Open
Close

Краткое жизнеописание ветхозаветного пророка моисея. Моисей: историческая личность или вымысел

Моше (по-русски Моисей) - лидер еврейского народа, выведший его из египетского рабства.

В еврейском народе его часто называют «Моше-рабейну» («Моше, наш учитель»).

Через Моше Всевышний на горе Синай передал евреям Тору , которая так и называется - «Торат Моше» («Тора Моисея»).

Родился в Египте 7-го Адара 2368 г. от Сотворения мира (1392 г. до н.э.).

Умер на горе Нево, на восточном берегу реки Иордан, 7 адара 2488 г. (1272 гг. до н.э.), так и не войдя в Святую землю.

Моше - младший брат пророчицы Мирьям и Аарона , родоначальника рода коэнов - первосвященников .

Рождение и детство во дворце

15 ияра закончились запасы хлеба, взятого из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1 ). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона. Но уже на рассвете 16 ияра на стан выпал ман (манна небесная) . С тех пор ман выпадал каждое утро до смерти Моше.

В тот день, когда ман выпал впервые, Моше установил (Брахот 48б; Седер адорот ).

28 ияра на стан напало войско амалекитян . Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна из колена Эфраима, а сам поднялся на холм и молился там с вознесенными к небесам руками.

Дарование Торы

Сыны Израиля подошли к горе Хорев, она же гора Синай.

Ранее на этой же горе Моше увидел горящий куст и впервые удостоился пророчества.

6 сивана 2448 г . весь пережил откровение у горы Синай.

Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, и пребывал там сорок дней.

Согласно мидрашу, Моше-рабейну за это время достиг небывалого духовного уровня.

Но, кроме него, Всевышний открылся всему народу Израиля - каждому из присутствовавших там сотен тысяч евреев.

Дарование Торы было беспрецедентным событием, и в честь него празднуется праздник Шавуот .

Через сорок дней Моше спустился с объятой огнем горы Синай, неся в руке каменные Скрижали Завета с начертанными на них 10 Заповедями .

Грех и искупление

Аарон и старейшины, вышедшие навстречу Моше, увидели, что его лицо ярко светится, но сам он этого не заметил.

В пустыне

Следуя совету своего тестя Итро, Моше назначил судей и организовал судебно-правовую систему.

Кроме этого, Моше начал ежедневное обучение сынов Израиля Торе.

Он же передал повеление Б-га возвести Мишкан - переносной Шатер Откровения , чтобы в нем постоянно пребывала Шехина - Б-жественное присутствие. (Шмот 25:8-9, 35:4-19; Раши, Шмот 35:1 ).

Строительство переносного Мишкана было поручено юному Бецалелю .

Кроме того, необходимо было приготовить все для служения в переносном Храме, включая жертвенник, Ментору и одежды для коэнов.

По воле Б-га, Моше назначил Аарона и его сыновей священнослужителями, а колено Леви - служителями Шатра (Шмот 28:1-43; Шмот раба 37:1 ).

1 Нисана 2449 года Шехина обрела постоянное пристанище на земле в Святая Святых Шатра Откровения.

Мишкан, построенный Моше в пустыне, стал прообразом Иерусалимского Храма, построенного в последствии царем Шломо (Соломоном) .

Как гласит мидраш, из-за грехов первых поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков сумели «вернуть» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви - на третий, Кеат - на второй, Амрам - на первый, а Моше возвел для Шехины постоянную обитель - Шатер Откровения (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2 ).

Во время пребывания евреев в пустыне, Всевышний обращался к Моше из Святая Святых в Шатре Откровения, обучал его Торе и передавал через него заповеди.

Через некоторое время стан евреев отправился с места в путь - к Земле Израиля.

После первого же перехода народ стал роптать и жаловаться (Бемидбар 11:1, Раши ).

Б-г повелел, чтобы в помощь Моше было избрано 70 старейшин (Бемидбар 11:16-17, 24-25 ).

Двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, начали пророчествовать в стане сынов Израиля (Бемидбар 11:26-27, Раши ). Они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю» (Санхедрин 17а; Раши, Бемидбар 11:28 ).

Ученик Моше Йеошуа бин Нун попросил: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, чтобы Б-г осенил их Своим духом!» (Бемидбар 11:28-29 ).

Когда Израиль подошел к границе Святой Земли, народ выступил с предложением послать разведчиков, чтобы «разведали нам страну и рассказали о дороге, по которой нам идти, и о городах, в которые нам вступать» (Дварим 1:20-22 ).

Было послано 12 разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, 10 разведчиков

запугали евреев и отговорили вступать в землю Израиля. Только двое, Йеошуа бин Нун и Калев, выступили в поддержку завоевания.

Люди подняли плачь, говоря: «Лучше бы мы умерли в Египте или в этой пустыне! Зачем Б-г ведет нас в эту страну?…» и «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Случилось это в ночь на 9 Ава - дата, в которую в последующей истории евреев произошли многие печальные события.

Вследствие греха разведчиков Всевышний вынес решение: это поколение не войдет в святую Землю, а будет скитаться по пустыне в течение 40 лет. И только дети вышедших из Египта войдут в землю Израиля и завоюют ее.

Бунт против Моше и Аарона поднял Корах, один из вождей левитов. Корах и его сообщники обвиняли Моше и Аарона в том, что те узурпируют власть, и что Моше распределяет все важнейшие назначения по своему усмотрению.

Тора говорит, что «земля разверзлась» под ногами вождей мятежников и поглотила их, «и вышел огонь от Б-га и пожрал двести пятьдесят сообщников Кораха» (Бемидбар 16:20-35 ).

Но на следующий день народ стал обвинять Моше и Аарона в том, что те сознательно содействовали гибели 250-ти вождей общины.

Тогда среди народа начался губительный мор. И Моше приказал Аарону воскурить благовония, «чтобы искупить их, ибо изливается ярость Б-га» (Бемидбар 17:9-11 ). Как говорит Писание, Аарон «встал между умершими и живыми» - и мор прекратился (Бемидбар 17:12-13).

Испытание с посохом и скалой

На сороковой год скитаний по пустыне умерла сестра Моше - пророчица Мирьям.

Мидраш говорит, что в заслугу Мирьям на каждой стоянке сынов Израиля оказывался источник воды. Ушла Мирьям - «ушел» и источник.

Люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их и прося воды.

Б-г повелел Моше взять посох и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля.

Моше и Аарон вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» - и он дважды ударил посохом по скале, из которой обильно хлынули потоки воды (Бемидбар 20:7-11, Рашбам и Хизкуни ).

И тогда Всевышний сказал Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12 ).

Согласно мидрашу, наказание постигло их за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было бы освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, так и нам тем более следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11-12 ). А посох следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8 ).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» - но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за этих слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой их магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8-13; Шалмей Нахум ).

Знатоки сокровенного учения указывают: если бы Моше сам ввел народ в Землю Израиля, то он построил бы Храм, который уже никогда не был бы разрушен, - но для этого весь народ Израиля должен был пребывать на уровне высочайшей праведности. А поскольку то поколение сынов Израиля не было готово к воцарению Машиаха , оно продолжило бы нарушать волю Б-га в Святой Земле точно так же, как и в пустыне. И тогда вся сила гнева Всевышнего обрушилась бы не на Храм, который не подлежал разрушению, а на согрешивший народ - до его полного истребления, не дай Б-г. И поэтому Всевышний сказал Моше: «Вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» - «не введете», ибо духовный уровень поколения не соответствует высочайшей святости этой земли (Ор ахаим,Бемидбар 20:8, Дварим 1:37; Михтав меЭлияу 2, с. 279-280 ).

Вместе с тем своими ударами по скале Моше избавил сынов Израиля от грозящего им в будущем полного истребления - ведь теперь история сложилась совершенно иначе: народ вошел в Святую Землю под предводительством Йеошуа бин Нуна, Храм построил царь Шломо, а когда чаша грехов сынов Израиля переполнилась, Б-г «уничтожил в Своем гневе бревна и камни, (из которых был возведен Храм)» (Шохер тов 79 ), - а народ был отправлен в спасительное изгнание.

Однако оставалась открытой и другая возможность: Моше мог бы действовать без всяких объективных расчетов, уповая лишь на милосердие Всевышнего. И если бы он, принимая во внимание только заслуги сынов Израиля, а не их пороки и недостатки, ограничился словами, обращенными к скале - возможно, и Всевышний подошел к грехам народа Израиля только со Своей Мерой Милосердия, а не с Мерой Суда, и народ Израиля удостоился бы вступить в Святую Землю под предводительством Моше и поселиться там навсегда (Оэль Йеошуа 2; Михтав меЭлияу 2, с. 280 ).

Завершение странствий

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарон (Ялкут Шимони, Хукат 764 ).

На рассвете Моше встретил брата у Шатра Откровения. На глазах всей общины он провел Аарона на вершину горы Ор, где тот и умер (Бемидбар 20:27 ).

Весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28-29, Таргум Йонатан ).

Через несколько месяцев еврейский народ двинулся по направлению к границам Святой Земли. 40 лет скитаний по пустыне подходили к концу.

Путь их лежал через царство Сихона, царя эморейцев. Но в ответ на просьбу пропустить их, Сихон вышел навстречу с войском. В завязавшемся сражении евреи одержали победу, и, преследуя врага, захватили их столицу и всю их страну - от реки Арнон до реки Ябок, где начинались рубежи Ога, царя Башана (Бемидбар 21:21-26; Дварим 2:18, 2:26-36; Седер олам раба 9; Ягельлибейну ).

Ог выступил им навстречу. Под предводительством Моше евреи разгромили и его войско, а затем овладели его страной (Бемидбар 21:33-35; Дварим 3:1-11; Ягельлибейну ).

Колена Реувена и Гада обратились к Моше с просьбой передать им во владение земли Сихона и Ога - восточный берег Иордана, богатый пастбищами. Моше поставил условие: если колена Реувена и Гада пойдут вместе со всем народом на завоевание Кнаана по ту сторону реки, то затем получат во восточный берег (Бемидбар 32:1-33 ).

К двум коленам присоединилась часть колена Менаше, у которой также было много стад (Рамбан, Бемидбар 32:33 ).

Моше разделил восточный берег между ними, предназначив каждому из них особый надел (Бемидбар 32:33; Дварим 3:12-16; Йеошуа 13:15-32 ).

Моше также выделил на этом берегу три города-убежища , в которых должны были скрываться совершившие неумышленное убийство (Дварим 4:41-43 ).

Перед смертью Моше

Первого швата 2488 года Моше собрал всех сыновей Израиля и стал готовить их к переходу через Иордан.

Вначале он напомнил им весь пройденный за сорок лет путь - от исхода из Египта до сего дня (Дварим 1:1-3:29 ).

В своей речи Моше дал сынам Израиля суровые наставления, предсказав, что произойдет с ними в отдаленном будущем. Вслед за этим Моше повторил еще раз все основные законам Торы (там же 4:1-28-69 ). Это обучение продолжалось день за днем в течение пяти недель - до шестого адара (Седер олам раба 10; Седер адорот ).

В то же время, с начала месяца адар Моше вновь настойчиво молил Всевышнего оставить его в живых и позволить войти в страну Кнаан (Ваикра раба 11:6 ). Причина его страстного стремления к Святой Земле заключалась в том, что многие заповеди можно выполнять только там, - а Моше старался выполнить все заповеди Торы (Сота 14а ).

Наконец, шестого адара Б-г сказал Моше: «Вот, приблизились дни твои к смерти. Призови Йеошуа - станьте в Шатре Откровения, и Я дам ему повеления» (Дварим 31:14; Седер олам раба 10; Седер адорот ).

Моше поставил Йеошуа перед всем народом и напутствовал его так, как внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22-23; Дварим 31:7-8 ). Затем Моше возвел своего ученика на трон, и пока Йеошуа говорил перед народом, Моше стоял рядом с ним (Бейт амидраш 1, 122; Оцар ишей аТанах, Моше 48 ).

Попрощавшись с коленами Израиля, Моше дал им свои благословения (Дварим 31:1, 33:1-25; Седер олам раба 10; Ибн Эзра, Дварим 31:1 ).

На протяжении 40 лет Моше записывал заповеди и отдельное разделы Торы на листах пергамента. Согласно преданию, перед смертью он сшил их в единый свиток (Гитин 60а, Раши ).

Кроме того, он оставил после себя одиннадцать написанных им псалмов (Теилим) .

Согласно одной из версий, Моше также передал народу Израиля написанную им книгу Ийова : в ней он изложил трагическую историю праведника Ийова , которая началась в день, когда перед сыновьями Израиля рассеклись воды Тростникового моря (Бава батра 14б; см. выше в гл. 5 «Исход» ).

Ближе к вечеру Творец повелел Моше подняться на Гору Нево.

На вершине горы Творец показал ему всю землю Кнаан: пророческое зрение Моше преодолело пространственные ограничения, и он смог увидеть северные и южные рубежи страны, а также далекое Средиземное море, служащее западной границей Святой Земли (Дварим 34:1-3; Сифри, Пинхас 135-136 ). Вместе с тем Б-г показал Моше будущее еврейского народа: всех его вождей от вступления в Кнаан до воскрешения мертвых (Сифри, Пинхас 139 ).

Моше бен Амрам был призван в Небесную Ешиву седьмого адара 2488 года /1272 г. до н. э./ - в тот же месяц и в тот же день, что родился (Седер олам раба 10; Мегила 13б; Танхума, Ваэтханан 6; Седер адорот ). Ему было ровно сто двадцать лет (и царем Давидом (Сукка 52б ).

Он был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Зоар 3, 260б; Оцар ишей аТанах с. 405 ).

Знатоки сокровенного учения указывают, что Царь-Машиах, который приведет народ Израиля к окончательному избавлению, будет новым воплощением души Моше, ведь написано: «Как в дни исхода твоего из земли Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15 ) - т.е. последнее избавление во многом повторит события исхода из Египта.


Имя: Моисей (Moses)

Дата рождения: 1393 г. до н.э

Дата смерти: 1273 г. до н.э

Возраст: 120 лет

Место рождения: Египет

Место смерти: Нево, Моав, Иордания

Деятельность: еврейский пророк, основоположник иудаизма

Семейное положение: был женат

Моисей - биография

Моисей, Моше, Муса... Три великие религии считают его своим пророком, а одну из них - иудаизм - он основал. Однако до сих пор ученые спорят, существовал ли этот человек на самом деле, когда он жил и что именно совершил.

Деяниям Моисея посвящены четыре из пяти книг библейского Пятикнижия (Торы). Первая из них -Шмот, или «Имена», - в христианской традиции названа «Исход» в напоминание о главном событии, связанном с именем пророка. Уход евреев из Египта, их долгое странствие по пустыне и обретение «обетованной», обещанной Богом земли в Палестине без Моисея были бы невозможны. Однако сам он на эту землю так и не ступил - умер на ее границе, исполняя собственное пророчество: новой родины не увидит ни один человек, родившийся в рабстве.

Рабами евреи были в Египте, куда пришли когда-то в поисках лучшей жизни. Ставший советником фараона мудрец Иосиф привел на берега Нила своего отца Иакова (он же Израиль) и всех родных, которые быстро обжились там, умножились и разбогатели. Это не понравилось следующему фараону, который собрал всех евреев в пограничной области Гошен, заставив их строить крепости и склады продовольствия для будущих войн. Жизнь евреев «сделалась горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами», но они выживали, рожали детей...

Тогда злодей-фараон приказал убивать всех сыновей племени Израиля. Одним из этих обреченных был новорожденный сын Амрама и Иохаведы, которого любящие родители решили спасти. По легенде, они положили его в плетеную корзинку и пустили в Нил, но кишащая крокодилами река мало подходила для спасения ребенка. Как и для купания дочки фараона, которая будто бы случайно нашла младенца, пожалела его и взяла на воспитание. Похоже, родные малыша специально подбросили его царевне, выведав предварительно, что она бездетна и мечтает о сыне.

Будто случайно оказавшаяся рядом Иоха-веда тут же напросилась в кормилицы мальчика, чтобы не расставаться с ним. Царевна (в Агаде, сборнике преданий на библейские темы, ее зовут Батья) дала найденышу имя Моше, по-еврейски «спасенный из воды». Но дочь фараона никак не могла знать язык варваров-азиатов. Скорее уж она назвала его Мосе, «сын». Это слово входило в имена самых знатных египтян; например, Тутмос означает сын Тота, Рамсес - Ра.

Быть может, Моисей тоже носил такое имя, а это означает, что он мог быть законным сыном вельможи или даже самого фараона. Например Эхна-тона, который учредил культ единого бога Атона - это могло найти отражение в единобожии евреев. Зигмунд Фрейд в книге «Этот человек Моисей» предположил, что еврейский пророк был соратником Эхнатона, жрецом по имени Осарсиф. После смерти царя он со своими сторонниками ненадолго захватил власть в Египте, но потом был изгнан в пустыню и там основал новую религию.

Похоже, Моисей и правда владел мудростью египетских жрецов, которую его наивные соплеменники считали колдовством, и вполне мог быть знатным царедворцем, бежавшим из страны после очередной смены власти. Но не во времена Эхнатона: тогда, в середине XIV века до нашей эры, египтяне владели Палестиной и не пустили бы туда беглецов-евреев.

Иудейская традиция относит Исход к середине XVI века до н. э., когда из Египта выгнали владевших им прежде азиатов-гиксосов, часть которых могла завладеть Землей обетованной. Но тогда, как утверждают археологи, в Палестине, носившей еще имя Ханаан, ничего заметного не происходило. Иное дело - середина XIII века до н.э., когда местные города-государства один за другим пали под ударами пришельцев с юга.

Обожженные развалины и кости говорят о жестокости захватчиков, которыми могли быть только потомки Израиля. В то время Египет резко ослабел после смерти великого Рамсеса II, угнетавшего покоренные племена (и заставлявшего их строить крепости возле границ). Теперь одни из этих племен подняли восстания, а другие, подобно евреям, спешили покинуть страну, чем и воспользовался Моисей.

С самого детства он был смутьяном, не желавшим следовать правилам. По легенде, сидя как-то на коленях фараона, он сорвал с него корону и надел на себя. За такое святотатство жрецы потребовали его казни, но приемная мать Батья заявила, что на него нашло безумие. В доказательство она велела дать ему на выбор игрушку и раскаленный уголь, и мальчик схватил уголь, а потом еще и сунул его в рот. Обжегшись, он так и остался косноязычным: его невнятные, истинно пророческие слова понимали только брат Аарон и сестра Мариам, которые растолковывали их другим.

Моисей рос в кругу знатных египтян и лишь изредка навещал родных - отверженных рабов. Однажды на стройке он увидел, как здоровяк-надсмотрщик избивает изможденного еврея, и в гневе убил обидчика, а тело закопал в песок. Кто-то увидел это и донес властям; убийце пришлось бежать на Синай, к племени мадианитян. Там он встретил девушек, которых не подпускала к колодцу толпа пастухов. Моисей снова вступился за слабых, и одна из девушек, Сепфора, или Ципора («птица»), влюбилась в него. Вскоре она стала его женой и родила сыновей Гершома и Елеазара, которые впоследствии ничем себя не проявили. Сепфора тоже куда-то исчезла, и позже Моисей женился на эфиопке, снова нарушив принятые правила.

В Библии сказано, что у мадианитян он прожил целых 40 лет - «а всего его жизни было 120 лет». Как и все, бывший вельможа пас скот и однажды забрел с овцами к горе Хорив (Синай), где увидел необычное видение. Из горящего, но не сгорающего куста -«неопалимой купины» - с ним заговорил сам Бог, впервые назвавший человеку свое истинное имя. «Я есть Сущий», - сказал он, что по-еврейски звучит как Яхве (позже это имя запретили произносить, заменяя эпитетами - Саваоф, Адонай, Элохим и так далее). После этого он потребовал, чтобы Моисей отправился к фараону и добился, чтобы тот отпустил евреев из «дома рабства».

Пророк трижды отказывался, говоря, что лишен дара слова («человек я не речистый»), что ни народ, ни фараон его не послушают, но Всевышний настаивал. Для убедительности он дал Моисею силу творить чудеса, а в помощники и переводчики ему назначил брата Аарона. Вдвоем они покинули мадианитян (похоже, отношения пророка с новыми родичами так и не сложились) и отправились в Египет. Каким-то образом дойдя до царя, Моисей озвучил требование, известное большинству в трактовке Луи Армстронга: «Let my people go!» - «Отпусти мой народ!»

Когда фараон отказался, пророк пригрозил наслать на его подданных десять «казней египетских». Поочередно донимаемый нашествиями жаб, мошек, «песьих мух», мором скота, огненным градом, нашествием саранчи, царь вначале упорствовал, потом обещал отпустить евреев, но каждый раз из вредности брал обещание назад. В конце концов страну покрыла тьма, такая густая, что ее можно было потрогать руками, - «у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их».

Устрашенный фараон согласился освободить евреев, но велел им оставить в Египте все имущество и скот. Тогда Моисей объявил последнюю, самую страшную казнь: «Умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона до первенца рабыни». Евреям он велел помазать дверные косяки кровью жертвенного ягненка, и ангел смерти прошел мимо их домов. С тех пор отмечается праздник Пасхи, или Песах, что означает «прохождение», освобождение от страха и угнетения.

После этого фараон все-таки отпустил евреев со всем имуществом - а заодно с заимствованным ими у египтян по совету Моисея золотом и серебром. В спешке беглецы не успели заквасить хлеб и испекли пресные лепешки, или мацу, - с тех пор непременную деталь еврейской Пасхи. Как утверждается, в путь вышли 600 тысяч одних только взрослых мужчин, но на деле беглецов было раз в сто меньше. Пока они двигались на восток, фараон пожалел об утрате такого множества рабов и направился за ними со всей своей армией, включая 600 колесниц.

Увидев издалека поднятую ими пыль, евреи подняли ропот: «Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне!» Но Моисей остался спокоен: после его молитвы волны моря разошлись и пропустили евреев на другой берег, а кинувшихся в погоню египтян потопили всех до одного вместе с фараоном. Прежде считалось, что злополучным царем был сын Рамсеса II Мернептах, чье захоронение долго не могли найти. Потом И оно отыскалось, но, быть может, фараон вовсе не погиб в волнах. Кстати, Библия не утверждает, что чудо случилось на Красном море: возможно, дело было на одном из болот Суэцкого перешейка, которое евреи перешли по тайной тропинке, а тяжелая египетская конница застряла.

Как бы то ни было, Моисей и его народ оказались на воле - в безжалостной пустыне, грозившеи им смертью от голода и жажды. Вода в немногочисленных источниках была горькой, но пророк велел бросить в нее кору какого-то дерева - снова жреческая мудрость? - и она сделалась пригодной для питья. Но еды не было, и евреи снова начали роптать о временах рабства, «когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта». Моисей снова помолился, и наутро пустыня оказалась покрыта белыми шариками «манны небесной», из которой можно было печь хлеб.

Один ученый немец предположил, что речь идет о сладких каплях сока, застывающих на ветках пустынного тамариска, но вряд ли такой малости хватило бы для пропитания - а ведь евреи питались манной все сорок лет пути. Но еще удивительнее, что они потратили эти сорок лет на путь, занимающий от силы несколько месяцев. Правда, они шли в Палестину не напрямую, поскольку на побережье обосновался воинственный народ филистимлян, а через весь Синай, потом за Иордан и уже оттуда, с востока, к Земле обетованной, но и это не объясняет продолжительности странствия.

Или библейские цифры сильно преувеличены, или Моисей сознательно стремился сплотить свой народ в скитаниях и убрать со сцены поколение, которому плошка с мясом была дороже свободы. Скоро оказалось, что пустыня не так уж безлюдна - на евреев напали разбойни-ки-амаликитяне. Во время битвы Моисей молился Богу о победе; когда он терял силы, враги начинали побеждать, и родным пришлось держать старика. В итоге израильтяне победили, и Моисей приказал «изгладить память амаликитян из поднебесной».

Так и повелось: в каждом встречном поселении евреи предавали мечу всех мужчин старше десяти лет, а женщин брали в наложницы (потом, когда Господь запретил это, убивали и их). На третий месяц после ухода из Египта они подошли к горе Синай, где Моисей снова увидел Бога -на сей раз в облаке дыма. Господь приказал евреям стать лагерем у горы, но не подниматься туда под страхом смерти. Пророк один взошел на вершину и оставался там сорок дней, получив за это время подробные инструкции о том, как сделать Израиль «царством священников и народом святых». Суть сказанного, десять библейских заповедей, Всевышний записал своей рукой на двух каменных плитах-скрижалях, изобретя заодно алфавит.

Взяв с собой скрижали, Моисей спустился вниз. Оказалось, что в его отсутствие «народ святых» тут же впал в ересь. Решив, что пророк сгинул бесследно, евреи заставили Аарона отлить для них золотого тельца и стали поклоняться ему как богу - а ведь вторая заповедь гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения». В гневе Моисей разбил и тельца, и принесенные скрижали, а потом велел тем, кто остался ему верен, без разбора убивать своих друзей и родных.

Истребив три тысячи человек, он успокоился и снова отправился на гору просить прощения у Господа. Еще через сорок дней он вернулся, причем от лица его исходили лучи благодати - чтобы не ослепить встречных, ему пришлось накрыть голову покрывалом. Средневековые толкователи Библии перевели слово «карнаим» (лучи) как «рога», поэтому знаменитая статуя Микеланджело изображает пророка рогатым.

Моисей принес с собой новые скрижали взамен разбитых и поместил их на хранение в ковчег Завета - деревянный ящик, украшенный золотыми статуями херувимов. Ковчег, в свою очередь, поставили в скинию, большой шатер, который день и ночь охраняли члены нового сословия священников (когенов). Они же должны были толковать Божьи заповеди, чтобы непонятливые израильтяне не извратили их. Моисей взял у старейшин всех 12 колен, или родов, их жезлы, сложил вместе и объявил, что главой священников будет тот, чей жезл наутро покроется цветами.

Неудивительно, что расцвел жезл его брата Аарона из колена Леви, однако когена-ми стали только сам Аарон и его потомки. Их недовольные родичи во главе с Кореем подняли бунт, обвинив Моисея в обмане: «Ты не привел нас в землю, в которой течет молоко и мед, и еще хочешь властвовать над нами!» Оскорбленный пророк взмолился о наказании святотатцев, и они провалились под землю вместе с семьями и всем имуществом. В итоге левиты смирились с ролью помощников когенов в служении Богу.

Этот случай не укрепил популярность Моисея - его почитали и боялись, но не любили. Слишком уж он был непреклонным, суровым (в отличие от доброго Аарона), слишком многого требовал от своего народа. Да и он устал от упрямства и неблагодарности евреев, в сердцах называя их «народом жестоковыйным». Правда, когда Бог - кажется, тоже потерявший терпение - угрожал истребить «избранный народ», пророк раз за разом вымаливал для него прощение. В очередной раз это случилось уже на подходе к Ханаану, когда евреи снова начали роптать и проситься обратно в Египет.

Всевышний напустил на них ядовитых змей, но велел Моисею воздвигнуть на столбе медного змия, чтобы каждый, кто посмотрит на него с верою, исцелился бы от яда. За грехи народа был наказан сам пророк: это случилось, когда он в очередной раз добывал воду из скалы и не просто приказал ей литься, как велел Бог, а ударил в скалу жезлом. За эту небольшую провинность он был наказан запрещением ступить на Землю обетованную: «Я дам тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Подойдя к Иордану, евреи отправили в Ханаан разведчиков, которые сообщили неутешительные вести: страна богата, но хорошо укреплена, и ее воинственные жители вовсе не собираются покоряться чужеземцам.

Тогда Моисей, которому уже исполнилось 120 лет, написал последнюю книгу Торы, Второзаконие, или Дварим, где дал народу новые законы для будущей оседлой жизни. После этого он поднялся на гору Нево в стране Моав, нынешней Иордании, откуда была хорошо видна цветущая долина Иордана. Оглядев просторы страны, которую предстояло завоевать его воспитаннику Иисусу Навину, пророк опустился на землю и скончался. Евреи оплакивали его тридцать дней, но могилу почему-то не сохранили: «Никто не знает места погребения его даже до сего дня».

Похоже, после смерти Моисей-Моше оказался таким же неудобным для кого-то, каким был при жизни.

МОИСЕЙ (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей – ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя «Моисей» (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает «дитя».

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Некоторые консервативные евреи и христиане считают Моисея автором Торы (Пятикнижия, т.е. первых пяти книг Библии), хотя в Торе ничего не говорится относительно ее авторства, кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что она была составлена только в 5 в. до н.э. на основе нескольких более ранних памятников.

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный пророчеством фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею. Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора (или Рагуила).

Спустя много лет Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его «устами». После этого Моисей встретился с Аароном и вместе с ним вернулся в Египет.

Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью «казнями», наихудшей из которых стала гибель всех египетских первенцев. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. После этого израильтянам все же было позволено уйти. Однако фараон очень скоро переменил свое решение и снарядил погоню за евреями. Когда последние достигли Красного моря, Моисей полученной им от Бога силой заставил воды моря расступиться, и евреи перешли его посуху, а над войском фараона волны моря сомкнулись.

На горе Синай Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5-6). Частью этого завета явились десять заповедей. Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера. Под руководством Моисея был изготовлен ковчег завета (для переноски и хранения скрижалей, на которых был записан Закон); Аарон был назначен первосвященником.

В последующих повествовательных частях Пятикнижия речь идет главным образом о тех трудностях, с которыми сталкивался Моисей, будучи вождем народа, еще не привыкшего к послушанию Закону Божьему. Обнаружив, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил первые две каменные скрижали (Исх 32). Люди в пустыне питались падавшей с небес манной, даром божьим, но она им надоела (Числ 11:6) и они возроптали. Против Моисея поднялось восстание во главе с Кореем, Дафаном и Авироном (Числ 16). При Мериве народ, страдавший от жажды, стал роптать, но Моисей напоил людей: от удара его жезла из скалы забила вода (Числ 20). Несмотря ни на что, ему удалось сохранить единство в народе, в частности благодаря поддержке его верного помощника Иисуса Навина.

В Моаве, с восточного берега Иордана, Бог показал Моисею землю Палестины с вершины горы Фисвы (или Нево). Однако Бог не позволил Моисею вступить в обетованную землю по причине греха, совершенного им при Мериве. Видимо, грех состоял в том, что Моисей с Аароном сказали: «разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ 20:10), вместо того, чтобы подчеркнуть, что только Бог творит чудеса. Умер Моисей в Моаве в возрасте 120 лет.

Многочисленные произведения искусства и литературы свидетельствуют, насколько сильно образ Моисея будоражил воображение людей с древности и по сегодняшний день. Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка. Моисей Микеланджело – быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике. Дж. Россини и А. Шёнберг сочинили оперы о Моисее. З. Фрейд написал книгу Моисей и монотеизм , посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с еврейским народом. Однако самым великим памятником Моисею остается само еврейское вероисповедание, поскольку, как повествует Библия, именно при посредстве Моисея Бог Авраама, Исаака и Иакова был признан Богом Израиля.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей - фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Моисей - величайший ветхозаветный пророк, основоположник иудаизма, который вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, принял на Синайской горе от Бога Десять заповедей и сплотил израильские колена в единый народ.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа - Завет Новый.

Имя «Моисей» (по-еврейски - Моше́), предположительно египетского происхождения и означает «дитя». По другим указаниям - «извлеченный или спасенный из воды» (этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки).

Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Рождение Моисея

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я 1 (Исх.2:1). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом - Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты).

1 Леви́й — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля 2 (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

2 Иаков, или Яков (Израиль) — третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: "Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами". Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.


Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. А.В. Тыранов. 1839-42гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: "это, должно быть, из еврейских детей". Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

Детство и юность Моисея. Бегство в пустыню.

Первые 40 лет своей жизни Моисей провел в Египте, воспитываемый во дворце как сын дочери фараона. Здесь он получил блестящее образование и был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами.

Хотя Моисей рос свободно, он все-таки никогда не забывал своих иудейских корней. Однажды он пожелал посмотреть, как живут его соплеменники. Увидев, как надсмотрщик-египтянин избивает одного из рабов-израильтян, Моисей вступился за беззащитного и в порыве ярости нечаянно убил надзирателя. Фараон узнал об этом и хотел наказать Моисея. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей убежал из Египта в Синайскую пустыню, что возле Красного моря, между Египтом и Ханааном. Он поселился в земле Мидиамской (Исх.2:15), расположенной на Синайском полуострове, у священника Иофора (другое имя - Рагуил), где стал пастухом. Вскоре Моисей женился на дочери Иофора, Сепфоре, и сделался членом этой мирной пастушеской семьи. Так прошло еще 40 лет.

Призвание Моисея

Однажды Моисей пас стадо и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но все-таки не сгорал.


Терновый куст или «Неопалимая купина» - это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. В знак того, что настало время нового, более полного Откровения, Он возвещает Моисею Свое Имя: «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Он посылает Моисея, чтобы тот от лица Бога Израилева потребовал отпустить народ из «дома рабства». Но Моисей сознает свою слабость: он не готов к подвигу, лишен дара слова, он уверен, что ни фараон, ни народ ему не поверят. Только после настойчивого повторения призыва и знамений он соглашается. Бог сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать. Для убеждения неверующих Бог дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю — и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост — и снова в руке его оказалась палка. Другое чудо: когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал ее, она становилась белой от проказы как снег, когда он вновь клал руку за пазуху и вынимал ее - она становилась здоровой. «Если не поверят и сему чуду, - сказал Господь, - то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».

Моисей и Аарон идут к фараону

Повинуясь Богу, Моисей отправился в дорогу. По пути он встретил своего брата Аарона, которому Бог приказал выйти в пустыню навстречу Моисею, и они вместе пришли в Египет. Моисею было уже 80 лет, его никто не помнил. Давно умерла и дочь прежнего фараона, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей и Аарон пришли к народу Израилеву. Аарон заявил соплеменникам, что Бог выведет евреев из рабства и отдаст им страну, текущую молоком и медом. Однако они поверили ему далеко не сразу. Их страшила месть фараона, страшил путь по безводной пустыне. Моисей сотворил несколько чудес, и израильский народ поверил в него и в то, что настал час освобождения от рабства. Тем не менее ропот против пророка, начавшийся еще до исхода, вспыхивал затем неоднократно. Подобно Адаму, который был свободен подчиниться высшей Воле или отвергнуть ее, новосозданный народ Божий познал искушения и падения.


После этого Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх.5:1-2)

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные "казни" (несчастия, бедствия). Царь не послушался - и угрозы посланника Божия сбылись.

Десять казней и учреждение праздника Пасхи


Отказ фараона выполнить повеление Божие влечет за собой 10 «казней египетских» , серию страшных стихийных бедствий:

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 - Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.


Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».


Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи . Слово "пасха" значит "проходить мимо," потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе - прообразе Евхаристической Трапезы.

Исход. Переход через Чермное море.

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. В Библии указано число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот). Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью — в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи — мужчины, женщины, дети, старики — толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Бога он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.



Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона...

Переход через Чермное (ныне Красное) море, совершившийся перед лицом неминуемой смертельной опасности, становится кульминацией спасительного чуда. Воды отдалили спасенных от «дома рабства». Поэтому переход стал прообразом таинства крещения. Новое прохождение через воду есть также путь к свободе, но к свободе во Христе. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» Эта торжественная песнь израильтян Господу в лежит в основе первой из девяти священных песней, составляющих песенный канон, ежедневно воспеваемый Православной Церковью на богослужении.

По библейскому преданию, израильтяне прожили в Египте 430 лет. А Исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до Р.Х. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э., за 480 лет (~5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Чудеса Моисея


Дорога в Обетованную Землю пролегала через суровую и огромную Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры) (Исх.15:22-26), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в воду кусок какого-то особого дерева.

Вскоре, дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» И Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх. 16).

Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро в течение 40 лет находили они манну небесную и питались ею.

Манна небесная

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис.11:7). Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом.


Здесь на евреев напало дикое племя амалекитов, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17).

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.


И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали — каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом — евреями .

Гнев Моисея. Учреждение скинии завета.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил. Ожидание показалось им слишком долгим и они потребовали у Аарона сделать им бога, выведшего их из Египта. Испугавшись их необузданности, тот собрал золотые серьги и сделал золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться.


Спустившись с горы, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Моисей разбивает скрижали Закона

Моисей жестоко покарал народ за отступничество, убив около 3 тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. Бог смилостивился и явил ему славу Свою, указав ему расселину, в которой он мог видеть Бога сзади, потому что лица Его человеку невозможно видеть.

После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии, законах богослужения и учреждении священства. Считается, что в книге Исход перечислены заповеди, на первых разбитых скрижалях, а во Второзаконии - то, что было начертано во второй раз. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Через полгода была сооружена и освящена Скиния - большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета — деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали завета, золотая стамна с манной и жезл Ааронов процветший.


Скиния

Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, во свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и его потомков.

Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия - в священники и "левиты" (по-нашему - диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной - Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, - по выражению св. Григория Нисского, - есть знамение крестного таинства.


Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза — и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю - Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».


Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 — со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик , который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии - Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Светлана Финогенова