Open
Close

Что такое кощей бессмертный. Кто такой Кощей бессмертный

Ну что же, дорогие читатели «Ликбеза», День защиты детей на дворе, поэтому предлагаю сегодня для рассмотрения вопрос почти что детский – как правильно писать имя сказочного персонажа, или ?

Для начала вспомним, как водится, историю с биографией: « или Кощей Бессмертный , в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. В русских сказках Кощей уносит героиню на край света в своё жилище, та выпытывает, где скрыта его смерть; передаёт тайну своему герою-избавителю, который добывает смерть, и Кощей погибает».

У Пушкина, если помните, имя этого персонажа пишется через а – : “...Там царь Кащей над златом чахнет...”. Этот мифологический персонаж есть у всех восточных славян: наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, царь, оборотень и чародей, похититель красавиц, моривший их голодом и т.д.

История происхождения и написания имения этого скупого старикана остается во многом неясной.

По одной гипотезе, писать следует – от кошт , кость , “костлявый”. Еще Кощея можно связать с глаголом костенеть – замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение: «Кощей – похититель красной девицы-солнца, олицетворяет собой зимние тучи, из-за которых земля костенеет, цепенеет, замерзает». Под действием кощеевых козней герои сказок превращаются в камень, дерево, лед – окостеневают. Отсюда же русское "кощун", "колдун", "кощуны творить".

По другой гипотезе, писать следует – от касть – костить или костерить (бранить). Интересно, что славянское “костить” означает не просто “поносить, хулить”, но и “портить, наносить вред”. Между прочим, такой смысл сохранился и в слове “пакость” – причиненный кому-либо умышленный вред. Действительно, во всех сказках этот старый скряга только и делает, что “костит” - творит пакости положительным героям.



Есть и ещё одна гипотеза, толкующая смысл имени Кощей: оно считается заимствованием из тюркских языков периода ранних славяно-тюркских связей и соотносится с тюркским словом кошчи - “пленник”. Эта гипотеза в качестве единственной представлена в энциклопедическом словаре “Мифы народов мира».

Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?

– (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
– 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.

Однако же, можно писать и Кащей – ведь после прочтения этого «Ликбеза» вы наверняка заметили разницу между злокозненным пакостным старикашкой – Кащеем и Кощеем – костлявым скрягой.

За помощь спасибо книге «Образы восточнославянской волшебной сказки» Н. Новикова.

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… - рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

На станции показывали фильм бесплатно… - говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» - и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… - рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» - в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… - говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… - рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе - смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.

Версия-предсказание профессора Гарина

Согласно сказке о Кощее Бессмертном, смерть Кощеева - на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет.

Опуская культурно-мифологическое значение атрибутов смерти сказочного персонажа и его персональную специфику или национальную принадлежность, осмелюсь оспорить сказочную версию об игле и дубе, хотя символ иглы как орудия порчи или уничтожения чрезвычайно многогранен.

Главной иглой в наши времена стала информация, точнее - средства ее распространения. Если хотите, последнего из длинной вереницы кощеев уничтожил Интернет: первые протесты на Украине начались после призыва журналиста Мустафы Найема в социальной сети Facebook. Эта же и иные социальные сети обеспечили выход на киевский Майдан миллиона украинцев. Результат - хорошо известен и далеко не единичен: в свержении Мубарака и Каддафи неубиенные социальные сети сыграли аналогичную роль.

Я слабо верю в подковерные интриги, дворцовые перевороты (даже при отсутствии дворцов) или в допотопные версии Брутов, но отдаю себе отчет в невозможности в наши времена спрятать иглу от народа при наличии десятков миллионов компьютеров даже при ошеломляющих расходах на охранительные веб-бригады или массовое зомби-шоу.

Поэтому у меня нет сомнений в том, что смерть Кощеева - на конце иглы, та игла в виртуале, тот виртуал в мониторе, тот монитор в компьютере, тот компьютер в каждом доме, а дома расположены в городах и весях страны, которую не сберег очередной Кощей. Кощей это понимает, поэтому доступ к игле будет сильно ограничен и средств на это ограничение не будут жалеть...

Рецензии

В условиях Интернета трудно сохранить неудобную для озвучивания информацию. Разве только зомбированный верен пропаганде телеэкрана. Думаю, такие и не посещают страницы свободных интернет-журналов. Зачем, если для них вся правда в теленовостях. Но диванные патриоты это не весь народ.
Согласна с вами, уважаемый Игорь - Интернет в свободном доступе обладает невероятной силой, и ограничение Интернет свобод может привести к массовым протестам. А где протесты, там и шатка власть.

Все авторитарные режимы - это попытка остановить или заморозить время. Кощеи не понимают, что это легко было делать в первобытности или древнем Египте, но все труднее и труднее в наши дни. Конечно, до сих пор существует КНДР, но даже там, насколько мне известно, начались - пусть незначительные, - но глубинные, пока не выходящие на поверхность, подвижки. Когда приходит час "х", а он приходит неотвратимо, еще никому и никогда не удалось противостоять времени, хотя власти это всегда выгоднее, чем народу.
С Новым годом, дорогая Даная! Здоровья и счастья!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Откуда происходит имя Кощея? Каковы связи сказочного персонажа со славянской мифологией?

Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных - змей или лягушек. Его богатства были неисчислимы, его царство было царством тьмы и смерти, и мало кто из его врагов оставался в живых. А те герои, которым все-таки удавалось победить Кощея, практически никогда не действовали в одиночку. Всегда находились другие маги, волшебные звери или люди, которые помогали одолеть Кощея, но не в честной битве, а с помощью волшбы. В честном поединке победить Кощея было невозможно - ведь недаром его называли Бессмертным.

Сказки описывают Кощея как высокого высохшего старика, а порой и вовсе как скелет. И уже сам вид его явственно свидетельствует о том, что Кощей был существом темным, связанным со смертью. Об этом же говорят сказочные присловья, которыми описывается его появление: "Кощей на что ни взглянет - все вянет, Кощей на скот - скот дохнет, Кощей на траву - трава сохнет". Конь Кощея тоже выглядел как скелет и олицетворял собой мор домашнего скота. Сам Кощей был увенчан короной и вооружен мечом, что говорит о нем как о царе и воине. Кроме того, в сказках он рисуется как обладатель несметных богатств. О богатстве Кощея говорит и его имя. В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым".

Впрочем, относительно этимологии имени Кощея существует немало версий. Кто-то говорит, что не надо мудрствовать и следует обратиться к самому простому варианту, согласно которому имя Кощей тесно связано со словом "кость" и отражает внешний облик этого демонического персонажа. Кто-то считает, что этимология Кощеева имени тесно связана со словом, которое все реже встречается в современном русском языке - словом "костить", то есть ругать, бранить.

Кто-то считает, что нужно обратиться к историческим корням имени Кощей. И тогда оказывается, что в XII веке слово "кощей" означало раба, пленника. Подтверждение тому можно найти в памятнике древнерусской литературы - в "Слове о полку Игореве". Там князь Игорь, попав в плен к половецкому хану Кончаку, садится "в седло кощеево". Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор "Слова" говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане (а резанью называли мелкую монету).

Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой (обычно Иван-Царевич) находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип - это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками - махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо - переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами.

Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например.

Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей - сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось (собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться).

Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.

В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших? Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его - нет. Не исключено, что жителей там как раз и не было - были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых.

Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок (она называется "Марья Моревна") Кощей погибает из-за коня - от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой. Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью.

Противостояние змеи и коня - древний и распространенный сюжет. Змея - олицетворение тьмы, конь - олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея. Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре - еще один огненный, солнечный знак.

Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея - достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц - в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо - это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца. Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще. То есть, пускаясь в погоню за яйцом и отправляясь на поиски к океану, главный герой, сражающийся с Кощеем, идет в какое-то особенное измерение, к истокам мироздания, чтобы победить то, что олицетворяет собой Кощей - смерть. И делается это все ради спасения невесты, то есть ради любви.

Самому Кощею в любви катастрофически не везло. Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак - не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей (как в сказке "Царевна-змея"), лягушек (безумно популярная сказка "Царевна-лягушка") и других несимпатичных животных.

В общем, в любви Кощею не везло. Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло. Некоторые считают, что сказочный образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу. Имя Чернобога упоминается в ряде летописей, но уже после принятия Русью христианства. Его, если верить дошедшей до наших дней информации, называли еще и Кощеем, или Черным змеем, а повелевал он умершими и царством тьмы, также был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

Откровенно говоря, рассуждать о древнеславянской мифологии и верованиях очень сложно. Письменных источников не осталось. Борьба с язычеством, которая началась на Руси после принятия христианства, привела к тому, что знания о славянских божествах практически не сохранились. Правда, славянские божества умудрились "прорасти" в христианских святых, что само по себе забавно. Так, бог Велес, покровитель скотоводства, сросся со святым Власием (тут помогло и созвучие имен, и то, что Власию приписывали умение управлять животными). Образ Перуна-громовержца частично соединился с образом пророка Илии (об этом говорит поверье о том, что когда гром гремит, то это Илья-пророк на своей колеснице по небу разъезжает).

Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина (если по старому стилю). Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали. Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать.

Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Его называли Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать". А все Кощей Бессмертный виноват - это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом.

Впоследствии образ Кощея трансформировался, стал не таким пугающим. Во многом это заслуга кинематографа, снимавшего детские сказки. После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным. Эту же традицию продолжили другие прекрасные артисты, такие как Александр Филиппенко и Олег Табаков.

В иностранных фильмах и комиксах Кощей по-прежнему страшный: как один из персонажей он мелькает в американском комиксе "Хеллбой" (Hellboy) и в британском сериале "Доктор Кто" (Doctor Who). Ну и, само собой, страшным Кощей остается в самих сказках, которые читают детям на ночь. Там он по-прежнему могущественное олицетворение зла, которое, впрочем, неизменно терпит поражение со стороны сил добра.