Open
Close

Явления ангелов. Библейские темы: Явления Ангелов

НЛО, ангелы и прочие "сверхъестественные" объекты, которые наблюдают люди, могут быть всего лишь результатом галлюцинаций, возникающих вследствие измененных состояний сознания, утверждают специалисты НАСА. Однако рассказы летчиков и космонавтов, которые встречали "представителей" других миров сразу же попадают в архивы под грифом "Секретно".

В 1985 году на борту советской косми-ческой станции «Салют-7» находился эки-паж из шести человек. Это были космонав-ты Леонид Кизим, Олег Атьков, Владимир Соловьев, Светлана Савицкая, Игорь Волк и Владимир Джанибеков. Шел 155-й день полета. Экипаж занимался обычными делами, готовился к проведе-нию серии лабораторных экспериментов. Внезапно привычный рабочий ритм был на-рушен. Станцию окутало облако странного оранжевого газа. Все присутствующие на ка-кое-то время полностью ослепли от ярко-го света. Когда же зрение вернулось к ним, члены экипажа отчетливо увидели по ту сторону иллюминатора семь фигур... Пришельцы были похожи на людей, но их отличал гигантский рост, большие кры-лья за спиной и сияющий нимб вокруг го-ловы. Существа выглядели именно так, как обычно описывают... ангелов!

Отчет о происшествии экипаж передал на Землю. Ознакомившись с ним, официальные должностные лица тотчас же наложили на документ гриф «Секретно». Всех участников инцидента подвергли различ-ным психологическим и медицинским тестам, которые, впрочем, показали, что ника-ких отклонений от нормы нет и в помине. Впоследствии космонавтам строго-настро-го запретили рассказывать об увиденном..

Это не единственная встреча с «анге-лами», состоявшаяся в космическом про-странстве. Не так давно западная пресса опубликовала сенсационные снимки, сде-ланные в разное время орбитальным теле-скопом «Хаббл». На них видны какие-то за-гадочные структуры - в частности, летящие человекоподобные силуэты с крыльями.


Особый интерес у исследователей не-познанного вызвала серия фотографий, запечатлевших на орбите Земли семь яр-ко светящихся объектов неизвестного про-исхождения. На некоторых снимках удает-ся различить слегка размытые крылатые фигуры. Инженеру проекта «Хаббл» Джону Пратчетту довелось лицезреть их собст-венными глазами. Он утверждает, что это действительно были живые существа рос-том около 20 метров и с размахом крыльев, до-стигшим длины современного аэробуса...

Выяснилось, что ангелоподобные со-здания неоднократно сопровождали в по-летах экипажи американских «Шаттлов». Но, как и в нашей стране, эти сведения в США держались под секретом.

26 декабря 1994 года телескоп «Хаббл» передал в центр космических полетов Годдарда в Гринбалте несколько сотен фото-снимков, запечатлевших большой белый город, плывущий в космическом простран-стве. Съемка велась из района звездного скопления, удаленного от Земли на значи-тельное расстояние. Город находился от-нюдь не на поверхности какой-нибудь пла-неты - он просто парил в космосе. Разу-меется, официальные круги США попыта-лись скрыть этот факт от широких слоев населения. Однако, по слухам, представите-ли высших эшелонов власти очень серьез-но отнеслись к докладу НАСА.

Один из российских космонав-тов, в течение полугода проработавший на орбитальной станции «Мир», поведал сво-им товарищам, что во время полета у не-го и у его напарника неоднократно быва-ли фантастические видения. Им казалось, что они превращаются в других существ - людей, животных и даже... гуманоидов вне-земного происхождения. О подобных состояниях рассказывали и другие члены экипажей космических ко-раблей. Известны случаи, когда космонавты видели на борту фанто-мы живых или умерших близких.

То же самое происходит и с пилотами самолетов. Речь идет, например, о фено-мене так называемой «гигантской руки». Как правило, он проявляется во время дли-тельных полетов. У пилота возникает ощу-щение, что штурвал удерживает чья-то не-видимая рука. Исследование, проведен-ное ВВС США, показало, что около 15 процентов летчиков испытывали на себе этот эффект. Возможно, нередко именно он оказывается и причиной катастроф.

Ученые пока не могут разобраться в природе странных галлюцинаций, посещающих космонавтов на околоземной орбите

Как уверяют специалисты, в космосе часто происходят странные процессы, в результате которых находящийся в сознании, бодрствующий космонавт видит и слышит нечто, не укладывающееся в рамки научных представлений. Этот феномен, по мнению исследователей, может иметь различное происхождение и воздействует на психику, вызывая состояния ступора и леденящего ужаса. И дело тут не в страхе — летчики и космонавты не из робкого десятка. Тогда в чем же?

Видения и звуки

Летчик-испытатель 1-го класса доктор технических наук Марина Попович собрала уникальную коллекцию свидетельств об аномальных явлениях на орбите — к сегодняшнему дню фактов более двух тысяч. Как-то, прослушав концерт ансамбля электромузыкальных инструментов, Юрий Гагарин признался, что похожая музыка звучала у него в ушах во время полета. Позже это ощущение подтвердил Алексей Леонов. Космонавт Владислав Волков рассказывал о странных звуках, которых в безвоздушном пространстве не может быть: «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся... лай собаки. А потом стал отчетливо слышен плач ребенка! И какие-то голоса. Объяснить все это невозможно».


Еще чаще космонавты наблюдают вполне реальные зрительные образы. Так, американский астронавт Гордон Купер, пролетая над Тибетом, невооруженным глазом увидел дома и другие постройки. Позже это явление назвали эффектом увеличения наземных объектов. Научного объяснения оно пока не получило: с расстояния в 300 километров такие объекты совершенно неразличимы. Космонавт Виталий Севастьянов утверждал, что, находясь на орбите, отчетливо разглядел свой маленький двухэтажный домик в Сочи.

Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».

«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию .

Космонавт-испытатель доктор философских и кандидат технических наук Сергей Кричевский впервые услышал о космических глюках от одного своего именитого коллеги, в течение полугода находившегося на орбитальном комплексе «Мир». Сергей тогда готовился к полету в космос, и коллега решил предупредить его о возможной опасности. Речь зашла о фантастических грезах наяву, которые посещали многих космонавтов. «Человек претерпевает одну или несколько трансформаций, — рассказывает он. — Превращения в тот момент кажутся ему естественным явлением, как будто так и должно быть. Видения у всех космонавтов разные. Сходно одно: побывавшие в подобном состоянии определяют некий идущий извне мощный поток информации. Никто из космонавтов назвать это галлюцинациями не может — слишком реальны ощущения».


Сам Кричевский называет это «эффектом Соляриса», предугаданным Станиславом Лемом. По мнению исследователя, это вовсе не фантастическая выдумка, а хорошо просчитанный прогноз ученого. В одноименном фильме Андрея Тарковского главный герой наблюдал помимо непрошеных гостей отчий дом, материализовавшийся посреди океана. А другой астронавт видел на фоне океана гигантскую фигуру ребенка. Не правда ли, похоже на видения космонавтов? Что, если космическая среда каким-то образом способствует материализации наших мыслей?

С чем же сталкиваются люди на орбите? Есть хоть какое-то объяснение всем этим странностям?

Измененное сознание

Некоторые исследователи предполагают, что возникновение подобных случаев можно отнести на счет воздействия микроволнового излучения. Все реакции организма в сантиметровом диапазоне давно описаны в работах ученых, например российского биофизика Александра Прессмана. Он доказал, что при частоте излучения свыше 3000 МГц и воздействии электромагнитной энергии на кожу возникает состояние оцепенения, когда невозможно пошевелить ни рукой, ни ногой. Поскольку сантиметровые волны влияют на эндокринные процессы и биопотенциалы мозга, ощущение страха может иметь тот же источник. Это объяснение подходит к рассказам о странных звуках на орбите.

Александр Серебров летал в космос четыре раза. Во время одного из первых полетов он случайно уронил магнит. Тот повел себя «неадекватно»: вместо того чтобы начать вращаться, как все предметы в состоянии невесомости, стал колебаться. Это означало, что внутри станции существует большое магнитное поле. В зависимости от положения станции по отношению к Солнцу ток меняет свое направление: магнит в тени притягивает предметы, на солнце — отскакивает от них. «Поначалу эти открытия меня шокировали, ведь всегда было принято считать, что в невесомости такого быть не может», — говорит Серебров. Вернувшись из полета, он доложил о своих наблюдениях. Но в Институте медико-биологических проблем этой проблемой не заинтересовались. В 1993 году, когда Серебров полетел в четвертый раз, он добился того, чтобы на борту установили приборы, с помощью которых удалось измерить магнитное поле в разных частях корабля. Выяснилось, что оно крайне неоднородно: меняется по 16 раз в сутки. Самой большой аномальной зоной оказалась командирская каюта, находящаяся по левому борту корабля: на расстоянии метра магнитное поле изменялось там в сто раз! Силовые кабели проходили по левому борту, прямо над головой командира корабля Василия Циблиева. Тот вел себя во сне очень беспокойно: метался, скрипел зубами, кричал. Но стоило ему перевернуться головой к полу, а ногами к проводам, как сон становился спокойнее. «Я спросил Василия, в чем дело, — вспоминает Серебров. — Оказалось, ему снились феерические сны, которые он порой принимал за явь. Пересказать их он не мог. Твердил только, что ничего подобного в жизни не видел. Уже потом, вернувшись из полета, я проконсультировался со специалистами, и они подтвердили: человек может жить в магнитном поле любой напряженности, но лишь в том случае, если оно однородное. А пребывание в градиентном поле может быть опасно для психики».

Впрочем, переменные магнитные поля — далеко не единственный фактор риска для психики на орбите. Каждый космонавт знает, например, о фосфенах — световых вспышках, фиксируемых при закрытых глазах. Впервые об этом эффекте рассказали после своего полета на Луну в 1969 году астронавты Эдвин Олдрин и Нил Армстронг. НАСА отнеслось к их рассказам со всей серьезностью и провело специальное исследование. Результатом его стал вывод о том, что за вспышки с большой вероятностью несут ответственность быстро движущиеся частицы космических лучей. Их физическая природа вполне ясна. Однако вопрос, что при этом происходит с нейронами мозга, остается открытым, хотя многие говорят, что чувствуют себя при этом странно и неуютно. «Там, в глубинах Вселенной, с людьми происходит неизвестно что, — говорит Серебров. — Состояние физическое худо-бедно изучается, а вот изменения сознания — темный лес. Медики делают вид, что человека можно ко всему подготовить на Земле. На самом деле это абсолютно не так».


Еще один участник полета на Луну, американский астронавт Эдгар Митчелл вот что писал по этому поводу: «Я уверен, что во Вселенной происходит нечто такое, что мы своим сознанием постичь не в состоянии. В космосе есть что-то очень важное, чего мы в настоящий момент не понимаем». Нечто похожее подмечает и Марина Попович: «Я вспоминаю наших космонавтов, многих из которых провожала в космос и потом встречала. Они, хотели этого или нет, уходили одними людьми, а возвращались другими, как будто столкнулись с чем-то необычайным, неизведанным, стали его частью». Остается добавить — это необычайное может быть опасно для любого, даже самого подготовленного специалиста. Ведь, похоже, мы пока сами не знаем, с чем имеем дело. Некоторые специалисты полагают, что в ряде случаев речь может идти о так называемых измененных состояниях сознания. Вероятно, непривычная среда, в которую попадают летчики и космонавты, каким-то образом провоцирует эти состояния. «Но, — отмечает доктор медицинских наук ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Владимир Воробьев, — видения и другие странные ощущения вне Земли, как правило, не мучают космонавтов, а доставляют им своеобразное удовольствие, даже если вызывают страх. В этом тоже кроется опасность. Не секрет, что, возвращаясь на Землю, многие из покорителей космоса начинают тосковать по этим явлениям, испытывают непреодолимую, порой болезненную тягу вновь погрузиться в эти состояния. Недаром некоторые из них становятся участниками экспедиций на места посадок НЛО, уходят в горы искать следы «снежного человека», приобретают интерес к философии и эзотерике — словом, начинают интересоваться всем необычным, где подобные ощущения также возникают». Изучением этих явлений официально никто не занимается. И хотя человечество уже заявило, что не намерено жить на Земле всегда, на самом деле выйти за ее пределы еще не готово. Иначе не было бы так беспечно...


Со знанием дела

Валерий Бурдаков, доктор технических наук, профессор МАИ:

— Я много лет работал с космонавтами и знаю, о чем идет речь. Находясь на орбите в состоянии сильного эмоционального потрясения, да еще «под прицелом» тяжелых космических частиц человек может потерять контроль над реальной ситуацией. Космонавты не раз делились со мной переживаниями, когда некто или нечто внушает им мысль о необходимости изменить курс корабля или выйти в космос без скафандра ради собственной безопасности. Только неимоверное волевое усилие уберегает от безумного поступка. Вывод может быть только один: эти явления надо изучать, а не делать вид, что их нет.

Юрий Бубеев, доктор медицинских наук, заведующий отделом психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН:

— Психоэмоциональные переживания космонавта, покинувшего пределы родной планеты, чрезвычайно сильны и сложны. Практически все сталкиваются с так называемыми пиковыми переживаниями, когда они видят Землю из космоса, понимают, как она мала и уязвима, и испытывают сильнейшее потрясение. Это состояние, которое можно назвать пробуждением духовности, известно со времен полета Гагарина. Безусловно, это изменяет сознание. Что касается различных иллюзий и нарушений восприятия, то и это имеет место, хотя космонавты рассказывают об этом неохотно и лишь в доверительной беседе. Тем не менее данных скопилось так много, что пренебрегать ими нельзя, и в ближайшее время мы планируем заняться детальным изучением феномена.


Психологи НАСА считают, что большинство этих явлений имеют психическую природу и обусловлены воздействием на мозг таких факторов, как резкие перепады давления, температуры, нехватка кислорода и т.д. Хотя часть феноменов объяснить все же пока не удается.

К 75-летнему юбилею "Русские Витязи" нарисовали ангела в небе

Большинству мифологий и религиозных философий знакомо понятие «ангела» (это название произошло от греческого слова, означающего "вестник"). Считается, что ангелы - это существа, населяющие потусторонний мир и пользующиеся определенными «привилегиями»: им разрешено посещать землю и принимать видимый облик. Согласно христианской религии, существует девять чинов ангелов, образующих иерархию. В нее входят, в частности, херувимы, которых изображали похожими на детей, и серафимы. Вопреки распространенному пониманию сущности ангелов, согласно которому они когда-то были людьми, существует гипотеза, что ангелы - это отличная от людей, более развитая форма жизни. Традиционно считается, что ангелы внешне похожи на людей, т. е. антропоморфны, хотя и могут принимать любую другую форму. Крыльями ангелов наделили художники эпохи Возрождения, чтобы подчеркнуть их божественную природу. Миссия ангелов заключается в помощи человеку. В противовес им существуют демоны - ангелы зла. Такой дуализм встречается во многих религиях.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Ангелы - наиболее известные сверхъестественные существа, не считая привидений. Они входят в число паранормальных явлений, признаваемых даже христианской церковью. История рождения Иисуса берет свое начало с посещения Марии ангелом, который принес ей весть о будущем рождении сына. Сходные ации, связанные с пророчествами, прослеживаются и в других религиозных культах. Образ джина, исполняющего человеческие желания, героя восточных волшебных сказок, прочно закрепился в западной культуре, перекочевав в мультфильмы Уолта Диснея и детские комиксы.

Исследователи паранормальных явлений утверждают, что широкое распространение веры в ангелов может иметь под собой почву. Но феномен этот - скорее психологический, чем реальный. Вера в ангелов - это неосознанная потребность человеческой психики утвердить свою связь с разумом более высокого порядка, что находит свой творческий выход в культуре и философии.

В связи с тем, что в 90-х годах двадцатого века резко возросло количество свидетельств о встречах с ангелами, появилось мнение, что они являются реальными сущностями, не зависящими от человеческой психики. К некоторым людям являлись ангелы в их обычном облике: как, например, это случилось в 1917 году в г. Фатиме в Португалии - ныне одном из известнейших в мире католических священных мест. Очевидцам явлений в Фатиме, маленьким детям, предстала Дева Мария, предостерегавшая мир от прегрешений и грозившая роковыми событиями в будущем. Подобных явлений известно несколько. Последним примером является случай в Медъюгорже (бывшая Югославия), где с середины 80-х годов стали появляться пророчества о войне и знамения, сулившие человечеству новую эру. Эти пророчества продолжались даже в течение последней гражданской войны в Югославии.

Когда в начале 1990-х годов страны Восточной Европы освободились от коммунистического гнета, резко возросло количество сообщений о видениях ангелов, которые не сопровождались глобальными пророчествами. Сообщение о наиболее парадоксальном случае появилось в России, когда экипаж орбитальной космической станции вынужден был приземлиться раньше положенного времени, потому что космонавты заявили, что видели в иллюминаторе ангелоподобное существо!

Адепты спиритического учения верят, что могут вступать в контакт с потусторонним миром посредством медиумов. По их концепции, мудрые души могут возвращаться на землю по их призыву либо находиться среди живых постоянно. Существуют случаи, которые можно считать явлениями ангелов, происходящие во время спиритических сеансов. Спириты воспринимают ангела как человеческий дух, пришедший к ним из потусторонней жизни.

Однако наибольшее количество контактов с ангелами происходит, по-видимому, в стрессовых ситуациях, когда человек особенно нуждается в помощи. Богословы считают ангелов реальностью и допускают, что они являются людям в экстремальных ситуациях, независимо от того, какой веры человек придерживается.

Существует множество таких свидетельств, и многие люди верят, что у каждого из нас есть свой «ангел-хранитель». Но весьма интересно, что существуют случаи, когда некоторые люди считают, что в критических ситуациях им на помощь приходят инопланетные существа. Многие жертвы космических похищений верят, что их жизнь была спасена в раннем возрасте некими космическими пришельцами, которых другие традиционно считают ангелами.

В настоящее время мысль о том, что сверхъестественная помощь может непосредственно проявляться в жизни человека, получила более широкое распространение, чем это было в течение нескольких предшествующих веков. Это породило целый ряд бестселлеров и оказало влияние на создателей завоевавшего огромный успех фильма «Призрак», в котором персонаж, сыгранный Патриком Суэйзи, попытался изменить к лучшему жизнь своих близких даже после своей смерти.

Возрастающая частота, с которой происходят такие истории, дает основание полагать, что ныне требуется дальнейшее объективное исследование видений ангелов.

ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С АНГЕЛАМИ

Случаи явления ангела чрезвычайно редки. Мало кому удавалось увидеть его более чем один раз в ни. Хотя многие могут сказать, что кто-то свыше указывает им путь, но прямое вмешательство обычно происходит только в момент чрезвычайного кризиса - а такие моменты возникают нечасто.

Кроме того, явления ангелов обычно не вызывают чувства ужаса. Чаще всего они вызывают удивление. Встреча с ангелом укрепляет в человеке веру в Бога и загробную жизнь. Я не хочу подвергать сомнению благотворное влияние на человека такой встречи и оспаривать обстоятельства этого общения. Но все же думаю, что в подобных случаях необходимо соблюдать некоторую осторожность.

Когда в критический момент жизни человеку является ангел, подобное явление можно рассматривать как небесное покровительство. Кажется, что небесный заступник пришел, чтобы помочь избежать несчастья. Поэтому исследователям не стоит преуменьшать значение, которое имеют для человека подобные переживания. Психика индивидуума после подобной встречи весьма уязвима, и поэтому необходима осторожность. Чрезвычайно заманчиво признать видение реальностью, но следует помнить, что реальность осмысливается человеческим разумом и что иллюзорные переживания по своей силе не уступают реальным. И если человеку не с кем разделить свои переживания, это может иметь для него последствия не менее пагубные, чем если бы они были вызваны реальными событиями.

Взгляд скептиков

Люди, настроенные скептически, считают, что видение ангелов является защитной способностью психики в кризисный момент. Подобный феномен может помочь человеку резко изменить ситуацию в лучшую сторону. Случай, приведенный здесь, связан с известным эстрадным артистом Томми Стилом, который в юношеском возрасте убежал из дому и нанялся матросом на корабль. Вскоре он заболел менингитом и был срочно отправлен в больницу в Лондоне. Находясь на пороге смерти, в полупарализованном состоянии, Томми все же выжил. Он считает, что его спас смех мальчика за ширмой и ярко раскрашенный мяч, который тот бросил ему в постель. Томми потянулся, чтобы бросить мяч назад невидимому ребенку, и эта игра длилась в течение часа или двух, пока не вернулись врачи. Они были поражены неожиданным выздоровлением Томми. Конечно, когда ширму убрали, то никакого мальчика за ней не оказалось. Было ли это ангельским вмешательством, которое спасло Томми от смерти, или просто видением, вызванным его мозгом под воздействием успокоительных средств, которое подтолкнуло его к действиям и помогло преодолеть болезнь?

Мы не можем быть уверены, правы ли скептики в отношении ангельских видений, но если то, что вы прочтете в дальнейшем, заслуживает доверия, то человеческий мозг действительно обладает невероятными возможностями и вполне способен к экстрасенсорному восприятию. Таким образом, пророческие послания, передаваемые через ангелов, не обязательно должны исходить из божественного источника. Они могут быть следствием работы нашего подсознания, которое в критический момент способно помочь разрешению острой проблемы. Это воспринимается как фантастика и потому приписывается высшему разуму. В конце концов, если вы не слышите приближения грузового поезда и ваш внутренний голос приказывает вам убраться с железнодорожного полотна, то вы сделаете это не задумываясь и таким образом сможете избежать неминуемой смерти (такой случай недавно произошел в Чикаго). Поэтому легко понять, что мы скорее допустим, что в такие моменты с нами в контакт вступает кто-то из нездешнего мира, чем признаем, что этот голос исходит из нашего подсознания.

Я бы посоветовала вам рассмотреть оба варианта, так как одно не исключает другое. В действительности никому не дано знать, что нас ожидает в дальнейшем.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДЕНИЙ АНГЕЛОВ

В настоящее время вопрос об ангельских видениях изучен еще очень слабо, если не считать исследования этой проблемы богословами и спиритами. Я не могу утверждать, что их работы недостаточно объективны, но в силу своих убеждений они не могут сомневаться в реальном существовании ангелов, что дает возможность скептикам постоянно подвергать сомнению их доказательства. Объективность настоящего исследователя заключается в том, чтобы при изучении всех фактов не выдвигать каких-либо предварительных гипотез.

Однако исследователю для подтверждения своей теории требуется большое количество данных. Когда Хоуп Прайс, жена английского священника, поместила в местной газете объявление с просьбой прислать описание современных видений ангелов, она была завалена письмами от более чем 1500 свидетелей. Если вы готовы разобраться с таким количеством сообщений, вам необходимо решить, каким образом вы будете классифицировать доказательства. Думаю, что без компьютера вам не обойтись.

Не забывайте те правила, о которых говорилось в предыдущем разделе. Каждый случай необходимо расследовать как можно более тщательно. Необходимо не просто записывать все то, что сообщают вам свидетели, но и выяснить их философские представления и религиозные убеждения. Вы должны, по возможности более полно, выяснить, в каком эмоциональном и физическом состоянии находился человек в тот период, когда у него было видение. Любое сообщение, которое кажется вам незначительным, может быть полезным для исследования.

Мы еще так мало знаем об этой проблеме, что не можем с уверенностью утверждать, какие доказательства окажутся важными. Это определят время и опыт. Необходимо обращать внимание на любые случаи, которые подкреплены большим количеством фактов. Нельзя основываться на показаниях одного человека. Если вы хотите установить, что ангелы существуют вне сознания человека, то вам необходимо подтверждение и других свидетелей. Это должно стать основным правилом для объективного исследователя, насколько бы сложным это для него ни было.

АНГЕЛЫ СЕГОДНЯ

Об одном из самых примечательных случаев последнего времени сообщила Кейт Бриджер. Это было в один из дней 1991 года, когда она ехала на работу в Чентем-Кент на автобусе. Автобус двигался вниз по холму. Неожиданно Кейт услышала крик водителя о "том, что отказали тормоза. Автобус направлялся прямо на кирпичную стену.

Катастрофа казалась неминуемой. Неожиданно Кейт увидела несколько фигур, плывущих за окном. Это были красивые светловолосые существа в длинных одеждах. Она сразу же решила, что это ангелы.

Кейт заметила, что они расположились между стеной и автобусом, и, как только автобус с визгом тормозов остановился в нескольких дюймах от стены, существа исчезли. Благодаря этому сверхъестественному вмешательству все пассажиры избежали серьезных травм и ни один из них не погиб. Кейт оказалась единственным свидетелем чудесного спасения. Позже, когда автобус доставили в гараж, механики были озадачены. Тормоза полностью отказали, и никто не мог объяснить, как автобусу удалось остановиться на этом холме.

Избавление от смерти благодаря улыбающимся, светловолосым, белокожим существам очень похоже на сообщения о контактах с инопланетянами «нордического» типа. Существует множество случаев, когда спасение происходит гораздо более непостижимым образом и всегда приписывается ангельскому могуществу.

О подобном случае сообщила мне Джессика Беллмен из Лос-Анджелеса, которая ехала со своей матерью по многорядной скоростной автостраде в окрестностях Голливуда. Это был час пик, трасса была перегружена, автомобили на большой скорости двигались буквально бампер к бамперу.

Неожиданно огромный фургон, ехавший перед ними, потерял управление, развернулся и встал поперек дороги. Если бы это произошло в крайнем ряду, то у них оставался бы шанс свернуть с автомагистрали и избежать катастрофы. Но Джессике не повезло. У нее оставались лишь доли секунды, чтобы затормозить и свернуть в сторону. Ее автомобиль перелетел через три ряда быстро движущегося транспорта. Столкновение было неизбежно.

Но случилось чудо. Время как бы замедлилось, и наступила странная тишина. Джессике показалось, будто автомобиль вместе с ней и ее матерью оказался внутри глубокого колодца. Контакт с внешним миром был полностью потерян. Это действительно очень типичная черта многих паранормальных явлений. Она называется "Оз-фактор".

Джессика помнит, что страстно молила о помощи - такую молитву произносят только перед лицом неминуемой гибели. Она помнит глаза своей матери, застывшие от ужаса. Потом она увидела крупным планом двух мужчин в автомобиле, смеющихся и совершенно не замечающих того, что машина Джессики проходит сквозь них, словно сквозь туман. Раздался глухой удар, и машина Джессики остановилась.

Джессика осмотрелась вокруг и увидела ряды транспорта, проезжающего мимо. Она и ее мать были в полном порядке, а на машине не оказалось ни одной царапины. Каким-то непостижимым образом они спаслись от неминуемой смерти.

Доказательства, подобные этому, служат сегодня отправной точкой исследований для понимания феномена явления ангелов.

Организации

До сих пор еще нет организаций, которые специально занимались бы расследованием ангельских видений. Однако есть исследователи, которые занимаются сопоставлением отдельных случаев. Исследовательские издания ASSAP в Великобритании и «Стрейндж» в США будут рады помочь вам.

ASSAP 31 Goodhew Road, Groydon, Surrey, GRO 6QZ, UK. «Strange» PO Box 2246, Rockville, MD 20852, USA.

Периодика

Существует два журнала, которые публикуют подобные данные. Американский журнал посвящен исключительно данной теме. Британское издание, которое редактирует Кевин Мак-Клур, охватывает более широкий спектр этих явлений. Мак-Клур занимается исследованием ангельских видений, и его авторитет в этой области несомненен. Его перу принадлежат две книги на эту тему (см. ниже).

ANGELS AND FAIRIES ("Ангелы и феи") PO Box 762, Ashland, OR 97520, USA.

PROMISES AND DISAPPOINTMENTS ("Обещания и разочарования") 42 Victoria Road, Mount Charles, St. Austell, Cornwall, PL25 4QD, UK.

Здесь приводится список книг, которые дают наиболее ясное представление о предмете. Работы Кевина Мак-Клура содержат объективные данные о религиозных видениях вообще и о случае, который произошел в период Первой мировой войны с лучниками из Монса в частности. Хилари Эванс предлагает блестящий общий обзор и взгляд на существующий феномен с психологической точки зрения. Первая книга Софи Бернхэм затрагивает проблемы, которые вызывают широкий интерес, а вторая так же, как и книга Хоул Прайс, представляет собрание новых историй, полученных из читательских писем. Кейт Томпсон предлагает гораздо более авангардный взгляд на внеземной разум, включая НЛО.

"The Evidence for Visions of the Virgin" by Kevin McClure (Кевин Мак-Клур, "Доказательства явлений Девы"). (Aquarian Press, 1984).

"Gods; Spirits; Cosmic Guardians" by Hilary Evans (Хилари Эванс, "Боги, духи, космические хранители"). (Aquarian Press, 1987).

"A Book of Angels" by Sophy Busnham (Софи Бернхэм, "Книга об ангелах"). (Ballantine, New York, 1990).

"Visions of Bowmen and Angels: Mons 1914" by Kevin McClure (Кевин Мак-Клур, "Видения лучников и ангелов: Монс, 1914"). (Через журнал "Promises and Disappointments", упомянутый выше, 1993).

"Angels and Aliens" by Keith Thompson (Кейт Томпсон, "Ангелы и инопланетяне"). (Random House, New York, 1993).

"Angels: True Stories of How They Touch Our Lives" by Hope Price ("Ангелы: правдивые истории о том, какое влияние они оказывают на нашу жизнь"). (Psychic Press, 1993).

В этих случаях умершего обычно встречают два Ангела. Вот как описывает их автор “Невероятного для многих…”: “И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова (“Царство ему Небесное, вечный покой…”), как подле меня появились два Ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен”. Позже один благочестивый странник объяснил ему, что это был “встречный Ангел”. Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: “Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами”. Галльский епископ VI века, св. Сальвий, следующим образом описывает свой опыт смерти: “Когда моя келья сотряслася четыре дня назад и вы видели меня лежащим мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на самую вершину небес” (Св. Григорий Турский. История франков. VII, 1).

Обязанность этих Ангелов – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного, – имея человеческий облик, они твердо схватывают “тонкое тело” души и уводят его. “Светлые Ангелы взяли ее (душу) к себе на руки” (св. Феодора). “Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты…” (“Невероятное для многих…”). Св. Сальвий был “поднят двумя Ангелами”. Подобные примеры можно было бы продолжать.

Поэтому нельзя утверждать, что “светящееся существо” из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей “обратные кадры” ее прошлой жизни, есть Ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, появляющееся как Ангел, действительно есть Ангел, потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор. 11, 14). И поэтому о существах, которые и вида-то Ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это не Ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных “посмертных” опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с Ангелами.

Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле “светящееся существо” было бесом, маскирующимся под Ангела света, чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Моуди (“Жизнь после жизни”, стр. 107-108, “Размышления”, стр. 58-60) и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с “хорошим” действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на зло наивны до предела. Д-р Моуди полагает, что “сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения” (“Жизнь после жизни”, стр. 108) и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто “хорошее”.

Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма: спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей (Пс. 7, 2-3), дает такое объяснение: “Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: спаси мя от гонящих, а там во время испытания: избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою. И сие можешь узнать от Самого Господа, Который перед страданием говорит: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего(Ин. 14, 30)” (т. 1, стр. 104).

Действительно, не только христианским подвижникам приходится сталкиваться с бесовским испытанием в час смерти. Св. Иоанн Златоуст в “Беседах на Евангелиста Матфея” образно описывает, что случается с обыкновенными грешниками во время смерти: “Посему много услышишь рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великою силою сотрясают оный и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучаться с ним, ужасаясь видения приближающихся Ангелов. Ибо если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то какое будет наше мучение, как увидим приближающихся Ангелов грозных и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но вотще и без пользы” (Беседа 53, т. 3, стр. 414-415).

Православные жития святых полны рассказов о подобных бесовских зрелищах в момент смерти, цель которых обычно запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, св. Григорий в своих “Собеседованиях” рассказывает об одном богаче, бывшем рабом многих страстей: “Незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада… Вся семья собралась вокруг него, плача и стеная. Хотя они и не могли, по словам самого больного, по бледности его лица и по дрожанию его тела понять, что там были злые духи. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону… И теперь почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал:

“Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!” И на этом его жизнь прервалась” (IV, 40). Св. Григорий рассказывает и о других подобных случаях, также и Беда в своей “Истории Английской Церкви и народа” (кн. V, гл. 13, 15). Даже в Америке XIX века подобные случаи не были редкостью; недавно опубликованная антология содержит истории, имевшие место в прошлом веке, которые носят заголовки вроде: “Я в огне, вытащите меня!”, “О, спасите меня, они меня утаскивают!”, “Я иду в ад!” и “Дьявол идет, чтобы утащить мою душу в ад” (Джон Майерс. Голоса на краю вечности. Spire Books, Old Tappan, N.J., 1973, стр. 71, 109, 167, 196).

Однако д-р Моуди ничего подобного не сообщает: в сущности, в его книге все опыты умирающих (за достойным внимания исключением самоубийства, см. стр. 127-128) приятные – будь то христиане или нехристиане, люди религиозные или нет. С другой стороны, д-ра Осис и Харалдсон в своих исследованиях нашли нечто не столь далекое от этого опыта.

Эти ученые нашли в своих исследованиях американских случаев то же, что и д-р Моуди: явление потусторонних посетителей воспринимается как нечто положительное, больной принимает смерть, этот опыт приятен, вызывает спокойствие и душевный подъем и часто – прекращение боли перед смертью. В исследованиях же индийских случаев не менее одной трети больных, видевших явления, испытали страх, угнетение и беспокойство в результате появления “ямдутов” (“вестников смерти”, хинди) или других существ; эти индийцы сопротивляются или пытаются избежать потусторонних посланников. Так, в одном случае умирающий индийский конторский служащий говорил: “Кто-то здесь стоит! У него телега, наверное, это ямдут. Он, должно быть, заберет кого-то с собой. Он дразнит меня, что он хочет взять меня!.. Пожалуйста, держите меня, я не хочу!” Боли его возросли, и он умер (“В час смерти”, стр. 90). Один умирающий индиец внезапно сказал: “Вот идет ямдут, чтобы забрать меня. Снимите меня с постели, чтобы ямдут не нашел меня”. Он показал наружу и вверх: “Вот он”. Больничная палата была на первом этаже. Снаружи у стены здания было большое дерево, на ветвях которого сидело множество ворон. Как только больному представилось это видение, все вороны внезапно покинули дерево с большим шумом, как если бы кто выстрелил из ружья. Мы были удивлены этим и выбежали через открытую дверь комнаты, но не увидели ничего, что могло бы потревожить ворон. Обычно они были очень спокойны, поэтому всем нам, присутствующим, очень запомнилось то, что вороны улетели с большим шумом как раз тогда, когда у больного было видение. Как будто бы и они тоже почувствовали что-то ужасное. Когда это случилось, больной потерял сознание и через несколько минут испустил дух (стр. 41-42). Некоторые ямдуты имеют страшную внешность и вызывают в умирающем еще больший страх.

Это самое большое различие между американским и индийским опытами умирания в исследованиях д-ров Осиса и Харалдсона, но авторы не находят ему объяснения. Естественно, возникает вопрос: почему в современном американском опыте почти совсем отсутствует один элемент – страх, вызываемый ужасными потусторонними явлениями, столь общими как для христианского опыта прошлого, так и настоящего индийского опыта?

Нам нет необходимости точно определять природу явлений умирающим, чтобы понять, что, как мы видели, они в какой-то мере зависят от того, что умирающий ожидает или что готов увидеть. Поэтому христиане прошлых веков, которые имели живую веру в ад и чья совесть в конце жизни обвиняла их, часто перед смертью видели бесов… Современные индусы, которые, конечно, более “примитивны”, чем американцы, в своих верованиях и своем понимании, часто видят существа, которые соответствуют их все еще очень реальным страхам относительно загробной жизни. А современные “просвещенные” американцы видят явления, согласующиеся с их “комфортабельной” жизнью и убеждениями, которые, в общем, не включают реального страха ада или уверенности в существовании бесов.

В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые согласуются с духовным сознанием или ожиданиями искушаемых. Тем, кто боится ада, бесы могут явиться в ужасном виде, чтобы человек умер в состоянии отчаяния. Но тем, кто не верит в ад (или протестантам, которые верят, что они надежно спасены, и поэтому не боятся ада), бесы, естественно, предложили бы какие-то другие искушения, которые не обнаруживали бы столь ясно их злые намерения. Подобным же образом уже достаточно пострадавшему христианскому подвижнику бесы могут явиться в таком виде, чтобы соблазнить его, а не запугать.

Хорошим примером такого рода является искушение бесами в час смерти мученицы Мавры (III век). После того, как она была распята на кресте в течение девяти дней вместе с мужем, мучеником Тимофеем, дьявол искушал ее. В житии этих святых повествуется, как сама мученица Мавра рассказала о своих искушениях мужу и соучастнику в страданиях: “Ободрись, брат мой, и отгони от себя сон; бодрствуй и уразумей то, что я видела: мне показалось, что предо мною, находившейся как бы в восхищении, был человек, имевший в руке своей чашу, наполненную молоком и медом. Человек этот сказал мне: “Взявши это, выпей”. Но я сказала ему: “Кто ты?” Он же ответил: “Я Ангел Божий”. Тогда я сказала ему: “Помолимся ко Господу”. Потом он сказал мне: “Я пришел к тебе для того, чтобы облегчить твои страдания. Я видел, что ты сильно хотела есть и пить, так как до сего времени ты не вкушала никакой пищи”. Снова я сказала ему: “Кто побудил тебя оказать мне эту милость? И какое дело тебе до моего терпения и пощения? Разве ты не знаешь, что Бог силен сотворить и то, что невозможно людям?” Когда я помолилась, то увидела, что человек тот отворачивает лицо свое на запад. Из этого я поняла, что это было обольщение сатанинское; сатана хотел искусить нас на кресте. Затем вскоре видение то исчезло. Потом подошел другой человек, и мне показалось, что он привел меня к реке, текущей молоком и медом, и сказал мне: “Пей”. Но я отвечала: “Я уже сказала тебе, что не буду пить ни воды, ни какого другого земного пития до тех пор, пока не испию чашу смерти за Христа, Господа моего, которую Он Сам растворит для меня спасением и бессмертием жизни вечной”. Когда я говорила это, тот человек пил из реки, и вдруг исчез и он сам, и река с ним” (“Житие святых мучеников Тимофея и Мавры”, 3 мая). Ясно, какую осторожность должен проявлять христианин, получая “откровения” во время смерти.

Итак, час смерти – это воистину время бесовских искушений, и те духовные опыты, которые люди получают в это время (даже если кажется, что это происходит “после смерти”, о чем речь будет идти ниже), должны быть оценены по тем же христианским меркам, что и любые другие духовные опыты. Аналогичным образом духи, которые могут встретиться в это время, должны быть подвергнуты всесторонней проверке, которую апостол Иоанн выражает следующим образом: испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4, 1).

Некоторые из критиков современных “посмертных” опытов уже указывали на сходство “светящегося существа” с “духами-руководителями” и “духами-друзьями” медиумического спиритизма. Поэтому рассмотрим вкратце спиритическое учение в той его части, где говорится о “светящихся существах” и их сообщениях. Один классический труд по спиритизму (Дж. Артур Хилл. Спиритизм. Его история, явления и учение. George H. Doran Co., Нью-Йорк, 1919) указывает, что спиритическое “учение всегда или практически всегда согласуется с высокими моральными нормами; в отношении веры оно всегда теистическое, всегда почтительно к ней, но не слишком-то интересуется такими интеллектуальными тонкостями, которые интересовали Отцов церковных соборов” (стр. 235). Затем в книге отмечается, что “ключом” и “центральной доктриной” спиритического учения является любовь (стр. 283), что от духов спириты получают “славное знание”, которое обязывает их вести миссионерскую работу по распространению “знания о том, что жизнь после смерти действительно есть” (стр. 185-186) и что “совершенные” духи теряют “ограничения” личности и становятся более “влияниями”, чем личностями, все более и более наполняясь “светом” (стр. 300-301). Действительно, в своих гимнах спириты буквально призывают “светящиеся существа”:

“Служители света блаженные,

От смертных очей сокровенные…

Вестников света пошли среди ночи,

Чтобы отверзть нам сердечные очи…”

(стр. 186-187)

Всего этого достаточно, чтобы усомниться в “светящемся существе”, которое сейчас появляется людям, ничего не знающим о природе и коварстве бесовских ухищрений. Наша подозрительность только увеличивается, когда мы слышим от д-ра Моуди, что некоторые описывают это существо как “забавную личность” с “чувством юмора”, которая “развлекает” и “забавляет” умирающего (“Жизнь после жизни”, стр. 49, 51). Подобное существо с его “любовью и пониманием” на самом деле удивительно похоже на тривиальных и часто добродушных духов на сеансах, которые, без всякого сомнения, являются бесами (если сами сеансы – не жульничество).

Этот факт привел к тому, что некоторые отрицают как бесовский обман вообще все сообщения о “посмертном” опыте, и в одной книге, написанной евангельскими протестантами, утверждается, что “существуют новые и неизведанные опасности во всем этом обмане о жизни и смерти. Даже смутная вера сообщениям о клинических опытах, по нашему убеждению, может иметь серьезные последствия для тех, кто верит в Библию. Не один искренний христианин полностью поверил тому, что светящееся существо есть не кто иной, как Иисус Христос и, к несчастью, этих людей можно очень легко дурачить” (Джон Уэлдон и Зола Левит “Есть ли жизнь после смерти?”, Harvest House Publishers, Irvine, Calif., 1977, стр. 76). Помимо указания на тот несомненный факт, что ряд исследователей “посмертного” опыта также интересуется оккультизмом и даже имеет контакт с медиумами, авторы книги в поддержку этого утверждения проводят ряд замечательных параллелей между современным “посмертным” опытом и опытом медиумов и оккультистов недавнего прошлого (стр. 64-70).

В этих наблюдениях, конечно, много истины. К сожалению, без полного христианского учения о загробной жизни даже самые благонамеренные “верующие в Библию” заблуждаются, отвергая вместе с опытом, который может оказаться бесовским обманом, и подлинный посмертный опыт души. И, как мы увидим, сами эти люди способны поверить обманчивому “посмертному” опыту.

Д-ра Осис и Харалдсон, которые оба имели “непосредственный опыт общения с медиумами”, отмечают некоторое сходство между явлениями умирающим и опытом спиритизма. Однако они отмечают существенное, “бросающееся в глаза расхождение” между ними: “Вместо продолжения мирской жизни (которую описывают медиумы) пережившие смерть предпочитают начать совершенно новый образ жизни и деятельности” (“В час смерти,” стр. 200). На самом деле царство “посмертного” опыта не представляется полностью отличным от царства обычного медиумизма и спиритизма, но это все же царство, где бесовские обманы и внушения не только возможны, но положительно их следует ожидать, особенно в те последние дни, в какие мы живем, когда мы являемся свидетелями все новых и более тонких духовных искушений, даже великих знамений и чудес, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24).

Поэтому нам следует быть, по крайней мере, очень осторожными со “светлыми существами”, которые как будто появляются в момент смерти. Очень уж они похожи на бесов, представляющихся “Ангелами света”, чтобы соблазнить не только самого умирающего, но и тех, кому он впоследствии расскажет свою историю, если будет возвращен к жизни (о возможности чего, конечно, бесы хорошо осведомлены).

Однако, в конечном счете, наше суждение об этом и других “посмертных” явлениях должно основываться на учении, которое вытекает из них, – будь оно или дано каким-то духовным существом, увиденным в момент смерти, или просто подразумевается, или выводится из этих явлений.

Некоторые из “умерших” и возвращенных к жизни – обычно те, кто был или стал очень религиозным – отождествляли встреченное “светящееся существо” не с Ангелом, а с невидимым присутствием самого Христа. У этих людей такой опыт часто связан с другим явлением, которое для православных христиан является, возможно, самым загадочным на первый взгляд явлением, встречаемым в современных посмертных переживаниях – видением “неба”.

Святые и давно умершие соловецкие монахи время от времени являются людям на Соловках и в окрестностях как видения. Анализируя рассказы счастливых очевидцев, можно выделить четыре признака, которые надо иметь, чтобы и Вам явилось видение святого: (1) у вас не должно быть высшего образования или ученой степени; (2) вы должны находиться вдали от людей, где-нибудь в тайге, в море, в лесу, в болоте... (3) вы должны быть сильно физически истощены и близки к потере сознания от голода, стужи, болезни или избиений; и, наконец, (4) у вас не должно быть с собой никаких гаджетов. Фото-видеокамер и прочих мобильников святые, простите за каламбур, на дух не переносят.

Явления Богородицы, ангелов и святых простым людям Соловецкого архипелага

Явление святой Богородицы и пророчество о Соловецкой Голгофе

В 1712 году монаху Иисусу под этой горой во время ночного молитвенного бдения явилась Богоматерь в небесной славе и сказала: "Сия гора отселе будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит. И убелится она страданиями неисчислимыми."