Open
Close

Гранатовый браслет проблематика. Тематика и проблематика творчества Куприна

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2174.

Повесть великого гения любовной прозы А. И. Куприна «Гранатовый браслет» можно интерпретировать по — разному, рассуждая на тему, кто здесь настоящий герой. Мнение критиков расходится в этом вопросе, одни считают героем Желткова, любыми способами старающегося доказать свою любовь, но и заявить о своем существовании, другие отдают предпочтение мужу героини, который просто желает, чтобы его супруга была счастлива. Разобраться в этом поможет анализ произведения по плану. Данный материл можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1910 г.

История создания — За основу сюжета писатель взял реальную историю, рассказанную им одним из его друзей.

Тема — Главная тема этой повести — любовь, безответная и настоящая.

Композиция — В экспозиции начинается действие, знакомящие с героями повести, следом происходит завязка, когда Вера Николаевна получает в подарок гранатовый браслет. Особенности композиции в использовании символов, тайных смыслов. Здесь и сад, который описан в пору увядания, и новеллы, сам браслет, главным символом является соната Бетховена, проходящая лейтмотивом повести. Идет развитие действия, умирает Желтков, и кульминационным моментом звучит соната Бетховена, и — развязка.

Жанр — Трудно определить жанровую сущность «Гранатового браслета» По своей композиции, состоящей из тринадцати глав, его можно отнести к жанру повести, а сам писатель считал, что «Гранатовый браслет» — рассказ.

Направление — В повести все подчинено направлению реализма, где ощущается легкий налет романтизма.

История создания

История создания повести имеет реальную основу. Когда — то писатель находился в гостях у своего знакомого, где они рассматривали семейные фотографии. Знакомый рассказал историю, которая случилась в его семье. Какой — то чиновник влюбился в его мать, он писал ей письма. Однажды этот мелкий чиновник прислал в подарок любимой женщине какую — то безделушку. Выяснив, кто этот чиновник, ему сделали внушение, и он исчез с горизонта. Куприну в голову пришла идея приукрасить этот рассказ, более подробно охватив любовную тему. Он добавил романтических ноток, возвысил концовку и создал свой «Гранатовый браслет», оставив суть рассказа. Год написания повести — 1910, а в 1911 году повесть была опубликована в печати.

Тема

Александр Куприн считается непревзойденным русским гением любовной прозы, им создано множество произведений, воспевающих любовь в любых ее проявлениях.

В «Гранатовом браслете» анализ повести подчинен этой любимой автором теме, теме любви.

В сущности, в этом произведении рассматривается нравственная проблематика отношений, связанных с любовными отношениями героев повести. В этом произведении все события связаны с любовью, в этом даже смысл названия этой повести, так как гранат — это символ любви, символ страсти, крови и гнева.

Писатель, давая такое название своему названию, сразу дает понять, чему посвящена основная мысль рассказа.

Он рассматривает различные формы любви, разные ее проявления. Каждый человек, описанный писателем, по — разному относится к этому чувству. Для кого — то, это просто привычка, социальный статус, поверхностное благополучие. Для другого — это то единственное, настоящее чувство, пронесенное через всю жизнь, ради которого и стоило жить.

Для главного героя Желткова, любовь — священное чувство, ради которого он живет, понимая, что любовь его обречена на безответность. Обожание любимой женщины помогает ему переносить все жизненные невзгоды, верить в искренность своих чувств. Вера Николаевна для него — смысл всей его жизни. Когда Желткову сказали, что своим поведением он компрометирует любимую женщину, чиновник сделал вывод, что проблемы социального неравенства будут стоять на его пути к счастью всегда, и покончил с собой.

Композиция

Композиция повести содержит множество тайных смыслов и символов. Гранатовый браслет дает яркое определение всепоглощающей теме страстной любви, определение его как крови, дает понять о том, что эта любовь может быть разрушительной и несчастной, гнев — привел к самоубийству Желткова.

Увядающий сад напоминает об увядающей любви Веры Николаевны к своему мужу. Рисунки и стихи в семейных записках ее мужа — история его любви, искренней и чистой, не претерпевшей никаких изменений за все время их совместной жизни. Несмотря на ее угасающую страсть и прохладное к нему отношение, он продолжает любить свою жену по — настоящему.

Генерал Амосов предпочитает делиться с собеседниками рассказами о любви, что тоже символично. Это единственный человек в произведении, правильно понимающий истинную сущность любви. Он — большой психолог, знаток человеческих душ, ясно видящий все их тайные и явные помыслы.

Через все произведение красной нитью проходит вторая соната Бетховена, главный символ всей повести. На фоне музыки развивается действие. Финальное звучание сонаты является сильным кульминационным моментом. Произведение Бетховена раскрывает все недосказанности, все сокровенные мысли и чувства героев.

Завязка действия — Вера Николаевна получает подарок. Развитие действия — брат и муж идут выяснять отношения с Желтковым. Главный герой произведения, остающийся в стороне на протяжении всего повествования, заканчивает жизнь самоубийством. Кульминационный момент — звучит соната Бетховена, и к Вере Николаевне приходит осознание своей жизни.

Куприн мастерски заканчивает свою повесть, приведя все действия к развязке, где раскрывается истинная сила любви.

Под воздействием музыки просыпается спящая душа Веры Николаевны. Она начинает понимать, что прожила, в сущности, бесцельную и бесполезную жизнь, все время создавая видимое благополучие счастливой семьи, а настоящая любовь, сопровождающая ее всю жизнь, прошла мимо.
То, чему учит творение писателя, каждый решает по — своему, здесь все зависит от читателя. Только он решает, в чью пользу сделать выбор.

Жанр

Произведение великого писателя состоит из тринадцати глав, относится к жанру повести. Писатель считал, что это — рассказ. Период происходящих событий длится на протяжении длительного времени, в нем задействовано большое количество персонажей, и оно полностью соответствует принятому жанру.

Разделы: Литература

Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного материала.

Метод обучения : Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать мнение о Желткове, его роли в рассказе и его влиянии на сознание героев.

2. Цель развития

  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию, преодолевать нравственный максимализм;
  • развитие умений работать в группе;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;

3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплине через содержание учебного материала;
  • на примере образа главного героя воспитывать лучшие человеческие качества, трепетное отношение к чувству любви;
  • способствовать воспитанию "культуры спора".

Студент должен

знать:

  • содержание рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”;
  • характеристику основных образов-персонажей рассказа “Гранатовый браслет”, особенности образа “маленького человека”.

уметь:

  • составлять “синквейн”;
  • характеризовать пейзаж в художественном произведении;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “Искусство”

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать стихотворение (сонет) И.Л.Сельвинского:

Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил...
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой бриг не трогался с причала.

Бриг поэта стоит у причала так же, как и ваша жизнь, которая еще не пустилась в большое плавание. И разговор наш сегодня пойдет как раз о любви, о препятствиях на ее пути.

Ее проявления на примере героев рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Вопросы для беседы:

  1. Так что же такое “любовь”?
  2. И что значит – любить?

3. Мотивация учебной деятельности.

Итак, основная тема рассказа – тема любви. Что становится препятствием на пути любви главного героя? (Социальное неравенство, неразделенная любовь, унижения со стороны людей). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Нравственные и социальные проблемы в рассказе “Гранатовый браслет”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему(СЛАЙД №2).

Все вы уже достаточно взрослые для того, чтобы иметь собственное представление о ЛЮБВИ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к слову ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ (СЛАЙД №3).

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

С вашим мнением мы познакомились, а вот какая точка зрения по этому вопросу у автора рассказа “Гранатовый браслет” А.И.Куприна и с помощью каких художественных средств, через мнение каких героев она выражается нам и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Итак, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, “адвокаты” и “прокуроры”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №4):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

Сегодня мы обсуждаем рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, который имеет свою творческую историю.

4.1 История создания рассказа.

Студент 1 (опережающее задание) (СЛАЙД №5).

Итак, как вы уже поняли, рассказ был основан на реальных событиях, а на каких именно мы сейчас узнаем из следующего сообщения.

Студент 2 (опережающее задание) (СЛАЙД №6).

4.2 Дискуссия

Мы увидели, что рассказ А.И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (СЛАЙД №7)

Вопрос для обсуждения (в группах):

  • Почему в отличие от своего реального прототипа в жизни, Желтков в финале рассказа погибает?

4.2.1 Анализ начала рассказа (описание пейзажа).

Символичность в рассказе.

Преподаватель: Рассказ начинается с описания природы. (СЛАЙД №8)

  • Каков общий характер описаний пейзажа в рассказе? Какое настроение создаёт у читателя?
  • Какое отношение этот пейзаж имеет к сюжету рассказа?(СЛАЙД №9) Запись в тетрадях.
  • Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства).
  • Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

Вера суеверна, в чем это выражается? (СЛАЙД №10)

(Количество гостей на именинах – 13. Пересчитав гостей, княгиня Вера подумала: “Вот нехорошо!” Увидев, как сверкают при электрическом свете камни граната, испугалась: “Точно кровь...”)

В рассказе 13 глав. Случайно ли это? (13 – Чертова дюжина - предвещание чего-то темного, негативного, трагичного).

Вывод :(СЛАЙД №11) В настоящее время жизньВеры Шеиной однообразная, спокойная, устоявшаяся; любовь к мужу прошла, но осталось чувство уважения и дружбы. Все в ее жизни сложилось, огорчает лишь отсутствие детей.

Раскрытие понятия “любви”.

В эпиграф рассказа вынесена Вторая соната Бетховена. Как вы думаете, какой характер должна носить любовь, если эпиграфом к ней служит такая музыка? (Прослушивание музыкального фрагмента (СЛАЙД №12)).

(Обдуманный, серьезный, трагический, тревожный, уверенный, очень сильный).

(СЛАЙД №13) Кто выделяется среди гостей Шеиных и почему?

(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его “дедушкой”. Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

  • Когда и как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
  • Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?

(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

  • Любовь в рассказах Аносова. Какая она?

(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)

Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?

(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)

Вывод : (СЛАЙД №14) Любовь, по мнению Аносова, который является выразителем авторской точки зрения, “единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная”, “Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Образ Желткова(СЛАЙД №15)

Итак, мы подошли к самому противоречивому герою рассказа – Желткову. Через его образ А.И.Куприн раскрывает тему “маленького человека”. Докажите это.

Вывод : (СЛАЙД №16) Куприн развивает тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Таким образом, в рассказе А.И.Куприна происходит эволюция образа “маленького человека”.

Вопросы для дискуссии:

Подарок Желткова – гранатовый браслет. Что он символизирует? (По старинному преданию... имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти). Подарок героя вынесен в название рассказа, он – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя

(СЛАЙД №17) Чем было чувство Желткова: настоящей любовью или сумасшествием?

(СЛАЙД №18) Имя героя – Георгий? Что оно означает? (“Победитель, Победоносец”). Можно ли утверждать, что герой вышел победителем в этой истории? Аргументируйте свою точку зрения.

(СЛАЙД №19) Чего заслуживает Желтков: восхищения или презрения?

(СЛАЙД №20) Чем была смерть героя: силой или малодушием?

(СЛАЙД №21) Любовь – это великий дар или проклятие?

Вывод : (СЛАЙД №22) Несчастный Желтков вовсе не жалок, а искренность и преданность его чувства, способность принести себя в жертву заслуживает не просто сочувствия, а преклонения. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным не только в собственных, но и в чужих глазах.

4.2.4 Синквейн(СЛАЙД №23)

Поменялось ли ваше отношение об этом чувстве, в связи с прочтением рассказа А.И.Куприна?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “любовь”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а мы подведем итоги нашей беседы .

5. Рефлексия.

2. Могут ли нравственные и социальные проблемы стать препятствие для истинной любви? Почему?

3. Достигли ли мы поставленных в начале занятия целей? Выяснили, каков взгляд А.И.Куприна на понятие “ИСТИННОЙ ЛЮБВИ”?

4. Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?

Вывод : Сегодня мы рассмотрели произведение Куприна “Гранатовый браслет”. Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется только раз в тысячу лет. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.

3. (СЛАЙД №24)А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

Подведение итогов.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

Задание на дом (СЛАЙД №25):

Выполнить проблемное задание: “... смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью”, – считает литературовед Е.Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?

Написать эссе на тему: “И что это было: любовь или сумасшествие”? (По рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет”).

Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить словами Ж.Б.Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил...

Критерии оценки работы студентов на занятии

С 1904 года в издательстве «Знание» много печатается Куприн. Выходит сборник купринских рассказов. Первые творческие успехи, громкая заслуженная слава. Его проза приобретает новые черты и широкий диапазон обобщения. С одной стороны, рассказы 900-ых годов продолжают намеченные линии. Краткость и бессмысленность пребывания в мире человека. Конечность существования, смертность человека: на покое, в цирке. Переходные моменты в жизни исследует: болото, корь. Жанр рассказа не позволяет передать всё и он работает над большой повестью «Поединок».

«Поединок» тематически продолжает рассказы об армии. Но острота и глубина осмысления. От солдат (подробно) и череда офицеров и командир полка. Живописно, образно. Духовное развитие происходит интенсивно. За кроткий период происходит прозрение. Байронический, демонический, лермонотовский, жалок и смешон. Контраст между тем, что думает и что из себя представляет. Подпоручик Ромашов. Духовная революция: одержим мечтами, планами. Затем – погружение в рутину, пошлость (в провинции), подвержен порокам. В конце концов переломный момент – встреча с Хлебниковым, душевный переворот, у человека открываются глаза на проблемы реальные, а не на мнимые. Само название – многопланое: раельный поединок между ромашов и николаевым. Поединок с самим собой ромашова. С теми всеми плохими качествами, негативными. Поединок ромашова с обществом, с военной средой. Некрасивое, безобразное. Многозначный заголовок.

Ещё одна тема: взаимоотношения человека, искусства и действительности. Рассказ Гамбринус. Короткое повествование, но найдены художественные принципы для большой, многонаселённой картины. Гамбринус – кабачок. Много народу проходит перед читателем. Пёстрая и разномастная: рыбаки, лодочники, водолазы, контрабандисты, юнги, матросы разных наций, воры, машинисты, грузчики.

Временные границы рассказа раздвинуты на несколько десятилетий м включают серьёзные вхи – англо-бкрская, русс-яп, револ 19005 года. Широкая историческая. Крупный пласт жизни через призму: песен и танцы талантливого скрипача-самоучки Саша. Все настроения через музыку. Героическая пьеса: (что звучит) Как музыка отражает настроения?

Люди в едином порыве испытывают единение, английская свобода. Потом, после этого душевного подъёма, время погромов, реакции. Как меняются люди, которые пели и плясали вместе, дух парит, теперь те же самые люди шли убивать (еврейские погромы). Сашку калечат. Его талант пробуждает угасшие было добрые чувства. «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит, всё победит». Исследование подсознательной стороны. В каждом человеке живёт…»

Гранатовый браслет 1911 о любви бедного чиновника к княгине.


Октябрьскую революцию не принял. В 14 году – призван в армию, перв мир война. Борьба с всегда ненавистным германским милитаризмом. Позитивно воспринял войну. Победа обеспечит «отдых». Здесь сказалась мечта писателя о преодолении одного из зол мира.

После октябрьской революции попомгает сперва. К самому факту отнёсся отрицательно. Теоритически признал правильным, но считал, что рев. Произошла преждевременно. К. пугала разрушительная стихия классовой борьбы.

Осенью 19 года редактиоровал газету штаба Юденича и после отступления войск Купр уезжает в Эстониию, потом…. Сотрудничает в эмигр. Прессе. С обосновывается в Париже. Выдающихся произв не создаёт. Незадолго до смерти возвращается в СССр, испытывал ностальгию п родине, стремился попасть. То, что увидел не порадоволо его. Усугубило его болезненное состояние.

Гранатовый браслет

на протяжении долгих лет Куприн искал идеал любви в реальных условиях. Среди обычных он наблюдал утонченные переживания людей, способных сохранить благодарную верность своему избраннику. Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений - «Гранатовый браслет» (1911).

Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа - прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» - поворотный момент в ее внутреннем состоянии. Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,- такого никогда не испытывала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты - прослушать ее завещал Желтков - Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа. И все-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений Веры Шейной. Впечатление это создается будто объективированным описа нием, насыщенным, однако, ассоциациями с какими-то опасными явлениями.

«Отвратительные погоды» приносят холод, ураганный ветер, а затем приходят прелестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненадолго возвратилось лето, которое снова отступит перед грозным ураганом. И спокойная радость Веры не менее быстротечна. «Бесконечность и величие морского простора», притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделены от них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных.

Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны, приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он развлекает собравшихся... Неторопливое повествование часто прерывается настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за столом сидят тринадцать человек - несчастливое число. В разгар карточной игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами - пятью «густо-красными живыми огнями». «Точно кровь»,- думает Вера «с неожиданной тревогой». Исподволь готовит автор к главной теме рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф «Гранатового браслета»). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.

С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок - золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник - чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.

Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой - генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. "А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!". После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры - это"...такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого "маленького человека" - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.



Мне кажется, что гранатовый браслет - это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.

Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.

Таким образом, прочитав рассказ "Гранатовый браслет", я поняла, сто Куприн - это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь - это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.

Проблема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Трудно найти писателя или поэта, который обошел бы в своем творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека, сердце которого никогда не согревало это светлое чувство. Любовь - благодатная почва для художника, ибо без преувеличения можно сказать, что она творит чудеса в человеческой душе: она способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогает ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но любовь, увы, нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства...

В творчестве Куприна любовь нередко представлена как некая сверхъестественная сила, которая существует словно сама по себе и полностью господствует над человеком. Она безжалостна, ибо смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим она - чистое и возвышенное чувство, и человек нисколько не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар. В этом понимании природы любви автору особенно близки ее образные характеристики в ветхозаветной «Песне Песней Соломона», где «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее», ибо она «сильна, как смерть», а возлюбленная «грозна, как полки со знаменами». Самый поэтический рассказ Куприна «Суламифь» представляет собой вольное переложение образов и мотивов «Песни Песней».

Герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков - простой чиновник контрольной палаты, жизнь которого не представляет ничего примечательного, - случайно видит в ложе цирка девушку, принадлежащую к высшему обществу, и в первую же секунду понимает, что любит ее. Любовь Желткова иррациональна, необъяснима и неуправляема. Отныне вся его жизнь принадлежит этой прекрасной девушке, к которой он не осмеливается даже подойти. Он убежден, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека, прекраснее <...> и нежнее» ее. Эти сравнения могут показаться странными только тому, кто не знаком с образами «Песни Песней», где возлюбленная- «запертый сад», «запечатанный источник», ее нос - «башня Ливанская», а зубы - «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни».

Предмет его нежной страсти Вера Николаевна вскоре выходит замуж за состоятельного и доброго человека, князя Шеина. В течение некоторого времени она получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но не придает им значения и не задумывается о том, кто этот человек и какую цель преследуют его послания. Проходит несколько лет, и ее «прежняя страстная любовь к мужу переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Неизвестный воздыхатель Веры давно уже перестал засыпать ее письмами, лишь изредка посылая ей короткие праздничные поздравления. В день ее именин, с которого, собственно, и начинается рассказ, она получает от своего анонимного влюбленного гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его дерзкое вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Вера, привыкшая во всем советоваться с мужем, и на этот раз предоставляет ему решать, как ей поступить. Но в глубине души ее одолевают сомнения: вправе ли она открывать тайну, которая касается лишь ее одной? С другой стороны, что ей остается делать? Задумываться о любви к человеку, которого она не знает и даже никогда не видела, - это абсурд, пытаться понять, искренне ли его чувство, - бесполезно, да и ненужно. Однако сердце ее неспокойно: она размышляет о любви - той, идеальной, возвышенной любви, о которой пишут в романах и слагают легенды, и которая - она это осознает - так и не коснулась ее жизни...

Рассказ кончается трагически. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но Желтков бессилен перед чувством, которому подчинена вся его жизнь. Он видит лишь один выход: умереть. Вера глубоко потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. Он лежит в гробу, а на его лице - спокойная и безмятежная улыбка. В этот момент она ощущает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Придя домой, она выполняет последнюю волю умершего: слушает сонату Бетховена, которую они оба любили. Музыка соединила их, они услышали и простили друг друга.

Куприн не открывает нам того, что стало с Верой потом, после того как она соприкоснулась с тайной любви. На первый взгляд, эта история насквозь трагична: влюбленный умирает, так и не дождавшись ответной любви, а ее сердце, едва открывшееся навстречу долгожданному чувству, обречено на вечное страдание. Но писатель вкладывает в понятие любви более глубокий смысл. Он идеализирует ее, ибо считает, что ей доступно абсолютно все. Влюбленные понимают друг друга без слов, и даже физическая смерть не может их разлучить. Вера слышит голос возлюбленного: «Успокойся, я с тобой... потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ заканчивается словами: «Все хорошо». И это светлый конец, ибо любовь, по мысли писателя, сильнее смерти.