Open
Close

Игровые приемы при проведении занятий в доу. Методика проведения физкультурных занятий в доу

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движе-ния. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения.

Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Поточный способ предусматривает выполнение физии-ческих упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения трав-матизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физи-ческих упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Двигательно-оздоровительный режим программы «Физкульт-Ура!»

Основной целью урока является полноценное физичес-кое развитие ребёнка.

Программа включает в себя:

Обучение основным видам движений (разные виды ходьбы, бега, прыжки);

Развитие координации;

Развитие пространственной ориентации;

Развитие всех двигательных качеств (гибкость, ловкость, выносливость, быстрота реакции).

На каждом занятии дети вместе с учителем выполняют игровые упражнения на ковре, которые способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц.

В конце каждого урока учитель проводит подвижные игры.

Пособие предполагает один из вариативных подходов к организации физического воспитания дошкольников. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздаровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.

Число занимающихся может быть разным - от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2-4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6-8 детей.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.

Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным - синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым - оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. - 1 г. 3 мес. 1-2 раза в неделю, с более старшими - 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Однако не следует думать, что с этого возраста при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:

посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;

снова посмотри на свой предмет;

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

покажи его воспитателю;

положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

посмотри внимательно на свою игрушку;

теперь посмотри, какие у меня игрушки;

где у меня такая же игрушка, как твоя;

положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

возьми предмет;

посмотри на мои игрушки;

положи свою игрушку вместе с моей такой же.

Многим детям начиная с 1 г. 9 мес- 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопросов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно-психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию и т.д.).

Предложенная методика занятий в основном последовательно выдержана и предназначена для детей второго и третьего года. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из-за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября.

В летний период проведение новых занятий не предусматривается, но могут быть повторены 2-3 наиболее эмоциональных занятия (например, по ознакомлению с цветом). После летнего перерыва занятия по сенсорному воспитанию продолжаются, но уже с детьми, достигшими третьего года жизни. Программа обучения, опираясь на имеющуюся базу, усложняется от занятия к занятию.

Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1 г.). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.

Учитывая особенности различного комплектования групп детьми раннего возраста в яслях и яслях-садах, предлагаем занятия по сенсорному воспитанию для детей, начинающих обучение с третьего года жизни. Имея в виду возросшие возможности обучения в этом возрасте по сравнению со вторым годом жизни, можно рекомендовать все типы заданий по сенсорному, воспитанию для прохождения их в течение 1 года. Методика обучения несколько видоизменяется. Основным ее отличием является более быстрое прохождение программы. Это прежде всего относится к группировке предметов по различным сенсорным признакам. Поскольку задания по сортировке предметов являются составной частью заданий по соотнесению разнородных объектов, то за счет этого методика обучения детей третьего года жизни на занятиях уплотняется.

Уплотнение содержания обучения предполагается и внутри одного занятия, например по группировке однородных предметов, когда дети сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же занятии, им предлагают группировать предметы по более близким признакам. Возможность уплотнения содержания занятий возникает за счет более устойчивого внимания детей третьего года жизни, а также более совершенной координации движений руки. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделить именно сенсорным задачам.

Для данной группы детей изменяются и методы их обучения. Основным остается тот же наглядно-действенный метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место занимал метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка. Отпадает также необходимость прибегать на занятиях к поэтапно-расчлененному методу (словесный диктант). Изменяется и последовательность заданий, зависящая от времени года и возраста детей.

Для малышей, начинающих обучаться по предлагаемой методике с 2 лет, специально разработано несколько примерных конспектов занятий на группировку однородных и соотнесение разнородных предметов с уплотненным программным содержанием. После обучения детей по этим конспектам, воспитатель переходит к обычной программе обучения, предложенной для детей третьего года жизни. Планирование данных занятий дано в приложении.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

«Методика проведения физкультурных занятий».

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Структура и содержание физкультурного занятия. Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения,

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается обще-развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью обще-развивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет». «Найди, где спрятано» и др.).

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

Первая-вторая младшая группа.

Занятия во второй младшей группе детского сада проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет до 20 минут. Помещение (зал, групповая комната) проветривается, предварительно проводится влажная уборка. Поверхность пола должна быть сухой после влажной уборки во избежание травм.

Вводная часть (2-3 минуты) включает упражнения, которые мобилизуют внимание детей, подготавливают к выполнению предстоящей двигательной нагрузки, являясь небольшой разминкой. Это упражнения в ходьбе, беге, построениях, с различными заданиями, иногда с музыкальным сопровождением.

Упражнения в ходьбе и беге, как правило, проводятся в чередовании. Сначала предлагается ходьба - примерно половину и треть «круга», а затем - бег полный «круг», и задания повторяются. Понятие «круг» условное, кроме специальной ходьбы и бега действительно по кругу. Можно по углам зала поставить ориентиры (небольшие предметы - кубики, кегли (кроме флажков на палочке)), чтобы детям легче было ориентироваться.

Построения и перестроения развивают у детей ориентировку в пространстве, помогают осмысливать свои действия.

Через несколько занятий воспитатель предлагает построение в шеренгу, колонну небольшими группами по кругу, используя ориентиры (кубики, мячи, шнуры и т. д.)

Основная часть (12-15 минут) включает гимнастические упражнения общеразвивающего характера с различными предметами и без них; основные виды движений (упражнения в равновесии, прыжках, лазании и метании), подвижную игру.

Для выполнения общеразвивающих упражнений построения могут быть различными и выполняться по ориентирам (кубики, мячи, кегли), особенно в начале обучения.

Особое внимание воспитатель уделяет правильному исходному положению ног, так как это определяет общую нагрузку на организм и отдельные группы мышц.

При проведении общеразвивающих упражнений в положении стоя, как правило, используют две позиции - стойка ноги на ширине ступни и на ширине плеч. Наклоны и повороты воспитатель выполняет с детьми 1-2 раза. Далее малыши продолжают выполнять упражнение самостоятельно по указанию педагога. В основном упражнения воспитатель показывает сам и некоторые из них может показать наиболее подготовленный ребенок. После показа и объяснения дети самостоятельно выполняют прыжки, а ритм задает воспитатель - это могут быть удары в бубен, хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение.

В течение одной недели каждого месяца желательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. На остальных занятиях используется различное оборудование. Это делает упражнения более интересными и позволяет варьировать одни и те же задания.

Составляя перспективный план занятий, воспитатель намечает упражнения для обучения, повторения и закрепления. На выполнение обучающих упражнений отводится больше времени, на повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предполагается лишь некоторые уточнения или частичный показ.

Во второй младшей группе обычно планируется два вида основных движений на одном занятии. Увеличение набора основных движений может снизить качество усвоения упражнений.

Подвижная игра - кульминационный момент занятия в плане физической и эмоциональной нагрузки на организм ребенка.

Заключительная часть (2-3 минут). После подвижной игры детей надо привести в относительно спокойное состояние и только после этого можно перейти к другим видам деятельности. Как правило, в заключительную часть занятия входят простые упражнения, игры малой подвижности, хороводы.

Средняя группа

В средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Помещение, в котором занимаются дети, необходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь. Каждое третье занятие в течение недели проводится на свежем воздухе, на площадке.

На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультурной форме (футболка, шорты, носки, чешки). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям куртки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогулки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям.

Физкультурные занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели - всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.

Вводная часть (3-4 минуты) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.

При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4-5 лет на занятиях различна. В начале года бег осуществляется 2-3 раза по 20-25 сек. в чередовании с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30-35 сек.

Основная часть (12-15 минуты) направлена на решение главных задач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны-

ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.

В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.

Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) и без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5-6 упражнений по 5-6 повторов от 5 до 6 раз.

При проведении общеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.

Педагог проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.

Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т. д. Следует обращать внимание на

последовательный переход от одного исходного положения к другому.

В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.

Заключительная часть (3-4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особенно после подвижной игры.

Старшая и подготовительная группа

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.


Группа


Продолжительность частей занятия (мин);


Общая продолжительность

занятия (мин)


Вводная


Основная


Заключительная


Средняя

Старшая Подготовительная


3-4

4-5


4-5


14,5-17,5

19-23


22,5-26


2,5-3,

5 3-4 3,


5-4


20-25

25-30


30-35


Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится а вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2-4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются также прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в крут или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой в перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4-5 раз, паузы между повторениями короткие.

В заключительной части проводится медленный бег.

Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1-1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6-8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается

(Документ)

  • Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика (Документ)
  • Шпаргалка по Социальной Педагогике (Шпаргалка)
  • Леонтьев Алексей. Психологические основы дошкольной игры (Документ)
  • Презентация - Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике (Реферат)
  • Селиверстов В.И. (ред) Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)
  • Презентация по социальной педагогике (Реферат)
  • n1.doc

    г) Экскурсия, как особая форма обучения, организация и методика проведения
    Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко­торые дают возможность в естественной обстановке зна­комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

    Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни . Во время экскурсий дошкольни­ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз­витии, наблюдают взаимную связь явлений.
    В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы . Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.
    Во второй младшей группе экскурсии проводятся внут­ри дошкольного учреждения , участка, а начиная со сред­ней группы - за пределами детского сада .
    Содержание экскурсий определено программой , по ко­торой работает дошкольное учреждение.

    Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения , а именно: наличие достопримечательно­стей, культурных объектов (библиотека, театр, концерт­ный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др.

    Воспитатель должен обеспечить непос­редственное знакомство детей с наиболее яркими и инте­ресными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохо­зяйственного и другого труда , характерными для той мес­тности, где находится детский сад.

    Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала , постепенное услож­нение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

    В каждом дошкольном учреждении определяют объек­ты природы, труда, общественные и культурные заведения , ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.

    При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

    Экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктует­ся особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных ин­тересов;

    Для расширения, углубления, обобщения представле­ний детей о знакомом объекте или явлении проводятся по­вторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают пе­ред ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении про­исходят заметные и качественные сдвиги;

    Постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расши­рения круга наблюдаемых явлений и за счет последователь­ного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

    На каждой экскурсии образовательные и воспитатель­ные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно пла­нировать объем знаний и умений; продумывать, какие чув­ства, отношения, нравственные качества, эстетические пе­реживания будут активизированы.

    Экскурсия имеет определенные структурные части, не­разрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.

    В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планирова­нии образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточня­ет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.

    Ре­шаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр. Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходи­ма в силу того, что их учебная деятельность будет проте­кать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологи­ческой установки, которая создается у детей на подготови­тельном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства :

    Сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об элект­ричестве, которое приводит в движение не только домаш­нюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);

    Актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что ви­дел, что понравилось);

    Использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

    В ходе самой экскурсии используются различные мето­ды обучения , но ведущим является наблюдение .

    Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов :

    Нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает ка­чествами, особенностями);

    Активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);

    Стимулирующие деятельность воображения, побужда­ющие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

    Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают , и быть краткими, точными.

    На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа , например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, прода­вец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.)- Педагог заранее готовит такую беседу.

    В процессе экскурсии важно поддерживать мыслитель­ную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заин­тересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответ­ствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

    В конце экскурсии подводится итог : что узнали, увиде­ли. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

    Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого исполь­зуются такие приемы :

    Оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.;

    Обращение к художественным произведениям (кни­га, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливают­ся впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к срав­нению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;

    Работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовле­ние макетов, коллекций, гербариев);

    Организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);

    Обобщающие беседы, которые проводятся по завер­шении блока образовательной работы по определенной тематике.

    д) Особенности проведения занятий в группах раннего возраста.
    Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка. Обучающие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение (над кроваткой ребенка вешают большую лег­кую игрушку, привлекают его внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика, погре­мушки и др.).
    Основными задачами обучения детей первого года жиз­ни являются:

    Развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия (зрительного, слухового, тактильного);

    Развитие движений (перемещение в пространстве: пе­реворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, пол­зание, ходьба);

    Развитие предметных действий (узнавание некоторых предметов, действия с ними в соответствии со свойствами - закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.);

    Развитие речи (понимание речи взрослого, подража­ние речи, активное использование некоторых звуковых со­четаний, первых слов).

    В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова.

    На втором году жизни ребенка обучение принимает бо­лее целенаправленный характер, хотя задачи его остают­ся прежними. Занятия направлены на развитие ориенти­ровки ребенка в окружающем мире и овладение речью.

    Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуду, одежду), некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями и словесными обозначениями (бегает, летает, прыгает, плавает и др.).
    Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов (форма, величина, цвет). Сначала на занятиях используют предметы одной формы (шарики или кубики), но разного цвета, затем предметы разной формы, но одинакового цве­та.

    К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть четыре цвета (красный, зеле­ный, желтый, синий).

    Весь процесс формирования представлений проходит в неразрывном единстве с овладением речью. Словом, содержание обучения детей второго года жизни приобретает разностороннюю направленность. Оно обеспечивает первую ориентировку детей в окружающем мире, развитие его речи и формирование первоначальных познавательных и практических навыков и умений.
    Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер .

    На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками (собира­ние пирамидок, вкладывание одного предмета в другой, нанизывание колец на шнур, составление картинки из двух частей и др.).

    На занятиях со строительным материалом малыши осваивают умения накладывать кубики один на другой (башенка), прикладывать одинаковой гранью один к другому (дорожки широкие и узкие), ставить на узкую длинную или короткую грань (заборчик высокий или низ­кий).

    Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями: кормит и укладывает куклу спать, катает машинку, перевозит на грузовике кубики и др. Формированию орудийных действий (насыпать, зачерпывать, поить и др.) служат занятия с пред­метами (чашкой, ложкой, совком, лопаткой).

    Большое место отводится чтению коротких стихотворе­ний, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию кар­тин и картинок. Важным разделом обучения на этом этапе является музыкальное воспитание и развитие основных движений. На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке; формируют первые певческие реакции. На физкультурных занятиях осуществ­ляется обучение детей основным движениям (ходьбе, пол­занию, лазанию).
    К занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие требования :

    Планировать заранее и проводить ежедневно в каждый отрезок бодрствования;

    Продолжительность занятий зависит от сформирован­ности у детей умений слушать взрослого, играть, действо­вать по его указанию. Чем лучше развиты эти умения, тем продолжительнее может быть занятие (с детьми второго года жизни - до 10-12 мин);

    Занятия одного и того же содержания следует повто­рять несколько раз через небольшой интервал времени (5-6 дней), так как умения и знания закрепляются у детей по­степенно;

    Необходимо создавать условия для отражения получен­ных на занятиях знаний и умений в самостоятельной дея­тельности ребенка (предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии);

    Занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще обращаться по имени к каждому ребенку, уделяя особое внимание пассивным, медленно развивающимся малышам. Это необходимо в силу того, что ребенок раннего возраста успешнее развивается при непосредственном контакте со взрослым.

    е) Руководство познавательной деятельностью: прямое и опосредованное; самостоятельная деятельность.
    Руководство познавательной деятельностью детей состоит:

    В четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;

    В использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Индивидуальная работа обеспечивает высокий уровень самостоятельности детей, формирование умений и навыков, контроль за усвоением;

    В активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации. Используются организационные средства активизации: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном; задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче.

    ж) Обучение вне занятий. Роль обогащения предметной среды.
    Обучение детей не огра­ничивается занятиями . Более того, как отмечала в свое вре­мя А.П.Усова, значительной частью знаний и умений ре­бенок овладевает без специального обучения, в повседнев­ном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений.

    Поэтому задача педагога - помочь ребенку при­обрести полноценные знания вне занятий . С этой целью пе­дагог продумывает задачи и способы организации обуче­ния детей вне занятий . С кем-то надо повторить стихотворе­ние, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать... Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла и т.д.).

    Иногда целесообразно объединять нескольких детей , имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, пробелы в знаниях, уме­ниях). Такая работа называется дифференцированной. Она экономит время педагога и предусматривает общение де­тей в процессе обучения. Например, педагог объединяет трех детей с неустойчивым вниманием и предлагает им уча­ствовать в конкурсе на выполнение картинки из мозаики. А еще двоих детей, плохо владеющих ножницами, попро­сит помочь разрезать полоски на квадраты, которые по­надобятся на завтрашнем занятии.

    Обучению детей вне занятий служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы; наблюдения на прогул­ке и многое другое.

    Детям старшего дошкольного возраста целесообразно время от времени предлагать «домашние задания », выполнение которых рассчитано на помощь ро­дителей, других членов семьи. Например, подобрать народ­ные приметы о погоде, выучить скороговорку, загадку, сти­хотворение, сделать игрушку из конструктора, бумаги, при­родного материала и др.

    Опытный педагог исподволь готовит детей к некоторым занятиям . Например, перед рассматриванием на занятии картины И.И.Левитана «Март» он обязательно привлечет детей на прогулке к наблюдению за небом, снегом. Обра­тит их внимание на то, что небо стало выше, синее, чаще плывут белые облака, чем это было зимой. Поймает вместе с детьми тот момент, когда снег в лучах заходящего солнца станет розовым.

    Другими словами, педагог готовит воспи­танников к содержательному восприятию картины «Март», постоянно обогащая их новыми впечатлениями, представ­лениями, названиями признаков и свойств различных объектов .

    В повседневной жизни происходят отработка, закрепление и расширение знаний и умений, усвоенных на занятии . Так, на занятии дошкольники знакомились с по­словицами. Но осознание подтекста пословицы (внутрен­него смысла, второго плана) - процесс длительный. Поэто­му в дальнейшем воспитатель использует все подходящие си­туации, чтобы углубить понимание пословиц, ввести их в активную речь детей.

    Предметно-развивающая среда должна носить обогащающий характер и иметь для занятий наглядный материал, игровые атрибуты, дидактические пособия, настольные игры.

    По мнению психологов, обогащение предметно-развивающей среды , т.е. такой обстановки, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии просто необходимо. И пространство должно быть оборудовано с учетом его психофизических особенностей и возможностей.
    Несколько рекомендаций по обогащению предметно - развивающей среды в группах.
    Уголок «Детское зеркальце скажи…» Очень важно иметь в группе «детское» зеркало. Важно потому, что как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. У ребенка формируются культура внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.

    Можно использовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой и рядом ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги подводятся в конце недели. Главное в данном случает умело руководить - этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка на показ.

    Цель данного уголка : формирование доброжелательных отношений между детьми; стимулирование потребности совершать добрые поступки.

    Уголок «Шкаф находок». Цель: развитие фантазии, творческого воображения.

    В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире. Это может быть коряга, красивый листочек, камешек, фантик. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру: «Чем тебе нравится этот камешек, на что он похож? Давайте придумаем вместе волшебную историю этого камешка.

    з) Методы и приемы обучения, их классификация.
    Метод обучения - это система последо­вательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, ко­торые направлены на достижение дидактических задач.
    В таком определении метода подчеркивается двусторон­ний характер процесса обучения. Методы обучения не ог­раничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направ­ляет познавательную и связанную с ней практическую дея­тельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению ди­дактической задачи.
    С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.
    Каждый метод состоит из определенных приемов педа­гога и обучаемых. Прием обучения в отличие от ме­тода направлен на решение более узкой учебной задачи. Со­четание приемов образует метод обучения .

    Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав мето­дов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирова­ния и др.
    Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия . При обучении рисова­нию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, поскольку без этого нельзя научиться рисо­вать, конструировать, петь. Метод упражнения преоблада­ет и на физкультурных занятиях. На занятиях природовед­ческого содержания «первую скрипку» играют методы на­блюдения, беседы, экспериментирования и др.

    Воспитатель отдает предпочтение тому или другому ме­тоду, исходя из оснащенности педагогического процесса . Если в дошкольном учреждении мало пособий, раздаточ­ного или демонстрационного материала, то невозможно использовать многие методы обучения.

    Например, в дет­ском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружаю­щим миром, творчеством художников сужается. В резуль­тате преимущество отдается словесным (вербальным) ме­тодам.

    Выбор метода обучения зависит также от личности пе­дагога , от его способностей, ответственности.

    Воспитатель творческий, с «изюминкой» вносит много своего в методы и приемы обучения. Например, на занятии во второй млад­шей группе, цель которого - познакомить малышей с по­тешками, пестушками, педагог переоденется в сороку-белобоку, пригласит детей в гости, накормит кашкой и т. п. - словом, разыграет с ними вместе произведения фольклора так, что они надолго останутся в памяти, воображении, речи ребенка.

    А воспитатель, работающий формально, размес­тит детей за столами, прочитает потешки, попробует разу­чить их с детьми. Разные педагоги - разные методы обуче­ния, а в итоге и несравнимые по эффективности результа­ты в развитии детей.
    В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения . В дошкольной педаго­гике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер спо­собов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образ­ное мышления.

    В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, сло­весные, игровые методы . Все эти методы в реальном процессе обучения используются в со­вокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
    1. Наглядные методы:

    Наблюдение,

    Демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слай­ды, видеозаписи, компьютерные программы).
    Наблюдение - это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы.

    Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования пол­ноценных представлений и развития познавательных про­цессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление.

    Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию , если она дает возможность обогатить детей яркими пред­ставлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, вос­хищение, наслаждение красотой и т.д.).

    В обучении дошкольников используют разные виды на­блюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные.
    Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, ди­афильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволя­ющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых пред­метов . С помощью картин, картинок, схем у детей формиру­ются статические наглядные образы . Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов .

    На картине (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.

    Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслитель­ные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь , оказывать влияние на интересы. Картин­ка даст пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

    Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей , поскольку появляется воз­можность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, живот­ные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.
    Наглядные методы обучения направле­ны на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира , на развитие мышления, познавательных процессов .
    2. Наглядные приемы обучения

    Показ способов действий,

    Показ образца.

    Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

    Показ действий , способов работы, последователь­ности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной дея­тельности, в трудовом обучении.

    Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности , направля­ет их внимание, память, мышление . Показ должен быть чет­ким, точным . Необходимо, чтобы дети увидели каждое дви­жение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспитатель обозначает словом . Например, «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру чере­нок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредить». Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдель­ных движений, действий педагог привлекает кого-то из вос­питанников, подготовив ребенка заранее.

    Показ образца используется в обучении изобрази­тельной деятельности, труду, особенно ручному, художе­ственному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

    В зависимости от уровня знаний и умений воспитанни­ков педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элемен­ты), или несколько образцов на выбор (творческое вопло­щение ранее усвоенных приемов).
    3. Практические методы

    Практические методы обучения - это такие методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности де­тей, усвоению новых знаний, умений практический харак­тер.

    Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей , в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосред­ственному восприятию . Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства магнитов, убеждаются, что для роста и развития растений необходимы свет, тепло, вла­га и т. п.
    Ведущие практические методы обучения

    Упражнение,

    Опыты и экспериментирование,

    Моделирование.
    Упражнение - многократное повторение ребенком ум­ственных или практических действий заданного содержа­ния. Благодаря упражнениям дети овладевают различны­ми способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

    Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Чтобы научиться петь, танцевать, выполнять основные и спортивные движения, грамотно говорить, чисто произно­сить звуки, рисовать, лепить, ребенку необходимо овладеть соответствующими способами действий.

    Многие упражне­ния носят предметный характер, т.е. их выполнение требу­ет использования предметов, игрушек, дидактического ма­териала. Например, дети усваивают понятия равенства и неравенства групп предметов, упражняясь на раздаточном материале (раздавая куклам мячи, ребенок устанавливает их равное или неравное количество).
    В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражне­ния, подражая педагогу (подражательные упражнения ). К таковым относятся упражнения на развитие артикуля­ционного аппарата, на закрепление культурно-гигиеничес­ких навыков, с дидактическими игрушками и др.
    Упраж­нения другого типа называются конструктивными , потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, ко­торые он решал под руководством педагога. Иными сло­вами, ребенок переносит ранее усвоенные способы дей­ствий на новое содержание. Например, сначала малыши упражнялись в рисовании кругов («клубочки», «мячи»), потом им предлагают нарисовать воздушные шарики.
    И, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения , требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет. Так, в старшей группе дети упражняются в составлении загадок, в придумывании кон­цовки к рассказу, сказке, в изготовлении игрушек из при­родного материала.
    Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обу­чении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрес­ти новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

    Для усвоения некоторых признаков и свойств предме­тов эффективны поисковые действия ребенка , направлен­ные на определенный результат.

    Например, воспитатель организует несложный эксперимент , в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают-тонут) различных предметов: опуска­ют в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относи­тельно их способности плавать. Благодаря поисковым дей­ствиям развивается наглядно-действенное мышление.
    Многие предметы, вещества (вода, песок и др.) облада­ют признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).

    Выявление скрытых признаков осуществляется с помо­щью элементарных опытов . В ходе их педагог вместе с деть­ми создает специальные условия, которые помогают опре­делить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты пре­вращения воды в пар, снега - в воду; опыты с песком и глиной, с воском.
    Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, ко­торые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность срав­нивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
    Моделирование - наглядно-практический метод обуче­ния.
    Метод моделирования , разработанный Д. Б.Элькониным, Л. А.Венгером, Н. А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с по­мощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

    В основе метода моделирования лежит принцип заме­щения : реальный предмет ребенок замещает другим пред­метом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - каш­кой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
    Модель представляет собой обобщенный образ суще­ственных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.). Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма су­щественны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобще­ния, приближаются к понятиям.
    В дошкольном обучении используются разные виды моделей .

    Прежде всего предметные , в которых воспроиз­водятся конструктивные особенности, пропорции, взаимо­связь частей каких-либо объектов. Это могут быть техни­ческие игрушки , в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

    Старшим дошкольникам доступны предметно-схемати­ческие модели , в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графичес­ких знаков. Пример такой модели - календарь природы , который ведут дети, используя специальные значки-симво­лы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении пла­на (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршру­та (путь из дома в детский сад). Распространенными пред­метно-схематическими моделями являются чертежи, вык­ройки.
    Использование моделей воз­можно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагиро­ваться от несущественных признаков при познании пред­мета. Освоение модели сопряжено с активными познава­тельными обследовательскими действиями, со способнос­тью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
    4. Игровые методы и приемы
    Достоинство игровых методов и приемов обучения зак­лючается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче , которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью . Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
    Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.
    Игровые методы:

    Дидактическая игра,

    Воображаемая ситуация в развернутом виде,
    Игровые приемы:

    Вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий,

    Загадывание и отгадывание загадок,

    Введение элемен­тов соревнования,

    Создание игровой ситуации.

    Наиболее распространенным игровым методом является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В. Н. Аванесова).

    Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспро­изводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Све­тофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усво­ением правил уличного движения.

    Сущность второй функ­ции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, на­пример, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейдкин) дошкольники учатся ориентироваться по компасу, ис­пользовать модели (схемы маршрута).
    В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием. Напри­мер, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточ­нения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обо­гащения представлений о декоративно-прикладном искус­стве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путеше­ствие в прошлое».

    Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий . Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, кото­рое является прологом всякого познания (вдруг воспита­тель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).

    На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

    К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).
    5. Словесные методы
    Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию , ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние бо­лее результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
    Словесные методы :

    Рассказ педагога,

    Беседа,

    Чтение художественной литературы
    Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передают­ся в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, ху­дожниках; о родном городе и т.п.

    Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения . Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвуч­но личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу . В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наи­более существенном .

    В младших группах рассказ сопровождается демонст­рацией наглядного материала (предметы, их изображения). Так уточняются образы героев, облегчается восприятие последовательности событий. Наглядный материал ис­пользуется и в обучении детей среднего и старшего возра­ста, когда в рассказе повествуется о событиях, которых не было в личном опыте детей (подвиги русских богатырей, космические полеты и т.п.). В таких случаях словесные образы опираются на зрительные
    Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, кото­рым она посвящена.

    В ходе беседы знания детей уточняют­ся, обогащаются, систематизируются . Участие в беседе при­вивает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказы­вания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внима­ния, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о кото­рых идет речь.

    Беседа - диалогический метод обучения , который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива
    По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы.

    Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

    Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жиз­ни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.
    По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб­щающие (итоговые).

    Назначение вводной беседы - подгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

    Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни.

    Чтение художественной литературы . Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важ­нейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мыш­ления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чте­ние художественных произведений преследует еще одну за­дачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образ­ного и словесно-логического мышления.

    Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспита­тельном отношении , соответствующие возрасту и уровню развития детей. Педагог подготавливает детей к восприя­тию произведения краткой беседой , ставит перед ними учеб­но-познавательную задачу . Следует продумывать сочета­ния чтения с другими методами , в частности с наглядными. После чтения проводится беседа , помогающая ребенку пол­нее осознать содержание произведения. В ходе беседы пе­дагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

    При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

    Эти приемы следующие:

    1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

    2) введение слов - этических оценок поступков героев;

    3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев - положительного и отрицательного.

    В процессе обучения используются словесные при­емы: вопросы к детям, указание, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.