Open
Close

Самые дорогие советские ёлочные игрушки. Из истории ёлочных игрушек и их коллекционирования Коллекционирование елочных игрушек

Сегодня елочная игрушка - это не только праздничное украшение, но и музейный экспонат. В наше время елочная игрушка стала предметом гордости коллекционера, появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные игрушки в качестве подарка на Новый год.


Собирают наши елочные игрушки и наши соотечественники, и иностранцы. На Вернисаже в Измайлово они покупают не только традиционные матрешки, платки и расписные подносы, но и старые советские елочные игрушки.

Одна из самых крупных в мире коллекций елочной игрушки была собрана американкой Ким Балашак, с 1995 года живущей в России. Коллекция охватывает пять периодов: дореволюционный, двадцатые и тридцатые годы, годы Великой Отечественной войны, послевоенный и, наконец, эпоха «развития социалистической индустрии и роста народного благосостояния» вплоть до 1965 года. В собрании более 2,5 тыс. экземпляров российской и советской игрушки, среди которых есть и уникальные - например, серия шариков с изображением членов Политбюро. Или, например, - большой елочный шар, на котором изображены четыре главных лица того времени: Сталин, Ленин, Маркс и Энгельс. Все эти шары - большая редкость: такие производились только в течение одного, 1937 года, в Москве.

Разбирая старые коробки с советскими елочными игрушками, я умилилась: чего только не делали в совке: космонавты, повара, избушки на курьих ножках, часы, разные овощи и фрукты, чайники и самовары, смешные плоские профили животных, ватные деды морозы и снегурочки. И все это счастье я нашла на антресолях в деревянных коробках у бабушки. Настоящие сокровища! Посмотрите. Какая от них исходит волшебная и торжественная энергетика, это - не современный блескучий пластик из Китая.

Наслаждайтесь.

Помните, как в детстве вместе с родителями доставали заветные коробки с игрушками и украшали ёлку к празднику? Каждая такая игрушка – неважно, стеклянный ли это шарик в виде рыбки на прищепках, фарфоровая кукла или забавный петушок, напоминает о волшебстве и тёплой атмосфере семейного праздника. Появилось даже модное хобби – коллекционирование ёлочных игрушек.

Будни коллекционера
Очереди за экземплярами, которые периодически распродают, как это было, например, во Владивостоке в 2015 году, выстраиваются немереные. Кто-то закупается на несколько десятков тысяч, обходя базары, антикварные лавки и всевозможные киоски, кто-то находит интересные игрушки, путешествуя по разным странам, другие выискивают интересующие их вещицы на интернет-площадках типа eBay и Avito.
В среде коллекционеров ёлочные игрушки пользуются большой популярностью, особенно российские. Их принято делить на несколько периодов: дореволюционные, послереволюционные, советские. Последние, в свою очередь, делятся на довоенные, послевоенные и «хрущёвские» (знаменитые игрушки в виде фруктов или овощей). Всё, что было выпущено до 1966 года прошлого века, в этой среде считается старинным, и потому – особенно ценным.

Вслед за традицией
Кстати, украшение новогоднего дерева – очень давняя традиция. Считается, что её корни уходят в Германию XVII века, а идея принадлежит религиозному деятелю Мартину Лютеру. По преданиям, он, прогуливаясь в сочельник 1513 года, увидел, как в ясном ночном небе зажигаются звёзды, сливаясь с верхушками огромных елей. Именно в тот год Лютер принёс домой свою первою ёлочку, украсив её свечами и звездой на манер Вифлеемской.
Через столетие в каждом немецком доме было по одной или несколько маленьких ёлочек, которые украшались сластями и яблоками и подвешивалась к потолку. В конце XVII века стали ставить одну большую. Однако сласти себе могли позволить далеко не все, и урожай не всегда радовал. В 1848 году тюрингские стеклодувы из города Лауша, известные своим изобретением глазного протеза (1835 год), создали стеклянный аналог яблок – небольшие шарики, сверху покрытые блёстками, а внутри начинённые свинцом. Сначала стеклодувы могли позволить себе только сферическую форму, но после того, как в 1867 году появилась газовая горелка, мастера стали создавать стеклянных зверей, ангелов, изящные сосуды. Позже игрушками из стекла начали украшать ели Швейцарии, Польши, Чехии, а также деревья других стран.

Груша как символ праздника
У каждого коллекционера своё мерило ценности: необязательно, чтобы игрушка была редкой, главное, чтобы дарила тёплые воспоминания. У Юрия Луценко, коллекционера из Реутова, в качестве таковой выступает груша – игрушка, с которой началось его увлечение. Однажды заглянув на новогодние праздники к родителям, Юрий увидел грушу на ёлке – и понял, что унесёт её с собой. С тех пор его коллекция начала неумолимо расти: блошиные рынки, ярмарки, забытые кем-то при переезде коробки – и вот у Юрия уже несколько тысяч экземпляров. Среди них попадаются и исторические, например, мишка с надписью «Северная почта», датированный 1938 годом и относящийся к серии игрушек, выпущенных в честь освоения Севера. Есть и такие, о существовании которых знают далеко не все: например, в 30-40 года прошлого века на ёлку было модно вешать 10-сантиметровые коробочки с конфетами – они назывались «шляпницы», так как изображали коробки из-под дамских шляпок.
Юрию нравится собирать игрушки, ведь в них заключена душа праздника. По словам коллекционера, раньше Новый год отмечали с большим размахом, а игрушки были более «живыми», однако Юрий надеется, что атмосферу былого ещё можно вернуть.

Приятные воспоминания
У фотографа Марины Ореховой из Алтуфьева коллекция тоже началась с семейных посиделок. Как-то раз девушка разглядывала старые фотографии, среди которых были и снимки новогодней ёлки. Нахлынули эмоции, захотелось вновь оказаться в детстве, поэтому Марина решила проверить, осталось ли что-то из былого великолепия, и нашла старые коробки с игрушками дома у родителей. Её коллекция маленькая и состоит из игрушек советского периода, но, как говорит Марина, в них содержатся история и достижения тех лет. Помимо самолётов, дирижаблей и космонавтов – символов освоения воздухоплавания и Космоса, у девушки есть игрушки другойф популярной советской тематики, персонажи мультфильмов. Свои трофеи – героев сказок «Серебряное копытце», «Чиполино», «Айболит» и некоторых других, Марина бережно хранит закутанными в вату на антресолях, а когда приходит время готовиться к Новому году, достаёт свои сокровища и развешивает на еловых лапах, мечтая вернуть ёлку времён своего детства.

Обитель игрушек
Елена Савинцева – коллекционер из Новгорода, хорошо помнит, как, будучи маленькой девочкой, вместе с мамой тщательно украшала ёлку, выбирая место для каждой игрушки. Тем более, что каждый год семейная коллекция пополнялась новой. Сейчас у Елены ежегодно в доме целых три дерева, а то и больше: одно для современных игрушек, искусственное, одно – обязательно настоящее – для старинных украшений, и несколько декоративных ёлочек. Кандидатов в «наряды» для ёлки у Елены хватает: несколько тысяч игрушек из ваты, картона и стекла дожидаются своего часа в коробках. Периодически Елена достаёт их раньше времени – блестящие и нарядные, герои сказок Пушкина, циркачи, олени, представители разных национальностей в традиционных костюмах и другие игрушки помогают бороться с плохим настроением. Некоторые экземпляры Елена сама чинит, восстанавливая недостающие части, раскрашивая их в тон украшения.

Игрушки Лады Лузиной
Украинская писательница Лада Лузина (Она же Владислава Кучерова) коллекционирует ёлочные игрушки всю жизнь. Даже создала специальный сайт, на котором выкладывает фотографии своей коллекции, истории приобретения, а также полезную информацию о ёлочных игрушках и празднике вообще. Зарубежных игрушек у неё много: фарфоровая кукла приблизительно 1800 года из Германии, которую она называет Пуританкой, датские олени, хрустальные шары из Египта, австрийский Щелкунчик, а ещё расшитые золотом ангелы из Собора Парижской Богоматери…
Будучи заядлым коллекционером (а дома у девушки хранятся не только ёлочные украшения, но также обширная коллекция часов), Лада любит собирать разные игрушки: от типично рождественских яслей и ангелочков до советских Дед Морозов и Снегурочек. Первые игрушки достались ей в наследство от бабушки: «Моя коллекция родилась на полвека раньше, чем я. Все мои самые любимые игрушки я получила в наследство. И ощущение значимости Нового года я получила в наследство, и склонность гордиться своими игрушками, и спрашивать «Ну правда же они красивые? Правда?» Так Лада начинает рассказ о своём увлечении на главной страничке сайта, посвящённого её многочисленной коллекции. И добавляет, что создала интернет-ресурс для того, чтобы не пришлось перевозить экземпляры (а их больше тысячи) в настоящий музей – вдруг разобьются?


Музей ёлочных украшений
Однако многие коллекционеры охотно выставляют свои сокровища на обозрение в музеях, и открывают собственные. Так было с минским предпринимателем Андреем Бегуном, который раньше занимался строительством телекоммуникационных сетей. Ёлочными украшениями бизнесмен увлекается с малых лет, позже он стал привозить редкие экземпляры из деловых поездок, а в 2014 году вместе с братом Дмитрием открыл свою первую выставку в минском Национальном историческом музее. В неё вошло 95% всей коллекции Андрея Бегуна. По его словам, экспозиция получилась исторической – братья Бегуны при помощи экспонатов рассказали в общих чертах, где и при каких обстоятельствах зародились первые ёлочные игрушки, как распространялись по разным странам, а также какие технологии использовались при их изготовлении. В коллекцию вошли как советские игрушки, так и украшения из разных стран: Чехии, Германии, Польши, Украины, Нидерландов.
Пару лет (2015-2016) выставка путешествовала по городам России, а в 2017 году вернулась обратно в Минск, на этот раз заняв место в торговом центре. Там же теперь йможно смастерить собственный ёлочный шар – продав свой бизнес, Андрей Бегун занялся изготовлением ёлочных игрушек. По его словам, Беларуси давно не хватало собственного производства в данной сфере, а изготовление шаров прямо в торговом центре – отличная возможность привлечь внимание общественности к отечественному продукту.


Коллекция Балашак
Есть в среде коллекционеров и очень известные личности – например, Ким Балашак. Эта американка прониклась любовью к русским ёлочным игрушкам сразу, как увидела одну из них на страницах журнала Colonial Homes – это был советский Кот в сапогах из ваты. Потом Ким вместе с мужем переехала из Бостона в Москву, а через три года – в 1998, увидела игрушки в магазине, не устояла и купила стеклянную гирлянду и ватного Деда Мороза. Потом долго искала того самого кота с фотографии, объезжала разные выставки, антикварные магазины, пока не нашла заветную игрушку на вернисаже в Измайлово.
К 2002 году у Ким набралось столько игрушек, что она смогла открыть свою первую выставку: «Мерцание истории в ёлочном шарике», которая прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. О своей любви к русским игрушкам Ким говорит следующее: «Они потрясающие. Они отражают всю вашу историю. Есть фигурки красноармейцев, пионерок и колхозниц. Игрушки на сельскохозяйственную или сталинскую тему. Уникальные фигурки на прищепках – герои русских сказок, сказок Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»), персонажи басен Крылова, доктор Айболит и его звери – это особенность только русских игрушек».

Русская национальная особенность
Многие коллекционеры – не только Ким, любят русские новогодние украшения за историю, атмосферу и общий настрой. «Моя коллекция ёлочных игрушек – это не объект поклонения хрупкой материальной вещи. Каждая из них олицетворяет воспоминания, эмоции, несбывшиеся надежды и мечты, у которых еще есть шанс когда-нибудь исполниться», – пишет московский коллекционер, пластический хирург по профессии, Екатерина Лонская в статье для издания Simple + Beyond. Ей очень нравятся украшения в деревенском стиле, наборы цирковых игрушек, а также куклы, изображающие танцоров балета – в детстве Екатерина восторженно заглядывалась на артистов, а теперь бережно хранит ватную балерину с подпаленными ножками.
Другой коллекционер – историк-исследователь и реставратор Сергей Романов, считает свою любовь к игрушкам особой. «В любом доме они остаются ещё от бабушек и дедушек, их же достают всего один раз в год, получается, это тоже некая непрерывная связь поколений» – говорит Романов. Когда он всерьёз увлёкся коллекционированием, ему было 14 лет, а «подсадила» его на это дело Тётя Оля – соседка, у которой под диваном хранился целый чемодан сокровищ. Сергею настолько понравились старинные украшения из того чемодана, что он уже почти 30 лет коллекционирует советские игрушки – не только ёлочные, кстати. И относится к ним как к величайшему чуду.

На протяжении последних 20 лет собирает и реставрирует старые детские игрушки, питая особую любовь к ёлочным украшениям. В его обширной коллекции находится около трёх тысяч старинных новогодних игрушек, которые нашли свой дом в небольшой комнате во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Среди раритетных экспонатов Сергея Романова есть игрушки, сделанные с 1830–1840-х годов до распада СССР, а также игрушки из папье-маше 50-х годов. Предлагаем вам окунуться в атмосферу волшебства и поразглядывать старинные ёлочные игрушки из прошлого.

Ангел, начало XX века

Лодочка. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Мальчик на лыжах, стеклянные шары. Конец XIX - начало XX века

Дети на санках. Ватные игрушки с фарфоровыми лицами. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Ватная игрушка, хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Звезда. Монтированная игрушка. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Шар в честь 20-летия Октябрьской революции. Стекло. 1937 год

Письмо Деда Мороза. Новогодняя открытка. Середина XX века

Дед Мороз. Ватная игрушка 1930-1940 годы

Снегурочка. Ватная игрушка. 1930-1950 годы

Паровоз. Тисненый картон. 1930-1940 годы

Дирижабли. Стекло. 1930-1940 годы

Часы. Стекло. 1950-1960 годы

Заяц с барабаном. Стекло. 1950-1970 годы

Клоун с дудочкой. Стекло. 1950-1970 годы

Стеклянные игрушки 1960-1980 годов

Дама со снежком. Фарфоровая куколка. Конец XIX - начало

Новогодняя елка с ватными игрушками. Вторая половина 1930-х годов

В России первые елки появились в XIX веке на крышах и заборах питейных заведений - в качестве украшений. Собственно украшать елки стали в 1860-1870-е годы (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века - было то же самое, что современному россиянину купить машину.

Шары тогда были тяжелыми - тонкое стекло научились делать только к началу XX века. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

В самом начале 20 века большинство игрушек привозили из Германии, откуда и пришла эта мода. Самыми дорогими были фигурки с фарфоровыми головками, их можно было купить или взять напрокат в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас также можно найти такую игрушку в антикварных салонах, но стоить она будет около $300-500. Значительно дешевле обойдутся игрушки из картона, созданные на рубеже XIX-ХХ веков - так называемый «дрезденский картонаж». Особенно часто встречаются изображения животных, а также объемные туфельки, бонбоньерки и домики, покрытые цветной фольгой. Стоимость таких украшений - от 800 до 3000 рублей.

Были в дореволюционной России и игрушки попроще; их делали в артелях из более доступных материалов - папье-маше, ткань, дерево.

Часто украшения для елки делали дома; накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы для изготовления самодельных игрушек. На листах помещались цветные литографии с личиками ангелов и Дедов Морозов. Затем изображения вырезали и приклеивали к картонной основе, а чтобы тельце получалось объемным, использовали вату. Это один из самых редких видов елочной игрушки, и найти их в антикварном салоне считается большой удачей. В Москве дореволюционные самодельные украшения можно приобрести в салоне «Роза Азора» на Никитском бульваре, на ежегодной ярмарке «Рождественский блошиный рынок на Тишинке», а иногда на вернисаже в Измайлово. Цены варьируются от 2 до 6 тыс. рублей в зависимости от сохранности и качества. Куда легче найти эти игрушки на европейских блошиных рынках, особенно в Германии.

В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже - фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.

Традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

С начала Первой мировой войны многие семьи, вспомнив о «вражеском» немецком происхождении рождественской елки, в порыве патриотических чувств отказались от этой традиции. После революции елка вообще была объявлена вне закона, так как этот обычай был признан буржуазным и антисоветским. Производство елочных игрушек в нашей стране прекратилось.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено.

Только в 1935 году было принято решение о возобновлении празднования Нового года, тогда же вернули и елку - уже не рождественскую, конечно, а новогоднюю - советскую.28 декабря 1935 г. заработал конвейер по производству елочных игрушек в СССР. Артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты (сказывалась любовь Сталина к цирку). Такие вещи выпускались до середины 50-х годов, поэтому они широко представлены на антикварном рынке и стоят от 1 до 4 тыс. рублей.

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.

Игрушки 30-х годов сделаны из ваты, бумаги и стекла, поскольку до 35 года производство елочных игрушек в стране не осуществлялось. В 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Игрушки тех лет созданы в виде фигурок людей: парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной расы. Редчайшими экспонатами считаются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, зайчики-лисички.

Еще до войны начали выпускать и стеклянные игрушки, а первая фабрика «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, трактора, машины, фигурки зверей. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, а диапазон цен очень велик. Рядовую стеклянную игрушку можно приобрести за 3-5 тыс. рублей, но совсем уникальные экспонаты - например, шары с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса - будут стоить гораздо больше.

Очень сложно найти сейчас игрушки военного времени. В столь сложное время производство елочных украшений не прекращали, но в условиях дефицита материала игрушки штамповали из жести, а затем раскрашивали. К фигурке человека привязывали тряпочку, и получался парашютист, также изображали собак-санитаров (белая повязка с красным крестом на лапе). На заводе «Москабель» крутили проволочные украшения из отходов производства, получались великолепные работы: клетки для птиц, звезды из переплетенных золотисто-красных нитей. Приобрести такую игрушку считается у коллекционеров большой удачей.

Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков.

С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». Начали выпускать стеклянные шары мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики. К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников и музыкальных инструментов.

Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех республик СССР. Таких игрушек сохранилось предостаточно, отдельные вещи можно приобрести за 150 рублей, более интересные - за 1,5-2 тыс. Игрушки на прищепках стоят обычно 500-700 рублей, советский картонаж - 200-400 рублей. Почти в каждом доме наверняка сохранились новогодние украшения в виде овощей и фруктов - видимо, сказывался дефицит продуктов; такие вещи можно купить за 300-500 рублей.

С начала 50-х годов в стране появились подарочные наборы игрушек-малюток. Что было очень удобно, ведь большинство советских людей жили в коммуналках. Этими миниатюрами можно и сейчас украсить игрушечную елочку.

В начале пятидесятых годов во многих домах появились елочные украшения, связанные с Китаем: чудесные китайские фонарики, шарики с надписями «Москва - Пекин» и даже большие шары с портретами Мао Цзэдуна.

После полета в космос была выпущена, пожалуй, последняя важная серия в истории советской елочной игрушки - украшения в виде спутников, ракет и космонавтов. К сожалению, в середине 60-х годов произошел отказ от технологий, требующих ручной работы, а производство игрушек было поставлено на поток. Поэтому к коллекционным относятся лишь елочные украшения, произведенные до 1966 года.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи - самыми простыми. Но в это же время появился новый материал - поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой - посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.

В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками. Мелких игрушек тогда было мало.

До 1966 года производство елочных украшений велось полукустарным способом, а каждая игрушка являлась штучным товаром. Затем началось их поточное производство, которое, увы, сделало игрушки менее привлекательными и разнообразными.

В семидесятые вместо непременной звезды появляютсямножество верхушек-пик - совсем по-западному (там они появились еще в 19 веке).У нас же пика впервые появилась в виде ракеты, отрывающейся от земли (60-е гг).

****Список предприятий, выпускавших елочные игрушки вСССР. Некоторые из предприятий просуществовали совсем недолго:

Артель "Все для ребенка" 1935-1949 (г. Москва). По другим данным -С 1937-го по 1941 год.

Артель «Культигрушка» Ленгорпромсовета «Ленгорметаллщремпросоюза»(г.Ленинград)

Артель им. Рубена (г. Ленинград)

Артель «Ленигрушка» (г. Ленинград)

Артель «Промигрушка» Ленкультпрофсоюза (г. Ленинград,Апраксин двор, к.1)

Артель "Художественная игрушка" (г. Москва)

Артель «Детская игрушка» (г.Москва)

Горьковская фабрика резиновых изделий

Дмитровский фарфоровый завод

Завод стеклянных и оптических украшений и елочных изделий Управленияполиграфпром и культтоваров Мосгорисполкома (г. Москва, Измайловское шоссе,д.20)

Калининское производственное объединение художественных промыслов Управленияместной промышленности Калининского облисполкома (г. Калинин, ул. 2-я Лукина,д.9 и г. Конаково, ул. Строителей, д.12)

ЗАО ПКФ "Игрушки" – современное название (В 1927 году г. Воронежебыла образована артель «Универтруд». Организатором производства был бывшийхозяин одного из стекольных заводов Подмосковного Клина, который впоследствиибыл репрессирован. Артель просуществовала до 1941 г. После войны работавозобновилась и Руководством Совнархоза принято решение о выделениипроизводства стеклянных елочных украшений в отдельное предприятие – “Воронежская артель 4-ая пятилетка”, которая в 1960 году была реорганизована вфабрику “Игрушки”. Главное производство фабрики – цех по выпуску стеклянныхелочных украшений размещался в помещении церкви в Фабричном переулке).

ЗАО "МОСКАБЕЛЬМЕТ" - современное название (Завод ведет своюродословную с "Товарищества для эксплуатации электричества М.М.Подобедов иКо", устав которого был утвержден Императором России Николаем II 29 июня1895 года. Во главе фирмы находился ее создатель выдающийся инженер-технологМ.М.Подобедов. В 1895 году "Товарищество" создало завод "Русскоепроизводство изолированных проводов для электричества" - первое кабельноепредприятие в Москве. В 1913 году "Товарищество" преобразуется вАкционерное общество "Русские кабельные и металлопрокатные заводы("Русскабель"). В 1933 году предприятие получило название"Москабель").