Open
Close

Почему Чацкий отторгнут фамусовским обществом? Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта (по комедии А

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».

Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Тест по произведению

— Вот то-то, все вы гордецы,

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя...

..........................................

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб».

А. С. Грибоедов

Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка «со-» означа-ет «вместе». Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не всегда вместе — в комедии «Горе от ума» убедительно пока-зано, что «век нынешний» и «век минувший» могут сойтись в одно время, в одном доме и объявить один другому беспощадную войну.

Представим себе московский барский особняк 20-х годов XIX века. Как свежий ветер, врывается в его затхлую атмосферу пылкий, влюбленный в дочь хозяина моло-дой человек — Александр Андреич Чацкий. С этим домом связаны его детские воспо-минания (здесь он воспитывался), здесь живет любимая им и, как он полагает, любя-щая его девушка. Он предчувствует счастливые минуты встречи, нового узнавания дорогих ему людей. Но, увы, «мильон терзаний» ожидает его здесь, и связаны эти терзания не только с крушением любви, но и с идейным противостоянием: на одном полюсе он, Чацкий, — «умница», «карбонари», который «властей не признает», «воль-ность хочет проповедать», а на другом — хозяин дома, Фамусов, московский туз, го-нитель всего нового, прогрессивного.

Чтобы понять, чем вызван их конфликт и в чем его суть, познакомимся поближе с хозяином дома и его неожиданным гостем, ставшим причиной переполоха и разру-шившим мир притворного спокойствия и благополучия.

Фамусов обрисован в комедии очень подробно. Это типичный барин-крепостник, рьяно защищающий старый уклад жизни и дворянские традиции прошлого: он счи-тает незыблемым крепостное право, не видит в слугах людей (называет их Петрушка-ми, Фильками, Гришками; рассердившись грозит: «В работу вас, на поселенье вас!»); идеал человека для него шут и ничтожество Максим Петрович; работа — надоевшее бремя, а поэтому его «обычай», как он сам признается, такой: «подписано — так с плеч долой». Фамусов — враг просвещения, в котором он видит «зло»; его мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Ему кажется справедливым, что «по отцу и сыну честь», а сам по себе человек ничего не значит: «будь плохонький, а если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Самые опасные враги для Фамусова — это передовые люди, чьи взгляды он считает разрушительными, опасными для его благо-получия и спокойствия. Таких людей он ненавидит и боится: ведь они стремятся слу-жить «делу, а не лицам», не хотят жить, «на старших глядя». Вот почему приезд Чацкого — для него катастрофа. Если вначале Павел Афанасьевич, притворяясь доб-родушным наставником, ворчит и поучает, то вскоре, выведенный из себя вольнодум-ными речами Чацкого с возмущением нападает на него. По его мнению, надо запре-тить таким господам, как его гость, «на выстрел подъезжать к столицам».

Причины беспокойства Фамусова ясны: Чацкий уже не тот благонравный юно-ша, который покинул этот дом три года назад. Теперь это зрелый человек с твердыми убеждениями, его речи направлены против того строя и тех порядков, которые явля-ются основой благополучия фамусовского общества. Прежде всего он выступает как противник крепостного права, гневно обличает неправый суд, его возмущают служба лицам, а не делу, чинопочитание и угодничество, рабская мораль. Он не понимает, как можно не сметь «свое суждение иметь», пресмыкаться перед власть имущими, с пренебрежением относиться к национальной культуре, языку.

Естественно, что убеждения Фамусова и Чацкого непримиримы. Ведь причина их конфликта не личная антипатия, не взаимные обиды или недовольство — они антаго-нисты по своим общественно-политическим взглядам, и каждый выступает от имени своих единомышленников. Лагерь Фамусова многочислен и многолик, Чацкий же на сцене один, но упоминаются люди, разделяющие его взгляды, и у фамусовского об-щества нет оснований торжествовать: его победа, как и поражение Чацкого, кажущи-еся. Очень точно сказал об этом в статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чац-кий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Материал с сайта

Действительно, если Чацкий покидает дом Фамусова, не изменив ни на йоту сво-их убеждений, ни в чем не отступив и ничего не уступив своим противникам, то Фа-мусов и его сторонники утратили былую самоуверенность, почва под их ногами ко-леблется. «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» — этим трагикомическим восклицанием Фамусова заканчивается комедия. Так автор подчеркивает, что у «века минувшего» нет перспектив, его время безвозвратно ушло, изжив себя. «Что станет говорить кто бы то ни было — разве в этом дело?! Важно другое: противостояние Фамусова и Чацкого — знамение времени. Не могут и никогда не смогут современни-ки-антиподы договориться: ведь нельзя остановить прогресс. «Чацкий начинает но-вый век — и в этом все его значение и весь ум», — подчеркивает И. А. Гончаров. Многочисленным Фамусовым пришлось отступить: законы истории неумолимы, и гениальный автор «Горя от ума» пророчески предсказал, как разрешится показанный им конфликт: старому миру нанесен удар, от которого он уже не оправится. Новое обязательно победит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чём суть конфликта фамусовского и чацкого общества
  • что делает чацкого и фамусова непримиримыми врагами
  • основные причины конфликта чацского и
  • в чем суть конфликта фамусова общества и чацкого
  • противостояние чацкого и фамусова

Русский посланник А. С. Грибоедов, прозванный персами Вазир-Мухтаром, был убит в Тегеране зимой 1826 года в результате заговора фанатиков-мусульман. Но убийство готовилось заранее в далекой заснеженной России, напуганной декабрьскими событиями на Сенатской площади. Среди декабристов Грибоедова не было, но его опасались не меньше, чем мятежников, вышедших с протестом к царю. Комедия «Горе от ума», переходившая из рук в руки, сеяла крамолу даже в рукописи, подобно радищевскому “Путешествию из Петербурга в Москву”. Смертный

Приговор писателю – миссия в Персию – был утвержден высочайший рукой на берегах Невы. Грибоедов стал Вазир-Мухтаром. Общество обрекло гениальную личность на гибель. Но пьеса вопреки всему жила…

Идейную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии развиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но, несмотря на узкие пространственные и временные рамки, автор ярко и подробно нарисовал картину жизни дворянского общества того времени и показал все новое, живое, передовое, что робко зарождалось

В его недрах.

Чацкий является представителем передовой части дворянской молодежи, которая уже осознает косность и жестокость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, считающих себя творцами и хозяевами жизни.

Таких героев, как Чацкий, еще немного, но они появляются, и это знамение времени. Грибоедов отразил основной конфликт эпохи – столкновение консервативных сил общества со свободолюбивыми личностями, вестниками новых веяний, идей. Конфликт этот не придуман автором, за ним стоят лучшие люди эпохи, будущие декабристы, полные чувства тревоги за родину и народ, вступающие на путь борьбы за счастье, за светлые идеалы, за будущее.

Грибоедов показал человека нового типа, деятельного, неравнодушного, способного выступить против крепостничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и человечности. Именно такими хочет видеть Чацкий черты «века нынешнего», в котором «… истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания». Страстными речами, вольными мыслями, всем поведением героя отвергаются устаревшие нормы жизни и воспевается новая идеология, проповедуются взгляды декабристов.

Фамусовское общество, хранящее привилегии и традиции «века минувшего», века покорности и страха, защищает идеологию раболепства, чинопочитания и лицемерия. В понимании общества «ум – это умение сделать карьеру», «награжденья брать» и «весело пожить». Людям, живущим по таким принципам, глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, «Ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Главная задача этого общества – сохранить в неприкосновенности жизненный уклад, поступить так, «как делали отцы». Недаром Чацкий часто напоминает именно об этом: «поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет». А Фамусов всех наставляет: «Учились бы, на старших глядя». Путь к заветному благополучию – это, например, карьера Максима Петровича:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб.

Здесь все, по выражению Чацкого, не «служат», а «прислуживаются». Ярче всего это проявляется у Молчалина, которого отец научил «угождать всем людям без изъятья », и даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен уродливым представителям этого общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии («чинишки», «местечки»), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне для того, чтобы принести пользу народу, который он считает «умным и бодрым». Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. Он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познанья», или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным». Фамусов не может спокойно внимать речам Чацкого, он затыкает уши. Жить глухим – единственная возможность оградить себя от обличений Чацкого!

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценичных персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать,; это профессора Петербургского педагогического института; это князь Федор – химик и ботаник.

Чацкий как герой произведения не только воплощает в себе этику и эстетику декабристов, но имеет много общего с реальными историческими лицами.

Он оставил службу, как Никита Муравьев, Чаадаев. Они рады были бы служить, да «прислуживаться тошно». Мы знаем, что Чацкий “славно пишет, переводит”, как и большинство декабристов: Кюхельбекер, Одоевский, Рылеев…

До великих и трагических событий двадцать пятого года оставалось еще несколько лет, но финальной сценой поражения Чацкого Грибоедов, быть может, предвосхитил исход этих событий.

С жаром и насмешкой Чацкий произносит последние слова, в которых изливает «всю желчь и всю досаду», и уезжает, оставив «мучителей толпу» наедине с клеветой, лукавством, враждой друг к другу, выдумками и вздором – словом, с пустотой дряхлеющего света.

В конце действия появляется карета. Может быть, это символ прощания, а может быть, долгой дороги, которую еще суждено пройти герою.

Спустя полвека после создания комедии, когда чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова финала пьесы звучали очень убедительно. Ведь возвращались победителями «России верные сыны».

Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Чацкие, Грибоедовы, Вазир-Мухтары, которые, благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем идти вперед – «за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Янв 28 2011

Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот
двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни
автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии
переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту
первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии
наизусть. «Горе от ума», как политическая , сразу же была воспринята
правильно и получила высокую оценку декабристов. Прочитаны первые страницы …Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с
первых же страниц заинтересовала меня.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме
своего опекуна Фамусова,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью,
получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка
вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре
юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали
серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно,
самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти
годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и
любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению
жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой
снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно
любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой
девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий
весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь
Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его
отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не
любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно,
отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может
почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов
встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между
ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным
претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником
самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
«свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о
человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная
идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности,
о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и
бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным,
их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот
строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит
в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем
обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает,
издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как
к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он
хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как
выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает
у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне
близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, -
олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести,
на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит
ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю,
что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но
нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница
прекрасного пола и вдруг…. такая подлость! Выдумка о сумасшествии
Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все
повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают
перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой
фразы: по их мнениям сумасшедший - значит «вольнодумец». Все пытаются
установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по
летам»,но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,
Ученость – вот

причина….
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и
просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он
ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой
свободолюбивый . И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, -
возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем
сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как
то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий
оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и
горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная
намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут
Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет
ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и
поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я
пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник -
Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый»,
убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё
суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело
пожить».

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала
случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена,
унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе
силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её
ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может.
Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его
безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так
как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему.
Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в
любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету,
где оскорбленному есть чувству уголок ».

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий,
причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется
благонравный низкопоклонник и делец». Может быть, прав наш герой. Ведь
Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не
принесла бы человеку, имеющему определенное мнение о крепостном
праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего
единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не
безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая
характерна для фамусовского общества, погубившего её.
Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной
культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной
силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое
отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так
часто встречаются и в нашей жизни.

Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и
пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » О конфликте Чацкого с фамусовским обществом. . Литературные сочинения!

Российский дипломат, статский советник и русский классик А. С. Грибоедов служил на Востоке и был прозван персами Вазир-Мухтаром. Его убили зимой 1826 года в Тегеране мусульманские заговорщики. Однако его убийство готовилось в России, которая была напугана Грибоедова не было среди них, но его опасались не меньше, чем тех дворян. Его великое произведение «Горе от ума» было запрещено и передавалась тайно из рук в руки. Смертный приговор подписли тогда, когда оппозиционного дипломата отправили с миссией в Персию. Так общество избавилось от гениальной личности. Однако его пьеса осталась жить.

В основу пьесы «Горе от ума» вошел конфликт молодого и прогрессивного дворянина Чацкого с высшим обществом. В сюжете описываются события одного дня в доме старого аристократа Фамусова. Несмотря на такие узкие временные рамки, автор нарисовал подробнейшую картину происходящих событий. Он показал все то новое и молодое, что зарождалось в глубоких недрах дворянского общества.

Чацкий стал представителем современной молодежи «века нынешнего» с вольнолюбивыми взглядами. Его оппонентом в определении как «век минувший» явился человек старой формации Фамусов и его приглашенные гости.

А теперь попробуем немного порассуждать о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Атмосфера дома Фамусова

Может сразу показаться, что Чацкий необъективен в своих суждениях о и настоящих, он считает, что свет уже не тот, и нравы его слишком устарели. Все это обусловлено его молодостью и в некоторой степени наивностью. Конечно, Чацкий уже три года жил за границей, и теперь ему трудно понять атмосферу, царившую в доме Фамусова. Он ждал каких-то изменений. Однако, вернувшись, он понял, что светские нравы, увы, остались теми же, и людей все также почитают за чины, количество крепостных душ и деньги, а не за их ум и благородство. Теперь в некотором аспекте становится понятным, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Спор поколений

С самых первых страниц произведения уже становится ясным, что в этом доме постоянно лгут. Вот только лишь ложь служанки Лизы носит некий благородный характер, так как она таким образом спасает свою хозяйку, дочку Фамусова - Софью, влюбленную в Молчалина - секретаря отца. Но, по словам ее отца, он ей не пара, так как очень беден.

Ложь Софьи тоже оправдана из-за любви к Молчалину. Но через некоторое время мы видим и ложь Молчалина, который начинает заигрывать с прислужницей Лизой. Понятно, что с Софьей он крутит роман из-за выгоды.

Но и Фамусов в этом плане не лучше, он тоже тайком волочится за служанкой Лизой. И потом в своем диалоге с гостями произнесет о себе такие слова: «Монашеским известен поведением». Грибоедов специально отводит описанию всей этой обстановки столь много времени, чтобы точнее отразить нравственную атмосферу жизни того общества.

И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения.

Чацкий и фамусовское общество. Сочинение

Фамусов - зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.

Чацкий же, напротив, - человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них - полковник Скалозуб - карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».

Следующий персонаж - это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.

Месть

Чацкий обличает всех налево и направо, его главный критерий, по которому он всех оценивает, - это ум и духовность. Поэтому и можно себе представить, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Месть хладнокровного глупого не заставила себя ждать. Чацкий выступал против крепостного права и был носителем передовых идей - образования и Он хотел обновлений и оздоровления социума, но этого не произошло. И вот наступает предчувствие разрыва Чацкого с обществом, и его объявляют сумасшедшим. Униженный и оскорбленный, он в ужасе покидает этот проклятый дом и Москву.