Open
Close

Эго-состояния. Кто Я? Три Эго-состояния человека: Взрослый, Родитель, Ребенок

Психолог-консультант.

Итак, когда мы говорим об эго-состояниях по Берну, мы имеем ввиду идею о структуре личности.

Согласно Эрику Берну под эго-состоянием понимается определенный паттерн мыслей, чувств, переживаний, связанный с определенным паттерном поведения.

Различают три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя).

Эго-состояние ребенок (Д)

Эго-состояние Ребенок – это комплекс мыслей, чувств и поведения, которые пережиты личностью ранее, в детстве. Когда человек находится в детском эго-состоянии, его обуревают яркие эмоции и разнообразные желания и потребности. Диагностировать эго-состояние Ребенка можно, когда ваш собеседник демонстрирует восторг, хихикает, или, например, неуверенно ерзает на стуле и ежится под строгим взглядом начальства (совсем как когда-то в детстве, видя суровую учительницу).

Психотерапевт Ирина Стуканёва об Исцеление внутреннего Ребёнка (прим.ред.)

Для Ребенка характерны грандиозность и всемогущество, а также обесценивание. Часто можно услышать такую фразу: "Я боюсь, что если я уйду от него, то он это не переживет". Тут сразу два варианта: я настолько грандиозна, что мой уход может погубить другого человека, а партнер настолько обесценен, что у него не хватит силы пережить разрыв отношений.

С точки зрения функциональной модели Ребенок может быть Адаптивным (послушным, воспитанным, соответствующим социальным требованиям, возможна утрата ощущения своих чувств, особенно таких социально неодобряемых как гнев, ярость, раздражение) и Свободным (творческим, спонтанным, импульсивным и т.д.).

Эго-состояние родитель (Р)

Эго-состояние Родитель – это мысли, чувства и поведения, которые мы переняли у родителей или фигур, их замещающих. У каждого из нас в голове звучат голоса, говорящие, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Если мы внимательно их послушаем, то мы поймем, чьим голосом из нашего прошлого произносится та или иная установка.

Например: Вечер, пора ложиться спать, а работа не сделана. И в голове личности может происходить примерно такой диалог:

Спать пора, завтра рано вставать, не выспишься (маминым голосом).
Как это спать?! Я должен доделать проект сегодня! Надо было быстрее шевелиться и меньше отвлекаться. Ну я и черепаха (папиным голосом).

По функциональному критерию различают Заботливого Родителя (опекающий, оберегающий, поддерживающий, а может быть и гиперопекающий) и Критикующего Родителя (критикующий, навешивающий ярлыки, контролирующий).

Гештальт-терапевт Елена Митина: О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых (прим.ред.)

Эго-состояние взрослый (В)

Во Взрослом эго-состоянии мы работаем как компьютеры: осознается реальность, принимаются логически выверенные решения, анализируются причинно-следственные связи. Информация собирается путем исследования и проверки. Взрослое эго-состояние отвечает на вопросы когда, сколько, где и т.д.

Список литературы.

У каждого человека возникают ощущения по поводу того, как нужно вести себя в определенной ситуации и с конкретным человеком. Часто ли люди задумываются откуда берется тот или иной тип поведения? Психотерапевт Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» раскрыл секрет появления внутриличностных ролей и их влияния на поведение индивидуума.

Итак, эго-состояния — это роли в межличностных отношениях, выражаемые в трёх фигурах — Ребенок, Родитель, Взрослый.

«Ребенок»

Поведения «Ребенка» характеризуется капризами, требованиями, беспомощностью, самокритичностью. Но также непосредственной детской радостью, любознательностью, креативностью и счастью по мелочам. Примером поведения взрослого человека в роли «Ребенка» выступают взаимоотношения парня и девушки. Часто девушка, чтобы заполучить внимание своего молодого человека совершает детские поступки: требует что-то здесь и сейчас, смеётся со всего или наоборот счастлива от любой мелочи в её сторону. Это не есть плохо, всем важно почувствовать себя малышом — это придаёт простоту окружающей нас действительности. Но если человек практически постоянно пребывает в роли «Ребенка», то стоит задуматься о его детских неразрешенных проблемах и переживаниях.

«Родитель»

Модель роли «Родителя» берётся из детства, из поведения родных людей. Откуда человек выносит понятия «хорошо» и «плохо», впитывает все необходимые «нужно», сохраняет какие-то убеждения. Родитель контролирует и «знает как правильно». Если родители конкретного человека не были справедливы к оценке обстоятельств в детстве, то это перенесётся в его дальнейшую жизнь.

«Взрослый»

«Взрослый» — человек, который сам учится, познает, не отталкиваясь от опыта родителей или других людей, он проверяет, приобретенную информацию и исследует её. «Взрослого» отличает объективность оценивания ситуации. Его поведение, взвешенное и спокойное, логичность действий не даёт усомниться в правильности. Редко бывает так, что взрослый человек пребывает в единичной роли на протяжении долгого времени. Тем более что в жизни эти роли между собой переплетаются, и трудно судить какая модель поведения на данный момент. В отношениях с родителями индивидуум остается всё теми же «Ребенком», но с задатками «Родителя»: заботится о родных, советует и поучает.

  • Это интересно —

Важно сбалансировать отношения этих трех эго-состояний, чтобы вести себя согласно определенной ситуации. Человек не должен всегда находиться в позиции «Взрослого», но должен адекватно оценивать свои возможности и не действовать вслепую «родительскому сценарию». Важно определить свои жизненные ценности и приоритеты. Ведь это не только поможет сохранить и создать статус мудрого человека в обществе, а и спасёт нервную систему от заболеваний и неврозов. Способность контролировать мысли, желания и реакции приведёт к осмысленности между эго-состояниями.

Три Эго-состояния — видео

Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на "трансакциях" (от англ. trans – приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – "действие"), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния ("Я"-состояния ): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: "Стимул" первого собеседника вызывает "реакцию" второго, который, в свою очередь, направляет "стимул" первому собеседнику, т.е. почти всегда "стимул" одного становится толчком для "реакции" второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Характеристика эго-состояний по Берну

1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.

2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.

3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда человек действует и чувствует подобно тому, как это делали его родители, – он находится в эго-состоянии родителя. Когда он имеем дело с текущей реальностью и ее объективной оценкой – он находится в эго-состоянии взрослого. Когда человек чувствует и ведет себя подобно тому, как он делал это в детстве, – он находится в эго-состоянии ребенка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трех эго-состояний. Основные особенности этих состояний представлены в табл. 4.4.

В заключение отметим, что трансактный анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый че-

Таблица 4.4

Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка

Основные характеристики

Родитель

Взрослый

Характерные слова и выражения

"Все знают, что ты не должен никогда..."; "Я не понимаю, как это допускают..."

"Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; "Возможно..."; "Вероятно..."

"Я сердит на тебя"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!"

Интонации

Обвиняющие.

Снисходительные.

Критические.

Пресекающие

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное.

Сверхправильное.

Приличное

Внимательность.

Поиск информации

Неуклюжее.

Подавленное.

Угнетенное

Выражение

Нахмуренное.

I ^удовлетворенное Обеспокоенное

Открытые глаза. Максимум внимания

Угнетенность.

Удивление

Руки в бока. Указующий перст.

Руки сложены на груди

Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная, подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

ловек и которые попеременно, а иногда и вместе определяют характер внешней коммуникации. При этом следует иметь в виду, что все эти эго-состояния являются нормальными психологическими феноменами человеческой личности.

Теория эго-состояний Э. Берна, на которой основан данный тест, опирается на три элементарных положения.

Каждый человек был когда-то ребенком.
- Каждый человек имел родителей или заменивших их воспитывающих взрослых.
- Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую реальность.

Из этих положений вытекает представление о личности человека, содержащей три компонента, три особые функциональные структуры - эго-состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый.

Эго-состояние Ребенок - это чувства, поведение и мысли человека, которые были у него прежде, в детстве. Это эго-состояние характеризуется интенсивными эмоциями, причем как свободно выраженными, так и сдерживаемыми, переживаемыми внутри. Поэтому мы говорим о двух типах эго-состояния Ребенок - Естественном, или Свободном, Ребенке и Адаптированном Ребенке.

Естественный Ребенок - это состояние спонтанное, творческое, игривое, независимое и самопотворствующее. Для него характерны естественный выход энергии, естественность самовыражения, непосредственность побуждений, импульсивность, поиск приключений, острых переживаний, риска.

Воздействие воспитывающих взрослых, ограничивающих самовыражение ребенка, вводящих поведение ребенка в рамки социальных требований, формирует Адаптированного Ребенка . Такого рода адаптация может привести к потере способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли.

Формой несогласия с родительскими требованиями может быть бунт, открытое противостояние родительским предписаниям (Бунтующий Ребенок ). Такая форма поведения выражается в негативизме, неприятии любых правил и норм, чувстве гнева и возмущения. Во всех своих вариантах Адаптированный Ребенок функционирует в ответ на воздействие внутреннего Родителя. Рамки, вносимые Родителем, навязаны, далеко не всегда рациональны и нередко мешают нормальному функционированию.

Эго-состояние Родитель - сохраненные внутри нас, внутри нашей психики значимые другие люди. Наиболее значимы для большинства людей родители, отсюда название этого эго-состояния. Причем эго-состояние Родитель "содержит" не просто воспоминания, образы значимых других, это как бы вложенные в нас другие люди со своим голосом, обликом, поведением, характерными жестами и словами, как они воспринимались тогда, в детстве.

Эго-состояние Родитель - это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель - наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.

Точно так же, как фиксируются разные состояния в Ребенке, в эго-состояние Родитель значимые для нас люди "вкладываются" в различном состоянии. Воспитывающие взрослые проявляют по отношению к ребенку две основные формы поведения: жесткие указания, запреты и т. д.; проявление заботы, доброты, покровительства, воспитание по типу рекомендаций.

Первое формирует Контролирующего Родителя , второе - Заботящегося Родителя.

Контролирующий Родитель характеризуется низкой эмпатией, неспособностью сочувствовать, сопереживать другому, догматичностью, нетерпимостью и критичностью. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя (направляет собственного Адаптированного Ребенка).

Заботящийся Родитель защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих ("Не надо волноваться"), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требуют от другого быть Ребенком.

Наконец, третье эго-состояние - Взрослый - отвечает за рациональное восприятие жизни, объективную оценку реальности, что характеризует взрослого человека; отсюда название этого эго-состояния. Взрослый принимает решения с опорой на мыслительную деятельность и используя прошлый опыт, исходя из конкретной ситуации в данный момент, "здесь" и "теперь".
Это эго-состояние воплощает объективность, организацию, приведение всего в систему, достоверность, опору на факты. Взрослый действует наподобие компьютера, исследуя и оценивая имеющиеся вероятности и альтернативы, и принимает осознанное рациональное решение, целесообразное в настоящее время, в данной ситуации.

В этом отличие Взрослого от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, воспроизводящих ситуацию, которая переживалась особенно ярко (Ребенок), или фигуру воспитывающего взрослого (Родитель).
Еще одна функция эго-состояния Взрослый - проверка заложенного в Родителе и Ребенке, сопоставление этого с фактами (проверка реальностью). Эго-состояние Взрослый называют менеджером личности.

Таким образом, существует взаимосвязь между предпочитаемыми эго-состояниями и характерным поведением человека.

Эго-состояние

Тип поведения

Контролирующий родитель (КР)

Воспитывающий родитель (ВР)

Взрослый (В)

Демократичный (как в общении, так и в принятии решений), ориентируется на информацию. Всегда деловит.

Свободное дитя (СД)

Демократичный в общении, но может быть непоследовательным в принятии решений или не доводить их до реализации (внезапно отказаться от контакта, - «сбежать», и т.п.).

Бунтующее дитя (БД)

Эмоциональный, изменчивый, непоследовательный (его стиль зависит от его настроения). Может «взорваться».

Адаптивное дитя (АД)

Либеральный стиль (мягкость, непоследовательность, неумение настоять на своем, ориентируется на мнение окружающих).

Однако, как же интерпретировать результаты теста?

Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний друг с другом. Хотя очевидно, что не существует "единственно правильного" варианта распределения, тем не менее, ряд исследователей считают, что оптимальны 2 варианта.

В первом случае соотношение эго-состояний на эгограмме представляет собой ситуацию, когда наиболее выражено Взрослое состояние, затем идут Свободный Ребенок и Воспитывающий Родитель. Наименьшим весом обладают Адаптивный и Бунтующий Ребенок, а также Контролирующий Взрослый. Во втором случае все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени.

Если наиболее силен Ребенок, то существует вероятность, что в этом случае в личности преобладают инфантильные качества. Такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив - гиперответственнен), этических норм (если при этом Родитель выражен слабо).

Если наиболее силен Родитель, то велика вероятность, что такой человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

Работа над собой позволяет существенно изменить характер распределения эго-состояний в структуре нашей личности.

Теория трансактного анализа Э.Берна, исходит из того, что транзакция - единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.

Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.

Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
  12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я - увлекающий человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну

1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: Родительское, Взрослое, Детское.

Интерпретация:

1. Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжений , получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или/ и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.

Эго состояние Ребенка

Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы - Ты и Ты - Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.

Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы - Вы и Ты - Ты.

поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Родительское (Родитель - Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Родитель

Вербальные признаки - слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты - Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Сочетания Эго- состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Формулы:

  • Если у вас получилась формула 2, 1, 3, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склоны к назиданиям.
  • Если у вас получилась формула 3, 1, 2, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
  • Если на первом месте в формуле состояние 1 или Д -состояние (ребенка), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.