Open
Close

Какие балеты написал прокофьев. Прокофьев

«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы» (С. Прокофьев).

С.С. Прокофьев – автор 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и других оркестровых сочинений, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, ораторий и кантат, камерных вокальных и инструментальных сочинений, музыки для кино и театра. Он писал во всех современных ему жанрах.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Сергей Прокофьев в возрасте 7 лет
С.С. Прокофьев родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, она же была и первым педагогом сына. Она обучала его не только музыке, но и французскому и немецкому языкам, а отец – математике. В возрасте 5 лет Прокофьев сочинил свою первую пьесу для фортепиано, а в возрасте 9 лет – оперу «Великан».
В 1902 г. юного композитора представили в Москве С. Танееву , и он был впечатлён способностями мальчика. По его просьбе Р. Глиэр занимался с ним теорией композиции.
В 1904-1914 гг. С. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).
На выпускном экзамене Прокофьев исполнил свой Первый концерт и был удостоен премии им. А. Рубинштейна .

Сергей Прокофьев в 1918 г.
С 1918 г. начались гастроли молодого музыканта за рубежом: США, Франция, Германия, Англия, Италия, Испания. Одновременно он сочинял.

Раннее творчество

В 1919 г. была написана опера в 4 действиях с прологом «Любовь к трем апельсинам» . Либретто создал сам композитор по одноименной сказке Карло Гоцци.
Первая постановка оперы состоялась в Чикаго 30 декабря 1921 г. на французском языке. В СССР она была исполнена 18 февраля 1926 г. в Академическом театре оперы и балета (Ленинград). Весёлая и жизнерадостная опера сразу же полюбилась зрителям.
Опера «Огненный ангел» по одноимённому роману В. Брюсова (либретто С. Прокофьева) была закончена в 1927 г., но сценическая премьера состоялась только в 1954 г. в Париже. Действие происходит в Германии в XVI в. Сюжет оперы сложен и наполнен оккультизмом, поэтому долгие годы театры не отваживались на постановку.
Одноактный балет «Стальной скок» , созданный в 1925 г., навеян революционными событиями в России. Первое представление состоялось в Париже, в Театре Сары Бернар, труппой «Русский балет Дягилева» 7 июня 1927 г. Дягилев сделал Прокофьеву неожиданный заказ: «большевицкий» балет о современной Советской России. Но идея нового балета заключалась не в прославлении идей большевизма, а в колоритной иллюстрации индустриального прогресса в Советском Союзе. Либретто Г. Якулова и самого композитора.

Сцена из балета «Стальной скок»
Музыка балета колоритная, с яркой оркестровкой. Эту работу С. Прокофьева считают шедевром. Борис Асафьев писал, что в балете выражен «подлинный стиль нашей эпохи, потому что здесь вполне можно говорить о кованых ритмах, об упругих как сталь интонациях и о музыкальных приливах и отливах, подобных дыханию гигантских мехов!»
Одноактный балет «Блудный сын» был создан на известный сюжет притчи из Евангелия от Луки и впервые поставлен в Париже труппой Русского балета С. Дягилева в Театре Сары Бернар 20 мая 1929 г. Музыка балета отличается утончённым лиризмом и изысканной оркестровкой.

Сцена из балета «Блудный сын» (Мариинский театр, Петербург)
Музыкальные темы «Блудного сына» были использованы композитором при сочинении Четвёртой симфонии и в трёх из «Шести концертных пьес» для фортепиано.

Расцвет творчества

В 1927-1929 гг. С. Прокофьев успешно гастролировал по Советскому Союзу. С 1932 г. он живёт в России, его творчество достигает своей вершины. Его музыку исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах.
В эти годы он создает один из своих шедевров: балет «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану, 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой С. Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета балет-сказку «Золушка» .

Балет «Ромео и Джульетта» (1936)

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» (Мариинский театр, Петербург)
Балет в 4 актах. Балетмейстер – Л. Лавровский.
Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.
Музыка Прокофьева и постановка Лавровского создали яркие характеристики персонажей. По замыслу композитора, основной темой балета была не столько собственно любовь главных героев, сколько их нежелание подчиняться устаревшим традициям. В спектакле Лавровского главным персонажем была Джульетта.
Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Г. Орджоникидзе: «Ромео и Джульетта» Прокофьева – произведение реформаторское. Его можно назвать симфонией-балетом... весь он пронизан чисто симфоническим дыханием... В каждом такте музыки ощущается трепетное дыхание главной драматургической идеи. Самые экспрессивные средства, крайности музыкального языка применены здесь своевременно и внутренне оправданы... Балет Прокофьева отличается глубоким своеобразием музыки. Оно проявляется прежде всего в характерной для балетного стиля Прокофьева индивидуальности танцевального начала. Для классического балета этот принцип не типичен, и обычно он проявляется лишь в моментах душевного подъема – в лирических адажио. Прокофьев же названную драматургическую роль адажио распространяет на всю лирическую драму».

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (1936)

Создана по инициативе Н.И. Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 г. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.
Каждый персонаж в этом произведении представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

Петя – смычковые струнные инструменты, преимущественно скрипки);
Птичка – флейта в высоком регистре;
Утка – гобой, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка – кларнет, изображает грацию кошки;
Дедушка – фагот, имитирующий ворчание;
Волк – три валторны;
Охотники – литавры и большой барабан, духовые инструменты.

Сюжет

Раннее утро. Пионер Петя на большой зелёной лужайке. Его знакомая Птичка, заметив Петю, слетает вниз. Утка направляется к пруду и начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей: ей или птичке. За их спором наблюдает Кошка, но Петя предупредил птичку об опасности, и она улетает, а утка ныряет в пруд. Появляется Петин дедушка и начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый волк, и уводит его. Вскоре появляется волк. Кошка быстро залезает на дерево, а утка попадает в пасть к волку.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка и накидывает ему на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте волка ещё туже.
Охотники в лесу давно следили за волком. Петя помогает им связать волка и отвести его в зоопарк. Сказка завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним охотники ведут волка, над ними летит птичка, сзади – дедушка с кошкой. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос утка, сидящая в животе волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
«Главная цель сказки – познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами» (Н. Сац).

Творчество в период войны

Балет «Золушка» (1945)

Балет в 3 актах. Либретто H. Волкова по сказке Ш. Перро. Сюжет сказки известен всем. «Золушка» – классический балет, продолжающий традиции сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. «Большой вальс» – один из самых ярких вальсов композитора. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.
Новый творческий подъём С. Прокофьева был связан с началом Великой Отечественной войны и последующих трагических событий в истории родины.
Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942).

Опера «Война и мир»

Опера в 13 картинах с хоровым прологом; либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н. Толстого.
Премьера состоялась в Малом оперном театре г. Ленинграда 12 июня 1946 г. под управлением С. Самосуда.
Конечно, всё содержание романа не могло полностью войти в оперу. Композитор и либреттист отобрали те эпизоды и события, которые были наиболее важны для создания музыкально-драматического произведения. Получилось грандиозное историческое полотно, состоящее как бы из двух частей: 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Либретто несколько раз изменялось, чтобы тема смогла воплотиться адекватно в сокращённый сюжет. Прокофьев применил в опере речитативно-декламационный приём в сочетании с ариями. Большую роль в опере играют хоры. В окончательном варианте опера была поставлена в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 г.
В Пятой симфонии (1944) композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В этот период времени С. Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях, 1944-1945).

Послевоенный период творчества композитора

В послевоенное время Прокофьев болел, но смог создать много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии , Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952).
В конце 40-начале 50-х гг. началась кампания против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонения на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке назвали Прокофьева. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора. В 1948 г. прошёл Первый съезд Союза композиторов СССР, продолживший «непримиримую борьбу с формализмом». Критике подверглись многие сочинения Прокофьева, в том числе его Шестая симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» , опера нестандартная и экспериментальная.
Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы. Он продолжал сочинять, хотя врачи это ему строго запретили.
В этот период времени были созданы и выдающиеся произведения, и проходные, на злобу дня (увертюра «Встреча Волги с Доном», 1951, оратория «На страже мира») и др.
С.С. Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 марта 1953 г.), и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным «горем» в связи с похоронами великого вождя народов., он внес в музыку новую энергетику, динамизм, свежие идеи, что воспринималось как «антинародное формалистическое направление».
Прокофьев был новатором музыкального языка. Своеобразие его стиля наиболее заметно в области гармонии. Например, он использовал диссонирующий аккорд в функции тоники и переменный метр («Сарказмы»). Применял особую форму доминанты, получившую название «прокофьевской». В его произведениях узнаваема специфическая ритмика, которая была очень характерна для его фортепианных произведений (Токката, «Наваждение», Седьмая соната и др.).
Своеобразие стиля Прокофьева проявляется и в оркестровке. Для некоторых его сочинений характерны сверхмощные звучания, основанные на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы.
Прокофьев оставил огромное творческое наследие: 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (Четвертый – для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (среди них «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина и др.
Творчество С. Прокофьева получило всемирное признание. Он является одним из самых исполняемых авторов XX в. Прокофьев был также выдающимся дирижером и пианистом.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), вошедший в историю русской музыки как великий композитор, новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка и ниспровергатель старых канонов, всегда оставался истинно русским художником.
М. Тараканов отмечает, что в этом – главное историческое значение Прокофьева, продолжившего в данном направлении дело и ; его

«по праву можно назвать солнцем русской музыки».

В то же время, продолжая идти в некотором смысле по пути А. Бородина и , он привносит в музыку натиск, динамику, энергию, наполненные глубокими идеями и светлым оптимизмом.

Музыкальный театр Прокофьева

Непрерывный творческий процесс работы композитора в данном русле обусловлен развитием музыкально-сценической драматургии в связи с тремя основными линиями (выделяет Л. Данько):

  • комедийно-скерцозная , отмеченная связью с традициями народного ярмарочного представления, сказочно-пародийных спектаклей (например, балет «Шут», опера «Любовь к трем апельсинам»);
  • конфликтно-драматургическая , берущая начало от оперы «Игрок»– вплоть до оперы «Война и мир»;
  • лирико-комедийная (опера «Дуэнья», балет «Золушка»).

Четвертая линия, связанная с народной песенностью, формируется в последние годы жизни композитора (опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Сказ о каменном цветке».

Оперы С.С.Прокофьева

Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

  • «Рассказ о простой вещи» (по повести Б. Лавреньева), существующий в виде краткого плана оперы;
  • «Расточитель» (по пьесе Н. Лескова), представляющий собой пространное изложение сюжета;
  • «Вас вызывает Таймыр» (по пьесе А. Галича и К. Исаева) – здесь разработаны отдельные характеры и сцены;
  • замыслы опер «Хан Бузай» и «Далекие моря» (сохранилась 1-я картина).

Среди завершенных опер :

  • «Пир во время чумы», родившийся в результате занятий композитора с Глиэром;
  • «Маддалена» (1911, 2-я ред. 1913) – одноактная лирико-драматическая опера;
  • «Игрок» (1916, 2-я ред. 1927), где зарождается тип конфликтной драматургии;
  • «Любовь к трем апельсинам» (1919), восходящая к традициям dell arte ;
  • «Огненный ангел» (1919-1927/1928, по одноименному роману В. Брюсова), сочетает черты камерной лирико-психологической оперы и социальной трагедии;
  • «Семен Котко» (1939), сочетающий черты любовной драмы, комедии, социальной трагедии;
  • «Дуэнья» (или «Обручение в монастыре», 1946) – синтезирует жанры лирической комедии и социальной сатиры;
  • «Война и мир» (1941-1952) – опера-дилогия по роману Л. Толстого;
  • «Повесть о настоящем человеке» (1948, 2-я ред. 1960) — посвящена одной из важнейших проблем советского искусства: национальный характер в период Великой Отечественной войны.

Прокофьев в музыкальных текстах своих произведений – сторонник рационального использования музыкально-выразительных средств; как драматург, обновляет оперный жанр введением в него элементов драматического театра и кинематографа. Так, специфику прокофьевской монтажной драматургии охарактеризовал М. Друскин: «прокофьевская драматургия – это не простая смена «кадров», не калейдоскоп чередующихся эпизодов, а музыкальное перевоплощение принципов то «замедленной», то «убыстренной» съемки, то «наплыва», то «крупного плана». Также оперы Прокофьева отличают многоплановость образов и сценических ситуаций, полярность в отражении действительности.

Балеты Прокофьева

Характерная для ХХ в. тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы практически все ранние балеты Прокофьева.

  • композитор продолжает и завершает балетную реформу, начатую , доводя ее до той вершины, где балет из хореографического спектакля превращается в музыкальный театр;
  • из трех ведущих линий советского балетного театра (героико-историческая, классическая, сатирическая) именно классическая, имеющая лирико-психологическую природу, оказывается основополагающей для балетов Прокофьева;
  • , важная роль оркестра, развитая лейтмотивная система.
  • «Ала и Лоллий» (1914), в основе которого – скифский сюжет. Его музыка также известна как «Скифская сюита»; дерзкий, острый, смелый «Шут», или «Сказка про шута семерых шутов перешутившего» (1915 – 1920), поставлен в Париже.
  • Балеты 20-30х годов: («Трапеция», 1924; «Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928; «На Днепре», 1930, памяти С. Дягилева).
  • Три балета – шедевры, созданные по возвращении на родину («Ромео и Джульетта», 1935; «Золушка», 1940-1944; «Сказ о каменном цветке», 1948-1950).

Инструментальное творчество Прокофьева

Симфонии

  • №1 (1916 – 1917) «Классическая», где композитор обращается к бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
  • №2–4 (1924, 1928, 1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Асафьев назвал симфонией «из железа и стали». Симфонии №3 и №4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
  • №5–7 (1944, 1945 – 47, 1951 – 1952) – написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени; симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора, исполнена, тем не менее, оптимизма и радости жизни.
  • С. Слонимский к симфониям также относит симфонию-концерт для виолончели b —moll (1950 – 1952).

Фортепианное творчество Прокофьева

«стеклянный» колорит, «точно соответствующий нонлегатному пианизму самого Прокофьева» (Л. Гаккель).

композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).

Для Прокофьева важна наглядность музыкальных идей, максимальная простота и рельефность в их реализации. Отсюда – стремление к «прозрачности» звучания (характерно для ранних произведений), где темы часто оказываются в верхнем регистре, а по мере роста динамического напряжения – сокращается число звучащих голосов (дабы не перегружать звучность). Общая логика развития, как правило, определяется движением мелодической линии.

В фортепианном наследии Прокофьева – 9 сонат (№10 осталась незавершенной), 3 сонатины, 5 концертов (№4 – для левой руки), множество пьес, фортепианные циклы («Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», т.д.), порядка 50 транскрипций (в основном, собственных сочинений).

Кантатно-ораториальное творчество

Прокофьевым создано 6 кантат:

«Семеро их» 1917-18, «Кантата к 20-летию Октября» 1936-37, «Здравица» 1939, «Александр Невский» 1938-39, «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» 1942-43, «Расцветай, могучий край» 1947, оратория «На страже мира» 1950.

Одним из первых образцов нового подхода к жанру исторической кантаты считается одночастная кантата Прокофьева «Семеро их», написанная на тексты «Зовов древности» Бальмонта, – обращенные в стихи халдейские заклинания для заклятия семерых чудовищ, антибогов, мешающих жизни. В кантате скифские тенденции переплетаются с конструктивистскими, что характерно также для Скифской сюиты и симфонии №2; предвосхищаются сонорные приемы хорового письма. Главным выразительным средством оказывается прием ostinato, близкий, с одной стороны, древним заклинаниям; с другой – идущий из музыки нового времени.

«Кантата к 20-летию Октября» родилась под впечатлением возвращения композитором на родину и стремлением запечатления эпохальных событий Советской России. Ее идейная суть: Великая Октябрьская социалистическая революция, победа, индустриализация страны, Конституция. В текстовом отношении – содержит фрагменты работ Маркса, Сталина, Ленина. Произведение было отклонено Комитетом по делам искусства, поскольку идея воплотить эти темы в музыке была расценена как кощунство. Премьера состоялась лишь в 1966 г.

Широко известный исторический (героико-патриотический) опус «Александр Невский» – монументальное творение Прокофьева, основанное на музыкальном материале одноименного кинофильма (тексты композитора и В. Луговского). В 7 частях кантаты («Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков») наблюдается тесное взаимодействие драматургических принципов эпической композиции и кинематографического монтажа:

  1. эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
  2. монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов, при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда – развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.

Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем, не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.

Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, ), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Двенадцать лёгких пьес для фортепиано

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой », я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65. Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...», - пишет композитор в «Автобиографии».

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев , - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 bis, 1941). Здесь как бы «двукратно» синтезировались в творческой лаборатории Прокофьева конкретные впечатления «поленовского лета» и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с одной стороны, и мир детских переживаний и раздумий, детской фантастики и «были» вообще - с другой. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями летнего и солнечного. Прокофьев прав, утверждая, что достиг в этой сюите «полной детскости». Двенадцать пьес, ор. 65 - важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Все это вполне закономерно и глубоко симптоматично. Прокофьев - человек и художник - всегда страстно тяготел к детскому миру, любовно и чутко вслушивался в этот психологически тонкий и своеобразный мир и, наблюдая, сам поддавался его обаянию. В натуре композитора жила - никогда не увядая, но, наоборот, с годами утверждаясь все более и более, - тенденция воспринимать окружающее с позиций жизнерадостной молодости, по-весеннему светло и по-отрочески чисто и непосредственно. Поэтому мир детских образов Прокофьева всегда художественно естествен, органичен, совершенно лишен элементов фальшивого сюсюкания или не свойственной здоровой детской психике сентиментальной красивости. Это одна из сторон внутреннего мира самого композитора, которая в разное время находила и различное отражение в его творчестве. Стремлением к чистоте и свежести детского мировосприяния можно, правда, лишь в известной степени, объяснить и тяготение Прокофьева к сонатинному стилю.

Нетрудно установить также известные параллели между миром детских образов и сферой обаятельно хрупких девических персонажей его музыкально-сценических произведений. Элегическими воспоминаниями о детстве проникнуты и Седьмая симфония и Девятая фортепианная соната, подводящие итог творчеству композитора.

«Сонатинный стиль» Прокофьева подвергся в его цикле детских пьес, однако, значительной трансформации. Прежде всего, он совершенно освобождается от элементов неоклассицизма. На место графики приходит конкретная изобразительность, реалистическая программность. Нейтральность в смысле национального колорита уступает свои позиции русскому мелодизму, тонкому использованию народных оборотов. Преобладанием трезвучности воплощается чистота, безмятежность, спокойствие образов. Вместо изыска с «обыгрыванием» новой простоты появляется кристальный в своей ясности взгляд на мир широко раскрытыми, вопрошающе пытливыми глазами ребенка. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, как отмечалось многими музыковедами, выгодно отличает этот цикл от ряда детских пьес, казалось бы, одинаковой целенаправленности. Продолжая в основном лучшие традиции детской музыки Шумана, Мусоргского, Чайковского, Прокофьев не просто следует им, а творчески развивает.

Первая пьеса - «Утро ». Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста. Почерк - характерно прокофьевский: параллельные движения, скачки, охват всей клавиатуры, игра через руку, четкость ритма и определенность разделов. Необычайная простота, но не примитив.

Вторая пьеса - «Прогулка ». Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много... Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости». Однако легкость чуть вальсирующего ритма сразу же переводит эту «деловитость» в соответствующие рамки ребячливой «старательности». (Созерцательная тема второй части Четвертой симфонии близка музыке «Утра» и «Прогулки» и, по-видимому, является их предтечей.)

Третья пьеса - «Сказочка » - мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены. Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым. В сущности, подлинная фантастика появляется только в среднем разделе на ремарке sostenuto, а в первом и заключительном разделах преобладает мечтательное повествование с простенькой мелодией на фоне неизменно повторяющихся ритмических оборотов. Эти ритмические повторы как бы «цементируют» форму «Сказочки», сдерживают ее повествовательные тенденции.

Далее идет «Тарантелла », жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией. Живой и бойкий ритм, упругие акценты, колоритность полутоновых тональных сопоставлений, сдвиги одновысотных тональностей - все это увлекательно, легко, радостно. И в то же время по-детски просто, без специфической итальянской остроты, несомненно непонятной русской детворе.

Пятая пьеса - «Раскаяние » - правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья, охватывающие ребенка в моменты таких психологически сложных переживаний! Прокофьев использует здесь тип «поюще-говорящих» (по определению Л. Мазеля, «синтетических») мелодий, в которых элемент речитативной выразительности не уступает выразительности кантиленной.

Но такое настроение мимолетно у детей. Оно вполне естественно сменяется контрастным. Шестая пьеса - «Вальс », и в такого рода закономерности чувствуется не только логика сюитного разнообразия, но и логика музыкально-сценического мышления Прокофьева, театральные законы контрастного последования сцен. Хрупкий, нежный, импровизационно непосредственный ля-мажорный «Вальс» говорит о связях детских образов с миром хрупких, чистых и обаятельных женских образов театральной музыки Прокофьева. Эти две линии его творчества, вернее две линии его художественных идеалов, перекрещиваются и взаимообогащаются. В его девических образах есть детская непосредственность. В его детских образах есть женственная мягкость, обаятельная влюбленность в мир и жизнь. Те и другие поражают весенней свежестью и воплощаются композитором с необыкновенной взволнованностью и вдохновением. Именно в этих двух сферах наиболее отчетливо выразилось господство лирического начала в его творчестве. От наивно обаятельного детского «Вальса», ор. 65 можно провести линию к хрупкому вальсу Наташи из оперы «Война и мир» - вершине лирической вальсовости в музыке Прокофьева. Эта линия проходит через Es-dur"ный эпизод «Большого вальса» из «Золушки», даже интонационно напоминающего детский вальс. Проходит она и через «Пушкинские вальсы», ор. 120 и «Вальс на льду» из «Зимнего костра», и через «Сказ о каменном цветке», где тема «Вальса», ор. 65 в точности воплощена в сцене (№ 19), изображающей владения хозяйки Медной горы. Наконец - но уже косвенно - она продолжается и в вальсообразной третьей части Шестой фортепианной сонаты, и в вальсе из Седьмой симфонии. Прокофьев развивает здесь углубленную лирико-психологическую линию русской вальсовости, отличающейся, например, от штраусовской, более блестящей, но и более узкой и внешней в своей несколько односторонней радостности.

Несмотря на черты детскости, творческий почерк Прокофьева в этом вальсе ощущается очень отчетливо. Традиционная структура изящного ласкового вальса как бы обновлена, интонационные и гармонические отклонения далеки от трафарета (например, весьма необычное завершение периода в субдоминантовой тональности), фактура необычайно прозрачна. Этот вальс быстро получил широкое распространение в педагогической практике и успешно выдерживает конкуренцию с «общепризнанными» произведениями для детей.

Седьмая пьеса - «Шествие кузнечиков ». Это - быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Далее идет пьеса «Дождь и радуга », в которой композитор пытается - и очень успешно - живописать то огромное впечатление, которое производит на ребят всякое яркое явление природы. Здесь и естественно звучащие смелые звуковые «кляксы» (аккорд-пятно из двух рядом лежащих секунд), и, точно падающие капельки, медленные репетиции на одной ноте, и просто «Тема удивления» перед происходящим (нежная и красивая мелодия, спускающаяся с высоты).

Девятая пьеса - «Пятнашки » - близка по стилю «Тарантелле». Она написана в характере быстрого этюда. Так и представляешь себе увлеченно догоняющих друг друга ребят, атмосферу веселой, подвижной детской игры.

Вдохновенно написана десятая пьеса - «Марш ». В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в данном случае не пошел по пути гротеска или стилизации. Здесь нет и элемента кукольности (как, например, в «Марше деревянных солдатиков» Чайковского), пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Детский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой отечественного фортепианного репертуара для детей.

Одиннадцатая пьеса - «Вечер » - своей широкой русской песенностью и мягким колоритом вновь напоминает о великом лирическом даре Прокофьева, о почвенности его мелодизма. Музыка этой обаятельной пьесы насыщена подлинной человечностью, чистотой и благородством чувств. Впоследствии автор использовал ее в качестве темы любви Катерины и Данилы в балете «Сказ о каменном цветке», сделав одной из важнейших лейттем всего балета.

Наконец, последняя, двенадцатая пьеса - «Ходит месяц за лугами » - органически связана с народными интонациями. Вот почему автор счел необходимым в «Автобиографии» разъяснить, что она написана не на фольклорную, а на собственную тему.

125 лет исполнилось Сергею Прокофьеву — русскому гению XX века. Один из крупнейших композиторов в истории русской музыки, Сергей Прокофьев оставил большое наследие. Но сегодня хочется напомнить всем о тех произведениях композитора, без которых невозможна не только русская, но и мировая культура. Прокофьев сделал это! С днем рождения, Сергей Сергеевич!

«Петя и Волк»

Как-то так получилось, что в мировом рейтинге — это главное, самое популярное и самое узнаваемое произведение Сергея Прокофьева и русской классики XX века — возможно тоже. Симфоническая сказка исполнялась бессчетное количество раз всеми, кем только можно — от Михаила Горбачева и Питера Устинова до Дэвида Боуи и Стинга с Клаудио Аббадо. Очень важно, что вход детей в мир симфонической музыки во всем мире традиционно происходит с помощью наших Пети и волка.

Сергей Прокофев покинул Россию весной 1918 года и вернулся весной 1936. За эти годы он был в России только дважды с гастролями — в 1929 и 32 годах. А так — жил, в основном, в США, с женой испанкой и почитался серьезным композитором-авангардистом. «Петя и волк» — это его первое произведение написанное на новой советской Родине для детского театра Натальи Сац. Был до этого саундтрек к великому фильму «Поручик Киже», но этот заказ советского минкульта Прокофьев выполнил еще из-за границы. А вот «Петя и волк» — это такой мост между культурами и его фантастическая популярность, отчасти, основана и на этом тоже. Предлагаем две мультверсии этой истории — отечественную, кукольную и европейскую, от 2007 года

«Александр Невский»

Пуристы могут упрекнуть Самкульт в небрежности, мол, «Александр Невский» у Сергея Прокофьева существует в виде разных произведений, но речь идет не о произведениях, а о том, что Сергей Прокофьев, который рвался на Родину и с воодушевлением относился к работе на Советскую власть, еще до войны (1938) написал для фильма Эйзенштейна настоящий гимн русского патриотизма. «Вставайте, люди русские!» — та самая боевая песня русских воинов, встающих на пути псов-рыцарей. И фраза: эх, коротка кольчужка! — произносится под эту музыку. А сколько русских с этими словами и этой музыкой-набатом пошли на смерть за Родину? Конечно, есть в этом некое противоречие — перекормленный властью вчерашний композитор-модернист пишет псевдорусскую песню. Но именно у Прокофьева такое право было даже по рождению. Его мать — прекрасная пианистка, происходила из крестьян графьев Шереметевых, котрые всегда получали прекрасное образование. Именно мать подтолкнула Сережу к занятиям музыки, и мальчик из донецкой степи стал великим композитором XX века.

«Ромео и Джульетта»

В этом сказочном балете присутствует самая популярная в интернете музыкальная тема, вышедшая из под пера Прокофьева. Возможно, знатоки удивятся, но это «Танец рыцарей». Балет Прокофьева такая же визитная карточка России XX века, как и фильмы Тарковского и поэзия Ахматовой. Он является одним из самых популярных балетных произведений в мире, ставится всеми и всюду. Балет написан еще до возвращения в СССР и финал его был оптимистическим, в отличии от Шекспира, но потом вышла статья «Сумбур вместо музыки», в которой громили Шостаковича и композиторы сильно перепугались. Прокофьев переписал финал и сделал его трагическим. Как у Шекспира.

Придворный Прокофьев

Сергей Сергеевич, возвращаясь в СССР, понимал, что риски велики, но слава и возможности, ожидавшие его позволяли рисковать. Прокофьев получил Ленинскую премию и целых шесть сталинских! Одним из выдающихся его произведений является кантата к 60-летию Иосифа Виссарионовича. Особую пикантность этому произведению тоталитарного постмодерна придает тот факт, что кантата написана якобы на основе народных песен. А точнее — псевдонародных, имитирующих фольклор и народную любовь к вождю.

Неизвестный Прокофьев

В 1948 году гроза разразилась и над головой Прокофьева. Он попал под очередную кампанию по борьбе с. На этот раз боролись с формализмом, против отступления от принципов соцреализма. И шестая симфония Прокофьева вместе с экспериментальной оперой «Повесть о настоящем человеке» были разгромлены в пух и прах. Симфония позже была признана шедевром и регулярно исполняется, а вот опере повезло меньше. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре. В 2002 году концертное исполнение оперы состоялось под управлением В. А. Гергиева. В 2005 году опера была поставлена Д. А. Бертманом в Геликон-опере (Москва) под названием «Упавший с неба». Для своей постановки Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». В том же году опера Прокофьева была поставлена (с купюрами) в Саратовском оперном театре. Полностью (без купюр) опера ни разу не ставилась. Но тем не менее, разошлась на мемы еще в доинтернетовскую эпоху: гангрена, гангрена, ему отрежут ноги — все знают это со школы. И это тоже Прокофьев.