Open
Close

В чем двойной смысл заглавия драмы гроза. Сочинение на тему «Смысл названия драмы Островского Гроза

» стало предвестником ожидающихся перемен. 1859 – год сильнейшей за целое столетие солнечной бури и назревающих волнений в обществе, которые через два года приведут к отмене крепостного права в России. Назревает «гроза», которая вот-вот «прольётся».

Символичность происходящего созвучна и нагнетанию ситуации в пьесе. Скоро что-то произойдёт, скоро старое сменится новым, пройдёт очистительный ливень. «Старое», как может, противится новшествам, наступающий в политике, отношениях, науке – прогресс не может его не волновать. «Тёмное царство», как называет домостроевское общество Н.А. Добролюбов, чувствует, что доживает последние дни, и с остервенением препятствует прогрессу. И оно чувствует близкий приход грозы, которая им неизвестно что принесёт.

Гроза в пьесе А.Н. Островского – также символ будущих перемен, уже нависла тяжёлыми тучами над головами. Всех, кроме учёного-самоучки Кулигина она пугает – перемены, которых ты не понимаешь, всегда страшат.

На фоне грядущей грозы – обостряющийся конфликт представителей «тёмного царства» с их невольными жертвами. «Тёмное царство» показано в лице двух домостроевского склада личностей – Дикого и Кабанихи. У каждого из них есть, над кем измываться.

Дикой – царь и бог в своей семье. Он наказывает и милует, готов наорать на любого и оскорбить его. Дикой держит возле себя племянника и постоянно отыгрывается на нем, пользуясь тем, что волен дать или не дать денег из наследства Борису. Домашних он запугал давно, все в городе боятся с ним связываться, кроме Кабанихи, не менее властной и богатой, чем он.

Кабаниха, в свою очередь, третирует своих родных – сына и его молодую жену, внушая им, что их поведение неправильно, и ведёт к неприятностям. Постоянные монологи на тему уважения к старшим, длящиеся не один час, упрёки, оскорбления, обвинения – спровоцировать её на это очень несложно.

Впервые слово «гроза» упоминает Тихон, имея в виду постоянное материнское моральное давление. Дикой же считает, что гроза – плата за человеческие грехи, и откровенно побаивается этого, так как грешен. Движимая неясными ей самой желаниями, напряжением, повисшим в воздухе, Катерина решается на измену мужу. Ударами грома, предшествующего грозе, сопровождаются слова безумной барыни, которая предвещает кару Катерине за красоту, чувствуя её испуг. Общее состояние природы, напряжение и груз вины заставляют Катерину Кабанову признаться в измене – вот гроза и разразилась, правда только для Диких и Кабановых. Сестра Тихона Варвара бежала с любовником, Бориса Дикого отправляют в изгнание, а Катерина лишает себя жизни, не видя другого выхода. Дерзкие слова вырвались от безысходности даже у Тихона – это первые вестники перемен: гроза наступает, и она будет всеобщей.

Первый вызов «царству самодуров русской жизни» уже брошен.

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма Гроза показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.

Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы. Темное царство старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители темного царства, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки. Кабаниха на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва темного царства. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо. Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она. Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют цвет городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет. Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши. Све
кровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови. Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти. Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы. Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название Гроза потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

  1. Пьеса “Гроза” написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и...
  2. В “Лесе” Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения...
  3. Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве....
  4. Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним...
  5. Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое...
  6. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к...
  7. Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н.Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как “Доходное место”, “Гроза” и “Бесприданница” Здесь прекрасен...
  8. Перу русского драматурга А. Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель...
  9. Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не...
  10. БОЛЬШОВ – герой комедии А. Н.Островского “Свои люди – сочтемся” (1849, первонач. назв. “Банкрот”). Б.- первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов,...
  11. Персонажи в пьесе “Гроза” живут в кризисном, катастрофическом состоянии мира. Мораль, которую представляет Кабаниха и Дикой, давно уже устарела. Люди, которых мы здесь видим, живут в благословенных местах: город стоит...
  12. В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает...
  13. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе,...
  14. “Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как...
  15. Драма “Гроза” была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путе-шествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Ее история во многом схожа с историей героини,...
  16. В “Бесприданнице” затронута проблематика произведений Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам “горячего сердца”. Но в “Бесприданнице” все...
  17. Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!” – восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой,...
  18. Довольно часто кинорежиссеры ставят свои фильмы на основе классических произведений, так как именно в тех заключены основные уроки и ценности. Например, фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс” был поставлен по сюжету...

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана во время серьезных реформаторских изменений в России и вышла в свет в 1859 году. Как и в любом литературном произведении, смысл заглавия пьесы «Гроза» заключает в себе тему и идею всей работы. А следовательно, требует подробного рассмотрения и анализа.

Что такое пьеса?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос, в чем смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо дать определение жанру этого произведения. Итак, пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Отличительными особенностями этого будут:

  • Построение всего сюжета на диалогах и монологах героев.
  • Подразделение на части, которые называются актами или действиями, и сцены.
  • Ремарки автора, описывающие обстановку и костюмы персонажей. А также действия героев.

Своеобразие драмы «Гроза»

Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза» напрямую связан с жанровым своеобразием произведения. Дело в том, что литературоведы до сих пор не могут прийти к соглашению, чем является «Гроза» - драмой или трагедией.

Трагизм пьесы связан с образом Катерины, которая противопоставлена всем другим персонажам. Девушка резко отличается от окружающих ее людей, она светлая и мечтательная личность. Ее конфликт с миром заранее предопределен, безжалостный и темный - он способен лишь разрушать и уничтожать.

Драматическая сторона пьесы проявляется в социальном аспекте - каждый герой имеет свое общественное положение, которое обуславливает его поступки и характер. Таким образом, поставить точку и отнести пьесу к одному из жанров не представляется возможным.

Конфликт пьесы

Прежде чем определить смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо разобраться с основным конфликтом этого произведения.

Начнем с того, что в драме не один конфликт, а несколько. И первый, на который всегда обращала внимание критика, - социальный. С этой точки зрения Катерина предстает воплощением народа, который возмущен и не может больше сносить тиранию и самодурство власть имущих, представительницей которых выступает Кабаниха. Другой конфликт, также связанный с противостоянием Кабанихи и Катерины, - конфликт поколений.

Но основное и самое важное противоборство в пьесе - борьба Катерины с собой. Внутренний конфликт гораздо глубже внешних и несет в себе глубочайший смысл. Девушка борется с запретной любовью. Не умея лицемерить, она оказывается под ударом общественности. И в итоге ей ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.

Образ Катерины

Смысл заглавия пьесы «Гроза» напрямую связан с образом главной героини. Катерина стала необычным женским персонажем для Островского. На фоне предыдущих героинь писателя она выделяется своей тонким мироощущением, цельностью личности. Она поэтическая и мечтательная натура со светлой душой и возвышенными стремлениями. Описание счастливой жизни для нее выглядит так: вышивание, посещение храма и молитвы, общение с богомолками и чудесные сны о золотых храмах и чудесных садах. Этим писатель подчеркивает, что для Катерины превыше материальных.

Образ девушки тесно переплетен с образом птицы и мотивом полета. Желание Катерины улететь вводит в повествование тему заточения и неволи. А вместе с ними и тему смерти, ведь душа может освободиться и взлететь, только утратив телесную оболочку.

У Катерины сильный характер, ее чувство достоинства очень велико. Ей очень тяжко жить под одной крышей с Кабанихой. Ведь там царят попреки, деспотия и самодурство со стороны хозяйки, а также глупость, бесхарактерность и покорность остальных обитателей.

Тоска, охватывающая Катерину в доме Марфы Игнатьевны, смешивается с желанием девушки познать настоящую любовь. К Тихону героиня не может испытывать этого чувства, так как он слабохарактерный, глупый, духовно бедный. Влюбиться Катерина может только в человека достойного, доброго, отличающегося от окружающих. И девушке кажется, что она находит такого в Борисе Григорьевиче. Именно с момента начала встреч с молодым человеком начинается внутренний конфликт героини. Она разрывается между своими чувствами и долгом перед мужем.

Но Катерина обманывается, Борис - заурядный человек, который не способен отважиться на то, чтобы спасти девушку. Катерина, осознавая, что не может простить себя и дальше жить в окружающем ее мраке, принимает решение покончить с собой. Именно с этим эпизодом связан смысл заглавия пьесы Островского «Гроза», который более подробно и детально мы рассмотрим ниже.

Смысл названия пьесы

В названии драмы скрыт огромный смысл. Впервые это слово произносит Тихон, когда перед отъездом прощается с женой. Герой сравнивает с нависающей грозой Кабаниху и радуется, что избавится от ее нападок хоть на короткий срок. Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»», можно сказать, что это олицетворяет может быть вызван как самодурством окружающих, так и высшими силами. И охватывает всех героев произведения. Даже Катерина подвержена ему, так как страшится высшего наказания за свою измену мужу. Девушку даже смерть не пугает так, как возможная кара за грехи.

Все развитие действий в пьесе похоже на предгрозовое время, которое непременно закончится бурей. Именно в страхе, который нарастает по мере приближения стихии, и заключается смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение лучше дополнить описаниями тех сцен в пьесе, где персонажи наиболее ярко проявляют испуг.

Вывод

Произведение было принято критикой с большим восторгом и имело множество толкований конфликтов, главной темы и образа Катерины. Также символической загадкой стал смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение, предусмотренное школьной программой, лишний раз подтверждает, что интерес к этому неоднозначному творению Островского до сих пор не ослаб.

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, - это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.

“Темное царство” старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва “темного царства”. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.

Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха - одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.

Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.

Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины - безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь - единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина - человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”.

Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, - это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.

“Темное царство” старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва “темного царства”. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.

Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха - одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.

Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.

Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины - безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь - единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина - человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”.

Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.