Функциональный синтаксис как раздел науки о языке. Цели и задачи функционального синтаксиса
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
И ПРОСТОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
курс лекций
Е.П. Пустошило
СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 3
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 8
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 11
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОДНОСОСТАВНЫХ, НЕЧЛЕНИМЫХ И НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 17
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ОП) 23
СЕМАНТИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28
ЛИТЕРАТУРА 32
СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Синтаксис как раздел грамматики. Предмет и задачи синтаксиса.
Основные понятия синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Характерные признаки словосочетаний.
Типы словосочетаний.
Виды связи слов в словосочетании.
1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет и задачи синтаксиса
Синтаксис (от греч.syntaxis– составление, строй) – это раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы (СЕ), связи и отношения между ними.
Предметом синтаксиса является изучение способов соединения слов в словосочетания и предложения.
Задачи синтаксиса :
описание видов словосочетаний, видов предложений и их структурных частей;
описание средств связи компонентов синтаксических единиц;
исследование взаимосвязи формы СЕ и их содержания.
Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка, так как именно ему принадлежат те языковые единицы, которые служат для общения людей (т.е. выполняют важнейшую функцию языка). Это определяет отношение синтаксиса к др. разделам языкознания.
Связь с морфологией осуществляется через словоформы, которые являются материалом для строения СЕ. В формировании СЕ важную роль выполняют служебные слова – предлоги, союзы, частицы.
Связь с лексикологией . ЛЗ знаменательных слов, входящих в состав СЕ, – основа лексической семантики предложения.
Связь с фонетикой осуществляется через интонацию, которая выражает законченность предложения, различает вопросительность / невопросительность, передает различные экспрессивные значения и др.
2. Основные понятия синтаксиса
Синтаксические единицы (СЕ) – словосочетание, простое предложение (ПП) и сложное предложение (СП).
Объектами изучения синтаксиса, но не синтаксическими единицами являются слово иформа слова (единицы морфологии, строительный материал синтаксиса),ССЦ и текст (единицы текстолингвистики, в синтаксисе изучаются со стороны связей между входящими в них предложениями).
Синтаксические отношения – это разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в СЕ. Компоненты СЕ находятся между собой в определенных смысловых отношениях. Например, отношения между предметом и его признаком – определительные (атрибутивные) отношения, между действием и объектом – объектные отношения.
Синтаксические связи – формальное выражение синтаксических отношений между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические связи языка представляют собой систему.
Средства выражения синтаксической связи :
форма слова (осенн их листьев → окончание указывает на согласование между главным словомлистьев в Р.п., мн. ч. и зависимым словомосенних , которое ставится в той же форме);
предлоги (войти в дом, победа над врагом → предлоги указывают на связь управления);
союзы (гром и молния → соч. союз указыв. на соч. связь;вернешь, когда прочитаешь → подч. союз указыв. на подч. связь);
порядок слов (Возле двери стояла (упр-е) на столике ваза с цветами; На столике возле двери (имен. примык-е) стояла ваза с цветами);
интонация (Она пела, хорошо танцевала; Она пела хорошо, танцевала;
Торговка вяленой воблой торчала между ящиками ;
Торговка вяленой воблой торчала между ящиками (Ю.Олеша).
Синтаксис - центральная лингвистическая единица.
Синтаксис - 1. наука, изучающая правила построения, образования и функционирования синтаксических единиц; 2. определённая область грамматического строя языка
Основное отличие синтаксиса от других лингвистических наук в том, что его объект дуалистичен: он состоит из единиц (конструкций) и связей между компонентами конструкций.
Иными словами, объект синтаксиса - это единицы и совокупность правил, определяющих их построение. Из этого можно сделать вывод, что синтаксический объект конструктивен.
Понимание синтаксиса как науки зависит от объёма понимания термина «синтаксическая единица»:
α. Ф. И. Буслаев и А.А. Потебня - предложение как логическое или психологическое суждение;
β. Ф. Ф. Фортунатов: словосочетание (законченное словосочетание суть предложение).
γ. А. А. Шахматов: предложение, включающее словосочетание как конструктивную единицу.
δ. В. В. Виноградов: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.
ε. Г. А. Золотова: словоформа = синтаксема.
ζ. В. В. Бабайцева: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.
η. М.И. Черемисина: элементарное простое предложение.
~Синтаксис как знаковая система~
Ex.: План выражения – ясное утро – материально представлены слова, между ними связь согласование, выраженная соответствующими окончаниями ср.р. ед.ч. Им.п.
Синтаксис – это знаковаясистема.
Как система синтаксис предполагает:
– наличие элементарных языковых единиц (синтаксических единиц, субстанций);
– наличие системных отношений между ними (синтаксических связей).
М.И. Черемисина, Т.А. Колосова: «Синтаксическими субстанциями называются все те «единицы», «синтаксические формы», «синтаксические конструкции», «синтаксические построения», которые в речи бывают представлены большими или меньшими «отрезками звучания», а в тексте – графическими отрезками».
– предикативные единицы;
– словосочетания;
– cочиненные группы;
– вводные конструкции и вставочные единицы;
– полупредикативные конструкции;
– союзная конструкция;
– сравнительная конструкция.
Синтаксическиесвязи – это формальное выражение синтаксических отношений, их формальные показатели:
поднятьсянапалубу – показатели синтаксической связи предлог на и флексия =у. При их помощи между компонентами данного словосочетания устанавливаются пространственные отношения.
ПВ «синтаксическая субстанция»
_____________________________
ПС «синтаксическая семантика»
Семантика предложения – диктум (объективное содержание предложения) + модус (субъективная интерпретация диктумного события).
Элементарная единица диктума – пропозиция.
NB: Время не обязательно
Ex.: Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.
1) он зашел ко мне;
2) он опоздал;
Модус: я рад.
Определённым связям свойственны определённые отношения
ПВ «синтаксические связи»
_____________________________
ПС «синтаксические отношения»
Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.
Зашел, хотя и опоздал – уступительные отношения;
Я рад, что… – изъяснительные отношения.
Для сочинительной связи свойственны отношения соединения, противопоставления, разделения.
Для подчинения: атрибутивные, актантные, сирконстантные
NB: атрибутивные отношения не всегда выражаются через согласование (письмо матери, юбка плиссе)
~Синтаксические единицы в концепции В.В. Виноградова~
1. М.В. Ломоносов: словосочетание и простоепредложение.
2. А.А. Шахматов: словосочетание и простоепредложение.
3. В.В. Виноградов: словосочетание,простоепредложение,сложноепредложение.
Словосочетание – это соединение двух знаменательных слов или слова с формой другого слова на основе подчинительной связи.
– не соотнесено с ситуацией речи, обозначает расчлененное понятие;
– выполняет номинативную, а не коммуникативную функцию.
Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е.
Неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Простое предложение - это монопредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.
Сложноепредложение– это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные части (предикативные единицы), каждая из которых по форме напоминает простое предложение и обладает собственной предикативностью. Сложное предложение - это полипредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЗЮМЕ:
НО! Классификацию ВВВ критикуют с позиций общих принципов классификации любых языковых единиц и общелингвистических представлений о ярусах языка и языковых единицах. То есть, в рамках любой классификации должны противопоставляться друг другу разные виды одного общего рода, а в основании деления должны лежать однотипные признаки.
Видами какого общего рода являются СС – ПП – СП?
Каков единый различительный признак, лежащий в основе этого деления?
«предложение–непредложение»
«синтаксическоецелое–частьэтогоцелого».
ПП и СП - предикативные коммуникативные единицы, их нельзя чётко разграничить
Если делим по принципу «предложение - не предложение», то остаётся одна единица - словосочетание, которая, по-хорошему, должна противопоставляться сочетаниям знаменательных слов со служебными и полузнаменательными.
Критика на основании ярусности языка:
Каждый ярус языка представлен одной языковой единицей. Если признать существование трех синтаксических единиц, то надо признать существование и трех синтаксических ярусов à разрушение общепризнанной системы языка.
Как вариант - элементарноепростоепредложение – двусторонняя синтаксическая единица, планом содержания которой является пропозиция (некоторое положение дел в действительности), а планом выражения – структурная схема, которая записывается с использованием морфологических символов.
ктоестькто? или чтоестьчто?
Моиродителиинженеры / былиинженерами.
Этодерево–сосна.
Осложненное и сложное предложения являются развитием ЭПП по определенным правилам.
~Связь синтаксиса с другими ярусами языка~
α. Фонетика – через интонацию. Предложение всегда интонационно оформлено.
Ех.: Принес.?!
Определенный тип предложения характеризуется и соответствующими типами интонации.
β. Лексика
Гр-80: синтаксис весь пронизан лексикой: названия деревьев могут сочетаться с глаголами состояния, но не с глаголами движения (дубподпрыгивает). Правила сочетаемости слов опираются на лексико-семантические свойства слов.
В. В. Бабайцева: Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове нередко определяют их синтаксическую функцию (смотреть с удовольствием – смотреть с другом).
γ. Морфология
Признаки слов как частей речи определяют их синтаксические свойства: прилагательное сочетается с существительным; переходные глаголы требуют постановки имени существительного в форме винительного падежа.
Морфологические свойства слова реализуются в синтаксисе. Морфологические категории также наполняются смыслом только в предложении. Синтаксис – морфология в динамике, движении, действии. Здесь проявляются взаимоотношения классов слов. Морфология – синтаксис в статике, застывший, кристаллизованный. Это реализованные синтаксические потенции слов.
СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.
Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.
Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.
Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово "синтаксис " означает "порядок" и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка - слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы - это словосочетание, предложение, текст.
Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.
Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.
Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса .
Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.
Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.
Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты в синтаксические единицы.
Основные понятия синтаксиса:
Синтаксическая позиция. В предложении имеется только одна определенная синтаксич позиция для опред формы. (Сашу увидел Катю, несочетаемость).
Синтаксич отношения – отношения координации (корреляции). Подлежащее и сказуемое- нет главного, они координируют.
· Отношения сочинения (равноправия).
· Отношения подчинения (зависимости).
· Иерархия как вид отношений, отношения включения, один уровень включается в другой, более сложный. + отношения подчинения (отношения- единоначалия), вершинный узел и зависимый узел.
Синтаксич. зависимость
4 аспекта синтаксиса.
1) Формально-структурный (относится к плану выражения). Категории синтаксич формы (простое/ сложное, типы придаточных и т д).
2) Семантический аспект. С содержательной точки зрения в синтаксич стр-ре выделяют поверхностную структуру (структуру формы) и глубинную структуру(подтекстовый смысл, авторские интенции). С точки зрения семантич синтаксиса предл-ие выполняет назывную функцию, тоже является именем. Пропозиция- составляет структуру и смысл ситуации. В каждом предл. - 2 типа номинативного значения пропозиция (та часть значения, к-ая передает положение дел в мире, объективное содержание предложения) и модус (та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, субъективное начало). Модус: эксплицированный (вербализованный) + неэксплицированный (невербализованный).
Элементы семантич структуры предл-ия: агент-производитель действия; предикат – то что сообщается о субъекте речи; объект – элемент действия, ситуации, то на что действие направлено; инструментатив- орудие действия; медиатив- при помощи чего, средство; адресат; контрагент – участник симметричного отношения.
3) Коммуникативный аспект. Подразумевается актуальное членение речи, тема-рематическое членение.
4) Прагматичекий аспект. Предмет характеристики- коммуникативная цель, для чего мы произносим. Основа- теория речевых актов, идея Джона Остина, Сэрль монография- 2Речевые акты», Арутюнова, Звегинцев.
В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:
1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
2. рассмотрение видов синтаксической связи;
3. определение типов словосочетаний и предложений;
4. определение значения словосочетаний и предложений;
5. соединение простых предложений в сложные.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки.:
- ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.
- 1 Морфология как раздел науки о языке. Грам. значение, грам. категория, грам. форма. Принципы выделения частей речи.
- Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.
- Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Б. Н. Головин хорошо известен филологам- русистам как оригинальный ученый-теоретик, автор популярных вузовских пособий, подвижник вузовской лиіггвистической науки.
1. Синтаксис как раздел грамматики. Объекты и единицы синтаксиса. Средства синтаксической связи.
Глагольные словосочетания с наречием, например: поступать правильно, выражаться туманно, рассказывать увлекательно, повторять дважды .
Именные словосочетания
Субстантивные словосочетания (с главным словом - существительным):
а) с существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: порог дома, речь президента, стакан воды ; предложные , например: боль от ушиба, отрывок из сочинения, опасность для ребенка, дорога к сердцу ;
б) с прилагательным в качестве зависимого слова: железная кровать, полезное дело, активное участие, соболья шапка;
в) с местоименным прилагательным в качестве зависимого слова, например: моя книга, ваша семья, всякий человек, каждое утро, чья-то история;
г) с порядковым числительным в качестве зависимого слова, например: второй день, шестая рота ;
д) с причастием в качестве зависимого слова, например: прочитанная книга, выглаженная рубаха, любящая женщина;
е) удар наотмашь, прогулка пешком, шапка набекрень, кофе по-турецки;
ж) намерение возвратиться, умение рассказывать, желание блеснуть.
Адъективные словосочетания (с главным словом - прилагательным):
а) с именем существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: полный смущения, покорный судьбе, жалкий слабостью ; предложные , например: черный от загара, смелый от рождения, вредный для здоровья ;
б) с местоимением в качестве зависимого слова: беспредложные, например: нужный нам, приятный вам ; предложные, например: близкий для себя, трудный для нас ;
в) с наречием в качестве зависимого слова, например: по-летнему зеленый, дружески заботливый, очень страшный, довольно приятный;
г) с инфинитивом в качестве зависимого слова, например: готовый бороться, способный любить.
Словосочетания с именем числительным (в том числе субстантивированным) в роли главного слова , например: третий от конца, первый из трех, пятый из пассажиров, две книги, трое в шинелях.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова, например: каждый из нас, мы с братом.
Наречные словосочетания
Наречные словосочетания (с главным словом - наречием) с наречием в качестве зависимого слова, например: очень ловко, весьма искусно, совершенно одинаково, слишком резко, чуть слышно, совсем недавно, далеко позади, нарочито громко .
Наречные словосочетания с именем существительным в качестве зависимого слова:
а) беспредложные, например: осенью прошлого года, быстрее птицы (лететь), лучше друга;
б) предложные, например: смешно до слез, далеко от друзей, низко над землей, незадолго до праздника.
4. Синтаксические отношения в словосочетании.
Синтаксические отношения выявляются на основе анализа тех грамматических отношений, которые складываются между компонентами словосочетаний.
Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний
1) Атрибутивные (определительные) отношения. Предметы + их признаки. Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении являются определением моя книга, брюки в полоску, теплый вечер.
Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, полезная работа ; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок ; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом ; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля . Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах , варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать. Такие случаи не нарушают общих закономерностей построения атрибутивных словосочетаний и даже скорее подтверждают их. Если обратиться к приведенным примерам, можно заметить следующее.
2) Объектные отношения действие + объект приложения действия.
Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении является дополнением. любить музыку, думать о весне.
Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье . Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, ждать брата ; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу . Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды ; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору ; с творительным орудия - писать карандашом . Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: лечиться у доктора , сжалиться над человеком, работать на станке . В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся .
Среди словосочетаний с объектными отношениями легко обнаруживаются системные связи трех частей речи - глагола, прилагательного (причастия), существительного; ср.: готовиться к борьбе, готовый к борьбе, готовность к борьбе; возвратиться к жизни, возвращенный к жизни, возврат к жизни.
3) Субъектные отношения характеризуют словосочетания , возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.
По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».