Open
Close

День славянской письменности в библиотеках джанкойского района. Сценарий внеклассного мероприятия "День славянской письменности и культуры" План мероприятий ко дню славянской письменности в библиотеке

с. Зензели

24 мая весь славянский мир отмечает поистине великий праздник – День славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Он является единственным в России светски-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига.
В преддверии этого праздника библиотекари и работники культуры пригласили учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса (учителя Колесникова Д.В. и Улюмжиева Л.З.) стать участниками исторического экскурса «Подвиг высокого служения: создание славянской письменности».
Ведущая Краюшкина Г.Г. рассказала ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки, вспомнили пословицы о книгах. Проверили, кто из ребят самый смышлёный, отгадывали загадки. С интересом ребята посмотрели видеоролик о братьях Кирилле и Мефодии и их жизненном пути.
Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, а заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. И День славянской письменности и культуры – это, в первую очередь, праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
Для всех категорий читателей подготовлена книжная выставка «История письменности и книги».


с. Бирючья Коса
В библиотеке с. Бирючья Коса прошел час интересных сообщений «Свет дневной - есть слово книжное», основная цель мероприятия: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия и роль библиотеки, которая была и будет Священным храмом живых печатных слов.
Не случайно, что два таких праздника - День славянской письменности и культуры и День библиотек отмечаются почти одновременно. Рассказ библиотекаря О.В. Грузинцевой сопровождался электронной презентацией «Первоучители добра и просвещения». Присутствующие «досказывали» пословицы о грамоте и учении, и в качестве закрепления полученной информации отвечали на вопросы викторины.


с. Заречное
Работники культуры села Заречное провели путешествие «К истокам книгописи», посвященное Дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Встреча была посвящена первой азбуке, длинной дороге славянских племен к письменности и грамотности. Мы рассказали откуда и когда пришел этот праздник, как Кирилл и Мефодий стали учителями, чем отличаются глаголица и кириллица и многое другое.


с. Басы
Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность - Кириллу и Мефодию. К этой дате в библиотеке с. Басы прошло мероприятие "Наследие учителей великих - урок славянам навсегда" для учащихся 1 класса. Дети совершили путешествие из далекого прошлого в настоящее, чтобы узнать как зародилась письменность, как создавалась первая книга, побывав на станциях "Первобытная", "Историческая", "Музыкально - игровая", "Сказкино-загадкино", прослушали, как звучит старинная азбука, разгадывали "ожившие буквы". Мероприятию была приурочена выставка "Слава вам, братья, славян просветители".


с. Песчаное
24 мая культработники с. Песчаное провели час интересных сообщений «Первоучители славянской азбуки».
Ведущие художественный руководитель Чавычалова Е.В.и библиотекарь Баркалова В.М. рассказали школьникам об истории возникновения славянской азбуки и о ее создателях - византийских монахах Кирилле и Мефодии. О том, как создавались первые рукописные книги, о первых летописцах (писателях) и многом другом шла речь на этом мероприятии.
Дети поделились впечатлениями о своих любимых книгах и приняли участие в викторине «Наш великий и могучий язык».


с. Яндыки
24 мая работники культуры и библиотек с. Яндыки провели для учащихся 5 «б» класса час истории «Дела Мефодия и Кирилла в славянстве будут жить века», посвящённый Дню славянской письменности и культуры. В ходе мероприятия ребятам рассказали об истории возникновения письменности, о жизни и деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия. Учащиеся узнали, как появился алфавит, когда и кем была создана азбука. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия - «первоучителей «словенских», которые стали символом духовного подвига. Ребятам была представлена книжная выставка «Родники русской культуры». В конце мероприятия учащиеся активно отвечали на вопросы викторины.


с. Проточное
Работники Дома культуры и библиотекарь с. Проточное 23 мая провели для учащихся школы познавательную программу "Откуда пришёл первый букварь И. Фёдорова», посвящённую Дню славянской письменности и культуры.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита и просветительского подвига Кирилла и Мефодий, создателей азбуки и о первопечатнике Иване Фёдорове, развивали у учащихся интерес к родной истории, к родному языку. Ведущие провели с учащимся викторину, познакомили с выставкой "История книжности Древней Руси".
В заключении была показана презентация "Создатели славянской письменности".


п. Лиман, ДМБ
«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации», с этой цитаты началось познавательное путешествие в историю письменности и книги, которое провели сотрудники центральной модельной библиотеки для студентов первого курса Лиманского филиала АГПК.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, узнали о значении научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия. В ходе увлекательной игры - викторины «К сокровищам родного слова» ребята научились прослеживать связь истории и современности, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, воспитывать в себе уважение и понимание русской культуры, славянских традиций, толерантность.


с. Бударино
24 мая в День славянской письменности работники клуба и библиотеки с. Бударино провели познавательный час «Наследие Киррила и Мефодия».
В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – великих просветителей Кирилла и Мефодия. В ходе мероприятия ребята узнали об истории образования письменности на Руси, познакомились с биографиями святых апостолов Кирилла и Мефодия, узнали много интересного об образовании славянской азбуки, алфавите и о том, как зарождалось обучение на Руси, как изменился русский язык за минувшие столетия. А также ведущие рассказали, что внешний вид букв славянского алфавита помогает увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». Именно с азов начинается путь каждого в мир знаний.


с. Вышка
24 мая в клубе с. Вышка прошло мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Целью мероприятия было расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности. На мероприятии ведущая познакомила ребят с житием святых Мефодия и Кирилла, дала понятие о церковно-славянском языке и что нужно формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку, нужно развивать познавательный интерес к истории русского языка. Провела информационную беседу с показом презентации «Слово истины».
Также была организована выставка книг «Живое слово» .Учащимся было интересно слушать о создании кириллицы, они активно участвовали в обсуждении изменения алфавита. Каждый из них черпал для себя новую и интересную информацию и гордился, что является носителем самого богатого языка на планете.
с. Оля
В Доме культуры с.Оля 24 мая провели познавательный час «Откуда письменность пришла». Библиотекарь с. Оля Трофименко О.А. рассказала ребятам об истории возникновения нашего языка, письменности и культуры. О том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги. О создателях славянского алфавита – великих просветителях Кирилле и Мефодии. Как постепенно от письменности на скалах, мы перешли к современным типографиям. Поговорили с ребятами о современных носителях информации, об их плюсах и минусах. Провели познавательную игру «Наши братья святые Кирилл и Мефодий» Как выглядела первая славянская азбука? Что такое вязь? Может ли письмо состоять из рисунков? Большинство вопросов игры не вызвало у ребят затруднений.


с. Яр-Базар
24 мая в клубе с. Яр-Базар художественный руководитель О.В. Бадмагоряева провела для детей «Праздник Кирилла и Мефодия». Целью данного мероприятия стало знакомство детей с событиями жизни Св. Кирилла и Мефодия, составителями славянской письменности.
На празднике детям было рассказано о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры. Данный праздник поспособствовал развитию у детей чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку. Особенно понравилось детям самим написать письмо на глаголице, а другим расшифровать, что именно написано.


с. Караванное
24 мая в День славянской письменности и культуры руководитель кружков Дома культуры с. Караванное Иванченко М.М. провела для детей познавательную программу «Аз и буки - начало науки».
Цель мероприятия - рассказать детям о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Присутствующие с интересом слушали рассказ о том, что начало письменности зародилось еще в пещерное время, где люди общались рисунками и предметами посланиями, рисовав их на камнях и на стенах пещер. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые стали называться буквами, основоположниками которых являлись святые Кирилл и Мефодий. Ребята узнали, что первыми славянскими азбуками являлись глаголица и кирилица, а также узнали о первых книгах, и чем и на чем их писали. По ходу всего мероприятия ребята просмотрели презентацию.


с. Кряжевое
25 мая в библиотеке Доме культуры с. Кряжевое художественный руководитель клуба с. Судачье Емельянченко А.Г. и библиотекарь с. Кряжевое Полковникова Л.А., провели тематический час "Кирилл и Мефодий - просветители славянских народов". Ведущая Емельянченко А.Г. рассказала ребятам о создателях славянской письменности, о том, как в старину учили детей грамоте и, что первыми учителями ребят были дьяки. Затем была приглашена в гости "королева книг" (Полковникова Л.А.), она рассказала ребятам о первых буквах, которые создали Кирилл и Мефодий, о том, что вначале люди писали на камнях, шкурах животных, писали гусиными перьями, но это было неудобно и постепенно люди стали писать на папирусе, а затем и на бумаге. Желающие могли попробовать написать букву чернилами, что доставило детям большое удовольствие. Так же с ребятами были проведены: физкультминутка, загаданы загадки, под песню про букварь дети водили с ведущей и "королевой книг" хоровод. В заключении мероприятия дети рассказали стихотворения про буквы и азбуку.


с. Лесное
24 мая в День славянской письменности и культуры в Доме культуры с. Лесное прошел литературно-исторический час "Славянское письмо".
Ведущая Дождева М.А рассказала ребятам о славянских просветителях-создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, благодаря которым славянские народы стали грамотными.
с. Михайловка
24 мая заведующая модельной библиотекой с. Михайловка Бубнова Л.Н. совместно с художественным руководителем Дома культуры Макаровой Т.В. провели праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Гостями библиотеки были учащиеся 1 класса Михайловской школы и ребята дошкольники детского сада «Земляничка».
Под веселую русскую народную мелодию ребята вошли в библиотеку, здесь они познакомились с книжной экспозицией «Память о святых учителях», посмотрели видеоролик «В гостях у Дуняши. Кирилл и Мефодий», а затем отправились в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени «Аз - свет миру». Заглянули в далекое прошлое нашей страны, узнали, как развивалась письменность, кто создал славянскую азбуку. В ходе путешествия ожили старинные буквы: Аз, буки, веди, добро, глаголь. Ребята называли слова, которые начинаются с этих букв, отгадывали загадки.
Они побывали на четырех станциях: «Первобытная» - наскальные символы – буквы, иероглифы; «Историческая» - Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица; «Музыкально-игровая». Народные игры; «Сказочная».
Славяне не только много трудились, они любили веселиться. Ребята с удовольствием приняли участие в игре «Передай платок» и в хороводе спели песенку «Во поле березка стояла».
Главная цель мероприятия воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям.


с. Воскресеновка
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. А знание истоков родного языка, истории русской культуры, сегодня, как никогда, необходимы подрастающему поколению.
25 мая в клубе с.Воскресеновка для учащихся 1-3 класса прошёл познавательный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры. На проведенном мероприятии ребята познакомились с описанием жизни и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, их вкладом в просвещение славянских народов. Узнали много нового из истории родного языка: о глаголице, кириллице, славянской азбуке и их значении в развитии русского языка, познакомились с историей русского алфавита. Юные читатели узнали, как учились в старину их сверстники, какими были первые книги и почему именно в этот день, 24 мая, отмечается праздник, посвященный русской письменности. Ребята стали участниками многочисленных игр, с интересом разгадывали загадки и ребусы. Красочная презентация послужила содержательным дополнением к рассказу ведущих. Ребята познакомились с книгами, представленными на выставке.

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Сценарий Дня славянской письменности и культуры:

«Лишь слову жизнь дана»

Разработала

Учитель русского языка

И литературы

Власова Г.М.

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий : В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий : Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!


В продолжение цикла, посвященного Дню славянской письменности и культуры, в ростовских библиотеках прошли совместные мероприятия для детей и родителей, а также семейной тематики для разных категорий читателей.

22 мая сотрудники абонемента ЦГБ им.М.Горького провели для читателей устный журнал «Святое дело просветителей славянских», приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры.
Читатели узнали о вкладе солунских братьев в православную культуру. Рассказ библиотекаря сопровождался электронной презентацией «Великое наследие Кирилла и Мефодия».
Просмотр фильма «Кирилл и Мефодий» позволил участникам мероприятия побывать на родине просветителей в Солониках, подробнее узнать об их духовном подвиге.
Свои знания о зарождении славянской письменности читатели смогли проверить, отвечая на вопросы викторины «Сокровища родного языка».
Затем участники мероприятия познакомились с электронной выставкой новых книг по языкознанию.
В рамках мероприятия на улицах города прошла библиоакция «Откуда азбука пошла?». Ростовчане узнали об истории праздника День славянской письменности и культуры, пробовали прочитать тексты на глаголице и кириллице.
В течение дня для посетителей библиотеки демонстрировалась книжная выставка «Святое дело просветителей славянских».
С 17 по 23 мая в детской библиотеке имени М.И.Ульяновой для школьников прошли беседы «Заветы Кирилла и Мефодия», посвященные Дню славянской письменности.
Ребята вспомнили имена создателей славянской письменности, подробнее узнали о жизни и делах братьев-просветителей, увидели места, связанные с их детством и юностью – город Салоники (Греция), Константинополь (Стамбул, Турция).
Дети также узнали, почему еще в юности Кирилл получил прозвище Философа, как появилась идея создать письменность для славян, и с какими опасностями пришлось столкнуться создателям азбуки в Великой Моравии.
Игру-путешествие об истории книг и древних славян провёл 22 мая детский отдел библиотеки имени А.В.Калининадля учеников МБОУ СОШ №90.
Самой яркой частью мероприятия стала командная игра, посвященная истории быта и нравов древних славян. Ребята отвечали на вопросы, расположенные на игровом табло, и получали за это баллы. По итогам интеллектуальной игры команда-победитель была награждена красочными закладками.
В БИЦ имени А.И.Герцена открылась книжная выставка «Отцы писания…Кирилл и Мефодий».
Выставка состоит из нескольких разделов, в основном представлены издания о христианских проповедниках, создателях славянской азбуки и церковно-славянского языка Кирилле и Мефодии, имена которых навсегда будут связаны с истоками русской письменности. Также, на выставке есть книги по русскому языку, который является преемником кириллицы, книги по истории Древней Руси и православная литература.
23 мая в библиотечном центре для учащихся РТЭК прошел показ документального фильма «Тайна библиотеки Ивана Грозного» о загадке древних книг. Легендарную библиотеку ищут уже несколько столетий, выдвигая о ее местонахождении одну версию за другой. Но ясно только одно - когда-то эта библиотека на самом деле существовала. Учащиеся с очевидным интересом смотрели фильм, выдвигая свои собственные гипотезы о пропавших манускриптах.
24 мая интересной темой для заседания клуба «Островок» в ЦСОН Кировского района г. Ростова-на-Дону стало знаменательное событие – 1155 лет возникновения славянской письменности. Заседание клуба с темой «По следам солунских братьев» провели сотрудники читального зала Центральной городской библиотеки имени М.Горького.
В ходе мероприятия библиотекари познакомили присутствующих с историей возникновения праздника, с создателями славянской азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием и с первопечатником Иваном Федоровым.
Во второй части встречи, к предстоящему празднику Святой Троицы (Пятидесятницы), который в этом году выпадает на 27 мая, сотрудники читального зала рассказали присутствующим об иконописце преподобном Андрее Рублёве, о его жизни и истории создания его самого знаменитого произведения – иконы «Троица».
В конце мероприятия всем были розданы буклеты «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
Устный журнал «Как слово зародилось» проведен 23 мая детской библиотекой имени В.П.Чкалова для воспитанников социально-реабилитационного центра несовершеннолетних.
С помощью электронной презентации ребята узнали о тысячелетней истории развития письменности разных народов мира и этапах создания русской азбуки, просветительской деятельности Кирилла и Мефодия.
23 мая в детской библиотеки имени А.Л.Барто прошла беседа «Рождение славянской письменности», с учениками 4 «В» класса МБОУ «Школа № 18».
Большое внимание было уделено личностям Кирилла иМефодия, впамять которых учрежден День славянской письменности икультуры. Ребята открыли длясебя много нового, узнав обистоках этого праздника и просветительской деятельности создателей славянской азбуки.
Мероприятие сопровождалось мультимедийной презентацией «Создатели славянской азбуки», демонстрацией изображений древних рукописей и первых книг. Также ребятам было предложено найти в древнерусском алфавите изображение первой буквы своего имени и создать первую букву своего имени в древнерусском стиле.
В заключение прослушана запись гимна «Кирилл и Мефодий» болгарского композитора Стояна Михайловского.
Час информации «Откуда есть азбука пошла», прошёл 23 мая в детской библиотеке имени А.В.Луначарского для учащихся начальных классов.
На фоне электронной презентации «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки» библиотекарь рассказала об истории создания славянской азбуки и письменности.
В ходе мероприятия дети вспоминали пословицы об учении, знаниях и чтении. В завершение дети стали настоящими дизайнерами книг в старославянском стиле, они должны были нарисовать заглавную букву «буквицу». В конце мероприятия работы оценивало жюри, выбрав трёх победителей, которые были награждены памятными подарками.
Познавательный час «Язык моих предков угаснуть не должен» прошёл 23 мая в библиотеке имени А.М.Листопадовадля учащихся школы №94 и читателей библиотеки.
Книжная выставка «От глиняной таблички до печатной странички» познакомила читателей с документами из фонда библиотеки, посвященными Дню славянской письменности и культуры.
Со вступительным словом «Всё начиналось с таблички, свитка, бересты» выступила сотрудник библиотеки имени А.М. Листопадова.
Посетителям был показан видеоролик «Кирилл и Мефодий — первоучители и просветители славянские».
В заключение сотрудники библиотеки провели викторину «Аз и буки – основа науки».

24 мая Россия отмечает День славянской письменности и культуры . Это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. В течение всей недели в библиотеках-филиалах Минераловодской ЦБС проходили мероприятия, посвящённые этой памятной дате.

22 мая сотрудники библиотеки-филиала № 2 пригласили учащихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 6 стать участниками информационно-познавательного часа «Азбука! Я тебя знаю!» .
Работники библиотеки рассказали ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки.

23 мая читатели библиотеки-филиала с. Нагутское отправились в литературное путешествие «Озорные буквы» . В путешествие по Стране слов ребят пригласил библиотечный домовёнок Стёпка. Во время странствия дети узнали, как и когда люди придумали буквы и алфавит, как появилась славянская азбука, научились читать и писать.
Дети встретились с жителями страны - озорными буквами, с помощью Стёпки преодолевали препятствия, выполняя разные задания. Победитель последнего состязания, придумавший большее количество слов из слова ГРАММАТИКА, получил приз.
В завершение путешествия всем участникам были вручены закладки с рекомендательным списком литературы.

В тот же день в библиотеке-филиале с. Левокумка был проведен познавательный час «И пусть будет знаменит наш славянский алфавит» .
Ведущая рассказала об истории создания славянской письменности. Дети узнали о том, что такое книга, как ее раньше оформляли. Ребята с интересом слушали рассказ о том, как учились их сверстники раньше; узнали, чем отличалось обучение грамоте в старину от обучения современного.

24 мая в библиотеке-филиале №6 прошли фольклорные посиделки «Дела Мефодия, Кирилла в славянстве будут жить века» . Библиотекари в теплой дружеской обстановке рассказали детям об истории празднования Дня славянской письменности и культуры. В ходе мероприятия юным читателям были показаны мультфильмы: «Как было написано первое слово», «Пишичитай». За ароматным чаем дети узнали чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного и какими были первые книги. В конце мероприятия состоялась игровая площадка «Игры на Руси». Читателей познакомили с такими интересными играми как: «На золотом крыльце сидели», «Колечко» и др.

25 мая , в рамках проведения акции «Читай – страна!», Детская библиотека пригласила в гости своих постоянных читателей – учащихся 7 «Г» класса МБОУ СОШ №20 на мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры, и Всероссийскому Дню библиотек.
В этот день для ребят был подготовлен литературный квест «Тайны выцветших строк» . Две команды - «Каллиграфы» и «Первопечатники» расшифровывали старославянские изречения и отдельные слова; в словарях Даля находили их значение; собирали пазлы греческих амфор и буквицу «А»; проходили греческий лабиринт; шифровали имена славянскими рунами.

В этот же день, в библиотеке-филиале с. Марьины Колодцы , в рамках цикла «Кружева славянской речи», был проведён литературно-исторический экскурс «У азбуки славянская душа» . Мероприятие началось с беседы об истории праздника, о возникновении славянского алфавита и начале книгопечатания на Руси. Большое внимание было уделено составителям первого алфавита – братьям Кириллу и Мефодию, в память о которых учрежден День славянской письменности и культуры. Ребята открыли для себя много нового и неизведанного: узнали об истоках этого праздника, научились различать глаголицу и кириллицу. Затем дети совершили экскурсию в Марьиноколодцевский храм, где познакомились с иконами Кирилла и Мефодия, с богослужебными книгами.

Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.

Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свет дневной – есть слово книжное»

Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

В: Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте,на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словестная строка…

(Е.Завьялова)

В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов

В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.

В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:

  1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
  2. Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)
  3. На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
  4. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные? (Пётр I)
  5. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
  6. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
  7. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
  8. Первый писчий материал? (Папирус)
  9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток)
  10. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
  11. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)

В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.

В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».

В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.

Доскажи пословицу.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Не красна книга письмом – а красна …умом.

3. Азбука наука – а ребятам … мука.

4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.

5. Ученье – красота, а неученье …простота.

6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.

7. Книга мала – а ума … придала.

В: Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)

В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.

Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.

Библиотека состоит из абонемента и читального зал.

На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:

Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»

И читатели 10-15 лет «Библиоград».

Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.

Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.

Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.

Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.

Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!

Библиотека - слово то какое,

Оно почти как Библия - святое

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,

В котором она издревле была,

Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла!

С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.

Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!

Книжный фонд

2 481

12 603

Поступление за год

Выбыло за год

Число читателей

1402

Книговыдача

2935

36326

Выставки

В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.

Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:

«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».

ШКОЛА

1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.

2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!

1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.

Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!

3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?

Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.

1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?

2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?

3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.

1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.

Художник и сапожник

Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица :

Сапожник

Художник

Рассказчик

Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.

Рассказчик

Один художник, явно из великих,

Чье мастерство прославится в веках,

Писал картину «Сны об Эвридике»,

И танцевала кисть в его руках.

Пылало вдохновенье, словно пламя –

Его раздул в нем дьявол или Бог?

Но всё же и житейскими делами

Пренебрегать художник наш не мог.

Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.

Художник высовывается в окно.

Художник Зайди, любезный! Работенка есть!

Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.

Сапожник (рассматривая ботинок)

Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,

Поправим дело. Можно тут присесть?

Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.

Сапожник Годок послужит.

Художник Много благодарен!

Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.

Сапожник

Занятное, я вижу, ремесло.

И много платят за такое баре?

Художник Да как кому со вкусом повезло.

Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.

Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,

Весь разодет он в шелк и кружева,

А сапоги-то у него без ранта.

Сапожник тычет пальцем в картину.

Сапожник Надел бы он такие черта с два!

Художник смотрит на картину.

Художник (озабоченно)

Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...

Наметан у тебя, пройдоха, глаз!

Сейчас исправлю.

Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.

Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!

Художник снова проводит кистью по холсту.

Художник И что б, любезный, делал я без вас?

Сапожник (высокомерно с видом знатока)

А тут еще лицо немного криво…

Девицы грудь не слишком ли нага?

Художник (насмешливо)

Однако, критик из тебя ретивый!

Суди, дружок, не выше сапога!

Художник выталкивает Сапожника за дверь.

Рассказчик

Немало есть любителей на свете

Судить о неизвестном им предмете

Амбициозно, с видом знатоков.

Друзья, не позволяйте дурням этим,

Моральных вам навешать тумаков!

2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».

1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Инсценировка «Барышня - крестьянка»

В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.

В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».

В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html