Open
Close

Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления. Типы консультирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Интимно-личностное и семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование

Заключение

Литература

Введение

Консультативная психология имеет в основном те же корни, что и клиническая, - на нее воздействовали те же исторические и общественные силы. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей в совете, консультации по различным вопросам, требующим срочного вмешательства и неотложного решения. Поэтому в консультативной психологии мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, с их проблемами. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных или производственных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки.

Хотя консультативная психология во многом подобна клинической, она отличается тем, что делает упор на определенные терапевтические теории, а также на относительно более здоровую клиентуру. Консультативные психологи могут оценивать и консультировать отдельных лиц или группы относительно их жизненных проблем, карьерных планов, проблем во взаимоотношениях, выбора места учебы и т.д. Они могут работать консультантами в учреждениях, связанных с бизнесом, образованием, психическим здоровьем и разрабатывать программы их развития.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются различные люди (взрослые и дети) и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

Консультирование по проблемам карьеры начало развиваться в Соединенных Штатах на рубеже XIX и XX веков как ответ на потребность в квалифицированной рабочей силе, вызванной растущей индустриализацией. Основоположником профориентационного направления считается Френк Парсонс. В 1908 г. он организовал Бюро профориентации в Бостоне и тогда же опубликовал книгу «Выбор профессии», за которой вскоре последовал второй труд «Выбор призвания». Парсонс делал акцент на интегральной оценке индивидуумов, одновременно помогая им понять себя и принять решение.

По мере развития методов психологической диагностики на протяжении Первой мировой войны Парсонс начал использовать тесты в области профессиональной ориентации. Для использования в сфере образования и промышленности в годы между мировыми войнами было разработано множество групповых и индивидуальных тестов на интеллект, достижения, способности, интересы, характеристики личности.

Вторая мировая война дала мощный толчок к росту этого направления. В 1942 году вышли книги, оказавшие огромное влияние на развитие психологического консультирования. Это книги - «Консультирование и психотерапия» К. Роджерса и «Динамика профессиональной ориентации» Дональда Сьюпера. Роджерс делал акцент на том, чтобы помочь индивидууму осознать его врожденный позитивный потенциал, а Сьюпер рассматривал профессиональную ориентацию скорее как вовлечение человека в процесс развития длиною в жизнь, чем как однократный совет. Эти работы составили теоретическую основу приложения психологических знаний и психологического вмешательства к решению проблем, возникающих в обыденной жизни.

Названное однажды «путеводителем по профессиям», консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.

В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личн остное и семейное консультирование

Консультирование в так называемом интимно-личностном аспекте является довольно распространенным видом и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то не стало, хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое. Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющие некоторые психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с индивидуумом или с группами, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;

Родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;

Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

Заключение

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых, люди требуют поддержки, совета, помощи. Поводов для обращения к специалистам психологам огромное количество: от личностных проблем до проблем во взаимоотношениях на работе и в семье. Поэтому психологическое консультирование можно условно разделить на отдельные виды, внутри которых, они еще неоднократно могут разделяться на различные подвиды.

В психологическом консультировании принято выделять такие основные виды: интимно-личностное психологическое консультирование; семейное консультирование; психолого-педагогическое консультирование; деловое консультирование.

Для эффективного психологического консультирования консультант-психолог должен иметь специальное образование, соответствующую профессиональную и психологическую подготовку, использовать накопленный опыт работы по определенному виду консультирования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 235с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: «Социальное здоровье», 1994. - 189с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2001.-528с.

4. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - М.: Эксмо, 2001.- 768с.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001.- 208с.

Подобные документы

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Особенности психологического консультирования. Глубинная психология, психодинамические теории. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

    реферат , добавлен 15.01.2017

    Рассмотрение понятия, целей и задач психологического консультирования. Особенности работы с клиентами в данной практике. Описание условий результативности психологического консультирования. Изучение сущности и функций этапов консультативного процесса.

    реферат , добавлен 10.08.2015

    Теории личности и практика психологического консультирования; принципы современной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях. Сущность понятия "психологическое консультирование". Цели и организационные формы реализации консультативных услуг.

    лекция , добавлен 10.02.2012

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Формы психологического консультирования, которое осуществляется дистанционно. Основные виды дистанционного консультирования, его цели и практическая значимость. Правила телефонного консультирования. Активное выслушивание - основной метод работы.

    презентация , добавлен 21.03.2016

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

В Психотерапевтической энциклопедии описаны сле­дующие виды психологического консультирования: > ".

1. Проблемно-ориентированное консультирование (co­nsulting). Акцент здесь делается на модификации поведения,

анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рам­ках этого направления, взято из поведенческой терапии. Сту­денты МГОПУ подробно изучают их в курсе «Концепции и ме­тоды психологической помощи».

2. Личностно-ориентированное консультирование (co­unseling). Основано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных лично­стных стереотипов, предотвращении подобных проблем в буду­щем. Консультант здесь принципиально воздерживается от сове­тов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, ис­пользуемых в рамках этого направления, взято из многочислен­ных психоаналитических и постпсихоаналитических течений за­падной психотерапии. Прежде всего сюда следует отнести техни­ки гештальттерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solu­tion talk) . Упор здесь делается на активацию собственных ресур­сов клиента для решения проблемы. Представители этого подхо­да обращают внимание на тот факт, что анализ причин пробле­мы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-кон­сультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориен­тированного психологического консультирования. Актива­ция ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодо­левать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые?»), настоящее («Что сейчас по­могает вам решать проблему, хотя бы временно?») и будущее («Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы? »).



Наиболее применяемые приемы:

  • «Опора на прогресс». Был ли в последнее время такой пери­од, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась?

Как вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

  • «Фантазии о будущем». Когда проблема может разрешить­ся? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы встретили вас, когда у вас уже было все в поряд­ке, и спросили бы: «Что вам помогло? », то что бы вы ответи­ли? Что еще могло бы вам помочь?
  • «Благодарности авансом». Продумайте, как вы будете бла­годарить людей, включенных в вашу программу, за помощь.
  • «Проблема как решение». Чему научила вас эта проблема? Чем она была полезна для вас?
  • «Новое позитивное название». Придумайте какое-нибудь хорошее имя для вашей проблемы, чтобы мы смогли ис­пользовать его в беседе.

Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает на­чать анализировать ее позитивные аспекты.

Р.В. Овчарова позволяет выделить шесть би­нарных оппозиций, в соответствии с которыми можно соста­вить целый калейдоскоп видов психологического консульти­рования:

v Индивидуальное и групповое консультирование. Группо­вое психологическое консультирование чаще всего орга­низуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

v Однократные и многократные консультации.

v Консультации по личному обращению - консультации в ре­зультате вызова, направления.

v Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

v Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его про-

блемам психологической информации) и с привлечени­ем этих методов.

v Консультации изолированные и комбинированные с дру­гими методами психологической помощи (например, со­циально-психологический тренинг между консультация­ми).

Кроме этого выделять виды психологического консультиро­вания можно по характеру решаемых задач: возрастно-психо-логическое, профессиональное, психолого-педагогическое, се­мейное и др.

В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретиче­ского подхода, в котором работает психолог-консультант: когни­тивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психоло­гия, психоанализ.

Можно также использовать в качестве основания для вы­деления внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультирова­нии на телефоне доверия, консультировании посредством дис­тантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психо­логов на письма читателей в популярных изданиях. Все пере­численные выше формы психологического консультирова­ния, кроме очного психологического консультирования, можно объединить единым понятием - дистантное психоло­гическое консультирование.

Рассмотрим специфику дистантного консультирования. Нач­нем с консультирования на телефоне доверия. Можно выделить следующие преимущества консультирования по телефону дове­рия:

1) Сведение до минимума конкурентных интерферирую­щих влияний (дорога, помещение, регистраторы, внешность консультанта и т. д.).

2) Большая доступность, большая возможность повтор­ных обращений, в том числе из других городов, стран.

3) Большая дешевизна.

4) Большая анонимность, конфиденциальность.

5) Большая защищенность психолога-консультанта.

6) Экстренность, своевременность оказания помощи.

7) Психолог и клиент меньше тревожатся, комплексуют.

8) Меньше возможностей для негативных атрибуций, тен­денция к взаимной идеализации, что повышает значимость ин­формации психолога для клиента, а консультанту помогает в принятии клиента и объективном отношении к нему, расшире­нии его зоны ближайшего развития.

9) Значительно легче решается проблема разграниче­ния личных и профессиональных отношений, что обеспечи­вает большую искренность и смысловую насыщенность общения.

10) Телефон доверия - это не только средство консульти­рования, но и форма социальной работы. Сюда обращаются за эмоциональной поддержкой те, кому некуда больше обратить­ся - психически больные люди, инвалиды, которые подчас го­дами не покидают своей постели, дети, если мама ушла из дома и им страшно.

11) Телефон доверия выполняет в сообществе просветитель­ские функции: здесь люди часто получают информацию о том, чего они не понимают.

12) Телефон доверия - адекватная форма работы с подро­стками и молодежью. Считается, что так они меньше комплек­суют по поводу своей внешности.

13) Это адекватная форма вывода людей из кризисных со­стояний. Например, если человек несколько недель или даже месяцев не покидал своей квартиры, то возвращаться к нор­мальной жизни легче с обращения на телефон доверия.

14) Телефон доверия может эффективно выполнять функ­ции отбора людей, которым действительно необходимо именно очное консультирование.

15) Круглосуточный телефон доверия в организации мо­жет выполнять также функцию охраны помещения, использо­ваться для оперативной координации различных вопросов внут­ри организации.

16) Телефон доверия может быть эффективной формой мо­ниторинга эмоционального состояния сообщества.

Недостатки и проблемные области, связанные с работой те­лефона доверия:

  1. Мешают работать «шутники» и люди с больной фантазией, которые хотят воспользоваться консультантом как средством удовлетворения своих извращенных потреб­ностей.
  2. От консультанта телефона доверия требуется гораздо бо­лее высокая эрудиция и развитость в морально-этическом пла­не, чем от очного психолога-консультанта, устойчивость его психической сферы, высокое чувство ответственности.
  3. Намного труднее контролировать то, насколько кли­ент действительно вовлечен в диалог, ограничены возможности для эмпатического слушания - только через вербалику можно отразить свое участие в разговоре.
  4. Анонимность и удаленность благодарности клиента от того места, где помощь была реально оказана. По результатам некоторых исследований, это может служить причиной «сгора­ния» консультанта телефона доверия.
  5. Опасность нарушения социальных связей психолога-консультанта. Его клиенты - вся его жизнь. Подчас за предела­ми консультации и телефона доверия он лишь отдыхает от ин­тенсивных нагрузок, связанных с напряженным и глубоким межличностным общением.
  6. Некоторых людей, работающих на телефоне доверия, факт анонимности личности консультанта может приводить к деградации личности, например алкоголизму, чувству пре­восходства над другими людьми.
  7. Длительная интенсивная работа на телефоне доверия может приводить к зацикленности на отрицательных сторонах бытия. Телефон доверия обеспечивает недостаток позитивных примеров.
  8. Работа на телефоне доверия порой легко перерастает в сверхвовлеченность консультанта в работу, следствием чего является переутомление и срыв. Число обращений за помощью

за одно дежурство может значительно превышать возможности консультанта.

Психологическое консультирование посредством дистант­ного письма имеет следующие преимущества:

1. Письмо всегда оставляет время для обдуманного и взве­шенного ответа.

2. Письмо усиливает рефлексивный анализ своей пробле­мы у клиента, ибо многое надо выразить немногими словами, лаконично и понятно.

3. На одно письмо клиента ответ могут дать несколько кон­сультантов, что побуждает клиента к самостоятельному выбо­ру, делает его более свободным в принятии решения относи­тельно своей жизни.

Недостатки и проблемные области, связанные с дистант­ным письмом:

2. Между написанием письма клиентом и ответом психо­лога проходит значительный отрезок времени, и ситуация мо­жет сильно измениться.

3. Письмо психологу может быть адресовано с очень да­лекого расстояния. Психолог может не знать всех реалий кон­текста, в котором живет его респондент, возможности же выяс­нить что-либо ограничены.

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

    консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

    консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (1968);

    консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

    консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

    консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

    в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

    консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Виды консультирования:

I . По сферам приложения:

1. детское; 2. подростковое; 3. семейное и супружеское; 4. профессиональное; 5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

II . По количеству клиентов: 1. индивидуальное; 2. групповое;

III . По пространственной организации: 1. контактное (очное); 2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

Виды психологического консультирования по Немову

Интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Методы психологического консультирования

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Этапы беседы:

1.Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу.

2.Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составляющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

3.Отражение содержания: перефразирование и обобщение.Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях. Перефразирование имеет три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять от себя; избегать дословного повторения.

4.Отражение чувств –внимание сосредотачивается на том, что скрыто за содержанием. контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

5.Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

6.Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых проблем.

7.Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.

8.Конфронтация – всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.

9.Чувства консультанта и самораскрытие. Самораскрытие консультанта может быть: выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сейчас»; рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

10.Структурирование консультирования – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

Разновидности интервью:

· стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

· частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

· свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

Получение ответа на свой вопрос;

Повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

Переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

Поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

Обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта.

точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

Эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

Рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

Идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

· метод личностно-центрированного консультирования,

· метод экзистенциального консультирования,

· метод психоаналитического консультирования,

· метод поведенческого консультирования,

· метод когнитивного консультирования,

· метод консультирования, фокусированного на решении,

· мультимодальное консультирование и т.д.

Этапы психологического консультирования. (Немов)

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Педагогика

В иерархии видов деятельности практического психолога консультативная деятельность имеет свою специфику. Она заключается в том, что психолог встречается с клиентом на сравнительно непродолжительное время, которое включает в себя все виды деятельности практического психолога. Это прежде всего профилактическая деятельность, включающая просветительную и превентивную. Здесь и диагностическая деятельность, в ходе которой на основе представленных кли­ентом данных и результатов экспресс-диагностики опреде­ляется характер проблем, с которыми пришел клиент. Тут и коррекционная деятельность, представленная в виде разнооб­разных советов, рекомендаций и даже прямых психотерапевтических воздействий, оказываемых психологом на клиента. Наконец, это и развивающая деятельность, ориентирующая клиента на жизненную перспективу и открывающиеся возможности.

Иными словами, в консультативной деятельности практического психолога в миниатюре представлены все виды деятельности: "в миниатюре" - потому что время консультации ограничено, и потому что ограничены возможности всех видов деятельности. Консультирование можно определить как ориентационный вид деятель­ности, с которого начинается работа с клиентом.

В зависимости от того, какая сторона деятельности представлена в консультации наибольшим образом, различают следующие виды консультирования:

а) профилактическое консультирование, которое может носить или просветительный характер (ответы на вопросы), или превентивный характер (тематические беседы);

б) диагностическое консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты диагноза;

в) коррекционное консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты коррекции нарушений;

г) психотерапевтическое консультирование, связанное с более глубоким вмешательством в психику клиента, чем кор­рекционное;

д) развивающее консультирование, связанное с определе­нием путей развития личности клиента;

е) комплексное консультирование, сочетающее в себе все виды консультирования.

В зависимости от возрастного статуса консультируемого контингента можно выделить;

а) младенческое консультирование,

б) консультирование детей раннего возраста,

в) дошкольное консультирование,

г) консультирование младших школьников,

д) подростковое консультирование,

е) юношеское консультирование,

ж) взрослое консультирование,

з) геронтологическое консультирование.

Разумеется, некоторые возрастные виды консультирования интегрируются, однако трудно представить, чтобы практический психолог в одном лице был специалистом по всем возрастам.

В зависимости от тематической направленности можно выделить следующие виды консультирования:

а) семейное консультирование,

б) сексуальное консультирование,

в) консультирование по учебным вопросам,

г) профориентационное консультирование,

д) консультирование по разрешению конфликтов, и т.д.

В зависимости от числа консультируемых лиц консультации делятся на:

а) индивидуальные,

б) групповые.

Индивидуальные консультации занимают больше времени и дают больший эффект, чем групповые. Последние, в свою очередь, позволяют охватить достаточно большое число лиц и тем самым сэкономить время, силы и добиться в массовом отношении большего эффекта.

Техника психологического консультирования представляет собой специально организованную психологом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых им в отношении клиента в рамках консультативного процесса. Техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких консультативных задач.

Большинство техник также могут быть использованы в диагностических целях для получения информации о клиенте и способах его психологического функционирования. Выбор и использование той или иной техники при работе с клиентом определяется следующими факторами:

    особенности проблемной ситуации, обратившегося за психологической помощью;

    особенности ситуации психологического консультирования (пространственно-временной континуум процесса консультирования; композиция команды специалистов и др.)

    уместность использования техники на данном этапе работы с клиентом;

    предпочтения педагога-психолога, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивидуальным стилем деятельности педагога-психолога).

Техники обслуживают сам процесс консультирования: поддержание контакта с клиентом, достижение взаимопонимания и т.п.

В таблице 2 представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применение общих техник на определенных этапах консультативного процесса:

Таблица 2.2 – Процессуально-техническая модель психологического консультирования

Этап консультирования

Техники и технические приемы, используемые в консультирования

1.Установление консультативного контакта

Техники установления контакта.

Технические приемы ведения беседы

2.Мультимодальное определение проблемы

3. Желаемые изменения

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и выяснение чувств, обобщение и др.)

4.Альтернативные пути решения проблемы.

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.). Техники воздействия (самораскрытие, конфронтация, директивы)

5. Поиск ресурсов

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.).

6. Экологическая проверка

Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.)

Этапы процесса психологического консультирования являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми модулями (за исключением первого и последнего этапов). Кроме того, этапы не являются строго фиксированными. Педагогу-психологу приходится неоднократно в ходе работы отслеживать изменения, происходящие с клиентом, корректируя свою работу и определяя направление дальнейших интервенций.

Основные инструменты педагога-психолога, независимо от принадлежности к той или иной психологической школе – это навыки наблюдения за клиентом, проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации (А. Айви с соавт, Ю.Е. Алешина, Р. Кочюнас и др.). Далее представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования, используемых в работе педагога-психолога.

Селективное внимание – понятие, означающее, что педагог-психолог избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые высказывания клиента. В идеале педагог-психолог должен следить за всеми проявлениями клиента, в том числе телесными. Обычно он активно использует и вербальные, и невербальные средства общения. Слова используются психологом в большей мере для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, сопереживания.

Таким образом, можно получить важную информацию о клиенте путем соотнесения того, что он рассказывает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером позы, размещением в пространстве.

С самого начала консультирования важно помнить о том, что клиент обратился за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонстрация технических приемов.

Способы, помогающие выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента, относятся к навыкам слушания.

Построение контакта с клиентом при помощи вопросов. Вопросы, которые педагог-психолог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

    поддержка контакта с клиентом;

    получение информации;

    выявление чувств;

    проверка либо уточнение гипотез.

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков педагога-психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента.

Педагог-психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 2.3 – Целевое назначение вопросов

Цель вопроса

Вид вопроса

Получение информации

Анализ ситуации и причин ее возникновения; конкретизация; выявление представлений клиента о причинах возникших дисфункций

Когда это случилось?

Как Вы думаете, почему это происходит?

Что, на ваш взгляд, привело к…?

Стимулирование клиента на более подробный рассказ

Побуждение клиентов иллюстрировать свой рассказ примерами

Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?

Проверка терапевтических гипотез

Выявление закономерностей в функционировании клиента

Правильно ли я поняла, что каждый раз, когда вы входите в учебную аудиторию, уровень вашей тревоги возрастает?

Выявление чувств клиента

Получение информации о характере эмоциональных переживаний клиента

Что вы чувствовали в этот момент?

Вы расстраиваетесь, когда получили низкую оценку?

Выявление ресурсов

Выявление сильных сторон клиента, его способностей реорганизовываться

Вспомните, был ли кто-то из ваших близких в подобной ситуации? Как он справилась с ней?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от консультирования?» дает возможность клиенту сформулировать без ограничений свой ответ.

Педагогу-психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании клиента. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. Кроме того, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает клиенту уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми клиентами. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми.

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) – микротехника, представляющая собой использование педагогом-психологом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с клиентом. Реплики педагога-психолога позволяют клиенту высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее» и др. Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с клиентом. Они снимают у него напряженность, помогают педагогу-психологу выразить заинтересованность, понимание или выразить одобрение.

Повтор (поддержка) – это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу», «расскажите еще»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство педагога-психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать клиенту, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз) – формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для педагога-психолога, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял…», «Вы считаете …», «По Вашему мнению…», «Другими словами, вы думаете», «Если я правильно понял, Вы говорите о…» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли клиента своими словами.

Пересказ – это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное педагогом-психологом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств . Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств – к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы педагог-психолог умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение); сообщить свои предположения о его чувствах: предложения-штампы (Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд). Часто добавляется контекст данного переживания. «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) – микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для педагога-психолога. Психолог обращается к клиенту с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Я не понимаю, что Вы имеете в виду», «Объясните, пожалуйста, еще раз», «Мне не совсем ясно, о чем вы говорите», «Не объясните ли вы это подробнее?» и др.

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа «Я не совсем вас понял» и др. В этом случае педагог-психолог не вносит своих интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит эта ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов и ли ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет педагогу-психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме – микротехника, позволяющая «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Педагог-психолог анализирует все сказанное до этого им самим и клиентом, а затем представляет клиенту в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений клиента. Резюме обычно формулируется педагогом-психологом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о …», «Как я понял из Вашего рассказа…», «Главными пунктами Вашей истории являются…».

Резюме полезно использовать в конце сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорил клиент.

Фокус-анализ – важная микротехника слушания. При фокус-анализе педагог-психолог отражает главную тему взаимодействия с клиентом. Возможны следующие направления выбора фокуса:

          Фокус на клиенте. «Что вы делали?», «Что вы чувствуете?», «Как вы считаете, …» и др.

          Фокус на проблеме. Основное внимание уделяется проблемной ситуации, условиям ее появления и развития, влиянию на жизнь клиента.

          Фокусирование на педагоге-психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у клиентов чувство доверия.

          Фокусирование на общности: «мы – фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится то, как мы сегодня взаимодействуем».

          Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих студентов», «Такие затруднения испытывают многие студенты на данном этапе своей жизни».

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания .

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) – это самый основной вид слушания. Он состоит в умении педагога-психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от педагога-психолога. Условным понятием также является и «нерефлексивность», так как при этом педагог-психолог остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с клиентом.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны педагога-психолога: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания педагог-психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда:

    психологу необходимо составить представление о клиенте;

    клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

    клиенту трудно четко сформулировать свои существующие проблемы;

    клиенту необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания;

    клиент переживают горе или утрату, и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушание используется педагогом-психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Педагог-психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для нее решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно сделать клиенту в этих ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит тот или иной клиент.

Педагог-психолог использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а сопереживание , то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психолог не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рождерсу) – находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает понимание психологом чувств клиента и передача этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на клиента. Техники воздействия – это приемы активного вовлечения педагога-психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. В том случае, когда педагог-психолог использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента педагог-психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (А. Айви с соавт.).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется в консультировании. Согласно Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным… Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Р. Гринсон, 2003, стр. 57.).

Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу психолог. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения клиента на проблему. Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фразе Д. Винникотта: «…я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться».

О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р.Меннингер: психологам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следователей, занимающихся «истолкованием» сновидений, но лишь в роли наблюдателей, слушателей и – иногда – комментаторов» (R. Menninger, 1958).

Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

    свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…»;

    гештальт-метод работы с пустым стулом: «Представьте, что ваш преподаватель сидит в этом кресле. Скажите ему все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от его имени»;

    фантазирование: «Представьте, что прошло 5 лет... Вы попали в будущее… Перед Вами – молодая женщина… Эта женщина – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Чем она занимается? Как живет? Вы можете спросить ее о чем-то важном…»

    релаксация: «Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…»

    пожелание: «Я хотел бы, чтобы вы сделали следующее…»

Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с клиентом.

Конфронтация . Термин «конфронтация» имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации отношений с ним.

При конфронтации педагог-психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неадекватными. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью (да…но); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…)». Психолог также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым можно использовать способность клиента смотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в его рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация – метод, требующий такта и терпения.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что педагог-психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» специалиста.

Различные системы консультирования используют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация педагога-психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, а также умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента.

В заключение хочется отметить, что успешность психологического консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

Психологическое консультирование - это один из видов психологической помощи, оказываемой профессионалом клиентам в ситуациях различных жизненных затруднений и психологических кризисов. Метод берет начало из психотерапии, однако консультация отличается от него направленностью и интенсивностью воздействия.

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование - это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными - это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений - внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях - в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме - все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

Виды психологического консультирования

Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой - это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:

  • по форме проведения - индивидуальное, групповое, семейное;
  • по направленности - психолого-педагогическое, деловое, мультикультурное;
  • по возрасту - и взрослых.

Это не все возможные виды консультирования по психологии - их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.

Индивидуальное консультирование - это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании - избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как и агрессивности среди детей школьного возраста.

Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.

Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т. к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.

Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.

Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.

Консультирование детей у психолога

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник - диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит - применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап - составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно - клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются . Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту - мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Условия результативности консультаций у психолога

Психологическое консультирование оказывается успешным только в том случае, когда сочетаются несколько факторов:

  • Клиент мотивирован на позитивные изменения в жизни и работу над сознанием и поведением. Консультацию проводит психолог, но результаты зависят от того, хочет ли сам человек повлиять на свою жизнь, т. к. на консультациях специалист только помогает прийти к выводам, но не делает работу за клиента.
  • Процесс и стадии психологического консультирования подобраны индивидуально, с учетом особенностей личности обратившегося человека и его проблемной ситуации. Невозможно консультировать всех по одной и той же схеме. Профессионал всегда проявляет гибкость в подборе тех или иных техник и их вариантов, чтобы донести до человека сущность его внутренних проблем.
  • Клиент посещает все необходимые сессии, назначенные консультантом. Помимо того, что во время психологического консультирования человек приходит к выводу о необходимости изменений, нужно, чтобы он научился вести себя определенным образом и закрепил достигнутый результат. Многие клиенты бросают визиты к психологу, и в результате не могут разрешить ситуацию, т. к. после одних изменений происходят другие, к которым человек так же оказывается не готов. В результате проблема возвращается снова, не найдя адекватного решения.
  • Во время консультаций между клиентом и профессионалом устанавливаются обоюдные доверительные отношения. Это важно, т. к. иначе консультант не сможет ни получить достоверную информацию, ни оказать воздействия на человека, нужного для продуктивной работы.
  • Консультант не ориентирован на временный эффект. Даже если совместно с клиентом разработана стратегия решения определенной ситуации, человек, выйдя из проблемы, в любой момент может столкнуться с новой проблемой. Поэтому важно, чтобы профессионал не направлял все свое внимание на временное облегчение ситуации, а работал над глубинной причиной сложившейся ситуации - отсутствием необходимых форм поведения или наличием внутреннего неразрешенного конфликта.

Таким образом, результативность психологического консультирования зависит не только от личности и профессионализма консультанта, но и (в большей степени) от работы, которую человек совершает над собой. Если вы ищете профессионала, то рекомендуем обратиться к психологу-гипнологу