Open
Close

Повседневная культура россии xviii в. Повседневная культура россии xviii в Бальная и музыкальная культура дворянства

Каждый петербуржец знает историю любимого города - когда он был основан, в какие годы проходили крупные наводнения, кто из знаменитых поэтов и писателей жил в северной столице. Однако немногие осведомлены о жизни обычных горожан XVIII-XIXстолетий: что люди ели, как развлекались, во что одевались, как обустраивали свой дом. Корреспондент сайт посетил историческую выставку, которая открылась в Петропавловской крепости и узнал о быте петербуржцев той эпохи.

Курс на Европу

Сразу же после основания Петербурга в городе воцарился европейский стиль жизни. Он проявился как в архитектуре и в устройстве интерьера, так и в поведении людей. В начале XVIII века жители Петербурга условно делились на три типа - «подлых», зажиточных и именитых. «Подлые» петербуржцы не были таковыми в буквальном смысле этого слова. В ту эпоху данное определение давали всем беднякам.

Архитектор Доменико Трезини проектировал дома для разных типов петербуржцев. Для «подлых» были предназначены небольшие одноэтажные домики, а для именитых - шикарные двухэтажные дома с резными украшениями. Интерьер в домах был европейским.

«Петербуржцы «среднего класса» украшали комнаты светильниками, гравюрами и зеркалами, - рассказывает историк, руководитель общества «История на Неве» Александр Гордин. - На столах ставили часы, которые в то время были больше похожи на шкатулку. Женщины стали посещать ассамблеи и светские приемы. В 1712 году, когда в Петербург переехал царский двор, в городе появились театры и музеи. При Академии наук была открыта первая общедоступная библиотека. Петербуржцы начали активно просвещаться, посещая культурные заведения города».

Настольные часы в XVIII были похожи на шкатулку. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Самый модный город

За 150 лет население Петербурга выросло в три раза: к середине XIX века оно составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Самым популярным магазином в Петербурге был магазин купцов Елисеевых. Здесь можно было купить все - от дорогих вин до сувениров: например подарочное мыло в упаковке, стилизованной под книгу.

В магазине продавалось сувенирное мыло в стилизованных под книгу упаковках. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В XIX веке ассортимент товаров стал очень разнообразным. В продаже появились китайские чаи, самыми популярными из которых считались «Хвост феникса», «Драконовы шарики» и «Воробьиный язык».

Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.

«Во второй половине XIX века только на одном Невском проспекте было почти сто магазинов модной одежды, - рассказывает Александр Гордин. - И еще 50 мастерских, где шили одежду на заказ».

Петербург стал городом модниц. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки - строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

Петербуржцы соблюдали культуру во всем, в том числе и в домашних трапезах.

«Столовые приборы всегда были разложены в строгом порядке, - отмечает Гордин. - А для гостей всегда использовали лучший фарфоровый сервиз».

Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросенка, в Рождество - фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, барашка из масла, печеный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен - традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шелковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.

Первый кинотеатр на Невском проспекте

С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы начали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка, куда вклеивалась фотография пассажира и указывался пункт назначения. Специально для путешественников на типографиях печатали крошечные колоды карт размером со спичечный коробок - чтобы они не занимали много места в чемодане. В XIX веке автомобили могли позволить себе только самые богатые люди. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль - 7 тысяч рублей.

Железнодорожные билеты содержали фото пассажира. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.

«Все новшества были именно в Петербурге, - рассказывает Александр Гордин. - Первые товары из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Петербург был и остается самым современным городом страны».

Узнать подробности быта петербуржцев можно до 31 марта на бесплатной выставке в Комендантском доме Петропавловской крепости с 11 до 18 часов. Выходной день - среда.

ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРЖЦЕВ (XVIII век)

по горизонтали

2. Страна, мода которой повлияла на дворянские наряды в России.

8. Архитектор здания Городской думы на Невском проспекте, д. 33/1.

9. Архитектор Армянской церкви и Католического собора св. Екатерины.

11. Учреждение, создаваемое для нищих или людей, неспособных прокормить себя.

14. Караульщик, охраняющий ночной покой петербуржцев.

15. Архитектор здания Главного почтамта и церкви "Кулич и пасха".

16. Владелец клуба для деловых людей.

17. Вид наказания для горожан за неисполнение обязанностей, мошенничество, воровство, публичные скандалы, драки.

18. Луг, на котором располагался частный театр.

19. Покровительница Петербурга, ставшая символом верности, доброты.

по вертикали

1. Владелец первого в России Английского клуба для купцов.

3. Предприятие, на которое мог устроиться работать "пришлый" человек.

4. Императрица, первой в России сделавшая себе прививку от оспы.

5. Учреждение, открытие которого Екатерина II разрешила после пожара в Гостином дворе.

6. Владелец первого в Петербурге "танцевального зало" для незнатных горожан.

7. Чин, отвечающий за порядок и спокойствие в Санкт-Петербурге.

10. Сфера деятельности городского самоуправления.

12. Купец, на деньги которого заложили церковь Успения Божией Матери на Сенной площади.

13. Название первой в России бесплатной больницы для рядовых петербуржцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века

Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...

В данной презентации раскрываются следующие вопросы:- Как жили дворяне?- Какие особенности дворянского воспитания, образования и поведения были достойны подражания?- Какие районы столичного города не...

Всем давно известно, что климат, погода, город и люди меняют привычки и характер человека и формируют его окружение. В этом плане, Санкт-Петербург не стал исключением. Богатая и помпезная история города, его старинная архитектура, древние улочки, и конечно же, каналы – отпечатались на характере всех людей, кто долго живёт в этом городе. Итак, кто же такие петербуржцы? Чем они отличаются от других русских и почему выделяются в отдельную группу? Давайте разбираться…

Северная столица – это, своего рода, «окно в Европу». Местным жителям свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью, постоянством и размеренным образом жизни. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. А ещё, предпочитают проводить свободное время в тесном кругу близких людей. Здесь интересующие друг друга люди могут годами довольствоваться знанием о том, что, вот, человек существует, я могу с ним поговорить, и с меня хватит сего сознания. Здесь каждый живет сам по себе. Но, почему?

Санкт-Петербург, город на Неве, «северная Венеция» можно подобрать много разных эпитетов этому необыкновенному городу, но фактом остаётся одно – Санкт-Петербург является местом уникальным, подобно ему на земном шаре нет. Соответственно, и люди здесь – уникальные, не похожие на других. И дело тут даже не в богатой истории или красивой архитектуре, вовсе нет. Дело в энергетике этого города. Энергетическая атмосфера Петербурга меняется на каждом шагу. Здесь неосознанно, будто пребываешь в другом мире, находишься в уравновешенном, и даже, безразличном состоянии. Эти ощущения возникают на уровне психики, ментальном уровне. Человек, постоянно испытывающий такие эмоции, в результате вырабатывает внутреннюю устойчивость нервной системы, которая становится свойством психики человека, длительное время живущего в Петербурге. Именно поэтому, типичный петербуржец подсознательно ориентируется на духовные и идеологические ценности, которые являются психологическими эквивалентами необходимой внутренней стабильности нервной системы.

Санкт-Петербург построен на принципиально непригодном для жизни месте, на болоте. Болото – это пустое образование, энергетический вакуум. Оно не создаёт энергетической платформы для объектов, находящихся на нём. Каждое сооружение построенное на болоте обладает своей собственной энергетикой и образуется пёстрая мозаика, висящая в энергетической пустоте. Череда городских построек привела к тому, что ни в одном месте Петербурга нет ничего постоянного с энергетической точки зрения – и именно это очень сильно утомляет.

Постоянное «депрессивное» настроение только прибавляет питерский климат. Про питерскую погоду сложено много шуток и анекдотов, но она тоже вносит свою лепту в создание колорита города и характера местных жителей. То, что погода здесь меняется по 10 раз на дню – чистая правда. Характерной особенностью Петербурга является облачность. В среднем, в году бывает всего около 70 солнечных дней – то есть, из пяти дней, четыре будут облачными. А ещё здесь идут частые дожди, которые являются, уже чуть ли не национальным достоянием Петербурга, противные, моросящие неделями дожди, изморось, которая оседает на лице и пропитывает влагой всё на свете. К частым дождям добавляется очень высокая влажность воздуха, которая высока круглый год и составляет 60-70% летом и 80-90% – зимой. Зимой даже в небольшой, 5-ти градусный морозец, может возникнуть ощущение промерзания до костей, и всё это – из-за чересчур мокрого воздуха. Непрерывная влага, непрерывно моросящий дождь создаёт, также, особое состояние человека. Если человек сконцентрирован на телесных ощущениях, он, в буквальном смысле, начинает испытывать недомогание и заболевает. Эта атмосфера приводит к тому, что человеку нужно куда-то деться от этих ощущений, чтобы, вообще, как-то выжить в здешнем климате. Поэтому, ежедневно на улицах города можно наблюдать толпы людей, которые полностью погружены в свои мысли и ощущения, дабы не обострять внимание на то, что происходит вокруг. Именно петербуржцы хорошо знают, как принципиально важно душевное спокойствие и внутренняя гармония, без которой, как они чувствуют, невозможно жить.

Эту устойчивость и стабильность петербуржцы ищут везде. Даже лепные маски, барельефы и скульптуры, украшающие многочисленные старинные здания повышают стабильность восприятия человека. С энергетической точки зрения – это структуры, несущие точное функциональное назначение. У петербуржцев существует физическая потребность в этих внешних украшениях. Культурные традиции и архитектура города несёт в себе стремление к стабильности. А в силу энергетических особенностей природной среды типичный петербуржец не знает такой стабильности, поэтому, сам создаёт её вокруг себя.

Коренные петербуржцы – люди весьма красивые. Часто они имеют русый цвет волос и светлые глаза. А ещё – аристократическую бледность (даже болезненность) в лице и часто очень бледную кожу. Они всегда держат прямую осанку и гордо вышагивают, ведь многие из них являются потомками исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами, вросли в генетику и неизменяемы.

Главное слово, определяющее стиль одежды петербуржцев – это гармония. Гармония в сочетании деталей туалета, и гармония с окружающим миром, и гармония в душе. Излюбленная одежда горожан чёрных, серых цветов, холодных оттенков синего, фиолетового, зелёного, а также белые, пастельные, кремовые тона, и слоновая кость. Чувство меры и элегантность только приветствуются, офисные костюмы «разбавляются» нежными блузками, а однотонные платья эффектными аксессуарами и бижутерией. Яркие цвета петербуржцы не любят, считая это полной безвкусицей и вульгарностью. Кроме того, яркие цвета одежды сильно выделяются на фоне серой массы людей, и прямо бросаются в глаза, полностью нарушая гармонию и выводя из равновесия. В одежде петербуржцев можно, также, отметить простоту и элегантность форм, строгую геометрию и чётко выверенное количество и размер кружев, рюшей и прочих декоративных элементов. Обувь петербуржцев часто выглядит намного лучше, чем их одежда. Ботинки начищать (пусть и старые) они будут постоянно и ежедневно на автопилоте.

Петербуржцы считаются самым интеллигентным народом в России, и с этим трудно поспорить. Они редко
повышают голос и показывают свою раздражительность, считая это уделом людей не столь благородных кровей. Громкий разговор встречает всеобщее молчаливое осуждение. Эмоции передают сдержанно, и если на улице и встретишь человека, который буквально кричит в телефон, рассказывая о чём-то личном, то он явно приезжий. Они неизменно всегда обращаются к женщине любого возраста и социального статуса «дама» или «девушка», а не «женщина». На «ты» обращаются разве что к одноклассникам, да и то, с каким-то внутренним неудобством. При этом, часто избегают прямого взгляда, и уж, тем более, случайных прикосновений. Поцелуи прилюдно здесь принято считать признаком дурного вкуса, а рукопожатия заменяются простым кивком. Как можно меньше телесных контактов с окружающим миром, любой ценой, но надо сохранить это хрупкое внутреннее равновесие. И петербуржцы, разумеется, искреннее равнодушно относятся к тому, что думают о них или об их словах всякие дурни.

У петербуржцев особое отношение к еде. Оно трудноопределимо, связано с историческими несчастьями и сопряжено с разными психозами. В городских кафе и ресторанах большинство посетителей – приезжие. Сами петербуржцы не любители ресторанов и ходят туда крайне редко, можно даже сказать, только по праздникам. Для коренного жителя характерно ходить в пышечную, рюмочную или пирожковую прежних времён, но и там он себя ведёт чопорно строго. Не принято, перемешивая сахар в чашке или стакане, стучать ложечкой по стенкам, бренчать ложками, вилками и другой посудой во время еды, с аппетитом прихлёбывать чай, суп и причмокивать, выражая удовольствие. Причём, это некрасиво делать не только в общественных местах, но и дома, в кругу семьи.

У них весьма странное отношение к деньгам. Для жителей Петербурга деньги не являются самой ценностью, а служат лишь средством для достижения более высоких целей. Поэтому, коренные петербуржцы очень редко становятся олигархами. Они уверенны, что быть знаменитым – некрасиво, успех ассоциируется с пошлостью, недалёкостью. Главные для петербургского характера вещи: насущная пища – музыка, история, стихи и городская стихия. И, если Вам довелось встретить в Петербурге человека, который выдаёт себя за очень богатого и успешного, хорошенько покопайтесь в его биографии, наверняка, найдёте корни из другого региона России или, вовсе, из ближнего зарубежья.

Санкт-Петербург всегда отличался особым стилем речи, чистым и нейтральным языком, наиболее близком к литературному. Жители Петербурга гораздо больше склонны добиваться ясности, чистоты и чёткости собственной речи потому, что именно чистота и четкость речи обеспечивают требуемую внутреннюю устойчивость и стабильность. Т ак, как говорят в Петербурге, не говорят больше нигде. Произношение петербуржцев отличается особенной мягкостью, медлительностью и приправляется незабываемым шлейфом уникальности. Они могут сказать: здесь гуляет кура, которая клюёт гречу, а из трубы отправляются СМСы. Они кушают шаверму вместо шаурмы, куру-гриль вместо курицы. Пончики называют пышками, а батон белого хлеба – булкой. Они заходят в парадное, а не в подъезд. Телогрейка зовётся не иначе, как ватник. Резина меняется в Ремонте колёс, шиномонтаж не звучит. Эстакада именуется виадуком. Говорят не штука баксов, а тонна рублей. Мужчины носят деньги и документы в думочках (в барсетках). И ещё, в ходу здесь много непонятных уникальных словечек, таких, как тэшка (маршрутка), лентяйка (пульт к телевизору и разнообразной технике), панель (тротуар), бадлон (водолазка), поребрик (бордюр), жировка (оплата коммунальных услуг) и так далее.

Многие петербуржцы просто ненавидят и никогда не употребляют слово «Питер» и питерцы. Они живут в городе «Санкт-Петербург», и не как иначе. При этом, молодое поколение называет москвичей «москалями» и часто над ними подшучивают. В петербуржцах течёт аристократическая кровь, а что Москва – Москва это большая деревня. Ещё с советских времён (а может и более давних) существует некое соперничество между двумя столицами, и к Москве нередко относятся с неким пренебрежением, петербуржцы не имеют в душе никаких родственных чувств к этому городу. Уехать жить в Гамбург или Лондон – менее кардинальная ломка судьбы, чем переехать на постоянное жительство в Москву.

Петербуржцы очень любят гулять и созерцать красоты своего города, ведь любовь к Санкт-Петербургу заложена в каждого родившегося здесь ещё с пелёнок. Особенно любят гулять петербуржцы по Невскому. Такова традиция – одеться понарядней и пройтись от Адмиралтейства до площади Восстания. А гулять под дождем – это вообще местный обычай. Петербуржцы считают это очень романтичным, особенно при наличии одного зонтика на двоих. Дождь и промозглая погода их вовсе не смущает, ведь в этом городе редко бывает по-другому.

Благодаря такому «мокрому» климату многие петербуржцы имеют хронический насморк. А дефицит йода в невской воде гарантирует отсутствие в городе здоровых жителей из-за поголовного расстройства щитовидной железы. Слабость и вялость (часто из-за климатических условий и общего состояния здоровья) ставят мощный заслон на пути любых пассионарных идей, людей и движений. Поэтому, любые разновидности фашизма неприемлемы для петербуржцев не интеллектуально, а только физиологически.

К белым ночам петербуржцы относятся без особого восторга, как к неизбежному бедствию, когда ошалевшие от этого явления туристы своими восторженными воплями не дают спать по ночам.

Молодые люди в Петербурге женятся либо по наивности, либо по беспечности. Любовь в Петербурге почитается за несчастье, в котором могут помочь только высшие силы. Петербуржцы живут так, словно не имеют к своей жизни никакого отношения. Самые распространённые в Петербурге отношения: мужчина пришёл к женщине, в два часа развели мосты, он остался ночевать, потом лень было ехать домой, погода плохая... Так они и зажили, долго и счастливо. Потом пошли дети… Никаких заморочек, никакой любви до гроба. Но бывают, конечно, и исключения из правил…

Отношение петербуржцев к сексу весьма интересно и трудно объяснимо. Город совершенно безразличен к человеческим слабостям. Секс в Петербурге – это скорее научная дисциплина, главные сексологи страны – петербуржцы, любая книга о сексе, изданная в Питере, имеет не менее трёхсот страниц. Петербуржцы с удовольствием разговаривают о сексе как угодно и сколько угодно, но с такой завидной отстранённостью словно о постороннем явлении, которое лично к ним не имеет никакого отношения. Нет-нет, что Вы, что Вы? Мы этим не занимаемся…

Санкт-Петербург – культурный город, но его жители, к сожалению, редко находят время на посещение замечательных петербургских достопримечательностей – дворцов, музеев, театров. Исключение составляют студенты творческих ВУЗов и мамы с детьми. Все остальные поголовно заняты работой, а выходные тратят на поездку за город, дабы убежать от городской суеты.

Одной из интересных традиций жителей Санкт-Петербурга является поголовное поедание рыбы корюшки, которая считается здесь, чуть ли, не символом города. Корюшка – практически национальная гордость петербуржцев, это небольшая рыбёшка, выловленная в Финском заливе с удивительным вкусом и запахом свежих огурцов! Цены на эту посредственную мелкую рыбку растут с каждым годом вне всяких разумных пределов.

Вот такие они петербуржцы – плохие или хорошие, судите сами. Бренд Санкт-Петербурга очень приукрашен, и жизнь здесь имеет множество нюансов. Этот город всегда больше берёт, чем даёт. Он как красивый холодный вампир манит, а потом выпивает из Вас всю жизнь. Слишком мрачная погода круглый год, слишком много смертей здесь было за всю его историю, слишком сильная здесь, местами, даже, «мёртвая» энергетика. Ощутить всё это можно лишь побывав здесь хотя бы раз в жизни…

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал про Петербург: «Это город полусумасшедших. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!». И ныне очень сложно с ним не согласиться.

Быт и население в Петербурге в 18 веке

«ЖИЗНЬ» И ЖИТЕЛИ ГОРОДА в XVIII веке.

В 1775 г. была создана новая Санкт-Петербургская губерния, территория которой была немногим больше современной Ленинградской области. Её главой с 1781 г. был назначен генерал-губернатор, при котором действовали канцелярия, казённая палата и другие учреждения. Ему подчинялись гражданский губернатор, военный гарнизон, полиция и органы самоуправления. Казённая палата собирала и контролировала губернские финансы. Управа благочиния во главе с обер-полицмейстером руководила полицией. Образовалась стройная система полицейской иерархии: город разделили на десять частей во главе с частными приставами, которым подчинялись квартальные надзиратели, а тем - городовые. Губернию, в свою очередь, разделили на станы, во главе которых стояли становые приставы.

Хозяйством города по «Учреждению о губерниях» занимались сословные учреждения: дворянские, купеческие и мещанские. В 1785 г. были созданы Губернское и Уездные дворянские собрания - объединения дворянства. Большую роль играла возникшая тогда же городская дума, состоявшая из гласных, которые избирались на четыре года от разных сословий. Дума ведала благоустройством города, образованием, здравоохранением, благотворительностью, городской торговлей и сбором налогов. Председателя думы - городского голову - избирали из богатых купцов. Членов городской думы могли выбирать только состоятельные горожане, владеющие собственными домами. В начале XIX в. они составляли всего 1 %. К тому же городская дума не контролировала казну и была вынуждена постоянно просить денег у центральной власти.

Иностранные жители города : В 18 - нач. 20 вв. - значимый элемент населения СПб. И. появились в городе с момента его основания. Осн. массу их составляли приглашенные царем Петром I специалисты (военные, моряки, ученые, ремесленники). Выходцы из стран Европы занимали разл. посты в сфере гос. управления, в армии и флоте, играли заметную роль в сфере наук и искусств, были хозяевами фабрик и з-дов, торговцами, ремесленниками. Среди И. преобладали немцы, далее по численности следовали французы, англичане. Проживали в СПб. также шведы, голландцы, итальянцы. В 1750 в городе насчитывалось ок. 5,6 тыс. И. (7,5% нас.), в 1818 - ок. 35 тыс. (9% нас.). С сер. 19 в. доля И. в составе нас. СПб. сокращалась при незначит. изменении общей численности: в 1869 - 21,1 тыс. чел. (3,16%), в 1910 - 22,9 тыс. чел. (1,2%). Пребывание значит. числа И. в СПб. отражалось в облике его улиц (значит. число вывесок на иностр. языках, наличие культовых зданий и пр.). Резкое сокращение численности И., постоянно проживавших в городе, произошло после окт. 1917. Практически все общины, состоявшие из иностр. граждан, прекратили свое существование. Рост численности И. вновь отмечен в 1990-х гг. К 2001 в СПб. постоянно проживали св. 2 тыс. И. (без учета нелег. иммигрантов и беженцев), обучались 20 тыс. иностр. студентов.

Купцы - соц. группа в составе населения СПб., лица, занимавшиеся торг.-пром. деятельностью. В 1-й пол. 18 в. К. входили в число посадских людей. Царь Петр I принудительно селил в СПб. К. из Архангельска и др. городов: указы 1712 и 1714 предусматривали переселение в СПб. 300 наиболее богатых К. - т. н. гостей (реально к 1716 переселились 186 К.). Петерб. К. торговали пенькой, кожами, льном, холстом. Среди первых К. были И., И. Микляев, А. Болотин, И. Веселовский, И. Дмитров, М. Евреинов. В 1786 в Петербурге губернии насчитывалось (с членами семей) 10 именитых граждан. В 1869 к купеч. сословию принадлежали 22,3 тыс. чел. (3,3% нас.), в 1897 - 17,4 тыс. (1,4% нас.). Русские в их числе составили соответственно 77,5% и 80,4%, немцы - 15,4% и 12%, евреи - 4% и 5%.

ПОСАДСКИЕ, наименование податного населения городов (в т. ч. СПб.) в 17 - нач. 18 вв. С 1721 П. официально именовались "гражданами", делились на "регулярных" - лиц, владевших капиталом, ремесленников или представителей иных профессий (торговцы, врачи), и "нерегулярных" - лиц наемного труда или получавших доход от обработки земли, однако термин "П." продолжал бытовать. "Регулярные граждане" (купцы) были разделены на три гильдии в зависимости от состоятельности, а ремесленники - по цехам. В 1775 П. ("граждане") разделены на 3 сословия: купцов, мещан и ремесленников. Численность П. рус. происхождения в составе населения города в 1-й пол. 18 в. была незначительной: в 1737 в СПб. проживало всего 4769 П. правосл. исповедания обоего пола (все правосл. население составило 68 тыс. чел.). К кон. 18 в. термин "П." постепенно исчез из употребления. Память о П. сохранилась в наименовании Б. и М. Посадских улиц (на Петроградской стороне).

В золотой век Екатерины II в Петербурге появилось немало новых учебных заведений. Вдохновителем реформы образования был видный деятель просвещения Иван Иванович Бецкой. Он ставил целью ввести образование с раннего детства и сделать его систематическим. При поддержке императрицы Бецкой начал организовывать обучение женщин, которые в то время были совершенно не охвачены образованием. В 1764 г. при Смольном монастыре появилось Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало называться Смольным институтом. В него принимали шестилетних девочек из знатных семей. Смолянок воспитывали в строгости и изоляции от внешнего мира. Их обучали хорошим манерам, французскому языку, рукоделию.

Главным детищем Бецкого по праву считается Воспитательный дом для детей бедняков, сирот и незаконнорождённых. Обучались в Воспитательном доме в течение шести - восьми лет. Воспитательный дом, как и Смольный институт, прекратил существование в 1917 г. В его здании был создан 3-й Петроградский педагогический институт, позже ставший Ленинградским педагогическим институтом имени А. И. Герцена

Для детей состоятельных горожан недалеко от Воспитательного дома в 1817 г. был основан Благородный пансион, преобразованный в начале 30-х гг. в Первую городскую гимназию. Вскоре на 21-й линии Васильевского острова открылось ещё одно специальное учебное заведение - Горный кадетский корпус, который при советской власти переименовали в Горный институт. Здесь учились почти все ведущие российские специалисты но изучению и практическому использованию полезных ископаемых.

смертной казни и лишь по милости Екатерины навечно сослан в Сибирь - в Илимский острог.

Лазаревская церковь, по имени которой называется кладбище, - родовая усыпальница графов Шереметевых. Здесь, в частности, погребена Прасковья Ивановна Жемчугова, крепостная актриса шереметевского театра, ставшая супругой одного из богатейших людей России - графа Николая Петровича Шереметева. Родив ему единственного сына, Прасковья Ивановна скончалась 23 февраля 1803 г. и была похоронена в Лазаревской усыпальнице. О браке стало официально известно за три недели до кончины Жемчуговой. По словам графини Ш. К. Ливен, придворное общество было шокировано женитьбой Шереметева на «одной из своих рабынь». Граф Николай Петрович несколько раз в год жертвовал огромные суммы на заупокойные службы по жене и сам был похоронен здесь же, рядом с супругой, в 1809 г.

«В Петербурге, столице Российской империи, сосредоточились не только императорский двор и органы государственного управления, но и лучшие силы культуры, искусства, науки. И многие известные деятели русской культуры были погребены ещё на одном, возникшем в первой четверти ХIХ в. в Александро-Невской лавре кладбище – Тихвинском»2.

К своему юбилею Петербург по числу жителей обогнал Москву и занял первое место среди русских городов. Его население составляло уже 214 тыс. человек. Если при Петре I левый берег реки Мойки был загородным местом, а до 1760 г. граница столицы проходила по Фонтанке, то к началу XIX в. городские строения приблизились к современному Обводному каналу. Он был прорыт в 1805 г. и стал новой границей столицы. Однако уже к 1828 г. город вышел и за эти рамки, а его площадь достигла 54 км. кв. В 1833 г. к Петербургу были присоединены бывшие загородные участки: острова Елагин, Крестовский, Каменный и др.

Быт Санкт-Петербурга

Сразу же после основания Петербурга в городе воцарился европейский стиль жизни. Он проявился как в архитектуре и в устройстве интерьера, так и в поведении людей. В начале XVIII века жители Петербурга условно делились на три типа – «подлых», зажиточных и именитых. «Подлые» петербуржцы не были таковыми в буквальном смысле этого слова. В ту эпоху данное определение давали всем беднякам.

Архитектор Доменико Трезини проектировал дома для разных типов петербуржцев. Для «подлых» были предназначены небольшие одноэтажные домики, а для именитых – шикарные двухэтажные дома с резными украшениями. Интерьер в домах был европейским.

«Петербуржцы «среднего класса» украшали комнаты светильниками, гравюрами и зеркалами, - рассказывает историк, руководитель общества «История на Неве» Александр Гордин. – На столах ставили часы, которые в то время были больше похожи на шкатулку. Женщины стали посещать ассамблеи и светские приемы. В 1712 году, когда в Петербург переехал царский двор, в городе появились театры и музеи. При Академии наук была открыта первая общедоступная библиотека. Петербуржцы начали активно просвещаться, посещая культурные заведения города».

За 150 лет население Петербурга выросло в три раза: к середине XIX века оно составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Самым популярным магазином в Петербурге был магазин купцов Елисеевых. Здесь можно было купить все – от дорогих вин до сувениров: например подарочное мыло в упаковке, стилизованной под книгу.

В XIX веке ассортимент товаров стал очень разнообразным. В продаже появились китайские чаи, самыми популярными из которых считались «Хвост феникса», «Драконовы шарики» и «Воробьиный язык».

Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.

«Во второй половине XIX века только на одном Невском проспекте было почти сто магазинов модной одежды, - рассказывает Александр Гордин. – И еще 50 мастерских, где шили одежду на заказ».

В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки – строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

Петербуржцы соблюдали культуру во всем, в том числе и в домашних трапезах.

«Столовые приборы всегда были разложены в строгом порядке, - отмечает Гордин. – А для гостей всегда использовали лучший фарфоровый сервиз».

Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросенка, в Рождество – фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, барашка из масла, печеный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен – традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шелковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.

С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы начали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка, куда вклеивалась фотография пассажира и указывался пункт назначения. Специально для путешественников на типографиях печатали крошечные колоды карт размером со спичечный коробок – чтобы они не занимали много места в чемодане. В XIX веке автомобили могли позволить себе только самые богатые люди. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль – 7 тысяч рублей.

Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.

«Все новшества были именно в Петербурге, - рассказывает Александр Гордин. – Первые товары из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Петербург был и остается самым современным городом страны».

Узнать подробности быта петербуржцев можно до 31 марта на бесплатной выставке в Комендантском доме Петропавловской крепости с 11 до 18 часов. Выходной день – среда.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Кто жил в Санкт-Петербурге? В конце 18 в. Появилось первое поколение коренных петербуржцев. Их бабушки и дедушки родились в семьях первых петербуржцев – создателей города. Это были придворные и незнатные люди, богатые и бедные, россияне и иностранцы. Посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы: Почему так быстро росло население? За счет кого оно росло? годы 1750 1782 1800 Кол-во жителей 95 000 170 000 220 000

3 слайд

Описание слайда:

Работа с учебником стр. 173 Прочитайте текст и расскажите о составе населения. Работа с иллюстрациями. Что они сообщают о составе населения? Армянская церковь Английская церковь в Санкт-Петербурге Католический костел Святой Екатерины Собор Троицы Живоначальной, Санкт-Петербург.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

3. Кто управлял городом? Вспомните Кто управлял городом в сер. XVIII века: Градоначальствующий Полицмейстер Частные приставы Полицейские Императрицы больше интересовались развлечениями и жизнью придворных, нежели жизнью города.

6 слайд

Описание слайда:

Истиной хозяйкой Санкт-Петербурга была императрица Екатерина II. Каждое утро к Екатерине II приходил обер-полицмейстер и докладывал о происшествиях, случившихся в столице. Именно он отвечал за порядок, спокойствие в Петербурге.

7 слайд

Описание слайда:

Увеличилось число частных приставов до 10, так как город делился уже на 10 частей. П. А. Федотов: «Передняя частного пристава накануне большого праздника»

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная работа: Составьте схему управления городом используя текст на стр. 175 Императрица Обратите внимание на формирование органов управления Обер-полицмейстер Частные приставы Полицейские Городское самоуправление Городской голова

10 слайд

Описание слайда:

Наряду с полицейским управлением в городе было и самоуправление. Согласно «Жалованной грамоте городам», в Петербурге была учреждена Городская Дума. Депутатов Думы выбирали сами горожане. Однако в выборах принимали участие всего 6 % петербуржцев.

11 слайд

Описание слайда:

Во главе Городской думы стоял городской голова. Но он фактически подчинялся обер-полицмейстеру, который мог отменить любое решение Думы.

12 слайд

Описание слайда:

Городское самоуправление ведало городским хозяйством, благоустройством города, школьным и медицинским делом, благотворительностью, городской торговлей и налогами.

13 слайд

Описание слайда:

Какие проблемы были у петербуржцев и как они решались? Самостоятельная работа. материал §24. Распоряжались казенными деньгами, содержали команды, продовольственные рынки, больницы, почтовая связь. Следили за работой магазинов, частным извозом. Проблемы жилья, тушили пожары, чистота улиц, ночной покой. Кто решал Проблемы А) Власти Б) Горожане

14 слайд

Описание слайда:

Как жили разные петербуржцы? Прочитайте тексты и выделите группы петербуржцев, которые проживали в Петербурге в конце 18 века. Заполните таблицу: Слой населения Доходы Занятия Образованные петербуржцы,зарабатывающие нажизнь своим трудом. Деловые люди: купцы, владельцы ремесленных мастерских. Работные люди Скромные Богатые Бедные и нищие

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Святая Блаженная Ксения погребена на Смоленском кладбище к югу от храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. В 1902 году на могиле Святой Блаженной Ксении по проекту архитектора Славина была возведена каменная часовня, восточную стену которой в 1992 году украсила мозаичная икона святой подвижницы. В 1987 году часовня была освящена нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

17 слайд

Описание слайда:

5. Как отмечали праздники петербуржцы, как они развлекались? Проведя в Москве всю осень, зиму и весну, 28 июня 1763 года императрица возвратилась в столицу. Художественный замысел фейерверка в честь приезда и годовщины восшествия на престол Екатерины II принадлежал Якову Штелину. На берегу реки, у Летнего сада, специально построили временную деревянную галерею, из которой императрица должна была наблюдать праздничное зрелище.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

В XVIII веке крещенское купание в Петербурге было очень популярным. «Люди были абсолютно уверены, что купание в Иордани исцелит их от всех болезней и принесет счастье в году. В иордань окунали даже маленьких детей в сильные морозы. Причем матери сами не купали новорожденных детей – это обязательно должен был сделать представитель церкви. Накануне Крещения в Петербурге устраивали две иордани – на набережной у Зимнего дворца и около Петропавловской крепости. Вокруг иордани у Зимнего дворца выстраивали большой деревянный павильон. Его украшали позолотой и большими иконами, изображающими Христа, апостолов и Иоанна Крестителя. Над самой иорданью размещали изображение Святого Духа.