Open
Close

Гречанинов александр тихонович биография. Творчество а.т

Александр Тихонович Гречанинов (13.10.1864, Москва – 04.01.1956, Нью Йорк), выдающийся русский композитор конца XIX – первой половины XX столетий, известен прежде всего как автор монументальных хоровых произведений и один из виднейших представителей новой русской школы церковного пения. Ценность таланта и творчества композитора уже в начале XX века были по достоинству оценены современниками.

К 1910 году Гречанинов как автор церковных композиций был очень популярен в России. С учетом его выдающегося вклада в сферу духовной музыки и произведений, написанных в эмиграции, А.Т. Гречанинов выдвигается в ряд ведущих фигур серебряного века, оказываясь звездой первой величины – наравне с С.В. Рахманиновым, А.Д. Кастальским и П.Г. Чесноковым. Духовные произведения – самая ценная часть творческого наследия Гречанинова. Его духовные сочинения, благодаря высоким художественным достоинствам, приносят композитору мировую славу. Значительное место, занимаемое его сочинениями в русской духовной классике, определяется не только качеством, но и немалым их количеством. Композитором создано более 150 самостоятельных, либо входящих в состав циклов, духовных песнопений для хора a capella или с инструментальным сопровождением. В число его духовных сочинений входят четыре Литургии (оп. 13, 1897 г.; оп. 29, 1902-1903 гг.; оп. 79, 1917-1926 гг.; оп. 177, 1943-1944 гг.), пять месс, шесть мотетов, монументальные хоровые циклы «Страстная Седмица» (оп. 58, 13 номеров, 1911 г.), «Всенощное бдение» (оп. 59, 10 номеров, 1912 г.) и множество других духовных песнопений, часть из которых не издана до настоящего времени.

Творчество Гречанинова начиналось у истоков нового направления в русской духовной музыке. Духовно- хоровое творчество композитора не просто органично вписалось в самобытное направление – оно с первых шагов непосредственно способствовало становлению этого направления. Гречанинов отстаивал свои эстетические взгляды как в музыкальном творчестве, так и в прессе, где он публиковал свои мысли по поводу так называемого церковного стиля. Один из разделов его автобиографической книги так и называется - «Моя борьба с косностью понимания церковного стиля». Деятельность композиторов нового направления по обновлению церковной музыки в значительной степени опиралась не только на позицию и установку его вдохновителя – Степана Васильевича Смоленского, но в значительной мере и на идейные принципы А.Т. Гречанинова. Смоленский возглавлял научно-художественную музыкальную школу, в которую входили десятки исследователей и композиторов, опирающихся на непревзойденные исполнительские возможности московского Синодального хора, и которая, в свою очередь, вдохновляла большое число ее последователей. Своим убеждениям и принципам, сложившимся у Гречанинова на рубеже XIX-XX веков, он оставался верен до конца своей жизни.

А.Т. Гречанинов видел причину стилевого многообразия своего творчества в том, что «родов музыки много, и каждый род требует своего языка. К духовной музыке, например, не идет язык струнного квартета или язык балетной музыки, а потому все мои духовные сочинения написаны, конечно, строгим академическим языком, всегда в простой гармонии. Один только раз, когда я писал свою ―Экуменическую мессу‖, я позволил себе кое-где уклониться в сторону модернизма. В светской же музыке я делал это довольно часто…» .

Обращаясь к жанру духовных песнопений, композиторы обычно стремятся прежде всего к естественности музыкально-интонационного прочтения канонического текста, а не к яркому проявлению индивидуальных интонационно-стилевых лексем. Связь с певческой традицией многие композиторы упрочивают введением в качестве тематического материала древних распевов. А.Т. Гречанинов же в своей духовной музыке с самого начала тяготел к обновлению этого жанра, что ему и удалось. В результате такой творческой установки, тезисы которой приводились и разъяснялись автором в предисловии к изданиям его партитур, возник оригинальный стиль, рельефно проявившийся в крупнейших концертно-хоровых сочинениях: «Хвалите Бога» (оп. 65), «Демественная Литургия» (оп. 79) и «Вселенская (Экуменическая) месса» (оп. 142).

Отличительными особенностями указанных партитур являются доминирование славящих, хвалящих, «полиелейных» песнопений и соответствующих им густых светлых, мажорных красок, полнозвучных аккордов с пышной детализированной фактурой, широким регистровым охватом. Эта особенность явилась отражением черты, неотъемлемо присущей его личности. Одна из основ его мироощущения – благодарение Богу, возношение хвалений Творцу за саму возможность жизни и творчества. Указанный тип песнопений становится доминантой духовных сочинений Гречанинова, в отличие, например, от церковных хоров П.И. Чайковского, среди которых наиболее удачные – просительно-скорбные, покаянные молитвы.

Александр Тихонович называл церковную музыку, создаваемую им и его единомышленниками на рубеже веков «новым стилем». «Новый стиль, - отмечал он в своих воспоминаниях, - в котором я и одновременно со мной А.Д. Кастальский и П.Г. Чесноков начали писать свои духовные сочинения, любителями и ―ценителями‖ православного церковного пения долго не признавался. Привыкшие слышать в церкви хорошо если Бортнянского, которого Глинка называл Сахаром Медовичем, но гораздо хуже – Веделей, Сарти и прочих немцев и итальянцев, ―ценители‖ совершенно испортили себе вкус. Все, что не похоже на итальянцев или немцев, им казалось, увы, и до сих пор еще кажется не в духе нашего церковного пения». Под влиянием идей Смоленского, боготворившего и изучавшего древние церковные песнопения, и впечатлением, получаемым от прекрасного пения Синодального хора, у Гречанинова сложилась собственная эстетическая позиция, отличавшаяся глубоким интересом к древнерусским распевам, осознанием необходимости «вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему, как своему близкому, родному» . Если в его «Литургии № 1» (оп. 13, 1897 г.) черты «нового стиля» еще не так заметны, то в написанных им годом позже двух духовных хорах

«Волною морскою» и «Воскликните Господеви» (оп. 19, 1898 г.) эти черты проступают более явственно.

В последующих духовных сочинениях композитор внес немало оригинального, свежего в стиль песнопений, в том числе построенных на старинных попевках. Между тем, обновление гармоническое, интонационное не всегда встречало понимание и поддержку у современников. Как бы отвечая некоторым из них, Александр Тихонович писал: «Не порицать, а напротив, быть благодарными должны ревнители Православия тем новым слагателям церковных песнопений, которые свои взоры обратили на старину и творчество которых своим возвратом к седой старине внесло свежую струю в довольно-таки затхлую атмосферу нашего церковно- религиозного искусства» . Однако большинство любителей церковного пения, привыкших слышать на Богослужении элементарные аккордовые формулы, не приняли этой позиции. «Я решил тогда, - писал Гречанинов, - посредством печати начать борьбу с этим закоснелым явлением и написал статью под заглавием «О нашем церковном пении» . Его первая статья на эту тему «Несколько слов о ―духе‖ церковных песнопений» была опубликована 23 февраля 1900 года в газете «Московские Ведомости» и наделала немало шума. Основные положения этой публикации долгое время служили идейным фундаментом духовного творчества А.Т. Гречанинова. В ней композитор рассматривает и анализирует понятие церковности в духовной музыке. Дело в том, что многие музыкальные критики той эпохи расходились во мнениях, какую именно духовную музыку можно считать церковной, то есть достойной звучать в храмах за Богослужениями. Одни считали церковной такую музыку, которая похожа на сочинения Бортнянского, Турчанинова, Веделя, Сарти и т.п., другие - только ту, которая напоминает Обиход. У третьих каким-то чудом уживались идеалы обиходного пения с музыкой вышепоименованных мастеров. Первая группа, то есть любители полуитальянской, полунемецкой музыки в Русской Православной Церкви, выступала искреннее других. Они говорили: ―Нам нравится это сладкозвучие в сочинениях Бортнянского, Сарти, оно действует на нашу душу, и нам кажется – лучше этой музыки для Церкви не надо. Пишите, господа композиторы, так, чтобы было похоже на них; это будет хорошо и вполне в духе Церкви‖. Вторая существовавшая группа людей - любители Обихода, так сказать, аскеты нашей церковной музыки. По их мнению, сочинять духовную музыку совсем даже и не следует, а вместо этого следует делать переложения Обихода по известным шаблонам. О последней из перечисленных групп людей - со специфическим смешанным восприятием церковной музыки - Александр Тихонович писал своей статье: «… любителей обиходного пения мы все-таки понимаем, а вот что решительно представляется для нас загадкой, так это люди, которые идеалом церковного пения считают Обиход и вместе с тем верхом церковности – сочинения Бортнянского, Сарти, Веделя и их подражателей. Что общего между произведениями этих композиторов и Обиходом, какую связь они делают между тем и другим – это никому не известно, да, вероятно, и им самим» .

Гречанинов задается естественными вопросами: «Что же нам нужно? Какую музыку, действительно, следует считать идеальной для нашей Православной Церкви? Где найти мерило этой церковности и этого духа церковных песнопений?» И тут же отвечает на них: «А мерило это есть, и, по моему глубокому убеждению, самое верное. Это соответствие музыкального содержания данного произведения содержанию текста. Чем более в нем этого соответствия, тем более его следует признать в духе Церкви». Святые отцы учили, что «когда слово объединяется со звуком, оно быстрее и глубже касается души человека». Благодаря синтезу слова и музыки, содержание текста получает эмоционально-духовную силу, обладающую колоссальным воздействием на слушателей. В полной мере эту мысль можно отнести и к духовным хоровым произведениям А.Т. Гречанинова: музыкальный компонент здесь не мыслим без словесного . Говоря о само собой разумеющемся религиозном настроении в Священных и молитвенных текстах, композитор указывал, что и «в музыке оно обязательно, иначе этого соответствия не будет» , , .

Гречанинов считал недопустимым привнесение в духовную музыку чего-либо чувственного или сентиментального, а тем более, слащавого или пошлого, как не соответствующих возвышенному тексту церковных стихов. Композитор размышляет о том, имеет ли форма духовного сочинения какие-либо специальные ограничения, и приходит к выводу, что никаких контрапунктических или гармонических приемов, которые следовало бы считать неуместными, в духовных произведениях нет. Он полагает, что всякая форма годится, лишь бы она толково и уместно была употреблена. Относительно контрапункта Александр Тихонович считал важным, чтобы слова так искусно распределены были между голосами, чтобы слушатель отчетливо мог следить за текстом. Большое значение он придавал правильной и грамотной декламации текста, чтобы не искажался смысл духовных стихов. Как отмечал композитор, подобные погрешности могут встречаться даже при обиходном пении - например, в тексте «Ты, Господи мой, свет в мир пришел еси…» остановка и придыхание ошибочно делаются после слова «свет»: «Ты, Господи – мой свет, в мир пришел еси…» , . Гречанинов также полагал, что следует стремиться к большему разнообразию в гармонизации духовных сочинений, к богатству тембровых красок и поиску новых ярких музыкальных выразительных средств.

Стиль Гречанинова очень гармонично вписался в музыкальную жизнь России первых десятилетий XX века. Его произведения остаются весьма актуальными и охотно исполняемыми и в наши дни. Духовные сочинения А.Т. Гречанинова отличают определенные стилистические особенности, на которые он опирался в своем творчестве: использование старинных церковных и древнерусских распевов, значительное обновление гармонического и интонационного языков, использование переменных размеров, раскрытие и усиление содержательности духовных текстов посредством музыкально – выразительных средств.

Список литературы

1. Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки. М., 1908.

2. Марусин С. А.Т. Гречанинов: Судьба и творчество // Описание частной музыкальной коллекции. URL: http://www.mymusicbase.ru/PPB/ppb22/ Bio_2250.htm (дата обращения: 16.01.2011 г.).

3. Гречанинов А.Т. Моя жизнь. New York, 1951.

4. Гречанинов А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений // Московские Ведомости. 1900. 23 февраля. № 53. С. 3.

5. Олесова Н.Ю. Русская духовная музыка и ее восприятие современным слушателем // Самарская епархия. URL: http://www.samara.orthodoxy.ru/ Hristian/Olesova2.html (дата обращения: 16.01.2011 г.).

7. Паисов Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / Сост. А.А. Наумов, М.П. Рахманова. М., 2002.

Российский ком-по-зи-тор.

Из купеческой се-мьи. В 1881-1890 годах учил-ся в Московской консерватории, в 1893 году окон-чил Санкт-Пе-тербургскую консерваторию по клас-су Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва. С 1896 года - в Мо-ск-ве, профессор по клас-су ком-по-зи-ции Музыкально-дра-ма-тического учи-ли-ща Московского фи-лар-мо-нического общества. С конца 1890-х годов ра-бо-тал в об-лас-ти ду-хов-ной му-зы-ки, на-ря-ду с А. Д. Кас-таль-ским главный пред-ста-ви-тель т. н. московской шко-лы, ори-ен-ти-ро-вав-шей-ся на воз-ро-ж-де-ние древ-них цер-ков-но -певческих тра-ди-ций (про-грамм-ной ста-ла ста-тья Гречанинова «Не-сколь-ко слов о "ду-хе" церков-ных пес-но-пе-ний », 1900). При этом он был пер-вым ком-по-зи-то-ром, ко-то-рый ввёл в русскую ду-хов-ную му-зы-ку музыкальные ин-ст-ру-мен-ты. Сре-ди луч-ших со-чи-не-ний до-ре-во-люционного пе-рио-да: «Стра-ст-ная сед-ми-ца» (для сме-шан-но-го хо-ра а ка-пел-ла; ис-пол-не-на в 1912 году в Мо-ск-ве), кан-та-та «Хва-ли-те Бо-га» (на тек-сты псал-мов, для те-но-ра, хо-ра, струн-но-го ор-ке-ст-ра, ор-га-на и ар-фы; ис-пол-не-на в 1915 году в Мо-ск-ве; 2-я редакция на французском языке, 1932, Брюс-сель), «Де-ме-ст-вен-ная ли-тур-гия» (для те-но-ра и ба-са, сме-шан-но-го хо-ра, ор-га-на, ар-фы и ор-ке-ст-ра; ис-пол-не-на в 1918 году в Мо-ск-ве под управлением С. А. Ку-се-виц-ко-го). Пред-ло-же-ние Гречанинова вве-сти ор-ган в пра-во-слав-ное бо-го-слу-же-ние бы-ло от-кло-не-но По-ме-ст-ным со-бо-ром РПЦ в 1917-1918 годах.

Гречанинов на-пи-сал му-зы-ку к ря-ду спек-так-лей МХТ, в т. ч. к «Сне-гу-роч-ке» А. Н. Ост-ров-ско-го (1900). В опе-ре «До-б-ры-ня Ни-ки-тич» (1903, Боль-шой театр, Москва; в за-глав-ной ро-ли - Ф. И. Ша-ля-пин) вы-сту-пил как по-сле-до-ва-тель Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва. В опе-ре-мис-те-рии «Се-ст-ра Бе-ат-ри-са» (по М. Ме-тер-лин-ку, 1912, Мо-ск-ва) на-шло от-ра-же-ние его ув-ле-че-ние Р. Ваг-не-ром. В твор-че-ст-ве по-сле-дую-щих лет ска-за-лось влия-ние французской му-зы-ки то-го вре-ме-ни. 2-й и 3-й струн-ные квар-те-ты от-ме-че-ны Глин-кин-ской премией (1914, 1916). С 1910 года вы-сту-пал в кон-цер-тах, ак-ком-па-ни-ро-вал пев-цам - ис-пол-ни-те-лям его собственных ро-ман-сов.

С 1903 года заместитель председателя Музыкально-эт-но-гра-фической ко-мис-сии при Эт-но-гра-фическом от-де-ле Общества лю-би-те-лей ес-те-ст-во-зна-ния, ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии Московского университета, сде-лал мно-же-ст-во об-ра-бо-ток народных пе-сен. В 1904 году уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Народной кон-сер-ва-то-рии в Мо-ск-ве. С 1906 года вы-сту-пал в пе-рио-дической пе-ча-ти как музыкальный кри-тик. Один из уч-ре-ди-те-лей общества «Му-зы-каль-но-тео-ре-ти-че-ская биб-лио-те-ка» (1909).

По-сле Октябрьской ре-во-лю-ции про-дол-жал ак-тив-но га-ст-ро-ли-ро-вать как ди-ри-жёр и пиа-нист , ра-бо-тал с дет-ски-ми хо-ра-ми (в т. ч. в ко-ло-нии для бес-при-зор-ных), вы-сту-пал с лек-ция-ми-кон-цер-та-ми пе-ред ра-бо-чей ау-ди-то-ри-ей. Пре-по-да-вал в музыкальных шко-лах сес-тёр Гне-си-ных и Т. Л. Берк-ман, соз-дал дет-ские опе-ры (с фортепьянным со-про-во-ж-де-ни-ем), мно-го пе-сен, фортепьянных пьес. В 1917 году на-пи-сал «Гимн сво-бод-ной Рос-сии» (на сло-ва К. Д. Баль-мон-та). Один из пер-вых со-труд-ни-ков Музыкального от-де-ла Нар-ком-про-са (с 1918 года), член прав-ле-ния Московского профессионального сою-за ком-по-зи-то-ров (с 1918 года).

Уе-хав в 1925 году за ру-беж на га-ст-ро-ли, Гречанинов в Рос-сию не вер-нул-ся, по-се-лил-ся в Па-ри-же. В 1929 году со-вер-шил кон-церт-ное тур-не по США с пе-ви-цей Н. П. Ко-шиц. С 1939 года жил в Нью-Йор-ке (гра-ж-да-нин США с 1946 года). В 1943 году на-пи-сал кан-та-ту-по-эму «К по-бе-де», по-свя-щён-ную Красной Ар-мии, в 1945 году - «Эле-ги-че-скую по-эму» для фортепьяно, по-свя-щён-ную «па-мя-ти ге-ро-ев, жизнь свою по-ло-жив-ших в борь-бе за сво-бо-ду».

Гречанинов - ав-тор многочисленных про-из-ве-де-ний раз-ных жан-ров; в 1940-1950-х годах за ру-бе-жом был впер-вые ис-пол-нен ряд его круп-ных со-чи-не-ний: сим-фо-нии - 3-я (соч. 1923; ис-пол-не-на под управлением П. Чер-кас-ско-го, Бос-тон, 1948), 4-я (соч. 1924; ис-пол-не-на под управлением Дж. Бар-би-рол-ли, Нью-Йорк), 5-я (соч. 1936; ис-пол-не-на под управлением Л. Сто-ков-ско-го, Фи-ла-дель-фия; обе в 1942 году), опе-ра «Же-нить-ба» (соч. 1946, на текст Н. В. Го-го-ля, 1950, Па-риж). В 1944 году в Бос-то-не под управлением С. А. Ку-се-виц-ко-го впер-вые ис-пол-не-на «Эку-ме-ни-че-ская мес-са» (для со-лис-тов, хо-ра, ор-га-на и ор-ке-ст-ра), в ко-то-рой Гречанинов пы-тал-ся объ-е-ди-нить осо-бен-но-сти ка-то-лической и пра-во-слав-ной му-зы-ки. В Рос-сии ин-те-рес к му-зы-ке Гречанинова во-зоб-но-вил-ся во 2-й половине 1980-х годов.

Сочинения:

Моя му-зы-каль-ная жизнь. Па-риж, 1934.

Вос-по-ми-на-ния о С. И. Та-нее-ве // Па-мя-ти С. И. Та-нее-ва. 1856-1946... М.; Л., 1947.

Пись-ма // Со-вет-ская му-зы-ка. 1957. № 8.

Пе-ре-пис-ка А. Т. Гре-ча-ни-но-ва и Д. Р. Ро-галь-Ле-виц-ко-го // Аль-ма-нах Го-су-дар-ст-вен-но-го Цент-раль-но-го му-зея му-зы-каль-ной куль-ту-ры им. М. И. Глин-ки. 1999. Вып. 1.

«Об-ще-ние со ста-ры-ми друзь-я-ми - это од-на из не-мно-гих ра-до-стей мо-ей жиз-ни…». Из пе-ре-пис-ки А. Т. Гре-ча-ни-но-ва и Д. Р. Ро-галь-Ле-виц-ко-го // Там же. 2003. Вып. 2.

(1864-1956) - русский композитор, живший после 1925 года во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 13 (25) октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у С. И. Танеева, Н. Д. Кашкина и В. И. Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, "Добрыня Никитич", была поставлена в московском Большом театре в 1903 году. Вторая, "Сестра Беатриса" (по Метерлинку) - в 1912 году в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 году он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 года жил в США (получил американское гражданство в 1946 году). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера - "Женитьба" (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга "Моя жизнь". Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956.

Belcanto.ru
*************

Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге в семье мелкого торговца. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова, А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у Н.А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. В начале своего творчества написал музыку к спектаклям МХАТа - "Царь Федор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), а также оперу-былину "Добрыня Никитич" (1901, постановка 1903 года).

В конце 1900-х-начале 1910-х годов Гречанинов пережил увлечение модерном, что отразилось в его опере "Сестре Беатрисе" по М. Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С. Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш. Бодлера и русских поэтов-символистов. В 1910-х годах композитор пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами. Как известно, введение инструментов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-1918 годов. В дореволюционный период в этом жанре Гречаниновым созданы: кантата "Хвалите Бога" (1915, 2-я редакция - 1932), концертная ария для альта с оркестром "Благослови, душе моя, Господа", полиелей "Хвалите имя Господне" для альта, струнного оркестра, арфы и органа и "Демественная литургия" (1917, 2-я редакция с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть "Сугубая ектения", записанная на пластинку Шаляпиным).

Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил "Похоронный март" памяти Н. Баумана), а потом Февральскую революцию (совместно с К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью "Гимн Свободной России"). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертами-лекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 году совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т. Макухиной. В 1925 году Гречанинов покинул Россию. До 1939 года он жил в Париже, с 1940 года - в Нью-Йорке.

За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929 года по предложению известной русской певицы Н. Кошиц. В зарубежный период Гречаниновым были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера "Женитьба" по Н. Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М. Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение).

Наибольшую известность, особенно в США, принесла Гречанинову его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-1940-е годы им были созданы: монументальная Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава - все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты; четвертая литургия для хора a cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера "Вселенской мессы" состоялась в Бостоне под управлением С. Кусевицкого. Премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л. Стоковского.

В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец "музыкального экуменизма" - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 году возобновились прерванные во второй половине 1930-х годов связи Гречанинова с Россией: в том году под впечатлением побед Советской Армии он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра "К Победе". Осенью 1944 года в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Гречанинова были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу "Моя жизнь" (Нью-Йорк, 1951, на русском языке).

Гречанинов скончался 4 января 1956 года в Нью-Йорке. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им. М. Глинки.

Соотечественники
По материалам: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь

Гречанинов Александр Тихонович


Г
речанинов Александр Тихонович - выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у и окончил педагогические курсы по классу (1890); по контрапункту учился недолго у , затем у . В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции , представив экзаменационную кантату "Самсон". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. ), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние . Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое влияние явственно выступает в опере-былине "Добрыня Никитич" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его "детских песен", близких к народным: "Ай дуду" (6 песен, 1903), "Петушок" (сборник русских народных песен, 20 №, 1906), "Снежинки" (10 песен, 1907). Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, "Волной морской" переложение (8-голосное) и оригинальное "Верую", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 №) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), "Всенощное бдение" (10 №), "Страстная Седмица" (13 №) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: "О духе церковных песнопений" ("Московские Ведомости"). Его обеим симфониям (№ 1 - h-moll, 1894, и № 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus"ов, 8 сочинений без означения opus"ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: "Элегия" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (№ 1 - G-dur и № 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), "Сестра Беатриса" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии "Царь Федор Иоаннович" (напечатана только "Песнь гусляра") и к его же трагедии "Смерть Иоанна Грозного", музыка к "Снегурочке" , "Елочкин Сон" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, "Памяти павших за свободу", "Траурный гимн" для хора, "Матушка Русь" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата "Памяти 19 февраля 1861 г." для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета ("Мертвые Листья"), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев.

(13 (25) октября1864, Калуга - 3 января 1956, Нью-Йорк) - русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».

Биография

Александр Гречанинов родился в Калуге, вкупеческойсемье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись вгимназиивсего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своейавтобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее»фортепиановпервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал толькооркестрионигитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», былаектения.

«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, асентиментальныемещанскиеромансывроде„Над серебряной рекой, на златом песочке“ или „Под вечер осенью ненастной“ . У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, „дьячил“, как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняяобеднябыли обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже былсолистом. Потом я стал петь и в церкви наклиросе(в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…»

- (Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в1881 годуГречанинов поступил вМосковскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано - уНиколая Кашкина, по классу контрапункта - сначала уЛарошаиГуберта, а затем - уСергея Танеева, который, приметив у молодогостудентасклонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихиЛермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

В 1890 годуГречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классуВасилия Сафонова, тогдашнего директора - и для продолжения обучения композиции - переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора ипедагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в1893 годуПетербургскую Консерваториюпо классу композиции Римского-Корсакова экзаменационнойкантатой«Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся вМоскву, где преподавал в музыкальнойшколе сестёр Гнесиных , а позднее руководил детским хоромв частной школе Т. Л. Беркман.