Open
Close

Как определить классическая или акустическая гитара. Чем акустическая гитара отличается от классической? Особенности инструментов

Как только приходится выбирать инструмент для серьезных занятий музыкой или профессиональных целей, придется понять разницу между существующими моделями. У каждого инструмента уникальная акустика, однако это не мешает поделить весь ассортимент гитар на две большие категории: классические и акустические.

Особенности классического инструмента

Классическая гитара – 6-струнный щипковый инструмент, на котором обычно играют без использования медиатора. Она начала свою историю в Испании и получила неформальное название «испанка». Эту модель с удачным набором акустических свойств еще в 19 веке разработал мастер по имени Антонио Торрес.

Технические параметры:

  • Синтетические или нейлоновые струны, «мензура» (длина рабочей части) - 650 мм.
  • Сравнительно массивный гриф с шириной в 5-6 см и толщиной 2-3 см.
  • Гриф выполнен из цельного дерева или нескольких слоев древесины и имеет ровную основу вдоль ладов (как правило, их 19).
  • XII лад попадает на месте, где сходятся гриф и корпус.
  • Корпус может быть фанерным (Beginner), частично фанерным (Solid Top) или полностью деревянным (Concert guitar).

Какие выбрать струны для классической гитары и как выбрать классическую гитару мы рассмотрели в соответствующих статьях.

Звук у классических гитар глубокий, нежный и мягкий. Поэтому на них исполняют испаньолу и классические произведения, на этих инструментах учат играть в музыкальных школах и профессиональных училищах.

Отличительные характеристики акустических гитар

Акустическая гитара отличается более тонким, длинным, несколько закруглённым грифом (иногда с металлическим стержнем). Струны стальные, они хорошо резонируют и дают громкий и звонкий звук. Обейчатка и гриф соединяются в области XIV лада, всего ладов 20-21.

Для достижения хорошей акустики параметры корпуса увеличены. Подставка на нем распложена ближе к резонатору. Крепление струн и наконечников обеспечивается вертикальными пластиковыми колками.

На акустических моделях удачно исполняются рок-баллады, rock’n’roll, музыка кантри, фолк, блюз.

Основные подвиды:

  1. Дредноут. Корпус разработала фирма Martin. Он крупный, почти прямоугольный, с широкой «талией» и расширенным низом. Их особенность – громкость и низкочастотный тембр. Модели с вырезом cutaway известны как вестерн-гитары.
  2. Фолк – инструмент, который сохранил за собой форму классического инструмента, но отличается всеми характеристиками steel-гитары.
  3. Джамбо. Корпус тоже крупный, но с более выгнутыми и изящными формами. Первый такой инструмент выпустила компания Gibson.

Чтобы сделать выбор в пользу акустической или классической гитары посетите

Одним из самых популярных и распространённых музыкальных инструментов стала гитара и среди начинающих, и среди профессионалов. На гитаре хотят научиться играть многие, но не все знают элементарного - чем отличаются гитары , чем и обусловлен более сложный выбор инструмента. Ниже будет подробный разбор, какие бывают виды гитар и их классификация.

Гитары разделяются на акустические и электронные. Акустические гитары с нейлоновыми струнами - классический вид, на котором и играют в основном классику. Зачастую медиатор при них не используется, играют только пальцами. Также существует фолк-гитара - та же акустическая, только с шестью металлическими струнами. Полуакустическая гитара отличается тем, что с классическим акустическим корпусом есть также звукосниматели.

Электрогитара - музыкальный инструмент с металлическими струнами и основным особенным отличием от акустики - наличие электромагнитных звукоснимателей. Электрогитары в свою очередь классифицируются на бас-гитары и соло. Тут много рассказывать не стоит: соло - гитара, на которой можно играть сольно, самостоятельные отдельные партии, а бас-гитара, в основном, и используется как «фундамент» в лице низкого регистра и гармонии, поддерживающей остальные инструменты. Отличие электроакустической гитары от обычной - установленный прибор, при помощи которого усиляется звук.

Гитары можно различать по разнообразным критериям. Например, по форме корпуса и строению гитары : флэттоп с плоским корпусом; арктоп бывает как акустической, так и полуакустической, ее отличием является наличие резонаторных отверстий в форме f в области деки, ее корпус выглядит как увеличенная в размерах скрипка; дредноут - это фолк-гитара относительно крупных размеров, в его тембре по большей части преобладают низкие частоты, а звучание более громкое; джамбо - это укрупнённая фолк-гитара, наибольшее признание она получила у представителей направления кантри; вестерн - инструмент, который бывает и акустическим, и полуакустическим, под последними ладами у неё есть вырез.

Гитары также разделяются и по диапазонам, ведь каждая из них уникальна по этому критерию: обычная гитара имеет диапазон от ре малой октавы до ре третьей, тенор-гитара имеет строй банджо и только четыре струны, баритон-гитара отличается удлиненной мензурой и бас-гитара, диапазон которой на одну октаву ниже диапазона обычной гитары.

Эти струнно-щипковые инструменты также отличаются друг от друга количеством ладов: обычная гитара имеет все ладовые порожки; безладовая гитара, чаще встречающаяся в виде бас-гитары, не имеет ладов вообще; слайд-гитара тоже не имеет ладов, но для зажимание струн используется специальный прибор под названием слайд.

Каждый инструмент имеет свою родину. Гитары появляются разных странах в разное время и также различаются по странам происхождения: испанская гитара, появившаяся в тринадцатом веке; русская гитара, возникшая в восемнадцатом веке; гавайская гитара;

Гитары отличаются количеством струн; встречаются гитары с классическими шестью струнами, они используются в качестве гитар-соло; семиструнные гитары также могут быть сольными; даже есть четырехструнные, служащие зачастую как бас-гитары; двенадцатиструнные гитары встречаются реже, на них по большей части играют профессионалы.

Весьма важный фактор различия гитар - производитель и материал. Лучшие электрические гитары производят Yamaha, Gibson, Faster, Kramer и несколько других. Фирмы-производители акустических гитар не сильно отличаются от электрических. В качестве хороших материалов для акустической гитары используют ель, кедр, для верхней деки красное дерево, в частности, палисандр. Электрогитары делают из ольхи, ясеня, липы, агатиса и также красного дерева.

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Научившись играть на классике, хочется бороздить другие просторы.

Но какой инструмент выбрать и какая разница между разновидностями? Читайте описания видов, а также чем отличается акустическая гитара от классической.

В первую очередь классика – это универсал. Исполнять на ней можно произведения любых жанров: от менуэта до босса нова.

С таким инструментом можно выйти во двор и петь песни у костра. Но на акустике не сыграешь произведения Баха.

Однако у вестерн гитар (так еще называют их) есть одно преимущество – разновидности.

Классификация ведется по жанровой направленности, для которой создавались инструменты. Американскую эстрадницу можно назвать бардовской гитарой.

С подробной сравнительной характеристикой можете ознакомиться в таблице:

Сравнительный критерий Классика Акустика
Виды Универсальный вариант, могут подразделяться по виду материала, из которого изготовлен корпус и гриф, есть вид фламенковых моделей Разделяется по форме корпуса, названия модели даны в честь стилей, для которых подходит акустика: джамбо, дредноут и вестерн
Размер деки Небольшой корпус Крупный размер деки
Струны Нейлоновые, мягкие Металлические
Гриф Широкий Узкий
Способ игры Используется щипковая техника, звукоизвлечение только пальцами Можно играть не только пальцами, но и медиатором
Качество звука Мягкий бархатный тембр, благородное звучание Звонкий звук с металлическим призвуком
Достоинства Легче освоить новичку, мягкие струны уменьшают травматичность подушечек пальцев, можно исполнять любые произведения и стоимость за гитару ниже Подходит для эстрадного выступления, можно играть разными приемами игры и приспособлениями, подключить некоторые виды инструментов легче
Недостатки Не подходит для создания определенного сценического образа певца Стоит дороже, нельзя исполнять классические произведения

Какие бывают разновидности гитар по количеству струн, размеру и стилю музыки

Любимую гитару можно сделать не только шестиструнной, но и из 7, 8, даже 12 проволок.

Инструменты такие предназначены для исполнения различных стилей музыки как фолк, бардовские произведения и т.д.

Важно! У каждого вида гитар свой строй и размер. Отличаются они по весу, стилю, количеству струн.

Для детей, которые занимаются в музыкальной школе и изучают классический репертуар произведений, приобретают обычные модели. Акустика в основном покупается взрослой аудиторией.

Видов и моделей инструментов огромное количество, рассмотрим основные из них:

  1. Классика. Предназначена для щипкового звукоизвлечения, на ней 6 струн, которые сделаны из синтетического материала.

    Диапазон и строй совпадает с акустическим инструментом. Такая гитара появилась в 18 веке, стиль произведений – от барокко до попсовых жанров.

  2. Акустика. Имеет несколько разновидностей: фолк, джамбо и дредноут. Каждому названию соответствует свой стиль музыки.

    Отличаются модели пропорциями. Гриф в акустике тоньше, деку можно подключить к звукоусилителю. Также к подвидам относят укулеле, 7 струнную и 12 струнную гитару.

  3. Электрогитара. Этот инструмент давно покорил сердца рок-музыкантов, ведь в большинстве случаев мы видим ее на сцене у Юрия Шевчука или Джона Майера.

    Классифицируются модели в зависимости от исполняемой партии: соло, бас, ритм-гитара и т.д.

Отдельной группой можно поставить электроакустическую гитару, которая является своеобразным гибридом между акустикой и электрогитарой. Модели фламенко можно отнести к группе классических моделей.

Разница между электроакустической и электрогитарой

Разница между этими инструментами есть – и существенная.

Электроакустическая гитара представляет собой эстрадную модель, к которой подключается джек и вставляется пьезосниматель. Звучать эстрада может и без подзвучки.

А электроинструмент подразумевает наличие комбика, на модели исполняются произведения не только за счет звучания, но и эффектов.

Отключить от акустики кабель, и она превращается в свою стандартную прародительницу.

Отличия между укулеле и классической гитарой

Маленькая гавайская гитара в руках у милой девушки звучит волшебно. Но не стоит надеяться, что взяв в руки укулеле, начинающий гитарист сможет исполнить свои любимые пьесы.

Есть несколько отличий, которые не позволят этого сделать:

  • Размер. Очевидное отличие. Маленькая гитара может быть в 2 раза меньше классики.
  • Количество струн. На укулеле их всего 4.
  • Строй. Но здесь могут быть варианты, в зависимости от модели: сопрано, баритон и т.д.
  • Количество ладов. На укулеле их меньше.
  • Стоимость. Купить маленькую модель можно почти в 2 раза дешевле.

Также стоит отметить, что самый высокий звук – это четвертая струна, а низкий – первая. У классики совершенно обратная ситуация, поэтому у гитариста возникнут проблемы при изучении маленького грифа.

Важно! Укулеле – модель, предназначенная для исполнения песен. Классика имеет широкий репертуар.

Разница между басом и электрогитарой

Еще одни родственники, которые часто в джаз-бэнде стоят недалеко друг от друга – это электрогитара и бас.

Отличаются они в основном возможностями исполнения и предназначением.

Основная разница:

  • Количество струн и строй. На басу их всего четыре.
  • Приемы исполнения. Электрогитара – несомненный лидер по использованию технических средств.
  • Предназначения. Электрогитара обычно играет партию соло, а бас – аккомпанирующая педаль.
  • Внешний вид. Отличаются размерами грифа и корпуса.
  • Прародители. Отцом электроинструмента считается гитара, а бас произошел от контрабаса.
  • Толщина струн. Для баса нужен калибр больше.

Какая гитара импонирует вам больше? Выберите свою модель, чтобы осваивать большие музыкальные горизонты.

Полезное видео

Очень часто нам задают один и тот же вопрос: "Чем классическая гитара отличается от акустической?" В этом материале мы опишем все сходства и отличия этих гитар.

Для начала отметим, что понятие "акустическая гитара" несёт в себе двойной смысл. С одной стороны, это очень широкое понятие - вид гитар, обладающих корпусом с полостью и резонаторным отверстием. С другой стороны, есть более узкое значение этого слова. Акустической гитарой часто называют эстрадную гитару американского вида с корпусом типа "вестерн", "дредноут", "джамбо"...
То есть одним словом "акустическая" можно назвать разные гитары, отсюда и вся путаница. Как это нелепо ни звучит, но скажем так: классическая и акустическая гитара являются подвидами акустической гитары.
Теперь для наглядности рассмотрим два узких вида гитар, о которых обычно идёт речь при сравнении классической и акустической гитары.

Классическая гитара

Классическая гитара - это один из самых древних видов гитар. Раньше на ней исполняли классические композиции, однако в наше время сфера её применения более широкая. И всё же это более традиционный и консервативный инструмент в сравнении с другими видами гитар. Классическую гитару часто рекомендуют для обучения в музыкальных школах. Вот хороший пример инструмента начального уровня: Martinez C-91/N

Особенности:

  • Корпус : некрупный (в сравнении с вестерн-гитарами), классическая форма
  • Гриф : широкий (ширина у верхнего порожка - 52 мм)
  • Струны : в наше время на 99% классических гитар ставят нейлоновые струн. Советские гитары с металлическими струнами - пережиток прошлого. Крайне редко в наше время встречается классика с металлом.
  • Метод игры : преимущественно пальцевая техника
  • Звучание : тёплое, мягкое, бархатистое
  • Преимущества классической гитары: легче в обучении; проще зажимать струны; легче исполнять классические произведения; сравнительно меньшая стоимость

Акустическая гитара


Акустическая гитара в узком смысле слово - это инструмент, восходящий к американской культуре начала 20-го века. На такой гитаре играют в неклассических стилях: кантри, блюз, рок. Хотя и классику тоже можно сыграть, этого вам никто не запретит:)

Особенности:

  • Корпус : преимущественно крупный. Форма корпуса может отличаться. Отметим, что форма корпуса типа "фолк" по размерам сопоставима с классической гитары (например, COLOMBO LF-3800 SB ). Такая гитара спокойно влезет в чехол для "классики". Остальные формы (дредноут, джамбо, аудиториум...) больше классической гитары.
  • Гриф : узкий (43-45 мм у верхнего порожка)
  • Струны : металлические.
  • Метод игры : пальцевая и медиаторная техника. Можно использовать приём подтяжки струн ("бенд")
  • Звучание : яркое, громкое, звонкое.
  • На корпусе часто встречается вырез и защитная "капля" (чтобы корпус не царапался от медиатора)
  • В грифе присутствует анкерный стержень. Он нужен для регулирования прогиба грифа
  • Преимущества акустической гитары : громкий звук, удобные крепления для ремня, удобно играть медиатором, удобство в использовании бендов

Итак, классическая и акустическая гитара при пристальном рассмотрении имеют как сходства, так и много различий. И всё же какую выбрать? Какая гитара лучше, акустическая или классическая. В этом вопросе мы не будет советовать что-то одно. По большей части всё это дело вкуса и личного выбора. Если вы сомневаетесь, то рекомендуем просто послушать звучание разных гитар и выбрать ту, которая вам больше по душе. Ведь приятнее всего учиться играть на такой гитаре, звучание которой вам больше всего нравится.

Полагайтесь на свой слух! Выбирайте гитару, звучание которой вам больше всего нравится, а для этого посмотрите видео-сравнение: