Open
Close

Блог елены исхаковой. Памятник Татищеву и де Геннину, Екатеринбург: исторические факты "Славные сыны России"

Памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину появился в 1998 году, в честь 275-летия города. Если бы Татищев и де Геннин узнали, что спустя почти три века они будут стоять рядом, они, наверное, этому не поверили бы, да ещё и обсмеяли бы наглеца, способного предположить такое — отношения у них были весьма обострёнными. Но на памятнике они стоят рядом, устремив взгляд на Исторический сквер , откуда когда-то начинался город. Не будем отрицать — и тот, и другой сделали для его развития немало.

Конкурс на памятник основателям Екатеринбурга был объявлен в 1997 году, в преддверии 275-летнего юбилея города. Из присланных работ выбрали проект скульптора Петра Чусовитина — заслуженного художника РСФСР. Он родился в 1944 году в деревне Шипелово Белоярского района Свердловской области. Учился сначала в Свердловском художественном училище (наставниками были Мосин и Брусиловский), затем окончил Строгановское художественное училище (Москва).

Отношения отцов-основателей были далеко не дружественными. А как же иначе — Василий Татищев должен был быть единоличным основателем города и уже в 1721 году начал строительство завода. Но у него возник конфликт с Демидовыми — те обвиняли Василия Никитича в финансовых махинациях, взяточничестве и казнокрадстве. Василий Никитич даже был под следствием, но обвинения потом сняли.

Пётр I не стал отстранять Татищева с должности, а направил в строящийся город де Геннина, поручив ему приглядывать за строительством. Поэтому, разумеется, они друг друга, мягко говоря, недолюбливали. Хотя де Геннин, разобравшись в деле, признал, что Татищев во всём поступал справедливо.

Памятник, несмотря на критическое отношение многих горожан, стал знаковым местом в городе — здесь проводятся митинги, праздники. Здесь собирается молодёжь. Несколько раз он подвергался актам вандализма. Памятник регулярно отмывают от граффити и надписей. Обилие их связывают с тем, что это место облюбовали скейтбордисты. В июле 2010 года неустановленные личности надели на головы отцам-основателям картонные коробки с изображением Бивиса и Баттхеда. Как шутникам удалось остаться незамеченными, непонятно, учитывая, что коробки появились утром, а высота памятника — почти десять метров.

За памятником закрепилось множество названий, придуманных горожанами. Одно из самых популярных - «Бивис и Баттхед», в честь героев одноимённого мультсериала. Ещё одно прозвище - «Двое из ларца» - из-за одинаковых лиц. Фото Яны Белоцерковской.

Отцы-основатели

Георг Вильгельм де Геннин родился в Нижней Саксонии в 1676 году. В 1697-м он был приглашён в Россию. Участвовал в Северной войне . В Петрозаводске управлял Петровскими заводами в 1713-1721 годах. Там де Геннину установлена мемориальная доска. В 1721 году назначен главным на строительстве Сестрорецкого завода . Но заканчивалась стройка уже без него — в апреле 1722 года Пётр отправляет его на Урал. За двенадцать лет работы здесь построил девять заводов, в том числе давший начало Екатеринбургу. В России де Геннин просил называть его Виллим Иванович.

Василий Никитич Татищев родился в 1686 году в Псковском уезде. В 1720 году ему было поручено освоение Урала — его отправили сюда, чтобы разведать, где можно построить заводы и начать их возведение. Изначально Татищев хотел реорганизовать уже существующий Уктусский завод . Однако быстро понял, что его необходимо перенести на реку Исеть. Также он выбрал место для строительства завода около деревни Егошиха, тем самым положив начало Перми. Активно занимался просветительской деятельностью, открывал школы. Именно благодаря ему появилась знаменитая

В самом центре города Екатеринбурга находится памятник В.Н. Татищеву и В.И. де Генину - это основатели города. Бронзовый памятник отцам города является одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга.

"Славные сыны России"

Несмотря на то, что в реальности эти два человека недолюбливали друг друга, они основатели Уральской столицы России. Окунемся немного в историю и узнаем как так получилось, что два абсолютно разных человека стали отцами великого города. Первым свою работу начал Татищев, перед ним стояла цель строительства и реформирования горных заводов на Урале, но когда началась подготовка к строительству, по ложному доносу Татищева забирают под суд. Позже обвинение с него снимут, но за то время, что он находился под следствием, открывать и строить заводы отправляют В.И. де Генина.

В итоге был построен крупнейший завод и новый административный центр, именно де Генин решает назвать город Екатеринбург, в честь императрицы Екатерины. Вскоре на Урал возвращается и Татищев, вот так и получилось, что основателями города стали эти два человека. В 1998 году в центре города прошло открытие памятника этим "славным сынам России", которые положили начало своим трудом такому замечательному городу.

"Бивис и Бадхед"

В наши дни это излюбленное место роллеров и скейтбордистов. Молодежь любит покататься возле памятника основателей города, устраивают тренировки и просто отдыхают. Про себя молодежь называет отцов-основателй Бивисом и Бадхедом, это герои одноименного мультсериала по МTV.

Памятник основателям города привлекает к себе туристов, особенно тех, кто знаком с историей и знает кто эти люди и что они сделали для города и истории России в целом. Памятник Татищеву и де Геннину - это значимая для истории города достопримечательность.

Город Екатеринбург Скульптор П. П. Чусовитин Материал Бронза

История

Памятник основателям города был установлен 14 августа 1998 г. и приурочен к 275-летию Екатеринбурга. Автором памятника выступил московский скульптор П. П. Чусовитин. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш » и был собран из 19 частей. Надпись у подножия памятника гласит:

Напишите отзыв о статье "Памятник Татищеву и де Геннину"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник Татищеву и де Геннину

– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Сегодня в арбитражном суде будут рассматривать иск скульптора Петра Чусовитина и Ассоциации правообладателей к предпринимателю Марине Чеботаевой об использовании изображения памятника Татищеву и Де Геннину . До этого они уже взыскали деньги с издательства и производителя конфет . Оказалось, что имущественные права на памятник оформлены администрацией города, а вот авторские права принадлежат скульптору Петру Чусовитину, который сейчас живет в Москве.

Печатать и публиковать фото монумента теперь стало опасным делом, но мы все-таки рискнем и в этом не коммерческом материале расскажем об истории памятника, о том, кто и почему протестовал против памятника и как не заплатили за работу скульпторам-исполнителям.

Как к Татищеву в пару поставили Де Геннина

В 1995 году мэрия решила, что в Екатеринбурге должен появиться памятник отцам-основателям города. Это была уже вторая попытка увековечить Василия Татищева и первая - Вильгельма Де Геннина.

Татищев - человек, который придумал построить на Исети завод, вокруг которого впоследствии вырос Екатеринбург. Как вспоминал бывший главный архитектор города Сергей Луканин, в 1982 году председатель исполкома городского совета народных депутатов, по-современному мэр, Павел Шаманов поручил Главархитектуре провести конкурс на размещение памятника Татищеву. Его выиграл проект скульптора Андрея Антонова и архитекторов Демидова и Незнанского. Поставить памятник хотели у дома сталинского ампира на улице Воеводина в Историческом сквере.

Наш проект утвердили, и Антонов начал работать, сделал скульптуру в глине в натуральный размер, осталось только сделать форму, отлить... И тут случился 1991 год, это дело отложили. А когда пришла новая команда городской власти, решили ставить памятник Татищеву и Де Геннину вместе, заново искали авторов, хотя тот проект уже был практически готов. Помню, в то время в «Вечерке» («Вечернем Екатеринбурге». - Прим. ред. ) вышла заметка Виталия Воловича о том, зачем проводить новый конкурс, когда уже был принят проект. Но тем не менее.

Вспомнили о монументе в 1995 году, и тогда решено было в пару Татищеву поставить Вильгельма Де Геннина. В 1722 году Де Геннин в ранге генерал-майора стал главой горнозаводской администрации на Урале и сыграл решающую роль в появлении Екатеринбурга. Именно он настоял на том, чтобы железоделательный завод был построен, хотя против выступал уральский промышленник Никита Демидов. При этом Татищев и Де Геннин друг друга недолюбливали и вряд ли при жизни могли подумать, что будут стоять рядом, отлитые в бронзе.

На конкурс заявились шесть скульпторов: Константин Грюнберг (автор памятника Жукову и мемориала «Черный тюльпан»), Петр Чусовитин, Валентина Соколова, Наталья Гринева, А. Булыгин и О. Бессонов. В музее архитектуры и промышленной техники Урала устроили выставку проектов, посмотреть на них могли все желающие.

Победителя определило тайным голосованием жюри из чиновников, архитекторов и скульпторов под руководством мэра Аркадия Чернецкого. В 1997 году подвели итоги конкурса. Пять членов жюри отдали голоса за проект Петра Чусовитина (согласно документации конкурса, соавторами проекта были архитекторы Овечкин и Дубровин), двое за проект Соколовой, один за проект Гриневой. Одновременно жюри голосовало за месторасположение будущего памятника. Был еще вариант Геологической аллеи в Историческом сквере, но победило место у водонапорной башни.

Как рассказывает писатель Дмитрий Карасюк, прямо перед местом, где сейчас стоит памятник, по приказу Татищева в 1738 году сожгли на костре татарина Тойгильды Жулякова за то, что, насильно крещенный, он вернулся из православия в ислам. Годом позже на этом же месте была сожжена башкирка Кисябика Байрясова.

Это были последние сожжения в российской истории. А потом на месте, где по приказу Татищева так казнили людей, поставили ему памятник. Но те, кто выбирал место, скорее всего, об этом не знали, - говорит Карасюк.

В победившем проекте Чусовитина у Татищева и Де Геннина не было головных уборов (это видно на фото выше). По словам Дмитрия Карасюка, кто-то из принимавших работу спросил: «А как их отличить-то?». И тогда на Де Геннина надели шляпу.

Как известный спортсмен днем прыгал с парашютом, а ночью делал Татищева и Де Геннина. И не получил денег

Петр Чусовитин, уроженец Свердловской области, к тому моменту давно живший в Москве, приехал в Екатеринбург, и началась работа.

Александр Петров тогда был художником-керамистом на творческо-производственном комбинате, который стал подрядчиком по созданию памятника. Работы по основному направлению не было, Петрову предложили на этом проекте стать мастером: обеспечивать исполнителей глиной, дранкой, деревом, металлом, подготавливать леса в цехе (высота памятника - 4,2 метра), следить за дисциплиной (время было трудное, говорит он, многие выпивали, не выходили на работу) - в общем, делать всё, чтобы процесс не останавливался.

Процесс создания памятника он описал так:

Автор дает скульптуру в малом варианте, после этого изготавливается каркас в натуральную величину, на него накидывается глина, дальше скульпторы-исполнители работают по глине: формируют ноги, голову, шляпу, складки. Скульптор принимает у них работу, сам доделывает, что считает нужным, и сдает её комиссии.

Одним из создателей памятника был будущий четырехкратный чемпион мира по парашютному спорту Валентин Прокопьев. Поработать скульптором-исполнителем его позвал друг отца Анатолий Старыгин, до этого они уже несколько раз делали ледовые городки. Днём Валентин прыгал с парашютом, а ночью работал в мастерской. Отсыпался в самолете после прыжков.

Мы с Анатолием Степановичем делали Де Геннина, - рассказывает он. - Чусовитин дал нам модель 1,6 метра, кстати, она была без шляпы. Шляпу сделали потом, чтобы выделить одну из фигур. Мы путем масштабирования самостоятельно сделали из глины модель в натуральную величину. Комиссия ее приняла. После этого начали отформовывать, то есть делать точно такую же модель, но из гипса. Работа кропотливая и очень интересная, она очень увлекла, всё своё свободное время проводил там. Вторая бригада, которая делала Татищева, ушла, и нас попросили спасти ситуацию, выручить и закончить его, чтобы успеть в срок. Так что Татищев от пояса и выше - тоже наша формовка и отливка.

Работали всю осень, зиму и весну, закончили 15 мая 1998 года. Пётр Чусовитин позже говорил в интервью «Литературной России»:

Ког­да я де­лал в Ека­те­рин­бур­ге мо­ну­мент Та­ти­ще­ву и Де Ген­ни­ну, я го­во­рил на­чаль­ни­кам (мэ­ру го­ро­да, гу­бер­на­то­ру Росселю), что мож­но, ко­неч­но, сде­лать и за три дня, но это бу­дет не па­мят­ник ос­но­ва­те­лям го­ро­да, а Дед Мо­роз со Снегурочкой.

Часть денег за работу Прокопьев и Старыгин, которого уже нет в живых, так и не получили. Они долго судились, выяснилось, что администрация города расплатилась с комбинатом, который нанимал скульпторов-исполнителей, автор тоже получил гонорар, но деньги, предназначенные исполнителям, до них дошли не все.

На двоих мы недополучили 64 миллиона неденоминированных рублей, - говорит Валентин Прокопьев. - В силу неопытности мы работали без договора, но был наряд - задание. Проиграли три процесса, не смогли доказать, что комбинат нам должен.

Мне это непонятно. Надо, наоборот, гордиться и показывать, что этот памятник - лицо города. Когда мы работали над ним, было очень приятно осознавать, что нас уже не будет, а памятник будет стоять.

Автор проекта Пётр Чусовитин сейчас живет в Москве и с журналистами на эту тему общается только через Ассоциацию правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), которая и подает иски.

Говорить, что автор запрещает публиковать изображения, неправильно. Эти произведения можно использовать всем, получив разрешение правообладателя, и стоит это копейки, - сказал представитель ассоциации. - Пример: для публикации на 1/8 полосы в книге или путеводителе тиражом до 3 тысяч экземпляров ставка авторского вознаграждения - 350 рублей единоразово.

Как везли гранит с Украины и покрывали памятник секретной краской

В мае 19 гипсовых частей памятника отдали для отливки на Уралмашзавод. Параллельно шла работа над площадкой и постаментом памятника. Основу из 300 кубометров бетона делали уральские строители.

Непростой здешний рельеф подсказал творческой группе архитектора Евгения Лугового расположить площадку так, что она как бы поднимается вверх двумя короткими, но широкими лестничными маршами и вместе с тем широко распахнута, соответствуя масштабам всего того, что ее окружает, - писал в мае 1998-го «Вечерний Екатеринбург».

Детали двух выполненных под старину фонарей отлили в Каслях. Серый гранит для постамента привезли с Сибирского карьера. Три блока из красного гранита для пьедестала и основания памятника обработали в Днепропетровске и в готовом виде привезли в Екатеринбург. В июне устанавливать их приехала бригада каменотесов под руководством Николая Голобородько, она же обрабатывала камень при строительстве храма Христа Спасителя в Москве и делала постамент памятнику княгине Ольге в Киеве. Между гранитными плитами проложили свинцовые прокладки, чтобы уберечь камни от сдвигов и осадков.

В газетах тогда писали, что фрагменты постамента и гранит будут покрывать специальной краской, рецепт которой держится в секрете. Известно лишь, что в ее основе лежит пчелиный воск.

Как искали для памятника другое место и спорили, кто важнее - Татищев или Де Геннин?

Не всем архитекторам понравился памятник, споры не утихали, даже когда уже был выбран проект Чусовитина и определено место установки.

Член екатеринбургского союза художников, искусствовед Георгий Зайцев писал в январе 1998 года в «Уральском рабочем»: «Не знаю, кто представлял мэру историческое обоснование для памятника, но парное решение скульптуры все-таки изначально лженаучно: Де Геннин и Татищев не были ни товарищами по работе, ни единомышленниками, ни равновеликими людьми в деле основания и строительства нашего города. На один постамент ставить две эти фигуры нельзя». По его словам, «Де Геннин приказывал, а Татищев выполнял его приказы».

Обозреватель «Уральского рабочего» Тамара Курашова на это отвечала, что измерять вклад этих двух людей в основание и развитие Екатеринбурга нельзя, у каждого своя роль. Но все же провела некоторое сравнение, и оно оказалось в пользу Василия Никитича: «Как посчитала Нина Петровна Архипова, известный географ-популяризатор, много лет занимающаяся татищеведением, Татищев строил Екатеринбург в первое свое пребывание на Урале в общей сложности почти 2,5 года. Геннин - только в его отсутствие, то есть пять месяцев».

Скульптор Геворкян замечал, что предложенный проект - вольный повтор памятников Герцену и Огареву, Минину и Пожарскому. Зайцев вопрошал: «Неужели никто не заметил, что в памятнике нет никакого художественного образа?». Впрочем, говорил он, это относится и ко всем остальным проектам, участвовавшим в конкурсе.

Были у него претензии и к месту установки, самому, на его взгляд, неудачному из предложенных: «Мало того что солнце полдня будет освещать фигуры сзади, что они будут «парить» над водосбросом Исторического сквера. Но своей задней частью они будут обращены ко входу в часовню во имя святой Екатерины, что, сами понимаете, не совсем удачно».

Скульптор Виталий Беляев, например, предлагал разделить Татищева и Де Геннина и поставить их у самого водосброса по краям.

А вот эти слова Зайцева сегодня кажутся очень знакомыми: «Как-то мы забываем, что исторический центр города - это не чей-то дворик, где можно установить то, что понравилось двум или трем десяткам пусть и уважаемых людей, а не населению города. Памятники ставятся на века, нам будет стыдно перед потомками за наши просчеты».

Не утихали разговоры даже в апреле, всего за четыре месяца до установки памятника. Нужно ли вообще его ставить и тем более на этом месте, обсуждали общество краеведов, клуб знатоков города, кафедра ДПИ УГППУ.

На защиту и памятника, и места встал главный архитектор города Сергей Луканин:

«…А. Чернецкий в начале 1995 года объявил открытый конкурс на памятник основателям города и место его размещения. Прошло три года с этого момента, и сегодня люди, называющие себя патриотами города, решили, что всё, что сделано скульпторами и архитекторами, выполнено плохо, совсем не так, как надо. Но если ты знаешь, как надо, я считаю, участвуй в конкурсе, участвуй в общественном обсуждении. Ведь возникает вопрос, где были все те, кто сегодня забрасывает мэра города письмами: «А может, рано вести стройку, а может, провести еще один конкурс?».

Как памятник поставили и всё-таки полюбили

Разговоры утихли, и 14 августа 1998 года, к 275-летию Екатеринбурга, памятник отцам основателям города торжественно открыли. На церемонии присутствовали губернатор Эдуард Россель и мэр Аркадий Чернецкий.

Надпись у подножия гласит: «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В. И. Де Генину Екатеринбург благодарный, 1998 год». Правда, стоят фигуры наоборот: слева Де Геннин, а справа Татищев. Хотя по большому счету это и не важно, горожане воспринимают Татищева и Де Геннина как одно целое. Их называют Бивисом и Баттхедом, заботливо укутывают в шарфики, проводят возле них митинги и пикеты, да и просто назначают рядом с ними встречи.

В 2015 году Татищева и Де Геннина приодели -

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории Екатеринбурга и Евгения Бурденкова.

На реке Исеть уже очень давно был основан город, переросший в огромный мегаполис под названием Екатеринбург (бывший Свердловск, с 1924 по 1991 г.), который заслуженно носит название столицы Урала. Сегодня его население насчитывает приблизительно полтора миллиона человек. В честь преобразований в культурной и политической жизни Уральской земли, которые привели к созданию города, был поставлен памятник Татищеву и де Геннину.

Екатеринбург

Город имеет богатое историческое наследие, уходящее корнями к петровским временам. Все началось со строительства металлургического завода по выплавке чугуна и стали в 1723 году. Главным инициатором стал известный государственный деятель, экономист и географ-историк Никитич. Были и противники этого предприятия, среди которых называется фамилия русского промышленника Демидова Никиты, он и подставил подножку Татищеву, которого со временем отстранили от всех дел. В тот момент неожиданно Татищева поддержал выдающийся немецкий инженер Георг Вильгельм де Геннин, который продолжил его дело.

Через некоторое время завод был построен и сдан в эксплуатацию. Из-за того, что он напоминал своим внешним видом могучую крепость, впоследствии город и получил название в честь Екатерины I.

Памятник Татищеву и Де Геннину (Екатеринбург) был установлен в городе 14 августа 1998 года. Центральная площадь Труда, на которой стоит этот монумент, уже меняла свое название, то она была Соборной, то Церковной и даже Екатерининской. Открытие памятника было приурочено к 275-ой годовщине со дня создания города.

Памятник Татищеву и Де Геннину (Екатеринбург) - это бронзовая композиция, которая традиционно были изготовлена на знаменитом Уральском заводе, называемом «Уралмаш». Ее автором стал заслуженный художник РСФСР и скульптор П. П. Чусовитин. Самое интересное заключается в том, что сам он родился в Свердловской области в Белоярском районе в деревне Шипелево.

Памятник Татищеву и де Геннину: описание

Этот монумент входит в число самых знаменитых в уральской столице, он прекрасно вписался в городской архитектурный ансамбль. Он представляет собой монолитный памятник, собранный из 19 отдельных фрагментов. На самом памятнике изображены слева направо де Геннин в шляпе-треуголке и Татищев в парике.

Некоторые краеведы утверждают, что эти два персонажа недолюбливали друг друга. Однако это не помешало изобразить их вместе, ведь они делали одно общее дело и их труды нашли отклик в сердцах местного населения и не только. Сегодня площадь Труда и собственно сам город невозможно себе представить без этого монумента.

Татищев

Род Татищевых уходит корнями к роду Рюриков. Татищев родился 19 апреля 1686 года в Псковском уезде и в 7 лет уже был стольником при Иване V (Романове). Потом он служил в Азовском драгунском полку, выполнял дипломатические поручения Петра I, участвовал в Северной войне, в боях под Полтавой и в Затем он продолжил свое образование в Инженерно-артиллеристской школе в Москве, служил в Петербурге и получал свои знания в Германии. Он стал первым составителем почтовой книги России. Потом его назначили управляющими горнодобывающими заводами Урала, где он проявил себя как грамотный экономист. Вообще, Татищев кроме Екатеринбурга стал отцом еще и таких городов, как Оренбург, Ставрополь, Орск,

При всех его заслугах и наградах его не миновали дворцовые интриги, и его пожизненно выслали в родовое имение в Болдино. Смерть он свою предчувствовал и даже приказал заранее выкопать себе могилу. За день до своей кончины к нему из Петербурга приехал курьер с указом от императрицы о его прощении и грамотой о награждении орденом Александра Невского, но Татищев вернул орден, указав на то, что умирает. На следующий день он вызвал к себе священника, причастился и скончался. Это произошло 15 июля 1750 года, его тело похоронили на Рождественском погосте.

Де Геннин

Родился Георг 11 октября 1665 года, то ли в Нижней Саксонии, то ли в Зигене. В Россию он попал по ходатайству генерала Ф. Я. Лефорта и участвовал в Северной войне в артиллерийских войсках как инженер-фортификатор. Он был российским военным инженером немецкого (в других источниках - голландского происхождения), генерал-лейтенантом, другом Петра I.

В 1719 году он поехал в загранкомандировку, где получил ценный опыт по обозрению и изучению горных заводов. И привез оттуда 16 мастеров, чтобы в России внедрить машинное производство.

В 1723 году на основании его же административной инструкции де Геннин получил разрешение на строительство завода имени Екатерины I. К строительству были привлечены солдаты военных частей и гарнизонов, вольнонаемные крестьяне и крепостные из окрестных волостей и губерний.

Запустился завод во второй половине ноября 1723 года. За 12 лет своей работы в этой области генерал построил девять заводов, в том числе Егошихинский, ставший градообразующим Перми.

С 1734 года он жил в Санкт-Петербурге, управлял оружейными заводами, единственный имел право докладывать о делах самой Императрице Анне Иоанновне. Он занимался реконструкцией оружейных заводов в Сестрорецке и Туле. Скончался 12 апреля 1750 года.

Вот такие разные судьбы у этих великих отцов-основателей. Памятник Татищеву и де Геннину (Екатеринбург) уже давно стал главной достопримечательностью города, куда первым делом отправляются все его гости и туристы.