Open
Close

Григорий мелехов происхождение. Образ Григория Мелехова

Этот богатый образ воплотил в себе лихую бездумную юность казацкую и мудрость прожитой жизни, преисполненной страданиями и бедами страшного времени перемен.

Образ Григория Мелехова

Григория Мелехова у Шолохова можно смело назвать последним свободным человеком. Свободным по любым общечеловеческим меркам.

Шолохов намеренно не сделал из Мелехова большевика, несмотря на то, что роман был написан в ту эпоху, когда кощунственной была сама мысль о безнравственности большевизма.

И, тем не менее, читатель сочувствует Григорию даже в тот момент, когда он удирает на повозке со смертельно раненой Аксиньей от красноармейцев. Читатель желает Григорию спасения, а не победы большевикам.

Григорий - это честный, трудолюбивый, бесстрашный, доверчивый и бескорыстный человек, бунтарь. Его бунтарство проявляется еще в ранней молодости, когда он с мрачной решимостью, ради любви к Аксинье - замужней женщине - идет на разрыв со своей семьей.

Ему хватает решимости не устрашиться ни общественного мнения, ни осуждения хуторян. Он не терпит насмешки и снисходительности от казаков. Перечит матери и отцу. Он уверен в своих чувствах, его поступками руководит лишь любовь, которая кажется Григорию, несмотря ни на что, единственной ценностью в жизни, а значит, и оправдывает его решения.

Необходимо обладать огромной смелостью, чтобы жить вразрез с мнением большинства, жить своей головой и сердцем, не побояться остаться отвергнутым семьей и обществом. На подобное способен лишь настоящий мужчина, лишь настоящий человек-борец. Гнев отца, презрение хуторян - Григорию все нипочём. С той же отвагой он перепрыгивает через плетень, чтобы защитить любимую Аксинью от чугунных мужниных кулаков.

Мелехов и Аксинья

В отношениях с Аксиньей происходит становление Григория Мелехова как мужчины. Из лихого молодого парня, с горячей казацкой кровью, он превращается в верного и любящего мужчину-защитника.

В самом начале романа, когда Григорий лишь добивается Аксиньи, создается впечатление, что на дальнейшую судьбу этой женщины, репутацию которой он погубил своей юношеской страстью, ему совершенно наплевать. Он об этом даже говорит своей любимой. «Сучка не захочет - кобель не вскочит», - говорит Аксинье Григорий и тут же багровеет при мысли, которая ошпарила его, словно кипятком, когда он увидел слезы в глазах женщины: «Лежачего вдарил».

То, что сам Григорий поначалу воспринимал как обыкновенную похоть, оказалось любовью, которую он пронесет через всю жизнь, и эта женщина окажется не его полюбовницей, а станет неофициальной женой. Ради Аксиньи Григорий бросит и отца, и мать, и молодую жену Наталью. Ради Аксиньи он пойдет наниматься на работу вместо того, чтобы богатеть на собственном хозяйстве. Отдаст предпочтение чужому дому вместо родного.

Несомненно, это безумство заслуживает уважения, так как говорит о невероятной честности этого человека. Григорий не способен жить во лжи. Он не может притворяться и жить так, как ему велят другие. Он не лжет и жене своей. Он не лжет, когда ищет истину у «белых» и у «красных». Он живет. Григорий живет свою собственную жизнь, сам плетен нить своей судьбы и по-другому он не умеет.

Мелехов и Наталья

Отношения с женой Натальей у Григория пропитаны трагизмом, как и вся его жизнь. Он женился на той, которую не любил, и не надеялся полюбить. Трагизм их отношений в том, что и своей жене Григорий не мог лгать. С Натальей он холоден, он равнодушен. Шолохов пишет, что Григорий по обязанности ласкал молодую жену, пытался горячить ее молодой любовной ретивостью, но с ее стороны встречал лишь покорность.

И тогда вспоминались Григорию исступленные потемневшие от любви зрачки Аксиньи, и понимал он, что не жить ему с леденистой Натальей. Не сможет он. Да не люблю я тебя, Наталья! - в сердцах как-то обмолвится Григорий и сам тотчас поймет - нет, и впрямь не любит. Впоследствии Григорий научится жалеть жену. Особенно после ее попытки самоубийства, но полюбить не сможет до конца ее жизни.

Мелехов и гражданская война

Григорий Мелехов - это правдоискатель. Именно поэтому в романе Шолохов изобразил его как человека мечущегося. Он честен, и потому вправе требовать честности от других. Большевики обещали равенство, что не будет более ни бедных, ни богатых. Однако в жизни ничего не изменилось. Взводный, по-прежнему, в хромовых сапогах, а вот «ванёк» и по сей день в обмотках.

Григорий вначале попадает к белым, затем к красным. Но создается впечатление, что индивидуализм чужд и Шолохову, и его герою. Роман был написан в эпоху, когда быть «отщепенцем» и быть на стороне казака-хозяйственника было смертельно опасно. Поэтому Шолохов описывает метания Мелехова во время Гражданской войны как метания человека заблудившегося.

Григорий вызывает не осуждение, а сострадание и симпатию. В романе Григорий обретает подобие душевного равновесия и нравственную устойчивость лишь после недолгого пребывания у «красных». По-другому Шолохов и не мог написать.

Судьба Григория Мелехова

В течение 10 лет, на протяжении которых развивается действие романа, судьба Григория Мелехова исполнена трагедий. Жить во время войн и политических перемен - уже само по себе испытание. А оставаться человеком в эти времена - подчас непосильная задача. Можно сказать, что Григорий, потеряв Аксинью, потеряв жену, брата, родню и друзей - сумел сохранить в себе человечность, остался собой, не изменил присущей ему честности.

Актеры, сыгравшие Мелехова в фильмах «Тихий Дон»

В экранизации романа Сергея Герасимова (1957) на роль Григория был утвержден Петр Глебов. В фильме Сергея Бондарчука (1990-91гг.) роль Григория досталась британскому актеру Руперту Эверетту. В новом сериале, снятом по книге Сергея Урсуляка Григория Мелехова сыграл Евгений Ткачук.

Бессмертное произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон» раскрывает в себе суть казачьей души и русского народа без украшений и умалчиваний. Любовь к земле и верность своим традициям наряду с предательством, отвага в борьбе и трусость, любовь и измена, надежда и утрата веры – все эти противоречия органически сплелись в образах романа. Этим автор достиг такой искренности, правдивости и жизненности изображения народа в пучине страшной действительности первой трети ХХ века, благодаря чему произведение до сих пор вызывает дискуссии и различные мнения, но не теряет своей популярности и актуальности. Противоречия – основная черта, характеризующая и образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова.

Противоречивость характера героя

Жизненный путь главного героя автор изображает, применяя метод параллельного ведения сюжета. Одна линия – это любовная история Григория, вторая – семейно-бытовая, третья – гражданско-историческая. В каждой их своих социальных ролей: сына, мужа, отца, брата, любовника он сохранил свою горячность, противоречивость, искренность чувств и непоколебимость стального характера.

Двойственность натуры, возможно, объясняется особенностями происхождения Григория Мелехова. «Тихий Дон» начинается с повествования о его предках. Дед его Прокофий Мелехов был истинным донским казаком, а бабка – пленной турчанкой, которую тот привез из последнего военного похода. Казацкие корни наделили Гришку упорством, силой и стойкими жизненными принципами, а восточная кровь одарила особой дикой красотой, сделала его натурой страстной, склонной к отчаянным и часто необдуманным поступкам. В течение всего своего жизненного пути он мечется, сомневается и многократно меняет свои решения. Однако мятежность образа главного героя объясняется его стремлением найти правду.

Молодость и отчаянность

В начале произведения главный герой романа предстает перед читателем в образе горячей молодой натуры, красивым и свободным донским парубком. Он влюбляется в соседку Аксинью и начинает ее активно и дерзко завоевывать, несмотря на ее семейное положение. Бурный роман, завязавшийся между ними, он не слишком скрывает, благодаря чему за ним закрепилась слава местного ловеласа.

Чтобы избежать скандала с соседом и отвлечь Григория от опасной связи, родители решают женить его, на что он с легкостью соглашается и оставляет Аксинью. Будущая супруга Наталья влюбляется при первой же встрече. Хотя ее отец и сомневался в этом горячем вольном казаке, свадьба все-таки состоялась. Но смогли ли узы брака изменить пылкий характер Григория?

Напротив, желание запретной любви только сильнее разгорелось в его душе. «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».

Молодого Гришку Мелехова отличает такая черта, как беззаботность. Он живет легко и игриво, будто бы по инерции. Он выполняет домашнюю работу автоматически, флиртует с Аксиньей, не задумываясь о последствиях, послушно женится по указке отца, собирается на службу, в общем, спокойно плывет по течению беззаботной молодой жизни.

Гражданский долг и ответственность

Внезапную весть о войне и призыв на фронт Гришка воспринимает с честью и старается не посрамить давний казачий род. Так автор передает его удаль и смелость в боях Первой мировой войны: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак…». Однако пребывание на фронте не может пройти бесследно. Множество человеческих жизней на собственной совести, пускай и врагов, но все же людей, кровь, стоны и смерть, которые окружали его, сделали душу Григория черствой, несмотря на высокие заслуги перед государем. Он и сам понимал, какой ценой достались ему четыре Георгиевских креста за отвагу: «Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Главной чертой, характеризующей образ Григория в «Тихом Доне», является упорство, которое он пронесет сквозь годы тревог, потерь и поражений. Его умение не сдаваться и бороться, даже когда душа его была черна от гнева и многочисленных смертей, которые ему пришлось не только увидеть, но и нести грехом на своей душе, позволило противостоять всем невзгодам.

Идейные искания

С наступлением Революции герой пытается разобраться, чью сторону принять, где же правда. С одной стороны, он присягал государю, которого свергли. С другой, – большевики обещают равенство. Он, было, сперва стал разделять идеи равенства и народной свободы, но когда не увидел ни того, ни другого в поступках красных активистов, возглавил Казачью дивизию, воевавшую на стороне белых. Поиски правды и сомнения – основа характеристики Григория Мелехова. Единственной правдой, которую он принимал, это борьба за возможность мирной и спокойной жизни на своей земле, выращивания хлеба, воспитания детей. Он считал, что воевать надо с теми, кто отбирает эту возможность.

Но в водовороте событий Гражданской войны, он все более разочаровывался в идеях тех или иных представителей военно-политических движений. Он видел, что у каждого правда своя, и все используют ее, кому как удобно, а судьба Дона и людей, живущих там, никого не волновала. Когда казачьи войска расформировывались, и белое движение все больше напоминало банды, началось отступление. Тогда Григорий решил принять сторону красных и даже возглавил конный эскадрон. Однако, вернувшись домой по окончании Гражданской войны, он стал изгоем, чужим среди своих, так как местные советские активисты, в частности, в лице его зятя Михаила Кошевого, не забыли о его белом прошлом и грозили расстрелом.

Осознание главных ценностей

В произведении Михаила Шолохова центральное внимание уделено проблеме поиска личностью своего места в мире, где все привычное и родное вмиг изменило свое обличье, обернувшись жесточайшими условиями жизни. В романе автор утверждает простую истину: даже в нечеловеческих условиях нужно оставаться людьми. Воплотить, однако, этот завет смогли далеко не все в то тяжелое время.

Нелегкие испытания, выпавшие на долю Григория, такие как потеря любимых и близких людей, борьба за свою землю и свободу, изменила его, сформировала нового человека. Некогда беззаботный и дерзкий паренек осознал истинную цену жизни, мира и счастья. Он вернулся к своим истокам, к родному дому, держа на руках самое ценное, что у него осталось, – сына. Он осознал, какая цена была заплачена за то, чтобы стоять на пороге родного дома с сыном на руках под мирным небом, и понимал, что нет ничего дороже и важнее этой возможности.

Тест по произведению

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вромане «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, ис-токов ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представите-лей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

В самом начале романа Шолохов описывает исто-рию семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кам-пании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается харак-тер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «... в отца попер: на полголо-вы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых про-резях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей ко-жей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.

С первых же страниц Григорий изображается в по-вседневной крестьянской жизни. Он, как и все на ху-торе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах кре-стьянского труда. Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию. Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».

Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.

Григорий — человек сильных страстей, решитель-ных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья. Жесто-ко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побо-явшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути. Женитьба на не-любимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавше-го ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой. Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину поро-ду выродился, истованный черкесюка!» — восклица-ет до смерти перепуганный Петр.

Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно гово-рит он жене.

Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невоз-можность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в от-рыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выгля-дел старше своих лет»,— говорит автор.

В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избие-ния им Листницкого младшего. Невзирая на положе-ние Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Меле-хов не боится наказания за свой поступок. Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собствен-ного достоинства. В нем его сила, и она способна ока-зать влияние на других людей, независимо от их чина и положения. В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.

Герой готов вступиться не только за свое, но и за чу-жое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Первая мировая война подхватила судьбу Григо-рия и закрутила ее в вихре бурных исторических со-бытий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офи-цера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, кото-рый мечтает его убить. Григорий показан мужест-венным, умелым воином. Но все же убийство челове-ка глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря чело-века и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -... уморился душой... Будто под мель-ничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что про-ливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталки-вают Мелехова со многими людьми, имеющими прин-ципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.

Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внима-тельно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.

Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомне-ния. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде цен-ностях, таких, как царь и казачий воинский долг. «Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заяв-ляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория. Эти сомнения положили начало трагиче-скому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.

Характер Григория Мелехова — характер поисти-не удивительный, поистине народный.

Григорий Мелехов – центральный персонаж романа «Тихий Дон», безуспешно ищущий свое место в изменяющемся мире. В разрезе исторических событий показал нелегкую судьбу донского казака, умеющего страстно любить и самоотверженно воевать.

История создания

Задумывая новый роман, Михаил Шолохов не предполагал, что работа в итоге выльется в эпопею. Начиналось все невинно. В средине осени 1925 года писатель приступил к первым главам «Донщины» – так изначально называлось произведение, в котором автор хотел показать жизнь донского казачества в годы революции. С того и начал – казаки пошли в составе армии на Петроград. Вдруг автора остановила мысль, что читатели вряд ли поймут мотивы казаков в подавлении революции без предыстории, и он отложил рукопись в дальний угол.

Только спустя год замысел полностью созрел: в романе Михаил Александрович хотел отразить жизнь отдельных людей через призму исторических событий, случившихся в период с 1914 по 1921 годы. Трагические судьбы главных героев, в том числе Григория Мелехова, предстояло вписать в эпическую тематику, а для этого стоило ближе познакомиться с обычаями и характерами жителей казачьего хутора. Автор «Тихого Дона» переехал на свою родину, в станицу Вишневскую, где с головой погрузился в жизнь «донщины».

В поиске ярких характеров и особой атмосферы, которая поселилась на страницах произведения, писатель исколесил окрестности, встретился со свидетелями Первой мировой войны и революционных событий, собрал мозаику из баек, верований и элементов фольклора местных жителей, а также штурмовал московские и ростовские архивы в поисках правды о жизни тех лихих лет.


Наконец, первый том «Тихого Дона» увидел свет. В нем предстали русские войска на фронтах войны. Во второй книге добавились февральский переворот и Октябрьская революция, отголоски которых донеслись до Дона. Только в первые две части романа Шолохов поместил около сотни героев, в дальнейшем к ним присоединились еще 70 персонажей. В общей сложности эпопея растянулась на четыре тома, последний был завершен в 1940 году.

Произведение публиковалось в изданиях «Октябрь», «Роман-газета», «Новый мир» и «Известия», стремительно завоевывая признание у читателей. Они скупали журналы, заваливали редакции отзывами, а автора – письмами. Трагедии героев советские книгочеи воспринимали как личные потрясения. Среди любимцев, конечно же, выступал Григорий Мелехов.


Интересно, что в первых черновиках Григорий отсутствовал, зато персонаж с таким именем встречался в ранних рассказах писателя – там герой уже наделен некоторыми чертами будущего «жителя» «Тихого Дона». Прототипом Мелехова исследователи творчества Шолохова считают казака Харлампия Ермакова, приговоренного в конце 20-ых годов к расстрелу. Сам автор не признавался в том, что именно этот человек стал прообразом книжного казака. Между тем Михаил Александрович во время сбора исторической основы романа познакомился с Ермаковым и даже вел с ним переписку.

Биография

В романе изложена вся хронология жизни Григория Мелехова до войны и после. Донской казак родился в 1892 году на хуторе Татарском (станица Вешенская), при этом точную дату рождения писатель не указывает. Его отец Пантелей Мелехов когда-то служил урядником в Атаманском лейб-гвардии полке, но по старости лет отправлен на пенсию. Жизнь молодого парня до поры до времени проходит в безмятежности, в обычных крестьянских делах: покосы, рыбалка, уход за хозяйством. По ночам – пылкие встречи с красавицей Аксиньей Астаховой, дамой замужней, но страстно влюбленной в юношу.


Его отец недоволен этой сердечной привязанностью и спешно женит сына на нелюбимой девушке – кроткой Наталье Коршуновой. Однако свадьба не решает проблемы. Григорий понимает, что забыть Аксинью не в силах, поэтому бросает законную супругу и селится с любовницей в поместье местного пана. Летним днем 1913 года Мелехов становится отцом – на свет появилась его первая дочь. Счастье пары оказалось недолгим: жизнь разрушила начавшаяся Первая мировая война, позвавшая Григория отдать долг Родине.

Мелехов сражался на войне самозабвенно и отчаянно, в одном из боев получил ранение в глаз. За храбрость воина отметили Георгиевским крестом и повышением в звании, а в будущем к наградам мужчины прибавятся еще три креста и четыре медали. Перевернуло политические взгляды героя знакомство в госпитале с большевиком Гаранжой, который убеждает его в несправедливости царского правления.


Тем временем дома Григория Мелехова ждет удар – Аксинья, убитая горем (смертью маленькой дочери), поддается чарам сына хозяина поместья Листницкого. Прибывший на побывку гражданский муж не простил предательства и вернулся к законной супруге, которая позднее родила ему двоих детей.

В разгоревшейся Гражданской войне Григорий встает на сторону «красных». Но к 1918 году разочаровывается в большевиках и вступает в ряды тех, кто учинил на Дону восстание против Красной Армии, становится командиром дивизии. Еще большую злость к большевикам в душе героя пробуждает смерть старшего брата Петро от рук односельчанина, ярого сторонника советской власти Мишки Кошевого.


На любовном фронте тоже кипят страсти – Григорий не может найти покоя и буквально разрывается между своими женщинами. Из-за еще живых чувств к Аксинье Мелехову не удается спокойно жить в семье. Постоянные измены мужа толкают Наталью на аборт, который ее и губит. Преждевременную кончину женщины мужчина переносит с трудом, ведь к супруге тоже питал пусть своеобразные, но нежные чувства.

Наступление Красной Армии на казаков вынуждает Григория Мелехова податься в бега в Новороссийск. Там загнанный в тупик герой присоединяется к большевикам. 1920 год ознаменовался возвращением Григория на родину, где он селится вместе с детьми у Аксиньи. Новая власть начала гонения на бывших «белых», и во время побега на Кубань за «спокойной жизнью» Аксинью смертельно ранили. Поскитавшись еще немного по свету, Григорий вернулся в родную станицу, ведь новые власти обещали амнистию казакам-повстанцам.


Михаил Шолохов поставил точку в повествовании на самом интересном месте, так и не поведав читателям о дальнейшей судьбе Мелехова. Впрочем, нетрудно предположить, что с ним случилось. Историки призывают любопытных любителей творчества писателя считать датой смерти полюбившегося персонажа год расстрела его прототипа - 1927.

Образ

Нелегкую судьбу и внутренние изменения Григория Мелехова автор передал через описание его внешности. Влюбленный в жизнь беззаботный статный юноша к концу романа превращается в сурового воина с сединой и заледеневшим сердцем:

«…знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы, а во взгляде его все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости».

Григорий – типичный холерик: темпераментный, вспыльчивый и неуравновешенный, что проявляется как в любовных делах, так и в отношениях с окружением в целом. Характер главного героя «Тихого Дона» представляет собой сплав из храбрости, героизма и даже безрассудства, в нем соединились страсть и покорность, мягкость и жестокость, ненависть и бесконечная доброта.


Григорий – типичный холерик

Шолохов создал героя с открытой душой, способного на сострадание, прощение и человечность: Григорий мучается от случайно убитого на покосе гусенка, защищает Франю, не побоявшись целого взвода казаков, спасает на войне Степана Астахова, своего заклятого врага, мужа Аксиньи

В поисках правды Мелехов мечется от красных к белым, в итоге становится отщепенцем, которого не принимает ни одна сторона. Мужчина предстает настоящим героем своего времени. Его трагедия кроется в самой истории, когда спокойную жизнь нарушили потрясения, превратив мирных тружеников в несчастных людей. Духовные искания персонажа точно передала фраза романа:

«Стоял он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их».

Все иллюзии развеялись в сражениях гражданской войны: злоба к большевикам и разочарование в «белых» заставляет героя искать третий путь в революции, но он понимает, что в «середке нельзя – задавят». Когда-то страстно любивший жизнь, Григорий Мелехов так и не находит веры в себя, оставаясь одновременно народным персонажем и лишним человеком в сложившейся судьбе страны.

Экранизации романа «Тихий Дон»

Эпопея Михаила Шолохова четыре раза появилась на киноэкранах. По первым двум книгам в 1931 году сняли немой фильм, где главные роли исполнили Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов) и Эмма Цесарская (Аксинья). Ходят слухи, что с оглядкой на характеры героев этой постановки писатель создавал продолжение «Тихого Дона».


Пронзительную картину по мотивам произведения подарил советскому зрителю в 1958 году режиссер . Прекрасная половина страны влюбилась в героя в исполнении . Усатый красавец-казак крутил любовь с , которая убедительно предстала в роли страстной Аксиньи. Жену Мелехова Наталью сыграла . Копилка наград фильма состоит из семи премий, включая диплом Гильдии режиссеров США.

Еще одна многосерийная экранизация романа принадлежит . Над фильмом «Тихий Дон» 2006 года выпуска трудились Россия, Великобритания и Италия. На главную роль утвердили и .

За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.


Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.

Цитаты

«Умная у тебя голова, да дураку досталась».
«Слепой сказал: «Посмотрим».
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».
«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, - а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».
«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».
«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».