Open
Close

Музей истории религии. Государственный музей религии СПб: обзор, описание, история и интересные факты

Музей истории религии находится в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской площади по адресу Почтамтская ул., 14. После Исаакиевского собора, Эрмитажа и Русского музея с их филиалами это, пожалуй, самый интересный музей.

Когда-то он располагался в Казанском соборе и назывался «Музей истории религии и атеизма», а с 2000 г. занимает здание напротив Почтамта и называется «Музей истории религии». В нем представлена история религий от Древнего мира до наших дней. Музей очень красиво оформлен и позволяет получить много информации при самостоятельном посещении, без экскурсовода. В залах имеются интерактивные экраны для ознакомления с различными аудио- и видео-файлами и подробные пояснения ко всем экспонатам.

Вестибюль украшает гипсовая скульптура, переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Эрмитажа.

В музее представлены религии ранних цивилизаций: Месопотамии, Вавилона, Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Северного Причерноморья. Самые ранние экспонаты датируются VI в. до н.э.

В залах, посвященных иудаизму, мы увидим, как выглядит Тора и поймем, что такое свиток Торы, а также узнаем, что такое парахет и капорет.

В музее Вы узнаете о возникновении христианства, о русском православии, католицизме, протестантизме. В зале раннего христианства экспонируется напрестольное Евангелие, распятие, символ веры,

а также иконы, многие из которых были написаны Н.С. Емельяновым. (По его картонам были изготовлены мозаики В.А.Фролова, украсившие наружные стены собора Спас на крови).

В разделе «Церковь и государство» можно увидеть экспонаты, связанные с отечественной историей: картину «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны»,
блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых,
«Коронация Михаила Романова» и др.

В музее представлены работы М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных русских художников. Есть здесь и полотно нашего современника Ю.А. Рыбакова «Мираж».
В музее много портретов исторических личностей, скульптурных и живописных.
Приятно встретить среди них кого-то, кто связан с Петербургом. Густав Райнхольд Таубенхайм с 1834г. был пастором Петрикирхе (Невский пр., 22–24), преподавал в Петришуле и Николаевском институте, был директором «Евангелического библейского общества». Сейчас после долгого перерыва в Петрикирхе снова проводятся богослужения, а также концерты, в т.ч. с участием Камерного хора Смольного Собора (сейчас он называется Концертный хор Санкт-Петербурга, но слушателям больше известен под первым названием).

В разделе «Религии Востока» представлены экспонаты, отражающие многообразие религий стран Южной, Центральной и Восточной Азии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Особого внимания заслуживает зал, где представлен макет «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» (Буддийский рай), выполненный в 1904–1905 г.г. монахами Гусиноозерского и Гегетуевского монастырей Бурятии.

В зале звучит медитативная музыка, можно спокойно посидеть и поразмышлять о вечном, а можно прослушать небольшую аудиолекцию (для этого надо обратиться к смотрителю).
В разделе «Ислам» представлены предметы быта мусульман и произведения декоративно-прикладного искусства. Здесь же Вы можете увидеть макет Соборной Мечети Санкт-Петербурга. (Сама мечеть находится по адресу Кронверкский пр.,7, недалеко от ст. метро Горьковская).

В музее работает выставка «Нить молитвы сквозь века». На ней представлено русское церковное шитье из различных губерний Российской империи. В частности, здесь можно увидеть: икону «Троица Ветхозаветная»

и плащаницу из церкви министерства земледелия и госимуществ (Б.Морская 44, сейчас здесь находится Институт растениеводства им Н.И. Вавилова).
Подробную информацию о ней можно получить на интерактивном экране.

На V этаже находится зал для временных выставок:

Часы работы музея:

  • понедельник, четверг — воскресенье 10.00 – 18.00,
  • вторник 13.00 -21.00
  • выходной – среда.

Цена билета в музей истории религии

  • Взрослые – 200 руб.
  • Студенты — 80 руб.
  • Пенсионеры – 85 руб.
  • Дети до 16 лет – бесплатно

Первый понедельник месяца – день бесплатного посещения для всех категорий.

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии - один из самых известных в России и во всем мире. Был основан в 1932 году, благодаря инициативе Владимира Тан-Богоразова - языковеда и этнографа. Среди трех крупнейших музеев, посвященных данной тематике, один из которых находится в Великобритании, а другой в Тайвани, музей в Петербурге - самый старый, обладающий наибольшим фондом экспонатов. Яркие и красочные музейные экспозиции знакомят с историей основных религий, древними верованиями и обрядами. Пройдя по залам, можно совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу мира последователей религиозных течений. В каждом зале представлены культовые предметы с подробным описанием, понятным даже юным посетителям. Также, специально для детей, музей истории религии предлагает отдел «начало начал», где проходят занятия для ребят всех возрастов.

История создания музея

В 1930 году на территории Зимнего Дворца состоялась выставка, где были представлены различные культовые предметы, привезенные со всего мира, а также большое количество икон, древних рукописей, скульптур, картин и графики. Она имела потрясающий успех, такой, что было принято решение создать музей истории религии.

Санкт-Петербург в то время был окутан идеями о несовместимости церкви и научных подходов, поэтому цель музея была в том, чтобы рассказать о религии как о форме идеологии и показать развитие материалистических и атеистических взглядов. В силу этих особенностей местом расположения музея стал Казанский собор. Изначально его название звучало следующим образом - «Музей истории религии и атеизма». В 1991 году было решено возвратить здание собора Казанской Божьей матери православной церкви, а музею было отдано помещение на Почтамтской улице, где он находится и до сих пор. В это же время он сменил и свое название на текущее.

Экспозиция архаических верований и обрядов

В первых залах можно увидеть историю древних верований, где экспонаты повествуют о том, что с самого зарождения человечества люди пытались понять, как устроено мироздание, и определить в нем свое место. Конечно, наиболее непонятным событием для первобытного человека было прекращение жизни, поэтому погребальные ритуалы и предметы, с ними связанные, составляют немалую часть коллекции. Историки относят зарождение религиозных обрядов к эпохе палеолита, где неандертальцы заботятся об умерших, веря в загробную жизнь. Залы музея, благодаря специальной передают пещерную атмосферу, а на стенах с потрясающей точностью воссозданы наскальные рисунки.

Экспозиция религий Древнего мира

Следующие двери, которые открывает Государственный музей истории религии, ведут в залы, посвященные верованиям Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, минойского Крита. Здесь представлены такие экспонаты, как египетские саркофаги, погребальные маски, а также различные мелкие вылепленные предметы. Этот период стал переходным для человечества от эпохи первобытности к цивилизации.

Экспозиция религии иудеев

Для рассмотрения иудаизма можно выбрать несколько ракурсов. Музей истории религии предлагает познакомиться с экспозицией, как с библейским периодом, или как с периодом возникновения монотеизма, а также представить историю глазами евреев.

Экспозиция, посвященная христианству

В этой части музея подробно освящается история развития христианства, рассказывается об иудейских истоках, первых пророчествах, жизни Иисуса Христа, а также об истории возникновения первых церквей.

Есть залы, посвященные православию, в которых представлены такие экспонаты, как иконы, книги и храмовая утварь.

Выделены отдельно ветви христианства - католицизм и протестантизм. Об их истории возникновения и развития можно узнать, посетив соответствующие помещения с экспозициями.

Экспозиция религий Востока

Музей истории религии насчитывает большое количество экспонатов в этом разделе. Более 1000 памятников открывают религиозный мир стран Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь можно познакомиться с различными Японии и Индии.

Виртуальный музей

Для людей, у которых нет возможности приехать в Петербург, Музей истории религии предлагает совершить виртуальную экскурсию. На официальном сайте по щелчку на закладке «виртуальный музей» можно посетить выставки и экспозиции, рассмотреть коллекции, поучаствовать в дискуссиях и ознакомиться с процессом реставрации. Кроме того, образовательный портал музея ведет на несколько информационных ресурсов, а в медиатеке содержатся интересные документальные фильмы.

Открытый университет истории религий мира предлагает прослушать лекции, посвященные разным аспектам верований. О темах и датах лекций можно узнать на официальном сайте музея.

Экскурсии в Москве

Если вы житель столицы, то для ознакомления с мировыми вероучениями не обязательно посещать Петербург. Музей истории религии, конечно, сложно заменить, однако создать общее понятие и окунуться в атмосферу религиозной жизни возможно. Для этого следует посетить экскурсию под названием «Мировые религии в Москве». Экскурсовод подробно расскажет об архитектуре церквей, о роли символов, об особенностях каждого из вероучений и о многом другом. В программе - посещение мечети, евангельских христиан-баптистов, синагоги, лютеранского и католического собора. Музей истории религии в Москве - это, по сути, музей церквей, реально существующих конфессий на сегодняшний день.

Ночь музеев

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге проводится ежегодная акция под названием «Ночь в Музее». В это время все музеи распахивают двери для посетителей и предлагают посмотреть коллекции совершенно бесплатно. Кроме того, проводятся специальные представления, игры и познавательные викторины. Музей истории религии эту акцию также не обходит стороной. Во время нее он знакомит жителей и гостей северной столицы с этнической музыкой и танцами, проводит увлекательные квесты и мастер-классы, а также предлагает поучаствовать в традиционных обрядах народов мира. «Ночь музеев», как обычно, проходит в ночь с 17 на 18 мая. Детям она подарит незабываемые впечатления, которые надолго останутся в памяти.

Программы для детей

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.