Open
Close

Макошь — славянская богиня вселенской судьбы. Венера – утренняя и вечерняя звезда Славянская мифология макошь

Мокошь (Макошь) — женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага.

В её ведении находилось прядение. Мокошь — единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств. Сопоставлялась с богиней плодородия скифов-землепашцев и женским божеством трипольской культуры[источник не указан 342 дня]. Считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу (священный день Мокоши[источник не указан 342 дня]). Её соотносят с греческими богинями судьбы Мойрами, прядущими нити жизни, и германскими «пряхами судьбы» — Норнами). Имела связь с Рожаницами, Суденицами, Долей и Недолей (они считались её помощницами). Мокошь, как богиня плодородия, мать урожаев, имела 12 годовых праздников; изображалась с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили ещё в XIX веке на народных праздниках. Память о Мокоши на Украине и на севере России хранилась до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср. имя Мокошь).

Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё палеолитического происхождения, богини-матери, которая известна как палеолитическая Венера. Древнейшая богиня была подательницей жизни. Имеет огромные груди, выделены живот и бедра. Руки, ноги, лицо — едва намечены. По мнению академика Б.А.Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Идол Мокоши располагался в центре поселковых языческих святилищ с меньшими женскими идолами (Рожаницами, Суденицами, Долей, Недолей)

Мокошь упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества. «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает:

«Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся».

«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници»
(«Слово о мздоимании» по списку XVI века).

Единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде — Мокос, Мокош). Именем Мокос могли называть и бога Велеса.

«Мамаи же царь… нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета.»
(«Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского» в изложении Срезневского).

В «Слове об идолах» XV века сохранилась запись о богине Макоши:

«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…».

Здесь же она сравнивается с Гекатой (Скатия, Екатия) — греческой богиней благосостояния:

«Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…».

Дольше всего воспоминания о Макоши (Мокоши) сохранялись на Русском Севере. В процессе христианизации ее образ слился с образом Параскевы Пятницы. Впрочем, в быличках Макошь может выступать и под собственным именем.

В мифе Макошь приходит к пряхе, которая работает в пятницу. Однако девушка вовремя догадывается, что перед ней Макошь. Когда богиня дает задание напрясть сорок веретен до рассвета, девушка берет моток ниток и наматывает их на веретена. Вернувшись, Макошь удивляется находчивости девушки и разламывает веретена, чтобы показать, чтобы случилось с пряхой, если бы она не справилась с заданием.

Многие черты Мокоши вобрал в себя образ всенародно почитавшейся святой Параскевы (Параскева по-гречески — «пятница» либо «подготовка»: священным днем Мокоши, как и Фрейи, Венеры и прочих женских божеств европейских народов, была именно пятница — вероятно, отсюда и эта путаница), христианской мученицы, погибшей при императоре Диоклетиане. Статуи св. Параскевы (Прасковьи) ставились у колодцев и водоемов (несмотря на то, что в православной традиции не принято делать скульптурные изображения святых); со дня 28 октября, посвященного св. Параскеве, женщины начинали мять лен (мы уже видели, что Мокошь была связана как с водой, так и с прядением). Параскеву называли «бабьей святой», она, как считалось, покровительствовала матерям и незамужним девушкам («Матушка Парасковея, отдай замуж поскорее», — обращались к ней). По пятницам не разрешалось прясть и ткать; некоторые женщины, почитавшие св. Параскеву/Мокошь (в тех регионах, где память о ней сохранилась), «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь, разумеется, негативно относилась к смешению христианских и языческих обрядов; так, в Стоглаве все суеверия, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими». В украинских обрядах Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, ходившая по деревням (что называлось «водить Пятницу» по селам).

Макошь - богиня судьбы и чародейства, Великая Мать у древних славян. Она способна как даровать счастливую судьбу, так и наказать лишениями и неудачами. Узнайте, как задобрить требовательную славянскую богиню и наладить свою жизнь к лучшему.

В статье:

Макошь - богиня судьбы и чародейства

Макошь - богиня, почитаемая древними славянами как покровительница семейного очага, однако к огню она отношения не имеет – под семейным очагом в старину часто подразумевали счастье. Отвечала она и за плодородие, ведь хороший урожай и в старину, как и сейчас, считали неотъемлемыми элементами счастья.

Особым почетом она пользовалась среди женщин, как богиня семейного счастья, женского колдовства, материнства и рукоделия. Макошь - заступница хозяек, матерей, жен. Она покровительствует традиционным женским занятиям, особенно прядению.

Богиня Макошь - Великая Ткачиха, в руках которой сосредоточены нити жизней всех живущих людей и даже богов славянского пантеона. На полотне мира из этих нитей она сплетает замысловатые узоры, в которых неспособны найти суть даже боги. В любой момент она может полностью изменить картину мира или оборвать одну из нитей ради забавы, но никогда так не делает. Славянская богиня Макошь считалась богиней судьбы. К ней нередко обращались для того, чтобы наладить свою жизнь.

Макошь не в одиночку занимается плетением судеб мира. Ей помогают две сестры - Доля и Недоля . Когда Макошь прядет очередную часть мироздания, они по очереди касаются нитей полотна. Так определяются периоды жизни людей и даже целые судьбы. От Доли и Недоли зависят удачливость, доход и, в целом, счастье людей. Макошь часто сравнивают с Норнами и Мойрами из греческого пантеона. Своими нитями она связывает каждого человека с хорошими и плохими его поступками, а затем решает его судьбу. Выбор у человека все же остается, однако богиня создает основу, главную нить кружева его жизни.

Макошь - явный женский архетип создателя мира, Великой Матери, мужским выступает Сварог, супругой которого она является. Это образ Земли, из которой появляется жизнь. Есть такое устойчивое выражение - Мать Сыра Земля. Из нее появляется жизнь, в нее же она и уходит со временем. Поэтому Макошь считают еще богиней материнства. Мокошь - исключительный образ среди женских божеств славян. Она стала единственной женской богиней в пантеоне князя Владимира, а кумир Макоши был единственным женским кумиром на главном киевском капище рядом с кумирами Перуна и других богов.

Кроме этого, Макошь у славян считалась покровительницей чародейства, особенно женского. Гадания и колдовство находятся в ее ведении, особенно это касается создания наузов. Эта богиня была также покровительницей священных колодцев и родников. Требы ей приносили именно в таких источниках воды, бросая пряжу, шерсть и ткани в колодец. Идолы этой богини стояли практически на каждом колодце. Макошь также покровительствует местам силы, совершенно любым, вне зависимости от их степени вредоносности или полезности для человека.

Поскольку Макошь богиня не только магии, но и судьбы, ей доступны знания обо всех прошлых воплощениях людей, а также о тех, прожить которые им еще предстоит. Перекрестки между мирами и двери в иные миры также находятся в ее ведении. Если вас интересуют тайные знания, вы можете попросить Макошь стать вашей покровительницей.

Если сравнить Макошь с богиней Ладой, ее образ глубже с точки зрения эзотерики. Ее представляли как красивую женщину в возрасте, иногда с рогами или рогом изобилия в руках. Эта красота была именно женской, а не девичьей. Макоши соответствует серебро, лунный камень и горный хрусталь. Ее стихии - земля и вода. Макошь покровительствует Чертогу Лебедя в славянском гороскопе.

Вестники Макоши - пауки, пчелы и муравьи, то есть животные, которые практически всю свою жизнь проводят в трудах. Есть немало примет о пауках, которые произошли из веры в то, что они являются посланниками одной из самых почитаемых богинь. Убивать пауков нельзя, очень плохая примета - к неудачам.

Образ этой славянской богини далек от всепрощающей Богородицы. Она не любит всех своих детей без исключения. Мокошь отворачивает свой лик от людей, которые опустили руки, потеряли надежду, устали от жизни. Она покровительствует только тем, кто силен духом и способен побороться за свое счастье. К тем, кто не изменяет своей мечте, она посылает богиню удачи Сречу. Если человек разочаровал требовательную богиню судьбы, его постоянными спутниками становятся Несреча, Нелегкая и Лихо Одноглазое.

Кроме этого, Макошь следит за выполнением традиций людьми. Она обязательно наградит удачей и легкой судьбой человека, который следует старинным заветам предков. Тех же, кто забыл славянские традиции, богиня наказывает неудачами и дарует им тяжелую судьбу.

День Макоши - праздник древних славян

День Макоши - пятница, если иметь в виду дни недели, а не единственный день году, который посвящен этой богине. Делать обереги с символом Макоши рекомендуется именно в пятницу, на растущей луне или в полнолуние. С переходом к христианству ее начали отождествлять с православной Святой Параскевой-Пятницей , возможно, присвоение пятнице статуса дня Макоши связано с этим.

По старинным поверьям, в пятницу нельзя заниматься рукоделием, особенно шить и прясть. По христианским источникам, Святая Параскева-Пятница может явиться нарушительницам, исколотая иглами женщин, которые решили нарушить правило.

Сохранились также сведения о том, что чествовали Макошь еще каждое полнолуние. Однако, по некоторым источникам, особым днем для ее почитателей считается первое майское полнолуние, а иногда и последнее апрельское.

Кроме этого, днем Макоши считают 26 октября. Именно в этот день наши предки приносили требы к идолам этой богини или бросали в колодец пряжу или нитки. Вы также можете почтить богиню таким образом. А вот заниматься домашними делами не стоит, она может обидеться на несоблюдение старинных традиций. Нельзя рукодельничать, стирать, а также купать детей. В старину вокруг осиновых кумиров Макоши в ее день водили хороводы из двух кругов - внешнее крутилось по часовой стрелке, внутреннее - против.

Старинный ритуал - обряд богине Макоши, или что надо делать, чтобы исправить судьбу


Макошь - богиня судьбы и чародейства, поэтому обращенные к ней обрядовые действия для облегчения жизненного пути будут особенно эффективными.
Этот ритуал или обряд, посвященный богине Макоши станет лучшим ответом на вопрос о том, что надо делать, чтобы избавиться от всего дурного и привлечь то, чего вы желаете.

Для обряда потребуется три клубка натуральной шерсти белого, красного и черного цветов. Запаситесь свежим куриным яйцом и молоком. Продукты лучше брать натуральные, купить их можно в деревне. Нужны также чистое блюдце, спички и любая свеча. Лучше всего проводить этот ритуал на природе, в идеале - возле любого естественного источника воды. Но если такой возможности у вас нет, занимайтесь этим дома, но только возле открытого окна. Лучшее время для такого колдовства - полнолуние. Проговаривать тексты лучше громко, четко и внятно.

Сначала следует , причиной которому послужили другие люди. Зажгите свечу. Катайте по блюдцу яйцо левой рукой и семь раз говорите так:

Яйцо кручу, верчу по блюдцу раскачу,всё плохое с себя соберу в яйцо заключу, с себя сорву.

При этом нужно представлять, как ваш негатив уходит в яйцо. Когда закончите, разбейте его о центр блюдца с такими словами:

Яйцо разбиваю, всё плохое разрушаю, Кощея побеждаю!

Если яйцо выглядит так, как ему полагается, проклятия, на вас и не было. Но если в яйце обнаружилась кровь, гниль или иное, чего там быть не должно, явно присутствует сильный негатив. Возможно, он не вышел до конца, и им придется заниматься в ближайшее время.

Затем водите над молоком левой рукой по часовой стрелке и три раза читайте:

Молоко жизнь омолодит, радость принесет, жизнь вернет, счастья и удачу, во Славу вашу Божью пью!

Молоко нужно выпить полностью, поэтому стакан лучше подбирать такого объема, который вы сможете осилить. После этого нужно начитать на нитки. Слова произносятся на каждый узелок, по три раза. Начинайте с белой нитки, отрывать ее от клубка можно только после того, как завяжете все узелки.

Слова на первый узел на белой нитке:

Макошь, Макоша, Макошенька, меня не забывай, будь рядом со мной.

На второй:

Макошь ты обо мне не забывай, судьбу счастливую плети на месяц, на два, на три вперед.

На третий:

Узел крепкий, узел богатства и удачи.

После белого клубка переходите к красному. Поступите с ним так же, начитайте на каждый узел по три раза слова, обращенные к богине, а затем отрежьте нить.

Слова на первый узел:

Судьба моя счастливая, судьба моя удачная.

На второй:

Судьба моя богатая, судьба моя прекрасная.

На третий:

Любовь и удача в делах мне повезет, день за днем и всегда.

Аналогично поступите с черной ниткой. Слова на первый узел, говорятся тоже три раза:

Вороги не рядом не близко, а далеко от меня.

На второй:

Всё плохое мне не по пути, всё плохое стороной меня обойдет.

На третий:

Все беды стороной меня обошли, обо мне забыли.

Макошь — славянская богиня вселенской судьбы

Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем.
В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название — мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая.

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня.
Макошь часто сравнивают с таким богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты), Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви). Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.



Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы. Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь.
Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным — кошка. При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам. Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами. Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош. Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках.

Кумир или идол предпочтительно делать из женских пород дерева, например, из осины. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая. Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

Мокошь (Макошь) - восточнославянская богиня. Мокошь была единственным божеством женского рода, чей идол находился в киевском капище до принятия князем Владимиром христианства.
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в совместной работе "К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа" выдвигают теорию, что Мокошь изначально была женой бога-громовержца Перуна. После измены Мокоши своему мужу с его противником (Змеем-Велесом) Перун лишает жену-изменницу божественного и супружеского статуса, ссылает её с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды. Не случайно Мокошь, отчасти лишённая божественного статуса, в "Повести временных лет" в списке богов упоминается последней, после священной собаки Симаpгла. В говорах Подмосковья известно слово "мокосья", означающее женщину лёгкого поведения. Это ещё одно свидетельство в пользу вышеописанной теории об измене Мокоши Перуну. В некоторых источниках Мокошь называется женой Велеса (Волоса), это объясняется тем, что Мокошь, низвергнутая из царства Перуна (неба) в царство Велеса (подземный мир), разделила с ним часть его функций, отвечая за плодородие, воду, скот и торговлю. Если в языческие времена самими почитаемыми в народе богами были Велес и Мокошь (Перун был богом не народа, а княжеской дружины), то после принятия христианства функции Велеса перешли к святому Николе, а функции Мокоши - к Параскеве Пятнице. Пятница была священным днём Мокоши, т.к. следовала за священным днём её мужа Перуна - четвергом.

Имя "Мокошь" В.В. Иванов и В.Н. Топоров связывают с корнем "мокрый", "мокнуть", вместе с тем отмечая и возможную связь с *mokos, "прядение". Другого мнения о толковании имени богини придерживается Б. Рыбаков в книге "Язычество древних славян", предпочитая вариант имени "Макошь" и толкуя его как "мать хорошего урожая" / "мать счастья" ("ма" - мать, "кошь" - жребий, судьба, а также мера для хранения зерна). Рыбаков сближает Макошь с греческими богинями-мойрами, прядущими линию судьбы.

Мотив прядения перешёл к преемнице Мокоши - Параскеве Пятнице: Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу (название этого обряда - "мокрида"). Паракева запрещала прясть в пятницу (священный день Мокоши): она ходила исколотая иглами и изверченная веретёнами, потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день. Также в пятницу существовал и другой запрет - на половое общение женщины с мужем (намёк на расставание Мокоши и Перуна).
На Русском Севере существовало представление о нечистом духе по имени Мокоша, которая представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, тайком стригущая овец, прядущая по ночам в избах (если над пряжей не произнесена молитва) и запрещающая прясть в праздничные дни.
Максимально сниженный образ Мокоши - это Кикимора (Шишимора). Если Мокошь была наказана огнём громовержца и низвергнута в воду, то Кикимора также обитает в сыром месте и боится огня. Также Кикимора позаимствовала у Мокоши связь с пряжей (Кикимора путает пряжу).

Экс-участница группы "Мельница" Алевтина Леонтьева в 2008 году записала песню "Мокошь". Позднее в измененном виде эта песня вошла в альбом Алевтины "Танец перехода". Далее можно послушать первоначальный вариант песни "Мокошь" и прочитать её текст.

Текст песни "Мокошь":

Только зори поднимались над лесами
Свет и славу не нашли еще славяне.
Было то начало дней
И молились словно матери своей.

Яки свет Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Копьями потомков загоняли в Днепр
Идолов свергали, лютовал князь-вепрь
Осеняли сталью и крестом
Над Воды Богиней воспылал костер.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Сквозь столетья нитями ты проросла.
Параскевной стала, Мокошью была.
Заверши поток нелегких дней!
Пятнице мы молимся своей.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Самая главная богиня - Великая Богиня жизни - Сва, Мать Времени и Вечности, Пространства и Порядка, дочь Хаоса. Она вечна и бесконечна, рождающаяся и умирающая, она неизменна и меняющаяся (ученые назвали бы ее Вселенной). Дочь Хаоса и Мать Порядка. Её сын, самый старший и главный бог небосвода - Сварог - родоначальник небесных богов, прабог, верховный владыка звезд, всевидящее око всего мира. У него есть и другие имена.В честь великого Бога Сварога (Святовита,Световита,Свантевит, Родовита) ставили великие храмы по всему славянскому миру. В руки Сварога вкладывали посох (великий странник) и большой турий рог, до краев наполненный медом (по праздникам). Прародительница Мира, единственное верховное существо, стала матерью богов. Она - дочь Хаоса и Черной Бездны. Она - Мать Порядка, ибо благодаря Сварогу у нее появилось много детей: Первый - Бог Солнца – Даждьбог Сварожичь - великий податель света (Радокош). Бог процветания, воинов, благоденствия и защиты. Вторая - Богиня Луны – Денница Свароговна, жена бога Солнца, у нее много имен (Подага, Зимцерла и т. д.). Она же богиня, ткачества и плетения. Денница берет нити жизни и, работая коклюшками (на ткацком станке), переплетает нити судьбы каждого человека, создавая полотно судьбы. В этом полотне наши дороги пересекаются между собой, и, когда на Великом полотне судьбы один узор заканчивается, Денница вплетает, в старые нити жизни, другие. У Бога Солнца и Богини Луны дети - боги времен года. Купава - богиня Лета, трав (но у некоторых славянских племен она не женщина, а мужчина - Купало, Лиго, Янко). Коляда - богиня морозов, снега, красавица Зима. Ее праздник сопровождался плясками ряженых. Лада - богиня Весны, молодости, красоты и наслаждения, покровительница нерушимости брачных союзов. Богиня любви и здоровья Молодая, ослепительно красивая женщина (ее изображали с колечком в руке). У неё венок из не увядающих цветов, добро и здоровье людям даёт, лад в семье хранит, сударушка - ладушка-белая лебёдушка (лебедь птица её). Красота Земли Русской. У нее есть дочь Леля от бога Велеса. Ладу и Лелю часто на Руси просто называли Родуницами. Овсень - бог Осени и урожая. На его праздниках поют песни: Ярило – Яровит, Радегаст, Ярь, бог тепла, плодовитости, наслаждения, брака, плотской любви, вечно юный, стремительный, буйный, предсказатель будущего (второе его имя Яровит, его символ на свадьбах жезл в виде фаллоса и щит, позолоченный с изображением лучей солнца, часто изображался с копьём). Но в тоже время вспыльчивый и не управляемый. Куда глянет – там всё родит, пшеница колосится да дитё родится. Своим копьём пронизывал сердца, распалял страсть в теле человека. По преданию, Ярило, влюбился в Мокош и долго ходил тенью за великой красавицей. Он так сильно возжелал ее, что поклялся отдать за ночь с нею свою жизнь. И Великая богиня услышала его, возлегла с ним, и отдал он ей свою любовь, а в месте с ней и свою силу, и умер. Но Великая богиня не захотела его смерти, расчленила тело его и вместе с зерном бросила в землю, окропила своими слезами, и возродился, Ярило в новом зерне. А также дети Солнца и Луны - два ребёнка родившихся в одно время - но совершенно разные! Мальчик и девочка - День и Ночь. День всегда сопровождает отца, Ночь - мать. Перун - брат Даждьбога, второй сын Сварога. Перун - верховный бог стихий, повелитель гроз, молний, грома. Грозный и величественный, носится он над землей на крылатых конях. Перун Сварожич Перун - бог воинов, оружия, а также - бог Неба. Когда-то за все это отвечал сам Сварог, но однажды полюбил красавицу землю - богиню Диву и стал проситься у Сва на землю. Но мать не пустила его. Тогда разделил Сварог свою душу на две части и одну из них наделил мудростью - так появился Перун. У Перуна несколько имен: Числобог, Перкунас, Белобог, Чернобог. У этого бога два лица: грозное и доброе. Были отдельные капицы Перуну Белобогу и Перуну Чернобогу. Чернобог помогал в мести, отмщении, убийстве; Белобог - выйти живым из любой трудной передряги, войны. По преданиям, внутреннее Я Перуна постоянно между собой воюет и неизвестно, кто победит - Чернобог или Белобог. Еще одно имя Перуна - Громовик, в его праздники зажигали восковую 16-пудовую свечу - «Громницу». Когда уходили в военные походы и поход оказывался удачным, храмам Перуна полагалась 1/3 часть от захваченной добычи. Здесь интересно то, что Сварог разделил свою душу надвое, и одна из частей души наречена Перуном. Скорее всего, это уже поздняя вставка в предание. А в первоисточнике всё же стоял сам Сварог, который спустился с небес на землю. Причём, многие досих пор Перуна не признают, как отдельного бога и считают, что это Лиш одно из имён СВАРОГА, только образ другой. Это как в церкви можно увидеть сразу несколько икон богородицы: казанская, владимировская, не рушимая стена. А она одна – для христиан. Так и СВАРОГ, имеет много имён. Дети Сварога носят его очество – Сварожичи. Перун Сварожич, Даждьбог Сварожич, Дива Свароговна, Денница Свароговна. Славяне всей земли, на примере своих богов носят отчества – Андрей Семёнович, Олег Иванович, Юрий Сергеевич, Наталья Игоревна, Татьяна Анатольевна. Если сильно человека на Руси уважали, то его просто именовали одним отчеством: Владимирович, Святославич, Михалыч, Олеговна, Сереевна, Яковлевна. Дива - богиня Земли (всей земли: песков, морей, рек, гор, лесов), богиня правды и справедливости, богиня охоты, воинов (Дивана, Дзивана). Она решает споры не только своих детей-богов, но и споры всех богов славянского царства. Богиня охотница, богиня воительница, богиня справедливости. У Перуна и Дивы (Земли) есть дети: Стрибога - бога ветров, Хорса - бога огня, Мокош - богиню воды, Велеса - бога трав и зверей. Самый старший бог - Стрибог - дядька Ветер, повелитель семи ветров, покровитель моряков и мельников. Хорс - второй сын - бог огня, огня небесного и земного. Покровитель домашнего очага, путешественников, купцов, кузнецов, бог торговли и богатства, силы, власти и хитрости. Мокош - единственная дочь богини Дивы, ласковое имя ее Мокуша - богиня воды: морей, рек, ручьев, болот, озер, дождя. Богиня счастливой судьбы, легких родов и деторождения, удачи и благополучия. Покровительница русалок, водяных, рыбаков и всех славянских женщин, богиня прядения! Хранительница домашнего очага. Домашнего скота. Хозяйка перехода из этого мира в мир другой. Богиня судьбы, ворожбы и таинств.Высоко и гордо держит голову великая Мокош, величаво, но добро смотрит она на людей. По ее слову начинается теплый дождь, по ее взгляду зацветают травы. Ее волосы рассыпаются по плечам, а в руках она держит Чашу жизни, и оплетают ее руки мудрые змеи (часто на идолах чаша заменена рогом). Коровьими рогами богиня венчана, одежда расшита речным жемчугом. Подательница жизни и вершительница судьбы. ЕЁ имена - Жива, Дана, Мока... «Княгиней гордою ступая, По водной глади ты идёшь. В своём жемчужном одеянии, Рог изобилия несёшь. Вершительница тайн и судеб, Ты нити жизни всем прядёшь. О, Мокошь – дочь Земли и Неба!»… Помогают Мокоши две богини: Лада и Леля. Идолы их ставились в храмах по бокам от идола (Капи) Мокоши. На Руси даже был праздник в честь трех богинь. Сейчас этот праздник называют Троицей (но уже в честь другого бога!). В Польше около города Килец стояло большое капище с Храмом трех богинь: Мокоши, Лады и Лели, но с приходом христианства он был разрушен, и на его месте, из его же камней был поставлен католический костел. Вообще же, у Мокоши несколько славянских имен: Жива, Жля, Мокош, Суравэл. Кроме того, считается, что Мокош прядет нити жизни, даже поговорка была: «Мокуша нити жизни прядет, а Денница из них полотно плетет!» Праздники Мокуши приходились на каждую пятницу, кроме этого, в каждом месяце есть один центральный праздник. Христианская церковь долго боролась с этими праздниками, но, устав, заменила названия, связав их с Богородицей. Храмы - Капища Мокоши стояли в Киеве, Новгороде, Ростове, Муроме, Пскове, Чернигове. Кто ни разу не слышал о знаменитой Лысой горе, что под Киевом? В Чехи, Польше, к Мокошь шли с подарками при большой нужде, с дарами и молитвами просили дождя во время засух, просили простить все обиды… Как видим не Илью пророка. И хотя Сва - Великая мать, богиня мира и мать всех богов, а Дива - богиня земли и стихий, женщинам ближе к сердцу была Мокуша - земная богиня плодородия. Она доила небесную корову и поила души умерших людей молоком вечности. У нее просили все славянские женщины защиты и счастья себе и своим детям. К ней обращались с просьбой и заклинаниями о здоровье, удаче и богатстве, потому что Мокуша была еще покровительницей ворожбы, гадания, избавления от болезни, прорицания, магии. У неё ключи от перехода в иной мир. Чаша Мокоши (рог), это Чаша Мира, через которую протекает вся жизнь, чтобы вновь в неё вернуться. Раньше, правда говорили не чаша, а чара, отсюда и название Чаровница, либо было такое слово кош. Отсюда – кошевар. Велес - покровитель скота, зверья, пахоты, хлебов на полях. Велес многолик, он может менять личину, то старец с клюкою и седой бородою, то зрелый муж со стрелами или палицей, то принять образ зверя, то птицы, то юноши со свирелью… Он бог мира нави, пастух мёртвых, открыватель путей, бог кудесников и чародеев, охотников. У Bелеса много друзей (его дитей) - лешие, домовые, Чур, Вилы и т. д. Так вот у лешего имя есть – Переплут, он дароги плутает – преплетает. На севере его мноие почитают, но не Преплутом, а лешим называют. Переплут же имя тайное, как Бер – медведь (берлога – логово БЕРА). Как Хорт – волк. У Сварога и Сва есть еще дети: Утренняя Заря и Заря Вечерняя. Они выводят и встречают крылатых коней Даждьбога. Утренея Заря – богиня войны, богиня лошадей, богиня покровительница ремёсел. Её часто в заговорах, помимо женского образа, называют красной кобылицей. У Утренней Зари от бога Хорса есть дочь - богиня Заряница, красная девица. Это звезда – Венера, она после захода солнца на небосклоне встаёт, перед восходом с небес проподает. Кроме того, у Сва есть черноокая красавица дочь - Моарена (Морена, Мара, Мора, Моржана). Есть у нее и другие имена: Ния, Смерть, Рок, Месть, Нестреча, Марь, Хмарь и др. По сказаниям, полюбила, она Перуна и захотела стать женой его, но отказал Перун, не взял на ложе свое. И разгневалась красавица, остудила злобой сердце свое. Ушла любовь из сердца красавицы, холодной и гордой стала она, холод сердца её замораживает всё живое на свете белом. А когда Перун женился на Диве и стал отцом стихий, она от ревности стала мстить, напускать на людей болезни - 12 лихоманок - лихорадок. Запирать людские души, превращая их в привидения. Бродит она от селения к селению по дорогам, раздувая зависть и злобу в сердцах людских, тушит любовь и жар в крови. Богиня ядов, смерти, предательства. Самое интерестное, что Моарена, может менять личину. То девецей обернётся, то ребёнком малым, то старухой с клюкой, может приходить в образе любимого или родственника, может предстать в любом мужском обличии. Холодно её сердце, застыла её душа. Моарена забирает тепло сердец людских, когда человек умирает, то говорят - свадьбу справил. Моарена на себе женила. Отсюда на похоронах, цветы, венки, рушники. Просто когда то похоронный обряд, справляли как свадебный, но со смертью – Моареной. Умершиму его вторую половину прихоранивали. Но Моарене достаётся только тело, душа и дух ей не подвластен. Живёт она на севере дальнем, в вечных снегах, в вечных холодах, где зимой солнца нет, а когда и там лето настаёт. И там солнце светить начинает, на земле лето наступает, то уходит спать на Буян остров, в медном столпе, в комнате, без окон у неё ложе на цепях весит. В нем она до зимы спит.