого класса близлежащих к библиотеке школ), составить планы-графики проведения экскурсий, организовать циклы занятия по библиотечно-информационной грамотности.

В результате этой работы на этапе школьного обучения у детей, подростков и юношества, а также у педагогов, воспитателей и родителей вырабатывается привычка ходить в библиотеку, формируется позитивный стереотип решения учебных, образовательных и жизненных задач с помощью библиотеки.

Стоит отметить, что катализатором процесса объединения публичных библиотек и школ может выступить организация, глубоко и всесторонне занимающаяся проблемами чтения. В данном случае необходимо обратить внимание на деятельность Русской ассоциации чтения, которая входит в состав Международной ассоциации чтения (IRA) и объединяет любителей чтения и специалистов разных областей знаний: педагогов и библиотекарей, психологов и социологов чтения, журналистов, издателей. Основной проект Ассоциации, предполагающий тесное взаимодействие школы и библиотеки, носит название «Школа, где процветает грамотность» и реализуется в России на протяжении 11 лет . Проект базируется на том, что чтение - это основа образования, обучения и воспитания. Даже годовое участие в проекте, по свидетельству его участников, дает ощутимые результаты, выражающиеся в том, что до 70% учащихся начинают больше читать, у 50% отмечается улучшение качества чтения, значительный процент учащихся осваивает эффективные методики работы с текстами и информацией.

Важнейший вопрос и построения системы «библиотеки - школы», и тем более, последующей работы в рамках этой системы заключается в необходимости обучения и постоянного повышения квалификации библиотекарей и педагогов. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит Московскому государственному университету культуры и искусств. К сожалению, в структуре Библиотечно-информационного института МГУКИ на сегодняшний день отсутствует специализированная кафедра по подготовке библиотекарей высшей квалификации для работы с подрастающим поколением, тогда как за период своего существования кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством взрастила немало профессионалов (к их числу причисляет себя и автор данной публикации). Смею надеяться, что актуализация задач по преодоления в стране кризиса чтения, прежде всего, путём погружения в творческую читательскую деятельность детей, подростков и молодёжи, явится весомым аргументом в пользу возрождения профильной кафедры БИИНа МГУКИ.

Целый ряд аспектов поддержки и развития чтения на базе библиотек и школ находится в поле зрения «Школы педагогического мастерства» Русской ассоциации чтения, которую посещают как библиотекари, так и педагоги различных специальностей. Обучение в Школе ведётся по двум курсам, разработанным президентом РАЧ, профессором Н.Н. Сметанниковой: «Стратегиальный подход к обучению чтению» и «Зарубежная методика преподавания английского языка. Текстовая деятельность». Слушатели курсов овладевают современными стратегиями освоения различных текстов, изучают технологии сопряжения чтения с учебным процессом и профессиональной деятельностью, а также способы продвижения чтения в культуру досуга и молодого поколения, и взрослых.

Представляется, что учёт выше изложенных соображений позволит направить вектор проводимых в настоящее время реорганизаций, реформ и экспериментов в сферах образования и культуры в сторону объединения усилий, предпринимаемых в целях повышения читательской активности, развития общей и читательской культуры граждан нашей страны.

Белоколенко Мария Владимировна, заместитель директора ГУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система «Юго-Запад», вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат педагогических наук


«Взаимодействие публичных и школьных библиотек: состояние и перспективы»: научно-практическая конференция (Московский городской Дом учителя, 11 марта 2010 года), «Роль публичных и школьных библиотек в формировании культуры чтения»: научно-практическая видеоконференция (ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 16 июня 2010 года).

Вот только некоторые из актуальных тематических программ, в реализации которых задействованы библиотеки и школы Москвы: «Национальная программа поддержки и развития чтения» и «Десятилетие грамотности ООН: образование для всех 2003 - 2012 гг.», 2011 год - год Италии в России, год Испании в России, 2011 год - Год спорта и здорового образа жизни (Москва), «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Культура Москвы», «Молодежь Москвы», «Дети улиц», «Столица многонациональной России», «Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании», «Социальная интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», «2001-2010 - Международное десятилетие культуры мира», экологическое, правовое просвещение и др.

Информация о проекте «Школа, где процветает грамотность» представлена на сайте Русской ассоциации чтения www.rusreadorg.ru.

Статья"Сотрудничество школы и библиотеки".Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Начало ХХI в. ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя . Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России.Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), задача которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны".

Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям. Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу. Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя литературы чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет…, заметил Д.С.Лихачев. Я думаю, что таким предметом является книга.

В практике работы педагогического коллектива МОУ СОШ №25 г.Балашихи важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания. На уроках Зиннатуллиной М.А., Рубцовой О.М., Сороки Е.Ю., Стребежевой А.М. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.

Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.

В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал . Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом учителям оказывает школьная библиотека. Е.Е.Печенкина,заведующая школьной билиотекой,проводит выставки книг, библиотечные уроки,круглые столы с обзором литературы, организовывает продажу методической литературы. Большой интерес у читателей библиотеки вызывает ежегодная выставка творческих работ учащихся.

Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Школа, под руководством директора Акимовой Н.Г, сотрудничает с библиотечной системой города Балашихи, в частности, с библиотекой семейного чтения им Н.Ф.Дмитриева (заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина), и Центральной районной библиотекой им. Ф.И.Тютчева, директором которой является кандидат педагогических наук Покрасова Л.Н. Ежегодно заключаются договора о творческом сотрудничестве и составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются в течение года. Учащиеся 10-х - 7-х классов для закрепления и расширения знаний, полученных в процессе обучения, приняли участие в мероприятиях, проводимых городской юношеской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС»,которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, Л.Н.Толстого.

На протяжении многих лет в рамках православного абонемента библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева проводятся традиционные беседы, направленные на укрепление духовности и нравственности подрастающего поколения.Основам православной культуры школьников обучает настоятель храма Неопалимая Купина о. Дмитрий Савин. Постоянными слушателями абонемента являются учащиеся 7 б класса во главе с кл. руководителем Сорокой Е.Ю. Ученики начальной школы вместе со своим учителем Хомяк Л.Н. являются членами детского досугового клуба «Почемучка». Начиная с первого класса, посещают ребята занятия клуба, готовятся к ним вместе с родителями и учителями. «Почемучки», как ласково называет их заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина, с радостью бегут на занятия клуба. Ведь эти занятия помогают раскрыть личность каждого. В клубе проводятся литературные игры, встречи с интересными людьми (В.Карпушин,А.Глотин, Крупин В. И др.).С удовольствием ребята вместе со своими старшими наставниками готовят устный журнал «Хочу все знать», интеллектуальную, ставшую традиционной игру«Что? Где? Когда? Почему?»

В библиотеке открыта литературно-музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского поэта Н.Ф. Дмитриева (1953-2005).В открытии этой экспозиции приняли участие и школьники. Жизнь и творчество Дмитриева- открытие для многих, и не только для учеников, ведь Н.Ф.Дмитриев жил в м/р-не «Новый Свет» и работал в школе № 25 учителем русского языка и литературы. Традиционными для старшей и средней школы стали уроки литературы, вечера поэзии, круглые столы. 6 февраля уже который год походит вечер памяти Н.Дмитриева, в подготовке и проведении которого принимают активное участие ученики и учителя школы №25.

Традиционны и уроки, которые проходят в Центральной районной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. В библиотеке в 2005году при поддержке российского ученого Чагина Г.В. был открыт Литературный музей жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Хранителем наследия Ф.И.Тютчева на Балашихинской земле является заведующая литературного музея Л.В.Казакова. Частыми посетителями музея стали и ученики нашей школы (со дня открытия музея его посетили около 5 тысяч человек). В музее насчитывается 500 экспонатов.Это и портреты, и стенды с биографией поэта,картины,иконы, рукописи,бюсты и т.д. Основу литературной экспозиции составляют, конечно же, книги. Интересно, необычно проходят уроки литературы в музее. Урок «Мое открытие Тютчева», посвященный творчеству Ф.И.Тютчева, прошел 29января 2011г. Ученики читали стихи,анализировали, делились своими поэтическими открытиями, внимательно рассматривали экспозицию. Думаю, никто не ушел с такого урока разочарованным. Многие захотели принять участие в ежегодном литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве».

С 2010г. в нашей школе стал работать литературный кружок. Ребята занимаются сбором материалов о жизни и творчестве Н.Ф.Дмитриева - поэта и педагога,пропагандируют творчество поэтов – балашихинцев, пробуют писать сами. Вместе с библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева готовятся к юбилею Н.Ф.Дмитриева, который будут торжественно отмечать в 2013 году. Сейчас ученики школ № 25 и № 2 совместно с городской библиотекой и отделом культуры г.о.Балашиха начали подготовку к Дмитровским чтениям проходящим вот уже который год в феврале – марте.

Активно участвуют ученики нашей школы и в литературном творческом конкурсе «Первоцвет» им. Н.Дмитриева. Павлова Елена,ученица 10 а класса, в номинации «Поэзия» в 2010 г. заняла третье место. Ребята из школьного научного общества «Пегас» занимаются различными проектами: «Влияние жаргонизмов на нашу речь», «Роль прецедентных феноменов в речи различных социальных слоев общества», «Влияние Q » , «СМИ и наша речь» и т. д. Сейчас работают над проектом «Книга и ее роль в нашей жизни». Юных исследователей волнует многое: что читают сегодня современные школьники? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?

Люди различных социальных групп читают абсолютно разную литературу. Чтобы узнать, что именно предпочитают люди различных социальных групп, юные исследователи обратились к библиотекарю городской библиотеки семейного чтения им.Н.Ф. Дмитриева г.Балашихи З.Ф.Артюхиной. Вот какие выводы удалось сделать ребятам:

Младшие школьники (1-4 кл.) читают русские народные сказки, сказки зарубежных читателей, а также классиков советской детской литературы (Гайдара, Драгунского, Паустовского, Носова)

Среди школьников 5 – 9 классов популярностью пользуется фантастика, фэнтези, приключения.

Учащиеся старшей школы (10-11 кл.) чаще обращаются в библиотеку за русской и зарубежной прозой, которой нет в школьной программе.

Студентов интересует профессиональная литература, непосредственно связанная с видом их деятельности.

Молодые женщины обращаются в библиотеку с просьбой найти что-нибудь из сентиментальной литературы, их чаще всего интересуют романы, детективы, мемуары. Бывает, что они приходят с целью перечитать мировые классические произведения, которые являются школьной программой. Также их интересуют обучающие книги (кулинария, этикет, уход за детьми и др.)

Мужчины обращаются в библиотеку не так часто, как женщины, однако если они всё-таки туда приходят, то либо интересуются профессиональной литературой, либо берут русскую и зарубежную прозу или поэзию. Это, конечно, неплохо, но в современном мире редко увидишь человека, увлеченно читающего классику. О роли книги верно сказал Д.С. Лихачев: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры».

Ввиду заявленной темы актуальной на сегодняшний день остается проблема чтения, поднятая еще в открытом письме М. Ф. Ненашева. В частности, в нем говорится, что в России более 50% россиян не читают, а 52 % никогда не покупают книги. В 1990 г. на тысячу населения подписка составила почти 1900 экз. (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005 г. составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы. А что происходит сейчас в школе?

«Пегасовцы», работая над проектом, анкетируя учеников своей школы, родителей и друзей, анализируют: изменилось ли отношение к чтению за последние годы. К каким выводам они придут, неизвестно. Что же остается современной школе?..

Атмосфера творчества и доброжелательного сотрудничества создана во всем образовательном пространстве г.о. Балашиха. Такая атмосфера способствует активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь города и общества в целом. Учащиеся школы № 25, их родители, под руководством педагогов активно принимают участие в литературных конкурсах,проводимых в городе, - «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве», «Русь моя Православная», «Эра фантастики», «Мое Подмосковье» и т.д.

Так, Переверзева Анна, ученица 10а класса в литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве» за эссе «Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева» удостоена звания лауреат конкурса и награждена Дипломом 1 степени, а Проворная Екатерина -3 степени. Работы ребят опубликованы в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец» и говорят о серьезном, ответственном подходе ребят к творческому наследию поэта, о серьезной исследовательской работе, проводимой учителями школы. Постоянны публикации молодых талантов в местном литературно-публицистическом журнале. Четыре рассказа поместила в журнале Проворная Е.: «Лес», «Однажды весной», «Голос земли», «Леший». Павлова Елена, Ерофеева Катя (выпускница школы) постоянно публикуются в рубрике «Поэзия».Бывший ученик нашей школы Пехов Алексей – известный современный писатель- фантаст, опубликовал более шестидесяти романов, которые нашли своего читателя не только среди молодежи,но и среди людей старшего поколения. Вся работа современной школы не может не проходить в содружестве с библиотекой.

Только благодаря взаимодействию «трех китов» (семья-школа-библиотека) у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, появляется способность творить.

Мечта, сформировать гармоничную личность, объединяет учителя и детских библиотекарей-педагогов. В проекте совместной работы библиотеки и школы хотелось бы предусмотреть такие программы, как "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т.д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие личности в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Во время Недели детской книги хотелось бы, чтобы Балашиха и ее окрестности стали настоящей читающей страной. Хотелось, чтобы и в нашем районе, как в районах Мурманской области, стали традиционными фейерверки не только в честь города, но и в честь создателей детских книг . В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение в Мурманской области. Возможно, этот проект позитивно повлияет на кризис детского чтения в настоящее время. Стоит задуматься.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны организаторами которых являются не только школы,но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, в Балашихинском районе создаются гармоничные условия для духовно-нравственного воспитания школьников в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина,способного жить в современном мире. Благодаря самозабвенному служению и высокому нравственному подвигу современного учителя, содружеству школы и библиотеки,сохранится и будет развиться культура России, приумножится богатство родного языка, что сможет « способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны -повышению интеллектуального потенциала нации» . Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.