Open
Close

Маленький принц суть произведения. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц": описание, герои, анализ произведения

Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

Проблемно-тематический анализ произведения

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

Аудиокнига (2 часа):


Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Подробное решение Страница / Часть 2 163-214стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

1.Каким предстаёт перед вами Маленький принц? Какие у него представления о жизни, какие правила? Что он пытается понять, найти в путешествии по другим планетам? Что Маленький принц узнаёт о людях, встречаясь с хозяевами других планет?

Образ Маленького принца – образ человеческой души в идеале. Он воплощает в себе все лучшие черты, которые могут быть присущи человеку – открытость, чистота, возвышенность над материальным, мудрость. Вместе с тем, Маленький принц одинок. Его планета настолько мала, что там едва ли хватит места кому-то еще. А ведь по сути планета Маленького принца – символ внутреннего мира человека. С этой позиции особенный смысл приобретают слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Они характеризуют принца, как человека, способного очищать свои помыслы и наводить порядок, прежде всего в душе.

Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки...

В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет. Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью...

2.Где и как Маленький принц познаёт подлинную сущность отношений между людьми? Чему его учит Лис? Что в дружбе самое главное? Какие слова показались вам самыми важными в сказке?

Подлинную сущность отношений Маленький принц познает все же на земле. Он встречает лиса. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ. Лис- дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых» «мы ответственны за тех, кого приручили».

Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Как повлияло знакомство с биографией Антуана де Сент-Экзюпери на чувство, с которым вы начали читать сказку? Что вы ожидали услышать в ней? Оправдались ли ваши ожидания? Какие эпизоды, картины и слова сказки остались в памяти?

Когда при чтении сказки вам было грустно? Где вы улыбнулись? Когда сказка иронична?

Было интересно прочесть о жизни этого писателя. Он не писал для детей и вначале казалось, что «Маленький принц» будет рассказом о жизни и приключениях какого-то принца из Марокко. Однако сказка получилась иной. Читать было очень интересно и сюжет был очень не обычным. Запомнились разговоры Принца с летчиком, а так же с Розой и Лисом.

При прочтении было немного грустно, жаль Маленького Принца, так как он был очень одинок. Было смешно читать про то, как принц встречал разных жителей на разных планетах. Здесь автор иронизирует над людскими пороками - стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость.

2.Как вы поняли посвящение в начале сказки? Так ли оно необходимо читателю?

Почему в сказке постоянно говорится о «странных взрослых»? В чём автор видит разницу между взрослыми и детьми? Можно ли считать «взрослость» только возрастным понятием? Почему Экзюпери так ценит детское восприятие мира?

Почему Маленький принц и лётчик быстро нашли общий язык и подружились?

Посвящение звучит необычно: сказка посвящена другу, когда он был маленьким. Возможно, автор имеет ввиду посвящение детству, в сказке пересекается мир взрослых и детей, автор как бы встречается с самим собой, только в детстве (недаром Принц узнает удава изнутри).

Противопоставление мира взрослых и детей отражается в словах автора:

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Писатель всегда был убежден, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Представляя окружающий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его делают взрослые. Что-то в нем не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это.

Думаем, что они нашли общий язык, потому что летчик не забыл свое детство. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

3.Откуда явился на Землю герой сказки и почему он «принц»? Что вы узнали о Маленьком принце из его рассказов о своей планете? Каковы его жизненные правила? Был ли Маленький принц счастлив на своей планете? Почему? Что изменилось в его жизни с появлением розы? Как вела себя роза при прощании, почему? О чём заставляют задуматься отношения розы и Маленького принца?

Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Он ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким.

Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавиц! Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза - это символ любви, красоты, женского начала, Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты.

Когда он уезжал, Роза сказала ему:

«Я была глупая, - сказала она наконец. - Прости меня и постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

Но ветер…

Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.

Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…»

Только после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас...» Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и ещё не умел любить!»

4.Почему Маленький принц отправился путешествовать? С кем он встретился на других планетах?

Каковы его жизненные «открытия»? А ваши? Подумайте, зачем автор использовал в своей сказке такой художественный приём, как путешествие героя.

Маленький Принц отправился в путешествие в поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет,

Во время странствий Маленький принц побывал на разных планетах: короля, честолюбца, пьяницы, бизнесмена, фонарщика и географа. Каждая из этих планет - символическая ступень «познания мира» .

Во время своего путешествия Маленький принц встречается с различными взрослыми людьми. Здесь и властный, но добродушный король, который любит, чтобы все делалось лишь по его приказу, и важный честолюбец, желающий, чтобы все непременно почитали его. Попадается принцу также пьяница, которому стыдно, что он пьет, но который продолжает пить, чтобы забыть свой стыд. Мальчик удивляется, встретив бизнесмена, бесконечно считающего «принадлежащие ему» звезды, или фонарщика, включающего и выключающего свой фонарь каждую минуту и не имеющего времени на сон (хотя это занятие он любит больше всего на свете). Не может он понять и старого географа, который пишет огромные книги по рассказам путешественников, хотя сам не знает, что находится на его небольшой планете. А все потому, что он никуда не выходит, так как «слишком важная личность, чтобы шататься по свету».

Побывав на 6 планетах, Маленький принц отправляется на планету Земля. Он попадает в пустыню.

На планете Земля Маленький Принц встречает следующие персонажи:

Змея (Согласно мифологии, Змея - символ мудрости или бессмертия)

Цветок (Символ красоты)

Лис (Символ мудрости и знания жизни)

5.Почему самым важным событием в путешествии Малень-кого принца можно считать посещение планеты Земля? Какое впечатление произвела на него Земля сначала? Что испытал и понял Маленький принц на Земле? Какие жизненные истины открыл ему Лис? Какие истины он сам открывает лётчику, говоря о родниках в пустыне, о воде, которая «нужна и сердцу», о звёздах?

Потому что на земле он встречает Лиса, который открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Вначале земля показалась ему непростой планетой. «Люди занимают так много места». «…У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» .

К пониманию простой мудрости о важности любви, дружбы и чистоты сердца, героя также приводит еще один персонаж – Змея – простой, но очень емкой характеристикой человечества в целом:

«А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея»

Кроме этого он встретил тысячи роз в саду и был поражен, так как думал, что его роза одна на свете. И принц расплакался, однако перед ним появился Лис.

Маленький принц завязывает трогательную дружбу с Лисом, «приручает» его, чтобы не быть одиноким.

Маленький принц приручает в пустыне лису, а на своей планете – розу. Приручить – это значит сделать узнаваемой одну лису среди тысячи лис. Приручить – значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством взаимной незаменимости, чувством ответственности. Приручить – значит уничтожить безликость и равнодушие отношения к живому. Особая ценность дружеского общения заключается в том, что человек приучается видеть в другом прежде всего его лучшие, достойнейшие стороны.

втор просит запомнить, что нужно быть в ответе друг за друга. Быть в ответе за всех: за детей, взрослых, стариков. За все живое. Именно в этом закон, именно в этом истина. Лис вовсе и не раскрыл перед принцем секрета. Он сам знал ее, эту истину, она жила в нем, как живет во всяком ребенке.

6.Помогли ли вам беседы Маленького принца с Лисом и лёт-чиком понять, что же является самым главным в жизни человека, в чём его счастье, как нужно жить?

Мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать свое сердце, тем самым расширяя границы своей души.

На наш взгляд сказка не похожа на все остальные сказки, она очень особенна и своеобразна.

«Маленький принц» по жанровой принадлежности представляет собой сказку-притчу, где в аллегоричных образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким. К жанру сказки его можно отнести также основываясь на таких аспектах, как изображение фантастических событий, произошедших с главным героем, наличие сказочных персонажей (Роза, Лис, Змея) и универсальность, масштабность заложенных в данное произведение идей.

Сюжет сказки основывается на рассказе-воспоминании летчика, когда-то мечтавшего быть художником, но похоронившего свою мечту под воздействием «взрослого» окружения. Потерпев крушение в пустыне, летчик неожиданно встречает ребенка - Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. В дальнейшем рассказывается о жизни принца на своей крохотной планете, его встреча с дивным, но капризным цветком Розой, и его путешествия по соседним планетам-астероидам, населенным различными взрослыми, олицетворяющими всевозможные пороки человечества, такие как тщеславие, пьянство, черствость. Автор умышленно не создает фантастичных монстров, так как эти персонажи сами по себе являются чудовищами с точки зрения человечности.

Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1942 год.

История создания – Толчком к написанию произведения послужили воспоминания писателя об авиакатастрофе над Аравийской пустыней, а также трагические события Второй мировой войны. Книга посвящена Леону Верту.

Тема – Смысл жизни, любовь, верность, дружба, ответственность.

Композиция – Произведение состоит из 27 глав, на протяжении которых главные герои путешествуют по планетам и беседуют друг с другом, размышляя о жизни.

Жанр – Философская сказка-притча.

Направление – Реализм.

История создания

Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всем мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни, и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.

В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу - вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.

Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя - Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища, и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что еще больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.

Тема

В своем произведении писатель поднял множество глобальных тем , которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать все человечество. Прежде всего, это тема поиска смысла жизни . Этим и занимается Маленький принц, путешествуя от одной планеты к другой.

Автора печалит, что жители этих планет даже не пытаются выйти за пределы своих привычных мирков, и найти ответ на извечный вопрос смысла бытия - их вполне устраивают привычные жизненные рамки. Но ведь только в поиске рождается истина, что и доказывает главный герой, вернувшись в финале повествования к любимой Розе.

Волнует писателя и проблематика дружбы и любви . Он не просто раскрывает эти животрепещущие темы, но и доносит до читателей всю необходимость ответственности за любимого человека, и весь мир в целом. Маленький принц без устали трудится, ухаживая и защищая свою крошечную планету. Он всем сердцем любит и заботится о Розе, которая остается жива лишь благодаря его стараниям.

Всепоглощающее зло представлено в произведении с помощью баобабов, способных быстро поглотить все живое на планете, если их регулярно их не выкорчевывать. Это яркий образ, вобравший в себя все человеческие пороки, с которыми нужно без устали бороться в течение всей жизни.

Основная мысль произведения заключается во фразе: « Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении ». Нужно учиться доверять людям, быть ответственным за любимых, не закрывать глаза на происходящее вокруг - вот чему учит знаменитая сказка.

Композиция

В произведении «Маленький принц» анализ построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. В ее основе лежит прием диалога и путешествия центральных персонажей - рассказчика и Маленького принца. В сказке раскрыты две сюжетные линии - это история летчика-рассказчика, и напрямую связанная с ним тема реальности «взрослых» людей, и история жизни Маленького принца.

На протяжении 27 глав, из которых состоит книга, друзья путешествуют по планетам, знакомятся с разными героями, как положительными, так и откровенно отрицательными.

Время, проведенное вместе, открывает им ранее неизведанные горизонты. Их тесное общение позволяет соединить две совершенно разные вселенные: мир детей и мир взрослых.

Расставание не становится для них трагедией, ведь за это время они стали гораздо мудрее и смогли лучше понять друг друга, поделившись частичкой своей души, сделать важные выводы.

Главные герои

Жанр

«Маленький принц» написан в жанре философской сказки-притчи , в которой удивительным образом переплетена реальность и вымысел. За фантастичностью сказочной истории как нельзя лучше скрываются реальные человеческие отношения, эмоции, переживания.

Сказка в форме притчи является наиболее популярным скрещением литературных жанров. Традиционно сказка носит поучительный характер, однако воздействует на читателей в мягкой и ненавязчивой манере. По сути, сказка - это отражение реальной жизни, но только действительность передается через вымысел.

Жанр притчи также был выбран писателем неспроста. Благодаря ему он смог смело и просто выразить волновавшие его взгляды на нравственные проблемы современности. Притча становится своеобразным проводником размышлений автора в мир читателя. В своем произведении он рассуждает о смысле жизни, дружбе, любви, ответственности. Таким образом, сказка-притча приобретает глубокий философский подтекст.

Правдивое изображение реальной жизни, несмотря на фантастичность сюжета, указывает на то, что в произведении преобладает реализм, которому не чужды философские иносказания. Однако в сказке достаточно сильны и романтические традиции.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 661.

Елена КОРНЕЕВА,
г. Елец

Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе

Все мы родом из детства

Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.
А. де Сент-Экзюпери

...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
А. де Сент-Экзюпери

Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске).

Ход урока

I. Слово учителя.

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребёнком в семье графа Жана де Сент-Экзюпери и Мари де Фонсколомб. Мать его была талантливой художницей, происходила она из старинной провансальской семьи. Род отца был ещё древнее, фамилию Сент-Экзюпери носил один из рыцарей святого Грааля. В 1900 году родился Антуан, в то время его отец служил страховым агентом в Лионе. Спустя четыре года он умер, а мать будущего писателя осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках.

Детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть отца, счастливейшей порой. Самой первой и сильной привязанностью в его жизни стала мать. Она глубоко затаила своё горе, детей окружила нежнейшей любовью. Антуан рос подвижным, предприимчивым ребёнком, часто нарушал запреты взрослых (например, разгуливал по крыше). Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи - Звездочёт и "Достань-ка луну" из-за вздёрнутого к небу носа.

В двенадцать лет ему довелось полетать на самолёте, однако "воздушное крещение" не произвело впечатления. В юности его влекла архитектура, но в 1921 году, призванный в армию, он окончательно выбрал свою дорогу - небо. Экзюпери был пилотом, начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом - в Южной Америке. В 20–30-е годы он на ещё несовершенных машинах овладевал техникой ночного полёта, учился водить гидросамолет, прокладывать новые трассы. Экзюпери летал над Кордильерами, над Сахарой; бывало, разбивался со своей машиной, часто, рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою землю.

Первые его произведения - повести «Южный почтовый» и «Ночной полёт» - о жизни и труде лётчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть - «Планета людей» (1939). Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но всё равно продолжал воевать. После того как Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивается права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он ещё мог летать и вести разведку. 31 июля 1944 года он поднялся в воздух, но на базу его самолёт не вернулся… Он жил недолго и написал не очень много, но Экзюпери успел сказать людям самое главное…

Учитель читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…

II. Беседа с учащимися.

1. Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко.

В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека - это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Главный герой сказки Экзюпери - ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.

2. Что показалось вам необычным в этой книге?

3. Вспомните, что такое сказка? Почему автор обратился к этому жанру?

Сказка даёт возможность сделать обобщение, поучение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.

4. Прочитайте посвящение. Какова его роль?

В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми. (Леон Верт - художник, критик, журналист и писатель.)

5. Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?

Это человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: "Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше".

6. Найдите завязку.

"Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам", - делится с нами рассказчик, а потом происходит его встреча с Маленьким принцем в пустыне, где лётчик потерпел аварию. Рассказчик, как и сам автор, тоже лётчик, вероятно, что Экзюпери наделил его своими собственными взглядами.

7. Почему смогли подружиться лётчик и Маленький принц?

Они видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько ему лет, сколько зарабатывает его отец.

8. Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?

Маленький принц - это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный, он способен посочувствовать, но ему становится скучно с людьми серыми, занятыми рутиной, как, например, деловой человек. У него есть правило: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Показателен диалог Маленького принца и пилота:

"- Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.

Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

Всё ты путаешь… ничего не понимаешь!"

9. Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?

Один человек вызывает возмущение героя: "Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал".

10. В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?

Для Маленького принца ценностью является его планета, его роза, восход солнца, дружба. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и так далее. Рассказчик, пообщавшись с Маленьким принцем, начинает по-особому смотреть на мир: "Мне смешны были злополучные болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький принц, и надо было его утешить".

11. Чему учит история отношений Маленького принца и розы?

Эта история учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. "Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь", - говорит герой.

12. Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?

Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король - идеи власти; фонарщик - идеи верности данному слову; географ - идеи накопления знаний и так далее. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.

13. Как оценивает их Маленький принц?

"Взрослые очень, очень странный народ… взрослые… поразительный народ". Многие из встреченных людей не вызывают у героя симпатии.

Слово учителя. В письме к матери Экзюпери писал: "Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр… всегда будет мне казаться безнадёжно более истинным, чем любой другой". «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой - это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолёта в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убеждён, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

"- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду... и не находят того, чего ищут...

Да, не находят... - подтвердил я.

А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке... Но глаза слепы. Надо искать сердцем".

Сказка «Маленький принц» - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: "Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил". И это так. Экзюпери оставался в душе ребёнком, остро ощущающим разлад среди людей.

14. В чём заключается конфликт в сказке?

Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, они иные. "Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую..." - говорит малыш лётчику. А в разговоре со стрелочником звучит мысль о разнице мировосприятия детей и взрослых.

"- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…" (гл. XXII).

Лис тоже говорит о взрослых: "У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей".

15. Тема ответственности в сказке. За что должен быть в ответе человек?

Каждый должен отвечать за свою планету - вспомним правило Маленького принца: он считал необходимым выпалывать каждый день баобабы: "Непременно надо каждый день выпалывать баобабы..." Лётчик говорит: "А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься".

Учитель. Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы - это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное сорное растение, и привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за всё происходящее на Земле.

16. Для чего нужен Лис?

Он говорит мудрые слова, заставляет и героя, и нас задуматься над проблемой дружбы и ответственности. (Зачитать в классе отрывок - разговор с Лисом, гл. XXI.)

17. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь.)

Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Зорко одно лишь сердце.
Самое главное - то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звёзды.
Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть прежде всего должна быть разумной.

III. Подведение итогов.

Слово учителя. Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза - это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис - это символ природы, друга; астероид малыша - это символ планеты, а ещё - это далёкий для многих взрослых мир детства...

18. Попробуйте сформулировать идею сказки.

Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне - встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца...

Фонограмма песни М.Таривердиева и Н.Добронравова «Маленький принц».

Домашнее задание. Напишите письмо Маленькому принцу.

В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок - удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду - по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, - и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам - об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.

Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолёта: лётчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок - крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумлённый лётчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» - разумеется, номер необходим только для скучных взрослых, которые обожают цифры.

Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана - два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Лётчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. А вот Маленький принц всегда приводил свою планету в порядок. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат - особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами - гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной - он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.

Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые - очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей - пьяница, на четвёртой - деловой человек, а на пятой - фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться - к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!

На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своём цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида ещё не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своём покинутом цветке.

Седьмой была Земля - очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и лётчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце - самого главного глазами не увидишь. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за неё в ответе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Так они с лётчиком и познакомились. Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке и даже намордник для барашка, хотя раньше думал, что умеет рисовать только удавов - снаружи и изнутри. Маленький принц был счастлив, а лётчику стало грустно - он понял, что его тоже приручили. Потом Маленький принц нашёл жёлтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришёл, - людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звёздам. Лётчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть лётчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеётся, лётчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов.

Лётчик починил свой самолёт, и товарищи обрадовались его возвращению. С той поры прошло шесть лет: понемногу он утешился и полюбил смотреть на звезды. Но его всегда охватывает волнение: он забыл нарисовать ремешок для намордника, и барашек мог съесть розу. Тогда ему кажется, что все бубенцы плачут. Ведь если розы уже нет на свете, все станет по-другому, но ни один взрослый никогда не поймёт, как это важно.

«Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»- эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни. Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны. Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.