Open
Close

Государственный исторический архив литературы и искусства. Российский государственный архив

3 222 фонда, 1 607 603 ед. хр., ХVIII в. – 2015 г. (отдельные документы – ХIV, ХVI, ХVII вв.), 1265 музейных предметов, 167 микроформ на правах подлинников.

    Фонды учреждений – 398 фондов;

    личные фонды – 2 823 фонда;

    микрофильмы – 7 400 206 кадров.

    1 фонд, микроформы.

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов СССР (1965–1991) .

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестояшие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ – начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.

Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и др. ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах И.Е. Репина, В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л.Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов – альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988–2012 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А.Т. Аверченко, А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, С.П. Мельгунова, М.И. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита, СП СССР.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) -- крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - Российский государственный архив литературы и искусства. Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

История организации РГАЛИ

Архив был основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея -- Гослитмузея (ГЛМ) -- как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность.

Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул.

Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина. Из Московского областного архива - материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве - фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского.

Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново - архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского - архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы - материалы В.Г. Короленко, из Киева - Н.В. Гоголя и др.

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

литературных фондов,

фондов искусств,

научно-публикаторского,

научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Введение

Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития

Характеристика архивных фондов РГАЛИ

Заключение


Введение

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) - «Архив муз» - крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

Место расположения архива - г.Москва.

В архиве РГАЛИ сосредоточены документы, характеризующие различные исторические этапы в развитии литературы, искусства, общественной мысли как в России, так и в других странах мира, датируемые с 1545 г. по настоящее время.

В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Цель данной работы: дать описание истории возникновения и развития РГАЛИ, а также кратко охарактеризовать ее архивные фонды.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития

Российский государственный архив литературы и искусства - это федеральный архив, который является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кино.

Архив был создан в 1941 г. как Центральный государственный литературный архив. Он стал любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, - вспоминал Ираклий Андроников. - Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».

Значительную часть собрания составили материалы Государственного литературного музея, образованного еще в 1933 г. Также сюда были переданы фонды из других хранилищ: Центрального государственного архива Октябрьской революции (сейчас в составе ГАРФ), Центрального государственного архива древних актов (ныне РГАДА), Государственного Исторического музея, Третьяковской галереи и т.д.

В 1954 г. ЦГЛА был переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СССР), в 1992 г. он получил свое сегодняшнее название - Российский государственный архива литературы и искусства (РГАЛИ).

В архиве сосредоточены документы, характеризующие различные исторические этапы в развитии литературы, искусства, общественной мысли как в России, так и в других странах мира. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия - с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Отдельные документы датируемые 1545 г.

В документах РГАЛИ сосредоточена информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, о творческих контактах представителей отечественной и зарубежной культуры.

Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций, и фондов личного происхождения, составляют которые основную массу фондов архива. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, творческое наследие деятелей русского зарубежья; а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и несёт ответственность за сохранность находящихся на хранении документов и их надлежащее использование.

Подавляющее большинство хранящихся в РГАЛИ документов является их историко-культурная ценность.

2. Характеристика архивных фондов РГАЛИ

архив литература искусство фонд

В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения ХVIII-ХХI вв., отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.; фонды учреждений - 351 фф.; личные фонды - 2677 фф.; микрофильмы - около 6000000 кадров. 1 ф., микроформы. Поэтому любой перечень будет неполным, назовем лишь отдельные.

Самый древний источник - пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV-XVI вв.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).

Архив содержит многочисленные документы органов государственного управления в области культуры советского периода: Министерства культуры СССР, Комитета по делам искусств, Комитета по делам кинематографии, Союза архитекторов (писателей, композиторов) и др. организаций.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами, прежде всего, общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811-1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859-1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917-1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920-1932), Союза писателей СССР (1932-1991) и его предшественников - литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934-1991) и РСФСР (1957-1991), Союзов художников (1957-1991), архитекторов (1932-1991), кинематографистов (1965-1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть разделена на три группы:

управленческую, отражающую административные функции учреждения. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера - отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы;

по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах;

непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство).

Наиболее крупный фонд, имеющийся в архиве, фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских князей Вяземских - это так называемый «Остафьевский архив» из села Остафьево Московской губернии, включающий массу документов по истории литературы первой половины XIX в. Документы данного фонда позволяют составить представление о многих процессах в русской литературе первой половины ХIХ в.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ - начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф.М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

«Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга, и многих других писателей отражена история советской литературы (XX в.).

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.М. Глиэра, В.Я. Шебалина, Д.Б. Кабалевского, Н.Я. Мясковского, И.О. Дунаевского, Д.Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.).

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, Л.В. Собинова, А.А. Горского, М.И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л.Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие - в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены.

Подавляющее число таких художников - представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ.

Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В.В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского, И.К. Айвазовского, И.С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников - самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.К. Бялыницкого-Бирули, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, С.Ю. Судейкина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина, Е.Г. Гуро, М.В. Ле-Дантю, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов - эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В.В. Маяковского, В.В. Лебедева, М.М. Черемныха, Д.С. Моора, В.Н. Дени, фотомонтажей Л.М. Лисицкого, Г.Г. Клуциса, С.Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино - Я.А. Протазанова, И.И. Мозжухина, В.И. Пудовкина, М.И. Ромма, Л.В. Кулешова, Дз. Вертова, Р.Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С.М.Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков - театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е.Г. Гуро, В.Ф. Ходасевича, К.С. Петрова-Водкина, К.Н. Редько, а также А.А. Арапова, И.И. Нивинского, П.Н. Филонова, П.В. Кузнецова и Е.М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И.С.Зильберштейн - известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А.Н. Бенуа, эскизами М.В. Добужинского, К.А. Коровина, С.М. Лифаря, А.М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ - это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г. Гуро, К.М. Зданевича, С.Б. Никритина, В.С. Барта, А.А. Моргунова.

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя - А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я.Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ - от живописных полотен до зарисовок - поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, - при всей случайности подбора имен и характера работ, - они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н.А. Бердяеву, В.А. Соловьеву, А.М. Ремизову, М.И. Цветаевой, И.Г. Эренбургу, А.Г. Коонен, К.М. Симонову, К.А. Кедрову, М.М. Плисецкой и др. Так, в фонде М.И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н.А. Бердяева - металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К.М. Симонова.

Документы редакций многочисленных журналов и газет, выходивших в России в период с XVIII по начало XX вв., сохраняются в фондах архива. Среди них такие, как «Русское богатство», «Современник», «Речь», «Русские ведомости» и др.

В материалах архива имеются собрания и отдельные рукописи зарубежных писателей, общественных и государственных деятелей: В.Гюго, А. Дюма, Э.Золя, Р.Роллана и других, содержатся автографы Наполеона I, Вольтера, О. де Бальзака, Ж. Санд, Ф.Листа и др.

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.


Заключение

Таким образом, в настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея - Гослитмузея (ГЛМ) - как Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ. В 1954 г. переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), а в июне1992 г. - в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В архиве хранятся документы с XVIII в. до наших дней. Основную массу фондов архива составляют личные фонды деятелей культуры. Модель документального массива включает 65% письменных источников и 35% изобразительных. Более половины - документы личного происхождения: творческие материалы, переписка, документы биографического характера и др. Остальные представляют собой управленческую документацию, включающую, в том числе и документы по личному составу. В РГАЛИ также отложились разнообразные источники по истории отечественной культуры: произведения живописи и графики, фотографии, мемориальные предметы и реликвии; информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих контактов представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Список используемых источников

1.Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. Том 3: П-Я. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 704 с.

.Федеральная архивная служба России: Краткий справочник. Российский государственный архив литературы и искусства: путеводитель / Ред. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 695 с.

.Чмыхало А.Ю. Архивное дело: пособие / А.Ю. Чмыхало. - Томск: ТПУ, 2005. - 138 с.


Введение

Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития

Характеристика архивных фондов РГАЛИ

Заключение

Список используемых источников


Введение


Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) - «Архив муз» - крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

Место расположения архива - г.Москва.

В архиве РГАЛИ сосредоточены документы, характеризующие различные исторические этапы в развитии литературы, искусства, общественной мысли как в России, так и в других странах мира, датируемые с 1545 г. по настоящее время.

Цель данной работы: дать описание истории возникновения и развития РГАЛИ, а также кратко охарактеризовать ее архивные фонды.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.


1. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития


Российский государственный архив литературы и искусства - это федеральный архив, который является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кино.

Архив был создан в 1941 г. как Центральный государственный литературный архив. Он стал любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, - вспоминал Ираклий Андроников. - Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».

Значительную часть собрания составили материалы Государственного литературного музея, образованного еще в 1933 г. Также сюда были переданы фонды из других хранилищ: Центрального государственного архива Октябрьской революции (сейчас в составе ГАРФ), Центрального государственного архива древних актов (ныне РГАДА), Государственного Исторического музея, Третьяковской галереи и т.д.

В 1954 г. ЦГЛА был переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СССР), в 1992 г. он получил свое сегодняшнее название - Российский государственный архива литературы и искусства (РГАЛИ).

В архиве сосредоточены документы, характеризующие различные исторические этапы в развитии литературы, искусства, общественной мысли как в России, так и в других странах мира. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия - с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Отдельные документы датируемые 1545 г.

В документах РГАЛИ сосредоточена информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, о творческих контактах представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций, и фондов личного происхождения, составляют которые основную массу фондов архива. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, творческое наследие деятелей русского зарубежья; а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и несёт ответственность за сохранность находящихся на хранении документов и их надлежащее использование.

Подавляющее большинство хранящихся в РГАЛИ документов является их историко-культурная ценность.

2. Характеристика архивных фондов РГАЛИ

архив литература искусство фонд

В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения ХVIII-ХХI вв., отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.; фонды учреждений - 351 фф.; личные фонды - 2677 фф.; микрофильмы - около 6000000 кадров. 1 ф., микроформы. Поэтому любой перечень будет неполным, назовем лишь отдельные.

Самый древний источник - пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV-XVI вв.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).

Архив содержит многочисленные документы органов государственного управления в области культуры советского периода: Министерства культуры СССР, Комитета по делам искусств, Комитета по делам кинематографии, Союза архитекторов (писателей, композиторов) и др. организаций.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами, прежде всего, общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811-1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859-1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917-1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920-1932), Союза писателей СССР (1932-1991) и его предшественников - литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934-1991) и РСФСР (1957-1991), Союзов художников (1957-1991), архитекторов (1932-1991), кинематографистов (1965-1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть разделена на три группы:

управленческую, отражающую административные функции учреждения. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера - отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы;

по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах;

непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство).

Наиболее крупный фонд, имеющийся в архиве, фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских князей Вяземских - это так называемый «Остафьевский архив» из села Остафьево Московской губернии, включающий массу документов по истории литературы первой половины XIX в. Документы данного фонда позволяют составить представление о многих процессах в русской литературе первой половины ХIХ в.

В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени: в архиве достаточно широко представлена переписка многих русских литераторов: Г.Р. Державина, П.Я. Чаадаева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других писателей. Литература начала XIX в. представлена материалами писателей-классиков А.С. Грибоедова, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ - начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф.М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

«Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга, и многих других писателей отражена история советской литературы (XX в.).

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.М. Глиэра, В.Я. Шебалина, Д.Б. Кабалевского, Н.Я. Мясковского, И.О. Дунаевского, Д.Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.).

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, Л.В. Собинова, А.А. Горского, М.И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л.Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие - в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены.

Подавляющее число таких художников - представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ.

Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В.В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского, И.К. Айвазовского, И.С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников - самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.К. Бялыницкого-Бирули, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, С.Ю. Судейкина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина, Е.Г. Гуро, М.В. Ле-Дантю, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов - эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В.В. Маяковского, В.В. Лебедева, М.М. Черемныха, Д.С. Моора, В.Н. Дени, фотомонтажей Л.М. Лисицкого, Г.Г. Клуциса, С.Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино - Я.А. Протазанова, И.И. Мозжухина, В.И. Пудовкина, М.И. Ромма, Л.В. Кулешова, Дз. Вертова, Р.Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С.М.Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков - театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е.Г. Гуро, В.Ф. Ходасевича, К.С. Петрова-Водкина, К.Н. Редько, а также А.А. Арапова, И.И. Нивинского, П.Н. Филонова, П.В. Кузнецова и Е.М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И.С.Зильберштейн - известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А.Н. Бенуа, эскизами М.В. Добужинского, К.А. Коровина, С.М. Лифаря, А.М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ - это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г. Гуро, К.М. Зданевича, С.Б. Никритина, В.С. Барта, А.А. Моргунова.

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя - А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я.Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ - от живописных полотен до зарисовок - поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, - при всей случайности подбора имен и характера работ, - они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н.А. Бердяеву, В.А. Соловьеву, А.М. Ремизову, М.И. Цветаевой, И.Г. Эренбургу, А.Г. Коонен, К.М. Симонову, К.А. Кедрову, М.М. Плисецкой и др. Так, в фонде М.И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н.А. Бердяева - металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К.М. Симонова.

Документы редакций многочисленных журналов и газет, выходивших в России в период с XVIII по начало XX вв., сохраняются в фондах архива. Среди них такие, как «Русское богатство», «Современник», «Речь», «Русские ведомости» и др.

В материалах архива имеются собрания и отдельные рукописи зарубежных писателей, общественных и государственных деятелей: В.Гюго, А. Дюма, Э.Золя, Р.Роллана и других, содержатся автографы Наполеона I, Вольтера, О. де Бальзака, Ж. Санд, Ф.Листа и др.

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988-1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А.Т. Аверченко, А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, С.П. Мельгунова, М.И. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита.


Заключение


Таким образом, в настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея - Гослитмузея (ГЛМ) - как Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ. В 1954 г. переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), а в июне1992 г. - в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В архиве хранятся документы с XVIII в. до наших дней. Основную массу фондов архива составляют личные фонды деятелей культуры. Модель документального массива включает 65% письменных источников и 35% изобразительных. Более половины - документы личного происхождения: творческие материалы, переписка, документы биографического характера и др. Остальные представляют собой управленческую документацию, включающую, в том числе и документы по личному составу. В РГАЛИ также отложились разнообразные источники по истории отечественной культуры: произведения живописи и графики, фотографии, мемориальные предметы и реликвии; информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих контактов представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.


Список используемых источников


1.Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. Том 3: П-Я. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 704 с.

.Федеральная архивная служба России: Краткий справочник. Российский государственный архив литературы и искусства: путеводитель / Ред. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 695 с.

.Чмыхало А.Ю. Архивное дело: пособие / А.Ю. Чмыхало. - Томск: ТПУ, 2005. - 138 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если вы интересуетесь творческими поисками или подробностями биографии художников, музыкантов, архитекторов и других деятелей культуры, хотите поработать с дневниками, уникальными фотографиями или рисунками, то ваш путь лежит по адресу: улица Выборгская, дом 3, корпус 2. Изначально архив создавался как литературный. В 1941 году сюда передали коллекции Государственного литературного музея, а также некоторые материалы из Третьяковской галереи, Исторического музея, Архива Октябрьской революции и других музеев и частных архивов, имевших отношение к искусству и литературе.

Семь лет спустя его переименовали в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, а после 1992 года первое слово в названии сменилось на «Российский». Неудивительно, что литературная часть архива наиболее масштабна.

Среди ее сокровищ самый древний документ – рукописная книга XIV века «Пасхальная Агада» с описанием ритуала пасхального седера на древнееврейском языке. Другие древние произведения датируются XVI–XVII веками. Тут же содержатся материалы о жизни и творчестве замечательных деятелей русской культуры – от Пушкина и Лермонтова до Розанова и Солженицына.

Особую ценность представляет «Остафьевский архив», хранящий документы нескольких поколений семьи Вяземских. В нем рукописи князя Петра Вяземского, друга Пушкина, автографы выдающихся деятелей – от Петра I и императрицы Екатерины II до английского поэта Джорджа Байрона и французского писателя Оноре де Бальзака. На хранении в РГАЛИ находится часть архива Достоевского. Благодаря ему можно представить, как создавались классические произведения русской литературы «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток». Серебряный век представлен творческим наследием Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Пастернака, а также Бунина, Андреева и других выдающихся писателей и поэтов. Многие документы из литературных архивов того периода долгое время были засекречены. Они стали доступны исследователям и широкой публике в конце 1980-х – начала 1990-х годов. Часто эти материалы были либо привезены из-за рубежа, либо некогда выведены из общего хранения за их «антисоветскую направленность».

Не менее богатая коллекция документов, хранящихся в РГАЛИ, касается истории русского театра. Здесь вы найдете архивы Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества; личные архивы Мейерхольда и Яблочкиной, Собинова и Петипа. Помимо фотографий, запечатлевших сцены различных постановок, можно увидеть эскизы декораций и костюмов, режиссерские сценарии пьес, прочесть заметки режиссеров о спектаклях и репетициях или записи, раскрывающие актерское видение. Особенность РГАЛИ в том, что он совмещает функции музея и архива. На хранении в фондах находится огромный изобразительный материал – картины, фотографии, плакаты, графика и т. д.

Особые коллекции

Есть и еще один нюанс. В свое время многих художников запрещали выставлять в музейных залах по идеологическим и политическим причинам. В архиве их работы были спасены и сохранены для потомков. Таким образом, например, уцелели творения русских авангардистов.

В РГАЛИ находится бесценная коллекция Владимира Татлина и Алексея Крученых, работы таких мастеров авангарда, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, архитекторы братья Александр и Виктор Веснины. За счет личных архивов пополнилась коллекция графики и плаката, например здесь можно увидеть 400 оригинальных плакатов Маяковского. Графика поступила сюда еще при создании архива из разрозненных собраний книжных издательств и редакций художественных журналов. Тогда же Третьяковская галерея передала хранившиеся в ее фондах документы мастерской ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, Российской академии художеств, а также личные архивы некоторых художников. В дальнейшем изобразительный отдел архива пополнялся за счет различных поступлений. Например, благодаря искусствоведу и коллекционеру Илье Зильберштейну здесь можно взглянуть на акварели Бенуа, театральные эскизы Добужинского, рисунки Коровина, Лифаря, Ремизова.

Из деятелей кино свое наследие оставили архиву Яков Протазанов и Иван Мозжухин, Михаил Ромм и Лев Кулешов, Дзига Вертов и Роман Кармен. Несомненное украшение собрания – пять тысяч рисунков режиссера Сергея Эйзенштейна. Чрезвычайно богаты музыкальная коллекция и собрание кинофотодокументов (к примеру, именно здесь хранится одна из лучших коллекций русской фотографии). Уникально собрание личных вещей и предметов, принадлежавших выдающимся деятелям культуры и искусства. Среди них грушевый ларец Марины Цветаевой, ее серебряный перстень и чернильница, а в архиве Николая Бердяева – портмоне и бумажник, часы и портсигар.

Родственники поэта Константина Симонова передали на хранение в архив весь интерьер его рабочего кабинета. РГАЛИ регулярно устраивает выставки, ведет большую просветительскую и исследовательскую работу. Его собрание постоянно пополняется.

Но самой важной задачей сотрудники полагают создание электронной базы документов, мечтая потягаться с ведущими мировыми архивами не только объемами фондов, но и новыми технологиями. Возможно, уже скоро благодаря этому нововведению мы сможем читать дневники Лермонтова или изучать редкую партитуру Мусоргского, не выходя из дома.