Open
Close

Что общего у Гринева и Швабрина? Сравнительная характеристика. Сочинение: "Гринев и Швабрин - сравнительная характеристика героев" Оценка героев другими персонажами гринев и швабрин

Петр Гринев Алексей Швабрин
Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом
Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый.
Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер
Жизненная позиция Быть порядочным офицером, честно служить государству, защищать слабых, пресекать бесчинство. Занять значимое общественное место. Доказывать любыми способами свою правоту. Искать выгоду во всем.
Отношение к моральным ценностям Бережно относится к морали. Старается не следовать вопреки ее принципам. Не дорожит моральными ценностями, зачастую переступая через них.
Отношения к материальным ценностям Не гонится за богатством, но привык к дворянской жизни в достатке. Ценит деньги и богатство.
Нравственность Нравственный, честный, совестливый. Безнравственный, бессовестный, всех призирает. Забывает о своем долге и чести.
Отношение к семье Мироновых Они стали ему настоящей семьей. Он полюбил из как собственных родителей. Не удостоил их ничем кроме призрения и насмешки. Оклеветал Ивана Игнатьевича, оскорбил Марию.
Отношение к присяге Храбро отказывается присягать Пугачеву и целовать его руку. Готов умереть, но не стать предателем. Без всякого раздумья нарушает присягу. Переходит на сторону бунтовщиков.
Поведение на дуэли Им движет справедливость и благородство. Оскорблена честь девушки, и он, как офицер, должен ее защитить. Ведет честный, смелый бой. Это не первая его дуэль. Ведет себя нечестно. Наносит удар, в то время, когда противник беззащитен.
Отношение к Марии Мироновой Влюблен, уважает чувства Марии, готов ждать ее взаимности и бороться за любовь. Спасает ей жизнь, защищает на допросе. Вряд ли испытывает к ней высокие любовные чувства. Унижает ее, оскорбляет, держит взаперти. С легкостью выдает врагу.
Поведение с Пугачевым Высоко держит голову и не желает унижаться. Храбро отвечает на провокационные вопросы. Сохраняет офицерскую доблесть. Вымаливает свободу, ползая в ногах Пугачева. Унижается и пресмыкается перед ним.
Взаимоотношения Сначала, Швабрин вызывает некую симпатию у Гринева. Но потом резкие высказывания о семье Мироновых, а потом и дальнейшие действия настраивают Гринева против Швабрина. Кроме презрения никаких чувств нет. Считает Гринева слабым. Сначала пытается оказать на него впечатление. Но дальнейшее развитие событий превращает их в антиподы.
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • Павел Гринёв родился в семье отставного премьер - майора и дочери дворянина. Отец всегда хотел видеть в своём ребёнке военного и записал его в Семёновский полк сержантом ещё задолго до его рождения.

    Швабрин тоже вырос в дворянской семье, но у него примера военного поведения не было. Поэтому чувство чести было плохо развито в этом человеке.

    Гринёв получил хорошее воспитание и образование. Сначала в лице дядьки Савельича , который научил его житейской мудрости и русской грамоте. Затем – француз Бопре.

    Отношение к службе и воинской чести у главных героев различно. Гринёв относится к службе ответственно и остаётся верным­ свое императрице до конца, проявляя преданность присяге. Швабрин же относился к воинской службе безответственно, сразу же перейдя на сторону Пугачёва .

    Отношение героев к женщине и чувству любви также различно. Гринёв искренне любил Машу и открылся ей в своих чувствах. Любовь Швабрина своеобразна. Испытывая чувство к героине, он нелестно отзывается о матери Марии. И Маша опасается Швабрина из-за его коварство и наглости.

    Главные Пушкинские герои раскрывают свои характеры, прежде всего по отношению к Пугачёвскому бунту.

    Гринёв до конца остаётся офицером. Воспитанный в офицерский семье, он не роняет своей чести и достоинства в трудное время. Верен своей­­ ­ Отчизне, присяге и воинскому долгу. Он считает, что, молодой офицер, нарушивший присягу – преступник.

    Швабрин же был лишён этих высоких принципов и стал сторонником бунтаря не из-за идейных убеждений, а из корыстных целей.

    В сочинении рассмотрены два ключевых персонажа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Речь пойдет о Петре Андреевиче Гриневе и Алексее Ивановиче Швабрине.

    Чем схожи и чем различны эти герои? Как проявились их нравственные качества в неспокойные времена пугачевского восстания? Разделяет ли автор чью-либо жизненную позицию? Хочется найти ответы на эти вопросы.

    Оба молодых человека из дворянских семей, следовательно, получили недурное воспитание. Оба не по своей воле попадают в Белогорскую крепость - место основных событий повести. Однако на этом, пожалуй, все сходства между ними заканчиваются.

    Повествование идет от лица Петра Гринева. С первых же страниц произведения он представляется нам человеком, хотя и явно неопытным в силу возраста, но, безусловно, совестливым. Не без нотки сочувствия вспоминает Петруша своего учителя - француза, которого отец мальчика прогнал со двора за непотребное поведение.

    Характер юного героя раскрывается с каждой новой историей, участником которой он становится. Его мерилом справедливости является совесть. Петр понимает, что попал в сомнительную авантюру с бильярдным долгом, но отступать неловко. Стыдно ему и перед старым дядькой Савельичем, который печется о нем, как родном внуке, переживая за каждое его необдуманное движение. Гринев совсем не богат, но в вопросах чести для него нет компромиссов. Не имея лишних денег, он в благодарность за помощь в дороге отдает случайному проводнику свой полушубок (о, сколько раз тема этого полушубка еще поднимется в повествовании!), невзирая на протест верного слуги. Все это уже характеризует юношу как человека весьма высоких нравственных качеств.

    Прибыв в Белогорскую крепость к месту службы, Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, сосланным туда за дерзкое убийство на дуэли. Поначалу молодые офицеры ладят между собой, но понемногу в их отношениях появляется трещина, которая разрастается на почве непримиримо разных мировоззрений. С самого начала их знакомства Швабрин весьма дурно и насмешливо отзывается о семействе капитана Миронова, в которое он давно вхож - что само по себе чести ему не делает. Вскоре выясняется, что гнусности эти беспочвенны, зато открывается новое обстоятельство: оказывается, разжалованный офицер сватался к Марье Ивановне, капитанской дочке, - и получил отказ.

    К тому моменту между Гриневым и Машенькой уже вспыхивают взаимные чувства, что становится поводом для выяснения отношений между соперниками. Происходит дуэль, Гринев ранен. После выздоровления Швабрин извиняется перед Петром за свою несдержанность, и тот искренне прощает противника: «в клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». Очень показательный момент поведения героя в момент его превосходства! Петр Андреевич щадит чувства даже не вполне приятного ему человека, уважая за ним право на ошибку. У юноши нет желания утвердиться за счет чужого унижения.

    Далее выясняется, что родителям Петра было отправлено письмо, в котором сообщается о произошедшей дуэли. Очевидно, что никакими добрыми побуждениями это не могло быть продиктовано, и стоит за этим снова Алексей Иванович Швабрин - человек, просивший прощения у Гринева и за сам поединок, и за нанесенную им рану.

    Белогорской крепости суждено было быть взятой союзниками Пугачева под его предводительством. Героически погибли ее капитан Иван Кузмич - отец Машеньки, и комендант Иван Игнатьич, отказавшиеся присягать самозванцу. И вдруг в толпе пугачевских старшин Гринев, готовящийся пойти на виселицу по стопам своих товарищей, видит Швабрина. Завистливый предатель явно воспользовался бы моментом, чтоб избавиться от былого соперника, но появление Савельича, с готовностью предлагающего свою жизнь за спасение Петра, все меняет: Пугачев милует юношу.

    Его снова приводят к самозванцу и ставят перед ним на колени, ожидая, что он поцелует его руку. Но Петр Андреевич, чья жизнь еще минуту назад висела на волоске, отказывается: «…я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Мне кажется, и в этой, и в последующих ситуациях, где Пугачев решает его судьбу, проявляется некоторое сходство между отважным юношей и дерзким атаманом: оба они - люди чести и слова. Другой вопрос, что понятия о чести у них разные.

    В полной мере проявляется различие между Швабриным и Гриневым в контексте их взаимоотношений с Марьей Ивановной. Петр ценой своей жизни и доброго имени спасает любимую в самых неблагоприятных обстоятельствах. Он по-прежнему опасно искренен с мятежным атаманом, что спасает уже не только его самого, но и Машеньку. Швабрин же в очередной раз проявляет свою подлую натуру, силой удерживая Машу в крепости, пытаясь вынудить ее выйти за него замуж. О любви там речи, по всей видимости, и не было, а с появлением юного соперника обида уязвленному его самолюбию разрослась до воистину чудовищной ненависти, и жизнь девушки становится для Алексея Ивановича не более чем разменной монетой.

    И снова, снова! - когда Петр Андреевич, уже спасший Марью Ивановну, увозит ее из крепости, получив «благословение» Пугачева, он видит Швабрина. «Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом…»

    Конечно, в реальной жизни нет стопроцентных злодеев и героев. Добро восторжествовало, зло - повержено. И знаменитое «береги честь смолоду» вновь показывает, что, несмотря на иные обстоятельства, спасти жизнь и в прямом, и в переносном смысле слова проще, живя по законам совести. Судьба предателя Швабрина так и осталась незавидной, несмотря на все его попытки спасти свою жизнь любой ценой. Гринев так же ретиво спасал свою душу от предательства и позора. Итог борьбы обоих героев нам известен.

    Что до позиции автора, то, на мой взгляд, вариантов немного: Пушкин всецело на стороне храброго юноши. Когда роковые обстоятельства не оставили иного выбора, и сам Александр Сергеевич оказался на дуэли, защищая честь любимой жены.

    Работая над архивными материалами Пугачевского восстания, А.С. Пушкин обнаружил документы о некоем офицере Швандиче, служившем в одной из отдаленных крепостей. Когда крепость была захвачена, он перешел на сторону Пугачева.

    Пушкин имел высокое представление о чести и долге. Поэтому поэта поразил поступок Швандича-дворянина, и, пытаясь объяснить его поведение, он создает образы Гринева и Швабрина. Итак, два главных героя повести, как и Швандич, оказываются в крепости, захваченной Пугачевым. Но в этой ситуации они проявляют себя по-разному. В чем причина? Ответ на этот вопрос А.С. Пушкин дает еще в эпиграфе повести: «Береги честь смолоду». У Швабрина и Гринева разные представления о долге, о чести и о других нравственных категориях. Причем понятия эти, жизненные идеалы сформировались у них «смолоду», а сейчас, в экстремальных ситуациях, проявились. Автор сравнивает этих двух молодых офицеров, ставя их в одинаковое положение, сталкивая между собой и с одними и теми же людьми.

    Петр и Алексей - люди одного положения и, казалось бы, должны иметь сходные представления о жизни. Но один из героев Пушкина оказался благородным человеком, а другой - подлым предателем и трусом.

    Попробуем вслед за писателем проанализировать историю благородства первого и предательства второго.

    Гринев вырос, и родители посылают сына служить. Направляют его не в Петербург, не в Оренбург, а в далекую, забытую всеми крепость под командованием капитана Миронова (он должен был воспитать в себе мужество и стойкость).

    Швабрин же послан в крепость отбывать свой срок. Его не волнует ни служба, ни положение в стране, ни семейные традиции (о них и не упоминается). Он послан сюда в наказание за убийство на дуэли человека. В этом тихом и славном местечке Алексей Иванович скучает, а потому ищет развлечений: сочиняет сатиры на коменданта и комендантшу, сватается к Маше. Встретив Гринева, молодого и образованного, он пытается втянуть офицера в свой образ жизни и мыслей. Вначале это у него получается, но вскоре, лучше узнав окружающих, Петруша понял, что комендант и его жена - добрые и милые люди, Маша - замечательная девушка и совсем не такая, как рассказывал его друг. В Швабрине нет чувства чести. Оскорбленный отказом Маши Мироновой выйти за него замуж, он мстит ей клеветой.

    Дворянин, мужчина не имеет права унижать женщину. Если молодой человек смог совершить такой низкий поступок, то он не мужчина, а подлец. Итак, ложь раскрыта, но Алексей все-таки стоит на своем, хочет поссорить Петрушу с Машей. Не вынесший всего этого, Гринев вызывает оскорбителя на дуэль. На ней Алексей Иванович еще раз демонстрирует всю низость своей сущности (когда Петр Гринев отвернулся на зов Савельича, Швабрин напал на него и нанес удар). Но и этого мало, Алексей все равно стоит на своем. Он пишет анонимное письмо старику Гриневу о его сыне, искажая сущность поступков Петра.

    Дуэль потрясла жителей крепости. Но вскоре они получают роковое известие, более ужасающее, чем прежде. На крепость должно совершиться нападение так называемого войска во главе с Емельяном Пугачевым. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. На военном совете, созванном капитаном Мироновым, не слышно голоса Швабрина, а Петр уже беспокоится за Машу: как ее спасти, куда спрятать. В отличие от Алексея Ивановича Петр Андреевич стремится выполнить заветы отца, свой офицерский долг. Во время обороны Белогорской крепости на предложение Пугачева перейти к нему на службу Гринев отвечает решительным отказом, несмотря на то, что только что погибли комендант и его помощник, а он так молод и хочет жить. Его прямота и искренность понравились Пугачеву, а поступок Швабрина мерзок и унизителен, так как предателей не любят нигде.

    В лице Швабрина показан типичный представитель гвардейского офицерства екатерининского времени. Алексей, как офицер гвардии, видит в себе человека, которому все дозволено. Мы мало знаем о его прошлом: карьера сломана, надежд на возвращение в Петербург нет. В этих обстоятельствах переход его на сторону Пугачева можно рассматривать как возможность перемены. Выбор делается между изменой присяге и неминуемой виселицей в случае отказа. Алексей Иванович глубоко презирает народ, ненавидит, боится Емельяна Пугачева, цели восстания ему чужды. Петр видит в происходящем «бунт бессмысленный и беспощадный», но долг и честь для Гринева превыше всего. А Пугачев - разбойник настолько талантливый, что смог поднять за собой народ, смог правильно понять двух главных героев. Даже сама человечность, общительность и искренность связывают Петра и Емельяна. Они стали близки, и Пугачев даже помогает Гриневу в его личных делах, тогда когда Швабрин - лишь подданный Пугачева. А предводитель народного восстания обладает незаурядным, народным умом, и он сумел разобраться, хотя по своим критериям, кто достоин уважения, а кто нет.

    Восстание разбито. Новое испытание для героев. Гринев в армии, но внезапно арестован по доносу Швабрина. Алексей Иванович верен себе - жизнь превыше всего: долга, совести, чести. А Петр Андреевич мог оправдаться, но лишь упомянув имя Маши. Он дворянин, любит Машу и не принесет ей ни позора, ни неприятностей.

    Итак, мы проследили путь благородства и предательства. «Береги честь смолоду», - гласит народная пословица, и лишь тогда можно сохранить ее до седых волос. Такой человек, как Швабрин, вызывает отрицательное отношение к себе у автора и читателя, а такой, как Гринев, - уважение.

    Писатель заставляет своих героев пройти через испытания сражений, риска и любви. Автор не всегда соглашается с Гриневым, но наделяет его добрыми, порядочными родителями, милой женой, уважением окружающих, даже Пугачева. Общение Петра Андреевича с Пугачевым писатель объясняет, понимает. А об Алексее мало что известно, он «одинокий воин», рыскающий за добычей и поджимающий хвост. Справедливость восторжествовала; Гринев освобожден, Швабрин - наказан. А Пушкин сделал своего героя повествователем, отдавая должное его объективности.

    Подробности

    Готовимся к сочинению

    Гринёв и Швабрин
    (сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

    Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

    1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
    2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

    Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

    • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
    • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
    • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
    • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

    Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

    1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

    Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

    1. оба офицеры
    2. оба молоды
    3. оба любят Марью Ивановну

    Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

    1. знакомство Гринёва и Швабрина
    2. их разговоры о Маше
    3. дуэль
    4. взятие Белогорской крепости
    5. спасение Маши Мироновой
    6. арест и допрос

    Сравните героев по следующему плану:

    1. Воспитание и образование.

      Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

      Швабрин получил столичное воспитание и образование.

      Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

    2. Отношение к воинскому долгу.

      Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

    3. Отношение к Маше Мироновой.

      Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

      глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

      Комментарий.

      Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

      Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

      Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

      Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

    4. Отношение к людям.
      • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
      • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
      • В каких эпизодах это проявляется?
      • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
      • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

    Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

    План

    I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
    Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

    II. Гринев и Швабрин.

    1. Общее в героях.
    2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
      а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
      б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
      в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
      г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
      д) Отношение автора к своим героям.

    III. Заключение. Нравственные уроки повести.

    Речевая подготовка.

    Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

    Выбираем эпиграф

    Честь дороже жизни.
    Ф. Шиллер

    Я всякую беду согласен перенесть,
    Но я не соглашусь,
    Чтоб пострадала честь.
    П. Корнель

    Мнение критика

    «Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )