Open
Close

Основные даты жизни и творчества в.т. шаламова

Шаламов Варлам Тихонович

Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением” Письма к съезду” В. И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения.

Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале” Октябрь” был опубликован один из его первых рассказов -” Три смерти доктора Аустино”.

Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал Бунина русским классиком, его осудили еще на десять лет.

В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и большую часть этого времени – на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе.

В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили: еще три года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву. Сразу по возвращении из заключения родился цикл” ”, которые сам писатель назвал” художественным исследованием страшной реальности”. Работа над ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были разделены автором на шесть книг:” Колымские рассказы”,” Левый берег”,” Артист лопаты”,” Очерки преступного мира”,” Воскрешение лиственницы” и” Перчатка, или КР-2″.

В основу прозы Шаламова лег страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки голода и холода, бесконечные унижения. В отличие от Солженицына, который утверждал, что такой опыт может быть положительным, облагораживающим, Варлам Тихонович убежден в обратном: он утверждает, что лагерь превращает человека в животное, в забитое, презренное существо. В рассказе” Сухим пайком” заключенный, которого из-за болезни перевели на более легкую работу, отрубает себе пальцы – только бы его не вернули в шахту. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря – растление. Расчеловечение, говорит Шаламов, начинается именно с физических мук – красной нитью проходит через его рассказы эта мысль. Последствия экстремальных состояний человека превращают его в звероподобное существо. Писатель великолепно показывает, как лагерные условия влияют на разных людей: существа с низкой душой еще более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа. В рассказе” Шоковая терапия” центральным является образ врача-изувера, бывшего заключенного, прикладывающего все усилия и познания в медицине, чтобы разоблачить заключенного, который, по его мнению, является симулянтом. При этом он абсолютно безучастен к дальнейшей судьбе несчастного, ему приятно продемонстрировать свою профессиональную квалификацию. Совершенно иной по духу персонаж изображен в рассказе” Последний бой майора Пугачева”. Он о заключенном, который собирает вокруг себя таких же, как он, свободолюбивых людей и погибает при попытке побега.

Еще одной темой творчества Шаламова является идея подобия лагеря остальному миру.” Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли… Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания”.

К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на родине. Даже во времена хрущевской оттепели они были слишком смелы для того, чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в эмигрантских изданиях.

Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982 его насильно отправили в интернат для психохроников – в последнюю ссылку. Но добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в пути.

“Колымские рассказы” в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя пять лет после смерти автора, в 1987 году.

Статья посвящена краткой биографии Шаламова - русского писателя и поэта, прославившегося своим описанием жизни в советских лагерях.

Биография Шаламова: ранние годы и первый срок

Варлам Тихонович Шаламов родился в 1907 г. В 1923 г. закончил школьное обучение и начал работать на заводе. Через три года сдал вступительные экзамены в МГУ.

Шаламов активно участвует в общественной жизни. Он посещает литературные вечера, заводит широкий круг знакомств среди культурной молодежи. Шаламов пишет собственные стихи. Участие в политической жизни выразилось в поддержке оппозиции.

В 1929 г. Шаламов был арестован и приговорен к заключению на три года. После освобождения некоторое время работал на стройке, потом приехал в Москву и устроился журналистом. В 1936 г. вышел в свет первый рассказ Шаламова.

Биография Шаламова: "колымский" период

В Советском Союзе начиналась эпоха "великой чистки". Естественно, она не могла пройти стороной и бывшего политзаключенного. Шаламов был вновь осужден, на этот раз на пять лет лагерей. Писатель находился на общих физических работах, его срок был продлен. За попытку бегства был переведен в штрафную зону.
Неизвестно, остался бы Шаламов в живых, если бы не помощь одного врача, который сумел устроить писателя на образованные при лагере фельдшерские курсы. Шаламов их окончил и перешел на более привилегированное положение лагерного фельдшера. За долгие годы заключения Шаламовым был написан цикл стихотворений, составивших сборник "Колымские тетради". Духовное воспитание оставило своей след в творчестве поэта. Его стихотворения насыщены библейскими мотивами.

В целом лагерная поэзия Шаламова направлена на поиск всего доброго и человечного, что могло сохраниться в заключенных. Ужасающие картины безжалостных физических расправ, "звериного" образа жизни сочетаются с изображением невероятно трогательных и одухотворенных личностей, которых не могут сломить никакие беды и невзгоды. Шаламов верит в конечное торжество истины и справедливости.

Биография Шаламова: период зрелости

В 1951 г. Шаламова освободили, но еще два года он был обязан проработать фельдшером в лагере. После этого он смог наконец-то уехать. Шаламов работал в Калининской области. Его семьи уже не было, здоровье писателя было значительно подорвано годами заключения. В это время Шаламов занимается главным делом своей жизни - автобиографическими воспоминаниями "Колымские рассказы". В этом цикле произведений изложены все впечатления писателя о своей лагерной жизни. Шаламов ведет повествование либо под собственной фамилией, либо под псевдонимом. Но все, что описано в цикле, - строго документальные сведения, значительно обогащенные художественным мастерством автора.

Суровая правда лагерной жизни изображается Шаламовым без излишних ярких оборотов и красивых фраз. Произведения цикла отличаются сдержанностью. Но именно в этом кроется их невероятное воздействие на читателя, который буквально окунается в атмосферу жизни обычного заключенного. Шаламов практически воздерживается от какой-либо критики существующего положения, он предлагает читателю самому сделать собственные выводы из повествования.

В отличие от взглядов некоторых заключенных (преимущественно духовного звания), Шаламов не считает перенесенные страдания средством для очищения души. Он утверждает, что нахождение в лагере - зло, уничтожающее в человеке все лучшие черты.

В 1956 г. Шаламова реабилитировали и он смог вернуться в Москву. Через некоторое время поэт и писатель устроился внештатным корреспондентом. Были изданы его некоторые стихотворения. В 70-е гг. выходили сборники Шаламова. В рубеже 70-80-х гг. "Колымские рассказы" были опубликованы в нескольких зарубежных издательствах. После этого к писателю пришла мировая известность.

Тяжелые годы сказались на здоровье писателя. В 1979 г. он был помещен в пансион, находясь в очень тяжелом состоянии. Он уже не мог писать, но продолжал работу, диктуя свои произведения. В 1982 г. Шаламова не стало.
Перестройка возродила интерес к творчеству писателя. В печати стали появляться его произведения, не пропущенные в прошлом цензурой. Они пользуются большой популярностью. Произведения Шаламова сохраняют в памяти потомков тех людей, которые безвинно перенесли невероятные страдания, оставаясь при этом Людьми.

  • 5 июня 1907 года (по старому стилю это было 18 июня) - Шаламов Варлам Тихонович появился на свет в Вологде.
  • Отец – Тихон Николаевич Шаламов (от. Тихон), священник, несколько лет прослуживший в Американской православной миссии на Аляске. Мать будущего писателя была учительницей. В семье, кроме Варлама, который был младшим ребенком, росли еще четверо детей.
  • 1914 год – поступление Шаламова в вологодскую гимназию Александра Благословенного.
  • 1923 год – окончание школы второй ступени в Вологде.
  • 1924 год – переезд будущего писателя в Москву.
  • 1924 -1926 года – Варлам Шаламов работал дубильщиком на одном из кожевенных заводов в Подмосковье (Кунцево).
  • 1926 год – поступление в МГУ на недавно созданный факультет советского права, где в скором времени он начал сотрудничать с троцкистской группой МГУ.
  • 1928 год – отчисление из МГУ. Официальная причина - "за сокрытие социального происхождения», а истинная – не указал в анкете, что отец священник.
  • 1927 - 1929 год - участие Шаламова в политических оппозиционных демонстрациях.
  • 19 февраля 1929 год – арест Варлама Шаламова за подпольное распространение дополнения к письму «Завещание Ленина », а также за связь с троцкистской группой.
  • 1929-1932 год – концентрационный лагерь (концлагерь) и ссылка на Урал в Соловки (Вишерское отделение Соловецких лагерей особого назначения).
  • 1932 год – возвращение Шаламова в столицу, где он занялся писательской деятельностью: печатает статьи в ведомственных журналах, пишет очерки, статьи.
  • 29 июня 1934 год - брак Варлама Тихоновича с Галиной Игнатьевной Гудзь.
  • 13 февраля 1935 год – рождение единственной дочери Елены.
  • Январь 1937 год – второй арест Шаламова. В этот раз ему вменялась «контрреволюционная троцкистская деятельность». Писатель был осужден на 5 лет лагерей с использованием на тяжелых физических работах. Отбывал срок Шаламов на Калыме.
  • 22 июня 1943 год – новый, на этот раз 10-летний, срок заключения за антисоветскую агитационную работу. По словам писателя, осудили его за то, что он в разговоре причислил Бунина к русским писателям-классикам.
  • 1946 - 1953 год – Шаламов, освоив профессию фельдшера, трудится в хирургическом отделении больницы, устроенной для заключенных, которая располагалась в поселке Дебин на левом берегу р. Колымы, а также в поселке лесорубов.
  • 1949 год – Варлам Тихонович начинает писать стихи, которые позже войдут в его знаменитые "Колымские тетради".
  • 1951 год – освобождение из лагеря без права покидать Колыму в течение двух лет. Также писателю было запрещено возвращение в Москву.
  • 1953 год – отъезд с Колымы в Калининскую область. В пос. Туркмен Шаламов трудится агентом по снабжению, а также мастером на торфоразработках.
  • 13 ноября 1953 год - Шаламов лично встречается с Б. Пастренаком, с которым до этого был знаком только заочно. Пастернак помогает Шаламову наладить общение с представителями литературных кругов.
  • 1954 год – развод Варлама Шарламова с Г.И. Гудзь.
  • 1956 год – реабилитация Шаламова, его возвращение в Москву. Писатель начал опять печататься в журналах, среди которых «Знамя», Юность», «Москва». Женитьба на О.С.Неклюдовой.
  • 1961 год – выход книги стихов «Огниво».
  • 1964 год - издание «Шелеста листьев».
  • 1966 год – расторжение брака с О.С.Неклюдовой.
  • 1966 - 1967 года - Шаламов работает над созданием «Воскрешения лиственницы» (рассказы).
  • 1967 год - «Дорога и судьба» (книга стихов).
  • 1972 год - выходят в свет «Московские облака» (стихи). В этом же году Варлам Шаламов стал членом Союза писателей СССР.
  • 1972 год – Шаламов публикует в «Литературной газете» письмо, в котором выступает с протестом против издательств, которые самовольно публикуют произведения авторов, нарушая их авторское право и волю. Писательские круги негативно восприняли данное послание, многие из них отворачиваются от Шаламова.
  • 1973 – 1982 года – жизнь в Доме инвалидов и престарелых в Тушино, куда Шаламов был определен в связи с тяжелой болезнью – Варлам Тихонович утратил зрение и слух, тяжело передвигался.
  • 1977 год - издание «Точки кипения» (сборник стихов)
  • 15 января 1982 года – перевод писателя в пансион для психохроников.
  • 17 января 1982 года – смерть Шаламова, вызванная пневмонией, которой Варлам Тихонович заболел во время транспортировки в пансион.

Большую часть его произведений издали уже посмертно. Варлам Шаламов , проведший более 17 лет в сталинских лагерях, известен не только как бытописатель тюремной жизни, но и как мастер слова, философ и мыслитель. А еще - как литератор, оставивший удивительные портреты своего времени и родного города в прозе. Это целый ряд рассказов и повесть «Четвертая Вологда», считающаяся одним из наиболее значительных его произведений.

И — пусть на свете не жилец -
Я — челобитчик и истец
Невылазного горя.
Я — там, где боль, я — там, где стон,
В извечной тяжбе двух сторон,
В старинном этом споре.

«Атомная поэма»

Детские годы Варлама Шаламова прошли под сенью . Под сенью — в прямом и переносном смысле, ибо дом причта, где родился писатель, находился буквально «за спиной» Софийского собора, в его тени, да и первые воспоминания будущего автора «Колымских рассказов» связаны именно с Холодным собором, как называли Софию вологжане.

О родителе Варлама Шаламова - отце Тихоне

Варлам Шаламов родился 5/18 июня 1907 года в семье священника Софийского собора отца Тихона Шаламова и его жены Надежды Александровны. Священником о. Тихон Шаламов был не вполне обычным. И дело даже не в том, что он носил укороченные рясы, а в его своеобразном взгляде на роль священства в русской истории.

Очевидно, высокие идеи о собственном предназначении возникли в голове отца Тихона уже после принятия сана, ибо, собственно, никаких других путей перед ним не открывалось: сын бедного священника из глухой зырянской деревушки, вряд ли он мог рассчитывать на какое-либо иное поприще, кроме «потомственного». Но и его он начал весьма экстравагантно: поехал миссионерствовать на Аляску. Там родились старшие братья и сестры Варлама, а сам он появился на свет уже в Вологде, на родине своей матери, куда о. Тихон перевез семью в 1905 году, привлеченный «свежими революционными веяниями».

Сын священника

Возможно, в отношении Варлама Тихоновича к отцу есть известная доля предвзятости. Застарелые детские обиды — обиды младшего позднего сына, и даже не за себя, а за мать, «судьба которой была растоптана отцом», — так и сочатся со страниц «Четвертой Вологды». В этом горьком автобиографическом повествовании о детстве в трех тесных комнатках дома причта писатель все время сводит счеты с отцом и самим собой. Тем не менее, даже с поправкой на сыновнюю обиду, о. Тихон Шаламов был на фоне тогдашнего духовенства фигурой экзотической, чтоб не сказать больше, о чем свидетельствует и круг его знакомых: ссыльные в Вологду революционеры, а также будущий обновленческий митрополит Александр (Введенский) (впоследствии отец Тихон и сам перешел в обновленчество). Со священноначалием у батюшки отношения при этом не складывались, и, когда его сына Сергея выгнали из гимназии, он приписывал это проискам врагов.

Варлаам (а в детстве Шаламов звался именно так, правильным именем; «лишнюю» букву он выкинул из него, уже став взрослым) в гимназии учился, напротив, отлично. Но и на это у отца было свое объяснение. «Меня боятся», — говорил он, пролистывая дневник сына, испещренный пятерками.

Писатель Варлам Шаламов - «Социально-опасный элемент»

Оканчивал Шаламов уже не гимназию Александра Благословенного, в которую поступал в 1914 году, а Единую трудовую школу второй ступени №6. Шел 1923 год. А в следующем году он навсегда покинул Вологду, чтобы самому строить свою жизнь. Не веря в Бога, юноша не хотел становиться священником. Не хотел учиться и медицине, хотя на этом настаивал отец. Приехав в Москву, он устроился дубильщиком на кожевенный завод. В 1926 году поступил по свободному набору на факультет советского права МГУ. На другой год, будучи оппозиционно настроен к существующей власти, принимал участие в митинге под лозунгами «Долой Сталина!» и «Выполним завещание Ленина!», приуроченном к десятилетию революции. Нам странно сейчас представить, что тогда еще могли быть митинги, но — действительно, могли быть. Политическая атмосфера 1920-х и 1930-х разнилась весьма серьезно.

Первый арест писателя

Уже в 1928 году студент Шаламов почувствовал на себе крепчающую хватку «молодой советской власти»: за сокрытие социального происхождения (в анкете не указал, что отец священник, написав, что — инвалид, хотя к тому времени именно последнее было правдой — о. Тихон совершенно ослеп) его исключили из университета. А в 1929 году последовал первый арест. Шаламова схватили при облаве в подпольной типографии, где печатались листовки «Завещание Ленина». Как «социально-опасный элемент» сын священника получил три года лагерей. Наказание он отбывал в Вишлаге, на Северном Урале, строил Березниковский химкомбинат.

Варлам Шаламов в Соликамске

На стене Соликамского Свято-Троицкого монастыря, которым до своей мученической кончины управлял , установлена доска в память одного из самых знаменитых узников сталинского ГУЛАГа, писателя Варлама Шаламова. Предположительно, камера, где некоторое время «сидел» Шаламов, находилась в подвале Троицкого собора.

Шаламов в первый раз был арестован в феврале 1929 года, задолго до того, как репрессии стали массовыми. Система лагерей тогда только создавалась, поэтому в Соликамске на тот момент имелась лишь пересыльная тюрьма. Позже, в 1930-е годы, город станет частью Усольлага, и количество заключенных в нем в несколько раз превысит коренное население.

Шаламов провел в Соликамске немного времени. Он содержался вместе с еще сотней заключенных в страшной тесноте в небольшом помещении. Однажды ночью писателя заставили раздеться, выйти на улицу и долго стоять на снегу, не разрешая присесть или попробовать согреться. Это было наказанием зато, что он вступился за одного из сокамерников, которого избивали надзиратели. Вскоре всех арестантов отправили дальше, в Вишеру.

В лагерной истории Соликамска много темных пятен. По мнению некоторых историков, доска на стене Троицкого монастыря установлена ошибочно, потому что тюрьма в нем была устроена только во второй половине 1930-х годов. В таком случае, превращенной в тюрьму церковью, через которую прошел будущий автор «Колымских рассказов», вероятнее всего, должен быть храм Иоанна Предтечи в Красном селе.

Второй арест Варлама Шаламова

В 1932 году Шаламов вернулся в Москву. Писал прозу, стихи, сотрудничал с профсоюзными журналами «За ударничество», «За овладение техникой», «За промышленные кадры», встречался с будущей женой Галиной Гудзь, с которой познакомился в лагере. Казалось, жизнь налаживается. Омрачали ее лишь события, обусловленные естественным ходом времени: в 1933 году умер отец писателя, в 1934-м — его мать. За полгода до ее смерти Шаламов женился, но внучки своей, родившейся в апреле 1935 года, Надежда Александровна уже не увидела.

Шаламов вспоминал:

«Я набирал силу. Стихи писались, но не читались никому. Я должен был добиться прежде всего необщего выражения. Готовилась книжка рассказов. План был такой. В 1938 году первая книжка прозы. Потом — вторая книжка — сборник стихов.

В ночь на 12 января 1937 года в мою дверь постучали: — Мы к вам с обыском. Это было крушение всех надеж... Донос на меня писал брат моей жены.

С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идет планомерное истребление целой „социальной“ группы — всех, — кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить. Камера была набита битком военными, старыми коммунистами, превращенными во „врагов народа“. Каждый думал, что все — страшный сон, придет утро, все развеется и каждого пригласят на старую должность с извинениями».

Особое совещание осудило Шаламова на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с использованием на тяжелых работах. 14 августа 1937 года пароход привез в бухту Нагаева (Магадан) большую партию заключенных. Среди них был Варлам Шаламов.

Колыма растянулась для Шаламова на 16 лет

Пять лет тяжелых работ растянулись на четырнадцать. Даже на шестнадцать — если считать все годы, проведенные писателем на Колыме, а не только лагерные. Эта эпоха в жизни Шаламова хотя и дала ему материал для творчества, но он не считал — в отличие от, например, А. И. Солженицына, — что она обогатила его неким хотя бы отчасти полезным опытом. «Автор „Колымских рассказов“, — писал Шаламов по возвращении на „большую землю“, — считает лагерь отрицательным опытом для человека — с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь — отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех — для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики».

Смерть шла за ним по пятам. Аркагала, Джелгала, Кадыкчан, Ягодное, Сусуман — все эти, много говорящие бывалому колымчанину, названия кандальными цепями опутали его биографию. Цинга и дистрофия выкрашивали зубы, застили дурнотным туманом глаза. Некоторое облегчение участи последовало в 1946 году, когда врач А.М. Пантюхов, сочувствовавший Шаламову, помог ему поехать на курсы фельдшеров в Магадан. Вплоть до окончания срока заключения (в 1951 году) зэка Шаламов работал фельдшером — сначала в больнице для заключенных «Левый берег», потом в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». В этот период он начал писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради».

Возвращение из заключения и смерть

Срок заключения Шаламова кончился в 1951 году. Но еще два года работал он фельдшером в Якутии, зарабатывая деньги для переезда. Стихи свои он отослал в Москву Б. Л. Пастернаку. Между ними завязалась переписка.

В Москву Варламу Тихоновичу, как и многим, удалось вернуться только в 1956 году. За годы, проведенные вдали от дома, распалась его семья. Любовь не смогла «перешагнуть» столь долгую разлуку.

Колыма надломила и душу Шаламова. Даже став членом Союза писателей, устроившись в Москве, он постоянно ждал, что его «выкинут» отсюда, боялся остаться без прописки. Учащались приступы болезни Меньера, сопровождавшиеся потерей координации. В Советском Союзе шаламовскую колымскую прозу не издавали, выходили только сборники стихов. Рассказы печатали лишь на Западе, но Шаламов, надеясь увидеть их опубликованными на родине, протестовал против этих изданий, что стало причиной его разрыва со многими диссиденствующи-ми литераторами.

И вот — одинокая старость. Пансионат для престарелых и инвалидов. Присуждение премии парижского Пен-клуба. Инсульт. 14 января 1982 года Шаламова перевели в интернат для психохроников. А 17 января скоротечная пневмония свела его в могилу.


Саша Митрахович 27.01.2017 18:09


Варлам Шаламов родился 18 июня 1907 года в семье вологодского священника Тихона Шаламова и Надежды Александровны, бывшей домохозяйкой. В свое время, до рождения Варлама, Тихон Николаевич десять лет служил проповедником на далеких Алеутских островах. Предки его принадлежали к русскому православному духовенству, при этом он верил в свои зырянские корни, благо провел детство среди людей этой народности. Дед писателя, священник Николай Иоаннович, женатый на дочери пономаря, служил в Вотчинском приходе Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, на территории нынешней Республики Коми.

Биографические данные детства этого замечательного писателя скупы: в 1914 году поступил в гимназию, а завершил среднее образование уже после революций 1917 года, окончив в 1923-м единую трудовую школу 2-й ступени № 6, устроенную советскими властями в том же здании. На этом вологодский период жизни Варлама Шаламова завершается: впереди его ждали работа дубильщиком на кожевенном заводе в подмосковном Кунцеве, факультет советского права в МГУ, исключение из-за отца - «за сокрытие социального происхождения», и вступление в пору зрелости. Но детство всегда жило в его памяти, и родной город нередко снился по ночам.

В книгах у будущего автора «Колымских рассказов» недостатка не было. До революции их семья не бедствовала, к тому же в Вологде испокон веку существовала традиция: каждый из числа ссыльных, во множестве отправляемых сюда на поселение царской Фемидой, отбыв свой срок, перед отъездом, передавал в дар свою личную библиотеку в книжный фонд Городского публичного книгохранилища. А ссылали сюда самых разных людей, от мятежного и философа Бердяева до эсера Савинкова и Марии Ульяновой. Классическим круговоротом русского освободительного движения называл Шаламов схему: Петербург - тюрьма - Вологда - заграница - Петербург - тюрьма - Вологда.

Поэтому вологжане всегда по праву гордились своей огромной общественной библиотекой. А еще в городе работали библиотеки в районах и народные читальни. Неслучайно вкус к родному языку и литературному слову Шаламов, по его собственному признанию, обрел именно в Вологде. «На одной из улиц стоит деревянная церковь -ценность зодчества, равная Кижам - церковь Варлаама Хутынского, покровителя Вологды. В честь этого святого назван и я, родившийся в 1907 году. Только я по своей воле превратил свое имя - Варлаама - в Варлама. По звуковым соображениям это имя казалось мне более удачным, без лишней буквы “а”».


Жили Шаламовы в маленькой казенной квартире соборного дома для причта, три комнатки на семь человек. Судьба уберегла это здание на Соборной Горке ввиду его близости к охраняемому государством архитектурному комплексу собора Ивана Грозного, так во времена писателя горожане величали .

Глава семьи носил дорогие шубы с боровыми воротниками, и даже рясы его были шелковыми, дорогого покроя. При этом с Аляски старший Шаламов привез опыт охотника и рыбака; во дворе дома он собственноручно мастерил лодки, благо река рядом. По воспоминаниям Варлама Тихоновича, все обитатели их дома для духовенства имели сараи-«дровеники» и огороды, работали в свободное время на земле, ведя далекий от праздного образ жизни.

Ныне в доме Шаламовых размещается музей лагерного бытописателя. На своих автобиографических страницах он часто вспоминал ночные обыски советских времен, бесконечные подселения, уплотнения и, наконец, изгнание его родителей в 1929 году из теперь уже бывшего дома церковного причта.

До этого жизнь и дом Шаламовых были сродни тогдашней патриархальной Вологде, стремившейся тянуться за столицами. Домашний музей с алеутскими стрелами - и простая репродукция работы Рубенса с ликом Христа, у лампадки, освященная как главная икона семьи. Каменные пушечные ядра, найденные Варламом в Вологодском кремле, - и знаменитое местное масло и молоко, первосортные даже во времена экономических кризисов.

У писателя, по его словам, были три Вологды: историческая, краевая, ссыльная и его, шаламовская - четвертая, как в одноименной повести.

«Я пытаюсь в этой книге соединить три времени: прошлое, настоящее и будущее - во имя четвертого времени - искусства. Чего в ней больше? Прошлого? Настоящего? Будущего? Кто ответит на это?»


Саша Митрахович 12.03.2019 08:43

1907, 18 июня (5 июня по старому стилю) - в городе Вологде в семье священника Софийского собора Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам (Варлам).

1914 - Варлаам принят в подготовительный класс мужской гимназии им. Александра Благословенного города Вологды.

1923 - оканчивает единую трудовую школу второй ступени № 6 - преемницу гимназии.

1924 - уезжает из Вологды и устраивается на работу дубильщиком на кожевенный завод в селе Кунцеве Московской области.

1926 - поступает на факультет советского права Московского государственного университета.

1927, 7 ноября - участвует в демонстрации оппозиции, посвященной 10-летию Октября, проходившей под лозунгом «Выполним завещание Ленина!».

1928 - исключен из университета за «сокрытие социального происхождения». Посещает литературные кружки О.М. Брика и С.М. Третьякова при журнале «Новый ЛЕФ».

1929, 19 февраля - арестован ОГПУ в подпольной типографии, печатавшей листовки под названием «Завещание Ленина». Осужден как «социально опасный элемент» на три года заключения в лагерях.

13 апреля - после содержания в Бутырской тюрьме отправлен в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Вишерского ЦБК и Березниковского химкомбината под руководством Э.П. Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя.

1931, октябрь - освобожден из лагеря и восстановлен в правах. Работает на Березниковском химкомбинате, чтобы собрать средства на возвращение в Москву.

1932 - возвращается в Москву и становится сотрудником профсоюзных журналов «За ударничество» и «За овладение техникой».

Последний приезд Варлама в Вологду.

1936 - публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в первом номере журнала «Октябрь».

2 июня - Особым совещанием при НКВД приговорен за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» к лишению свободы на пять лет со ссылкой в исправительно-трудовые лагеря со спецуказанием использования на тяжелых работах.

14 августа - с большой партией заключенных на пароходе «Кулу» доставлен в Магадан, откуда этапирован на золотодобывающий прииск «Партизан».

1938, декабрь - арестован по сфабрикованному лагерному «делу юристов» и заключен в следственную тюрьму в Магадане, затем помещен в тифозный карантин пересыльной тюрьмы.

1939, апрель - 1940, август - работает в геолого-разведочной партии на участке «Черное озеро» - землекопом-шурфовщиком, помощником топографа.

Осень - направлен на вспомогательные работы близ поселка Ягодное, где при голодном пайке становится «доходягой».

Март - направлен на прежнее место работы. Лето - при содействии врача Н.В. Савоевой возвращен в «Беличью», где при больнице временно работал культоргом и подсобным рабочим.

1945, весна - работает на прииске «Спокойный».

Осень - Шаламов работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки и голода, решается на побег, в наказание за это вновь направляется на штрафной прииск «Джелгала».

1946, весна - работает на прииске «Сусуман». В тяжелом состоянии попадает в санчасть, где встречается со знакомым врачом А.М. Пантюховым. После выздоровления с помощью Пантюхова направлен учиться на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана.

Декабрь - после окончания курсов определен на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег».

1949, весна - 1950, лето - работает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради».

1950-1951 - работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

1951, 13 октября - окончание срока заключения. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма (Оймяконский район, Якутия), чтобы скопить денег для отъезда с Колымы. Пишет стихи и посылает их с врачом Е. А. Мамучашвили в Москву, Б.Л. Пастернаку. Начинается переписка двух поэтов.

29 ноября - устраивается мастером в Озерецко-Неплюевское строительное управление треста «Центрторфстрой» Калининской области.

1954, 23 июня - поступает на Решетниковское торфопредприятие Калининской области агентом по снабжению. Живет в поселке Туркмен; в этом же году начинает работать над первым сборником «Колымские рассказы». 1956, 18 июля - реабилитирован за отсутствием состава преступления (официальная справка о реабилитации получена 3 сентября); в этом же году переезжает в Москву, расторгает отношения с Г.И. Гудзь и заключает брак с О.С. Неклюдовой.

1957 - работает штатным, затем внештатным корреспондентом журнала «Москва»; публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя» (№ 5).

1957-1958 - у Шаламова диагностирована болезнь Меньера, писатель лечится в Боткинской больнице. Получает инвалидность третьей, затем второй группы.

1959-1964 - работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир».

1961 - в издательстве «Советский писатель» выходит первая книжка стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира».

1964 - издает книгу стихов «Шелест листьев».

1964-1965 - завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

1965 - в журнале «Сельская молодежь» (№ 3) выходит рассказ «Стланик» - единственный из «Колымских рассказов», опубликованный в СССР при жизни писателя.

1966, февраль - в связи с процессом А. Синявского и Ю. Даниэля пишет публицистическое «Письмо старому другу», которое анонимно распространяется в самиздате. Усиление внимания к Шаламову со стороны КГБ; в этом же году разводится с О.С. Неклюдовой, знакомится с И.П. Сиротинской.

1966-1967- работает над сборником рассказов «Воскрешение лиственницы».

1967 - выходит третья книга стихов «Дорога и судьба».

1968-1971 - работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда».

1970-1971 - работает над «Вишерским антироманом» и «Воспоминаниями».

1972 - узнает о публикации на Западе, в издательстве «Посев», своих «Колымских рассказов». Пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с Шалимовым.

1972-1973 - издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. Работает над сборником «Перчатка, или КР-2», заключительным циклом «Колымских рассказов».

1977 - издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с семидесятилетием представлен к ордену «Знак Почета», но награды не получает. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Он начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни с потерей координации движений.

1978 - в Лондоне, в издательстве «Оверсиз пабликейшн», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке, также без ведома автора.

1979, февраль-апрель - находится в неврологическом отделении Московской клинической больницы № 67.

Май - с помощью друзей и Союза писателей направлен в пансионат для престарелых и инвалидов.

1980 - узнает о присуждении ему премии французского Пен-клуба, премии он так и не получил. В США выходит первый перевод «Колымских рассказов» на английский язык. Книга получает восторженные отзывы.

1980-1981 - переносит инсульт. Любитель поэзии А.А. Морозов публикует его стихи в Париже, в «Вестнике русского христианского движения», что вызывает новый шум вокруг больного писателя.

1982, 15 января - по заключению медкомиссии Шаламова переводят в пансионат для психохроников.

17 января - скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.