Open
Close

Этапы развития культурологического знания. Этапы становления культурологического знания

1Этапы становления культурологического знания

Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются: мифы, легенды, сказания.В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы. 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация. 2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский. 3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный)

_________________________________

2 Предмет и структура культурологи

Культурология это наука о сущности и формах проявления культуры как спецефического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения функционировантя и развития..Предмет культурологии: - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Структура культуры В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части - культурная статика(состояние покоя) и культурная динамика(Движение) К культурной статике можно отнести внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Как известно Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Структура культурологи 1) Фундаментальная культурология Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования 2) Прикладная культурология (тесно связана с социологией)Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия3)Историческая культурология (история культуры)

5 Многообразие современных подходов к изучению культуры

Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система, обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится:невербальное. вербальное. письменность, печатанье, СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе, является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система. которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры являются: школы. институты, театры, библиотеки. Культур-антропологический подход – в этом этапе. культура является второй природой, Культура –это среда жизнедеятельности социальной общности людей. Задачами является выделение черт культуры. характерные для определенной общности.. данными особенностями. являются (традиции, привычки, менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось. что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета. а затем гибнет.Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное «оно»-что является биологическим инстинктом.Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на « Я» –это человек, личность (эрос) или танатос (стремление к смерти). «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое, необузданное. Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях. Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания, идеи, языки, мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной. деятельности 4) ценности и ценностные ориентации(совесть. человечность, уважение. Честь. любовь. духовность)

__________________________________

12,Понятие культурной Динамики

Динамика-Система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Типф Культур. изменений. 1)Культур. изменения определяются изменениями в социально-экономических и политических отношениях и соответственно могут характеризоваться как доиндустриальные, постиндустриальные. 2) Культурные изменения могут основываться на развитии чужой культуры, выражаясь в смене духовных стилей. художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. 3).Культур. изменения могут основываться на обогащении и на деференциации культуры. 4) Культурные изменения так же могут основываться на упрощении культуры, а так же устранении или утрате каких-то элементов. 5) Куль. Измен. Могут основываться на преобразовании или трансформации культуры. когда ее новое состояние возникает как результат изменений. Прежнего состояния под влиянием процесса обновления. (Из средневековой культуры возникла культура Возрождения.) 6) Культ. Измен. Могут происходить на основе культур. застоя, как длительного, неизменяемого, повторяемого состояния культуры. 80 годы- Длительный застой 7)Культ. Измен. Могут основываться на культ. кризисе, который характер-ся разрушением и ослаблением прежних духовных структур и институтов. Формирование новых ценностей отвечающим современным требованиям общества, Соврем. культура стадия кризиса.

__________________________________

7 Культура и цивилизация, соотношение понятий-

термин « цивилис» возникает в Др. Риме(гражданин. государство)Адам Фергюсон ввел понятие « цивилизация» в 18в. Выделяют так же основные научные подходы культурной цивилизации.1) подход Цивилизация родственна культуре. Н.Я, Данилевский, о Шпенглер, А Тоинби- явл-ся представителями. Цивилизация понимается как социальная организация общественной жизни,охватывает длительный период существования и основана на единой культуре. Самуель Хантинктон выделил 15 цивилизаций в истории человечества. К первой группе относятся 7 исчезнувших цивилизаций. (Месопотамская 4 тыс д.н.э., Египетская 4 тыс д.н.э., Критская, Классическая (др. Греческая и др. Римская) . Византийская, Центрально- американская, Андская). А так же 8 существующих цивилизаций: (Китайская. японская, Индуиская, Западная, Русско-православная, Латиноамериканская, Африканская.) 2 подход: Цивилизация рассматривается как технологическая сторона социального образования. Культура связана с Искусством, мифологией, религией. наукой о человеке, и не противопоставляется цивилизации. Из этого можно сделать вывод что культура и цивилизация это 2 стороны единого. социального организма. Представителями являлись Г.Спенсер, Макс Вебер(19 в.)Э. Тофлер (20в) .Тофлер Выделил 3 стадии – 3 цивилизации в истории человечества 1 стадия Доиндустриальное общество (аграрное) Традиции являлись основными жизненными принципами 2 стадия Индустриальная цивилизация (16-19в) Промышленный переворот: внедрение техники. 3 стадия Постиндустриальная цивилизация (70г. 20 в.) Внедрение Информационных технологий. биотехнологий., нанотехнологии. 3 подход Цивилизация есть определенная стадия развития общества. следующая за варварством. A.энгельс и Карл Маркс: признаки Цивилизации отличающие ее от варварства:1)разделение труда на умственный и физический. 2)Социально- классовое разделение общества 3)наличие государства 4) наличие письменности 5)наличие городов как центров культуры 6) наличие товарного производства для обмена. 4 подход Цивилизация рассматривается как социальный феномен противостоящий культуре. Основоположник- Эмануил Кант. Конечной целью развития человечества явл-ся его моральное совершенствование. Культура свободна от любой корыстной утилитарной цели. Цивилизация требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность, но при этом, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели.

__________________________________

19. «Циклическая» и « линейная» модели динамики культуры.

Динамика – это система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Модели динамики культуры, существуют 2 основные модели динамики культуры: «Циклическая и « Линейная». «Циклическая»- это представление о том, что существуют отдельные культуры, обособленные друг от друга и каждая из культур проходит определенный круг или цикл развития от рождения до смерти. Представители: Геродот, Платон, Аристотель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер. П. Сорокин. А. Тойнби. « Линейная»- это представления о том что существует единая общемировая культура развития. которая есть эволюционный путь на основе универсальных стадий и согласно единым закономерностям. Представители: Полибий, Карл Маркс, к. Ясперс. О. Тоффлер. Развитие культуры есть сложный диалектический процесс представляющий собой единство, как самобытных специфических черт. так и общих тенденций и закономерностей.

Преподаватель Михайлов Юрий Иннокентьевич

Литература

- *«Культурология» под ред. Садукина

Ауд. 2405 – методический кабинет, 2402 - кафедра

08.09.2011 Лекция 1 «Культурология как система знаний»

Культурология – дисциплина, изучающая все вопросы, связанные с культурой (Лесли Уайт, «Классификация систем родства » 1939г)

Основные разделы науки

    Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

«Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

    Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

    История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

    Антропология культуры (культурная антропология ): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

4 основных направления культурологических исследований :

    Социальное: механизмы социокультурной организации.

    Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

    Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

    Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

Диатропика – наука о сложности мира.

Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания . Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

Основные этапы развития культурологических знаний.

    Донаучный этап . Начинается в античный период, продолжается до возникновения европейской науки нового времени. На этом этапе существовали интуитивные представления о законах развития культуры. Эти представления основывались на циклической модели времени (повторяемость событий общественной и культурной жизни) на раннем этапе развития культурных представлений.

На следующем этапе представления о культуре стали определяться линейной моделью времени, распространение которой связано с христианством.

Сотворение Мира Рождество Христово Апокалипсис (Страшный Суд )

Благодаря этой модели времени возникло представление об истории, т.е. каждое событие – уникально. Основной метод познания культуры на этом этапе – аксиологический. Каждая культура познавала себя в сравнении с другой, чужой культурой, но использовала для этого собственную шкалу ценностей. (напр.: Греки отказывались воспринимать культуры, в которых не было демократии, а римляне считали все народы варварскими, если их образ жизни отличался от римского.)

    Научно-исторический . На этом этапе стремились обнаружить общие законы в развитии природы, общества и культуры. Европейские ученые, признавая исторические изменения в обществе, связывали с ними и изменения культурные. Развитие общества и культуры синхронизировали.

    Научно-философский . Было признано, что темпы развития общества и культуры могут не совпадать (напр.: крепостное право в России).

Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются: мифы, легенды, сказания.В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы.

1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация.

2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский.

3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный)

2. Предмет, основные понятия и структура культурологии

Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такой дисциплиной как социология культуры и т.п.

Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

Наиболее приемлемым является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда -agricultura.Agricultura- это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIIIвека это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

2. Структура культуры.Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания - главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства - материального и духовного - культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и развития человека.

Применительно к человеческому обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это - отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко - в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые различные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс познания духовного мира.

Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.

К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.

Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.

Немецкие просветители в то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура - это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному.

Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.

Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. И в концепции Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.

Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека.

В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1883), основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. К. Маркс расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 - 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений.

Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.

В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры.

Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве.

Также рассматривая культуру как единый организм, немецкий историк культуры Освальд Шпенглер (1880 - 1936) делает дальнейший шаг вперед, показав в своей работе «Закат Европы», что каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным. Но динамика эта находится в границах определенного цикла: рождение, расцвет, смерть, как у любого биологического организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры.

С именами английских антропологов Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и в отношении друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей.

В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже - лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек - мир».

Представления о культуре были расширены тем интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру.

Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который получил распространение и как научное направление, и как методология исследования феноменов культуры (мы остановимся на анализе этого направления ниже).

И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»:

  • - появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);
  • - оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;
  • - духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;
  • - разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;
  • - первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;
  • - соотношение понятий культура и цивилизация;
  • - аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;
  • - выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;
  • - относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;
  • - включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;
  • - распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки.

Более того, к настоящему времени сформировался и собственно культурологический метод анализа, который используется не только в специализированных исследованиях культуры, но и в других областях знания.

Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура.

Культурологический метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.